МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 3 мая 1978 г. N 64
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СПЕЦИАЛЬНОЙ
СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ВЕЧЕРНЕЙ (СМЕННОЙ) И ЗАОЧНОЙ ШКОЛЕ
ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ
В целях дальнейшего совершенствования
организации работы специальных вечерних школ для глухих и слабослышащих
приказываю:
1. Ввести в действие Положение о
специальной средней общеобразовательной вечерней (сменной) и заочной школе для
глухих и слабослышащих.
2. Министерствам просвещения (народного
образования) союзных республик:
2.1. Довести до сведения органов
народного образования и руководителей специальных школ Положение о специальной
средней общеобразовательной вечерней (сменной) и заочной школе для глухих и
слабослышащих.
2.2. Обеспечить контроль
за введением данного Положения в работу специальных средних
общеобразовательных вечерних и заочных школ для глухих и слабослышащих.
Министр
М.А.ПРОКОФЬЕВ
Утверждаю
Министр просвещения СССР
М.А.ПРОКОФЬЕВ
3 мая 1978 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О СПЕЦИАЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ВЕЧЕРНЕЙ
(СМЕННОЙ) И ЗАОЧНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ
Специальная средняя общеобразовательная
вечерняя (сменная) и заочная школа для глухих и слабослышащих руководствуется в
своей деятельности Уставом средней общеобразовательной школы, Положением о
вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе и настоящим Положением, в
котором отражены вопросы, вытекающие из специфики работы указанной выше школы.
Кроме главных задач, определенных
Уставом, специальная средняя общеобразовательная вечерняя (сменная) и заочная
школа для глухих и слабослышащих должна обеспечить своим учащимся возможность
общения с окружающими людьми с помощью устной и письменной речи.
I. Порядок
организации и структура школы
1. Специальная средняя
общеобразовательная вечерняя (сменная) и заочная школа для глухих и
слабослышащих создается для обучения лиц с дефектами слуха и речи, которые не
могут заниматься в обычных вечерних школах.
2. Специальная средняя общеобразовательная
вечерняя (сменная) и заочная школа для глухих и слабослышащих может быть
республиканской, краевой, областной, районной и городской.
Школы открываются в установленном
порядке: краевая, областная и республиканская (в союзных и автономных республиках)
при наличии не менее 100 учащихся, районная и городская - при контингенте 50
человек.
3. Специальная средняя
общеобразовательная вечерняя (сменная) и заочная школа для глухих и
слабослышащих может иметь в случае особой необходимости наряду с очной формой
обучения также заочную.
В состав специальной школы для глухих и
слабослышащих входят VIII - XV классы. При наличии контингента с более низким
образовательным уровнем в порядке исключения могут открываться и младшие I -
VII классы.
Примечание: При соответствующем
контингенте обучение глухих и слабослышащих должно быть раздельным, что
позволит в большей мере учитывать специфику работы и повысит эффективность
занятий.
При наличии соответствующего контингента
учащихся возможно открытие самостоятельной школы для
слабослышащих.
4. Наполняемость классов очной формы
обучения определяется исходя из средней наполняемости по школе в количестве не
менее восьми человек.
5. Специальная средняя
общеобразовательная вечерняя (сменная) и заочная школа для глухих и
слабослышащих может иметь в своем составе учебно-консультационные пункты,
открываемые при наличии 15 и более учащихся, заочные группы, организуемые при
наличии от 4 до 10 учащихся и индивидуально обучающихся заочников. Разрешается
открытие филиалов школ при предприятиях, если на одном или нескольких
близлежащих предприятиях имеется достаточный контингент для открытия классов
или заочных групп.
Учебно-консультационные пункты, заочные
группы и филиалы школ на предприятиях открываются директором специальной школы
для глухих и слабослышащих в пределах планового контингента учащихся и сметных
ассигнований на текущий год.
6. Администрация специальной средней
общеобразовательной вечерней (сменной) и заочной школы для глухих и
слабослышащих осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за работой учебно-консультационных пунктов, заочных
групп и филиалов школ на предприятиях, обеспечивает методическими указаниями
учителей и учащихся, организует работу по повышению профессиональной и
дефектологической подготовки учителей.
7. Органы народного
образования, в ведении которых находятся указанные выше школы, инспектируют
состояние учебно-воспитательного процесса, осуществляют контроль за работой
школ, за правильностью их открытия, комплектования классов, финансово-хозяйственной
деятельности, оказывают содействие в подборе педагогических кадров,
предоставлении помещений для школ, учебно-консультационных пунктов и заочных
групп, предоставляют возможность проведения лабораторных и практических работ в
учебных кабинетах ближайших школ.
II. Школа,
производство и общественные организации
8. Специальная средняя
общеобразовательная вечерняя (сменная) и заочная школа для глухих и
слабослышащих комплектует состав учащихся из лиц, проживающих в данном городе,
районе, области, крае или работающих на предприятиях указанной местности.
В состав специальной средней
общеобразовательной вечерней (сменной) и заочной школы для глухих и
слабослышащих могут входить классы, укомплектованные из учащихся
учебно-производственных предприятий общества глухих и специальных
профессионально-технических училищ для глухих.
9. В целях полнейшего охвата обучением
взрослых глухих и слабослышащих школа осуществляет тесную связь с комиссией
совета профсоюзов и правлением местного общества глухих, профсоюзными
организациями и организациями общества глухих на предприятиях и совместно с
ними составляет и утверждает перспективный план обучения
взрослых глухих по предприятиям.
III. Учащиеся
10. В специальную среднюю
общеобразовательную вечернюю (сменную) и заочную школу для глухих и
слабослышащих принимаются лица с недостатками слуха и речи, работающие в
различных отраслях народного хозяйства и культуры. Поступающие в школу должны
представить личное заявление, документ об образовании, медицинское заключение о
состоянии слуха и речи, справку с места работы и направление предприятия,
учреждения или организации.
Прием заявлений производится с 15 мая по
30 августа.
IV.
Учебно-воспитательная работа
11. Обучение в специальной средней
общеобразовательной вечерней (сменной) и заочной школе для глухих и
слабослышащих осуществляется по специальным учебным планам и программам,
утвержденным в установленном порядке.
12. Основными формами организации учебной
работы в специальной средней общеобразовательной вечерней (сменной) и заочной
школе для глухих и слабослышащих являются урок, групповая и индивидуальная
консультации, зачеты.
Кроме того, в школе организуются
специальные занятия по развитию слуха и произношению, которые проводит
учитель-дефектолог слухового кабинета.
13. Порядок проведения выпускных
экзаменов в XII и XV классах и перевод учащихся в следующие классы определяется
инструкциями министерств просвещения (народного
образования) союзных республик.
Время на выполнение письменных
экзаменационных работ в специальной средней общеобразовательной вечерней
(сменной) и заочной школе для глухих и слабослышащих увеличивается по сравнению
с обычными школами на 1 - 1,5 часа.
14. Продолжительность учебного года в
специальной средней общеобразовательной вечерней (сменной) и заочной школе для
глухих и слабослышащих - 36 недель. Учебный год делится на два полугодия.
Зимние каникулы - 10 дней, весенние - 7 дней. Занятия проводятся не менее
четырех раз в неделю.
V. Педагогический и
руководящий персонал школы
15. Директор специальной средней
общеобразовательной вечерней (сменной) и заочной школы для глухих и
слабослышащих и его заместитель по учебной работе назначаются соответствующими
органами народного образования из числа лучших учителей, обладающих организаторскими
способностями, имеющих высшее специальное педагогическое образование и стаж
работы в школе для глухих и слабослышащих не менее трех лет.
16. Учителя, учителя-дефектологи слуховых
кабинетов, методисты и заведующие учебно-консультационными пунктами указанных
школ назначаются и увольняются соответствующими органами народного образования.
Учителя, не имеющие дефектологического
образования или длительного опыта работы в школе глухих, обязаны повышать свою
квалификацию на курсах при институте усовершенствования учителей.
17. Права и обязанности директора школы,
его заместителя, учителей, классных руководителей, методистов, заведующих
учебно-консультационными пунктами и других работников специальной средней
общеобразовательной вечерней (сменной) и заочной школы для глухих и
слабослышащих определяются Уставом средней общеобразовательной школы и
Положением о вечерней
(сменной) средней общеобразовательной школе. Кроме того, на учителя-дефектолога
слухового кабинета возлагается обязанность организации слуховых занятий в
кабинете, инструктирование учителей по вопросам слуховой работы, а также
обследование слуха и речи учащихся (два раза в год).
18. Членами педагогического совета
специальной школы для глухих и слабослышащих являются директор школы,
заместитель директора по учебной работе, учителя, методисты, учитель-дефектолог
слухового кабинета, заведующие учебно-консультационными пунктами, библиотекарь,
представители общественных организаций. Педагогический совет школы с участием
заведующих учебно-консультационными пунктами созывается не реже одного раза в
год. Учителя учебно-консультационных пунктов созываются на педагогическое
совещание не реже одного раза в два года.
VI.
Учебно-материальная база школы
19. Специальная средняя
общеобразовательная вечерняя (сменная) и заочная школа для глухих и
слабослышащих и ее учебно-консультационные пункты размещаются в зданиях или
помещениях, предоставляемых исполкомами районных, городских, сельских
(поселковых) Советов народных депутатов, предприятиями или местными обществами
глухих, пригодных для учебных целей, оборудованных звукоусиливающей
аппаратурой.
20. Специальная средняя
общеобразовательная вечерняя (сменная) и заочная школа для глухих и
слабослышащих финансируется отделом народного образования, в непосредственном
ведении которого она находится.
21. Специальная средняя
общеобразовательная вечерняя (сменная) и заочная школа для глухих и
слабослышащих пользуется правом юридического лица и имеет печать и штамп
установленного образца.