Утверждены
Начальник Главного управления школ
Министерства просвещения СССР
Ю.Ю.ИВАНОВ
28 марта 1978 года
Заместитель Главного
государственного
санитарного врача СССР
В.Е.КОВШИЛО
29 марта 1978 г. N 1832-78
Согласовано
Начальник Главного управления
лечебно-профилактической помощи
детям и матерям Министерства
здравоохранения СССР
Е.И.АНДРЕЕВА
24 марта 1978 года
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
В СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ
ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
(ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
Настоящие гигиенические рекомендации
разработаны Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства
здравоохранения СССР, Главным управлением лечебно-профилактической помощи детям
и матерям Министерства здравоохранения СССР, Главным управлением школ
Министерства просвещения СССР, Институтом гигиены детей и подростков
Министерства здравоохранения СССР, Научно-исследовательским институтом
дефектологии АПН СССР.
Гигиенические рекомендации предназначены
для работников органов и учреждений народного образования и здравоохранения.
С изданием настоящих гигиенических
рекомендаций отменяются "Рекомендации к устройству искусственного
освещения в школах для слабовидящих и слепых", утвержденные Главным
санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР 6
февраля 1965 г. N 125-7/2-2 и Министерством просвещения РСФСР 12 июля 1965
года.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Специальные школы-интернаты для слепых и
слабовидящих детей являются общеобразовательными, учебно-воспитательными,
лечебно-восстановительными учреждениями.
В школы-интернаты для слепых и
слабовидящих детей прием осуществляется в соответствии с "Инструкцией по
приему в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) слепых и
слабовидящих", утвержденной Министерством просвещения СССР и Министерством
здравоохранения СССР в 1974 году (Приложение 1).
В зависимости от местных условий
создаются следующие школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей:
- девятилетние с
подготовительным классом, дающие образование за курс восьмилетней общеобразовательной
школы;
- одиннадцатилетние
с подготовительным классом, дающие образование за курс средней
общеобразовательной школы.
Наполняемость классов, как правило, не
должна превышать 12 человек.
В случае необходимости при
школах-интернатах для слепых детей могут создаваться классы для слабовидящих
детей, а в школах-интернатах для слабовидящих детей - классы для слепых.
Обязательным условием при создании школ-интернатов смешанного типа является
раздельное обучение по классам слепых и слабовидящих
детей.
Слепые дети обучаются по рельефной
системе Брайля и во время школьных занятий пользуются, главным образом,
тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала.
Для слабовидящих детей основным средством
восприятия учебного материала является зрение. Поэтому для облегчения
зрительной работы необходимы: повышение уровня освещенности рабочего места,
рациональная зрительная нагрузка, специальные учебники, вспомогательные
средства оптической коррекции и т.д.
У слепых и
слабовидящих детей, помимо дефекта со стороны зрения, имеются вторичные
отклонения в психическом, физическом и общесоматическом развитии:
фрагментарность, замедленность зрительного восприятия, искаженность предметных
представлений; отмечается выраженное снижение двигательной активности, что является
одной из основных причин развития хронической гиподинамии, которая приводит к
нарушению обменных процессов, снижению реактивности организма и общей
соматической ослабленности.
Нарушение зрения оказывает существенное
влияние на функциональное состояние двигательного анализатора: снижает
ориентацию в пространстве, отрицательно влияет на скорость, точность,
координацию движений, образование динамических стереотипов. Все это приводит к
быстрой утомляемости слепых и слабовидящих детей, понижению их работоспособности
во время учебных занятий и затруднению обучения.
Слепым детям и слабовидящим при высокой
осложненной близорукости, глаукоме, афакии, подвывихе хрусталика, заболеваниях
сетчатки противопоказаны работы (при всех видах учебной и внеучебной деятельности),
связанные с подъемом тяжестей, кратковременным резким и низким наклоном головы,
резким перемещением и сотрясением тела. Поэтому при назначении трудовых и
физических нагрузок педагог должен строго руководствоваться рекомендациями
врача-окулиста.
В процессе обучения применяются
специальные методы преподавания, широко используются наглядные пособия,
применяются тифлотехнические приборы, специальные учебники, вспомогательные
средства оптической коррекции.
Большое значение для сохранения здоровья,
успешного обучения, охраны и развития нарушенного зрения имеет соблюдение в
школах-интернатах гигиенических рекомендаций по режиму учебных занятий.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЖИМУ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Учебно-трудовая нагрузка учащихся должна
соответствовать количеству часов, предусмотренному Типовыми учебными планами
специальных общеобразовательных школ-интернатов для слепых и слабовидящих
детей, утвержденными Министерством просвещения СССР и министерствами
просвещения (народного образования) союзных республик.
Максимальное количество обязательных,
факультативных, групповых и индивидуальных занятий (по исправлению физических
недостатков и речи) представлено в таблице N 1.
Таблица 1
┌─────┬─────────────────────┬──────────────────────────────────────────┐
│
Тип │ Занятия │ Число часов по классам в неделю │
│школы│ ├─────┬──┬──┬───┬──┬──┬──┬───┬────┬──┬──┬──┤
│ │ │под- │I │II│III│IV│V
│VI│VII│VIII│IX│X │XI│
│ │ │гото-│ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│ │ │вит. │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
├─────┼─────────────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──┼──┤
│Школы│Всего обязательных
│24 │24│24│24
│26│30│30│31 │32
│31│33│34│
│для │занятий │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│сле- │Факультативные заня- │- │- │- │- │- │- │- │2 │4
│4 │4 │4 │
│пых │тия │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│детей│Групповые и индивиду-│2 │2 │2 │2 │2 │2 │1 │- │-
│- │- │- │
│ │альные занятия по ис-│ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│ │правлению недостатков│ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│ │физического развития │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│ │Групповые
и индивиду-│2 │2 │2 │2 │1 │1 │1 │- │-
│- │- │- │
│ │альные занятия по ис-│ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│ │правлению речи и др. │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│ │недостатков │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
├─────┼─────────────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──┼──┤
│Школы│Всего обязательных
│24 │24│24│24
│26│30│30│30 │31
│30│33│33│
│для │занятий │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│сла- │Факультативные заня- │- │- │- │- │- │- │- │2 │2
│3 │3 │3 │
│бови-│тия
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│дящих│Групповые и индивиду-│2 │2 │2 │2 │2 │2 │- │- │-
│- │- │- │
│детей│альные
занятия по ис-│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│ │правлению недостатков│ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│ │физического развития │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│ │Групповые
и индивиду-│2 │2 │2 │2 │1 │1 │2 │- │-
│- │- │- │
│ │альные занятия по ис-│ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│ │правлению речи и др. │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│ │недостатков │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│ │ │
└─────┴─────────────────────┴─────┴──┴──┴───┴──┴──┴──┴───┴────┴──┴──┴──┘
Превышение общей продолжительности
занятий, установленной учебными планами, недопустимо.
Начало и окончание учебного года, сроки и
продолжительность каникул, проведение экзаменов, учебной практики должны
полностью соответствовать срокам, установленным для массовых
общеобразовательных школ.
При организации учебных занятий в течение
дня, недели, года, в связи с повышенной утомляемостью учащихся следует исходить
из оптимального соотношения и чередования различных предметов по трудности,
характеру и степени зрительной нагрузки.
При составлении расписания уроков в
течение учебного дня рекомендуется:
- предметы, связанные с большим
умственным напряжением и зрительной нагрузкой, для учащихся подготовительных и
начальных классов ставить на вторые часы занятий, для учащихся средних и
старших классов - на вторые и третьи. В эти же часы следует предусматривать и
контрольные работы;
- уроки физической культуры планировать
на третьи и четвертые часы;
- сдвоенные уроки предусматривать только
по труду и на занятиях физкультурой при выполнении программы по лыжной
подготовке. В отдельных случаях сдвоенные уроки возможны при проведении
контрольных работ; их не следует ставить на последние уроки.
При составлении расписания уроков в
течение учебной недели рекомендуется:
- равномерно распределять предметы с
большой умственной и зрительной нагрузкой в течение всей недели;
- контрольные работы во всех классах,
шестые уроки и факультативные занятия в старших классах проводить в любые дни
недели, за исключением понедельника и субботы;
- включать уроки физкультуры и труда в
середину недели с целью поддержания относительно высокой работоспособности
учащихся;
- предусматривать 1 раз в неделю
(желательно в четверг) "облегченный день" учебных занятий для
учащихся подготовительных и первых классов. В этот день после двух часов
учебных занятий проводить познавательные прогулки и экскурсии.
Рекомендации к уроку.
Важное значение для обеспечения высокой работоспособности слепых и слабовидящих детей
во время урока имеет продолжительность и рациональное его построение. В связи с
этим необходимо обеспечить:
- максимальную
длительность уроков в подготовительных классах - 35 мин. (последние 10 минут
урока желательно проводить по типу игровой познавательной деятельности), для
учащихся I и последующих классов - 45 мин.;
- проведение во всех классах в течение
урока физкультурных пауз (по 5 минут). Выполнение упражнений, связанных с
резкими движениями и наклоном головы вниз, не рекомендуется;
- соблюдение режима непрерывной
зрительной нагрузки.
Непрерывная зрительная нагрузка на
близком расстоянии (при любых видах учебной деятельности) для слабовидящих
учащихся не должна превышать в подготовительных и I - III классах 10 минут; в
средних и старших - 15 минут.
Во время кратковременных перерывов
учащиеся должны походить по комнате, сделать несколько физкультурных
упражнений, посмотреть вдаль для отдыха глаз.
Слепые дети с остаточным зрением,
обучающиеся по рельефной системе Брайля, могут выполнять непрерывную зрительную
работу 1 - 2 раза за урок по 5 минут. Слепые дети с полной потерей зрения,
обучающиеся по рельефной системе Брайля, должны чередовать тактильное
восприятие со слуховым.
Для облегчения зрительной работы и
повышения эффективности усвоения материала на уроках следует использовать:
индивидуальные оптические средства коррекции (лупы, телескопические очки и др.)
по рекомендации офтальмолога в зависимости от состояния зрения детей;
специальные технические средства обучения.
Из технических средств обучения в школах
для слепых используются: тифлоприборы, фотоэлектрические сигнализаторы
(фотофоны, фоноскопы, преобразующие световой поток, излучаемый предметами, в
звуковые или тактильные сигналы), обучающие машины, различные приспособления
для облегчения тактильного восприятия.
В школах для
слабовидящих - увеличительные приборы, диапроекционные и кинопроекционные
аппараты и др. Целесообразно применение специальной замкнутой телевизионной
системы (СЗТС), располагаемой в отдельном помещении. При использовании СЗТС необходимо: установить
оптимальное расстояние при работе с телевизионным экраном и необходимую яркость
и контрастность телевизионного изображения в зависимости от размера экрана и
состояния зрения учащихся; ограничение продолжительности теледемонстрации на
уроках (не более 15 минут); просмотр телепередач при естественном или
искусственном освещении учебного помещения; в солнечные дни следует закрывать
окна легкими, светлыми шторами.
Организация перемен между уроками.
Для снятия утомления, наступающего во
время урока, необходим рациональный отдых, для чего следует:
- строго соблюдать установленную
длительность перемен между уроками в 10 минут и большой перемены (после второго
или третьего урока) - не менее 30 минут; допускается продолжительность второй и
третьей перемен по 20 минут;
- обеспечить выход учащихся во время
перемены в рекреационные коридоры для проведения активного отдыха; во время
большой перемены - на пришкольный участок, с организацией умеренных подвижных
игр;
- исключить во время перемены чтение
книг, подготовку к последующему занятию, другую зрительную работу на близком
расстоянии.
Выполнение домашних заданий.
Домашние задания следует предусматривать
с учетом возможности выполнения их в пределах:
подготовительный класс - домашних заданий
не дается,
I класс - 30 - 40 минут,
II - III - до 1 час.,
IV - V - 1,5 час.,
VI - VII - 2 час.,
VIII - IX - 2,5 час.,
X - XI - 3,5 час.
При этом также должен строго соблюдаться
режим непрерывной зрительной нагрузки.
Трудовое обучение.
Обязательным разделом
учебно-воспитательной работы школы-интерната для слепых и слабовидящих детей
является трудовое обучение, имеющее не только учебное, но и оздоровительное
значение, как важное средство компенсации и коррекции нарушенных функций.
Трудовое обучение,
производственно-трудовая подготовка учащихся осуществляется путем:
- первоначального трудового обучения в
подготовительных, I - III классах;
- трудовой подготовки с политехническим
направлением в IV - IX классах;
- производственно-трудовой подготовки на
политехнической основе в X - XI классах.
Трудовая и производственная практика
должна проводиться после окончания учебного года или в течение всего учебного
года. В зависимости от местных условий практика может проводиться на
предприятиях общества слепых, на заводах, фабриках, в лабораториях, учебных
мастерских, на учебно-опытном участке, в колхозах, совхозах и т.п.
Содержание трудового обучения
слабовидящих и слепых детей определяется соответствующими программами по труду,
утвержденными Министерством просвещения СССР и министерствами просвещения
(народного образования) союзных республик.
Для формирования трудовых навыков,
развития координации движений, точности зрительного восприятия, улучшения
ориентации, выработки автоматизированных действий, обеспечения высокой
работоспособности большое внимание должно уделяться организации труда.
При обучении учащихся подготовительных и
I - III классов ручному труду следует: работу с бумагой, картоном, тканью,
нитками, красками, пластилином и др. материалами проводить в специальных
кабинетах ручного труда или в классных помещениях за столами (партами), имея
при этом соответствующие приспособления. Применяя для шитья темную ткань,
использовать нитки светлых тонов и, наоборот, при обучении вышиванию -
трафареты или канву с крупными клетками; пользоваться ножницами только с
закругленными концами; чередовать различные виды работ (зарисовка, вырезание,
склеивание, шитье, раскрой и т.д.).
Набор и размеры помещений для трудового
обучения учащихся среднего и старшего возраста должны соответствовать заданию
на разработку типового проекта универсального здания специализированной
школы-интерната для слепых и слабовидящих детей на 282 воспитанника,
утвержденному Госгражданстроем СССР в 1968 году (Приложение 2).
При работе учащихся в мастерских должны
соблюдаться следующие гигиенические рекомендации:
- столярные верстаки устанавливать
перпендикулярно к светонесущей стене в два ряда или под углом в 45° на
расстоянии не менее 0,4 - 0,6 м от окон; слесарные столы - перпендикулярно к
окнам; швейные машины - перпендикулярно к окнам в один или два ряда, чтобы свет
падал с левой стороны от работающего;
- расстояние между двумя столярными
верстаками предусматривать не менее 1 м, а между их рядами - не менее 1,2 м;
между рядами слесарных столов - 1 м, от окон до столов - не менее 2 м, от
внутренней стены до столов - 1 м;
- каждое рабочее место снабжать
сиденьями, имеющими пояснично-крестцовую опору и возможность изменять высоту;
съемными мелкоячеистыми сетками высотой не менее 75 - 80 см (в мастерских по
обработке металла); оборудованием, соответствующим росто-возрастным
особенностям детей;
- соблюдать постоянный порядок в
размещении инструментов, материалов и оборудования, не допуская загромождения
мастерских и проходов к ним;
- использовать для слабовидящих детей
специальные приспособления с различными увеличивающими лупами на станках и
контрольно-измерительных инструментах; чертежи и схемы выполнять крупным
шрифтом с четкими контрастными формами; для слепых - специальные инструменты, с
точечным рельефным изображением цифр и подписей;
- следить за исправностью и чистотой
применяемых тифлоприборов и оптических средств;
- обеспечивать рациональное устройство и
достаточный уровень естественного и искусственного освещения (см. раздел
"Освещение");
- чередовать в течение урока разные виды
деятельности, постепенно увеличивая объем работы и своевременно переключая
учащихся на работу, не связанную со зрительной нагрузкой.
Оборудование помещений трудового обучения
должно соответствовать требованиям, изложенным в "Правилах по технике
безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и
учебно-производственных мастерских, а также для учетных комбинатов, цехов
(пролетов и участков) и предприятий, в которых производится трудовая подготовка
учащихся", утвержденным Министерством просвещения СССР (1971 г.).
Соблюдение этих "Правил" особенно важно для профилактики травматизма.
Занятия на школьном учебно-опытном
участке могут проводиться в учебное и внеклассное время. Набор и площади
участков учебно-опытной зоны должны соответствовать заданию на разработку
типового проекта универсального здания специализированной школы-интерната для
слепых и слабовидящих детей на 282 воспитанника, утвержденному Госгражданстроем
СССР в 1968 году (Приложение 3).
При трудовом обучении слабовидящим и
слепым детям, независимо от причины нарушения зрения, противопоказаны виды
труда, связанные с выделением пыли, водяных паров, химических веществ, а также
- рассматриванием мелких деталей, требующих большой точности.
Физическая культура.
Физическая культура в школах-интернатах
для слепых и слабовидящих детей является одним из важных средств
всестороннего развития учащихся и подготовки их к трудовой деятельности,
а также как средство коррекции нарушенных зрительных функций и вторичных
отклонений.
Основной формой работы по физическому
воспитанию являются уроки физкультуры, проводимые по специально разработанным
программам.
Допустимая физическая нагрузка на уроках
должна определяться врачом-офтальмологом и педиатром в начале учебного года
индивидуально для каждого учащегося.
Для детей с отклонениями
опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой
системы предусматривать занятия по лечебной гимнастике.
Врачебный контроль за
занятиями проводится в соответствии с Методическими указаниями "Физическое
воспитание детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья",
утвержденными Министерством просвещения СССР и Министерством здравоохранения
СССР (1970 год).
Для проведения занятий физкультурой
заданием на проектирование специализированных школ-интернатов для детей с
дефектами развития предусматривается гимнастический зал размером от 162 (9 x
18) кв. м до 288 (12 x 24) кв. м и кабинет лечебной физкультуры от 50 кв. м до
80 кв. м при медицинском блоке.
В теплое время года занятия физкультурой
необходимо проводить на спортивных площадках; набор и размеры площадок указаны
в Приложении 3.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ К УСЛОВИЯМ,
ОБЛЕГЧАЮЩИМ ЗРИТЕЛЬНУЮ РАБОТУ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
Естественное освещение.
Все учебные
помещения школ-интернатов должны иметь естественное освещение: боковое,
левостороннее и ленточное, с применением солнцезащитных устройств
(подъемно-поворотные жалюзи, расположенные между оконными рамами, шторы из
хлопчатобумажных тканей - поплин, штапельное полотно, репс).
Минимальное значение коэффициента
естественной освещенности (КЕО) для классных комнат, учебных кабинетов,
лабораторий и мастерских предусматривается равным 2,5%. При глубине учебных
помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота
которого должна быть не менее 2,2 м от потолка при наличии глухой перегородки
0,8 м от пола. Недопустимо направление основного светового потока справа,
спереди и сзади от учащихся.
Для максимального использования дневного
света и равномерного распределения его в учебных помещениях рекомендуется:
- ориентировать учебные помещения на Ю, В и ЮВ;
- не ставить столы и парты в простенки
между окнами;
- не допускать затемнения окон учебных
помещений деревьями или противостоящими зданиями; деревья следует сажать не
ближе 10 м от здания, ветки растущих около здания деревьев коротко подрезать
каждую весну; в случае близости соседних зданий окрашивать их наружные фасады,
обращенные к учебным помещениям, в белый цвет;
- не замазывать оконные стекла краской;
не расставлять на подоконниках комнатные цветы; проводить очистку оконных
стекол не реже 3 - 4 раз в год снаружи и не менее 1 - 2 раз в месяц изнутри;
- окрашивать
потолок и верхнюю часть стен (выше 1,5 м от пола) белой краской; панели (до 1,5
м от пола) - светло-зеленой или светло-желтой матовой краской с коэффициентом
отражения не менее 0,60; парты и столы - зеленой гаммой цветов или в цвет
натуральной древесины (коэффициент отражения - 0,45); классную доску - в
темно-зеленый или коричневый цвет (коэффициент отражения 0,20); пол - в светлые тона (коэффициент отражения 0,25 - 0,30);
- следить за своевременным включением
искусственного освещения в соответствии со световым календарем (Приложение 4).
Искусственное освещение.
Наименьшая искусственная освещенность на
рабочих поверхностях во всех помещениях, предназначенных для обучения или
пребывания учащихся, приводится в Приложении 5 настоящих гигиенических рекомендаций.
В учебных помещениях следует применять
систему общего освещения. В качестве источников света использовать
люминесцентные лампы типа "белого" света (БС),
"тепло-белого" света (ТБС) и естественного света (ЛЕ), как
физиологически наиболее благоприятные и экономичные; обязательно местное
освещение классной доски.
В учебных мастерских следует
предусматривать комбинированное освещение, общее (светильники типа ПВЛ -
пылеводозащитные), местное - светильники типа "Альфа" с лампами
накаливания низкого напряжения (25 - 40 ватт). Светильники общего освещения
должны устанавливаться рядами параллельно линии окон.
В вестибюлях, коридорах, рекреациях,
спортивных и актовых залах, учебных мастерских, на лестничных клетках должно
быть аварийное освещение с уровнем освещенности не менее 0,5 лк на полу по
линии основных переходов и на ступеньках лестниц.
Обязательно устройство искусственного
освещения школьного участка.
Парты, столы и стулья ученические.
Каждый учащийся должен обеспечиваться
удобным рабочим местом в соответствии с его ростом и состоянием зрения.
Типы и основные размеры парт, столов и
стульев ученических предусмотрены соответствующими ГОСТами (ГОСТ 5994-72
"Парты ученические", ГОСТ 11015-77 "Столы ученические" и
ГОСТ 11016-77 "Стулья ученические").
Для слабовидящих
рекомендуются одноместные универсальные парты и столы с регулируемыми
параметрами; при отсутствии возможности изменить наклон крышки рекомендуется во
время чтения пользоваться подставками из плотного картона или фанеры с наклоном
в 30 - 40° к горизонтальной поверхности.
Для слепых рекомендуются одноместные
столы с горизонтальной доской и приспособлениями для хранения учебников по
Брайлю.
Парты (столы) должны расставляться в
классе в зависимости от степени сохранности зрения; для слабовидящих детей с
остротой зрения до 0,1 парты (столы), независимо от их размера, ставить ближе к
преподавателю и доске. Детей, страдающих светобоязнью, рекомендуется сажать за
парты (столы), расположенные дальше от окон и источников света.
Парты (столы) устанавливаются вдоль
класса в три ряда так, чтобы свет падал слева; возможно и другое расположение
парт (столов) в зависимости от характера занятий с целью обеспечения наилучшего
восприятия демонстрируемых учебных пособий.
Санитарное состояние и содержание
помещений специальной общеобразовательной школы-интерната для слепых детей и
специальной общеобразовательной школы-интерната для слабовидящих детей должны
соответствовать требованиям, изложенным в "Санитарных правилах по
устройству и содержанию общеобразовательных школ", утвержденных главным
государственным санитарным врачом СССР по согласованию с Министерством
просвещения СССР 29 сентября 1974 г. N 1186а-74.
Приложение 1
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ (ШКОЛЫ) СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
I. Приему в специальные
общеобразовательные школы-интернаты (школы) слепых и слабовидящих подлежат дети
с остротой зрения на лучшем глазу в пределах от 0 до 0,4.
Офтальмологические
показания к направлению в спецшколы-интернаты (школы) для слепых и слабовидящих
детей устанавливаются строго индивидуально в зависимости от состояния основных
зрительных функций - остроты зрения с переносимой коррекцией обычными
оптическими стеклами (для дали и близи), поля зрения, а также характера
поражения органа зрения и течения патологического процесса на обоих или лучшем
глазу. Принимается во внимание не только основной,
но и сопутствующий офтальмологический диагноз, а также все данные, полученные в
результате различных офтальмологических исследований.
II. В школы-интернаты слепых принимаются
дети:
а) с остротой зрения на лучшем глазу 0,04
и ниже с переносимой коррекцией;
б) с остротой зрения на лучшем глазу 0,05
- 0,08 с переносимой коррекцией, при прогрессирующей атрофии зрительного нерва,
при тапеторетинальных дистрофиях сетчатки и других заболеваниях,
характеризующихся прогрессирующим падением зрения.
III. В школы-интернаты (школы) слабовидящих принимаются дети:
а) с остротой зрения 0,05 - 0,4 на лучшем
глазу с переносимой коррекцией; при этом учитывается состояние других
зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение
патологического процесса. При отсутствии прогрессирования патологического
процесса и астенопических жалоб дети с остротой зрения выше 0,2 могут обучаться
в массовой школе;
б) с более высокой
остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, а
также при наличии астенопических явлений, возникающих при чтении и письме на
близком расстоянии;
в) во всех случаях дети должны читать
шрифт N 9 таблицы для определения остроты зрения для близи с переносимой
коррекцией обычными оптическими стеклами с расстояния не ближе 15 см.
IV. Приему в подготовительный класс
подлежат дети 7-летнего возраста. Однако, в отдельных случаях, как в
подготовительный, так и в другие классы допускается прием детей с превышением
возрастных норм, установленных для общеобразовательных школ, на два года. В
дошкольные группы могут приниматься дети 6-летнего возраста.
Слепые и слабовидящие умственно отсталые
дети обучаются во вспомогательных классах соответствующих школ для детей с
нарушением зрения.
Зачисление детей в класс умственно
отсталых производится на основании решения медико-педагогической комиссии
только после того, как в процессе учебно-воспитательной работы с ними на
протяжении не менее одного года установлено, что неуспеваемость обусловлена
умственной отсталостью.
V. Не подлежат приему в школы слепых и
слабовидящих:
а) глубоко умственно отсталые дети
(олигофрения в степени имбецильности, идиотии);
б) дети с глубокими отклонениями в
поведении, нарушениями эмоционально-волевой сферы (органического
происхождения);
в) дети с глубокими нарушениями
двигательной сферы, самостоятельно не передвигающиеся и не обслуживающие себя;
г) слепоглухонемые.
Эти дети направляются в специальные
детские учреждения Министерства социального обеспечения и Министерства
здравоохранения.
VI. Направление детей в школы слепых и
слабовидящих производится органами народного образования на основании
заключения республиканской или областной медико-педагогической комиссии.
Директор школы несет личную ответственность за прием в школу в соответствии с
порядком, установленным данной Инструкцией.
Приложение 2
БЛОК УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
┌──────────────────────────────────┬─────────────────────────────┐
│ Помещения │Школа для слепых и
слабовидя-│
│ │щих
детей на 282 воспитанника│
│ │(площадь
в кв. м) │
├──────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│1.
Столярная мастерская │ 66 │
│2.
Слесарная мастерская │ 66 │
│3.
Картонажная мастерская │ 82 │
│4.
Электромонтажная мастерская │ 66 │
│5.
Механическая мастерская │ 66 │
│6.
Инструментальная │ 16 │
│7.
Комната хранения материалов │ 16 │
│8.
Склад готовой продукции │ 32 │
│9.
Машинное отделение │ 20 │
│10.
Кабинет │ 8 │
│11.
Кабинет ручного труда │ 50 │
│12.
Кабинет домоводства │ 60 │
│13.
Санитарные узлы │ по расчетным нормам │
└──────────────────────────────────┴─────────────────────────────┘
Приложение 3
УЧАСТОК ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
┌────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐
│ Зоны, участки │ Площадь (в кв. м) зоны, │
│ │ участка │
│ ├────────────────┬──────────┤
│ │для
слабовидящих│для слепых│
├────────────────────────────────────┼────────────────┼──────────┤
│1.
Учебно-опытная зона: │ │ │
│а)
участок овощных и полевых культур│200 │200 │
│б)
участок питомника │200 │200 │
│в)
участок коллекционно-селекционный│50 │- │
│г)
участок плодового сада и ягодника│250 │250 │
│д)
парник │40 │40 │
│е)
теплица │40 │40 │
│ж)
зоологическая площадка │50 │50 │
│з)
участок цветочно-декоративных │
не нормируется │
│растений │ │
│и)
метеорологическая и географичес- │50 │50 │
│кая
площадка │ │ │
│к)
площадка для занятий на воздухе │60 │60 │
│(с
навесом) │ │ │
│л)
участок для I - IV классов │50 │50 │
│ │ │ │
│2.
Спортивная зона: │ │ │
│а)
площадка легкоатлетическая │490 │- │
│б)
площадка для спортивных игр, │1950 │1950 │
│легкоатлетического
метания (малая) │ │ │
│в)
площадка для гимнастики │600 │600 │
│г)
комбинированная площадка для │ │ │
│волейбола
и баскетбола │540 │- │
└────────────────────────────────────┴────────────────┴──────────┘