Утверждены
Министерством
здравоохранения РСФСР
8 июля 1976 года
САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ВНЕШКОЛЬНЫХ
ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)
Дворцы и Дома пионеров предназначены для
внешкольного воспитания и проведения досуга учащихся 1 - 10-х классов в
свободное время, для оказания организационно-методической помощи педагогам,
старшим пионервожатым, комсомольскому и пионерскому активу общеобразовательных
школ, домоуправлениям в проведении внешкольной работы с детьми по месту
жительства.
Земельный участок
Дворцы и Дома пионеров следует размещать
на значительном удалении от железных и шоссейных дорог, предприятий, гаражей,
загрязняющих атмосферный воздух выхлопными газами и промышленными выбросами,
являющихся источниками шума. Разрывы от промышленных предприятий и других
источников атмосферных загрязнений и шума до границы земельного участка
внешкольных учреждений устанавливаются в соответствии со строительными нормами
и правилами. Дворцы и Дома пионеров целесообразно размещать вблизи городских и
районных парков и других массивов зеленых насаждений.
Дворцы и Дома пионеров должны размещаться
на обособленных земельных участках. Размеры и составные элементы участка должны
соответствовать гигиеническим и педагогическим требованиям внешкольной работы с
детьми и подростками. В связи с этим площадь земельных участков следует
принимать: для Дворцов пионеров - 4,0 - 4,5 га, для Домов пионеров - 2,0 - 2,5
га.
Земельный участок должен отвечать общесанитарным требованиям: быть чистым, с низким стоянием
грунтовых вод, иметь небольшой уклон, обеспечивающий сток дождевых и талых вод.
Здания Дворца и Дома пионеров на
земельном участке размещаются с соблюдением санитарных разрывов от жилых и
общественных не менее 2,5 высот противостоящего наиболее высокого здания.
На территории участков должны четко
выделяться следующие зоны: опытническая, спортивная, зона отдыха и
аттракционов, зона хозяйственного двора. При зонировании
земельного участка Дворца пионеров за основу может быть принята планировка
земельных участков общеобразовательной школы на 1960 учащихся, а Дома пионеров
- планировка земельного участка школы на 784 учащихся (СН-II-65-73
"Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы
проектирования". М., 1974). Примерные составы и
площади зон земельных участков Дворцов и Домов пионеров приведены в таблице.
┌──────────────────────────────────────────────┬─────────────────┐
│ Зоны │ Площадь в кв. м │
│ ├────────┬────────┤
│ │
Дворец │ Дом │
│ │пионеров│пионеров│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┤
│Общая
площадь участка │45000 │25000 │
│Площадь
застройки (не более) │10000 │5000 │
│Опытническая
зона │4000 │1500 │
│Спортивная
зона │11000 │9000 │
│Зона
отдыха и аттракционов │5000 │1500 │
│Зона
хозяйственного двора │1000 │500 │
│Защитная
зеленая полоса и зеленые насаждения │14000 │7500 │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┘
Опытническая зона должна располагаться
вблизи зоны хозяйственного двора на хорошо инсолируемой
и защищенной от ветра части земельного участка. В опытнической зоне
предусматриваются участки овощных и полевых культур, участок питомника, коллекционно-селекционный участок, плодовый сад, ягодник,
парники, теплица, участок цветочно-декоративных растений, опытнический участок
для младших школьников, площадка с навесом для занятий юных натуралистов на
открытом воздухе, зоологическая площадка с вольерами, метеорологическая и
географическая площадки.
Зоологическая площадка должна иметь
щебеночное или асфальтовое покрытие. Метеорологическую и географическую
площадки следует размещать на открытом месте в удалении от спортивных площадок
и от зданий не менее 35 м, покрытие должно быть травяным. Площадки с навесами
для занятий юных натуралистов на воздухе следует размещать по соседству с
участком плодового сада и ягодников.
Спортивная зона должна располагаться
вблизи от выхода из спортивного зала и иметь в своем составе легкоатлетическую
площадку, площадку для спортивных игр (футбол, волейбол, баскетбол, ручной
мяч), гимнастический городок, площадки для настольного тенниса. В спортивной
зоне предусматриваются также площадки с бассейном для испытания судомоделей и
площадка для испытания авиамоделей. Состав и количество спортивных площадок
должны обеспечивать возможность раздельных спортивных занятий с детьми разного
возраста.
В зависимости от местных условий и по
согласованию с министерствами просвещения республик в спортивной зоне
допускается проектирование открытых плавательных бассейнов и других сооружений.
Гимнастический городок рекомендуется
располагать вблизи площадок для спортивных игр, недалеко от него - сарай для
хранения спортивного инвентаря. Продольные оси спортивных площадок
рекомендуется ориентировать с севера на юг.
Зона отдыха и аттракционов
предназначается для активного отдыха, тихих игр, индивидуальных занятий и
проведения досуга школьников на открытом воздухе. В соответствии с этим зона
отдыха и аттракционов должна иметь в своем составе площадку аттракционов,
оборудованную каруселями, качелями и др. аттракционами, площадку для подвижных
игр раздельно для учащихся младших, средних и старших классов, летнюю эстраду,
площадки для тихого отдыха и индивидуальных занятий школьников.
Площадки аттракционов следует размещать
вблизи спортивной зоны. Площадки для подвижных игр целесообразно располагать
вблизи выходов из здания на участок. Площадки для тихого отдыха следует
размещать в удалении от спортивных и площадок для подвижных игр. По периметру
этих площадок надлежит устраивать живую изгородь.
Оборудование зон для занятий спортом,
отдыха и аттракционов должно соответствовать возрастным особенностям школьников
и отвечать педагогическим и гигиеническим требованиям.
Зону хозяйственного двора следует
предусматривать в глубине участка со стороны входа в хозяйственные и
производственные помещения здания с отдельным въездом с улицы. На хозяйственном
дворе размещаются хозяйственный корпус, навесы для хозяйственного и прочего
инвентаря, мусоросборники. Мусоросборники должны быть установлены на расстоянии
не менее 25 м от окон и дверей зданий Дворца или Дома пионеров на бетонированной
площадке под навесом и иметь плотно закрывающиеся крышки. Свободная территория хоздвора должна иметь твердое покрытие.
Зеленые насаждения на земельном участке
должны составлять не менее 50% его общей площади. В площадь зеленых насаждений
включаются территории, занимаемые учебно-опытной зоной, защитной зеленой
полосой, газонами, зелеными насаждениями в спортивной зоне и зоне отдыха. При
размещении Домов пионеров в сельской местности, вблизи лесных и садовых
массивов, площадь озеленения допускается сокращать до 30%. По периметру
земельный участок должен иметь защитную зеленую полосу из древесных и
кустарниковых пород шириной со стороны улицы 6 - 10 м, в остальной части не
менее 1,5 м.
Участок внешкольных учреждений должен
быть электрифицирован. В осенне-зимний период в вечерние часы вся территория
его должна быть освещена. Уровни искусственного освещения
земельного участка принимаются в соответствии со СНиП II-4-79 (часть II, глава
4. "Естественное и искусственное освещение. Нормы
проектирования". М., 1980).
Подходы к зданию и проезды, пешеходные
дорожки должны иметь твердое покрытие (асфальтовое, утрамбованный гравий или
песок).
Участок должен ежедневно убираться: трава,
цветы, кустарники должны поливаться водой, пешеходные дорожки, спортивные и
игровые площадки подметаться. Ранней весной и поздней осенью следует проводить
генеральную очистку территории. В зимний период пешеходные дорожки, спортивные
и игровые площадки расчищаются от снега, частично заливаются под каток, а в
зоне отдыха оборудуются зимние аттракционы (горки, каток и др.).
Здания
Состав помещений Дворцов и Домов пионеров
принимается в зависимости от планируемого объема выполняемой этими учреждениями
учебно-воспитательной, организационно-методической работы и количества
школьников, одновременно занимающихся в них. Дворцы и Дома
пионеров должны размещаться в отдельно стоящих одном или нескольких зданиях,
сблокированных или соединенных между собой теплыми переходами. Этажность
зданий может быть смешанной, но не более 3 этажей. Помещения хозяйственного
назначения целесообразно размещать в отдельно стоящем здании.
Размещение зданий на участке должно
обеспечивать благоприятные условия освещения и инсоляции основных помещений и
соответствовать требованиям, изложенным в СНиП II-65-73
"Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования".
М., 1974.
Здания Дворцов и Домов пионеров следует
проектировать с учетом их функционального назначения. В связи с этим должны
предусматриваться следующие группы помещений:
а) помещения, предназначенные для
проведения организационно-методической работы;
б) помещения для проведения массовой
работы с детьми и организации их досуга;
в) помещения, предназначенные для художественного
воспитания школьников;
г) помещения для занятий школьников
техническим творчеством;
д) помещения для юных натуралистов;
е) помещения для туристов и краеведов;
ж) помещения для военно-спортивных
занятий учащихся;
з) помещения общего назначения (столовая,
буфет, административно-хозяйственные, медицинского обслуживания и т.д.).
Примерные составы, площади помещений
Дворцов и Домов пионеров приводятся в приложении. Не допускается размещение
помещений для занятий учащихся в подвальных и цокольных этажах здания. Высота
помещений принимается для гимнастического зала - 6,0 м, для актового зала-киноаудитории - 4,5 м, классов для занятий балетом,
хореографией, хора - 4,0 м, для остальных помещений - 3,3 м.
Площади лабораторий, кабинетов,
мастерских, комнат для кружковых занятий должны приниматься из расчета 15 - 20
одновременно занимающихся учащихся и расчетной площади на одного занимающегося.
РАСЧЕТНЫЕ НОРМЫ ПЛОЩАДЕЙ НА ОДНОГО ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ
ВО ДВОРЦАХ И ДОМАХ ПИОНЕРОВ, КВ. М
┌──────────────────────────────────────────────┬─────────────────┐
│ Наименование помещений │Площадь помещений│
├──────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Мастерские
по обработке металла и древесины │3,0 │
│Лаборатории,
изостудия │3,0 │
│Кабинеты
ручного труда и теоретических занятий│1,5 │
│Комнаты
настольных игр (шахматы, шашки и др.) │2,0 │
│Классы
для занятий балетом и хореографией │4,5
- 5,0 │
│Классы
пения, художественного чтения, игры на │2,0 │
│музыкальных
инструментах │ │
└──────────────────────────────────────────────┴─────────────────┘
В группу помещений методического отдела
Дворца пионеров должны входить методический кабинет, кабинет для занятий с
комсомольским и пионерским активом, зал истории пионерской организации и
комсомола, зал лектория, библиотека методической литературы с читальным залом,
выставочный зал для материалов по методической работе, кабинет заведующего
отделом. Методический сектор Дома пионеров должен иметь в своем составе
методический кабинет, зал истории пионерской организации и комсомола,
библиотеку методической литературы с читальным залом.
Массовый отдел Дворца и Дома пионеров
должен иметь в своем составе актовый зал-киноаудиторию,
комнаты настольных игр с игротекой, комнаты сказок, зал для массовых игр,
кабинеты заведующего отделом и массовиков-затейников. При актовом зале должны
быть предусмотрены эстрада, киноаппаратная и радиоузел, склад объемных
декораций, фойе, отдельный вестибюль с гардеробом. Актовый зал-киноаудитория, эстрада, киноаппаратная и радиоузел следует
проектировать с учетом указаний СНиП II-65-73 "Общеобразовательные школы и
школы-интернаты. Нормы проектирования". М., 1974.
В состав помещений отдела художественного
воспитания Дворцов и Домов пионеров должны входить классы для занятий
драмкружка, костюмерная, помещение кукольного театра, классы для занятий
балетом и хореографией, классы для занятий духового оркестра, оркестра народных
инструментов, участников хора, помещение изостудии. Во Дворце пионеров, кроме
того, следует предусматривать класс художественного чтения, гримерную, склад
для костюмов, комнату для хранения музыкальных инструментов, выставочный зал
отдела художественного воспитания, кабинет заведующего отделом.
В составе помещений
технического отдела Дворцов, Домов пионеров должны быть мастерская по обработке
древесины с клееварочной, мастерская по обработке
металла, инструментальная, судо- и авиамодельная лаборатории, лаборатории с
лаборантскими по радиоэлектронике, автоматике, химии, картонажа и лепки,
кабинет технического моделирования для младших школьников, кинофотолаборатория. Во Дворце пионеров, кроме того, предусматриваются кабинеты для
занятий предметных кружков (по физике, химии, математике и т.д.), выставочный
зал экспонатов технического творчества школьников, кабинет заведующего отделом.
Помещения для занятий техническим
творчеством следует размещать на 1 этаже, лучше в торцевой части здания с
обеспечением отдельного выхода на участок. Для технического отдела должен быть
предусмотрен отдельный вестибюль с гардеробом.
Помещения для юных натуралистов должны
примыкать к учебно-опытной зоне земельного участка и иметь на него выход.
Состав помещений отдела натуралистов должен включать лаборатории юных
натуралистов с препараторской, помещение вольеров для мелких животных с
кладовой для хранения корма, кухней для приготовления корма животным, аквариумную, гардероб. Во Дворце пионеров, кроме того,
целесообразно иметь террариум, зеленый сад, выставочный зал экспонатов юных
натуралистов.
В состав помещений отдела туризма и
краеведения должны входить кабинеты следопытов, географов и топографов,
геологов, туристов, музей экспонатов, склад туристского снаряжения. Во Дворце
пионеров при отделе туризма и краеведения должен быть предусмотрен музей боевой
славы.
В группу помещений военно-спортивного
отдела Дворцов и Домов пионеров должны входить гимнастический зал с подсобными
помещениями (раздевальня, душевая, уборная, снарядная, комната инструктора),
тир, кабинет радиоспорта, комната для игр в шахматы и шашки, военный кабинет.
Помещения военно-спортивного отдела целесообразно размещать на 1 этаже.
Спортивно-гимнастический зал должен примыкать к спортивной зоне земельного
участка и иметь выход на него, предназначенный для выноса снарядов и как второй
эвакуационный выход.
В состав помещений общего назначения
входят кабинет директора, кабинет завхоза (Дворец пионеров), канцелярия,
бухгалтерия, кабинет врача, комната технического персонала, помещения столовой
(Дворец пионеров), помещения буфета (Дом пионеров), центральный вестибюль с
гардеробом, уборные с умывальными для учащихся и персонала.
Столовые проектируются, как правило, с
учетом получения полуфабрикатов, буфеты - готовой продукции из центральных
заготовочных предприятий или из базовых столовых. Столовые целесообразно
размещать на 1 этаже здания. Число посадочных мест в обеденных залах и буфетах
следует принимать из расчета не менее 20 - 25% количества детей, одновременно
занимающихся во внешкольном детском учреждении.
Площади помещений столовой и буфетов
устанавливаются с учетом СНиП II-65-73 "Общеобразовательные школы и
школы-интернаты. Нормы проектирования". М., 1974.
В составе помещений хозяйственного
назначения могут быть предусмотрены гараж с мастерской по обслуживанию,
хозяйственная мастерская, складские помещения для хозяйственного инвентаря,
удобрений и химикатов.
Рекреационные помещения следует принимать
из расчета 0,6 кв. м на одного занимающегося в кружках. Рекреационные помещения
должны проектироваться, как правило, в виде залов, ширина коридоров для
рекреации должна быть не менее 2,8 м. Коридоры, в которые выходят двери
кабинетов и лабораторий, должны иметь ширину не менее 1,8 м, а прочие коридоры
- не менее 1,4 м.
Вспомогательные помещения (вестибюль,
коридор, гардероб) проектируются децентрализованно.
Для детей, постоянно занимающихся во внешкольном учреждении, должны быть
отдельные гардеробы с отдельным выходом из здания. Для детей, посещающих
массовые мероприятия, следует проектировать отдельный вестибюль и гардероб,
примыкающий к помещениям массового отдела. Целесообразно иметь отдельный
гардероб для преподавателей.
При расчете площадей вспомогательных
помещений с учетом максимального количества детей, одновременно прибывающих во
внешкольное детское учреждение, следует руководствоваться главой СНиП II-65-73
"Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования",
М., 1974.
Санитарные узлы проектируются в
соответствии с СНиП II-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты.
Нормы проектирования", М., 1974, с учетом общего количества детей,
одновременно находящихся во внешкольном детском учреждении.
Площадки помещений тепловых пунктов
(элеваторных узлов, бойлерных и др.) и вентиляционных камер принимаются в
соответствии с существующими нормативами.
Естественное освещение помещений зданий
внешкольных детских учреждений проектируется в соответствии с указаниями главы
СНиП II-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы
проектирования", М., 1974 и главы СНиП II-4-79 "Естественное и
искусственное освещение. Нормы проектирования".
Отделка зданий и помещений внешкольных
детских учреждений выполняется в соответствии с указаниями СНиП II-65-73
"Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования".
М.,1974.
В кабинетах, лабораториях и других
помещениях Дворцов и Домов пионеров мебель рекомендуется размещать следующим
образом. Столы устанавливаются с таким расчетом, чтобы свет на рабочую
поверхность падал с левой стороны от сидящего за
столом. Верстаки для обработки дерева устанавливаются перпендикулярно или под
углом 30 - 45° по отношению к окнам, расстояние между верстаками должно быть не
менее 80 см. Верстаки для холодной обработки металла должны устанавливаться
вдоль окон в один или два ряда с расстоянием между рядами 1,2 м.
Содержание основных и вспомогательных
помещений должно в основном осуществляться в соответствии с указаниями
"Санитарных правил по содержанию общеобразовательных школ",
утвержденных МЗ СССР от 29.09.1974 N 1186а-74.
У входа в здание должны быть поставлены
скребки и решетки для очистки обуви. При входе в помещение (в тамбуре) должны
находиться коврики для вытирания ног и веник для обметания ног от снега. Все
эти приспособления по мере загрязнения должны очищаться от грязи, пыли, снега.
Ежедневно после окончания занятий должна
проводиться влажная уборка всех помещений при открытых окнах и фрамугах.
Одновременно с влажным подметанием полов необходимо протирать слегка влажной
тряпкой столы, подоконники, приборы отопления. Желательно использование
пылесосов. Паркетные полы в помещениях должны один раз в
месяц натираться воском или мастикой; досчатые
некрашеные полы обрабатываются пылесвязывающими
веществами один раз в два месяца; пылесвязывающая
смесь наносится на пол умеренно из расчета 1 кг на 15 кв. м. Пылесвязывающая смесь готовится в пропорции: 20 кг масла
(солярового, веретенного или машинного), 2 кг скипидара, 0,2 кг сиккатива.
Примечание: Во избежание запыленности
воздуха частицами краски запрещается производить покрытие паркетных или досчатых некрашеных полов красками, разведенными только в
воде, или мастиками, составленными вопреки рекомендуемым рецептам.
Особое внимание следует обращать на
уборку гимнастического зала. Это помещение должно тщательно проветриваться
между занятиями и при уборке, влажная уборка гимнастического зала с обтиранием
спортивного оборудования должна производиться не менее двух раз в день. Маты
следует выколачивать на открытом воздухе не реже одного раза в неделю.
Генеральная уборка гимнастического зала и подсобных помещений при нем должна
производиться не реже одного раза в неделю. Учащиеся в гимнастический зал
допускаются только в спортивных костюмах и обуви (трусы, майка, тапочки).
Умывальные и уборные должны тщательно
очищаться и приводиться в порядок, полы протираться, унитазы смываться и
очищаться, сиденья и держки протираться тряпкой,
смоченной в дезинфицирующем растворе (2% раствор хлорамина или 2% осветленный
раствор хлорной извести), для чего должен быть выделен специальный уборочный
инвентарь.
Еженедельно должна проводиться тщательная
уборка помещений: протирание стен влажной тряпкой на всем протяжении панелей,
удаление паутины и раз в месяц генеральная уборка с мытьем панелей, полов,
отопительных приборов, подоконников и т.д.
В целях поддержания хорошего
естественного освещения основных и вспомогательных помещений необходимо: а)
протирать ежедневно влажным способом стекла окон с внутренней стороны и тщательно
мыть их снаружи не менее 3 раз в год и изнутри не менее одного раза в месяц. (Примечание: к мытью окон, безотносительно этажности здания,
воспрещается привлекать учащихся даже старших классов); б) окрашивать переплеты
и проемы белой матовой стойкой краской не реже одного раза в год; в) не
закрашивать нижние секции окон белой краской, не вешать занавески и шторы, не
расставлять на подоконниках комнатные цветы; цветы следует помещать в
переносных цветниках (высотой 65 - 70 см от пола); г) сажать деревья от
здания на расстоянии тройной высоты их во взрослом состоянии, но не ближе 10 м.
Уборочный инвентарь (пылесосы, полотеры,
ведра, щетки, тряпки и пр.) должен храниться в специальном помещении в
закрытых, хорошо проветриваемых шкафах. Инвентарь, используемый для уборки
туалетов, должен храниться раздельно с прочим уборочным инвентарем школы.
Обеденные залы столовых и буфетов следует
оборудовать 4-местными столами и стульями или табуретками. Столы должны иметь
гигиеническое покрытие, легко моющееся, устойчивое против высокой температуры и
дезинфицирующих средств (мрамор, пластик или клеенку). Столы ежедневно моются
горячей водой с содой и мылом и после каждой посадки протираются влажным
способом.
Все работники пищеблоков должны проходить
обязательные профилактические медицинские обследования, согласно действующей
инструкции Министерства здравоохранения СССР, должны обеспечиваться специальной
одеждой (халатами, колпаками, косынками), полотенцами и мылом для рук.
Санитарно-техническое
оборудование
Расчетная температура воздуха и нормы
воздухообмена в основных помещениях Дворцов и Домов пионеров принимаются
согласно таблице.
Вентиляция комнат для кружковых занятий и
настольных игр, а также классов для занятий музыкой, для занятий коллективов
художественной самодеятельности должна осуществляться организованным притоком
подогретого наружного воздуха в количестве не менее 15 куб. м/час на одного
учащегося. Допускается применение децентрализованного притока неподогретого воздуха при обеспечении установленных величин
нормируемых параметров внутреннего воздуха.
Удаление воздуха из вышеперечисленных
помещений предусматривается частично за счет естественной вытяжной вентиляции в
размере однократного обмена в час, частично через рекреационные помещения с
последующей вытяжкой из санитарных узлов.
РАСЧЕТНАЯ ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА И НОРМА
ВОЗДУХООБМЕНА
В ОСНОВНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ДВОРЦОВ И ДОМОВ ПИОНЕРОВ
┌─────────────────────────┬─────────┬────────────────────────────┐
│ Наименование │Расчетная│ Кратность воздухообмена │
│ помещений │темпера-
│ в 1 час │
│ │тура, °C ├────────────────────┬───────┤
│ │ │ приток │вытяжка│
├─────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼───────┤
│Кабинеты,
лаборатории, │18 │см. п. │4,3 │
│комнаты
для занятий музы-│ │ │ │
│кой
и пением, коллективов│ │ │ │
│художественной
самодея- │ │ │ │
│тельности, выставочные
│ │ │ │
│залы,
изостудия, музеи │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Мастерская
по обработке │16 │20 куб. м на 1 чел. │- │
│металла │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Мастерская
по обработке │16 │20 куб. м на 1 чел. │- │
│древесины │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Гимнастический
зал для │15 │80 куб. м на 1 чел. │- │
│массовых
игр, классы для │ │ │ │
│занятий
балетом и хорео- │ │ │ │
│графией │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Актовый зал-киноаудито- │18 │20 куб. м на 1 чел. │- │
│рия, зал лектория,
│ │ │ │
│читальный
зал │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Рекреационные
помещения │16 │- │- │
│ │ │ │ │
│Кабинеты
общественных │18 │- │1,0 │
│организаций,
администра- │ │ │ │
│тивно-хоз. кабинет
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│Кабинет
врача │22 │- │1,5 │
│ │ │ │ │
│Раздевальные
при гимнас- │20 │- │1,5 │
│тическом зале, классах
│ │ │ │
│для
занятий балетом и │ │ │ │
│хореографией │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Душевые │25 │- │5,5 │
│ │ │ │ │
│Раздевальные
при душевых │22 │в объеме вытяжки │- │
│ │ │из душевых │ │
│ │ │ │ │
│Уборные │18 │50 куб. м на унитаз │- │
│ │ │25 куб. м на писсуар│- │
│ │ │ │ │
│Умывальные │20 │- │1,0 │
│ │ │ │ │
│Вестибюли,
гардеробы, │16 │2,0 │- │
│кладовые │ │ │ │
└─────────────────────────┴─────────┴────────────────────┴───────┘
Независимые системы вытяжной вентиляции
должны предусматриваться для кабинетов и лабораторий технического отдела,
актовых залов-киноаудиторий, спортивных залов,
помещений столовой, киноаппаратного комплекса.
Расчетная температура и кратность обмена
воздуха в час в помещениях киноаппаратного комплекса принимается с учетом главы
СНиП "Кинотеатры. Нормы проектирования", а в помещениях столовых и
буфетов - с учетом главы СНиП "Предприятия общественного питания. Нормы
проектирования".
Объем удаляемого воздуха от каждого
вытяжного химического шкафа принимается в количестве 1100 куб. м/час. У
наждачного точила должны предусматриваться укрытие и обеспыливающий агрегат. Клееварки должны быть оборудованы укрытием, локализующим
выделения.
Помещения, в которых предусматривается
естественная вытяжная вентиляция, открывающаяся площадь фрамуг или форточек
должна быть не менее 1/50 площади пола. Все фрамужные приборы должны
содержаться в исправном состоянии и позволять свободно открывать фрамуги либо
специальным рычажным затвором, либо натяжением шнура или при помощи палки с
крючком. Фрамуги и форточки запрещается забивать и заклеивать.
В уборных и кухне должна
предусматриваться вытяжная вентиляция с механическим побуждением. Во избежание
возможного затекания воздуха из них в рекреации и другие помещения система
вентиляции должна содержаться в исправном состоянии. Фрамуги и форточки в этих
помещениях должны быть наглухо закрыты.
Количество удаляемого воздуха из основных
и вспомогательных помещений системой вытяжной вентиляции должно регулироваться
задвижками или жалюзи в вентиляционных отверстиях. Решетки вентиляционных
отверстий ежемесячно очищаются от пыли.
Подводка холодной и горячей воды в
основные и вспомогательные помещения Дворцов и Домов пионеров указана в
приложении.
В рекреационных помещениях должны
предусматриваться питьевые фонтанчики, которые следует содержать в исправном
состоянии и регулярно их очищать.
В кухнях, столовых, буфетах, в
лаборатории химии, клееварочной, кухне кормоприготовления для животных надлежит предусматривать
плиты с электронагревом.
В обеденном зале, туалетных комнатах
необходимо предусматривать электрополотенца (фен).
Во всех помещениях Дворцов и Домов
пионеров следует применять систему общего освещения. В качестве источников
освещения преимущественно надлежит применять люминесцентные лампы белого света
(типа ЛБ); в помещениях изостудии - люминесцентные лампы типа ЛД или ЛДЦ. В
таблице даны нормируемые уровни освещения люминесцентными лампами в помещениях
Дворцов и Домов пионеров.
При освещении указанных помещений лампами
накаливания нормы освещенности на рабочей поверхности в соответствии с СНиП
II-4-79 "Естественное и искусственное освещение, нормы
проектирования" снижаются по специальной шкале на две ступени, т.е.
практически в два раза.
Смену ламп источников искусственного
освещения следует производить, не дожидаясь полного выхода их из строя, по
истечении гарантированного срока службы (для ламп накаливания 1000, а для
люминесцентных ламп - 2500 - 3000 часов горения).
┌────────────────────────────────┬──────────┬────────────────────┐
│ Наименование помещений │Наименьшая│ Поверхности, к │
│ │освещен- │ которым
относятся │
│ │ность, лк │ нормы
освещенности │
├────────────────────────────────┼──────────┼────────────────────┤
│Кабинеты,
лаборатории, комнаты │300 │а) горизонтальные │
│для
занятий кружков, классы │ │поверхности на уров-│
│для
занятий музыкой, пением, │ │не 0,8 м от пола │
│коллективов
художественной
│ │б)
вертикальные по- │
│самодеятельности,
выставочные │ │верхности
для клас- │
│залы,
музеи │ │сных
досок, нагляд- │
│ │ │ных
пособий │
│ │ │ │
│Мастерские
по обработке металла │300 │То же │
│и
древесины │ │ │
│ │ │ │
│Изостудия │400 │Горизонтальная │
│ │ │поверхность на │
│ │ │уровне
0,8 м от пола│
│ │ │ │
│Места
для швейных машин и столов│400 │То же │
│для
кройки, шитья и вышивания │ │ │
│ │ │ │
│Гимнастический
зал, классы для │200 │На
полу │
│занятий
балетом и хореографией │ │ │
│ │ │ │
│Обеденные
залы, буфеты │200 │Горизонтальная │
│ │ │поверхность на │
│ │ │уровне
0,8 м от пола│
│ │ │ │
│Актовые
залы │200 │На полу │
│ │ │ │
│Зал
лектория, читальный зал, │300 │Горизонтальная │
│методический
кабинет │ │поверхность на │
│ │ │уровне 0,8
м от пола│
│ │ │ │
│Рекреационные
помещения, фойе │150 │На
полу │
│актового
зала │ │ │
│ │ │ │
│Кабинет
врача │200 │Горизонтальная │
│ │ │поверхность на │
│ │ │уровне
0,8 м от пола│
│ │ │ │
│Вестибюль,
гардеробы │100 │На
полу │
│ │ │ │
│Коридоры │100 │То
же │
│ │ │ │
│Санитарные
узлы │75 │То
же │
│ │ │ │
│Лестницы │100 │На площадках и │
│ │ │ступенях │
└────────────────────────────────┴──────────┴────────────────────┘
Детские клубы при
домоуправлениях
Детские клубы при домоуправлениях
предназначены для проведения внешкольной учебно-воспитательной работы с детьми
(в основном младшего школьного возраста) по их месту жительства. Детский клуб
организует и проводит праздники для детей, показ концертов художественной
самодеятельности, обучение детей катанию на коньках, лыжах, проводят турпоходы,
спортивные и подвижные игры, шахматно-шашечные турниры, обсуждение произведений
художественной литературы, занятия технических кружков и т.д.
График работы детского клуба должен
предусматривать занятия с детьми в первую половину дня с 10 до 12 - 13 часов,
во вторую - с 17 до 21 часа.
Детские клубы следует организовывать из
расчета один детский клуб на каждые 2,5 - 3,0 тыс. населения. Детские клубы
должны работать под руководством школы, в микрорайоне которой находятся, а
организационно-методическую помощь должны получать от городского Дворца и
районных Домов пионеров.
В штатном расписании детского клуба
должны предусматриваться заведующий клубом, уборщица и руководители кружков,
занимающиеся с детьми на условиях почасовой оплаты или на общественных началах.
Оплата труда штатных работников, содержание помещений, приобретение игрушек и
спортивного инвентаря детских клубов осуществляется за счет средств от
отчислений квартирной платы в размере 2,0%.
При проектировании и содержании детских
клубов при домоуправлениях в основном следует руководствоваться гигиеническими
требованиями, предъявляемыми к Домам пионеров.
При застройке новых жилых микрорайонов
следует предусматривать специальные помещения (встроенные или отдельно стоящие
здания) для развертывания детских клубов. Встроенные детские клубы следует
проектировать на первых этажах жилых зданий в торцовой части.
Для детского клуба должен отводиться
земельный участок, примыкающий к зданию, в котором проектируется размещение детского
клуба. На земельном участке должны быть предусмотрены площадка для спортивных
игр (волейбол, футбол, настольный теннис, баскетбол), площадка для подвижных
игр, оборудованная детскими аттракционами. В зимний период на участке детского
клуба должны оборудоваться зимние аттракционы, заливаться каток, оборудоваться
хоккейный корт.
В составе детского
клуба должен предусматриваться следующий минимальный набор помещений: гардероб
(5,0 кв. м), комната для хранения настольных игр, спортивного инвентаря (8,0 кв.
м), комната для занятий техническим творчеством (25 кв. м), комната для занятий
коллектива художественной самодеятельности, настольных игр (30,0 кв. м),
читальный зал с библиотекой (30,0 кв. м), фотолаборатория (5,0 кв. м), туалет
(1,5 кв. м). В детском клубе с
таким набором помещений одновременно может заниматься 45 - 50 детей.
Ответственность за выполнение настоящих
Методических указаний возлагается на руководителей внешкольных детских
учреждений. Медицинский персонал, обслуживающий внешкольные детские учреждения,
должен осуществлять повседневный контроль за
соблюдением санитарно-гигиенических условий в процессе занятий и творческой
деятельности учащихся. Систематический контроль за
соблюдением Дворцами и Домами пионеров настоящих Методических указаний
возлагается на санитарно-эпидемиологические станции.
ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ И
ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ
ДВОРЦОВ И ДОМОВ ПИОНЕРОВ
┌────────────────────────────┬────────┬────────┬─────────────────┐
│ Наименование помещений │ Дворец │ Дом │ Подводка воды
│
│ │пионеров│пионеров├────────┬────────┤
│ │(кв. м) │(кв. м) │ Дв. │
Дом │
│ │ │ │пионеров│пионеров│
├────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ А. Методический отдел │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Методический
кабинет │50,0 │35,5 │х. │х. │
│ │ │ │ │ │
│Кабинет
для занятий с │50,0 │- │х. │- │
│пионерским
и комсомольским │ │ │ │ │
│активом │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Зал
истории пионерской │80,0 │40,0 │- │- │
│организации
и комсомола │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Зал
лектория │70,0 │- │- │- │
│ │
│ │ │ │
│Библиотека
методической
│70,0 │30,0 │х. │х. │
│литературы
с читальным залом│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Выставочный
зал для материа-│40,0 │- │х. г. │- │
│лов
по методической работе │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Кабинет
заведующего отделом │12,0 │- │х. г. │- │
│ │ │ │ │ │
│ Б. Массовый отдел │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Актовый
зал-киноаудитория:
│ │ │ │ │
│ а) на 300 мест │180,0 │180,0 │- │- │
│ б) на 500 мест │300,0 │- │- │- │
│ │ │ │ │ │
│Помещения
при актовом зале: │ │ │ │ │
│ а) эстрада │72,0 │36,0 │- │- │
│ б) киноаппаратная и радио-│40,0 │25,0 │- │- │
│ узел │ │ │ │ │
│ в) склад объемных
декора- │25,0 │15,0 │- │- │
│ ций │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Комнаты
настольных игр с │2 x 66,0│66,0 │х. │х. │
│игротекой │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Комната
сказок │2 x 66,0│66,0 │- │- │
│ │ │ │ │ │
│Зал для массовых игр (фойе
│320,0 │120,0 │х. │х. │
│актового
зала) │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Кабинет
заведующего отделом │15,0 │8,0 │х. г. │х. г. │
│и
массовиков-затейников │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ В. Отдел художественного │
│ │ │ │
│ воспитания │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Класс
художественного чтения│25,0 │- │- │- │
│ │ │ │ │ │
│Класс
для занятий драмкружка│50,0 │50,0 │х. │х. │
│ │ │ │ │ │
│Костюмерная │25,0 │25,0 │- │- │
│ │ │ │ │ │
│Гримерная │15,0 │- │х. г. │- │
│ │ │ │ │ │
│Склад
для костюмов │15,0 │- │- │- │
│ │ │ │ │ │
│Кукольный
театр │60,0 │40,0 │- │- │
│ │ │ │ │ │
│Класс
для занятий балетом │60,0 │60,0 │- │- │
│ │ │ │ │ │
│Класс
для занятий │60,0 │- │х. г. │х. г. │
│хореографией │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Помещение
для классов балета│42,0 │21,0 │х. г. │х. г. │
│и
хореографии: раздевальные,│ │ │ │ │
│душевые
и уборные │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Класс
для духового оркестра │40,0 │40,0 │х. │х. │
│ │ │ │ │ │
│Класс
для оркестра народных │40,0 │40,0 │х. │х. │
│инструментов │ │ │ │ │
│ │
│ │ │ │
│Комната
для хранения инстру-│10,0 │- │- │- │
│ментов │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Класс
для занятий на баяне и│25,0 │- │- │- │
│аккордеоне
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Класс
для занятий хора │60,0 │40,0 │х. │х. │
│ │ │ │ │ │
│Изостудия │60,0 │40,0 │х. г. │х. г. │
│ │ │ │ │ │
│Выставочный
зал отдела │60,0 │- │- │- │
│художественного
воспитания │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Кабинет
заведующего отделом │10,0 │- │х. г. │- │
│ │ │ │ │ │
│ Г. Отдел технического │ │ │ │ │
│ творчества школьников │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Мастерская
по обработке │50,0 │50,0 │х. г. │х. г. │
│древесины
с клееварочной
│ │ │ │ │
│(5
кв. м) │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Мастерская
по обработке │45,0 │45,0 │х. г. │х. г. │
│металла │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Инструментальная │12,0 │12,0 │- │- │
│ │ │ │ │ │
│Судомодельная
лаборатория │50,0 │50,0 │х. г. │х. г. │
│ │ │ │ │ │
│Авиамодельная
лаборатория │50,0 │50,0 │х. г. │х. г. │
│ │ │ │ │ │
│Лаборатория
радиоэлектроники│50,0 │50,0 │- │- │
│ │ │ │ │ │
│Лаборатория
автоматики │50,0 │50,0 │х. г. │х. г. │
│ │ │ │ │ │
│Химлаборатория
│50,0 │50,0 │х. г. │х. г. │
│ │ │ │ │ │
│Лаборантская по химии
│12,0 │12,0 │х. г. │х. г. │
│ │ │ │ │ │
│Аккумуляторная │7,0 │- │- │- │
│ │ │ │ │ │
│Лаборатория
картонажа и │40,0 │40,0 │х. г. │х. г. │
│лепки │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Кабинет
технического модели-│40,0 │40,0 │х. г. │х. г. │
│рования для младших школьни-│ │ │ │ │
│ков │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Кинофотолаборатория
│50,0 │50,0 │х. г. │х. г. │
│ │ │ │ │ │
│Кабинеты
для предметных
│3 x 30,0│- │х. │- │
│кружков (физиков, математи- │ │ │ │ │
│ков
и т.д.) │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Выставочный
зал экспонатов │60,0 │- │- │- │
│технического
творчества │ │ │ │ │
│школьников │
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Кабинет
заведующего отделом │12,0 │- │х. г. │- │
│ │ │ │ │ │
│Вестибюль
с гардеробом │60,0 │40,0 │- │- │
│ │ │ │ │ │
│ Д. Отдел натуралистов │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Лаборатории
юных натуралис- │2 x
50,0│50,0 │х. г. │х. г. │
│тов │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Препараторская │15,0 │15,0 │х. г. │х. г. │
│ │ │ │ │ │
│Помещение
вольеров для │50,0 │30,0 │- │- │
│мелких
животных │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Кладовая
для хранения корма │10,0 │5,0 │- │- │
│ │ │ │ │ │
│Кухня
для приготовления │12,0 │8,0 │х. г. │х. г. │
│корма
животным │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Террариум │20,0 │- │- │- │
│ │ │ │ │ │
│Аквариумная │30,0 │20,0 │х. г. │х. г. │
│ │ │ │ │ │
│Зимний
сад │60,0 │- │х. │- │
│ │ │ │ │ │
│Выставочный
зал экспонатов │50,0 │- │- │- │
│ │ │ │ │ │
│Кабинет
заведующего отделом │10,0 │10,0 │х. г. │х. г. │
│ │ │ │ │ │
│Гардероб │25,0 │15,0 │- │- │
│ │ │ │ │ │
│ Е. Отдел туризма и │ │ │ │ │
│ краеведения │
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Кабинет
следопытов │40,0 │40,0 │х. │х. │
│ │ │ │ │ │
│Кабинет
географов и │40,0 │- │х. │- │
│топографов │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Кабинет
геологов │40,0 │40,0 │х. │х. │
│ │ │ │ │ │
│Кабинет
туристов │40,0 │40,0 │х. │х. │
│ │ │ │ │ │
│Музей
боевой славы │60,0 │- │- │- │
│ │ │ │ │ │
│Музей
экспонатов │60,0 │30,0 │- │- │
│ │ │ │ │ │
│Склад
туристского снаряжения│15,0 │10,0 │-
│- │
│ │ │ │ │ │
│Кабинет
заведующего складом │12,0 │8,0 │х. г. │х. г. │
│ │ │ │ │ │
│
Ж. Военно-спортивный отдел │
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Гимнастический
зал с балко- │ │ │ │ │
│ном
размером: │ │ │ │ │
│ 12 x 24 │288,0
│- │- │- │
│ 9 x 18 │- │162,0 │- │- │
│ │ │ │ │ │
│Помещения
при гимнастических│ │ │ │ │
│залах: │ │ │ │ │
│ а) раздевальные, душевые и│42,0 │42,0 │х. г. │х. г. │
│ уборные │ │ │ │ │
│ б) снарядная │16,0 │16,0 │- │- │
│ в) комната инструктора и │8,0
│8,0 │х. г. │х. г. │
│ для хранения мелкого │ │ │ │ │
│ спортивного инвентаря │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Тир │308,0 │- │х. г. │- │
│ │ │ │ │ │
│Кабинет
радиоспорта │40,0 │40,0 │- │- │
│ │ │ │ │ │
│Военный
кабинет │35,0 │- │- │- │
│ │ │ │ │ │
│Комната
для игры в шахматы │50,0 │30,0 │- │- │
│и
шашки │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Кабинет
заведующего отделом │20,0 │- │х. г. │- │
│ │ │ │ │ │
│ З. Помещения общего │ │ │ │ │
│ назначения │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Кабинет
директора │20,0 │15,0 │х. г. │х. г. │
│ │ │ │ │ │
│Кабинет
завхоза │8,0 │- │- │- │
│ │ │ │ │ │
│Канцелярия
и бухгалтерия │15,0 │8,0 │- │- │
│ │ │ │ │ │
│Кабинет
врача │15,0 │12,0 │х. г. │х. г. │
│ │ │ │ │ │
│Комната
технического
│15,0 │12,0 │х. г. │х. г. │
│персонала │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Помещения
столовой: │ │ │ │ │
│ а) обеденный зал на 240 │156,0 │- │х. г. │- │
│ мест │ │ │ │ │
│ б) кухня доготовочная │50,0 │- │х. г. │- │
│ в) моечная │22,0 │- │х. г. │- │
│ г) кладовая сухих продук-
│7,0 │- │- │- │
│ тов │ │ │ │ │
│ д) охлаждаемая камера │9,0 │- │- │- │
│ (в том числе место
для │ │ │ │ │
│ фреоновой
установки) │ │ │ │ │
│ е) загрузочная и тарная │10,0 │- │- │- │
│ ж) гардероб и санитарный │10,0
│- │х. г. │- │
│ узел для персонала │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Помещения
буфета: │ │ │ │ │
│ а) буфет │- │15,0 │- │х. г. │
│ б) обеденный зал │- │20,0 │- │х. г. │
│ в) моечная │- │5,0 │- │х. г. │
│ г) кладовая продуктов │- │8,0 │- │- │
│ │ │ │ │ │
│Центральный
вестибюль и │240,0 │160,0
│- │- │
│гардероб │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Уборные
и умывальные для │96,0 │64,0 │х. │х. │
│учащихся │ │ │ │ │
│ │ │
│Уборные
и умывальные для │Используется
при актовом зале │
│персонала │ │
│ │ │
│И.
Помещения хозяйственного │ │ │ │ │
│ назначения │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Гараж
на три машины с мас-
│100,0 │- │х. г. │- │
│терской по обслуживанию
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Гараж
на одну машину с │- │50,0 │- │х.
г. │
│мастерской
по обслуживанию │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Мастерская
хозяйственная │40,0 │20,0 │х. г. │х. г. │
│ │ │ │ │ │
│Хозяйственная
кладовая │30,0 │15,0 │- │- │
│ │ │ │ │ │
│Кладовая
для удобрений и │20,0 │10,0 │- │- │
│химикатов │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Навес
для сельскохозяйствен-│15,0 │8,0 │- │- │
│ного инвентаря
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Навес
для спортинвентаря │40,0 │30,0 │- │- │
└────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┴────────┘
Примечание: х. - холодная вода, х. г. -
холодная и горячая вода.