Утверждаю
Заместитель Министра связи СССР
Д.И.МАНГЕЛЬДИН
27 сентября 1976 г. N 15312
Согласовано
Начальник Главного управления
вагонного хозяйства МПС
Л.В.ШОВСКИЙ
22 сентября 1976 года
ИНСТРУКЦИЯ
ПРОВОДНИКУ-ЭЛЕКТРОМОНТЕРУ ПОЧТОВЫХ ВАГОНОВ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. На должность проводника-электромонтера
назначаются лица, сдавшие экзамены в установленном порядке, имеющие
удостоверение об окончании курсов и удостоверение по технике безопасности с
указанием группы электробезопасности (не ниже второй) за подписью главного
инженера или начальника прижелезнодорожного
предприятия связи.
2. Проводник-электромонтер подчиняется
непосредственно начальнику почтового вагона, а при следовании в
почтово-багажном поезде без разъездной бригады - начальнику состава почтовых
вагонов.
3. Проводник-электромонтер в своей работе
руководствуется: Правилами технической эксплуатации железных
дорог СССР, Инструкцией по сигнализации на железных дорогах СССР, Правилами по
технике безопасности при работах на предприятиях почтовой связи и Союзпечати в
части выполняемых обязанностей, Правилами перевозки почты и эксплуатации
почтовых вагонов на железных дорогах СССР, настоящей Инструкцией, Инструкцией
по подготовке почтового вагона в рейс и содержанию его в пути следования,
Инструкцией об организации перевозки почты в почтовых вагонах, и ведет
журнал технического состояния и санитарного содержания вагона.
4. Проводник-электромонтер обеспечивает
нормальные условия для труда и отдыха разъездной бригады, сохранность
внутреннего оборудования и инвентаря вагона, осуществляет его техническое
обслуживание, контролирует равномерность и предельную загруженность кладовых
вагона.
5. Проводник-электромонтер присутствует
при осмотре и ремонте вагона представителями железной дороги, проверяет
качество ремонта; готовит вагон к сдаче в заводской или деповский ремонт,
участвует в приемке вагона из ремонта и оформлении приемо-сдаточного акта;
проводит подготовку закрепленного вагона к летним и зимним перевозкам.
ПОДГОТОВКА В РЕЙС
6. Перед отправлением в рейс
проводник-электромонтер должен получить удостоверение формы N 1, маршрут и
иметь при себе удостоверение по технике безопасности.
7. При приемке вагона необходимо
проверить:
а) санитарное
состояние, исправность ручного тормоза, дверей, дверных запоров, замков,
фиксаторов и окон; электроосветительных приборов и предохранительных пробок,
наличие в запасе электроламп и калиброванных вставок для предохранителей и
пломб на стоп-кранах;
б) крепление осевого и машинного шкивов,
подвесок генератора, исправность наружного и внутреннего звонка, хвостовых
сигнальных фонарей, светильников подножек, подвагонной магистрали, сигнализаций
нагрева букс и замыкания на корпус;
в) напряжение, плотность и уровень
электролита аккумуляторных батарей, наличие и правильность натяжения приводных
ремней подвагонного генератора или исправность карданного привода;
г) исправность приборов принудительной
вентиляции, наличие запасных фильтров, исправность пылеочистительного стола;
д) наличие и исправность огнетушителей;
е) наличие воды в котле и водяных баках.
Наличие съемного инвентаря и внутреннего
оборудования проверяется по "Описи инвентаря и оборудования для почтового
вагона".
8. К моменту прихода членов бригады
необходимо хорошо проветрить вагон; застелить постели, залить водяной бак,
поставить на место самовар, плитку, сургучницу; в
туалете положить хозяйственное и туалетное мыло, повесить полотенце, залить
озонатор жидкостью; включить холодильник (за три часа до прихода бригады).
9. В период отопительного сезона
проверить состояние котла, сети труб отопления, наличие колосников в топке,
исправность насоса и измерительных приборов, паропроводную магистраль,
обеспеченность вагона топливом, а также монтаж нагревательных высоковольтных
элементов и автоматики системы отопления (при их наличии на вагоне).
10. При обнаружении неисправностей в
вагоне и невозможности их устранения своими силами необходимо заявить об этом
техническому контролеру, а при необеспеченности водой и углем - принять
соответствующие меры.
НАХОЖДЕНИЕ В ПУТИ
СЛЕДОВАНИЯ
11. Во время нахождения в пути следования
проводник-электромонтер обязан:
а) следить за исправным состоянием и
работой устройств отопления, освещения, вентиляции, привода подвагонного
генератора. Во время сильных морозов особенно тщательно наблюдать за системой
отопления и не допускать замораживания воды в трубах, применяя, при
необходимости, принудительную циркуляцию воды;
б) содержать вагон в порядке и чистоте,
не допускать хранения пустой мешкотары в
сортировочном зале, продуктов и овощей в клетках, в выдвижных и почтовых
ящиках;
в) не менее трех раз в сутки производить
влажную уборку вагона, протирку полок, столов, сортировочных клеток, ниш,
оконных стекол, систематически производить уборку туалета;
г) надевать и снимать ремни привода
подвагонного генератора и просушивать их по мере надобности;
д) включать и выключать свет в тамбуре и
светильники подножек при обмене почтой;
е) включать концевые сигнальные фонари
при следовании почтового вагона в хвосте поезда;
ж) следить за тем, чтобы окна вагонов при
необходимости открывались только с одной стороны (на двухпутных участках - с
полевой стороны);
з) периодически включать принудительную
вентиляцию в зависимости от температуры воздуха внутри вагона. Включение
вентилятора от аккумуляторных батарей разрешается как на стоянках поезда, так и
при замедленном движении (когда не работает генератор), если напряжение
аккумуляторных батарей у свинцовых (кислотных) не ниже 45 вольт и железоникелевых
(щелочных) - не ниже 40 В;
и) обеспечивать подзарядку аккумуляторной
батареи на всем пути следования почтового вагона;
к) выносить шлак, золу, мусор (только на
станциях, имеющих места для сбора мусора);
л) в период отопительного сезона подавать
воздух только в подогретом состоянии и поддерживать температуру в вагоне не
ниже +18 град. C.
12. Возникшие повреждения необходимо
своевременно устранять, при невозможности - отправить телеграмму через
начальника состава почтово-багажного поезда в ближайший
ПТО для устранения повреждения по прибытии.
13. В случае утери, порчи инвентаря или
оборудования почтового вагона проводник-электромонтер составляет акт, который
подписывается членами бригады, на предмет списания или взыскания за причиненный
ущерб с виновного. Акт заверяется оттиском календарного штемпеля.
14. Во время движения поезда тамбурные
двери должны быть закрыты, а проводник-электромонтер обязан безотлучно
находиться в вагоне. При обмене почты на станциях двери вагона открываются
только со стороны обменивающей бригады и по окончании работы немедленно должны
быть закрыты.
Использование красного сигнала для
задержки поезда по причине неокончания обмена
запрещается.
Во время маневров входные двери тамбура
не запираются и находятся под контролем проводника-электромонтера.
15. При ревизии почтового вагона
проводник-электромонтер (если в вагоне нет ВПНа)
обязан удостовериться в наличии у ревизующего лица документов на право
производства ревизии, после чего допускает его в вагон и оказывает содействие в
производстве ревизии.
При следовании в почтово-багажном поезде
без разъездной бригады проводник-электромонтер может впустить в вагон другое
лицо лишь в присутствии начальника состава почтовых вагонов.
16. При следовании в хвосте поезда
проводник-электромонтер почтового вагона обеспечивает исправность, чистоту и
непрерывное горение хвостовых сигналов. В случае вынужденной остановки
пассажирского поезда на перегоне ограждение поезда производится проводником
последнего вагона, предназначенного для перевозки пассажиров.
17. Проводник-электромонтер обязан
принимать меры, обеспечивающие безопасность следования поезда, сохранность
почты и готовность к действию средств пожаротушения.
Проводник-электромонтер немедленно должен
остановить поезд, выставить красный сигнал и сообщить по цепочке
механику-бригадиру (начальнику) поезда о случившемся при возникновении
следующих аварийных ситуаций:
а) в случае падения из вагона людей или
почтовых отправлений. Принимаемые меры: оказать помощь пострадавшему и сообщить
о случившемся на ближайшую станцию; при выпадении почты - собрать ее и
проверить надежность запоров дверей кладовых;
б) при заклинивании колесных пар (это
явление сопровождается резкими толчками во время движения) и срабатывании
сигнализации контроля нагрева букс. Принимаемые меры: помочь бригадиру-механику
(начальнику) поезда выявить неисправность и действовать по его указанию;
в) при пожаре в вагоне (необходимо иметь
в виду, что останавливать поезд на мосту, в тоннеле и других местах,
препятствующих организации тушения пожара и эвакуации людей, запрещается).
Принимаемые меры: немедленно выключить систему электропитания; приступить к
тушению пожара имеющимися средствами, обеспечивая при этом сохранность почтовых
отправлений; оказать первую медицинскую помощь членам бригады. Составить акт о
повреждении вагона.
При срабатывании сигнализации замыкания
цепей электрооборудования на корпус вагона необходимо выключить систему
электропитания, отключить генератор, нажав аварийную кнопку или сняв
предохранитель, и сообщить на ближайшей остановке о неисправности
механику-бригадиру (начальнику) поезда, дальше действовать в рейсе по его
указанию.
18. Проводник-электромонтер принимает
участие в обработке и обмене почты: штемпелевании корреспонденции, поименной
проверке, вскрытии и заделке страховых мешков, приеме и выдаче почты, а также
выполняет работу по поручению начальника почтового вагона.
ПРИБЫТИЕ В ПУНКТ
ОБОРОТА
19. По прибытии поезда в пункт оборота
проводник-электромонтер должен:
а) принять участие в сдаче почты;
б) внимательно
осмотреть весь вагон - не оставлены ли почтовые отправления и документы за
рейс, и при обнаружении таковых передать их начальнику почтового вагона или
администрации ОПП, ПЖДП с соответствующим оформлением;
в) осмотреть внутреннее оборудование
вагона, аккумуляторные батареи и в случае обнаружения каких-либо недостатков
или неисправностей заявить об этом дежурному техническому контролеру. После
окончания ремонта проверить качество выполненной работы;
г) отключить систему электропитания,
произвести тщательную влажную уборку вагона и проветрить его;
д) обеспечить вагон углем и водой.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПУНКТ
ФОРМИРОВАНИЯ
20. По прибытии почтового вагона в пункт
формирования проводник-электромонтер должен:
а) отключить систему электропитания,
произвести тщательную влажную уборку вагона;
б) в отопительный сезон вычистить
арматуру котла, очистить топку и зольник от золы и шлака и содержать котел в
рабочем состоянии;
в) очистить аккумуляторную батарею от
пыли и грязи. Если на металлических соединениях есть окись, то снять ее, а
соединение тщательно смазать. Замерить уровень электролита и его плотность, при
необходимости дать заявку на доливку или выравнивание плотности электролита в
батарее;
г) проверить наличие инвентаря и
оборудования по описи, привести его в порядок и приготовить к сдаче.
Недостающее или вышедшее из строя оборудование и инвентарь пополнить со склада.
Не разрешается передавать принимающему вагон: акты, расписки и другие документы
на недостающий инвентарь или оборудование;
д) сдать вагон в присутствии дежурного
технического контролера другому проводнику-электромонтеру или межрейсовому проводнику. После сдачи вагона отчитаться
перед начальником линейного цеха-участка о результатах поездки, закрыть маршрут
и сдать документы.
ОТЦЕПКА ПОЧТОВОГО
ВАГОНА В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ
21. При отцепке вагона в пути следования
проводник-электромонтер должен:
а) остаться при вагоне и принять участие
в составлении акта о причинах отцепки. Акт составляется совместно с начальником
станции, один экземпляр акта остается у проводника;
б) принять меры к срочной подаче вагона в
ремонт, обеспечивать вагон водой и топливом, поддерживать в нем необходимую
температуру, не допускать разряда аккумуляторной батареи;
в) через каждые 1 - 2 суток сообщать
телеграммами через начальников почтовых вагонов проходящих поездов или местные
предприятия связи о своем местонахождении в ПЖДП, ОПП приписки вагона;
г) принимать все меры для продвижения
вагона к месту назначения или приписки;
д) в случае аварии или повреждения, при
котором вагон не может следовать дальше, оформить акт по форме ВУ-25. Сдать по
отдельному акту представителю железной дороги или ближайшего предприятия связи
внутреннее оборудование и инвентарь вагона на хранение и возвратиться к месту
своей постоянной работы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ПОЕЗДКАХ
НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЛИНИЯХ
22. Проводник-электромонтер почтового
вагона международного сообщения обязан знать:
а) транспортную географию страны, в
которую следует поезд, и стран маршрута следования;
б) пограничные железнодорожные соглашения
и правила пользования вагона в международном сообщении (ППВ);
в) поездные и маневровые сигналы,
применяемые на железных дорогах страны, куда следует поезд, и на дорогах стран
маршрута следования.
23. Проводник-электромонтер обязан:
а) перед выездом в рейс получить
заграничный паспорт и валюту;
б) строго соблюдать правила техники
безопасности при перестановке вагона на пограничной станции с одной колеи на
другую и не допускать повреждения оборудования вагона (паропроводных рукавов, электросоединений);
в) при повреждении вагона на иностранных
железных дорогах проследить за оформлением акта на пограничной станции в
соответствии с установленными правилами (ППВ).
24. Категорически запрещается принимать
почту, какие-либо предметы или вещи от частных лиц для провоза через границу.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ОДНОВРЕМЕННОМ
ОБСЛУЖИВАНИИ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ ДВУХ ПОЧТОВЫХ ВАГОНОВ
25. При отправке вагона с почтой без
обмена в пути следования или с редкими обменами, а также при следовании вагона
резервом (если у него не кислотная аккумуляторная батарея) обслуживание его
может возлагаться на проводника-электромонтера другого почтового вагона, следующего
с разъездной бригадой тем же маршрутом.
В этом случае проводник-электромонтер
обязан:
а) принять второй вагон в соответствии с
настоящей Инструкцией. Принять с начальником основного вагона после загрузки
его почтой опечатанные кладовые, сейф и нишу холодильника;
б) следовать в период рейса во втором
вагоне, при уходе в основной почтовый вагон для его обслуживания или участия в
подготовке и обмене почты снять нагрузку на генератор и обесточить все электроцепи вагона;
в) находиться во втором вагоне в случае
его отцепки от поезда, получить под расписку от начальника почтового вагона
ключи и сопровождать вагон в пункт ремонта.
26. В случае перевозки почты в
контейнерах проводник-электромонтер обязан действовать согласно настоящей
Инструкции и кроме того:
иметь удостоверение на право работы с
грузоподъемными кранами;
проверить исправность грузоподъемного
крана и опробовать его.
Инструкцию проводнику почтового вагона,
утвержденную ГУПС Министерства связи СССР 13 апреля 1959 года, считать
утратившей силу.