МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
от 31 мая 1976 года
О СОВЕРШЕНИИ МОРСКИХ ПРОТЕСТОВ
В утвержденных XXV
съездом КПСС Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976 -
1980 годы предусматривается значительное повышение роли морского торгового
флота во внешнеторговых и каботажных перевозках, увеличение количества морских
судов, в том числе промысловых, и их грузооборота. Это потребует принятия дополнительных правовых мер для правильного
разрешения споров, которые могут возникнуть в связи с перевозками грузов,
промысловыми операциями и морскими происшествиями.
Одной из таких мер является обеспечение
выполнения требований законодательства при совершении актов о
морских протестах по заявлениям капитанов судов о происшествии с грузом,
судном или другими материальными ценностями. Целью заявления о морском протесте
является закрепление доказательств для защиты прав и
охраняемых законом интересов судовладельца при урегулировании имущественных
споров, рассмотрении их в суде или арбитраже, а также для составления диспаши.
Порядок составления государственными
нотариусами актов о морском протесте регулируется законами СССР и союзных
республик о государственном нотариате, Кодексом торгового мореплавания Союза
ССР, инструкциями о порядке совершения нотариальных действий государственными
нотариальными конторами и другими нормативными актами. При составлении актов о
морском протесте нотариус руководствуется также правилами, изданными на
основании международных договоров и соглашений, в которых участвует СССР или
союзная республика (Международные правила предупреждения столкновения судов в
море 1972 г., форма морского протеста, принятая Международным морским комитетом
19 - 24 сентября 1949 г. в Амстердаме, и др.).
По советскому законодательству морские
протесты могут быть заявлены:
в порту СССР -
государственному нотариусу (в РСФСР, Украинской, Узбекской, Казахской,
Грузинской, Азербайджанской, Литовской, Молдавской, Латвийской, Таджикской,
Туркменской и Эстонской ССР), а в РСФСР - также должностному лицу исполкома
городского, районного, поселкового, сельского Совета депутатов трудящихся;
в иностранном порту - консулу СССР или
компетентным должностным лицам иностранного государства в порядке,
установленном законодательством этого государства.
Изучение нотариальной практики показало,
что ежегодно государственными нотариальными конторами, расположенными в
портовых городах СССР, совершается несколько тысяч морских протестов, причем
значительное количество - по заявлениям капитанов иностранных судов.
Как правило, морские протесты совершались
в целях подтверждения событий, имевших место при гибели судна, столкновении и
навале судов, сжатии судна льдами, посадке на мель, запрещении отхода и
задержании судов, повреждении портовых сооружений, оказании помощи и спасании
на море, урагане, шторме, перепаде температур.
Подавляющее большинство актов о морских
протестах составлялись нотариусами с соблюдением всех требований закона и
установленной формы.
Вместе с тем в некоторых государственных
нотариальных конторах выявлены необоснованные отказы в приеме заявлений о
морских протестах либо в их совершении, а также отдельные нарушения закона и
ошибки.
Наиболее характерными нарушениями и
ошибками при совершении морских протестов являются следующие:
нотариусами принимались заявления
капитанов и составлялись акты о морских протестах с пропуском установленного
законом срока без указания причин невозможности заявить протест
в срок;
при наличии оснований предполагать, что
имевшее место происшествие причинило вред находящемуся на судне грузу,
государственные нотариусы не всегда отражали в актах то обстоятельство, что
заявление о морском протесте сделано до открытия люков;
в нарушение части второй статьи 286
Кодекса торгового мореплавания СССР нотариусами принимались заявления о морском
протесте, которые не содержали описания обстоятельств происшествия
и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.
Например, в одном из заявлений указывалось лишь то, что "во время рейса
судно встретилось со штормовой погодой", в другом - "в связи с
перепадом температуры наружного воздуха и воды возможна порча груза";
вместо приведения в акте о морском
протесте содержания заявления капитана нотариусы пересказывали это заявление
своими словами или делали в актах выводы и давали оценку действиям капитана и
экипажа по поводу мер, принятых ими для обеспечения сохранности судна и груза,
что приводило к искажению общей картины происшествия;
нотариусами принимались выписки из
судовых журналов, заверенные не капитанами судов, а другими лицами из числа
командного состава судна, причем многие выписки из журналов не содержали необходимых
данных об условиях плавания;
в ряде случаев нотариусы в нарушение
требований статьи 291 Кодекса торгового мореплавания СССР не опрашивали двух
свидетелей из числа командного состава судна и двух - из числа судовой команды
даже в тех случаях, когда такая возможность имелась;
нотариусы нередко записывали в актах о
морских протестах показания лишь одного капитана со ссылкой на то, что
остальные свидетели подтверждают его показания, или составляли общий текст
показаний капитана и других свидетелей;
в актах о морских протестах допускались
искажения наименований государств, под флагом которых плавали суда, не
указывались принадлежность судна и его приписка, вместо гражданства капитана и
других опрошенных членов экипажа судна указывалась их национальность;
в актах о морских протестах по заявлениям
капитанов иностранных судов государственные нотариусы не всегда указывали, что
опросили иностранных граждан и ознакомились с содержанием заявления капитана и
данными судового журнала с участием переводчика;
в ряде случаев нотариусы необоснованно
требовали от капитанов судов представления различных справок и документов, не
предусмотренных законодательством (письменные показания свидетелей, акты о
некачественной погрузке судна, акты о том, что люки не открыты, акты о
готовности трюмов к погрузке и т.д.).
В целях устранения указанных и других
ошибок и установления единой нотариальной практики при совершении актов о
морских протестах государственным нотариусам следует строго соблюдать
требования соответствующих статей Кодекса торгового мореплавания СССР, Закона
союзной республики о государственном нотариате и Инструкции о порядке
совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами
союзной республики.
При этом необходимо иметь в виду:
1. Заявления о морском протесте
принимаются:
от капитанов морских судов во время их плавания как морскими путями, так и по рекам, озерам,
водохранилищам и другими водными путями;
от капитанов судов внутреннего плавания
во время их следования по морским путям, а также по рекам, озерам,
водохранилищам и другим водным путям при осуществлении перевозок с заходом в
иностранные морские порты или в тех случаях, когда имевшее место происшествие
затрагивает иностранные интересы;
от капитанов судов внутреннего плавания
также в случаях столкновения в морских или других водах с морскими судами, а
также в случаях спасания судов внутреннего плавания морскими судами;
от командиров (капитанов) военных
кораблей и военно-вспомогательных судов Союза ССР при спасании находящихся в
опасности судов, а также в других случаях, при которых возникают ситуации,
дающие основания для предъявления претензий или для защиты своих интересов;
от капитанов несамоходных речных судов,
если во время их следования по морским путям имеет место происшествие, которое
может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных
требований <1>.
--------------------------------
<1> К
капитану судна по своему правовому положению приравниваются лица,
самостоятельно управляющие судами и называемые на несамоходных судах (баржах,
лихтерах, шаландах и др.) шкиперами.
В случае смерти или болезни капитана
протест заявляет лицо, заменяющее его в соответствии с Уставом службы.
2. Заявления о морском протесте
принимаются государственными нотариальными конторами, находящимися как в
конечном пункте рейса, так и в ближайшем промежуточном советском порту.
3. Согласно статьям 288 - 289 Кодекса
торгового мореплавания СССР и соответствующей статье Закона союзной республики
о государственном нотариате, заявление о морском протесте делается в течение 24
часов с момента прихода в порт. Если происшествие, вызывающее необходимость
заявления морского протеста, произошло в порту, заявление должно быть передано
нотариусу в течение 24 часов с момента происшествия.
Однако возможность заявить морской
протест сохраняется и после истечения установленного срока.
Поэтому государственный нотариус при
обращении к нему с заявлением о морском протесте после
установленного срока должен предложить капитану указать в заявлении причины, по
которым он не смог подать протест своевременно.
Капитаны судов могут направлять на имя
государственного нотариуса радиограммы, уведомляющие последнего о намерении
оформить морской протест, если истечение 24-часового срока наступает в
нерабочее для государственной нотариальной конторы время.
Время направления радиограммы
приравнивается к вручению заявления о морском протесте.
Государственный нотариус, принимая
заявление, делает на нем отметку о времени подачи заявления и установлении
личности капитана.
Время прибытия судна в порт
устанавливается государственным нотариусом по записям в судовом журнале либо по
справке капитана порта, время происшествия - по записям в журнале.
4. Согласно статье 289 Кодекса торгового
мореплавания СССР, при наличии оснований предполагать, что имевшее место
происшествие причинило вред находящемуся на судне грузу, заявление о морском
протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка грузов до заявления
морского протеста может быть начата лишь в случае крайней необходимости.
Это правило имеет важное
значение, поскольку подавляющее большинство морских протестов заявляется
по поводу действительного или предполагаемого ущерба, причиненного грузу.
Запрещение открывать люки до подачи морского протеста установлено с целью
обеспечения объективности изложения фактов в заявлении капитана, еще не
ознакомившегося с состоянием груза и степенью его повреждения.
Государственному нотариусу необходимо
иметь в виду, что факт подачи морского протеста до открытия люков должен найти
отражение в заявлении капитана, а затем при оформлении акта о морском протесте
должен быть проверен по показаниям свидетелей, записям в судовом журнале и
указан в акте о морском протесте.
Личная проверка нотариусом сохранности
пломб на грузовых люках не вызывается необходимостью.
5. Согласно части II статьи 286 Кодекса
торгового мореплавания СССР и соответствующей статье Закона союзной республики
о государственном нотариате, заявление о морском протесте должно содержать
описание обстоятельств происшествия и мер, принятых
капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.
Государственный нотариус разъясняет
капитану, что обстоятельства происшествия и принятые в связи с этим меры должны
быть изложены кратко и точно.
Описание принятых мер должно по существу
представлять собой сведения о добросовестном выполнении капитаном и экипажем
судна своих обязанностей, иметь конкретный характер. Оно не может быть сведено
к распространенной, но слишком общей формуле "мною и моим экипажем были
приняты все возможные меры по сохранности судна и груза, рекомендуемые хорошей
морской практикой, однако все наши действия оказались бессильными против
воздействия стихии".
В зависимости от характера происшествия
экипаж во главе с капитаном может принимать самые разнообразные меры,
направленные на предотвращение или уменьшение убытков, в зависимости от
особенностей рейса, судна, груза или происшествия.
Например, при столкновении судов
исключительное значение придается выполнению Международных правил
предупреждения столкновения судов в море (МППС-72). Поэтому в заявлении и акте
о морском протесте, связанном со столкновением судов, должно быть указано,
соблюдались ли эти Международные правила (выполнялись ли предусмотренные
правилами звуковые и зрительные сигналы, соблюдалась ли безопасная скорость и др.).
В заявлении о
морском протесте, составляемом в связи с совершившейся или предполагаемой
утратой, порчей, повреждением груза, указывается событие, которое повлекло или
могло повлечь утрату, порчу, повреждение груза (шторм, перепады температуры и
т.п.), а также меры, принятые капитаном и командой судна к сохранности груза
при подготовке судна к плаванию, при погрузке, во время плавания и т.д.
6. Сведения, излагаемые в заявлении о
морском протесте, должны точно соответствовать записям судового журнала.
7. Заявление о морском протесте
подписывается капитаном судна <1>.
8. Согласно статье 290
Кодекса торгового мореплавания СССР и соответствующей статье Закона союзной
республики о государственном нотариате, в подтверждение обстоятельств,
изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с
заявлением либо в срок не свыше семи дней с момента захода в порт или с момента
происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить государственному
нотариусу на обозрение судовой журнал и заверенную им выписку из
судового журнала.
До составления акта о морском протесте
государственный нотариус должен ознакомиться с судовым журналом, который
является основным официальным документом, где объективно и с достаточной
подробностью отражаются непрерывная деятельность судна, различные
обстоятельства и события, сопровождающие эту деятельность.
Выписка из судового
журнала, заверенная капитаном, должна содержать факты, изложенные в заявлении о
морском протесте, в частности, время прибытия судна в порт и, в необходимых
случаях, о том, что люки не были вскрыты до подачи заявления о морском протесте
или что в связи с крайней необходимостью выгрузка груза была начата до
заявления о морском протесте, а также обстоятельства происшествия, послужившие причиной для заявления морского протеста, и принятые в связи с этим
капитаном судна и экипажем меры и т.п.
В случае гибели судового журнала акт о
морском протесте составляется нотариусом на основании других данных -
подробного заявления капитана об обстоятельствах происшествия, обстоятельствах
утраты судового журнала и показаний свидетелей.
9. Согласно статье 291
Кодекса торгового мореплавания СССР и соответствующей статье Закона союзной
республики о государственном нотариате, нотариус на основании заявления
капитана, данных судового журнала, а также опроса самого капитана и по
возможности не менее двух свидетелей из числа лиц командного состава судна и
двух свидетелей из судовой команды составляет акт о морском протесте и заверяет
его своей подписью и гербовой печатью.
10. Государственный нотариус при прибытии
капитана с судовым журналом и выпиской из него, а также предусмотренными
статьей 291 Кодекса торгового мореплавания СССР свидетелями может сразу же
составить акт о морском протесте или же по договоренности с капитаном судна
назначить дату и время для его оформления.
11. При невозможности опросить всех
свидетелей, указанных в п. 9 настоящего письма, государственный нотариус
ограничивается опросом тех свидетелей из числа членов экипажа, которые имеются
в наличии, даже если их число меньше указанного в статье 291 Кодекса торгового
мореплавания СССР. Опрос большего числа лиц возможен по усмотрению нотариуса
или по просьбе капитана судна.
Содержание показаний свидетелей из числа
лиц командного состава и судовой команды имеет существенное значение, поскольку
эти лица в процессе исполнения своих служебных обязанностей на судне могут быть
очевидцами таких деталей и обстоятельств происшествия,
которые не были известны капитану. При определенных обстоятельствах отсутствие
показаний свидетелей в акте о морском протесте может привести к утрате им
доказательственной силы.
12. Если в составе экипажа судна
внутреннего плавания, выходящего в море, не предусмотрено лиц командного
состава, то при составлении акта о морском протесте в качестве свидетелей могут
быть опрошены, кроме шкипера, матросы. При отсутствии на судне внутреннего
плавания матросов акт о морском протесте может быть составлен при опросе в
качестве свидетелей одного шкипера, однако эти обстоятельства должны быть
оговорены в акте.
13. Капитаны и члены экипажа других судов
не могут опрашиваться в качестве свидетелей о происшествии, имевшем место на
судне, в состав экипажа которого они не входят. Если эти лица были очевидцами
происшествия, то они могут обратиться к нотариусу с просьбой о
засвидетельствовании подлинности их подписи на заявлении. Указанные заявления
не вносятся в текст акта о морском протесте, но как свидетельства
незаинтересованных лиц могут явиться важными доказательствами, особенно при
рассмотрении споров в иностранном суде или арбитраже.
14. Акт о морском протесте должен
содержать, по возможности, дословные показания капитана и опрошенных
свидетелей. Особое внимание необходимо обращать на полноту и точность записи
полученных показаний.
Показания капитана и свидетелей в акте о
морском протесте излагаются каждое в отдельности и подписываются в присутствии
нотариуса.
Показания членов экипажа сверяются
нотариусом с представленным капитаном судовым журналом. В случае расхождения
показаний с записями в судовом журнале нотариус предлагает свидетелям указать
причины этих расхождений. Все остальные документы и показания (акты
расследования аварий, акт о несчастном случае, рекламационные акты, записи в
машинном журнале, показания пассажиров и т.п.) в акт о морском протесте не
включаются и могут быть представлены в качестве самостоятельных доказательств при рассмотрении спора в суде или арбитраже.
15. При приеме заявления капитана, опросе
капитана и свидетелей задачей государственного нотариуса является лишь проверка
сообщаемых сведений на основе данных судового журнала. Нотариус не обязан
входить в оценку материала, который он фиксирует по просьбе заинтересованных
лиц.
16. Акт о морском протесте составляется
по форме N 67, утвержденной Министерством юстиции СССР 29 декабря 1973 г.
<1>.
--------------------------------
<1> В
случае специальной оговорки в соглашении сторон, чартере или коносаменте акт о
морском протесте может быть составлен по форме, принятой 19 - 24 сентября 1949
г. в Амстердаме Международным морским комитетом (см. Приложение).
Акт о морском протесте должен содержать:
дату составления акта, фамилию и инициалы
государственного нотариуса, совершившего акт, наименование нотариальной
конторы;
фамилию, имя,
отчество, гражданство и место жительства капитана, сделавшего заявление о
морском протесте, название и флаг судна, его принадлежность (владелец),
приписку, регистрационный номер;
время прибытия судна в порт;
время поступления от капитана заявления;
дату, когда капитан представил нотариусу
для обозрения судовой журнал;
описание происшествия и принятых мер (по
заявлению капитана и записям судового журнала);
описание доказательств, исследованных
нотариусом, которые начинаются вступительным абзацем: "В
соответствии с законами СССР и (название союзной республики) я ознакомился с
представленными мне капитаном данными судового журнала и опросил об
обстоятельствах происшествия самого капитана и свидетелей из числа лиц
командного состава судна и из числа судовой команды, которые
показали:...";
фамилии, имена, отчества, должности,
гражданство, место жительства опрошенных лиц, содержание их показаний
(гражданство и место жительства капитана ввиду указания этих сведений в начале
акта повторения не требуют);
номер регистрации акта в реестре для
регистрации нотариальных действий;
указание о размере взысканной
государственной пошлины (при одновременном совершении акта о морском протесте и
свидетельствовании подлинности подписи переводчика госпошлина взыскивается
раздельно за совершение акта о морском протесте и за свидетельствование
подлинности подписи);
подпись государственного нотариуса и
гербовую печать государственной нотариальной конторы.
17. Акт о морском протесте по заявлению
капитана иностранного судна составляется с участием переводчика, если
государственный нотариус не владеет соответствующим иностранным языком.
В этом случае в акте, кроме указанных
выше данных, указываются сведения о фамилии, имени, отчестве переводчика и
совершенном им переводе документов примерно следующего содержания: "Тексты
заявления капитана о морском протесте и выписки из судового журнала, показания
экипажа судна с английского языка на русский язык, а также текст настоящего
акта о морском протесте с русского языка на английский язык, перевел гр.
Сидоров Олег Николаевич (личная подпись переводчика).
Перевод текстов заявления капитана о
морском протесте и выписки из судового журнала, показаний членов экипажа судна
с английского языка на русский, а также текста настоящего акта о морском
протесте с русского языка на английский язык сделан известным мне переводчиком
гр. Сидоровым Олегом Николаевичем, подлинность подписи которого
свидетельствую".
Эта запись вносится перед номером
реестра.
18. Акт о морском протесте составляется в
двух экземплярах: один экземпляр выдается капитану или уполномоченному лицу, а
другой экземпляр акта остается в государственной нотариальной конторе вместе с
письменным заявлением капитана судна и выпиской из судового журнала.
Приложение
ФОРМА МОРСКОГО ПРОТЕСТА,
ПРИНЯТОГО
МЕЖДУНАРОДНЫМ МОРСКИМ
КОМИТЕТОМ
19 - 24 сентября 1949 г. в
Амстердаме
Тысяча девятьсот ______ г., месяца
_______________ _______ числа ко мне
нотариусу
------------
(фамилия) ___________________________ явился капитан парохода,
консулу СССР
принадлежащего
______________________________ (наименование судовладельца),
приписанного к _____________________ торговому порту и
внесенного в судовой
реестр за N
______, в сопровождении свидетелей ____________________________
и заявил:
"__" ________________ 19__ г. находящийся в _____________________
порту теплоход
____________________________________________________________
(следует
подробное изложение случая со ссылками на судовой журнал).
На основании вышеизложенного
я, капитан _______________________________
(фамилия), и
весь судовой состав
приняли все возможные меры к спасанию
судна, но
все наши усилия оказались
бессильными против стихийной силы, а
поэтому протестую
против всех предъявленных претензий с чьей-либо стороны
как ко мне, так
и к судовладельцу.
В
подтверждение всего вышеизложенного капитаном представлены
выписка
из судового
журнала N _____ стр. ____. Также в подтверждение обстоятельств,
указанных в
судовом журнале, капитан просит допросить свидетелей __________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Вышеуказанные свидетели вышеизложенное
обстоятельство подтверждают.
нотариус
Вследствие
изложенного
я, ----------- (фамилия),
составил настоящий
консул СССР
морской протест.
Сбор по ст. _____ взыскан. По реестру N
_____.