МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР
ПИСЬМО
от 1 ноября 1976 г. N 66-М
О ВВЕДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДОМЕ ПИОНЕРОВ
Направляем Типовое положение о Доме
пионеров, утвержденное Министром просвещения СССР, согласованное с ЦК ВЛКСМ и
Министерством финансов СССР 21 октября 1976 г.
Просим довести настоящий документ до
каждого Дома пионеров.
Заместитель Министра
Ф.Е.ШТЫКАЛО
Утверждаю
Министр просвещения СССР
М.А.ПРОКОФЬЕВ
21 октября 1976 года
Согласовано
Заместитель Министра финансов
М.Л.РЯБОВА
28 сентября 1976 года
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ДОМЕ ПИОНЕРОВ
I. Общие положения
Дом пионеров - внешкольное учреждение,
решающее вместе со школой, пионерской и комсомольской организациями задачи
идейно-политического, нравственного и трудового воспитания подрастающего
поколения.
Дом пионеров, являясь
организационно-массовым и инструктивно-методическим центром разнообразной
внешкольной работы с детьми и подростками, работает с учащимися I - X (XI)
классов с учетом их возраста, уровня знаний и интересов; осуществляет
всестороннее развитие способностей и склонностей учащихся; воспитывает общественную
активность, интерес к науке, технике, искусству; проводит профориентационную
работу; организует культурный отдых; способствует укреплению здоровья
школьников. Дом пионеров - база городского, районного совета пионерской
организации и соответствующего комитета комсомола.
II. Порядок
открытия Домов пионеров и их права
Дом пионеров
создается органами народного образования
с согласия исполнительных комитетов районных (городских) Советов депутатов
трудящихся в соответствии с заданиями, предусмотренными в плане и бюджете, и
при наличии необходимой материальной базы;
пользуется всеми правами юридического
лица (заключает различные договоры, соглашения, связанные с работой учреждения,
в пределах бюджетных ассигнований и смет; имеет текущий счет в банке, печать и
штамп соответствующего образца, утвержденные местным исполнительным комитетом
Советов депутатов трудящихся).
III. Финансирование
и материальная база Дома пионеров
Финансирование Дома пионеров, обеспечение
материалами, инвентарем и оборудованием, а также установленной документацией по
планированию и учету осуществляется отделом народного образования, в ведении
которого находится данное учреждение, и производится за счет ассигнований по
бюджету.
Примечание: для организации работы, кроме
бюджетных средств, могут привлекаться средства других организаций, а также
специальные средства.
Дом пионеров ведет бухгалтерскую
отчетность самостоятельно или обслуживается централизованной бухгалтерией в
установленном законом порядке.
IV. Структура Дома
пионеров
В соответствии с утвержденными для
каждого учреждения штатами и в пределах установленных фондов заработной платы в
Доме пионеров создаются следующие отделы:
политико-массовый;
методический;
технического творчества;
художественного воспитания;
туристско-краеведческий;
натуралистический;
оборонно-спортивный.
Примечание: в отдельных Домах пионеров в
зависимости от объема работы и в пределах ассигнований, выделяемых на
содержание Домов пионеров, могут создаваться и другие отделы.
Отдел
политико-массовой работы объединяет: комнату Ленина и его соратников; залы
истории пионерской и комсомольской организаций; лекторий; библиотеку; постоянно
действующие выставки; передвижной клуб; клуб интернациональной дружбы; клуб
массовых игр и развлечений; клубы октябрят, старшеклассников, юнармейцев и др.
В методическом отделе могут быть созданы
кабинеты пионерской и комсомольской работы, на базе которых организуют свою
деятельность комсомольский и пионерский штабы, клубы старших и отрядных
вожатых.
В отделе технического творчества могут
создаваться лаборатории, кружки, клубы, соответствующие современному уровню
развития науки и техники, а также экономическому профилю города и района. В нем могут быть кружки и клубы начального технического
моделирования, профессиональной направленности по изучению объектов техники
(токарные, слесарные, автомото, кинопроекционной
аппаратуры и др.), спортивно-технические (авиамодельные, судомодельные,
автомодельные, ракетостроения, картингистов и др.), моделирования,
конструирования и научно-технические. Отдел может иметь тренировочные
площадки, кордодром и картодром, бассейн для проверки
судомоделей.
В отделе
художественного воспитания могут быть созданы кружки и клубы: фотолюбителей;
кинолюбителей; изобразительного и прикладного искусства; литературно-творческие
и художественного чтения; литературно-музыкальные; вокальные; хореографические;
драматические; театры кукольные, теневые, оперные; оркестры народных
инструментов, эстрадные, симфонические, духовые, шумовые; ансамбли скрипачей,
аккордеонистов, баянистов, бандуристов, гитаристов; ансамбли песни и танца и
другие.
В отделе туризма и краеведения могут
создаваться кружки и клубы; юных туристов-краеведов (географов, историков,
литераторов, геологов, археологов) и по видам туризма (спелеологов, туристов-водников,
горного туризма), тематические музеи, метеостанции и др. Отдел может иметь
туристскую базу и прокатный пункт туристского инвентаря.
В отделе натуралистской работы могут
создаваться лаборатории и кружки по различным видам юннатской работы и биологических
наук (растениеводов, зоологов, цветоводов, садоводов, овощеводов, физиологов,
микробиологов, генетиков и другие). Отдел может иметь:
учебно-опытный участок, теплицу, парники, зооживотноводческую
базу, вольеры, террариумы, аквариумы, тренировочные площадки.
В военно-спортивном отделе могут быть
организованы кружки и секции по военно-прикладным видам спорта, спортивных и
подвижных игр, общей физической подготовки, художественной гимнастики,
акробатики, настольного тенниса, шахмат, шашек, фигурного катания и другие;
клубы юных моряков, мотоциклистов, юных пограничников, юных друзей Советской
Армии и Флота, юных друзей милиции, юных пожарных. Отдел может иметь стадионы,
бассейн, спортивные площадки, катки, лыжную базу.
Все эти сооружения создаются в пределах
ассигнований, выделяемых на содержание Дома пионеров.
Использование помещений Дома пионеров не
по назначению запрещается.
Примечание: помимо установленного штата,
Дом пионеров привлекает к своей работе руководителей кружков, массовиков,
аккомпаниаторов, методистов, фонд заработной платы которых утверждается
соответствующими исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся в
пределах бюджетных ассигнований для Дома пионеров.
V. Руководство
Домами пионеров и обязанности руководящего,
административного и педагогического персонала
Руководство Домами пионеров
осуществляется городским, районным отделами народного образования совместно с
соответствующими комитетами ВЛКСМ и советами пионерской организации.
Дом пионеров возглавляет директор,
утвержденный отделом народного образования по согласованию с комитетом
комсомола, имеющий высшее педагогическое образование и опыт работы с детьми.
Директор несет ответственность за организацию всей учебно-воспитательной,
инструктивно-методической, организационно-массовой и финансово-хозяйственной
деятельности Дома пионеров; за подбор и расстановку кадров педагогического
состава и административно-хозяйственного персонала; является распорядителем
кредитов; отвечает за сохранность жизни и здоровья учащихся, соблюдение правил
охраны труда и пожарной безопасности.
Заведующие отделами, руководители
кружков, клубов, секций, методисты, массовики и аккомпаниаторы назначаются
директором из числа специалистов, имеющих высшее или среднее специальное
образование и опыт работы с детьми.
Заведующие отделами
отвечают за организацию работы отдела, лабораторий, мастерских; планирование и
организацию всей методической, массовой, кружковой работы в отделе; а также за
оформление помещений; состояние имеющегося оборудования и учебного инвентаря;
своевременное комплектование кружков и коллективов; выполнение учебного плана и
программы; расходование сметы (приобретение материалов, оборудования); за
соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.
Руководители
кружков, клубов и секций обязаны укомплектовывать кружки и добиваться
сохранения их контингента в течение учебного года; проводить занятия с группами
по утвержденному расписанию на высоком научно-педагогическом и
организационно-методическом уровне; обеспечивать участие кружковцев в
соревнованиях, смотрах, конкурсах, выступлениях, концертах, согласно
утвержденному плану Дома пионеров; проводить подготовку пионеров-инструкторов,
а также организаторов пионерской и кружковой работы в школах; оказывать методическую помощь в работе руководителей кружков
общеобразовательных школ и внешкольных учреждений; постоянно повышать свое
педагогическое мастерство и идейно-политический уровень и активно участвовать в
общественной жизни коллектива; в контакте с родителями и общеобразовательной
школой осуществлять воспитательную работу с учащимися; следить за состоянием их
здоровья; содействовать физическому развитию детей и подростков; отвечать за
соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.
В обязанности методистов входит: занятия
с пионерским и комсомольским активами; проведение консультаций, семинарских
занятий, конференций с пионервожатыми, учителями; изучение, обобщение и
распространение лучшего опыта; проведение массовых мероприятий.
В обязанности массовиков входит: участие
в проведении семинаров и консультаций с вожатыми; подготовка
пионеров-инструкторов и организаторов по массово-затейной работе в кружках;
составление и разработка методических материалов по просвещению массовых
мероприятий, подвижных игр и аттракционов; ответственность за соблюдение правил
охраны труда и пожарной безопасности.
VI. Содержание
работы Дома пионеров
Содержание работы
Дома пионеров определяется тремя основными видами деятельности
(инструктивно-методической, организационно-массовой, кружковой), направленными
на воспитание пионеров и школьников в духе революционных, боевых и трудовых
традиций Коммунистической партии, Советского Союза и советского народа; на
воспитание в каждом пионере чувства гордости за величие свершений Октября, за
свою Родину; на формирование активного стремления по-ленински учиться,
трудиться, бороться и жить.
Инструктивно-методическая
деятельность
Дом пионеров является базой комитета
комсомола и совета пионерской организации в переподготовке различных категорий
пионерского и школьного комсомольского активов, старших и отрядных пионерских
вожатых; совместно с гор(рай)методкабинетом,
профильными внешкольными учреждениями осуществляет обучение по вопросам
внеурочной воспитательной работы учителей, классных руководителей, руководителей
кружков школ и внешкольных учреждений, общественных организаторов работы с
детьми и подростками по месту жительства, уделяя особое внимание организации
этой работы в каникулярное время; организует для них семинары, практикумы,
лектории, конференции, тематические чтения, лагерные сборы.
Дом пионеров изучает, анализирует,
обобщает и внедряет передовой опыт комсомольской, пионерской и внешкольной
работы; создает методические выставки; разрабатывает рекомендации по самым
актуальным направлениям воспитательной работы с пионерами и школьниками.
Организационно-массовая
работа
Организационно-массовая работа Дома
пионеров и школьников должна быть направлена на совершенствование содержания,
форм и методов воспитания детей и подростков; на повышение эффективности
каждого мероприятия, проводимого как в Доме пионеров, так и в школах,
пионерских лагерях, по месту жительства учащихся, в районе, городе. Каждое
массовое мероприятие, проводимое Домом пионеров, должно быть политически
направлено, методически продумано, целесообразно.
Под руководством отдела народного
образования Дом пионеров совместно с художественными и музыкальными школами
организует литературно-музыкальные лектории и кинофестивали, смотры и конкурсы
художественного творчества, праздники, выставки, встречи с деятелями литературы
и искусства, передовиками производства; знакомит с лучшими образцами
музыкального, театрального, литературного, народного, декоративного и
прикладного искусства;
проводит со станцией юных туристов
разнообразную туристско-краеведческую работу; организует походы, путешествия,
экскурсии по изучению родного края; привлекает школьников к охране природы,
памятников истории, архитектуры; проводит слеты, конференции, соревнования юных
туристов;
со станцией юных техников организует
мероприятия по техническому творчеству учащихся: смотры-конкурсы; выставки работ
юных техников; соревнования по техническим видам спорта; олимпиады по физике,
математике, химии и другим предметам; знакомит учащихся с новейшими
достижениями науки и техники, с жизнью и деятельностью ученых и изобретателей и
организует встречи с ними;
со станцией юных натуралистов проводит
смотры-конкурсы, олимпиады, выставки и конференции, встречи, слеты юных
натуралистов и опытников сельского хозяйства, ученических производственных
бригад и школьных лесничеств; прививает любовь к природе;
совместно с ДЮСШ организует различные
спортивные мероприятия: спартакиады, соревнования, праздники, военно-спортивные
игры и т.д.
Организация работы
кружков
В Доме пионеров кружки и коллективы
творческой деятельности учащихся создаются с учетом местных условий; требований
пионерской и школьной комсомольской организаций; экономических потребностей
города, района в трудовых ресурсах; интересов учащихся, их возрастных
особенностей и общеобразовательной подготовки.
Примечание: из общего числа кружков,
организованных в Доме пионеров, не менее 50% должно быть связано с техническим
творчеством, натуралистической и опытнической работой.
Вся кружковая работа носит общественно
полезный характер и направлена на воспитание у пионеров и школьников любви и
интереса к труду, знаниям, науке и технике, литературе, искусству, спорту,
туризму, юннатской и опытнической работе; на развитие у них творческих
способностей и дарований; формирование организаторских умений и навыков
самостоятельной работы. Каждый кружок, секция, клуб или другой коллектив Дома
пионеров является методической лабораторией для кружков школ, внешкольных
коллективов соответствующего профиля, других ведомств и организаций; средством
подготовки инструкторского актива, организаторов массовых мероприятий в школах,
клубах, по месту жительства. Каждый член кружка, секции или другого коллектива
Дома пионеров принимает активное участие в пропаганде науки, техники,
искусства, спорта, туризма в пионерском отряде, комсомольской группе, школе в
соответствии со своими знаниями и умениями.
Научно-исследовательские, конструкторские
и экспериментальные кружки работают по заданию научно-исследовательских
институтов, научных обществ, отделений Всесоюзного общества изобретателей и
рационализаторов, ВСНТО, экспериментальных лабораторий, отдельных кафедр высших
учебных заведений; разрабатывают новые конструкции приборов, установок,
оборудования и моделей; проводят экспериментально-исследовательскую работу;
ведут наблюдения в природе.
Комплектование кружков и других
коллективов творческой деятельности учащихся в Доме пионеров проводится в
августе каждого года. Занятия должны начинаться не позднее 10 сентября,
заканчиваться - 1 июня, за исключением кружков и секций, члены которых
участвуют в агитпоходах, концертных поездках,
туристских походах и путешествиях, спортивных соревнованиях и т.п.
Каждый школьник может заниматься только в
одном кружке.
Примечание: прием учащихся в кружки юных
барабанщиков, горнистов, оформителей стенных газет, юных корреспондентов,
экскурсоводов ленинских комнат, красных следопытов, организаторов и судей
туристических соревнований, подвижных игр, клуб интернациональной дружбы и
другие производится по рекомендации пионерских дружин и школьных комитетов
комсомола.
При приеме в
спортивные секции, кружки спортивно-технические, хореографические,
изобразительного искусства, туристские и музыкальные обязателен медицинский
контроль, который проводится врачебно-физкультурным диспансером, кабинетом
врачебного контроля детской поликлиники, согласно Положению о медицинском
контроле, утвержденному Министерством здравоохранения СССР 23 октября 1951
года.
В состав каждого кружка, за исключением
хорового и массовиков-затейников, должно входить не менее 15 человек.
Наполняемость хоровых кружков,
массовиков-затейников и кружка бальных танцев должна составлять не менее 30
человек.
Кружки организуются как на весь учебный
год, так и на более короткие сроки. В зависимости от особенностей и содержания
работы кружка руководитель может проводить занятия со всем составом кружка
одновременно, или по звеньям, или индивидуально.
Кружки всех профилей первого, второго,
третьего годов обучения, кроме музыкальных,
оркестровых, вокальных, занимаются по 2 - 3 академических часа два раза в
неделю.
В оркестровых, музыкальных, вокальных
кружках, наряду с занятиями со всем составом кружка, проводится индивидуальное
обучение. Продолжительность занятий в этих кружках не должна превышать 10
академических часов в неделю.
Учебная работа во всех кружках ведется в
соответствии с требованиями типовых учебных программ, утвержденных
Министерством просвещения СССР. Она должна соответствовать правилам техники
безопасности.
Дом пионеров организует в выходные и
праздничные дни кружковую (по специальному расписанию), а также массовую работу
с учащимися.
VII. Организация
работы Дома пионеров в летнее время
Под руководством отдела народного
образования, комитета комсомола и совета пионерской организации Дом пионеров
принимает участие в переподготовке кадров для пионерских лагерей разных типов,
а также детских оздоровительных площадок и баз; организует методическую
выставку "Пионерское лето"; подбирает рекомендательные методические
материалы; проводит консультации по различным вопросам работы с детьми в
условиях лета; оказывает помощь в проведении лагерных сборов пионерского и
школьного комсомольского активов; готовит пионеров-инструкторов и организаторов
работы в условиях лета по различным направлениям кружковой и клубной работы;
оказывает им постоянную оперативную помощь.
Изучает, обобщает и распространяет
передовой опыт работы.
Дом пионеров совместно с другими
внешкольными учреждениями, под руководством комитета комсомола и совета
пионерской организации разрабатывает, готовит и организует массовые мероприятия
по различным профилям для школьников городских лагерей, детских площадок,
клубов по месту жительства.
В летнее время формы работы кружков,
клубов и других коллективов творческой деятельности учащихся Дома пионеров
могут изменяться. Из кружков различных направлений могут создаваться
агитбригады, передвижные клубы, игротеки и инструментотеки для обслуживания
отдаленных школ и пионерских лагерей.
Дом пионеров в летнее время создает для
кружковцев профильные лагеря.
VIII. Работа педагогического
совета
В Доме пионеров создается педагогический
совет, в состав которого входят: директор, заведующие отделами, методисты,
массовики и руководители кружков.
Педагогический совет проводится не реже
одного раза в квартал. На рассмотрение совета выносятся вопросы содержания
работы Дома пионеров, отделов, лабораторий, игротеки; отчеты кружков; работа
методистов, массовиков; вопросы организации социалистического соревнования
внутри педагогического коллектива и другие.
IX. Документация
Дома пионеров
Дом пионеров имеет следующую
документацию:
план работы Дома пионеров на год с учетом
летнего периода, утвержденный органами народного образования по согласованию с
комитетом комсомола и советом пионерской организации;
календарный план работы Дома пионеров,
утвержденный директором;
план работы отделов на год и квартал;
план работы кружков и клубов на год и
квартал;
расписание учебно-тренировочных занятий;
журналы учета массовой, кружковой,
инструктивно-методической работы;
протоколы соревнований, матчевых встреч;
журналы учета готовых детских работ
(кинофильмов, диапозитивов, фотовыставок, моделей, приборов, развернутые схемы
различных устройств с приложением необходимой
технической документации и спецификации израсходованного материала);
личные листки по учету кадров, трудовые
книжки административно-хозяйственного персонала и педагогических работников,
заполненные в соответствии с инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на
предприятиях, в учреждениях и организациях.
Дом пионеров отчитывается перед отделом
народного образования по установленной форме статистической отчетности,
утвержденной ЦСУ СССР.
Примечание: данное Положение
распространяется на городские, районные Дома пионеров.