МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР
ПРИКАЗ
от 7 апреля 1977 г. N 18
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ФИНАНСОВЫХ И СТРАХОВЫХ ОРГАНОВ
В связи с
Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 г. N
1059 "О повышении минимальной заработной платы рабочих и служащих с
одновременным увеличением должностных окладов и тарифных ставок
среднеоплачиваемых категорий работников аппарата республиканских (АССР) и
местных органов государственного управления, хозяйственных организаций, суда,
прокуратуры, кредитных учреждений и органов государственного страхования"
приказываю:
1. Утвердить согласованные с
Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам
и ЦК профсоюза работников государственных учреждений квалификационные
характеристики должностей работников финансовых и страховых органов согласно
Приложению.
2. Министрам финансов автономных
республик и начальникам республиканских (АССР) управлений Госстраха,
руководителям местных финансовых и страховых органов применять указанные в п. 1
характеристики при определении должностных обязанностей и квалификационных
требований работников одновременно с введением новых условий оплаты труда.
Министр финансов СССР
В.Ф.ГАРБУЗОВ
Приложение
к Приказу
Министерства финансов СССР
от 7 апреля 1977 г. N 18
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ФИНАНСОВЫХ И СТРАХОВЫХ
ОРГАНОВ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие квалификационные
характеристики <*> призваны способствовать правильному решению вопросов
подбора и расстановки кадров, повышения их деловой квалификации, разделения
труда между руководителями и специалистами, а также обеспечения единства в определении
должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним
квалификационных требований.
--------------------------------
<*> Настоящим Приказом утверждены
квалификационные характеристики работников, не включенные в Квалификационный справочник
должностей служащих, утвержденный Госкомтрудом СССР.
2. Должностные наименования установлены в
соответствии с Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей
служащих и тарифных разрядов, утвержденным Госстандартом СССР, и Единой номенклатурой
должностей служащих, утвержденной Госкомтрудом СССР.
3. Не включены квалификационные
характеристики на старших специалистов. Должностное наименование
"старший" вводится при условии, если работник наряду с выполнением
обязанностей, предусмотренных по данной должности, осуществляет руководство
подчиненными ему исполнителями. Должность "старший" может
устанавливаться и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении
работника, когда на него возложены функции руководства самостоятельным участком
работы.
4. Квалификационные характеристики по
каждой должности содержат три раздела: "Должностные обязанности",
"Должен знать" и "Квалификационные требования".
В разделе "Должностные
обязанности" перечислены функции, которые могут быть поручены полностью
или частично работнику, занимающему данную должность.
В разделе "Квалификационные
требования" определены уровень специальной подготовки работника,
необходимый для выполнения возложенных обязанностей, и требования к стажу
работы.
5. Квалификационные характеристики
разработаны с учетом сложившегося разделения и кооперации труда. Они содержат
описание основных, наиболее часто встречающихся работ, присущих соответствующей
должности. При необходимости должностные обязанности, предусмотренные по той
или иной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями без
увеличения численности работников. В то же время допускается расширение круга
обязанностей по должности. В этих случаях может поручаться выполнение
обязанностей, предусмотренных характеристиками для родственных по характеру
работы должностей.
6. В необходимых случаях для проверки
соответствия фактически выполняемых работ, уровня знаний и квалификации
работников требованиям квалификационных характеристик должны создаваться
квалификационные комиссии.
Председателем комиссии назначается
заместитель руководителя учреждения, заместителем председателя - представитель
профсоюзной организации, членами комиссии - работник по кадрам и руководитель
подразделения, в штате которого состоит работник.
Решение квалификационной комиссии в
отношении каждого работника заносится в протокол и утверждается приказом
руководителя учреждения.
7. Лиц, не имеющих специального
образования, специальной подготовки, установленных квалификационными
требованиями, но обладающих достаточным практическим опытом работы и
выполняющих в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, можно
оставлять на занимаемой должности и рекомендовать получить специальное
образование в заочном учебном заведении.
8. Настоящие квалификационные
характеристики являются основой для разработки должностных инструкций,
закрепляющих конкретные обязанности отдельных исполнителей.
I. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ,
ЗАНЯТЫХ В ФИНАНСОВЫХ ОРГАНАХ
Начальник инспекции
по бюджету
районного финансового отдела
Должностные обязанности. Осуществляет
руководство работой инспекции. Организует работу по составлению и исполнению
бюджета района, по выявлению и мобилизации внутренних резервов в хозяйстве и
соблюдению режима экономии, принимает участие в работе по формированию показателей плана развития хозяйства района. Рассматривает
проекты расчетных балансов доходов и расходов (финансовых планов), смет расходов отделов исполкома районного Совета депутатов
трудящихся, предприятий, организаций, учреждений, а также проекты планов по
доходам. Возглавляет работу по расчету показателей проектов нижестоящих
бюджетов. Организует и выполняет работу по составлению свода бюджета района,
расчетов к нему, объяснительных записок, докладов, проектов, постановлений для
представления в вышестоящие органы. Обеспечивает правильность финансирования из
бюджета предприятий, организаций и учреждений. Осуществляет контроль
за ходом выполнения бюджета, правильностью составления, утверждения и
исполнения смет бюджетных учреждений. Возглавляет работу по анализу отчетности
об исполнении бюджета района, сельских, поселковых, городских (городов
районного подчинения) бюджетов, смет расходов бюджетных учреждений.
Подготавливает замечания и предложения по результатам анализа отчетности и
проверок, а также материалы и предложения по вопросам исполнения бюджета и
укреплению сметно-финансовой дисциплины. Разрабатывает инструктивные и
методические указания по вопросам организации бюджетной работы. Участвует в
проведении ревизий исполнения смет бюджетных учреждений, а также ревизий работы
сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся и оказывает им необходимую
практическую помощь в постановке бюджетной работы. Подготавливает проекты
заключений по вопросам, возникающим в процессе составления и исполнения бюджета
района, разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетной работы и
повышению квалификации счетно-финансовых работников отделов исполкома и работников сельских и поселковых Советов депутатов
трудящихся.
Должен знать:
финансово-бюджетное законодательство; постановления Правительства и другие
решения, определяющие развитие народного хозяйства; инструктивные и
методические указания по вопросам составления и исполнения бюджета; основные
положения по составлению балансов доходов и расходов (финансовых планов)
предприятий и хозяйственных организаций; методологию расчета доходов и расходов
бюджета, смет расходов бюджетных учреждений; оплату труда работников бюджетных
учреждений; организацию бухгалтерского учета в
финансовых органах, в централизованных бухгалтериях, бюджетных учреждениях и
организациях; методы анализа отчетности об исполнении бюджета,
финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, смет бюджетных
учреждений; порядок проведения ревизий и проверок в бюджетных учреждениях и
организациях; экономику и организацию труда и управления; основы трудового
законодательства.
Квалификационные требования. Высшее
образование и стаж финансово-экономической работы не менее 2 лет.
Начальник инспекции
государственных доходов
районного финансового отдела
Должностные обязанности. Осуществляет
руководство работой инспекции. Разрабатывает проекты годовых планов поступления
государственных доходов по району, составляет квартальные задания поступления
этих доходов в бюджет. Организует работу по контролю за своевременным и полным
поступлением платежей в бюджет, по изучению рентабельности производства товаров
народного потребления, укреплению платежной и отчетной дисциплин. Обеспечивает
проверку в установленные сроки отчетов и расчетов предприятий по налогу с
оборота, платежам из прибыли и другим доходам бюджета, а также выплатам средств
из бюджета. Организует регулярную проверку выполнения предприятиями и
организациями планов производства и реализации продукции, изыскания
возможностей для дополнительного выпуска товаров народного потребления и
улучшения их качества и ассортимента, анализ их финансово-хозяйственной
деятельности, а также проведение счетных проверок, бухгалтерских отчетов и
балансов, исчисление и взимание государственных и местных налогов и сборов с
населения. Проводит на предприятиях и в организациях документальные
перепроверки налоговых отчетов и расчетов по платежам в бюджет, а также
перепроверяет работу инспекторов государственных доходов по налогам и сборам с
населения. По результатам проверок и анализа финансово-хозяйственной
деятельности предприятий и организаций принимает необходимые меры, направленные
на устранение выявленных недостатков. Инструктирует работников инспекции государственных
доходов, а также счетных работников предприятий, учреждений и организаций,
исчисляющих платежи в бюджет. Выдает регистрационные удостоверения, разрешающие
гражданам заниматься кустарными промыслами. Организует проверку правильности
составления протоколов о нарушениях Положения о кустарно-ремесленных промыслах
граждан, актов о занятиях запрещенными промыслами, а также книг и списков по
учету хозяйств. Обеспечивает учет и своевременное рассмотрение поступивших
жалоб и заявлений по вопросам исчисления и взыскания платежей в бюджет,
проверку законности произведенного обложения налогами. Руководит работой по
учету государственных доходов, обеспечивает правильное хранение дел и
документов в инспекции. Осуществляет контроль за своевременной и полной сдачей
сельскими и поселковыми Советами депутатов трудящихся принятых ими денежных
сумм по налогам, организует проведение в установленные сроки документальных
ревизий работы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся по приему
налоговых и страховых платежей, учреждений, взимающих государственную пошлину,
в необходимых случаях лично проводит их.
Должен знать: законы СССР и союзной
республики, постановления, приказы, инструкции и другие руководящие материалы
вышестоящих органов по вопросам государственных доходов, налогов и сборов с
населения; методы осуществления контроля финансовыми органами за предприятиями
и организациями по выполнению планов производства и реализации продукции,
изысканию возможностей дополнительного выпуска товаров народного потребления; порядок и методы проверки отчетов и расчетов предприятий по
платежам в бюджет, выплатам средств из бюджета, счетной проверки балансов
предприятий и организаций, проверки организаций, учреждений по вопросам
правильности исчисления и своевременности перечисления в бюджет налогов и
сборов, ревизии сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся по
сохранности государственных средств, принятых от населения, порядок проверки и
обследования граждан, имеющих доходы, имущество или другие объекты
обложения налогами и сборами, порядок и методы проведения ревизии учреждений,
взимающих государственную пошлину; основы гражданского и трудового
законодательства.
Квалификационные требования. Высшее
образование и стаж финансово-экономической работы не менее 2 лет.
Главный бухгалтер
по бюджету
Должностные обязанности. Руководит
работой бухгалтерии. Разрабатывает предложения и мероприятия, направленные на
дальнейшее совершенствование организации бухгалтерского учета и отчетности по
исполнению бюджета на основе максимальной централизации и механизации этих
работ, внедрение передовых форм и методов бухгалтерского учета, а также на
усиление роли бюджетного учета в обеспечении сохранности денежных средств и
материальных ценностей. Осуществляет контроль и оказывает
помощь нижестоящим финансовым органам, республиканским (АССР) министерствам и
ведомствам, отделам (управлениям) исполкомов, централизованным бухгалтериям,
бюджетным учреждениям, сельским, поселковым и городским (городов районного
подчинения) Советам депутатов трудящихся по вопросам организации и ведения
бухгалтерского учета и отчетности об исполнении бюджета, смет расходов
учреждений, а также по централизации и механизации учета и отчетности.
Осуществляет контроль за своевременным обеспечением
учреждений, сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения)
Советов депутатов трудящихся инструкциями и указаниями по вопросам
бухгалтерского учета и отчетности, регистрами и бланками бухгалтерской
документации. Проводит с главными бухгалтерами нижестоящих финансовых органов,
республиканских (АССР) министерств (ведомств), отделов (управлений) исполкомов,
централизованных бухгалтерий и секретарями сельских и поселковых Советов
депутатов трудящихся совещания и семинары по вопросам совершенствования форм и
методов бухгалтерского учета, его централизации и механизации, а также по
вопросам составления периодической и годовой отчетности. Дает ответы на
запросы, касающиеся бухгалтерского учета и отчетности по исполнению бюджетов и
смет расходов, централизации и механизации учета. Организует и ведет
бухгалтерский учет соответствующего местного бюджета и исполнения смет расходов
аппарата республиканского (АССР) министерства финансов и соответствующего
финансового отдела. Проверяет документы, представленные отделами (инспекциями)
финансовых органов на открытие кредитов и перечисление средств распорядителям
кредитов, изменение ассигнований и взаимных расчетов между вышестоящими и
нижестоящими бюджетами. Открывает кредиты и перечисляет средства распорядителям
кредитов. Проводит совместно с другими отделами (инспекциями) финансовых
органов экономический анализ и счетную проверку квартальных и годовых отчетов
об исполнении республиканского (АССР) и местного бюджетов и смет расходов
бюджетных учреждений и организаций. Составляет сводную годовую и периодическую
отчетность об исполнении бюджета. Составляет проекты смет на содержание
аппарата финансовых органов. Осуществляет контроль за правильным расходованием
фонда заработной платы в финансовых органах, соблюдением установленных штатов,
обоснованностью и законностью списания с баланса финансовых органов сумм
недостач, потерь, дебиторской задолженности, проведением и обобщением
результатов инвентаризации основных средств, материалов, малоценных и
быстроизнашивающихся предметов, денежных средств и средств в
расчетах.
Должен знать:
финансово-бюджетное законодательство, постановления Правительства и другие
решения, регламентирующие организацию и порядок проведения бухгалтерского учета
в народном хозяйстве; положение о главных (старших) бухгалтерах
государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий,
организаций и учреждений; организацию и централизацию бухгалтерского учета и
отчетности и инструктивные указания по бухгалтерскому учету и отчетности в
финансовых органах и бюджетных учреждениях; руководящие материалы о порядке составления и исполнения бюджета,
составления смет расходов, финансирования из государственного бюджета; порядок
начисления и уплаты платежей в государственный бюджет; экономику и организацию
труда и управления; средства механизации учетных и вычислительных работ.
Квалификационные требования. В
министерствах финансов АССР, КРАЙФО, ОБЛФО, ГОРФО и РАЙФО столиц союзных
республик, ГОРФО столиц АССР, краевых и областных центров, ГОРФО городов с
районным делением, ОКРФО - высшее образование и стаж финансово-экономической
работы не менее 3 лет. В остальных городских и районных финансовых отделах -
высшее образование и стаж финансово-экономической работы не менее 1 года или
среднее специальное образование и стаж финансово-экономической работы не менее
3 лет.
Старший
бухгалтер-эксперт по бухгалтерскому учету
в бюджетных организациях
Должностные обязанности. Организует
работу по механизации учета исполнения местных бюджетов и смет расходов на
содержание аппарата финансовых органов. Координирует и контролирует работу
финансовых органов по подготовке и проведению мероприятий по централизации и
механизации бухгалтерского учета. Участвует в разработке мероприятий по
централизации и механизации бухгалтерского учета и созданию централизованных
бухгалтерий для бюджетных учреждений и организаций, а также по внедрению
прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета. Оказывает помощь финансовым
органам в работе по централизации и механизации бухгалтерского учета и
отчетности, созданию централизованных бухгалтерий, применению прогрессивных
форм и методов бухгалтерского учета в республиканских (АССР) министерствах,
ведомствах, исполкомах Советов депутатов трудящихся. Осуществляет контроль за работой республиканских (АССР) министерств,
ведомств, централизованных бухгалтерий, вычислительных центров и машиносчетных
станций в части правильности постановки учета и отчетности по исполнению смет
расходов бюджетных учреждений и организаций, за созданием новых, укрупнением и
укреплением действующих централизованных бухгалтерий, переводом их на
механизированный учет. На основе материалов проверок разрабатывает предложения,
направленные на устранение выявленных недостатков в организации и ведении
бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных учреждениях и организациях
автономной республики, края, области, города, района. Консультирует учреждения
(организации) по применению положений и инструкций по бухгалтерскому учету и
отчетности. Изучает формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета
при ручном и механизированном способах обработки и вносит предложения по их
унификации и упрощению. Контролирует своевременность и полноту обеспечения
централизованных бухгалтерий, бюджетных учреждений и организаций книгами и
бланками бухгалтерского учета. Разрабатывает совместно с республиканскими
(АССР) министерствами, ведомствами, местными статистическими органами графики
механизации учета операций централизованных бухгалтерий в соответствии с
типовыми проектами, разработанными ЦСУ СССР и согласованными с Минфином СССР. Осуществляет
проверку достоверности отчетов статистических органов о ходе централизации
учета в бюджетных учреждениях и организациях, сельских и поселковых Советах
депутатов трудящихся. Принимает участие в составлении годовых и в случае
необходимости квартальных отчетов об исполнении республиканского (АССР) и
местного бюджетов.
Должен знать: организацию бюджетного
учета; систему счетов по учету исполнения республиканского (АССР) и местного
бюджетов и смет расходов бюджетных учреждений и организаций; порядок составления
индивидуальных и общих смет расходов бюджетных учреждений и организаций,
включая сметы расходов на содержание аппарата финансовых органов; организацию
финансовой работы на предприятиях, в учреждениях и организациях; бухгалтерский
учет; порядок и формы финансовых расчетов; установленную периодическую и
годовую отчетность об исполнении республиканского (АССР) и местного бюджетов,
смет расходов бюджетных учреждений и организаций и порядок ее составления;
порядок финансирования из государственного бюджета предприятий и организаций
республиканского и местного подчинения и главных распорядителей кредитов по
республиканскому и местному бюджетам; порядок начисления и уплаты платежей в
государственный бюджет; средства механизации учетных и вычислительных работ.
Квалификационные требования. Высшее
образование и стаж финансово-экономической работы не менее 3 лет.
Старший
бухгалтер-эксперт по бухгалтерскому учету
в хозяйственных организациях
Должностные обязанности. Участвует в
разработке хозяйственными организациями мероприятий по повышению качества
работы централизованных бухгалтерий, централизации и механизации учета для
предприятий и хозяйственных организаций автономной республики, края, области,
города, а также по внедрению прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета.
Проводит самостоятельно или в составе комплексных бригад проверки организации
бухгалтерского учета на предприятиях и в хозяйственных организациях, в
частности проверки правильности применения положений и инструкции по
бухгалтерскому учету и отчетности. Контролирует своевременность доведения
положений и инструкции по бухгалтерскому учету министерствами и ведомствами до
предприятий и хозяйственных организаций и обеспеченность предприятий и
организаций бланками первичных документов, регистрами бухгалтерского учета и
формами бухгалтерской отчетности. Разрабатывает на основе материалов проверок
предложения, направленные на устранение выявленных недостатков в ведении
бухгалтерского учета на предприятиях и в хозяйственных организациях автономной
республики, края, области, города с учетом распространения передового опыта в
организации учета и отчетности. Оказывает помощь предприятиям и хозяйственным
организациям консультациями по бухгалтерскому учету и отчетности. Принимает
участие в работе методологических советов по бухгалтерскому учету исполкомов
Советов депутатов трудящихся. Координирует и контролирует работу финансовых
органов (АССР, края, области, города) по подготовке и осуществлению мероприятий
по совершенствованию бухгалтерского учета. Оказывает помощь работникам
финансовых органов консультациями по вопросам контроля и организации
бухгалтерского учета на предприятиях и в организациях и в работе по проверке и
рассмотрению ими бухгалтерских отчетов и балансов предприятий и хозяйственных
организаций. Выполняет отдельные поручения руководителя финансового органа,
министерства финансов республики, Министерства финансов СССР по вопросам
бухгалтерского учета и отчетности.
Должен знать:
организацию бухгалтерского учета на предприятиях и в хозяйственных
организациях, план счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной
деятельности предприятий и хозяйственных организаций и инструкцию по его
применению; основные положения, инструкции и указания по бухгалтерскому учету,
установленную периодическую и годовую бухгалтерскую отчетность и порядок ее
заполнения; порядок финансирования и кредитования предприятий и хозяйственных
организаций; порядок расчетов с
бюджетом, средства механизации учетно-вычислительных работ; сущность и
преимущества прогрессивных форм и методов учета; принципы ревизии и контроля,
экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий и хозяйственных
организаций.
Квалификационные требования. Высшее
образование и стаж практической работы по специальности бухгалтера не менее 3
лет.
Экономист по
бюджету
Должностные обязанности. Организует
работу по составлению и исполнению бюджета, по выявлению и мобилизации
внутренних резервов в хозяйстве и соблюдению режима экономии; принимает участие
в работе по формированию показателей народнохозяйственного плана. Рассматривает
проекты расчетных балансов доходов и расходов (финансовых планов), смет
расходов министерств, ведомств АССР, управлений (отделов) исполкомов Советов
депутатов трудящихся, предприятий, организаций, учреждений, а также проектов
планов по доходам. Разрабатывает показатели для составления проектов
нижестоящих бюджетов. Составляет свод бюджета, необходимые расчеты,
объяснительные записки, доклады, проекты постановлений и другие материалы по
бюджету для представления в вышестоящие органы. Проверяет правильность
составления, утверждения и исполнения смет расходов бюджетных учреждений,
тарификации и выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений.
Выполняет работы по финансированию из бюджета предприятий, учреждений и
организаций. Осуществляет контроль за ходом выполнения
бюджета. Анализирует отчетность об исполнении бюджета, финансовых планов
хозяйственных организаций, смет расходов бюджетных учреждений. Подготавливает
замечания и предложения по результатам анализа отчетности и проверок, а также
материалы и предложения по вопросам исполнения бюджета, укреплению
сметно-финансовой дисциплины. Разрабатывает инструктивные и методические
указания по вопросам организации бюджетной работы. Участвует в проведении
ревизии исполнения смет бюджетных учреждений, работы подведомственных
финансовых органов по составлению и исполнению местных бюджетов, а также работы
сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся по исполнению их бюджетов.
Оказывает практическую помощь в постановке бюджетной работы подведомственным
финансовым органам, а также в организации финансово-бюджетной работы отделов
исполкома местного Совета депутатов трудящихся.
Должен знать:
финансово-бюджетное законодательство; постановления Правительства и другие решения,
определяющие развитие народного хозяйства; инструктивные и методические
указания по вопросам составления и исполнения бюджета, основные положения по
составлению балансов доходов и расходов (финансовых планов) предприятий и
хозяйственных организаций; методологию расчета доходов и расходов бюджета, смет
расходов бюджетных учреждений; оплату труда работников бюджетных учреждений; организацию бухгалтерского учета в финансовых органах, в
централизованных бухгалтериях, бюджетных учреждениях и организациях; методы
анализа отчетности об исполнении бюджета, финансово-хозяйственной деятельности
предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений; порядок проведения
ревизий и проверок в бюджетных учреждениях и организациях; основы экономики и
организации труда.
Квалификационные требования. В
министерствах финансов автономных республик, КРАЙФО, ОБЛФО, ГОРФО и РАЙФО
столиц союзных республик, ГОРФО столиц АССР, краевых и областных центров, ГОРФО
городов с районным делением и ОКРФО - высшее или среднее специальное образование
без предъявления требований к стажу. В остальных городских и районных
финансовых отделах - среднее специальное образование без предъявления
требований к стажу.
Экономист
государственных доходов
Должностные обязанности. Разрабатывает
показатели и составляет проекты годовых (с поквартальной разбивкой) планов
поступления платежей по государственным доходам, вносит в них необходимые
уточнения. Осуществляет систематический контроль за
выполнением предприятиями и организациями планов по государственным доходам,
разрабатывает мероприятия, обеспечивающие своевременное и полное поступление
платежей в бюджет. Рассматривает получаемые в установленном порядке от
предприятий, хозяйственных организаций, колхозов налоговые расчеты, отчеты и
балансы, проверяет соответствие их данным бухгалтерского учета и первичных
документов. Непосредственно на предприятиях и в хозяйственных организациях
проверяет правильность исчисления и своевременность поступления платежей в бюджет
по всем источникам, расчетов на выплату средств из бюджета, выполнение планов
производства и реализации товаров и возможность дополнительного выпуска товаров
народного потребления. Проводит счетные проверки бухгалтерских отчетов и
балансов, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий и
хозяйственных организаций, разрабатывает на этой основе предложения по
обеспечению выполнения планов платежей в бюджет и изысканию дополнительных
источников доходов. Изучает уровень рентабельности производства товаров,
разрабатывает проекты ставок налога с оборота, скидок с них и надбавок к
ставкам налога с оборота. Обеспечивает учет и реализацию в установленном
порядке конфискованного и бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего по
праву наследования к государству. Проверяет в кредитных учреждениях
правильность и своевременность выполнения ими поручений предприятий и
организаций по перечислению с их счетов платежей в бюджет, а также распоряжений
финансовых органов о бесспорном взыскании недоимок. Начисляет и изыскивает пеню
с плательщиков в случаях просрочек платежей в бюджет, а также с кредитных
учреждений за задержку перечисления причитающихся бюджету сумм. Осуществляет контроль за своевременным доведением хозяйственными
организациями до непосредственных плательщиков планов производства, реализации
товаров, налога с оборота, платежей из прибыли и полнотой распределения фондов
товаров между потребителями. Принимает участие в необходимых случаях в
рассмотрении проектов об изменении уровня розничных цен на промышленные и
продовольственные товары. Систематизирует прейскуранты цен на товары народного
потребления. Проводит учет предприятий и организаций, обязанных вносить платежи
в бюджет. Ведет лицевые счета этих предприятий и хозяйственных организаций и
реестры по государственным доходам. Анализирует отчеты нижестоящих финансовых
органов по государственным доходам и составляет установленную отчетность. Принимает меры по улучшению отчетной дисциплины хозяйственных
организаций, усилению контроля за работой финансовых органов в части проверки
отчетов и расчетов по платежам в бюджет и выплатам из бюджета, проведения
счетных проверок бухгалтерских отчетов и балансов и анализа
финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, изыскания
дополнительных источников доходов и увеличения выпуска товаров народного
потребления. Участвует в составлении методологических указаний по
вопросам планирования поступления государственных доходов, исчисления и
взимания платежей и возмещения средств из бюджета. Подготавливает обзорные
письма, консультации, ответы на запросы и ходатайства, проводит семинары с
работниками местных финансовых органов и хозяйственных организаций по вопросам
планирования, учета, исчисления и взимания платежей в бюджет. Участвует в
ревизиях и проводит тематические проверки по вопросам организации работы по
государственным доходам.
Должен знать: законы СССР и союзной
республики, постановления, приказы, инструкции и другие руководящие материалы
вышестоящих органов по вопросам государственных доходов; порядок планирования,
исчисления и взимания платежей в бюджет, возмещений и выплат из бюджета,
установления ставок налога с оборота, скидок с них и надбавок к ставкам налога
с оборота; порядок и методы проверки отчетов и расчетов по
платежам в бюджет и выплатам средств из бюджета, счетных проверок отчетов,
балансов и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий и
хозяйственных организаций; методы изыскания резервов для увеличения доходов
бюджета, изучения уровня рентабельности производства товаров; формы и методы
контроля за выполнением предприятиями и организациями плана поступлений
платежей в бюджет; учет и отчетность по государственным доходам.
Квалификационные требования. В
министерствах финансов АССР, КРАЙФО, ОБЛФО, ГОРФО и РАЙФО столиц союзных
республик, ГОРФО столиц АССР, краевых и областных центров, ГОРФО городов с
районным делением, ОКРФО - высшее или среднее специальное образование без
предъявления требований к стажу. В остальных городских и районных финансовых
отделах - среднее специальное образование без предъявления требований к стажу.
Экономист по
финансированию народного хозяйства
Должностные обязанности. Принимает
участие в работе по формированию показателей народнохозяйственного плана,
подготавливает замечания и предложения по проектам государственных планов
развития соответствующих отраслей хозяйства, разрабатываемых плановыми
органами. Рассматривает проекты финансовых планов по хозяйству республиканского
(АССР) и местного подчинения. Подготавливает расчеты для финансирования курируемых
министерств, ведомств АССР, управлений, отделов, объединений, предприятий и
организаций в пределах ассигнований, предусмотренных по бюджету. Изучает
экономику и финансы финансируемых предприятий и организаций в целях выявления и
мобилизации материальных и финансовых ресурсов, обеспечения режима экономии,
укрепления хозяйственного расчета. Подготавливает предложения об изменении
взаимоотношений между соответствующими бюджетами, а также между бюджетом и
предприятиями в соответствии с вносимыми в установленном порядке уточнениями в
показатели плана министерств и ведомств. Анализирует
бухгалтерские, статистические отчеты и балансы министерств, ведомств АССР,
краевых, областных, городских управлений, отделов исполкомов (трестов,
объединений) и отдельных предприятий, объединений и организаций отраслей
хозяйства местного подчинения. Подготавливает заключения и предложения,
направленные на устранение выявленных недостатков в их финансово-хозяйственной
деятельности и мобилизацию внутренних ресурсов. Участвует в подготовке
заключений по поручениям директивных органов, а также в подготовке
инструктивных указаний по вопросам финансовой деятельности предприятий и
организаций. Осуществляет контроль за соблюдением
финансовой дисциплины предприятиями и организациями, за правильным и экономным
расходованием ими бюджетных и собственных средств, проверяет правильность и
своевременность доведения министерствами, ведомствами (АССР), краевыми,
областными, городскими управлениями, отделами исполкомов до подведомственных им
предприятий и организаций планов платежей в бюджет и финансирования из бюджета.
Производит в установленном порядке проверки финансово-хозяйственной
деятельности предприятий и организаций.
Должен знать:
инструкции и другие нормативные документы о порядке составления и исполнения
государственного бюджета и проектов расчетных балансов доходов и расходов;
порядок финансирования отраслей хозяйства; порядок образования и использования
средств фондов экономического стимулирования и других денежных фондов; установленную
отчетность о финансовой деятельности и методы ее анализа; нормативные
документы, определяющие финансово-хозяйственную деятельность предприятий,
объединений, министерств и ведомств.
Квалификационные требования. В
министерствах финансов АССР, КРАЙФО, ОБЛФО, ГОРФО и РАЙФО столиц союзных
республик, ГОРФО столиц АССР, краевых и областных центров, ГОРФО городов с
районным делением, ОКРФО - высшее или среднее специальное образование без
предъявления требований к стажу. В остальных городских и районных финансовых
отделах - среднее специальное образование без предъявления требований к стажу.
Экономист по штатам
Должностные обязанности. Ведет учет всех
предприятий, организаций и учреждений союзного, республиканского и местного
подчинения, расположенных на территории данного района или города. Изучает
структуру и штаты аппарата управления министерств, ведомств (АССР), всесоюзных
и республиканских промышленных объединений, исполкомов Советов депутатов
трудящихся, средних звеньев управления, предприятий, организаций и учреждений,
разрабатывает предложения по совершенствованию и удешевлению аппарата
управления. Готовит расчеты экономической эффективности от внедрения намеченных
мероприятий. Изучает эффективность применения типовых штатов, отраслевых
нормативов численности работников и типовых структур управления предприятий,
организаций и учреждений. Проверяет правильность и полноту доведения до
предприятий, организаций и учреждений заданий по сокращению расходов на
содержание аппарата управления, предусмотренных в Государственном бюджете СССР,
и принимает меры к устранению выявленных нарушений и недостатков в этой работе.
Обеспечивает контроль за своевременным поступлением в
бюджет экономии от сокращения расходов на управление. Готовит расчеты по
составлению проекта бюджета по расходам на содержание органов государственного
управления, а также расчеты по сокращению затрат на содержание аппарата
управления. Проверяет в установленном порядке на предприятиях, в организациях и
учреждениях соблюдение действующего законодательства о порядке утверждения
структуры, штатов, должностных окладов и надбавок к ним работников аппарата
управления, смет управленческих расходов, а также расходования средств на
содержание аппарата управления и принимает необходимые меры к устранению выявленных
нарушений. Инструктирует бухгалтеров организаций и учреждений о порядке
регистрации штатов и смет. Проверяет штатные расписания и сметы расходов на
содержание аппарата управления организаций и учреждений и регистрирует их в
установленном порядке. Осуществляет контроль за своевременным и полным
поступлением в доход бюджета сумм незаконных и завышенных ассигнований по фонду
заработной платы и другим статьям смет расходов на содержание аппарата
управления организаций и учреждений, выявленных при регистрации штатов и смет и
при проверках правильности расходования средств на содержание аппарата
управления. Подготавливает материалы об излишествах в штатах и расходах на
содержание аппарата управления и о нарушениях штатно-сметной дисциплины для
постановки этих вопросов перед вышестоящими организациями, органами народного
контроля, партийными и советскими органами. Анализирует отчеты о расходах на
содержание местных органов государственного управления, отчеты о расходах на
содержание аппарата управления отдельных предприятий и организаций, а также
отчеты финорганов о работе по штатам. Составляет для
представления вышестоящему финансовому органу отчет о работе по штатам и о
расходах на содержание аппарата управления. Наблюдает за правильным выполнением
кредитными учреждениями распоряжений финорганов о
прекращении выдачи средств на содержание аппарата управления организациям,
нарушающим штатно-сметную дисциплину. Организует и руководит работой
общественных инспекторов. Подготавливает соответствующие заключения и ответы на
письма организаций и граждан по вопросам, относящимся к работе по штатам.
Должен знать:
постановления Правительства и другие решения о совершенствовании и удешевлении
аппарата управления; руководящие материалы (постановления, приказы, инструкции)
по штатам, составу расходов на содержание аппарата управления, заработной
плате; права Советов Министров союзных республик, министерств и ведомств СССР и
союзных республик, предприятий, учреждений и организаций в области утверждения
штатов и заработной платы; порядок
проверок соблюдения штатно-сметной дисциплины на предприятиях, в организациях и
учреждениях; методы работы по изучению структуры и штатов аппарата управления
предприятий, организаций и учреждений; номенклатуру должностей работников, фонд
заработной платы которых должен включаться в состав расходов на содержание
аппарата управления; учет и отчетность о расходах на содержание аппарата
управления; порядок утверждения и регистрации штатных расписаний и смет
расходов на содержание аппарата управления учреждений и организаций.
Квалификационные требования. В
министерствах финансов АССР, КРАЙФО, ОБЛФО, ГОРФО и РАЙФО столиц союзных
республик, ГОРФО столиц АССР, краевых и областных центров, ГОРФО городов с
районным делением и ОКРФО - высшее или среднее специальное образование без
предъявления требований к стажу. В остальных городских и районных финансовых
отделах - среднее специальное образование без предъявления требований к стажу.
Инспектор
государственных доходов
Должностные обязанности. Осуществляет систематический
контроль за своевременным выполнением планов
поступлений в бюджет налогов и сборов с населения, своевременным перечислением
предприятиями и организациями налогов с заработной платы рабочих и служащих и
правильностью этих удержаний. Проводит инструктаж счетных и профсоюзных
работников по вопросам, связанным с исчислениями налогов с заработной платы.
Выявляет лиц, подлежащих привлечению к уплате государственных и местных налогов
и сборов. Исчисляет суммы налоговых платежей для уплаты в бюджет. Разъясняет
налогоплательщикам действующее законодательство о порядке исчисления налогов,
предоставлении льгот по налогам и уплате этих платежей. Оформляет извещения на
уплату налогов и своевременно вручает их. Проводит ревизии в учреждениях,
взимающих государственную пошлину, проверки в органах, регистрирующих
транспортные средства, правильности и своевременности взимания сбора с
владельцев транспортных средств, а также проводит проверки правильности
расчетов по налогу со строений и земельной ренте в кооперативных организациях,
взимания сбора на рынках. Осуществляет обследование граждан, имеющих доходы от
кустарно-ремесленных занятий, частной практики, сдающих внаем строения либо
имеющих другие доходы от работы не по найму. Контролирует соблюдение установленного
порядка приема налоговых платежей учреждениями Госбанка СССР, а в сельской
местности - сельскими Советами депутатов трудящихся. Проверяет ведение
земельных шнуровых книг колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными
предприятиями, а также похозяйственных книг сельскими
Советами депутатов трудящихся в целях обеспечения правильности взимания и
оформления налоговых платежей. Подготавливает предложения по результатам
проведенных проверок и ревизий. Ведет лицевые счета плательщиков, реестры и
книги сводных итогов начисленных и поступивших платежей, исчисляет суммы пени
за неуплату в срок платежей в бюджет, составляет списки недоимщиков. Ведет учет
и хранение документов строгой отчетности. Составляет бухгалтерскую и
статистическую отчетность по государственным доходам. Осуществляет контроль за работой нижестоящих финансовых органов по
вышеуказанным вопросам и оказывает им необходимую помощь. Участвует в ревизиях
по государственным доходам. Анализирует поступающую от финансовых органов
отчетность по государственным доходам. Рассматривает и подготавливает ответы на
запросы финансовых органов, предприятий, учреждений (организаций), а также на
письма и заявления граждан.
Должен знать: законы СССР и союзной
республики, постановления, приказы, инструкции и другие руководящие материалы
вышестоящих органов по налогам и сборам с населения; организацию работы по
проведению налогов и сборов с населения; методы работы по учету плательщиков,
объектов обложения; порядок исчисления государственных и местных налогов; порядок
и методы проверок и ревизий предприятий, организаций и учреждений по вопросам
правильности исчисления и своевременности перечисления в бюджет налогов и
сборов, сохранности государственных средств, принятых от населения; методы
проведения разъяснительной работы среди плательщиков налогов с населения и
порядок взыскания налогов и сборов с населения; систему счетов бухгалтерского
учета.
Квалификационные требования. Среднее
специальное образование без предъявления требований к стажу.
Ревизор-инспектор
по бюджету
Должностные обязанности. Проверяет
состояние бухгалтерского учета и отчетности по исполнению смет расходов в
республиканских (АССР) министерствах, ведомствах, отделах (управлениях)
исполкомов, бюджетных учреждениях и организациях, централизованных
бухгалтериях, а также исполнение бюджетов в финансовых органах, городских
(городов районного подчинения), сельских и поселковых Советах депутатов
трудящихся. Участвует в проводимых документальных ревизиях централизованных
бухгалтерий и смет расходов финансовых органов. Принимает меры к устранению
выявленных при проверках недостатков и нарушений, а также оказывает
практическую помощь счетным работникам проверяемых учреждений (организаций).
Проводит совещания с главными (старшими) бухгалтерами республиканских (АССР)
министерств, ведомств, отделов (управлений) исполкомов, централизованных
бухгалтерий, финансовых органов и секретарями сельских и поселковых Советов
депутатов трудящихся по результатам проверок. В необходимых случаях совместно с
главными бухгалтерами подготавливает проекты постановлений (решений,
распоряжений, приказов) по материалам проверок и добивается их реализации на
месте. Обобщает материалы ревизий (проверок) и разрабатывает предложения,
направленные на улучшение бухгалтерского учета и отчетности в финансовых
органах, министерствах, ведомствах, городских (городов районного подчинения),
сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся. В установленном порядке
докладывает о результатах проверок (ревизий). Изучает и обобщает передовой опыт
работы по организации бухгалтерского учета и контроля и принимает меры к его
внедрению. Принимает участие в составлении годовых и в случае необходимости
квартальных отчетов об исполнении местных бюджетов.
Должен знать:
организацию бухгалтерского учета; инструкции по ведению бухгалтерского учета и
составлению отчетности об исполнении бюджета и смет расходов бюджетных
учреждений (организаций); порядок и методы проведения проверок и ревизий в
бюджетных учреждениях и организациях; организацию финансовой работы в
финансовых органах; порядок составления индивидуальных и общих смет расходов по
бюджету; порядок и формы финансовых расчетов; установленную периодическую и годовую отчетность об исполнении
бюджета и смет расходов бюджетных учреждений (организаций); средства
механизации учетных и вычислительных работ.
Квалификационные требования. Среднее
специальное образование без предъявления требований к стажу.
Ревизор-инспектор
по госдоходам
Должностные обязанности. Осуществляет
документальные ревизии и проверки правильности исчисления и уплаты в бюджет
государственных доходов в финансовых органах, на предприятиях, в организациях
(учреждениях), работы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся по
приему налоговых и страховых платежей. Проверяет качество документальных
проверок отчетов и расчетов по платежам в бюджет, ранее проведенных работниками
финансовых органов, а также расчетов на возмещение хозяйственным организациям
средств из государственного бюджета и качество счетных проверок отчетов и балансов
предприятий и хозяйственных организаций. На предприятиях, в учреждениях и
организациях проверяет состояние работы по контролю за
правильностью удержания и своевременностью перечисления в бюджет налогов из
заработной платы рабочих и служащих. Проверяет организацию
работы финансовых органов по планированию и контролю за выполнением плана
государственных доходов, разработке предложений по увеличению доходов бюджета,
обеспечению своевременного поступления платежей в бюджет и ликвидации недоимок,
по разработке и утверждению ставок налога с оборота, скидок и надбавок к этим
ставкам, проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий и
организаций, учета плательщиков, объектов обложения и исчислению
государственных и местных налогов и сборов с населения, а также
обеспечению своевременного поступления в бюджет налогов и сборов. Производит
проверку проводимых финансовыми органами мероприятий по изысканию
дополнительных доходов государственного бюджета, мобилизации резервов
производства и повышению его эффективности, возможности дополнительного выпуска
товаров народного потребления, укреплению платежной и отчетной дисциплины
хозяйственных организаций. Непосредственно на месте проверяет доходы
плательщиков государственных налогов, правильность учета плательщиков местных
налогов и сборов, объектов обложения и исчисления налоговых платежей.
Осуществляет проверку работы по обеспечению контроля за
правильностью взимания учреждениями государственной пошлины и сохранностью
налоговых и страховых платежей в сельских и поселковых Советах депутатов
трудящихся. Проводит ревизии в учреждениях, взимающих пошлину, а в сельских и
поселковых Советах - по приему налоговых и страховых платежей от населения.
Проверяет правильность ведения учета и отчетности по государственным доходам в
финансовых органах, а также своевременность рассмотрения поступающих писем,
заявлений и жалоб граждан и хозяйственных органов. Проводит инструктивные
совещания и семинары по разъяснению отдельных вопросов, положений, инструкций
по государственным доходам. Подготавливает по результатам ревизий проекты
указаний финансовым органам. Изучает, обобщает и распространяет передовые
методы работы финансовых органов по государственным доходам.
Должен знать: законы СССР и союзной
республики, постановления, приказы, инструкции и другие руководящие материалы
вышестоящих органов по вопросам государственных доходов; порядок и методы
проведения ревизий и проверок работы финансовых органов по государственным
доходам; порядок и методы проверки налоговых отчетов и
расчетов предприятий и организаций, расчетов на возмещение средств из
государственного бюджета, счетных проверок отчетов и балансов предприятий и
организаций, анализа их финансово-хозяйственной деятельности, правильности
удержания и своевременности перечисления в бюджет налогов из заработной платы
рабочих и служащих, а также правильности исчисления и уплаты местных налогов и
сборов кооперативными организациями; порядок проверки и обследования в
домовладениях граждан, имеющих доходы от кустарно-ремесленных занятий, частной
практики, сдачи внаем строений и других доходов от работы не по найму, порядок
и методы проверки правильности ведения земельных шнуровых
книг колхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также похозяйственных книг сельсоветов; порядок и методы ревизий
учреждений, взимающих государственную пошлину, и работы сельских Советов
депутатов трудящихся по приему налоговых и страховых платежей от населения.
Квалификационные требования. Среднее
специальное образование без предъявления требований к стажу.
Ревизор-инспектор
по штатам
Должностные обязанности. Осуществляет контроль за соблюдением штатно-сметной дисциплины на
предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории данного
района или города, и принимает необходимые меры к устранению выявленных
нарушений. Проверяет правильность и полноту доведения до предприятий,
учреждений и организаций заданий по сокращению расходов на содержание аппарата
управления, предусмотренных в государственном бюджете СССР. Принимает меры по
устранению выявленных при проверках нарушений и недостатков. Своевременно
оформляет для представления в вышестоящие инстанции материалы по нарушениям
штатно-сметной дисциплины, о наличии имеющихся излишков в штатах и расходах на
содержание аппарата управления. Осуществляет контроль за своевременным и полным
перечислением в доход бюджета выявленных при проверках сумм незаконных и
завышенных ассигнований на содержание аппарата управления. Проводит проверку
работы финансовых органов по штатам. Подготавливает ответы на письма
учреждений, организаций и трудящихся по вопросам, относящимся к работе по
штатам. Руководит работой общественных инспекторов, привлекаемых финансовыми
отделами к изучению структуры и штатов предприятий, учреждений и организаций и
проведению контроля за правильностью расходования
средств на содержание аппарата управления. Подготавливает ответы на письма
организаций и граждан по вопросам, относящимся к работе по штатам.
Должен знать:
постановления Правительства и другие решения о совершенствовании и удешевлении
аппарата управления; руководящие материалы (постановления, приказы, инструкции)
по штатам, составу расходов на содержание аппарата управления, заработной
плате; права Советов Министров союзных республик, исполкомов местных Советов депутатов
трудящихся, министерств и ведомств СССР, союзных республик, предприятий,
учреждений и организаций в области утверждения штатов и заработной платы; порядок проведения проверок соблюдения
штатно-сметной дисциплины на предприятиях, в учреждениях и организациях; методы
работы по изучению структуры и штатов управленческого аппарата предприятий,
учреждений и организаций и порядок сокращения расходов на его содержание;
состав расходов на содержание аппарата управления и номенклатуру должностей
работников, фонд заработной платы которых должен включаться в указанные
расходы; учет и отчетность о расходах на содержание аппарата управления;
порядок утверждения и регистрации штатных расписаний и смет расходов на
содержание аппарата управления предприятий, учреждений и организаций.
Квалификационные требования. Среднее
специальное образование без предъявления требований к стажу.
Главный
контролер-ревизор контрольно-ревизионного управления
министерства финансов союзной республики
Должностные обязанности. Осуществляет
руководство контрольно-ревизионным аппаратом в соответствии с Положением о
контрольно-ревизионном управлении министерства финансов союзной республики.
Обеспечивает организацию и проведение ревизий работы финансовых органов по
исполнению государственного бюджета СССР, ревизии финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, организаций и учреждений, соблюдения ими
государственной плановой и финансовой дисциплины в расходовании денежных
средств и материальных ценностей и обеспечения их сохранности. Принимает
действенные меры по устранению выявленных ревизиями недостатков, нарушений и
взысканию с виновных лиц сумм причиненного материального ущерба. Организует
обобщение ревизионных материалов в целях разработки предложений, направленных
на дальнейшее повышение эффективности работы ревизуемых предприятий,
организаций и учреждений. Обеспечивает учет результатов ревизий, составление и
представление в министерство финансов союзной республики отчетов о
контрольно-ревизионной работе. Организует техническую учебу с работниками
контрольно-ревизионного аппарата и способствует повышению их квалификации,
контролирует соблюдение контролерами-ревизорами производственной и трудовой
дисциплины. В соответствии с установленной номенклатурой осуществляет прием,
увольнение, поощрение и наложение взысканий на работников
контрольно-ревизионного аппарата.
Должен знать:
финансово-хозяйственное законодательство; постановления Правительства СССР и
союзной республики, а также инструкции Министерства финансов СССР и
министерства финансов союзной республики по составлению и исполнению бюджета, а
также инструкции по вопросам организации и проведения контрольно-ревизионной
работы, способы и методы проверки финансовых и хозяйственных операций,
выявления внутрихозяйственных резервов и дополнительных доходов бюджета на
предприятиях, в учреждениях и организациях.
Квалификационные требования. Высшее
специальное образование и стаж практической работы в финансовых органах на
экономической или контрольной работе не менее 5 лет.
Контролер-ревизор контрольно-ревизионного
управления
министерства финансов союзной республики
Должностные обязанности. Участвует в
комплексных ревизиях работы по составлению и исполнению бюджета в нижестоящих
финансовых органах, исполнения бюджета в сельских и поселковых Советах
депутатов трудящихся, исполнения смет бюджетных учреждений и
финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. По материалам
ревизий разрабатывает предложения, направленные на устранение выявленных
недостатков и нарушений, а также подготавливает доклады и проекты решений
(постановлений) советских и вышестоящих хозяйственных органов, направленных на
успешное выполнение бюджета, улучшение финансово-хозяйственной деятельности
предприятий и организаций. Материалы ревизий о допущенных грубых нарушениях
финансовой дисциплины и злоупотреблениях передает в установленном порядке
соответствующим организациям. Ведет журнал учета результатов ревизий и представляет
главному (старшему) контролеру-ревизору отчет о контрольно-ревизионной работе в
установленные сроки.
Должен знать:
финансово-хозяйственное законодательство; порядок составления и исполнения
республиканских и местных бюджетов, решения местных органов власти по вопросам
формирования местного бюджета, порядок составления и исполнения смет бюджетных
учреждений, финансовое планирование, вопросы финансирования и бухгалтерский
учет на предприятиях, в учреждениях и организациях; а также инструкции Министерства
финансов СССР и министерства финансов союзной республики по вопросам
организации и проведения ревизий.
Квалификационные требования. Высшее
образование без предъявления требований к стажу или среднее специальное
образование и стаж финансовой или учетной работы не менее одного года.
II.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ
Экономист
Должностные обязанности. Разрабатывает
экономические показатели по видам страхования для составления годового и квартальных
планов поступления страховых платежей, анализирует проекты этих планов,
составленных инспекциями государственного страхования, составляет годовые и
квартальные планы поступления страховых платежей, перспективные планы развития
государственного страхования, кассовый план поступления страховых платежей и
выплат страховых сумм и страхового возмещения. Осуществляет экономический
анализ деятельности страховых органов, выявляет резервы для дальнейшего
развития всех видов страхования и намечает мероприятия по их использованию.
Ведет учет и контроль за ходом выполнения планов
поступления страховых платежей. Анализирует статистическую отчетность,
разрабатывает аналитические таблицы к ней, составляет периодическую отчетность
в сроки и по формам, утвержденным ЦСУ СССР. Проводит проверки состояния
экономической и плановой работы в подчиненных страховых органах и оказывает им
практическую помощь в ее улучшении.
Должен знать:
руководящие материалы по вопросам государственного страхования, планирования,
анализа финансовой деятельности страховых органов, учету и отчетности; порядок
разработки квартальных и годовых планов по инспекциям, инспекторским и
агентским участкам, а также бригадам страховых агентов; организацию плановой
работы в инспекциях Госстраха; методы анализа количественных и качественных
показателей работы инспекции и управления государственного страхования; методы расчетов экономической эффективности проводимых мероприятий по
развитию государственного страхования; организацию оперативного и
статистического учета, отчетности; основы трудового законодательства; правила
эксплуатации суммирующих и вычислительных машин.
Квалификационные требования. Высшее или
среднее специальное образование без предъявления требований к стажу.
Инспектор
управления Госстраха
Должностные обязанности. Участвует в
разработке организационно-массовых мероприятий по дальнейшему развитию всех
видов государственного страхования, в составлении годовых и квартальных планов
поступления платежей по личному и имущественному страхованию, в подготовке и
разработке материалов по исчислению ставок страховых платежей, в распределении
и использовании по целевому назначению средств на предупредительные
мероприятия. Рассматривает документы на выплату страховых сумм в связи с
утратой трудоспособности или смертью застрахованных, а также страхового
возмещения за поврежденное застрахованное имущество по сверхлимитным убыткам и
готовит по ним заключения. Анализирует и обобщает экономические показатели
личного и имущественного страхования. Контролирует работу нижестоящих страховых
органов по выполнению установленных планов поступления платежей, проведению и
развитию всех видов государственного страхования, организации учета объектов
обязательного страхования, правильности исчисления страховых платежей, определению
и выплате страховых сумм и страхового возмещения. Инструктирует работников
нижестоящих страховых органов и оказывает им практическую помощь в работе.
Должен знать: приказы, инструкции и
другие руководящие материалы по всем видам государственного страхования,
организацию страховой работы и проведения оргмассовых мероприятий в этой
области; порядок и методы учета объектов, подлежащих
страхованию, установления ущерба, разработки и утверждения оценочных норм,
оценки и переоценки строений, установления балансовой стоимости строений,
определения ставок страховых платежей, их исчисления и уплаты, исчисления и
выплаты страховых сумм и страхового возмещения, составления, разработки и
анализа статистической отчетности органов государственного страхования, порядок
проведения проверок работы страховых органов по вопросам личного и
имущественного страхования; основы организации бухгалтерского учета;
основы трудового законодательства.
Квалификационные требования. Среднее
специальное образование без предъявления требований к стажу.
Инспектор инспекции
Госстраха
Должностные обязанности. Организует
работу на инспекторском участке по обеспечению выполнения плана поступления
платежей в целом и по каждому виду страхования. Принимает участие в
планировании страховых операций. Ведет учет страхового поля и уровня развития
добровольных видов страхования. Анализирует и обобщает
экономические показатели по всем видам личного и имущественного страхования,
разрабатывает и осуществляет организационно-массовые мероприятия по дальнейшему
развитию государственного страхования на инспекторском и агентских участках.
Контролирует работу страховых агентов по выполнению планов поступления
страховых платежей и развитию всех видов добровольного страхования, а также по
обслуживанию ими населения. Производит проверку правильности и своевременности
заключения и возобновления ими договоров страхования, оформления и ведения
страховой документации, представления отчетности, инструктирует и оказывает им
практическую помощь в работе. Рассматривает поступающие материалы по вопросам
добровольного и обязательного страхования, оформляет договоры страхования,
готовит документы на выплату страховых сумм и страхового возмещения, принимает
меры к взысканию или списанию недоимок. Производит ревизии работы страховых
агентов и касс сельских (поселковых) Советов депутатов трудящихся.
Должен знать: приказы, инструкции и
другие руководящие материалы по всем видам государственного страхования;
организацию страховой работы и проведения оргмассовых мероприятий в этой
области; порядок и методы учета имущества, подлежащего страхованию,
установления ущерба, оценки и переоценки принадлежащих
гражданам строений в сельской и городской местностях, установления балансовой
стоимости строений, исчисления и уплаты страховых платежей, исчисления и
выплаты страховых сумм и страхового возмещения, составления, разработки и
анализа статистической отчетности органов государственного страхования; порядок
проведения ревизии и проверок работы страховых агентов и касс сельских
(поселковых) Советов депутатов трудящихся; основы организации бухгалтерского
учета; основы трудового законодательства.
Квалификационные требования. Среднее
специальное образование без предъявления требований к стажу.
Ревизор управления
Госстраха
Должностные обязанности. Осуществляет в
соответствии с действующими инструкциями и правилами по государственному
страхованию документальные ревизии и проверки финансовой и хозяйственной
деятельности страховых органов. Проводит выборочные проверки на предприятиях, в
учреждениях, организациях и в отдельных хозяйствах граждан правильности
заключения договоров добровольного страхования, получения платежей и взносов со
страхователей и выплат им страховых сумм. Проверяет правильность определения
размера ущерба, причиненного стихийными бедствиями колхозам, кооперативным,
общественным организациям и хозяйствам граждан, и выплат им страхового
возмещения. Проводит документальные ревизии работы страховых агентов,
инспекторов и сельских (поселковых) Советов депутатов трудящихся по приему
налоговых и страховых платежей от населения. Оформляет материалы по результатам
ревизий и проверок и представляет их соответствующим инстанциям для принятия
необходимых мер. Дает оперативные указания работникам ревизуемого страхового
органа и оказывает им необходимую помощь в части устранения выявленных недостатков,
а также осуществляет контроль за их устранением.
Принимает меры к возмещению ущерба в случае установления злоупотреблений.
Анализирует и обобщает материалы ревизий (проверок) и разрабатывает
предложения, направленные на обеспечение сохранности государственных средств и
улучшение страховой работы.
Должен знать: приказы, инструкции и
другие руководящие материалы по всем видам государственного страхования;
порядок и методы проведения документальных ревизий страховых органов, касс
сельских (поселковых) Советов депутатов трудящихся и страховых агентов;
инструкции и указания по вопросам финансово-хозяйственной деятельности
страховых органов; основы организации бухгалтерского учета; основы гражданского
и трудового законодательства.
Квалификационные требования. Высшее
образование без предъявления требований к стажу или среднее специальное
образование и стаж работы в страховых органах не менее 3 лет.
Врач-эксперт
управления Госстраха
Должностные обязанности. Организует
врачебно-страховую экспертизу застрахованных и проводит в установленном порядке
их освидетельствование. Изучает и обобщает практику врачебно-страховой
экспертизы, принимает меры по устранению экспертных ошибок. Информирует
соответствующие органы здравоохранения о выявленных недостатках в оформлении
лечебно-профилактическими учреждениями выписок из истории болезни (амбулаторных
карт), выданных по запросам органов государственного страхования. Осуществляет
методическое руководство и контроль за состоянием
врачебно-страховой экспертизы в подчиненных страховых органах, инструктирует и
оказывает практическую помощь в работе врачам-экспертам и врачебно-страховым
экспертным комиссиям (ВСЭК). Проверяет правильность и обоснованность экспертных
решений, дает врачебные заключения по результатам освидетельствований
застрахованных врачами-экспертами или ВСЭК, а также по случаю смерти
застрахованных.
Должен знать: Инструкцию о порядке
организации и проведения врачебно-страховой экспертизы; порядок работы ВСЭК и
врачей-экспертов; методику исследования лиц, перенесших травмы; экспертизу
последствий различных травм; врачебно-страховую экспертизу смертных случаев;
основы методик других видов медицинских экспертиз; травматологию (хирургию),
неврологию и новейшие достижения медицины в этих областях; правила личного
страхования.
Квалификационные требования. Высшее
образование и стаж медицинской работы не менее 5 лет.
Агроном управления
Госстраха
Должностные обязанности. Принимает
участие в разработке нормативных документов, указаний и предложений по
совершенствованию и дальнейшему развитию страхования сельскохозяйственных
культур и многолетних насаждений колхозов, кооперативных и общественных
организаций, в составлении годовых планов в части поступления платежей по
страхованию сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений в колхозах.
Участвует в подготовке и разработке материалов по исчислению ставок страховых
платежей, применению цен на продукцию сельскохозяйственных культур при
исчислении страховых платежей, определению затрат на пересев (подсев) погибших
сельскохозяйственных культур, в проверке правильности использования по целевому
назначению средств на предупредительные мероприятия. Рассматривает документы по
сверхлимитным убыткам и другие материалы, поступающие по вопросам страхования
сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, и готовит по ним
заключения. Анализирует и обобщает экономические показатели по этому виду
страхования. Контролирует работу нижестоящих страховых органов по вопросам
выполнения планов поступления платежей, проведения и развития страхования
сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, организации учета
объектов, подлежащих страхованию, исчисления страховых платежей, определения и
выплаты страхового возмещения. Инструктирует работников нижестоящих страховых
органов и оказывает им практическую помощь в работе по страхованию
сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений. Осуществляет связь по
вопросам страхования сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений с
органами сельского хозяйства, гидрометеорологической службы, ЦСУ и другими
организациями.
Должен знать:
агротехнику возделывания сельскохозяйственных культур, меры борьбы по
предотвращению гибели и снижения урожая от неблагоприятных природных условий,
болезней и вредителей растений; достижения науки и передовой опыт по защите
растений; приказы, инструкции и другие руководящие материалы по страхованию
имущества колхозов, кооперативных и общественных организаций; организацию
страховой работы и проведения оргмассовых мероприятий в этой области; порядок и методы учета объектов, подлежащих
страхованию, определения ставок страховых платежей, их исчисления и уплаты,
установления ущерба, исчисления и выплаты страхового возмещения, составления,
разработки и анализа статистической отчетности органов государственного
страхования; основы организации бухгалтерского учета; порядок проведения
проверок работы страховых органов по вопросам страхования сельскохозяйственных
культур и многолетних насаждений; основы земельного и трудового
законодательства.
Квалификационные требования. Высшее
агрономическое образование без предъявления требований к стажу или среднее
агрономическое образование и стаж не менее 3 лет.
Ветеринарный врач
управления Госстраха
Должностные обязанности. Принимает
участие в разработке нормативных документов, указаний и предложений по
совершенствованию и дальнейшему развитию страхования животных, принадлежащих
колхозам, кооперативным и общественным организациям и хозяйствам граждан, в
составлении годовых и квартальных планов в части поступления платежей по
страхованию животных. Участвует в подготовке и разработке материалов по
исчислению ставок страховых платежей, в проверке правильности использования по
целевому назначению средств на предупредительные мероприятия. Рассматривает
документы по сверхлимитным убыткам и другие материалы, поступающие по вопросам
страхования животных, и готовит по ним заключения. Анализирует и обобщает
экономические показатели по этому виду страхования. Проверяет работу
ветеринарных специалистов государственной ветеринарной сети в части выполнения
ими обязанностей по страхованию животных. Контролирует работу нижестоящих
страховых органов по вопросам выполнения планов поступления платежей,
проведения и развития страхования животных, организации учета объектов,
подлежащих страхованию, исчисления страховых платежей, определения и выплаты
страхового возмещения. Инструктирует работников нижестоящих страховых органов и
оказывает им практическую помощь в работе по страхованию животных. Осуществляет
связь по вопросам страхования животных с учреждениями государственной
ветеринарной сети, гидрометеорологической службы, ЦСУ и другими организациями.
Должен знать:
ветеринарный устав СССР; ветеринарные и санитарные правила и инструкции;
организацию ветеринарного обслуживания животноводства; обязанности
руководителей организаций и граждан по предупреждению и ликвидации болезней
животных; особенности заразных и незаразных болезней животных, причины и
условия, вызывающие их, и меры борьбы по предупреждению и ликвидации этих
болезней, новейшие достижения науки в области ветеринарии и ветсанэкспертизы; приказы, инструкции и другие руководящие материалы по страхованию
животных и другого имущества колхозов, кооперативных, общественных организаций
и граждан; организацию страховой работы и проведения
оргмассовых мероприятий в этой области, порядок и методы учета объектов,
подлежащих страхованию, определения ставок страховых платежей, их исчисления и
уплаты, установления ущерба, исчисления и выплаты страховых сумм и страхового
возмещения, составления, разработки и анализа статистической отчетности органов
государственного страхования; основы организации бухгалтерского учета; практику
проведения проверок работы страховых органов по вопросам страхования животных;
основы трудового законодательства.
Квалификационные требования. Высшее
ветеринарное образование без предъявления требований к стажу.
Инженер по
страхованию средств транспорта
Должностные обязанности. Принимает
участие в разработке нормативных документов, указаний и предложений по
совершенствованию и дальнейшему развитию добровольного страхования средств транспорта, в составлении годовых и квартальных планов
в части поступления платежей по этому виду страхования. Участвует в подготовке
и разработке материалов по исчислению ставок страховых платежей, распределению
и использованию по целевому назначению средств на предупредительные
мероприятия. Рассматривает документы о правильности определения степени
повреждения средств транспорта, составления смет на их
восстановление, выплат страхового возмещения, материалы по сверхлимитным
убыткам и готовит по ним заключения. Анализирует и обобщает экономические
показатели по страхованию средств транспорта.
Контролирует работу нижестоящих страховых органов по выполнению планов
поступления платежей, проведению и развитию добровольного страхования средств транспорта, исчислению страховых платежей, определению
и выплате страхового возмещения. Инструктирует работников нижестоящих страховых
органов и оказывает им практическую помощь в работе. Осуществляет связь по
вопросам страхования средств транспорта с органами
ГАИ, милиции, ЦСУ, добровольными обществами автомотолюбителей
и другими организациями.
Должен знать: устройство, назначение,
конструктивные особенности и правила технической эксплуатации автотранспортных
средств; правила дорожного движения; практику установления причин и степени
повреждений транспортных средств; приказы, инструкции и другие руководящие
материалы по страхованию средств транспорта и другого
имущества граждан; организацию страховой работы и проведения оргмассовых
мероприятий в этой области; порядок оформления договоров
страхования средств транспорта, определения ставок страховых платежей, их
исчисления и уплаты, установления ущерба, исчисления и выплаты страхового
возмещения, составления смет и определения стоимости работ по ремонту средств
транспорта, составления, разработки и анализа статистической отчетности органов
государственного страхования; основы организации бухгалтерского учета; порядок
проведения проверок работы страховых органов по вопросам страхования средств
транспорта; основы трудового законодательства.
Квалификационные требования. Высшее
образование без предъявления требований к стажу или среднее специальное
образование и стаж работы на инженерно-технических должностях не менее 3 лет.
Инженер по
страхованию строений управления Госстраха
Должностные обязанности. Принимает
участие в разработке нормативных документов, указаний и предложений по
совершенствованию и дальнейшему развитию страхования строений, принадлежащих
гражданам, в составлении годовых и квартальных планов в части поступления
платежей по этому виду страхования. Участвует в подготовке и разработке
материалов по исчислению ставок страховых платежей, установлению оценочных норм
по оценке строений, распределению и использованию по целевому назначению
средств на предупредительные мероприятия. Рассматривает документы по
сверхлимитным убыткам и другие материалы, поступающие по вопросам страхования
строений, и готовит по ним заключения. Анализирует и обобщает экономические
показатели по страхованию строений. Контролирует работу
нижестоящих страховых органов по выполнению планов поступления платежей,
проведению и развитию добровольного страхования строений, организации учета
объектов, подлежащих страхованию, исчислению страховых платежей, определению и
выплате страхового возмещения, правильности и своевременности проведения оценки
и переоценки строений, принадлежащих гражданам, Инструктирует работников
нижестоящих страховых органов и оказывает им практическую помощь в работе.
Осуществляет связь по вопросам страхования строений с сельскими (поселковыми)
Советами депутатов трудящихся, органами БТИ, государственного пожарного
надзора, гидрометеорологической и сейсмической службы и другими организациями.
Должен знать: технологию производства
строительных работ, строительные нормы и правила, основные нормы и расценки на
строительные работы, порядок составления проектно-сметной документации;
приказы, инструкции и другие руководящие материалы по страхованию строений и
другого имущества колхозов, кооперативных, общественных организаций и граждан;
организацию страховой работы и проведения оргмассовых мероприятий; порядок и
методы учета объектов, подлежащих страхованию, разработки и утверждения
оценочных норм по оценке строений для целей государственного страхования,
оценки и переоценки принадлежащих гражданам строений в
сельской и городской местностях, установления балансовой стоимости строений
колхозов, кооперативных и общественных организаций, определения ставок
страховых платежей, их исчисления и уплаты, установления ущерба, исчисления и
выплаты страховых сумм и страхового возмещения, составления, разработки и
анализа статистической отчетности органов государственного страхования; основы
организации бухгалтерского учета; практику установления причин и степени
повреждений строений; правила противопожарной защиты строительных объектов;
основы трудового законодательства.
Квалификационные требования. Высшее
образование без предъявления требований к стажу или среднее специальное
образование и стаж работы на инженерно-технических должностях не менее 3 лет.