| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

Утверждаю

Заместитель Министра

здравоохранения СССР,

Главный государственный

санитарный врач СССР

П.Н.БУРГАСОВ

15 декабря 1976 г. N 1527-76

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

И ФИНАНСИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ

 

Положением о государственном санитарном надзоре в СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1973 г. N 361, определены основные задачи государственного санитарного надзора, которые заключаются в осуществлении контроля за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнения внешней природной среды (водоемов, почвы и атмосферного воздуха), на оздоровление условий труда, обучения и отдыха населения, а также контроля за организацией и проведением мероприятий, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости.

Выполнение этих важных государственных задач требует совершенствования управления в санитарно-эпидемиологической службе, а также форм и методов работы санэпидстанций.

Одной из форм совершенствования управления, направленной на дальнейшее укрепление материально-технической базы, усиление оперативно-организационных функций учреждений, является система централизации управления и финансирования санэпидстанций. Под этим понимается передача всех районных и городских санэпидстанций (I уровень управления) данной административной территории под непосредственное административное и финансовое подчинение городской - города с районным делением (II уровень управления) или областной (III уровень управления) санэпидстанции.

В этих условиях на главного врача управляющей санэпидстанции возлагается ответственность за планирование сети, расстановку и квалификацию кадров. Одновременно он становится распорядителем кредитов, которые передаются на областной (краевой, республиканский АССР, городской - города с районным делением) уровень, осуществляет финансовый контроль по всем санитарно-эпидемиологическим учреждениям административной территории по всем источникам финансирования.

К настоящему времени по новой системе работают все санэпидстанции Узбекской и Украинской ССР, почти все учреждения Казахской ССР. Эта система внедрена также в Белорусской ССР (Гомельская область, г. Минск), в Грузинской ССР (Абхазская АССР, Юго-Осетинская автономная область, г. Тбилиси), Азербайджанской ССР (Нахичеванская АССР, Нагорно-Карабахская автономная область, г. Баку), Армянской ССР (г. Ереван).

Всего централизацией управления и финансирования охвачено 1145 санэпидстанций или 26,3% от общего числа учреждений страны. Из этого числа три республиканские санэпидстанции автономных республик, 49 областных, две областные автономных областей, 172 городских, 775 районных санэпидстанций сельских районов и три линейных санэпидстанции на водном транспорте.

Таким образом, имеется опыт централизации как в условиях областей, так и автономных республик и автономных областей, городов с районным делением.

Работа этих санэпидстанций осуществляется в соответствии с "Положением о работе санэпидстанций в условиях централизации управления и финансирования", утвержденным Приказом Министерства здравоохранения СССР от 4 апреля 1975 г. N 333.

Исходя из того, что централизация управления и финансирования направлена в конечном итоге на повышение качества и эффективности государственного санитарного надзора и проводимых противоэпидемических мероприятий, деятельность санитарно-эпидемиологической службы района, города, области автономной или союзной республики должна подвергаться систематическому анализу и оценке.

Изучение эффективности системы централизации имеет целью сопоставление достигнутых результатов качества государственного санитарного надзора с мероприятиями по улучшению управления и финансирования.

Оценка эффективности системы централизации управления и финансирования может быть осуществлена только в условиях динамического наблюдения - за ряд лет. При этом желательно брать за исходный год, предшествующий введению системы централизации.

При анализе и оценке системы централизации важно сопоставлять данные об исполнении смет расходов по статьям с запланированными ассигнованиями, изучать в динамике данные об ассигнованиях, запланированных на расходы по укреплению материально-технической базы санэпидстанций (статья 10, 12, 14, 16), и исполнении смет расходов по этим статьям, принимая во внимание, что полное использование бюджета способствует выполнению плановых показателей и создает возможность увеличения соответствующих ассигнований на предстоящий год.

Анализ состояния бюджета и его использования проводится с учетом данных, приведенных в Приложении 1.

При этом необходимо определять (в процентах):

- темпы роста бюджета санитарно-эпидемиологической службы;

- удельный вес расходов по каждой статье в общем бюджете;

- темпы роста отдельных статей расходов;

- исполнение смет расходов по статьям в сравнении с запланированными ассигнованиями.

В процессе оценки эффективности системы централизации сопоставляются также достигнутые уровни кадрового и материального обеспечения санэпидстанций с принятыми нормативами (штатные нормативы медицинского и инженерно-технического персонала, нормы обеспечения транспортом и т.д.).

Состояние финансирования, обеспеченности кадрами, транспортом целесообразно изучать по учреждениям II или III уровня (городские - городов с районным делением, краевые, областные, республиканские АССР санэпидстанции) и отдельно по учреждениям I уровня (районные, городские, портовые, линейные санэпидстанции) - в сумме, что позволяет сравнивать динамику изменения показателей для каждой из этих групп учреждений раздельно.

При оценке объема и качества деятельности необходимо проведение исчисления показателей, характеризующих ресурсы санитарно-эпидемиологической службы административной территории, санитарную и эпидемиологическую ситуацию и др. в соответствии с "Методическими указаниями по оценке качества и эффективности деятельности санитарно-эпидемиологических учреждений (санэпидстанций, дезстанций)", утвержденными Министерством здравоохранения СССР 15 декабря 1976 г. N 1526-76.

Полученные результаты позволят выявить влияние новой формы управления и финансирования на объем, качество деятельности конкретной санэпидстанции или санитарно-эпидемиологической службы административной территории.

Эти материалы должны использоваться руководителями санитарно-эпидемиологических служб для планирования развития сети, материальной базы, обеспечения кадрами, для рационального планирования санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий в масштабе соответствующих административных территорий. Они помогут также наметить пути устранения имеющихся организационных недостатков. Для этого анализируется целесообразность конкретных управленческих решений в отношении отдельных санэпидстанций с целью улучшения деятельности этих учреждений и в целом санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения союзной республики.

 

Заместитель начальника Главного

санитарно-эпидемиологического

управления Министерства

здравоохранения СССР

К.И.ЛУЧИНА

 

Заместитель начальника

планово-финансового

управления Министерства

здравоохранения СССР

И.В.БАБАНОВСКИЙ

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Наименование административной

территории __________________

 

                                  Бюджет

                    санитарно-эпидемиологической службы

                       и его исполнение (в динамике)

 

                                                (в тысячах рублей)

┌──────────────────────────────────────────────┬─────────────────┐

                                                    ГОДЫ      

                                              ├──┬──┬──┬──┬──┬──┤

                                                         

├──────────────────────────────────────────────┼──┴──┴──┴──┴──┴──┤

│1. Всего по смете                                             

  утверждено по смете                                         

  фактические расходы                                         

│2. Заработная плата (статья 1)                                 

  утверждено по смете                                         

  фактические расходы                                         

│3. Канцелярские и хозяйственные расходы                       

│(статья 3)                                                    

  утверждено по смете                                         

  фактические расходы                                         

│4. Командировки и служебные разъезды                          

│(статья 4)                                                    

  утверждено по смете                                         

  фактические расходы                                         

│5. Расходы на производственную практику                       

│учащихся и приобретение книг для библиотек                    

│(статья 5)                                                    

  утверждено по смете                                         

  фактические расходы                                         

│6. Приобретение медикаментов и перевязочных                   

│средств (статья 10)                                           

  утверждено по смете                                         

  фактические расходы                                          

│7. Приобретение оборудования и инвентаря                      

│(статья 12)                                                   

  утверждено по смете                                         

  фактические расходы                                          

│8. Приобретение мягкого инвентаря (статья 14) │                

  утверждено по смете                                         

  фактические расходы                                         

│9. Капитальный ремонт зданий и сооружений                     

│(статья 16)                                                   

  утверждено по смете                                         

  фактические расходы                                          

│10. Прочие расходы (статья 18)                                

  утверждено по смете                                         

  фактические расходы                                         

└──────────────────────────────────────────────┴─────────────────┘

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024