| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР

 

ДЕКРЕТ

от 10 сентября 1921 года

 

ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПО ТАРИФНОМУ ВОПРОСУ

 

Новая экономическая политика предполагает целую систему мероприятий, направленных к восстановлению народного хозяйства. Каждая отрасль промышленности, каждое отдельное предприятие должны вести строгий точный учет производства, материалов, сырья, стоимости фабрикатов и прочее. Предприятия должны быть организованы по принципу бездефицитности (за исключением тех, которые в системе государственного хозяйства являются необходимыми, независимо от степени их хозяйственной полезности, как некоторые средства обороны).

В первую очередь должна быть изменена система тарифов, как основного фактора в развитии промышленности. В основу системы тарифа должны быть положены реальные предпосылки, упрощение этой системы до максимальных пределов, выделение фонда продовольствия и продуктов широкого потребления для рабочих и служащих, занятых в государственной промышленности. Отделение от предприятия всего, что не связано с производством и что носит характер социального обеспечения. Установление твердой связи рабочего и служащего с предприятием и учреждением. Государственная помощь в виде детских садов, домов, яслей и пр. не должна быть связана с заработной платой ни в какой степени. Проведение изложенных основ и системы заработной платы приведет к тому, что вокруг предприятия будет происходить самомобилизация квалифицированной рабочей силы, мы не будем больше видеть инженеров, занимающих должности старших конюхов, заведывающих продовольственной частью или занимающихся починкой кухонных приборов и грелок, мы не будем видеть также квалифицированных рабочих, занимающихся посадкой картофеля и очисткой выгребных ям.

Исходящая из реальных основ система тарифа является главным фактором организации рабочего класса, основного элемента производства.

1. Установление тарифной ставки должно исходить из положения минимум оплаты - минимум труда. Увеличение оплаты должно быть связано прямо и непосредственно с увеличением производительности со степенью участия рабочего в повышении производства.

2. В заработную плату должны входить все виды выдач рабочим и служащим, как-то:

а) денежная плата, б) квартира, отопление, освещение, водопровод, в) предметы продовольствия и потребления, г) прозодежда, внеплановые выдачи и т.п., д) парикмахерские, бани, театр (продукты с огородов и Советских Хозяйств и все сделанные предпр. и учрежден. затраты и прочие услуги, представляемыми коммунальными отделами), е) средства передвижения: жел. дор., трамваи, грузовые автомобили и пр., ж) семейные пайки или другие дополнительные к заработной плате, выдаваемые на семью рабочего и служащего.

Все виды получаемых государственных услуг (натур - выдач) оцениваются по рыночным ценам, чтобы у рабочего и служащего имелась возможность ясно и отчетливо сочетать расход с реальным доходом и осознать необходимость приложения интенсивного труда, дающего действительные прожиточные средства.

Заработная плата должна быть связана только с участием работника в производстве, а ее повышение только с повышением результатов производства.

3. Выдача и предоставление рабочему и служащему всего, что входит в заработную плату, должно производиться исключительно через предприятие и учреждение, "исключительно через заводоуправление", чтобы связь рабочего и служащего с предприятием и учреждением была полной.

4. Система исчисления заработной платы должна быть настолько простой и ясной, чтобы связь между производительностью и заработной платой могла быть доступной пониманию каждого рабочего и служащего. Система должна быть гибкой и свободной, чтобы правление предприятия и учреждения имело возможность немедленно отличить проявление инициативы и самодеятельности и соответствующим поощрением побудить рабочего и служащего к дальнейшей работе в этом направлении.

5. При установлении расценки на сдельные работы должен быть учтен опыт, имеющийся во всех крупных отраслях промышленности; надо отказаться от всех искусственных, сложных и непонятных для рабочего систем.

Степень оборудования, изношенность машин, доброкачественность сырья и пр. должны быть приняты во внимание, чтобы независящие от самого рабочего причины не могли влиять на состояние его заработной платы.

6. При установлении тарифных ставок рабочим разных квалификаций, служащим, среднему техническому и высшему административному персоналу всякая мысль об уравнительности должна быть отброшена.

Число лиц высшего административного персонала и число квалифицированных рабочих, занятых в каждом предприятии и учреждении, не должно превышать установленного % по отношению ко всей массе рабочих и служащих, находящихся в данном предприятии.

7. Рациональное ведение промышленности на основах новой хозяйственной политики возможно только в том случае, когда государством будет выделен твердый фонд продовольствия, предметов широкого потребления и денежных знаков для рабочих и служащих, занятых в предприятиях и учреждениях, причем необходимо категорически отказаться от выдач продовольствия предприятиям по количеству занятых в них рабочих: выдачи должны производиться не по количеству рабочих, а исключительно на единицу выпущенного предприятием фабриката.

8. Этот фонд должен служить гарантией оплаты труда на указанных выше основаниях в крупной промышленности и в необходимейших государству предприятиях и учреждениях; последние включаются на гарантированную оплату труда особым постановлением Совета Народных Комиссаров.

Примечание. Если государство по каким-либо причинам не в состоянии своевременно предоставить причитающуюся часть фонда предприятию, последнее, по решению Высшего Совета Народного Хозяйства и Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов, имеет право производить отчисление продуктов собственного производства в целях создания фонда для оплаты заработка рабочих. Предприятия местного значения, не включенные на общегосударственное снабжение и не пользующиеся из общегосударственных ресурсов сырьем и топливом и т.п., могут переводиться на отчисления продуктов собственного производства по решению Областных и Губернских Экономических Совещаний.

 

9. В целях действительной гарантии оплаты труда необходимо из этого фонда по мере колебания курса рубля и цен на продукты сумма денежной заработной платы должна соответственно изменяться, чтобы рабочие и служащие крупной промышленности и необходимейших государству предприятий и учреждений имели твердый основной минимум, не зависящий от колебания курса рубля и колебания цен на продукты. Изменяющаяся сумма денежных приплат к тому, что предоставляется рабочему и служащему этих предприятий и учреждений в натуре, должна создавать уверенность в том, что при временных продовольственных и прочих заминках причитающаяся заработная плата за выполненный труд рабочего и служащего будет вполне гарантирована.

10. Однако во избежание срыва этих положений следует принять метод постепенного перевода предприятий и производств на эти новые условия гарантированной оплаты по мере перехода соответствующих предприятий на начала хозяйственных расчетов (доходность) и улучшения государственных ресурсов. Условия и срок перехода устанавливаются соглашением Высшего Совета Народного Хозяйства, Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов, Народного Комиссариата Продовольствия и Народного Комиссариата Финансов.

11. Для предприятий, переведенных на гарантированную оплату из общих государственных фондов, ежемесячные отчисления продуктов собственного производства в натуральный фонд в том виде, как это установлено теперь, должны быть отменены; возможно допустить премиальное вознаграждение в конце года или не чаще чем 2 раза в год, к 1 мая и 7 ноября, по составлении баланса предприятия в том случае, если в течение этих сроков работа протекала интенсивно и предприятие дало государству определенный доход.

Примечание. Премирование особо выдающихся достижений в области труда производится в течение года из особого фонда, отпускаемого заводоуправлению.

 

12. Рабочие, оставшиеся без работы в связи с переходом к новой экономической политике или прикрепленные к временно остановившимся предприятиям, переходят на государственное обеспечение по особым нормам, размер которых должен строго определяться наличием государственных ресурсов согласно специального положения, вырабатываемого Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзов, Народным Комиссариатом Труда и Народным Комиссариатом Социального Обеспечения по соглашению Народного Комиссариата Продовольствия и Народного Комиссариата Финансов.

Основные положения, принятые Советом Народных Комиссаров 16 сентября, предварительно обсуждались Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзов и Центральным Комитетом Российской Коммунистической Партии и получили полное одобрение.

 

Председатель

Совета Народных Комиссаров

В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Управляющий Делами

Совета Народных Комиссаров

 

Секретарь

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024