| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

МИНИСТЕРСТВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ СССР

 

ГЛАВНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 1978 года

 

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ СТАТЕЙ III РАЗДЕЛА

ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА СОЮЗА ССР

 

§ I

 

1. Ст. 100, п. "а" Таможенного кодекса Союза ССР, признавая контрабандой незаконное перемещение через государственную границу СССР грузов (товаров, валюты, ценностей и иных предметов), предусматривает следующие виды таких правонарушений:

перемещение грузов помимо таможенных учреждений с нарушением требований Таможенного кодекса Союза ССР;

перемещение грузов с сокрытием от таможенного контроля;

хранение, перемещение, продажу и покупку таких грузов на территории СССР.

2. Под перемещением грузов помимо таможенных учреждений с нарушением требований Таможенного кодекса Союза ССР понимается перемещение через государственную границу СССР товаров, валюты, ценностей и иных предметов, совершенное:

а) вне мест расположения таможенных учреждений без соответствующего на то разрешения (за исключением случаев, указанных в законе);

б) в местах расположения таких учреждений, но вне времени либо мест, определенных для производства таможенного контроля;

в) в местах и во время таможенного контроля, но в обход его производства в отношении вещей, подлежащих таможенному контролю (например: подброс при производстве контроля в досмотренный груз предметов, валюты, ценностей, не прошедших таможенного оформления; перемещение через государственную границу СССР подлежащих таможенному контролю предметов, валюты, ценностей в грузах, не подлежащих таможенному досмотру);

г) без разрешения таможенного учреждения, если такое разрешение необходимо (например: снос с транспортного средства, находящегося под таможенным контролем, или внос на такое транспортное средство товаров, ценностей и иных всякого рода предметов без разрешения таможенного учреждения).

3. Сокрытием от таможенного контроля считается:

а) перемещение через государственную границу СССР грузов (товаров, валюты, ценностей и иных предметов) способами, заведомо затрудняющими их обозрение и обнаружение (в том числе при их владельцах, в ручной клади, багаже, почтовых отправлениях, грузовых местах, в транспортных средствах и т.п.);

б) несообщение таможенному контролю (в таможенной декларации, книжке регистрации валюты транспортных служащих, списке валюты иностранных круизных туристов, грузовой декларации, декларации о личных вещах экипажа, в других документах, заполнение которых лицами, следующими через государственную границу СССР, предусмотрено действующими таможенными правилами) сведений о фактически перемещаемых грузах, обязательное письменное объявление которых таможенному учреждению при пересечении государственной границы СССР предусмотрено требованиями действующих правил и инструкций по таможенным вопросам (в том числе и в тех случаях, когда в пределах вопросов таможенной декларации, предусмотренной приложением 3 к действующим правилам таможенного контроля за вещами лиц, следующих через государственную границу СССР, проводится устная декларация).

Примечание: в случаях когда как необъявленные таможенному контролю задерживаются предметы старины и искусства, перемещаемые через государственную границу СССР, постановление об их конфискации в качестве предметов контрабанды либо передаче материалов в органы предварительного расследования может быть вынесено лишь при условии получения таможней от соответствующих экспертов официального заключения о том, что задержанные предметы либо запрещены к вывозу, либо могут быть вывезены лишь при наличии разрешения Министерства культуры после уплаты таможенной пошлины;

 

в) предъявление таможенному контролю под видом собственных грузов, фактически принадлежащих другим лицам и перемещаемых через государственную границу СССР по просьбам или поручениям последних, если об этом обстоятельстве не заявлено таможенному контролю;

г) несообщение таможенному контролю сведений о грузах, обязательное предъявление которых таможенному учреждению при пересечении государственной границы СССР предусмотрено действующими Правилами таможенного контроля за вещами лиц, следующих через государственную границу СССР (произведения печати, рукописи, кинофотопленки, звукозаписи, почтовые марки, изобразительные материалы и т.п.), а также газовых и стартовых пистолетах;

д) предъявление таможенному контролю грузов не своим наименованием (например, предъявление под видом внешнеторгового, выставочного груза либо театрального имущества таможенному контролю личных вещей, а равно путем придания одним товарам, изделиям в целях их перемещения через государственную границу СССР вида других товаров, изделий).

 

§ II

 

Под незаконным вывозом, ввозом, пересылкой и переводом за границу и из-за границы валюты СССР, валютных ценностей, платежных документов в рублях, приобретаемых за иностранную валюту без права обращения их в такую валюту, ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий понимается:

а) выплата денежных сумм в пределах СССР в качестве эквивалента иностранной валюты, полученной за границей лично лицом, выплачивающим эквивалент в пределах СССР, либо полученной за границей третьим лицом по поручению лица, выплачивающего эквивалент в пределах СССР;

б) выплата в СССР частным лицом в пользу третьих лиц сумм, причитающихся лицу, находящемуся за границей, за ввезенные из-за границы товары и за оказание за границей услуги;

в) покупка товаров и оказание услуг в пределах СССР с выплатой стоимости их за границей как непосредственно покупателем (частным лицом) продавцу, минуя кредитные учреждения СССР, так и путем платежей покупателем третьим лицам по указанию и за счет владельца;

г) прочие случаи вывоза, ввоза, пересылки и перевода за границу и из-за границы указанных в п. "д" ст. 100 Таможенного кодекса СССР валюты и ценностей, совершаемые в нарушение действующих актов валютного законодательства.

При незаконном переводе валюты из-за границы предметом контрабанды являются денежные суммы, выплаченные либо израсходованные на приобретение товаров или оказание услуг за границей с условием последующей выплаты эквивалента либо предоставления каких бы то ни было имущественных ценностей (как-то: валютных, фондовых, товарных) в пределах СССР; при незаконном переводе валюты из СССР за границу в качестве предмета контрабанды следует рассматривать денежные суммы, выплаченные в СССР либо израсходованные на покупку товаров или оказание услуг в пределах СССР с условием последующей выплаты их эквивалента либо предоставления каких бы то ни было имущественных ценностей (как-то: валютных, фондовых, товарных) за границей.

 

§ III

 

1. Ст. 102 Таможенного кодекса Союза ССР признает наказуемой в уголовном порядке контрабанду, выразившуюся в незаконном перемещении через государственную границу СССР:

а) товаров или иных ценностей только при наличии одного или нескольких следующих признаков: сокрытия товаров или иных ценностей при перемещении через государственную границу СССР в специальных хранилищах либо путем обманного использования таможенных и иных документов, либо при наличии крупного размера, либо совершения контрабанды группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо совершения ее должностным лицом с использованием служебного положения;

б) взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения независимо от наличия либо отсутствия перечисленных признаков.

2. Специальными хранилищами следует считать:

а) изготовленные в целях контрабанды, на средствах транспорта, в багаже, предметах промышленного, хозяйственного или бытового назначения тайники, которые трудно обнаружить путем внешнего осмотра;

б) оборудованные и приспособленные в этих же целях на транспортных средствах конструктивные емкости и предметы, подвергавшиеся разборке, монтажу и т.п.

3. Под обманным использованием таможенных и иных документов следует понимать действия лиц, связанные с предоставлением таможенному контролю в качестве законного основания для перемещения товаров или иных ценностей через государственную границу СССР заведомо поддельных документов (в том числе в которые после их выдачи либо надлежащего удостоверения в целях перемещения груза были внесены изменения, исправления, дописки) либо подлинных документов, но выданных для провоза других грузов или полученных незаконным путем или содержащих заведомо фиктивные данные, а равно использование для провоза подлежащих таможенному контролю вещей документов на грузы, не подлежащие таможенному досмотру.

Таможенными следует признавать документы, выдача которых предусмотрена действующими таможенными правилами (таможенные декларации, удостоверения и справки, регистрирующие ввоз и вывоз валюты и ценностей и т.н.), в надлежащем порядке удостоверенные должностными лицами таможенных учреждений.

К иным документам следует относить документы, дающие право на перемещение через государственную границу СССР товаров и ценностей, выданные и в надлежащем порядке удостоверенные уполномоченными на то организациями, учреждениями и должностными лицами (разрешения и пропуска на ввоз и вывоз, разнарядки, поручения, удостоверения о праве наследования и т.п.).

4. При решении вопроса о крупном размере контрабанды следует руководствоваться положениями, изложенными в части первой письма ГТУ от 14 сентября 1978 г. N 016-1/133 ДСП (при отсутствии нормативных актов об установлении цен на задерживаемые предметы их следует определять на основании заключения экспертов).

5. Под группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, следует понимать двух и более лиц, специально объединившихся в целях совместного и неоднократного перемещения товаров через государственную границу СССР.

6. Под должностными лицами, указанными в ст. 102 Таможенного кодекса Союза ССР и Постановлении N 2 Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 г. "О судебной практике по делам о контрабанде", понимаются лица:

а) осуществляющие контрольные функции на государственной границе СССР;

б) имеющие в силу предоставленных им полномочий право находиться на режимной территории границы;

в) выполняющие функции представителей власти при пересечении ими государственной границы СССР;

г) на которых в соответствии с их служебной деятельностью возложена ответственность за перемещение через государственную границу СССР грузов, не подлежащих таможенному осмотру;

д) пользующиеся в силу занимаемого ими положения таможенными льготами на основании действующих нормативных актов.

Использование должностными лицами их служебного положения для незаконного перемещения товаров или иных ценностей через государственную границу СССР может, в частности, выражаться:

в перемещении через государственную границу СССР в обход производства таможенного контроля грузов, подлежащих таможенному контролю;

пропуске через государственную границу СССР грузов, заведомо не подлежащих пропуску в соответствии с действующими таможенным законодательством, правилами и инструкциями;

перемещении через государственную границу СССР под видом не подлежащих таможенному осмотру грузов, запрещенных действующими нормативными актами к перемещению через государственную границу СССР (соответственно при их ввозе, вывозе, транзите).

 

* * *

 

Настоящее систематизированное письмо подготовлено на основе письма Главного таможенного управления от 06.08.64 N 016-1/280р, приведенного в соответствие с Постановлением N 2 Пленума Верховного Суда СССР от 03.02.78 "О судебной практике по делам о контрабанде" и Постановлением N 7 Пленума Верховного Суда СССР от 05.09.78 "О понятии крупного размера по делам о контрабанде".

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024