МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 31 декабря 1975 г. N 171
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
И СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ГРУППЕ ПРИ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
1. Утвердить Положение о дошкольном
учреждении для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и
соответствующей группе при школе-интернате (см. Приложение).
2. Министерствам просвещения (народного
образования) союзных республик принять меры по улучшению организации выявления,
учета детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и развитию сети
дошкольных учреждений для указанного контингента детей.
3. Отбор детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата и направление их в дошкольные учреждения специального
назначения проводить медико-педагогическими комиссиями, состав и организация
работы которых определяются Положениями о республиканских и областных
медико-педагогических комиссиях, утвержденными Министром просвещения СССР 20
ноября 1974 г.
Министр
М.ПРОКОФЬЕВ
Приложение
к Приказу
Министра просвещения СССР
от 31 декабря 1975 г. N 171
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ГРУППЕ
ПРИ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
Общие положения
1. В соответствии со ст. 13 Основ
законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании создаются
специальные государственные детские дошкольные учреждения для детей, имеющих
недостатки в физическом развитии, препятствующие воспитанию их в детских садах
и яслях-садах общего назначения.
2. Детские дошкольные учреждения для
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата организуются для детей в
возрасте от 2 до 7 лет в системе Министерства просвещения СССР. Эти учреждения
имеют целью общее развитие, корригирующее воспитание, предельно возможное
восстановление нарушенных функций у детей, имеющих дефекты опорно-двигательного
аппарата, и подготовку их к обучению в школе.
3. В соответствии с Номенклатурой
дошкольных учреждений для аномальных детей системы Министерства просвещения
СССР, утвержденной Приказом Министра просвещения СССР от 21 ноября 1972 г. N
125, могут быть открыты следующие типы детских дошкольных учреждений для детей
с нарушением опорно-двигательного аппарата:
детские ясли-сад
с круглосуточным пребыванием детей;
дошкольный детский дом с интернатным, круглогодичным пребыванием детей;
дошкольная группа для детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата при школе-интернате для детей с последствиями
полиомиелита, с церебральными параличами и больных сколиозом (в соответствии с
видом дефекта).
Детский дошкольный дом может быть
республиканским, краевым, областным или межобластным.
4. В случае наличия соответствующего
контингента разрешается открытие отдельного дошкольного учреждения полностью
укомплектованного детьми с церебральными параличами или отдельной дошкольной
группы для указанного контингента, организованной в яслях-саду
и детском саду для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Примечание: запрещается открытие отдельной
дошкольной группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в
детском саду, яслях-саду, дошкольном детском доме
общего типа.
5. Детское дошкольное
учреждение для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата открывается с
разрешения исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся министерством
просвещения (народного образования) союзной республики, не имеющей областного
деления, министерством просвещения АССР, краевым, областным, городским отделом
народного образования при наличии соответствующего контингента в пределах
показателей народнохозяйственного плана по контингентам детей в детских
дошкольных учреждениях.
6. В своей работе детское дошкольное
учреждение для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата руководствуется
настоящим Положением, нормативными, методическими и программными документами,
утвержденными Министерством просвещения СССР и Министерством здравоохранения
СССР, а также соответствующим министерством просвещения (народного образования)
и здравоохранения, союзной республики.
7. Детское дошкольное учреждение для
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата открывается в здании,
располагающем необходимым набором помещений для осуществления
коррекционно-восстановительной работы, отвечающих санитарным нормам и правилам,
требованиям пожарной безопасности и имеющем озелененный участок, оборудованный
для прогулок, физкультурных занятий и игр.
8. Детское дошкольное учреждение для
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата оснащается жестким и мягким
инвентарем, медицинским и физкультурным оборудованием, игрушками и
педагогическими пособиями в порядке, установленном для яслей-садов и детских
садов общего типа, а также специальным оборудованием, аппаратурой,
инструментарием, пособиями, необходимыми для коррекционно-восстановительной
работы. Специально оборудуются кабинеты лечебной физкультуры, ортопедии, а
также физиотерапевтический, процедурный, логопедический.
9. Питание в детском дошкольном
учреждении и группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
организуется по установленным нормам.
10. Дети с нарушением
опорно-двигательного аппарата, кроме детей, больных сколиозом, содержатся в
детском дошкольном учреждении бесплатно.
Структура детского
дошкольного учреждения для детей
с нарушением опорно-двигательного аппарата
11. Основным типом детского дошкольного
учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является
учреждение (ясли-сад, детский сад, детский дошкольный
дом) на 8 - 10 групп с круглосуточным или круглогодичным интернатным
пребыванием детей.
В случае необходимости может быть
организовано детское дошкольное учреждение для таких детей с меньшим количеством
групп в зависимости от существующей потребности.
12. Группы детского дошкольного
учреждения комплектуются с учетом возраста детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата следующим образом:
ясельная группа - дети в возрасте от 2 до
3 лет;
младшая группа - дети в возрасте от 3 до
4 лет;
средняя группа - дети в возрасте от 4 до
5 лет;
старшая группа - дети в возрасте от 5 до
6 лет;
подготовительная к школе группа - дети в
возрасте от 6 до 7 лет.
13. Наполняемость всех групп детского
дошкольного учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата -
10 - 12 детей.
Порядок приема
детей и комплектования групп
в детском дошкольном учреждении
14. Приему в детское дошкольное
учреждение для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата подлежат дети,
не нуждающиеся в индивидуальном уходе, умеющие себя обслужить или имеющие
двигательные возможности для воспитания у них навыков самообслуживания, умеющие
ходить самостоятельно или с помощью ортопедических приспособлений, со
следующими заболеваниями:
церебральными параличами, последствиями
полиомиелита в восстановительном и резидуальном
периодах;
различными врожденными и приобретенными
деформациями опорно-двигательного аппарата;
артрогриппозом, хондродистрофией, миопатией;
сколиозом.
15. Прием детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата в детское дошкольное учреждение организуется
следующим образом:
в ясли-сад и
детский сад принимаются дети, проживающие в данном населенном пункте;
в детский дом для детей дошкольного
возраста и в дошкольную группу специальной школы-интерната для детей с
остаточными явлениями перенесенного полиомиелита, с церебральными параличами и
сколиозом принимаются дети из городов, краев (областей) и всей республики - в
зависимости от подчиненности учреждения.
16. Не подлежат приему в детское
дошкольное учреждение указанного типа дети:
не передвигающиеся без посторонней
помощи, не способные обслужить себя в силу тяжести двигательных нарушений;
страдающие олигофренией в степени имбецильности и идиотии;
с выраженными нарушениями слуха и зрения;
с заболеваниями,
которые являются противопоказаниями для приема в детские дошкольные учреждения
общего типа: все болезни в остром периоде, все хронические заболевания в период
обострения; требующие специального лечения; перенесенные инфекционные болезни
до окончания срока изоляции; бациллоносительство в отношении дифтерии и
кишечных инфекций; все заразные и паразитарные болезни глаз и кожи в период
лечения и контрольного наблюдения;
злокачественные анемия, лейкемия и новообразования, недостаточность
кровообращения любой степени; активные формы туберкулеза легких и других
органов, частые судорожные припадки, эпилепсия, психоневрозы, психопатия,
эндокринные заболевания, требующие индивидуальных условий ухода и лечения;
сифилис в заразном периоде, гонорея в период лечения и контрольного наблюдения.
17. Дети, имеющие умственную отсталость в
степени дебильности, принимаются в специально организованную для этих детей
группу в детском дошкольном учреждении для детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата. При наличии достаточного контингента таких детей для них организуются
специальные учреждения.
18. Для определения ребенка в дошкольное
учреждение представляются следующие документы:
путевка соответствующего министерства
просвещения (народного образования) союзной республики, АССР, краевого,
областного, городского, районного отдела народного образования (в зависимости
от подчиненности учреждения) о направлении ребенка в указанное учреждение;
заявление родителей;
копия свидетельства о рождении ребенка;
заключение медико-педагогической
комиссии, с указанием установленного диагноза и рекомендациями по лечению;
выписка из истории развития ребенка с
заключениями врачей-специалистов;
справка об отсутствии контакта с
инфекционными больными.
19. Прием детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата в детское дошкольное учреждение производится
ежегодно с 1 августа по 1 сентября.
20. По достижении семилетнего возраста
дети с нарушением опорно-двигательного аппарата по решению медико-педагогической
комиссии переводятся в соответствующий тип школы.
Примечание: в отдельных случаях дети с
ослабленным здоровьем по заключению врачей и педагогов могут содержаться в
детском дошкольном учреждении до 8-летнего возраста.
Руководство детским
дошкольным учреждением для детей
с нарушением опорно-двигательного аппарата
21. Общее руководство работой детского
дошкольного учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и контроль за организацией педагогической и методической
работы осуществляет отдел народного образования, в непосредственном ведении
которого находится указанное учреждение.
Медицинскую помощь и лечение детей (в том
числе реабилитационно-восстановительное) осуществляет поликлиника, в районе
деятельности которой находится указанный детский сад, ясли-сад,
дошкольный детский дом и школа-интернат.
Контроль за проведением лечебно-профилактической помощи в данном учреждении
осуществляет местный отдел здравоохранения; методическое руководство и
лечебно-консультативную помощь оказывает районный, городской, областной и
республиканский психоневрологический и врачебно-физкультурный диспансер,
кафедры неврологии и психиатрии, хирургии, ортопедии-травматологии медицинского
института усовершенствования врачей и профильные научно-исследовательские
институты.
22. Штаты
педагогического, медицинского, административно-хозяйственного персонала
устанавливаются в соответствии с Типовыми штатами дошкольных учреждений
специального назначения для детой с дефектами умственного, физического
развития, утвержденными Приказом Министра просвещения СССР от 14 октября 1975
г. N 136.
23. Работу дошкольного учреждения для
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата возглавляет заведующий детским
садом (яслями-садом), директор дошкольного детского
дома.
На должность заведующего (директора)
детским дошкольным учреждением назначаются лица, имеющие высшее педагогическое
образование (факультет дошкольной педагогики или дефектологический) и стаж
работы не менее трех лет.
Заведующий
(директор) в своей работе руководствуется нормативными, методическими и
программными документами по вопросам общественного дошкольного воспитания
Министерства просвещения СССР и министерства просвещения (народного
образования) союзной республики; отвечает за охрану жизни и здоровья детей, за
правильную постановку воспитания детей, за четкую организацию работы
педагогического, медицинского, обслуживающего персонала, за соблюдение
санитарно-противоэпидемического режима, работу учреждения в целом.
24. На должность воспитателя-методиста
детского дошкольного учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
назначаются лица, имеющие высшее педагогическое образование (факультет
дошкольной педагогики или дефектологический) и стаж педагогической работы с
детьми дошкольного возраста не менее 5 лет.
Воспитатель-методист направляет и
контролирует педагогическую и коррекционно-воспитательную работу, руководит
повышением квалификации воспитателей, выявляет и внедряет лучший опыт работы с
детьми, следит за правильным оснащением педагогического процесса и работает под
непосредственным руководством заведующего (директора) детским дошкольным
учреждением.
25. На должность воспитателя назначаются
лица, имеющие высшее или среднее педагогическое образование и стаж
педагогической работы в детских дошкольных учреждениях не менее двух лет.
Воспитатель несет персональную ответственность
за жизнь и здоровье вверенной ему группы детей, работает в тесном контакте с
учителем-логопедом, организует коррекционно-восстановительную работу и быт
детей, проводит групповые занятия в соответствии с Программой воспитания в
детском саду, прививает навыки самообслуживания, развивает правильную
разговорную речь в повседневной жизни.
26. На должность учителя-логопеда
назначаются лица, имеющие высшее педагогическое образование (дефектологический
факультет), или лица, имеющие высшее педагогическое образование и закончившие
курсы дефектологов (по указанному профилю).
Учитель-логопед проводит всю
учебно-коррекционную работу по умственному развитию детей, по обучению
правильной речи, правильному произношению, работает в тесном контакте с
врачом-психоневрологом, воспитателями групп, проводит с детьми фронтальные,
подгрупповые и индивидуальные занятия, обобщает опыт работы, ведет
соответствующую документацию.
27. На должность музыкального
руководителя назначаются лица, имеющие специальное (музыкальное) образование и
стаж педагогической работы с детьми дошкольного возраста не менее двух лет.
Музыкальный руководитель работает под
руководством заведующего (директора) детским дошкольным учреждением и выполняет
программу музыкального воспитания с учетом особенностей
коррекционно-восстановительной работы с детьми, имеющими нарушение
опорно-двигательного аппарата.
28. Медицинский
персонал, обслуживающий детское дошкольное учреждение для детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата, в своей работе руководствуется "Инструкцией
о работе медицинского персонала детской поликлиники по оказанию
лечебно-профилактической помощи детям в дошкольных учреждениях",
утвержденной Приказом Министра здравоохранения СССР 30 марта 1973 г. N 240 и
выполняет свою работу в тесном контакте с заведующим (директором) и
педагогическим персоналом учреждения.
29. Врач-невропатолог,
оказывающий лечебно-профилактическую помощь детям, находящимся в детском
дошкольном учреждении для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата,
осуществляет лечение детей, направленных в данное дошкольное учреждение, в том
числе наблюдает за состоянием двигательных функций, характер их нарушений, а
также нарушений речи, психики детей с церебральными параличами, вырабатывает
совместно с медицинским персоналом и педагогическими работниками план
лечебно-профилактических мероприятий, проводит семинарские занятия с
инструктором по лечебной физкультуре и воспитателями;
при наличии показаний консультирует детей с детским хирургом,
ортопедом-травматологом, психиатром, педиатром, отоларингологом и другими
специалистами; участвует в тематической и фронтальной проверках групп, в работе
педагогических советов; систематически проводит санитарно-просветительную
работу среди родителей; анализирует эффективность проводимого лечения и следит
за правильным ведением документации среднего медицинского персонала.
30. Протезно-ортопедическая помощь в
детском дошкольном учреждении для детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
31. Медицинские сестры кабинетов
(лечебной физкультуры, ортопедии, массажа, физиотерапии, процедурного)
выполняют назначения врачей по коррекции и компенсации дефектов моторики, по
развитию основных движений, привитии навыков самообслуживания; осуществляют контроль за правильным выполнением санитарно-гигиенического
режима, проводят противоэпидемические прививки, при отсутствии врача оказывают
своевременную врачебную помощь заболевшим детям; работают в тесном контакте с
воспитателями по развитию навыков самообслуживания и подготовке детей к
обучению в школе; ведут соответствующую документацию.
32. Назначение и увольнение заведующих
(директоров), воспитателей-методистов, воспитателей, учителей-логопедов,
музыкальных руководителей, медицинских сестер производится тем отделом
народного образования, в ведении которого находится дошкольное учреждение для
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
33. Права и обязанности
административного, педагогического, медицинского и обслуживающего персонала
дошкольных учреждений для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
определяются правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными
министерствами просвещения (народного образования) и здравоохранения союзных
республик.
Финансирование и отчетность
34. Дошкольное учреждение для детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата находится на местном или
республиканском бюджете и имеет смету, утверждаемую тем отделом народного
образования, в непосредственном ведении которого оно находится.
35. Заведующий (директор) дошкольного
учреждения является распорядителем кредитов.
36. Финансовый и хозяйственный учет, а
также отчетность о работе дошкольного учреждения указанного типа ведется в
порядке, установленном для дошкольных учреждений общего назначения.
37. Детское дошкольное учреждение для
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата пользуется правами
юридического лица и имеет печать установленного образца.