Утверждаю
Заместитель Министра
здравоохранения СССР,
Главный государственный
санитарный врач СССР
П.Н.БУРГАСОВ
15 декабря 1976 г. N 1527-76
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
И ФИНАНСИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ
Положением о
государственном санитарном надзоре в СССР, утвержденным Постановлением Совета
Министров СССР от 31 мая 1973 г. N 361, определены основные задачи
государственного санитарного надзора, которые заключаются в осуществлении
контроля за проведением санитарно-гигиенических и
санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на ликвидацию и
предупреждение загрязнения внешней природной среды (водоемов, почвы и
атмосферного воздуха), на оздоровление условий труда, обучения и отдыха
населения, а также контроля
за организацией и проведением мероприятий, направленных на
предупреждение и снижение заболеваемости.
Выполнение этих важных государственных
задач требует совершенствования управления в санитарно-эпидемиологической
службе, а также форм и методов работы санэпидстанций.
Одной из форм совершенствования
управления, направленной на дальнейшее укрепление материально-технической базы,
усиление оперативно-организационных функций учреждений, является система
централизации управления и финансирования санэпидстанций. Под этим понимается
передача всех районных и городских санэпидстанций (I уровень управления) данной
административной территории под непосредственное административное и финансовое
подчинение городской - города с районным делением (II уровень управления) или
областной (III уровень управления) санэпидстанции.
В этих условиях на главного врача
управляющей санэпидстанции возлагается ответственность за планирование сети,
расстановку и квалификацию кадров. Одновременно он становится распорядителем
кредитов, которые передаются на областной (краевой, республиканский АССР,
городской - города с районным делением) уровень,
осуществляет финансовый контроль по всем санитарно-эпидемиологическим
учреждениям административной территории по всем источникам финансирования.
К настоящему времени по новой системе
работают все санэпидстанции Узбекской и Украинской ССР, почти все учреждения
Казахской ССР. Эта система внедрена также в Белорусской ССР
(Гомельская область, г. Минск), в Грузинской ССР (Абхазская АССР,
Юго-Осетинская автономная область, г. Тбилиси), Азербайджанской ССР
(Нахичеванская АССР, Нагорно-Карабахская автономная область, г. Баку),
Армянской ССР (г. Ереван).
Всего централизацией управления и
финансирования охвачено 1145 санэпидстанций или 26,3% от общего числа
учреждений страны. Из этого числа три республиканские санэпидстанции автономных
республик, 49 областных, две областные автономных областей, 172 городских, 775
районных санэпидстанций сельских районов и три линейных санэпидстанции на
водном транспорте.
Таким образом, имеется опыт централизации как в условиях областей, так и автономных
республик и автономных областей, городов с районным делением.
Работа этих санэпидстанций осуществляется
в соответствии с "Положением о работе санэпидстанций в условиях
централизации управления и финансирования", утвержденным Приказом
Министерства здравоохранения СССР от 4 апреля 1975 г. N 333.
Исходя из того, что централизация
управления и финансирования направлена в конечном итоге на повышение качества и
эффективности государственного санитарного надзора и проводимых
противоэпидемических мероприятий, деятельность санитарно-эпидемиологической службы
района, города, области автономной или союзной республики должна подвергаться
систематическому анализу и оценке.
Изучение эффективности системы
централизации имеет целью сопоставление достигнутых результатов качества
государственного санитарного надзора с мероприятиями по улучшению управления и
финансирования.
Оценка эффективности системы
централизации управления и финансирования может быть осуществлена только в
условиях динамического наблюдения - за ряд лет. При этом желательно брать за
исходный год, предшествующий введению системы централизации.
При анализе и
оценке системы централизации важно сопоставлять данные об исполнении смет
расходов по статьям с запланированными ассигнованиями, изучать в динамике
данные об ассигнованиях, запланированных на расходы по укреплению
материально-технической базы санэпидстанций (статья 10, 12, 14, 16), и
исполнении смет расходов по этим статьям, принимая во внимание, что полное
использование бюджета способствует выполнению плановых показателей и создает
возможность увеличения соответствующих
ассигнований на предстоящий год.
Анализ состояния бюджета и его
использования проводится с учетом данных, приведенных в Приложении 1.
При этом необходимо определять (в
процентах):
- темпы роста бюджета
санитарно-эпидемиологической службы;
- удельный вес расходов по каждой статье
в общем бюджете;
- темпы роста отдельных статей расходов;
- исполнение смет расходов по статьям в
сравнении с запланированными ассигнованиями.
В процессе оценки эффективности системы
централизации сопоставляются также достигнутые уровни кадрового и материального
обеспечения санэпидстанций с принятыми нормативами (штатные нормативы
медицинского и инженерно-технического персонала, нормы обеспечения транспортом
и т.д.).
Состояние финансирования, обеспеченности
кадрами, транспортом целесообразно изучать по учреждениям II или III уровня
(городские - городов с районным делением, краевые, областные, республиканские
АССР санэпидстанции) и отдельно по учреждениям I уровня (районные, городские,
портовые, линейные санэпидстанции) - в сумме, что позволяет сравнивать динамику
изменения показателей для каждой из этих групп учреждений раздельно.
При оценке объема и качества деятельности
необходимо проведение исчисления показателей, характеризующих ресурсы
санитарно-эпидемиологической службы административной территории, санитарную и
эпидемиологическую ситуацию и др. в соответствии с "Методическими
указаниями по оценке качества и эффективности деятельности
санитарно-эпидемиологических учреждений (санэпидстанций, дезстанций)",
утвержденными Министерством здравоохранения СССР 15 декабря 1976 г. N 1526-76.
Полученные результаты позволят выявить
влияние новой формы управления и финансирования на объем, качество деятельности
конкретной санэпидстанции или санитарно-эпидемиологической службы
административной территории.
Эти материалы должны использоваться
руководителями санитарно-эпидемиологических служб для планирования развития
сети, материальной базы, обеспечения кадрами, для рационального планирования
санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий в масштабе
соответствующих административных территорий. Они помогут также наметить пути
устранения имеющихся организационных недостатков. Для этого анализируется
целесообразность конкретных управленческих решений в отношении отдельных
санэпидстанций с целью улучшения деятельности этих учреждений и в целом
санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения союзной
республики.
Заместитель начальника Главного
санитарно-эпидемиологического
управления Министерства
здравоохранения СССР
К.И.ЛУЧИНА
Заместитель начальника
планово-финансового
управления Министерства
здравоохранения СССР
И.В.БАБАНОВСКИЙ
Приложение 1
Наименование административной
территории
__________________
Бюджет
санитарно-эпидемиологической службы
и его исполнение (в
динамике)
(в тысячах рублей)
┌──────────────────────────────────────────────┬─────────────────┐
│ │ ГОДЫ
│
│ ├──┬──┬──┬──┬──┬──┤
│ │ │
│ │ │
│ │
├──────────────────────────────────────────────┼──┴──┴──┴──┴──┴──┤
│1.
Всего по смете
│ │
│ утверждено по смете │ │
│ фактические расходы │ │
│2.
Заработная плата (статья 1)
│ │
│ утверждено по смете │ │
│ фактические расходы │ │
│3.
Канцелярские и хозяйственные расходы
│ │
│(статья
3) │ │
│ утверждено по смете │ │
│ фактические расходы │ │
│4.
Командировки и служебные разъезды
│ │
│(статья
4) │ │
│ утверждено по смете │ │
│ фактические расходы │ │
│5.
Расходы на производственную практику
│ │
│учащихся
и приобретение книг для библиотек │ │
│(статья
5) │ │
│ утверждено по смете │ │
│ фактические расходы │ │
│6.
Приобретение медикаментов и перевязочных
│ │
│средств
(статья 10) │ │
│ утверждено по смете │ │
│ фактические расходы │ │
│7.
Приобретение оборудования и инвентаря
│ │
│(статья
12) │ │
│ утверждено по смете │ │
│ фактические расходы │ │
│8.
Приобретение мягкого инвентаря (статья 14) │ │
│ утверждено по смете │ │
│ фактические расходы │ │
│9.
Капитальный ремонт зданий и сооружений
│ │
│(статья
16) │ │
│ утверждено по смете │ │
│ фактические расходы │ │
│10.
Прочие расходы (статья 18)
│ │
│ утверждено по смете │ │
│ фактические расходы │ │
└──────────────────────────────────────────────┴─────────────────┘