СОВЕТ ТРУДА И ОБОРОНЫ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 1922 года
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВЛЕНИЯХ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
I. Общие положения
Ст. 1. Для установления
экономическо - хозяйственных начал при эксплоатации
внутренних водных путей сообщения Р.С.Ф.С.Р., для достижения наивыгоднейшего использования флота и подсобных к нему
средств, для улучшения их состояния и для полной согласованности деятельности
речного транспорта с работой других органов народного хозяйства, управление
всеми речными транспортными средствами распределяется между правлениями
пароходств, действующими на основании настоящего Положения под общим
руководством и надзором Народного Комиссариата Путей Сообщения.
Ст. 2. Народный Комиссариат Путей
Сообщения устанавливает, с утверждения Совета Труда и Обороны, как количество
правлений и их местонахождение, так и их функции.
Ст. 3. Правления могут осуществить свою
работу или непосредственно, или через исполнительные органы, именуемые
управлениями, и работающие на принципах отдельных хозяйств по особым сметам.
Ст. 4. Правления устанавливают число
своих управлений, в зависимости от количественного состава действующего флота,
района обслуживания, рода перевозок и других условий работы, определяют
инструкциями порядок их действия, пределы прав и полномочий, представляя проект
организации управлений на утверждение Народного Комиссариата Путей Сообщения.
Ст. 5. В непосредственном ведении
административных органов Народного Комиссариата Путей Сообщения остаются:
1) управление внутренними водными путями,
как-то: устройство, улучшение и обстановка пути;
2) судоходный и судовой надзор и
регистрация судов;
3) издание правил плавания по внутренним
водным путям;
4) гидрологическое и гидрометрическое
дело;
5) судоподъемные, водолазные и водоспасательные работы;
6) заведывание устройством связи и
электротехники;
7) сторожевая и пожарная охрана;
8) ведение водной статистики.
Примечание. В соответствии с
особенностями отдельных водных районов может устанавливаться иное распределение
функций между административными органами Народного Комиссариата Путей Сообщения
и правлениями этих районов.
II. Имущество и
капиталы правлений
Ст. 6. С организацией правлений в их
распоряжение передается определяемое Народным Комиссариатом Путей Сообщения
имущество и оборудование речного транспорта, как-то: плавучие средства,
мастерские, заводы, доки, пакгаузы, склады и другое движимое и недвижимое
имущество, составляющее основной капитал пароходств в момент образования
правления.
Примечание 1. В распоряжение пароходств
не переходят транспортные и подсобные средства, равно как движимое и недвижимое
имущество, принадлежавшее ранее бывшему Министерству Путей Сообщения, в целом
или части, по усмотрению Народного Комиссариата Путей Сообщения, необходимое
для обслуживания пути судоходного надзора и для выполнения других функций,
остающихся в непосредственном ведении Народного Комиссариата Путей Сообщения.
Примечание 2. Народному Комиссариату
Путей Сообщения предоставляется право: а) перераспределения транспортных
средств между пароходствами, с соответственным возмещением за пользование
передаваемого от одного пароходства к другому имущества, б) передачи судов в
распоряжение органов Народного Комиссариата Путей Сообщения для выполнения возложенных на них, согласно ст. 5 функций, в)
изъятия судов, подлежащих передаче другим ведомствам.
Ст. 7. Оборотные средства правлений для
производства возложенных на них операций составляются:
а) из наличных в момент передачи запасов
материалов, топлива и прочих предметов снабжения;
б) из сумм, ассигнуемых правительством в
виде долгосрочной ссуды и сумм, получаемых от кредитных учреждений;
в) из сумм, получаемых от правительства
по эксплоатационному сальдо - бюджету;
г) из доходов от перевозок и
вспомогательных предприятий.
Примечание. Размер потребных от
государства ассигнований определяется вырабатываемой правлениями приходо -
расходной сметой и подлежит утверждению Народного Комиссариата Путей
Сообщения.
Ст. 8. Правила составления коммерческой
отчетности и балансов правлений вырабатываются Народным Комиссариатом Путей
Сообщения в развитие настоящего Положения.
III. Права и
обязанности правлений
Ст. 9. Правления, в пределах,
предоставленных им настоящим Положением прав, являются полномочными и
ответственными органами Народного Комиссариата Путей Сообщения в деле эксплоатации находящихся в их ведении транспортных средств
и подсобных предприятий и распоряжаются всеми переданными им капиталами и
имуществом, по принципам благоустроенного коммерческого предприятия.
В частности, на правление возлагается:
1) Общее руководство и наблюдение за
правильной работой всех органов пароходства, изыскание мер к развитию перевозок
и поднятию доходности эксплоатации.
2) Организация, обслуживающих речной
транспорт, подсобных предприятий.
3) Обеспечение и своевременное снабжение
органов пароходства необходимыми денежными и материальными ресурсами.
4) Наблюдение за линейными органами
пароходства, направление их деятельности и обревизование
дела на местах.
5) Установление необходимого для службы
по пароходству штата служащих и заключение коллективных договоров с
соответственными профессиональными союзами.
Примечание. Коллективные договоры
подлежат утверждению Народным Комиссариатом Путей Сообщения.
6) Распределение в пределах своего района
перевозочных средств, оборудования, материалов, топлива и других ресурсов.
7) Установление и изменение тарифов в
пределах прав, предоставленных Тарифным Комитетом.
8) Установление и изменение правил по
перевозке пассажиров и по приемке, хранению и перевозке грузов и багажа, с
соблюдением общих правил и положений, кои будут изданы на сей
предмет соответствующими государственными органами.
9) Наем и отдача в аренду судов, а также
наем и отдача в аренду движимого и недвижимого имущества, потребного для
успешного ведения дел пароходства.
10) Ведение судебных дел, заключение от
имени пароходства договоров и условий, в том числе договоров по подрядам и
поставкам, а также в устанавливаемых финансово - контрольной комиссией
пределах, выдача и прием к платежу векселей и других срочных обязательств, производство
кредитных операций.
11) Ликвидация имущества, признанного
негодным к употреблению, с обращением средств в основной и оборотный
капиталы, в зависимости от характера реализуемого имущества.
Примечание. Отчуждение имущества,
переданного в распоряжение правлений, как основной капитал, может производиться
в каждом случае лишь с разрешения Народного Комиссариата Путей Сообщения.
12) Разработка и заготовка необходимых
для транспорта топлива, материалов и других предметов снабжения.
13) Продажа и товарообмен избытка
продукции вспомогательных предприятий, а также и товаров, полученных в уплату
за перевозки натурой.
14) Открытие новых линий и закрытие
действующих, открытие и закрытие контор и пристаней.
Примечание. Действие этого пункта не
распространяется на линии, устанавливаемые по распоряжению Народного
Комиссариата Путей Сообщения, на основе производственной программы.
15) Составление плана действий
(производственных программ) сметы, отчета и по формам, устанавливаемым Народным
Комиссариатом Путей Сообщения.
16) Установление правил и форм
делопроизводства, счетоводства, контроля и отчетности, наблюдение за
правильностью ведения книг и счетов и за сохранностью вверенных служащим сумм и
документов; снабжение служащих подлежащими инструкциями и доверенностями и
наблюдение за выполнением всех правил и инструкций, как изданных правлением,
так и преподанных из центра.
17) Непосредственные сношения по делам
пароходства со всеми государственными органами, учреждениями и лицами, кроме
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Труда и Обороны и Совета Народных Комиссаров, сношения с которыми производятся
в установленном порядке через Народный Комиссариат Путей Сообщения.
18) Вступление пайщиком в государственные
и кооперативные коммерческие предприятия, с согласия Народного Комиссариата
Путей Сообщения.
Ст. 10. Все указанные в ст. 9 права
правление осуществляет в пределах плана действий (производственных программ) и
сметы, утверждаемых Народным Комиссариатом Путей Сообщения. Расходы, не
предусмотренные планом действий и сверхсметного назначения, производятся лишь с
разрешения Народного Комиссариата Путей Сообщения, а в случаях, не терпящих
отлагательств, и без такового предварительного разрешения, но с
ответственностью правления за необходимость и последствия такового расхода.
IV. Состав
правления и порядок ведения дел
Ст. 11. Число членов правления
определяется Народным Комиссариатом Путей Сообщения, в зависимости от
экономических условий обслуживаемого пароходством района, а также в зависимости
от размера и характера его работы.
Ст. 12. Председатель правления
назначается Народным Комиссариатом Путей Сообщения и утверждается Советом Труда
и Обороны; его заместитель и члены правления назначаются Народным Комиссариатом
Путей Сообщения; председатель правления одновременно состоит уполномоченным
Народного Комиссариата Путей Сообщения.
Ст. 13. Правление может избрать из своего
состава директора - распорядителя; права и обязанности директора -
распорядителя определяются особой инструкцией, вырабатываемой правлением и
утверждаемой Народным Комиссариатом Путей Сообщения.
Ст. 14. Подлежащие рассмотрению правления
дела и вопросы разрешаются в заседаниях правления, каковые считаются законно
состоявшимися при наличии не менее 3-х членов правления, в том числе
председателя или его заместителя. Заседаниям правления ведутся краткие
протоколы, подписываемые председателем и присутствовавшими членами правления.
Ст. 15. Решения правления постановляются
простым большинством голосов присутствующих членов; в случае равенства голосов
- голос председателя дает перевес.
Примечание. Член правления, несогласный с
решением большинства, имеет право заявить об особом своем мнении, каковое
прилагается к протоколу.
Ст. 16. При несогласии председателя
правления с мнением большинства, вопрос переносится на разрешение Народного
Комиссариата Путей Сообщения. В неотложных случаях председатель правления, не
ожидая разрешения вопросов Народным Комиссариатом Путей Сообщения, поступает по
собственному усмотрению, неся единоличную ответственность за последствия
такового и доводя об этом до сведения Народного Комиссариата Путей Сообщения.
Ст. 17. Правление в полном составе своем
и каждый член его в отдельности несут полную ответственность в административном
порядке и по суду за все свои действия, вызвавшие убытки или потерю имущества
для пароходства или противоречащие инструкциям Народного Комиссариата Путей
Сообщения.
Ст. 18. Правление устанавливает порядок
ведения дел в правлении, распределяет работу между своими членами и
устанавливает круг ведения своих отделов и управлений.
Ст. 19. Вся переписка по делам правления
производится от его имени и подписывается одним из членов правления, согласно
установленного самим правлением распорядка.
Ст. 20. Векселя, доверенности, договоры,
условия, чеки и другие денежные документы подписываются не мене, как двумя
членами правления, в числе коих должен быть председатель или его заместитель.
Для получения денежных сумм, посылок и других ценностей с почты достаточно
подписи одного члена правления с приложением печати.
Ст. 21. Размеры и порядок вознаграждения
председателя, директора - распорядителя и других членов правления, а равно и
премиальное их вознаграждение за успешное ведение дела, устанавливаются
Народным Комиссариатом Путей Сообщения.
V. Взаимоотношения
с центральными органами Народного
Комиссариата Путей Сообщения
Ст. 22. Правление обязано испрашивать от
Народного Комиссариата Путей Сообщения утверждение и получать от него указания
в нижеследующем:
1) утверждение планов действия
(производственных программ), планов перевозок, годовых смет и отчетов;
2) разрешение отклонений от
производственных программ, планов перевозок и сверхсметные ассигнования;
3) установление эксплоатационно
- технических и номенклатурно - сметных измерителей и
сметных норм;
4) утверждение договоров, на сдачу в
аренду судов для обслуживания целых линий;
5) разрешение вопросов о продаже годных к
эксплоатации судов;
6) утверждение наименования и
переименования судов;
7) разрешение на включение пристаней в
прямое железнодорожно - водное пассажирское и грузовое сообщение;
8) Представление проектов новых типов
судов и сооружений.
Примечание. В соответствии с
особенностями отдельных водных районов может устанавливаться проведение этих
вопросов через округ, с отзывом какового они должны поступать в Народный
Комиссариат Путей Сообщения. На дачу отзыва дается двухнедельный срок.
Ст. 23. Распоряжения планово -
регулирующих органов по перевозке плановых грузов обязательны для правления.
Ст. 24. Установленные Народным
Комиссариатом Путей Сообщения формы учета и статистики обязательны для
правления.
Заместитель Председателя
Совета Труда и Обороны
Л.КАМЕНЕВ
Секретарь
Совета Труда и Обороны
Л.ФОТИЕВА