МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР
11 августа 1975 г. N 304-ц
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РСФСР
19 августа 1975 г. N 10/671
ПИСЬМО
О ТИПОВЫХ СТРУКТУРАХ И НОРМАТИВАХ ЧИСЛЕННОСТИ
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И СЛУЖАЩИХ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Доводятся для руководства
разработанные в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 26 июня
1973 г. N 353 и утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР по
согласованию с Министерством финансов РСФСР прилагаемые Типовые структуры и
нормативы численности инженерно-технических работников и служащих
автотранспортных предприятий.
Руководители автотранспортных предприятий
применительно к Типовым структурам и нормативам численности
инженерно-технических работников и служащих и с учетом конкретных условий
разрабатывают и утверждают структуру и штатное расписание в пределах
утвержденных предельных ассигнований на содержание аппарата управления с 1
января 1976 года.
Типовые структуры и штаты автохозяйств,
утвержденные Приказом Минавтошосдора РСФСР от 21
августа 1961 г. N 264, считать утратившими силу.
Заместитель Министра
автомобильного транспорта РСФСР
С.П.ВОЛКОВ
Заместитель Министра
финансов РСФСР
Л.Е.ЛУКОШКОВ
Утверждаю
Министр автомобильного
транспорта РСФСР
Е.Г.ТРУБИЦЫН
7 июля 1975 года
Согласовано
Министр финансов РСФСР
Л.Е.ЛУКОШКОВ
4 июля 1975 года
ТИПОВЫЕ СТРУКТУРЫ
И НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ И СЛУЖАЩИХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. Типовые структуры и нормативы
численности инженерно-технических работников и служащих применяются всеми
автотранспортными предприятиями Министерства автомобильного транспорта РСФСР,
имеющими свыше 50 единиц подвижного состава, для определения численности и
расстановки ИТР и служащих аппарата управления.
Для автотранспортных предприятий,
выполняющих международные перевозки, для предприятий со списочным количеством
подвижного состава более 1100 единиц, а также менее 50 единиц (в исключительных
случаях с разрешения Министерства) типовые структуры и нормативы численности
устанавливаются в индивидуальном порядке по согласованию с вышестоящей
организацией применительно к настоящим нормативам.
2. В основу разработки нормативов
численности ИТР и служащих положены следующие данные:
а) технические расчеты;
б) технико-экономические показатели и
штатные расписания автотранспортных предприятий;
в) результаты анализа организации труда и
мероприятия по ее совершенствованию.
3. Наименования
структурных подразделений и должностей работников предприятий приняты в
соответствии со схемами должностных окладов, утвержденными Постановлением ЦК
КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 декабря 1972 г. N 842, таблицы N 163,
178 (Приказ Министра автомобильного транспорта РСФСР от 29 января 1973 г. N 2)
и Постановлением Совета Министров ССОР от 12 августа 1960 г. N 896 (Приказ
Министерства от 6 октября 1960 г. N 368).
Конкретные наименования должностей в
штатных расписаниях устанавливаются в соответствии с Квалификационным
справочником должностей служащих и квалификационными характеристиками
должностей служащих в отраслях транспорта, утвержденными Постановлениями
Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной
платы от 14 января 1969 г. N 15 и от 25 июня 1971 г. N 279.
4. Распределение должностей работников,
относящихся и не относящихся к аппарату управления, произведено в соответствии
с формой 8а (автохозяйство), утвержденной ЦСУ СССР 10.05.72 N 10-138.
5. В соответствии с
Положением о социалистическом государственном производственном предприятии,
утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 731,
руководители предприятий применительно к типовым структурам и нормативам
численности ИТР и служащих и с учетом конкретных условий разрабатывают
структуру управления и штатное расписание в пределах утвержденных предельных
ассигнований на содержание аппарата управления.
6. Настоящие типовые
структуры и нормативы не распространяются на номерные автоколонны, для которых
применяются специальные штаты, а также на машиносчетные бюро,
погрузочно-разгрузочные, транспортно-экспедиционные агентства и отделения,
грузовые станции, автовокзалы и автостанции, контрольно-диспетчерские пункты,
занятые загрузкой грузовых автомобилей в попутном направлении,
исследовательские и проектные лаборатории, конструкторско-технологические
группы, группы надежности, детские, жилищно-коммунальные и бытовые
несамостоятельные подразделения, входящие в состав автотранспортных
предприятий.
Численность работников по указанным
подразделениям устанавливается руководителем автотранспортного предприятия в
пределах плана по труду, а по должностям, относящимся к аппарату управления,
кроме того, в пределах установленных предельных ассигнований на содержание
аппарата управления.
7. Приведенные в сборнике пределы
числовых значений факторов, в которых указано "до", следует понимать
"включительно".
8. Если на автотранспортных предприятиях
в результате применения более рациональной структуры фактическая численность
инженерно-технических работников и служащих меньше предусмотренных нормативов,
то настоящие нормативы не вводятся.
9. Если фактическая численность ИТР и
служащих на предприятии выше нормативной, то она должна быть сокращена до нормативной.
II. НОРМАТИВЫ
ЧИСЛЕННОСТИ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1. Управление автотранспортным
предприятием складывается из следующих функций:
- общее руководство;
- технико-экономическое планирование;
- организация труда и заработной платы;
- бухгалтерский учет и финансовая
деятельность;
- материально-техническое снабжение;
- комплектование и подготовка кадров;
- общее делопроизводство и хозяйственное
обслуживание;
- эксплуатационная служба (оперативное
управление перевозками);
- производственно-техническая служба
(управление ремонтно-обслуживающими и вспомогательными процессами);
- контрольно-ревизорская служба.
2. Настоящие нормативы численности
являются укрупненными и представлены в виде таблиц по функциям управления
автотранспортным предприятием.
3. Нормативы численности по
соответствующим функциям управления определены в зависимости от значения
следующих факторов: среднесписочное количество автомобилей, коэффициент
выпуска, общая численность работников предприятия, время в наряде одного автомобиля,
плановая численность ремонтно-вспомогательных рабочих.
Численные значения факторов принимаются
по плановым показателям на год, а коэффициент выпуска автомобилей на линию и
режим работы автомобилей - по отчету за предыдущий год, при этом среднесписочное
количество автомобилей - без учета переводных коэффициентов.
4. Общий норматив численности в целом по
предприятию определяется путем суммирования соответствующих нормативов по
каждой функции управления.
5. В случае производственной
необходимости допускается увеличение (уменьшение) численности по одной из
функций за счет соответствующего уменьшения (увеличения) другой. При этом
суммарная численность не может быть выше нормативной.
6. На автотранспортных предприятиях,
имеющих колонны, расположенные в отрыве от основной базы на расстоянии до 10
км, численность работников по функции "Эксплуатационная служба" может
быть увеличена на 2 человека в расчете на одну колонну. В случае если в колонне
осуществляется ремонт подвижного состава, дополнительно может быть увеличена на
2 человека численность работников по функции "Производственно-техническая
служба".
При удалении колонн от основной базы на
расстоянии свыше 10 км численность работников по функциям может быть увеличена
в расчете на одну колонну в следующем порядке:
- эксплуатационная служба - на 3 человека
при времени в наряде 1-го автомобиля до 10 часов и на 4 человека - свыше 10
часов;
- производственно-техническая служба - на
3 человека;
- бухгалтерский учет и финансовая
деятельность - на 1 человека.
А. Нормативы
численности работников
аппарата управления по функциям
Таблица N 1
ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО
Для всех автотранспортных предприятий
┌─────────────────────────────┬───┬─────┬─────┬─────┬──────┬─────┐
│
Среднесписочная численность │До │201 -│401
-│701 -│1601 -│Свыше│
│ работающих, чел. │200│400 │700
│1600 │2500 │2500
│
├─────────────────────────────┤ │
│ │ │ │ │
│
Среднесписочное количество │ │
│ │ │ │ │
│ автомобилей, ед. │
│ │ │
│ │ │
├─────────────────────────────┼───┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┤
│50
- 200 │2 │3
│3 │3 │-
│- │
│201
- 300 │- │3
│3 │3 │-
│- │
│301
- 500 │-
│- │3 │4
│4 │4 │
│501
- 800 │- │-
│4 │4 │4
│4 │
│801
- 1000 │- │-
│- │4 │4
│4 │
│1001
- 1100 │- │-
│- │4 │4
│4 │
└─────────────────────────────┴───┴─────┴─────┴─────┴──────┴─────┘
Таблица N 2
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
┌───────────────────────────┬───┬─────┬─────┬─────┬──────┬──────┬─────┐
│Среднесписочная
численность│До │201
-│501 -│901 -│1301 -│1801 -│Свыше│
│ работающих, чел. │200│500 │900
│1300 │1800 │2500 │2500 │
├───────────────────────────┤ │
│ │ │ │ │ │
│Среднесписочное
количество │ │ │
│ │ │ │ │
│ автомобилей, ед. │
│ │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────┴───┴─────┴─────┴─────┴──────┴──────┴─────┤
│ а) для грузовых и автотранспортных
предприятий │
│
│
│50
- 250 │1 │2
│3 │- │-
│- │- │
│251
- 500 │- │3
│3 │4 │4
│- │- │
│501
- 800 │- │-
│4 │4 │4
│4 │- │
│801
- 1000 │- │-
│- │4 │4 │5 │5
│
│1001
- 1100 │- │-
│- │- │5
│5 │5 │
│
│
│ б) для автобусных автотранспортных
предприятий │
│ │
│50
- 250 │1 │2
│3 │3 │-
│- │- │
│251
- 400 │- │3
│3 │3 │4
│- │- │
│401
- 700 │- │-
│4 │4 │4
│4 │5 │
│701
- 1100 │- │-
│- │4 │5
│5 │5 │
│
│
│ в) для таксомоторных автотранспортных
предприятий │
│ │
│50
- 250 │1 │2
│2 │3 │-
│- │- │
│251
- 500 │- │2
│2 │3 │3
│- │- │
│501
- 800 │- │-
│3 │3 │3
│4 │- │
│801
- 1000 │- │-
│- │4 │4
│4 │4 │
│1001
- 1100 │- │-
│- │4 │4
│4 │4 │
└───────────────────────────┴────┴────┴─────┴─────┴──────┴──────┴─────┘
Таблица N 3
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
┌──────────────────────────────┬─────────────┬──────────┬────────┐
│ Тип автотранспортного │
Грузовые и │Автобусные│Таксо- │
│ предприятия │автотранспорт│ │моторные│
├──────────────────────────────┼─────────────┴──────────┴────────┤
│
Среднесписочная численность │ Нормативы численности, чел. │
│ работающих, чел. │ │
├──────────────────────────────┼─────────────┬──────────┬────────┤
│До
500 │1 │1 │1 │
│501
- 900 │2 │2 │2 │
│901
- 1300 │3 │3 │2 │
│1301
- 1800 │4 │4 │3 │
│1801
- 2500 │4 │4 │3 │
│Свыше
2500 │5 │5 │4 │
└──────────────────────────────┴─────────────┴──────────┴────────┘
Таблица N 4
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
┌──────────────────────────────┬─────────────┬──────────┬────────┐
│ Тип автотранспортного │
Грузовые и │Автобусные│Таксо- │
│ предприятия │автотранспорт│ │моторные│
├──────────────────────────────┼─────────────┴──────────┴────────┤
│
Среднесписочная численность │ Нормативы численности, чел. │
│ работающих, чел. │ │
├──────────────────────────────┼─────────────┬──────────┬────────┤
│До
300 │4 │4 │3 │
│301
- 400 │5 │5 │4 │
│401
- 600 │7 │7 │6 │
│601
- 800 │8 │8 │7 │
│801
- 1000 │9 │9 │8 │
│1001
- 1300 │10 │10 │9 │
│1301
- 1700 │11 │11 │10 │
│1701
- 2100 │12 │12 │12 │
│2101
- 2500 │13 │13 │13 │
│Свыше
2500 │15 │15 │14 │
└──────────────────────────────┴─────────────┴──────────┴────────┘
Примечание. При обслуживании
машиносчетной станцией норматив численности применяется с коэффициентом 0,9.
Таблица N 5
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ
Для всех автотранспортных предприятий
┌────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐
│ Среднесписочное количество │Нормативы численности, чел.│
│ автомобилей, ед. │ │
├────────────────────────────────────┼───────────────────────────┤
│50
- 150 │1 │
│151
- 400 │2 │
│401
- 800 │3 │
│801
- 1000 │4 │
│1001
- 1100 │4 │
└────────────────────────────────────┴───────────────────────────┘
Таблица N 6
КОМПЛЕКТОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ
Для всех автотранспортных предприятий
┌────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐
│ Среднесписочная численность │Нормативы численности, чел.│
│ работающих, чел. │ │
├────────────────────────────────────┼───────────────────────────┤
│До
300 │1 │
│301
- 800 │2 │
│801
- 1500 │3 │
│1501
- 2500 │4 │
│Свыше
2500 │5 │
└────────────────────────────────────┴───────────────────────────┘
Таблица N 7
ОБЩЕЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ
Для всех автотранспортных предприятий
┌────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐
│ Среднесписочное количество │Нормативы численности, чел.│
│ автомобилей, ед. │ │
├────────────────────────────────────┼───────────────────────────┤
│50
- 300 │1 │
│301
- 500 │2 │
│501
- 1000 │3 │
│1001
- 1100 │4 │
└────────────────────────────────────┴───────────────────────────┘
Таблица N 8
ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СЛУЖБА
1. Для грузовых и автотранспортных предприятий
┌──────────────────────────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬─────┐
│ Коэффициент выпуска │0,51 -│0,61 -│0,71 -│0,81
-│Свыше│
├──────────────────────────────┤0,60 │0,70
│0,80 │0,90 │0,90 │
│ Среднесписочное количество │
│ │ │ │ │
│ автомобилей, ед. │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┤
│ а) при режиме работы автомобилей до 10
часов │
│
│
│50
- 100 │5 │6 │6 │6 │7
│
│101
- 150 │7 │7 │8 │8 │9
│
│151
- 200 │10 │11
│11 │11 │12
│
│201
- 250 │13 │14
│14 │14 │15
│
│251
- 300 │15 │15
│16 │16 │17
│
│301
- 400 │17 │17
│18 │18 │19
│
│401
- 500 │19 │19
│20 │20 │21
│
│501
- 600 │22 │23
│24 │25 │26
│
│601
- 700 │26 │26
│27 │27 │29
│
│701
- 800 │27 │29
│30 │31 │32
│
│801
- 900 │30 │31
│31 │34 │30
│
│901
- 1000 │33 │35
│36 │37 │39
│
│1001
- 1100 │35 │38
│39 │41
│43 │
│
│
│ б) при режиме работы свыше 10
часов │
│
│
│50
- 100 │6 │7 │7 │7 │8
│
│101
- 150 │8 │8 │9 │9 │10
│
│151
- 200 │11 │12
│12 │12 │13
│
│201
- 250 │14 │15
│15 │15 │16
│
│251
- 300 │16 │16
│17 │17 │18
│
│301
- 400 │18 │18
│19 │19 │20
│
│401
- 500 │20 │20
│22 │22 │23
│
│501
- 600 │23 │24
│25 │26 │27
│
│601
- 700 │27 │27
│28 │29 │31
│
│701
- 800 │29 │31
│32 │33 │35
│
│801
- 900 │32 │34
│36 │37 │38
│
│901
- 1000 │35 │38
│39 │40 │42 │
│1001
- 1100 │38 │41
│42 │43 │45
│
└──────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┘
Примечание. При круглосуточной работе
диспетчерского пункта норматив численности увеличивается на 1 чел. на каждые
100 автомобилем.
2. Для автобусных автотранспортных предприятий
┌──────────────────────────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬─────┐
│ Коэффициент выпуска │0,51 -│0,61 -│0,71 -│0,81
-│Свыше│
├──────────────────────────────┤
0,60 │ 0,70 │ 0,80 │ 0,90 │0,90 │
│ Среднесписочное количество │
│ │ │ │ │
│ автомобилей, ед. │ │ │ │ │
│
├──────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┤
│ а) при режиме работы автомобилей до 10
часов │
│
│
│50
- 100 │5 │6 │6
│6 │7
│
│101
- 150 │7 │8 │9 │9 │9
│
│151
- 200 │10 │11
│12 │12 │12
│
│201
- 250 │13 │14
│14 │14 │15
│
│251
- 300 │15 │15
│16 │16 │17
│
│301
- 400 │17 │17
│18 │18 │19
│
│401
- 500 │19 │19
│20 │20 │21
│
│501
- 600 │22 │23
│24 │25 │26
│
│601
- 700 │26
│26 │27 │27
│29 │
│701
- 1100 │27 │29
│30 │31 │32
│
│
│
│ б) при режиме работы автомобилей свыше
10 часов │
│ │
│50
- 100 │6 │7 │7 │7 │8
│
│101
- 150 │8 │9 │10 │11
│12 │
│151
- 200 │11 │12
│13 │13 │15
│
│201
- 250 │14 │15
│16 │16 │18
│
│251
- 300 │16 │16
│18 │18 │19
│
│301
- 400 │18 │18
│19 │19 │20
│
│401
- 500 │20 │20
│22 │22 │23
│
│501
- 600 │23 │24
│25 │26 │27
│
│601
- 700 │27 │27
│28 │29 │31
│
│701
- 1100 │29 │31
│32 │33 │35
│
└──────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┘
Примечание. При круглосуточной работе
диспетчерского пункта норматив численности увеличивается на 1 чел. на каждые
400 автобусов.
3. Для таксомоторных автотранспортных предприятий
┌──────────────────────────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬─────┐
│ Коэффициент выпуска │0,51 -│0,61 -│0,71 -│0,81
-│Свыше│
├──────────────────────────────┤
0,60 │ 0,70 │ 0,80 │ 0,94 │0,90 │
│ Среднесписочное количество │
│ │ │ │ │
│ автомобилей, ед. │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┤
│ а) при режиме работы автомобилей до 10
часов │
│
│
│50
- 100 │5 │6 │6 │6 │7
│
│101
- 150 │7 │8 │9 │9 │9
│
│151
- 200 │10 │11
│12 │12 │12
│
│201
- 250 │13 │14
│14 │14 │15
│
│251
- 300 │15 │15
│16 │16 │17
│
│301
- 400 │17 │17
│18 │18 │19
│
│401
- 500 │19 │19
│20 │20 │21
│
│501
- 600 │22 │23
│24 │25 │26
│
│601
- 700 │26 │26
│27 │27 │29
│
│701
- 800 │27 │29
│30 │31 │32
│
│801
- 900 │30 │31
│31 │34 │36
│
│901
- 1000 │33 │35
│36 │37
│39 │
│1001
- 1100 │35 │38
│39 │41 │43
│
│
│
│ б) при режиме работы автомобилей свыше
10 часов │
│ │
│50
- 100 │6 │7 │7 │7 │7
│
│101
- 150 │8 │8 │9 │9 │10
│
│151
- 200 │11 │12
│12 │12 │13
│
│201
- 250 │14 │15
│15 │15 │16
│
│251
- 300 │16 │16
│17 │17 │18
│
│301
- 400 │18 │18
│18 │19 │20
│
│401
- 500 │20 │20
│21 │21 │22
│
│501
- 600 │23 │24
│25 │26 │27
│
│601
- 700 │27 │27
│28 │29 │30
│
│701
- 800 │29 │31
│32 │33 │34
│
│801
- 900 │32 │34
│36 │37 │38 │
│901
- 1000 │35 │38
│39 │40 │41
│
│1001
- 1100 │38 │41
│42 │43 │44
│
└──────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┘
Примечания:
1. В таблице N 8 (1 - 3) численность
линейных диспетчеров не предусмотрена. Она устанавливается руководителем
предприятия в зависимости от конкретных условий работы подвижного состава на
линии - количества грузообразующих точек, объема
перевозок, значимости обслуживаемых объектов, наличия оборудованного
диспетчерского пункта и т.п. факторов - по следующим нормативам:
а) для грузовых автотранспортных
предприятий - один линейный диспетчер на смену в каждом крупном грузообразующем пункте, обслуживаемом не менее 25
автомобилями, совершающими 3 - 4 ездки или 1 ездку с 8
- 10 заездами;
б) для автобусных и таксомоторных
автотранспортных предприятий - один линейный диспетчер на смену при количестве
отправлений не менее 100.
2. При обслуживании автобусных
диспетчерских пунктов через ЦДС, оборудовании их средствами оперативного
контроля норматив численности линейных диспетчеров соответственно уменьшается и
устанавливается руководителем предприятия в зависимости от местных условий.
3. При осуществлении централизованного
руководства перевозками транспортным управлением численность работников по
функции "Эксплуатационная служба" соответственно уменьшается в
зависимости от объема работы, выполняемой в централизованном порядке.
Таблица N 9
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
┌───────────────────────┬──┬────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┐
│Плановая
численность │До│51
-│101 -│151 -│201 -│251 -│301 -│401 -│Свыше│
│ремонтных
и вспомога- │50│100
│150 │200 │250
│300 │400 │500
│ 500 │
│тельных
рабочих, чел. │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
├───────────────────────┤ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│Среднесписочное
коли- │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│чество автомобилей, ед.│ │
│ │ │
│ │
│ │ │
├───────────────────────┴──┴────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┤
│ а) для грузовых и автотранспортных
предприятий │
│
│
│50
- 100 │5 │6 │7
│- │- │-
│- │- │-
│
│101
- 150 │6 │8 │9
│11 │- │-
│- │- │-
│
│151
- 200 │7 │10 │12
│13 │14 │-
│- │- │-
│
│201
- 250 │8 │12 │13
│14 │15 │15
│16 │- │-
│
│251
- 300 │9 │13 │15
│16 │17 │18
│19 │- │-
│
│301
- 400 │- │14 │17
│17 │18 │19
│20 │22 │24
│
│401
- 500 │- │15 │18
│20 │22 │24
│25 │26
│27 │
│501
- 600 │- │- │20
│22 │23 │25
│27 │29 │30
│
│601
- 800 │- │- │-
│- │26 │27
│29 │31 │34
│
│801
- 1000 │- │- │-
│- │- │29
│34 │36 │39
│
│1001
- 1100 │- │- │-
│- │- │-
│- │41 │43
│
│
│
│ Примечание. При круглосуточной работе
мастерских и профилакториев │
│норматив
численности увеличивается на 1 человека на каждые 100 │
│автомобилей.
│
│
│
│ б) для автобусных автотранспортных
предприятий │
│
│
│50
- 100 │7 │8 │9
│- │- │-
│- │- │-
│
│101
- 150 │8 │10 │11
│12 │- │-
│- │- │-
│
│151
- 200 │10│12 │14
│15 │16 │17
│- │- │-
│
│201
- 250 │11│14 │15
│16 │18 │18
│20 │- │-
│
│251
- 300 │12│15 │17
│18 │20 │21
│22 │- │-
│
│301
- 400 │- │16 │19
│20 │21 │22 │24
│26 │- │
│401
- 500 │- │- │20
│22 │24 │26
│27 │28 │31
│
│501
- 600 │- │- │-
│24 │25 │27
│29 │31 │32
│
│601
- 700 │- │- │-
│26 │28 │29
│31 │33 │36
│
│701
- 1100 │- │- │-
│- │- │32
│36 │38 │41
│
│
│
│ Примечание. При круглосуточной работе
мастерских и профилакториев │
│норматив
численности увеличивается на 1 человека на каждые 100 автобусов.│
│
│
│ в) для таксомоторных
автотранспортных предприятий │
│ │
│50
- 100 │5 │6 │7
│- │- │-
│- │- │-
│
│101
- 150 │7 │8 │8
│- │- │-
│- │- │-
│
│151
- 200 │8 │10 │11
│12 │13 │-
│- │- │-
│
│201
- 250 │9 │11 │13
│14 │15 │15
│- │- │-
│
│251
- 300 │10│12 │15
│16 │17 │18
│19 │- │-
│
│301
- 400 │- │14 │17
│17 │19 │19
│20 │22 │-
│
│401
- 500 │- │16 │18
│20 │22 │24
│25 │26 │27
│
│501
- 600 │- │- │20
│22 │23 │25
│27 │29 │30
│
│601
- 800 │- │- │-
│24 │26 │27
│29 │31 │34
│
│801
- 1000 │- │- │-
│- │-
│29 │31 │36
│39 │
│1001
- 1100 │- │- │-
│- │- │-
│33 │37 │43
│
└───────────────────────┴──┴────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘
Контрольно-ревизорская служба
1. Ревизор автомобильного транспорта:
- один на 100 - 150 грузовых автомобилей,
но не менее одного на автотранспортное предприятие.
2. Старший ревизор автомобильного
транспорта:
- один на 10 - 12 ревизоров, при этом
независимо от численности ревизоров обязанности ответственного (старшего)
исполнителя возлагаются на одного из них.
Б. Нормативы
численности работников,
не относящихся к
аппарату управления
1. Инструктор физкультуры и спорта
вводится на автотранспортных предприятиях с общим количеством работающих свыше
500 человек.
2. Билетный кассир (кассир по выдаче и
оформлению билетно-учетной документации) - один на 30 автобусов.
3. Кассир по приему и оформлению выручки:
а) для автобусных автотранспортных
предприятий:
- один на 1000 руб. среднесуточной
выручки;
- один на 50 кондукторов;
б) для таксомоторных автотранспортных
предприятий:
- один на 100 - 150 автомобиле-смен.
4. Старший кассир - один на 8 - 9
кассиров.
Примечания - на автотранспортном
предприятии, имеющем в своем составе пассажирские перевозки, должно быть не
менее 1 кассира, занятого подсчетом выручки и выдачей билетов;
- при численности кассиров менее 8
человек назначается ответственный исполнитель;
- при внедрении бескассового
метода обслуживания, а также при организации на АТП инкассаторского пункта
Госбанка численность кассиров соответственно уменьшается.
5. Контролер пассажирского транспорта:
- для автобусов, работающих без
кондуктора, - один на 10 - 15 автобусов;
- для автобусов, работающих с
кондуктором:
на городских маршрутах - один на 20 - 25
автобусов;
на пригородных и междугородных маршрутах
- один на 20 - 25 автобусов, но не менее 1 контролера на каждые 50 км дорог, по
которым проходят автобусные маршруты, в зоне контроля, закрепленной за
предприятием.
- для легковых таксомоторов;
один на 50 - 70 легковых таксомоторов.
6. Старший контролер пассажирского
транспорта:
- один на 8 - 10 контролеров, при этом
независимо от численности контролеров обязанности ответственного (старшего)
исполнителя возлагаются на одного из них.
Пример расчета нормативной численности аппарата
управления автотранспортного предприятия
Согласно утвержденному годовому плану
численное значение факторов по грузовому автотранспортному предприятию
составляет:
- среднесписочное количество автомобилей,
ед. - 570
- коэффициент выпуска автомобилей на
линию - 0,78
- время в наряде одного автомобиля,
час. - 9,3
- численность работающих всего, чел. - 951
- плановая численность ремонтных и
вспомогательных рабочих, чел. - 174.
В соответствии с нормативами (табл. N 1 -
9) и числовыми значениями факторов нормативная численность ИТР и служащих по
каждой функции и в целом по предприятию составит:
1)
общее руководство (табл. N 1) - 4 чел.
2)
технико-экономическое планирование (табл. N 2) - 4
чел.
3)
организация труда и заработной платы (табл. N 3) - 3
чел.
4)
бухгалтерский учет и финансовая деятельность (табл. N 4) - 9
чел.
5)
материально-техническое снабжение (табл. N 5) - 3 чел.
6)
комплектование и подготовка кадров (табл. N 6) - 3
чел.
7)
общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание
(табл. N 7) -
3 чел.
8)
эксплуатационная служба (табл. N 8) - 24 чел.
9)
производственно-техническая служба (табл. N 9) - 22 чел.
10) контрольно-ревизорская служба - 5 чел.
Общая численность аппарата управления в
целом по автотранспортному предприятию (4 + 4 + 3 + 9 + 3 + 3 + 3 + 24 + 22 +
5) = 80 человек.
Общая численность ИТР и служащих
распределяется между структурными подразделениями согласно настоящим типовым
структурам аппарата управления (раздел 3).
III. ТИПОВЫЕ
СТРУКТУРЫ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1. В основу настоящих типовых структур
положена бесцеховая организационная структура, при
которой планирование, обеспечение технологической и организационной
документацией, нормирование, бухгалтерские и финансовые расчеты централизованы
в аппарате управления предприятия.
2. Типовые структуры построены в
зависимости от расчетной нормативной численности работников по каждой функции
управления. Ниже приводится Перечень основных структурных подразделений и
должностей по функциям управления.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И
ДОЛЖНОСТЕЙ
ПО ФУНКЦИЯМ УПРАВЛЕНИЯ
┌───┬─────────────────┬─────────────┬─────────────────────────────────────┐
│
N │ Наименование │ Структурные
│ Примерный перечень
должностей │
│п/п│
функций │подразделения│ │
│ │
управления │ │ │
│ │автотранспортным │ │ │
│ │
предприятием │ │ │
├───┼─────────────────┼─────────────┼─────────────────────────────────────┤
│
1 │ 2 │ 3
│ 4 │
├───┼─────────────────┼─────────────┼─────────────────────────────────────┤
│1 │Общее руководство│- │Начальник (директор),
главный │
│ │ │ │инженер, зам. начальника
(директора) │
│ │ │ │по коммерческой работе, главный │
│ │ │ │экономист │
│2 │Технико- │Планово- │Начальник отдела, ст.
экономист, │
│ │экономическое │экономический│экономист,
статистик │
│ │планирование │отдел │ │
│3 │Организация труда│Отдел │Начальник отдела (лаборатории),
ст. │
│ │и заработной │организации │инженер, инженер, нормировщик │
│ │платы │труда и зара-│ │
│ │ │ботной
платы,│ │
│ │ │лаборатория │ │
│ │ │по
НОТ │ │
│4 │Бухгалтерский │Бухгалтерия │Главный бухгалтер (ст. бухгалтер
на │
│ │учет и финансовая│ │правах главного), зам.
главного │
│ │деятельность │ │бухгалтера, ст. бухгалтер,
бухгалтер,│
│ │ │ │кассир, инкассатор,
счетовод. │
│5 │Материально- │Отдел │Начальник отдела, ст.
инженер, │
│ │техническое │материально-
│инженер, ст. техник, техник, ст.
│
│ │снабжение │технического
│товаровед, товаровед, зав. складом,
│
│ │ │снабжения │ст. кладовщик, кладовщик, кроме
ст. │
│ │ │ │кладовщика и кладовщика, в обязанно- │
│ │ │ │сти
которых входит наряду с функциями│
│ │ │ │учета и распоряжений по
приему и │
│ │ │ │хранению, выполнение
физических работ│
│ │ │ │по перемещению и укладке
материалов и│
│ │ │ │изделий │
│6 │Комплектование и │Отдел кадров │Начальник
отдела, ст. инженер, │
│ │подготовка кадров│ │инженер, ст. инспектор,
инспектор, │
│ │ │ │ст. табельщик,
табельщик │
│7 │Общее │Хозяйственный│Начальник
отдела, завхоз, юрискон- │
│ │делопроизводство │отдел, │сульт,
секретарь-машинистка, машини- │
│ │и хозяйственное │юридическая │стка,
архивариус, делопроизводитель, │
│ │обслуживание │служба │стенографистка │
│8 │Эксплуатационная │Отдел эксплу-│Начальники
отделов, начальник гаража,│
│ │служба │атации,
отдел│ст. инженер, инженер, ст. диспетчер, │
│ │ │безопасности │диспетчер,
нач. колонны, нарядчик, │
│ │ │движения │таксировщик │
│9 │Производственно-
│Технический │Начальники
отделов, главный механик, │
│ │техническая │отдел, отдел │ст. инженер,
инженер, ст. техник, │
│ │служба │технического
│техник, нач. ремонтных мастерских,
│
│ │ │контроля, │ст. мастер участка, мастер
участка, │
│ │ │ремонтные │ст. механик колонны, механик колонны
│
│ │ │мастерские │ │
│10
│Контрольно-реви- │- │Старшие ревизоры,
ревизоры │
│ │зорская
служба │ │ │
└───┴─────────────────┴─────────────┴─────────────────────────────────────┘
3. Отделы могут создаваться при штатной
численности не менее 4 единиц. В тех случаях, когда рассчитанная по настоящим
нормативам численность персонала по какой-либо функции менее 4 человека, а
согласно Перечню основных структурных подразделений на предприятии
соответствующей группы предусмотрен отдел, последний не создается.
На автотранспортных предприятиях с
количеством автомобилей 100 - 120 ед. колонны создаются только при наличии
смешанного подвижного состава.
4. Должности заместителей начальников
могут устанавливаться при штатной численности не менее 7 - 8 единиц; в
бухгалтерии - 5 единиц.
5. Соотношение количества должностей
старших специалистов и специалистов в целом по аппарату управления предприятия
должно быть не менее 1:2.
6. Для выполнения статистической и другой
работы, не требующей инженерной подготовки, в штате следует предусматривать
должности статистиков и техников.
7. При разработке структуры аппарата
управления предприятием применительно к настоящим типовым структурам должны
учитываться:
а) рациональное распределение численности
(расстановка) работников между различными структурными подразделениями,
выполняющими одноименную функцию (например, численность работников по функции
"Производственно-техническая служба" распределяется между отделами
"Технический", "Технического контроля", "Ремонтные
мастерские");
б) кооперация нескольких смежных или
родственных функций в одном структурном подразделении, когда нормативная
численность персонала меньше установленного минимума, необходимого для создания
по каждой из них самостоятельного структурного подразделения (например,
сочетание функций "Технико-экономическое планирование",
"Организация труда и заработной платы");
в) введение должностей ответственных
исполнителей (старший инженер, старший инспектор), если численность работников
меньше установленного минимума, а сама функция по своему характеру не может
быть совмещена с другими в одном структурном подразделении (например,
"Комплектование и подготовка кадров").
Приложение
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА
УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
┌─────────┐
│Начальник│
└────┬────┘ ┌─────────────────┐
┌──────────────────┼───────┬───────────────┤
Главный инженер │
│ │
│ └─────────────┬───┘
┌───┴─────────┐┌───────┴──────┐│┌────────────┐
┌────────────┐│┌───────────┐
│ Зам.
││ Главный │├┤Бухгалтерия │ │Отдел │││Технический│
│начальника
по││ экономист ││└────────────┘
│материально-├┼┤ отдел
│
│коммерческой
│└┬─────────────┘│┌────────────┐
│технического││└───────────┘
│ работе
│ │┌────────────┐├┤Отдел
кадров│ │снабжения ││
└───┬─────────┘
││Планово- ││└────────────┘
└────────────┘│
│┌───────┐ ├┤экономиче- ││┌────────────┐
┌────────────┐│┌───────────┐
││Отдел │
││ский отдел │├┤Хозяйствен- │ │
Главный ├┼┤
Ремонтные │
├┤эксплу-│ │└────────────┘││ный отдел │ │ механик
│││ мастерские│
││атации
│ │┌───────────┐
│└────────────┘
└────────────┘│└───────────┘
│└───────┘ ││ Отдел
│ │┌────────────┐ │┌───────────┐
┌───┴───┐ ││организации│ ││ Отдел
│ └┤ Участки
│
│Колонны│ ├┤ труда и
│ ├┤технического│ └───────────┘
└───────┘ ││заработной
│ ││ контроля │
││ платы
│ │└────────────┘
│└───────────┘
│┌────────────┐
│┌───────────┐
││ Отдел │
││Лаборатория│
├┤безопасности│
└┤ по НОТ │ ││ движения
│
└───────────┘
│└────────────┘
│┌────────────┐
││Юридическая
│
├┤ служба
│
│└────────────┘
│┌────────────┐
││Контрольно-
│
└┤ревизионная
│
│служба │
└────────────┘