МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР
ПИСЬМО
от 8 сентября 1977 г. N 66-М
О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКАХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В целях проверки
выполнения Постановления Совета Министров СССР от 17 января 1975 г. N 50 и
Приказа по Министерству просвещения СССР от 27 января 1975 г. N 12 "О
мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания
лиц с дефектами умственного и физического развития" изучено состояние
общественного дошкольного воспитания детей в дошкольных учреждениях
специального назначения в Таджикской, Латвийской, Грузинской, Узбекской союзных республиках и на
некоторых территориях РСФСР.
Изучение вопроса создания условий для
успешного проведения коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими
различные нарушения в развитии, показало, что органы народного образования не
всегда правильно организуют подбор и комплектование дошкольных учреждений (групп)
специального назначения педагогическими кадрами.
Имеют место случаи нарушения действующего
положения о назначении на должности заведующих, учителей-дефектологов,
учителей-логопедов, воспитателей и воспитателей-методистов лиц, имеющих только
соответствующее педагогическое образование.
В некоторых дошкольных учреждениях
(группах) для детей с косоглазием и амблиопией
неправильно введены должности учителей-дефектологов (тифлопедагогов). В тех
учреждениях, где эти должности могут быть введены, их занимают лица, не имеющие
специального дефектологического образования.
Выявлены факты, когда на должности
сурдопедагогов в дошкольных учреждениях специального назначения для детей с
нарушениями слуха оформлены логопеды.
Нередки случаи, когда на должности
заведующих, воспитателей-методистов назначаются лица, не имеющие высшего
специального образования, а на должности воспитателей - лица, не имеющие
среднего специального образования.
Такой состав педагогических кадров не
обеспечивает успешное проведение воспитательно-образовательной
и специальной коррекционной работы.
На основании анализа положения дел на
местах и в связи с поступающими запросами Министерство просвещения разъясняет:
- в дошкольных учреждениях (группах) для
детей слепых и слабовидящих устанавливается должность учителя-дефектолога
(тифлопедагога) на каждую возрастную группу;
- в дошкольных учреждениях (группах) для
детей с косоглазием и амблиопией должности
учителей-дефектологов (тифлопедагогов) устанавливаются в группах, полностью
укомплектованных детьми с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучшем глазу с
переносимой коррекцией;
- в случае, если
в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения имеется только 12 - 15
таких детей, то в штаты вводится одна должность учителя-дефектолога
(тифлопедагога);
- не допускается назначение на должности
учителей-дефектологов и учителей-логопедов в дошкольные учреждения для детей с
дефектами умственного и физического развития лиц, не имеющих специального
дефектологического образования.
Должности учителей-дефектологов и
учителей-логопедов должны устанавливаться строго в соответствии с профилем
нарушения развития детей:
- сурдопедагоги - в группах для детей с
нарушениями слуха;
- олигофренопедагоги
- в группах для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых);
- логопеды - в группах для детей с
нарушениями речи.
На должности воспитателей-методистов в
дошкольных учреждениях специального назначения должны приниматься
преимущественно лица, имеющие высшее дефектологическое образование.
Воспитатели указанных учреждений должны
иметь высшее или среднее специальное образование (факультет дошкольного
воспитания пединститута или специальность "Воспитание в дошкольных
учреждениях" педучилища).
Медицинское обслуживание и
лечебно-профилактическую помощь в дошкольных учреждениях указанного типа (до
утверждения типовых нормативов медицинского персонала) осуществляют
поликлиники, в районе деятельности которых находятся дошкольные учреждения
специального назначения.
Заместитель Министра
В.Я.ЯГОДКИН