МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР
ПИСЬМО
от 5 мая 1978 г. N 28-М
ОБ УЛУЧШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ НА ДОМУ
В целях дальнейшего улучшения организации
индивидуального обучения больных детей на дому Министерство просвещения СССР
сообщает следующее: по согласованию с Министерством финансов СССР разрешается
организовывать индивидуальное обучение на дому больных детей - учащихся I - X
(XI) классов в возрасте до 18 лет, которые по состоянию здоровья не могут
посещать занятия в школе.
Организация индивидуального обучения этих
учащихся на дому должна проводиться на основании заключения лечебного
учреждения (больницы, поликлиники, диспансера) и с разрешения, в каждом
отдельном случае, районного (городского) отдела народного образования.
Оплата учителя за
индивидуальное обучение на дому учащихся I - III классов производится из
расчета 4-х часов в неделю, IV - VIII классов - 6 часов в неделю, IX - X (XI)
классов - 8 часов в неделю по установленной ставке заработной платы учителя за
счет экономии фонда заработной платы районного (городского) отдела народного
образования.
Обучение на дому организуется ближайшей
школой, которая осуществляет контроль за работой
учителя и проявляет заботу о школьниках, обучающихся индивидуально.
Классный руководитель согласовывает с
учителями, обучающими больного ребенка, и родителями расписание занятий,
которое утверждается заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
При составлении расписания занятий
рекомендуем руководствоваться примерным учебным планом.
┌───┬──────────────┬────────────────────────────────────────┬────┐
│
N │ Наименование │
Количество часов в неделю │Все-│
│п/п│
предметов ├───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬────┬───┬───┤го │
│ │ │ I │II │III│IV
│ V │VI │VII│VIII│IX │ X │ │
├───┼──────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼───┼───┼────┤
│
1.│Родной язык и │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │литература │ 2 │2,5│2,5│3 │2,5│2 │1,5│1,5 │2 │2
│21,5│
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│
2.│Математика │ 2 │1,5│1,5│2 │1,5│1,5│1,5│1 │2
│2 │16,5│
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│
3.│История │ - │
- │ - │0,5│0,5│0,5│0,5│0,5 │0,5│0,5│
3,5│
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│
4.│Основы Советс-│ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│ │кого государс-│ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│ │тва и
права │ - │ - │ - │
- │ - │ - │ - │0,5 │ - │ - │ 0,5│
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│
5.│Обществоведе- │ - │ - │ - │
- │ - │ - │ - │ -
│ - │0,5│ 0,5│
│ │ние │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│
6.│Природоведение│ - │ - │ - │0,5│ - │
- │ - │ - │ - │
- │ 0,5│
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│
7.│География │ - │
- │ - │ - │0,5│0,5│0,5│0,5 │0,5│
- │ 2,5│
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│
8.│Биология │ - │
- │ - │ - │0,5│0,5│0,5│0,5 │0,5│0,5│
3 │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│
9.│Физика │ - │
- │ - │ - │ - │0,5│0,5│0,5 │1 │1
│ 3,5│
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│10.│Астрономия │ - │ - │ - │ - │
- │ - │ - │ - │
- │0,5│ 0,5│
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│11.│Химия │ - │ - │ - │
- │ - │ - │0,5│0,5 │0,5│0,5│ 2 │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│12.│Иностранный │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│ │язык │ - │ - │ - │
- │0,5│0,5│0,5│0,5 │0,5│0,5│ 3 │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│13.│Черчение │ - │ - │ - │ - │
- │ - │ - │ - │0,5│
- │ 0,5│
├───┼──────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼───┼───┼────┤
│ │ │ 4 │4 │4
│6 │6 │6
│6 │6 │8
│8 │58 │
└───┴──────────────┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴────┴───┴───┴────┘
Примечания. 1. 0,5-часовые занятия
проводятся через неделю по 1 часу; 1,5-часовые занятия - одну неделю - 2 часа,
вторую неделю - 1 час.
2. В целях развития индивидуальных
особенностей детей из общего количества недельных часов в одном из I - VII
классов можно выделить 0,5 часа в неделю на изучение программы по
изобразительному искусству.
Контроль за своевременным проведением занятий на дому осуществляет классный
руководитель, а за выполнением учебных программ и методикой индивидуального
обучения - заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Знания детей, обучающихся на дому,
систематически оцениваются. Их фамилии, данные об успеваемости, переводе из
класса в класс и выпуске из школы вносятся в классный журнал соответствующего
класса.
На каждого ученика, обучающегося
индивидуально на дому, заводятся тетради-дневники, где учителя записывают дату
занятия, содержание пройденного материала, количество часов. На основании этих
записей производится оплата учителей за индивидуальное обучение.
В целях выявления привычек и особенностей
учащихся, состояния здоровья больного ребенка в процессе обучения необходимы
постоянные контакты классных руководителей и учителей с родителями и теми
членами семьи, которые обеспечивают уход за больным ребенком.
Большое значение в организации
индивидуального обучения имеет подбор учителей, с учетом их желания работать с
больным ребенком, доброго и внимательного отношения к нему.
В процессе обучения школьников
педагогический коллектив должен учитывать склонности и интересы детей,
развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и
художественной литературой, профессионально ориентировать подростков и готовить
их к дальнейшей деятельности, участию в трудовых коллективах с учетом состояния
здоровья.
Заместитель Министра
В.М.КОРОТОВ