МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
от 10 июля 1979 г. N 330-М
Направляется для руководства в работе
Положение о специальной общеобразовательной школе-интернате (школе) для
умственно отсталых детей (вспомогательной школе).
Предлагаем довести его до сведения всех
руководителей вспомогательных школ, изучить в педагогических коллективах с
целью организации учебно-воспитательной, коррекционно-восстановительной работы
в соответствии с данным Положением. Обратить особое внимание педагогических
коллективов общеобразовательных школ, органов народного образования и
медико-педагогических комиссий на необходимость своевременного выявления и
обоснованного направления детей во вспомогательные школы-интернаты (школы), а
также целесообразность выбора профиля профессионально-трудовой подготовки
учащихся указанных спецшкол, правильность комплектования их педагогическими и
медицинскими кадрами.
Положение о школе-интернате с особым
режимом для умственно отсталых детей (вспомогательной школе), утвержденное
Министерством просвещения РСФСР 18 октября 1960 года, считать утратившим силу.
Заместитель Министра
просвещения РСФСР
Г.П.ВЕСЕЛОВ
Утверждаю
Министр просвещения РСФСР
А.И.ДАНИЛОВ
9 июля 1979 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ (ШКОЛЕ)
ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ (ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ)
1. Общие положения
1.1. Специальные общеобразовательные
школы-интернаты (школы) для умственно отсталых детей (вспомогательные школы)
являются учебно-воспитательными учреждениями, призванными осуществлять:
обучение и
воспитание детей с недостатками умственного развития по специальным программам
и учебным планам;
профессионально-трудовое
обучение и профессиональную ориентацию, направленные на подготовку к овладению
доступными для этой категории лиц специальностями;
коррекцию недостатков умственного и
физического развития в процессе общеобразовательного и трудового обучения,
воспитательной работы, специальных занятий по исправлению дефектов общего и
речевого развития, а также лечебно-профилактических мероприятий.
1.2. Специальные общеобразовательные
школы-интернаты (школы) для умственно отсталых детей (вспомогательные школы) в
своей деятельности руководствуются Уставом средней общеобразовательной школы и
данным Положением.
1.3. Специальные общеобразовательные
школы-интернаты (школы) для умственно отсталых детей (вспомогательные школы)
открываются по постановлениям советов министров автономных республик и решениям
исполнительных комитетов краевых, областных, городских - г. Москвы и Ленинграда
- Советов народных депутатов. Они находятся в ведении министерств
просвещения АССР, краевых, областных, городских, районных отделов
народного образования.
Ответственность за своевременное
выявление детей, нуждающихся в обучении во вспомогательных школах-интернатах
(школах), создание необходимых условий и осуществление всеобуча этих детей
возлагается на органы народного образования на местах.
1.4. Срок обучения в специальных
общеобразовательных школах-интернатах (школах) для умственно отсталых детей
(вспомогательных школах) - восемь лет. По окончании школы выпускники получают
документ установленного образца (Приложение 1) об окончании специальной
общеобразовательной школы данного типа.
1.5. При специальных общеобразовательных
школах-интернатах (школах) для умственно отсталых детей (вспомогательных
школах), имеющих необходимую материальную базу для профессионально-трудовой
подготовки и производственной практики на промышленных предприятиях и в
сельском хозяйстве, на основании решения министерств просвещения
автономных республик, краевых, областных, городских, районных отделов народного
образования организуются IX классы с повышенной профессионально-трудовой
подготовкой.
В эти классы зачисляются учащиеся,
окончившие VIII класс вспомогательной школы, которые
по состоянию здоровья и уровню интеллекта могут овладеть одной из профессий на
уровне I - II квалификационного разряда.
Квалификационные экзамены по
специальности учащиеся сдают на предприятии, где проводилась производственная
практика, квалификационной комиссии в соответствии с действующим
законодательством.
Учащимся, успешно сдавшим квалификационный
экзамен, выдается свидетельство (удостоверение) о присвоении соответствующей
квалификации, а школа выдает справку об окончании IX класса с повышенной
профессионально-трудовой подготовкой.
1.6. Предельная наполняемость класса - 16
человек.
1.7. Наполняемость воспитательных групп в школах-интернатах устанавливается в I - V классах - 16
человек, в VI - VIII и IX классах с повышенной профессионально-трудовой
подготовкой - 20 человек.
1.8. Для занятий по труду (IV - VIII и IX
классов) классы делятся на две группы, которые комплектуются при участии врачей
с учетом интеллектуальных и физических возможностей учащихся.
1.9. В специальных общеобразовательных
школах (вспомогательных) без интерната создаются группы продленного дня.
Количество воспитанников в воспитательных группах продленного дня I - V классов
- 16 человек, в воспитательных группах VI - VIII и IX классов с повышенной
профессионально-трудовой подготовкой - 20 человек.
1.10. Максимальное количество учащихся в
специальной общеобразовательной школе-интернате (школе) для умственно отсталых
детей (вспомогательной школе) не должно превышать 290 человек.
В случае необходимости и при наличии
соответствующих условий разрешается открытие дошкольных групп при
школах-интернатах для умственно отсталых детей в счет планов по контингентам
дошкольных учреждений.
2. Организация
учебного процесса
2.1. В специальных общеобразовательных
школах-интернатах (школах) для умственно отсталых детей (вспомогательных
школах) обучение и воспитание ведется с учетом данных о состоянии здоровья и
интеллекта умственно отсталых детей в соответствии с учебным планом,
утвержденным Министерством просвещения РСФСР, по специальным программам для
данного типа спецшкол.
2.2. В первом полугодии I класса
продолжительность урока - 35 минут. Со второго полугодия в I классе и в
последующих классах продолжительность урока - 45 минут.
Во всех классах в течение урока отводится
время для проведения физкультпаузы.
2.3. С детьми, имеющими нарушение речи,
проводятся индивидуальные и групповые логопедические занятия в соответствии с
учебным планом как в первую, так и во вторую половину
дня согласно расписанию.
2.4. Домашние задания даются с учетом
выполнения их в пределах:
I класс - первое полугодие - домашних
заданий не дается, второе полугодие - 30 - 40 минут;
II - III классы - до 1 часа;
IV - V классы - до 1,5 часа;
VI - VIII классы - до 2 часов.
2.5. В учебно-воспитательной работе с
учащимися специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ) для умственно
отсталых детей (вспомогательных школ) осуществляется принцип
дифференцированного подхода на основе данных психолого-педагогического и
клинического изучения ребенка.
2.6. В исключительных случаях отдельные
учащиеся со стойкими проявлениями аккалькулии,
аграфии, алексии могут быть переведены на обучение по
индивидуальному плану. Вопрос о таком переводе решается на основании заключения
республиканской (АССР), краевой, областной, городской, районной
медико-педагогической комиссии, подтверждающего названные диагнозы.
Эти учащиеся оцениваются на основании тех
знаний, которые они получили в процессе индивидуального обучения.
Индивидуальные планы по отдельным
предметам составляются учителями на каждый учебный год и утверждаются на
педагогическом совете школы.
3. Трудовое
обучение
3.1. В специальной общеобразовательной
школе-интернате (школе) для умственно отсталых детей (вспомогательной школе)
трудовое обучение является одним из разделов работы школы по подготовке
учащихся к самостоятельной жизни и общественно полезной деятельности. Трудовое
обучение в данном типе школы организуется следующим образом:
обучение ручному труду в I - III классах;
обучение ручному труду на базе школьных
мастерских в IV классе;
профессионально-трудовая подготовка по
различным видам промышленного и сельскохозяйственного труда в V - VIII классах;
производственное обучение в IX классе.
3.2. Занятия ручным трудом в I - III
классах - первоначальная степень формирования трудового опыта, положительного
отношения к труду и коррекционной работы по исправлению недостатков
практической предметной деятельности учащихся.
Уроки ручного труда проводятся в
специально оборудованных кабинетах.
3.3. Профессионально-трудовая подготовка
осуществляется по специальным программам, утвержденным Министерством
просвещения СССР, разработанным для специальных школ данного типа.
Виды трудового обучения в каждой
конкретной школе определяются министерствами просвещения автономных республик,
краевыми, областными, городскими, районными отделами народного образования с
учетом производственного окружения школы, возможности проведения
производственной практики, а также трудоустройства выпускников по месту жительства.
В зависимости от перечисленных условий возможна организация трудового обучения
и по другим профилям. В этом случае программа разрабатывается школой и
утверждается министерством просвещения автономной республики, краевым,
областным отделом народного образования, Главными управлениями народного
образования Мосгорисполкома и Ленгорисполкома. При
составлении таких программ должны быть выдержаны основные принципы построения
программ, утвержденных Министерством просвещения СССР.
3.4. Комплектование учебных групп для
профессионально-трудовой подготовки проводится на основании индивидуальных
медико-педагогических рекомендаций, характеризующих возможности учащихся в
овладении тем или иным видом труда. В процессе профессионально-трудовой
подготовки у школьников воспитывается устойчивое положительное отношение к
изучаемой профессии.
3.5. Занятия по труду в IV - VIII классах
проводятся в школьных мастерских, оснащенных станками и оборудованием для
обучения профессиональным умениям и приемам работы. Станки и оборудование
приобретаются в пределах ассигнований, выделяемых школам-интернатам (школам) на
эти цели.
В учебных мастерских должны быть созданы
условия для решения специальной задачи вспомогательной школы - коррекции
недостатков интеллектуального развития и трудовой деятельности умственно
отсталых школьников.
При оборудовании
мастерских и организации практической работы учащихся следует руководствоваться
"Правилами по технике безопасности и производственной санитарии для
школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных
комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится
трудовая подготовка учащихся", утвержденными Министерством просвещения
СССР и другими нормативными документами Министерств просвещения СССР и РСФСР по
данному вопросу.
3.6. Учебные мастерские могут выполнять
работы по заказу разных предприятий и учреждений, но при обязательном
соблюдении требований школьной программы.
3.7. Производственная практика в VII -
VIII и IX классах проводится на промышленных предприятиях, в совхозах,
колхозах.
Продолжительность практических занятий
школьников в один день не должна превышать четырех часов.
Непосредственное руководство
производственной практикой осуществляет учитель трудового обучения.
3.8. Учащиеся VIII классов сдают экзамены
по труду, которые проводятся в соответствии с Инструкцией о порядке проведения
выпускных экзаменов по профессионально-трудовому обучению в VIII классах
специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей
(вспомогательных школ), утвержденной Министерством просвещения РСФСР.
В документе об окончании восьмилетней
специальной общеобразовательной школы-интерната (школы) для умственно отсталых
детей (вспомогательной школы) указывается вид профессионально-трудовой
подготовки и итоговая оценка успеваемости по труду.
4.
Лечебно-профилактическая работа
4.1. Специальные общеобразовательные
школы-интернаты для умственно отсталых детей (вспомогательные школы) имеют штат
медицинских работников, необходимый для проведения лечебно-профилактической и
санитарно-гигиенической работы.
4.2. Лечебно-профилактическая и
санитарно-гигиеническая работа в данном типе специальной школы-интерната
(школы) осуществляется врачами - психиатром и педиатром и медицинскими
сестрами.
Вся лечебная работа в школе-интернате
(школе) должна быть направлена на максимальную коррекцию недостатков развития
учащихся.
4.3. Врачи, помимо
лечебно-профилактической работы, осуществляют методическое руководство работой
педагогического коллектива и оказывают консультативную помощь учителям и
родителям по вопросам рационального осуществления режимных моментов,
дифференцированного подхода при дозировке учебной и физической нагрузки,
индивидуального учета психических особенностей каждого ребенка в процессе
обучения и воспитания.
Врачи являются членами педагогического
совета школы-интерната (школы).
4.4. В своей работе врачи руководствуются
соответствующими приказами, инструкциями, методическими рекомендациями и
другими документами, утверждаемыми органами здравоохранения и просвещения.
4.5. Методическое руководство и
лечебно-консультативная помощь специальной общеобразовательной школе-интернату
(школе) для умственно отсталых детей осуществляются соответствующими
психоневрологическими и лечебно-профилактическими учреждениями, на территории которых
находится школа-интернат (школа).
5. Учащиеся
5.1. Направление в специальную
общеобразовательную школу-интернат (школу) для умственно отсталых детей
(вспомогательную школу) проводится министерствами просвещения АССР, краевыми,
областными, городскими, районными отделами народного образования на основании
заключения медико-педагогической комиссии согласно Инструкции по приему в
данный тип школы, утвержденной Министерством просвещения СССР. Порядок работы
этих комиссий определен Положениями о республиканских и областных
медико-педагогических комиссиях.
5.2. В тех случаях, когда окончательный
диагноз о степени умственной отсталости при тяжелых задержках психического
развития или пограничных состояниях между дебильностью и имбецильностью
может быть установлен лишь в процессе учебно-воспитательной работы, ребенок
направляется во вспомогательную школу-интернат (школу) с целью уточнения
диагноза на срок не более одного года.
Для этих детей в составе специальных
общеобразовательных школ-интернатов (школ) для умственно отсталых детей
(вспомогательных школ) создаются специальные диагностические классы, которые в
своей деятельности руководствуются программно-методическими рекомендациями,
разработанными Министерством просвещения СССР.
5.3. Комплектование данной
школы-интерната (школы) проводится соответствующими отделами народного
образования до 20 августа.
5.4. Дети, которые остаются в интернате
на каникулы, выходные и праздничные дни, объединяются в группы круглогодичного
пребывания.
Воспитанники в период пребывания в
школе-интернате обеспечиваются одеждой, обувью и мягким инвентарем по установленным
нормам.
5.5. В летний период вспомогательная
школа-интернат (школа) организует отдых воспитанников. Для воспитанников
названных школ-интернатов организуются школьные оздоровительные лагеря, лагеря
труда и отдыха. Дети с неосложненными формами умственной отсталости на
основании рекомендации врача-специалиста могут направляться в пионерские лагеря
профсоюзов.
5.6. Воспитанникам, имеющим родителей, по
окончании школы-интерната выдается бесплатно комплект летней одежды и обуви,
бывшей в их пользовании в период обучения в школе-интернате, а также по желанию
родителей комплект зимней одежды, срок носки которой истек. Воспитанникам,
выбывшим из школы-интерната по другим причинам, выдается бесплатно комплект
сезонной одежды и обуви, срок носки которых истек.
5.7. Воспитанники, не имеющие родителей,
при направлении их после окончания школы-интерната на производство,
обеспечиваются зимним и летним обмундированием, обувью и постельными
принадлежностями, а также единовременным денежным пособием на первоначальные расходы
по установленным нормам.
5.8. Воспитанникам, родители которых
находятся в затруднительном материальном положении (многосемейные, одинокие
матери, инвалиды и т.д.), по окончании школы-интерната по разрешению органов
народного образования может выдаваться комплект зимней одежды, бывшей в их
пользовании в период обучения в школе-интернате, срок носки которой не истек.
5.9. Воспитанников, не имеющих родителей,
на период производственного обучения и получения специальности разрешается
оставлять на всех видах довольствия сроком до 6 месяцев, а воспитанников, кроме
того, имеющих физические недостатки и хронические заболевания, - до года.
6. Руководство
школы-интерната (школы)
6.1. Руководящий и педагогический
персонал специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ) для умственно
отсталых детей (вспомогательных школ) назначается министерствами просвещения
АССР, краевыми, областными отделами народного образования, Главными
управлениями народного образования Мосгорисполкома и Ленгорисполкома.
6.2. Права и обязанности руководителей и
других должностных лиц специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ)
для умственно отсталых детей (вспомогательных школ) определяются Уставом
средней общеобразовательной школы, Правилами внутреннего трудового распорядка
для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР и
настоящим Положением.
Директор назначается из числа лиц,
имеющих специальное дефектологическое образование и стаж педагогической работы
не менее трех лет.
6.3. Наряду с обязанностями,
определенными Уставом средней общеобразовательной школы, директор специальной
общеобразовательной школы-интерната (школы) для умственно отсталых детей
(вспомогательной школы) организует и направляет работу педагогического и
медицинского персонала на осуществление единства учебно-воспитательной и
лечебно-профилактической работы;
несет ответственность за правильную
организацию обучения и воспитания с учетом особенностей развития учащихся,
направленных на коррекцию и компенсацию дефектов умственного и физического
развития учащихся, подготовку их к самостоятельной жизни и участию в
производительном труде, профессионально-трудовое обучение учащихся и
трудоустройство выпускников школы;
отвечает за правильность комплектования
школы-интерната (школы);
обеспечивает создание необходимых
санитарно-гигиенических условий для осуществления соответствующего режима труда
и отдыха умственно отсталых школьников, а также условий для проведения
профессионально-трудовой подготовки в полном объеме, предусмотренном программами
по труду.
6.4. Заместитель директора по учебной
(учебно-воспитательной) работе назначается из числа лиц, имеющих специальное
дефектологическое образование и стаж работы в специальной вспомогательной школе
не менее трех лет.
6.5. Заместитель директора по учебной
(учебно-воспитательной) работе, помимо обязанностей, предусмотренных Уставом
средней общеобразовательной школы, организует работу педагогического персонала
по обучению и воспитанию учащихся данного типа специальной школы-интерната
(школы) с учетом их познавательных и физических возможностей;
организует методическую работу по учебным
предметам и воспитательной работе, а также по вопросам единства
учебно-воспитательной и лечебно-профилактической работы;
отвечает за оснащение учебного процесса
учебно-наглядными пособиями и дидактическим материалом, соответствующим
программам вспомогательной школы;
оказывает помощь учителям по изучению
специальной и общепедагогической литературы.
6.6. Заместитель директора по
воспитательной работе назначается из числа лиц, имеющих специальное
дефектологическое образование и стаж работы в специальной вспомогательной школе
не менее трех лет.
6.7. Заместитель директора по
воспитательной работе организует воспитательную работу в школе-интернате и
несет ответственность за ее коррекционную направленность;
организует методическую работу среди
воспитателей;
обеспечивает выполнение режимных моментов
с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей.
6.8. Помощник директора по хозяйственной
части (или заведующий хозяйством) несет ответственность за состояние хозяйства
специальной школы-интерната (школы), за материальное обеспечение
учебно-воспитательного процесса и лечебно-профилактической работы, сохранность
имущества и инвентаря, нормальную эксплуатацию зданий и помещений, содержание
их в должном санитарном состоянии.
7. Учителя и
воспитатели
7.1. Помимо прав и обязанностей,
предусмотренных Уставом средней общеобразовательной школы, учителя и воспитатели
специальной общеобразовательной школы-интерната (школы) для умственно отсталых
детей (вспомогательной школы) должны проводить работу, направленную на
максимальную коррекцию недостатков психофизического развития учащихся, их
социальную адаптацию;
изучать личность ученика, его интересы и
использовать полученные материалы для осуществления дифференцированного подхода
в процессе обучения и воспитания, учитывать в работе рекомендации и назначения
врачей - психиатра и педиатра.
7.2. Учителя и воспитатели этих
школ-интернатов (школ) назначаются, как правило, из числа лиц, имеющих
специальное дефектологическое образование (олигофренопедагог).
Учителя профессионально-трудового
обучения, кроме того, должны иметь специальную профессионально-техническую
подготовку.
7.3. Учителя-логопеды назначаются из
числа лиц, имеющих специальное дефектологическое образование.
Учитель-логопед ведет индивидуальные и
групповые занятия по исправлению дефектов устной и письменной речи учащихся, а
также руководит работой учителей и воспитателей в этом направлении.
8.
Учебно-материальная база.
Финансирование и отчетность
8.1. Помимо помещений для школы-интерната
(школы), определенных Уставом средней общеобразовательной школы, специальная
общеобразовательная школа-интернат (школа) для умственно отсталых детей
(вспомогательная школа) должна иметь необходимую материальную базу для
проведения специальных коррекционных занятий и профессионально-трудового
обучения (логопедический кабинет, учебные мастерские, кабинет ЛФК, процедурный
кабинет) в пределах ассигнований на приобретение оборудования и инвентаря.
Количество учебных мастерских должно быть
рассчитано на односменные занятия в них всех групп.
8.2. Специальные
общеобразовательные школы-интернаты (школы) для умственно отсталых детей (вспомогательные
школы) финансируются по республиканскому, краевому, областному, городскому,
районному бюджету.
Доходы, получаемые в результате
реализации продукции от работы учащихся в учебно-производственных мастерских,
подсобных хозяйствах, а также на предприятиях, стройках, в совхозах, колхозах и
других организациях, используются школами-интернатами (школами) в соответствии
с действующим законодательством.
8.3. Специальная общеобразовательная
школа-интернат (школа) для умственно отсталых детей (вспомогательная школа)
пользуется правами юридического лица, имеет печать с изображением
Государственного герба и штамп с указанием места ее нахождения.
Приложение
к Положению
о специальной общеобразовательной
школе-интернате (школе) для
умственно
отсталых детей (вспомогательной школе)
Герб РСФСР
Министерство просвещения
СВИДЕТЕЛЬСТВО
Настоящее свидетельство выдано
_______________________________
(фамилия, имя, отчество)
________________________,
родивше_____ в 19 _____ году, в том, что
он ___________
обучал___ в _______________________________________
(наименование
специальной школы)
__________________________________________________________________
(села, города)
_______________________________________,
окончил _________________
(района и края, области, АССР)
полный курс этой
школы в тысяча девятьсот ________________________
___________________
году и обнаружил_____ при ____________________
поведении следующие знания:
по родному языку
и по изобразительному
литературе
_________________ искусству
____________________
по русскому языку
и по черчению
__________________
литературе
_________________ по физкультуре
_______________
по математике
______________ по пению и музыке
____________
по
естествознанию __________ по профессионально-
по географии _______________ трудовому обучению ___________
по истории
_________________
"___"
________________ 19__ года
N _____________
М.П. Директор школы
Учителя: