МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР
ПРИКАЗ
от 5 ноября 1976 г. N 26
О СОБЛЮДЕНИИ СУДАМИ УСТАНОВЛЕННЫХ
ЗАКОНОМ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ
СРОКОВ РАССМОТРЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ И УГОЛОВНЫХ ДЕЛ
Своевременное рассмотрение судами
гражданских и уголовных дел является важнейшей задачей советского
судопроизводства, решение которой способствует укреплению социалистической
законности. Неукоснительное выполнение требований закона о соблюдении сроков рассмотрения
дел - одна из основных обязанностей судебных работников.
За последние годы органы юстиции и суды
усилили внимание к вопросам повышения оперативности правосудия.
В целях улучшения организации работы по
соблюдению процессуальных сроков многие министерства и отделы юстиции изучили
состояние работы судов по обеспечению своевременного рассмотрения уголовных и
гражданских дел, вскрыли причины их отложения и приостановления, разработали
рекомендации о повышении качества подготовки дел к судебному разбирательству.
Работа судов по соблюдению процессуальных сроков обсуждалась на заседаниях
коллегий министерств юстиции РСФСР, УССР, Литовской ССР и некоторых других
союзных республик.
Во многих союзных республиках сократилось
количество гражданских дел, разрешенных в срок свыше месяца.
В судах Литовской ССР (Министр юстиции
тов. Рандакявичус А.Б.), Латвийской ССР (Министр
юстиции тов. Дзенитис Я.Э.) за последние пять лет
количество гражданских и уголовных дел, рассмотренных с нарушением
установленных законом процессуальных сроков, уменьшилось в три раза.
Сократились сроки рассмотрения уголовных
дел в судах Грузинской ССР, Азербайджанской ССР, Таджикской ССР и Армянской
ССР.
Хороших результатов по рассмотрению
уголовных и гражданских дел в установленные законом сроки добиваются в течение
ряда лет суды Украинской ССР и Киргизской ССР.
Вместе с тем некоторые народные и
областные суды не обеспечивают соблюдение процессуальных сроков
и значительное количество дел рассматривают несвоевременно. Так, в Молдавской
ССР почти по каждому пятому, а в Белорусской ССР по каждому шестому
гражданскому делу нарушаются установленные законом сроки рассмотрения.
В отдельных народных судах несвоевременно
разрешаются дела, для которых законом установлены сокращенные сроки
рассмотрения (например, трудовые, о взыскании алиментов, о хулиганстве). Судами
Молдавской ССР по каждому третьему делу о восстановлении на работе, а судами
Белорусской, Туркменской союзных республик и некоторых областей РСФСР по
каждому третьему делу о возмещении имущественного ущерба, причиненного рабочими
и служащими при исполнении трудовых обязанностей, нарушен срок рассмотрения.
Изучение судебной практики и проверки
показали, что основной причиной нарушения процессуальных сроков являются, как
правило, недостатки в организации работы судов.
Не во всех судах установленный порядок
приема населения и распределения дел между судьями обеспечивает оперативное их
разрешение; не всегда председателями судов осуществляется надлежащий контроль за прохождением дел; нередко отложение судебных
заседаний является прямым следствием нераспорядительности судей.
В нарушение установленных правил ведения
делопроизводства исковые заявления в отдельных судах не регистрируются, на них
не проставляется дата поступления в суд, в результате чего вопрос о подготовке
дел к судебному разбирательству и назначение их к слушанию решается спустя
длительное время. Отсутствие в некоторых судах журналов учета дел, назначенных
к рассмотрению в судебном заседании, затрудняет осуществление контроля за их движением со стороны председателей судов.
В ряде случаев судами допускается
упрощенный подход к такой важной стадии процесса, как подготовка дел к
судебному разбирательству, что приводит к неоднократному их отложению с целью
истребования необходимых доказательств, вызова дополнительных свидетелей и т.д.
В этой стадии процесса не всегда принимаются меры, обеспечивающие оперативное
рассмотрение дел.
В отдельных судах не изжиты случаи
назначения гражданских и уголовных дел к судебному разбирательству с нарушением
срока, установленного для их рассмотрения, а также отложения разбирательства
дел без указания даты нового судебного заседания, приостановления производства
по делам по основаниям, не предусмотренным законом. Нередко такие дела в
результате отсутствия надлежащего контроля со стороны председателей судов
остаются без движения продолжительное время.
Имеют место факты, когда суды
несвоевременно назначают экспертизу по уголовным и гражданским делам,
направляют неполные и некачественные материалы для экспертного исследования, в
результате чего проведение экспертиз затягивается.
Не все суды изучают причины отложения
разбирательства дел и приостановления производства по ним, не реагируют должным
образом на факты неявки в судебные заседания участников процесса и не принимают
установленных законом мер воздействия к свидетелям, не явившимся без
уважительных причин.
Отмеченные недостатки имеют место и при
разбирательстве дел по первой инстанции в ряде областных и краевых судов,
Верховных судов автономных и союзных республик.
Несмотря на имеющиеся недостатки,
некоторые министерства и отделы юстиции не осуществляют постоянный контроль за своевременным рассмотрением уголовных и
гражданских дел, не ведут учет дел, разрешение которых приняло длительный,
затяжной характер, при проверках организации работы судов в ряде случаев не
уделяют внимание этому важному участку судебной деятельности. Принимаемые по
результатам проверок решения зачастую носят общий характер и поэтому не
оказывают существенного влияния на соблюдение судами установленных законом
сроков рассмотрения дел.
При выездах на места не всегда
оказывается необходимая помощь судьям в подготовке к судебному разбирательству
наиболее сложных категорий гражданских дел, вызывающих особые трудности при их
рассмотрении (трудовые, жилищные, авторские и др.).
Руководители органов юстиции и судов не
всегда проявляют необходимую требовательность к судьям, систематически
допускающим нарушение сроков по делам, недостаточно остро и принципиально
реагируют на факты нераспорядительности и волокиты. Редко практикуют
заслушивание отчетов председателей судов и судей о работе по соблюдению
процессуальных сроков на заседаниях коллегий министерств и оперативных
совещаниях в отделах юстиции.
В некоторых министерствах и отделах
юстиции имеют место существенные недостатки в работе по проверке жалоб граждан
на медлительность рассмотрения судебных дел, не изжиты случаи невнимательного и
формального подхода к разрешению таких жалоб.
В целях улучшения организации работы по
соблюдению судами установленных законом процессуальных сроков рассмотрения
гражданских и уголовных дел приказываю:
1. Министрам юстиции
союзных и автономных республик, начальникам краевых, областных, городских
отделов юстиции исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся,
председателям Верховных судов союзных и автономных республик, краевых,
областных, городских судов, судов национальных округов, районных (городских)
народных судов, военных трибуналов, народным судьям соблюдение установленных
законом процессуальных сроков разрешения гражданских и уголовных дел считать
одним из важнейших условий выполнения возложенных на суды задач по
обеспечению законности при осуществлении правосудия, своевременной защиты прав
граждан, государственных и общественных организаций, повышения авторитета суда
и воспитательного значения судебной деятельности.
2. Председателям Верховных судов союзных
и автономных республик, краевых, областных, городских судов, судов национальных
округов, районных (городских) народных судов, военных трибуналов:
установить
повседневный контроль за прохождением дел и материалов, поступивших в суд,
своевременностью их регистрации и оформления;
в целях предупреждения
нарушения сроков рассмотрения дел организовать четкий порядок назначения
их к слушанию, не допуская необоснованной передачи дел и заявлений от одного
судьи к другому, распределять поступившие дела между судьями с учетом их
нагрузки;
тщательно выяснять причины
несвоевременного разрешения дел и принимать действенные меры к их устранению.
3. Председателям судов и судьям улучшить
организацию подготовки дел к судебному разбирательству, принимая в этой стадии
процесса все необходимые меры по обеспечению оперативного их рассмотрения:
своевременно разрешать имеющиеся
ходатайства, истребовать от государственных учреждений, предприятий, колхозов и
иных кооперативных и общественных организаций или граждан дополнительные письменные
и вещественные доказательства, содействуя сторонам в их получении;
определять возможно короткие сроки для рассмотрения дел в судебных заседаниях;
заблаговременно извещать всех участников
процесса о времени судебного разбирательства, принимая оперативные меры к их
явке в суд.
Острее реагировать на факты отложения
судебных заседаний в связи с неявкой без уважительных причин участников
процесса путем вынесения частных определений; принимать установленные законом
меры воздействия к неявившимся свидетелям.
В случае назначения по делу экспертизы
направлять полные и качественные материалы для экспертного исследования.
4. Министерствам и отделам юстиции:
усилить контроль за
организацией работы судов по соблюдению сроков рассмотрения уголовных и
гражданских дел; своевременно выявлять дела, находящиеся в производстве судов
длительное время, брать их на особый учет и принимать меры к немедленному их
разрешению;
периодически предусматривать в планах
мероприятия, направленные на повышение оперативности в работе судов;
при проверках на местах должное внимание
уделять вопросам качества подготовки дел к судебному разбирательству и
оказывать необходимую помощь в своевременном их рассмотрении;
систематически
изучать и обобщать письма, заявления и жалобы на длительное рассмотрение
судебных дел, проявлять чуткий, принципиальный и деловой подход к разрешению
каждой такой жалобы, обращая при этом особое внимание на защиту прав и законных
интересов граждан и организаций; вскрывать причины нарушения процессуальных
сроков и привлекать к строгой ответственности виновных в волоките.
5. Верховным судам
союзных и автономных республик, краевым, областным, городским судам усилить
надзор за соблюдением процессуальных сроков нижестоящими судами, при
кассационном рассмотрении дел реагировать на случаи грубого нарушения сроков
путем вынесения частных (особых) определений; при повторной отмене решений
народных судов по гражданским делам обсуждать вопрос о принятии этих дел к
своему производству.
6. Президиумам коллегий адвокатов
принимать строгие меры к адвокатам, не явившимся в судебные заседания без
уважительных причин, своевременно реагировать на частные (особые) определения
судов, вынесенные по фактам ненадлежащего их отношения к
своим обязанностям.
7. Научно-исследовательским институтам и
лабораториям судебных экспертиз сократить сроки проведения экспертиз и
представления в суд результатов исследований; исключить случаи неявки экспертов
по вызову суда без уважительной причины.
8. Министерствам юстиции союзных
республик в ежегодно представляемых докладах об итогах работы отражать основные
мероприятия органов юстиции и судов, направленные на повышение оперативности
рассмотрения уголовных и гражданских дел.
Министр юстиции СССР
В.И.ТЕРЕБИЛОВ