ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
КОМИТЕТ
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
ДЕКРЕТ
от 8 марта 1923 года
ПОЛОЖЕНИЕ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ МЕРАХ ОХРАНЫ
РЕВОЛЮЦИОННОГО ПОРЯДКА
Глава I
1. Применение чрезвычайных мер охраны
революционного порядка может иметь место лишь в случаях, оговоренных в
настоящем Положении в форме введения: а) исключительного и б) военного
положения.
2. Исключительное положение вводится:
а) в случаях контр - революционных
выступлений и иных посягательств на рабоче - крестьянскую
власть и ее отдельных представителей или серьезной угрозы таких выступлений и
посягательств;
б) в случаях неисполнения ими
противодействия законным распоряжениям власти со стороны отдельных граждан,
поскольку эти правонарушения грозят принять массовый характер;
в) в случаях массовых посягательств на
личность и имущество граждан;
г) в случаях, когда нормальная жизнь
нарушена чрезвычайными стихийными бедствиями;
д) как мера перехода к нормальному
порядку в местностях, бывших на военном положении.
3. Военное положение объявляется:
а) когда данная местность становится
театром военных действий или получает для военных целей особо важное значение (глава IV);
б) в случаях, предусмотренных ст. 2
настоящего Положения, когда меры исключительного положения оказываются
недостаточными для охраны или восстановления революционного порядка (глава
III).
4. Чрезвычайные меры охраны
революционного порядка (ст. ст. 2 и 3) вводятся постановлением Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета и Совета
Народных Комиссаров по представлениям: Народного Комиссариата Внутренних Дел -
при введении исключительного положения и Народного Комиссариата Внутренних Дел
совместно с Революционным Военным Советом Республики при введении военного
положения, за исключением случая, указанного в примечании к настоящей статье.
Примечание. Местности, входящие в состав
театра военных действий, т.-е. территория, на которой развертываются и действуют
вооруженные силы Республики или располагаются тыловые учреждения, объявляются
состоящими на военном положении постановлением Совета Народных Комиссаров
одновременно с объявлением мобилизации, согласно разработанного и утвержденного
в мирное время списка таковых местностей.
5. Губернским исполнительным комитетам и
их президиумам предоставляется право введения исключительного или военного
положения собственной властью в случаях отсутствия возможности снестись с
центральной властью или когда ход событий не допускает никакого промедления в
принятии мер чрезвычайной охраны.
В этих случаях губернский исполнительный
комитет и его президиум обязаны при первой возможности донести о причинах
введения чрезвычайных мер Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету
и Совету Народных Комиссаров через Народный Комиссариат Внутренних Дел, а в
случаях введения военного положения и через Революционный Военный Совет
Республики.
6. Чрезвычайные меры охраны вводятся во
всех случаях на срок до трех месяцев. Продление их, а равно досрочная отмена
допускается в порядке ст. 4 настоящего Положения.
7. Чрезвычайные меры охраны считаются
введенными в действие с момента распубликования
соответствующего акта в официальном местном органе или путем расклейки
официальных извещений.
Примечание. Безотлагательное и
повсеместное объявление жителям о введении чрезвычайных мер охраны возлагается
на президиум соответствующего исполнительного комитета.
8. О принятых мерах по проведению
исключительного положения губернские исполнительные комитеты обязаны немедленно
доводить до сведения Народного Комиссариата Внутренних Дел с представлением
копий своих постановлений.
При введении военного положения
обязанность эта возлагается на губернские революционные военные комитеты,
которые обязаны указанные сведения представлять также в Революционный Военный
Совет Республики.
9. Всероссийский
Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров в отдельных
случаях, по представлениям Народного Комиссариата Путей Сообщения,
согласованным с Народным Комиссариатом Внутренних Дел, объявляют исключительное
положение в полосе отчуждения железных дорог, а равным образом, по
представлениям Революционного Военного Совета Республики, объявляют на военном
положении заводы и склады, имеющие военное значение, и железнодорожные пути
стратегического значения.
10. Одновременно со снятием чрезвычайных
мер охраны восстанавливается деятельность всех местных органов власти и все
обязательные постановления и распоряжения, изданные в порядке исключительного
или военного положения, прекращают свое действие без особого о том
постановления.
Глава II
11. Исключительное положение
распространяется или на всю губернию, или на отдельные ее уезды, районы,
волости или города.
12. На время действия исключительного
положения (ст. 6) вся власть, предоставленная исполнительным комитетам,
сосредоточивается в их президиумах.
13. Одновременно с введением
исключительного положения по всей губернии, Президиум Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета, по представлению Совета Народных
Комиссаров, может назначить особо - уполномоченного для председательствования в
президиуме губернского исполнительного комитета. При введении исключительного
положения в губернии таковые уполномоченные для председательствования в
президиумах уездных и волостных исполнительных комитетов назначаются
президиумом губернского исполнительного комитета.
14. Президиуму губернского
исполнительного комитета, помимо прав, указанных в ст. ст. 5 и 12 настоящего
Положения, предоставляется:
а) Издавать обязательные постановления по
предметам, относящимся к охранению государственного порядка и безопасности, в
дополнение и развитие действующих законов.
б) Устанавливать административные
взыскания за нарушение обязательных постановлений, в виде: 1) лишения свободы на
срок не свыше 3-х месяцев или принудительных работ без лишения свободы на срок
до 6-ти месяцев; 2) штрафа до 5000 рублей золотом.
в) Высылать из пределов губернии или
отдельных ее пунктов на срок действия исключительного положения лиц, признанных
опасными для общественного порядка, или-же высылать
таковых лиц на тот-же срок в определенные места губернии без права самовольного
передвижения.
Примечание. Административная высылка в
определенные районы других губерний производится согласно
Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 10
августа 1922 года (Собр. Узак., 1922, N 51, ст. 646)
и инструкции Народного Комиссариата Внутренних Дел по применению означенного
Постановления (Собр. Узак., 1923, N 8, ст. 108).
г) В местностях,
постигнутых чрезвычайными стихийными бедствиями: 1) производить реквизиции
имущества на основании декрета Совета Народных Комиссаров от 17 октября 1921
года о реквизициях и конфискациях (Собр. Узак., 1921,
N 70, ст. 564) без предварительного разрешения, но с обязательным последующим
донесением Совету Труда и Обороны и 2) устанавливать трудовую повинность всего
населения или его части.
д) Приостанавливать действие предприятий,
общественных и частных учреждений, а также приостанавливать действие правил об
обществах, союзах, собраниях, съездах и печати.
Глава III
15. В местностях, объявленных на военном
положении, но не находящихся на театре военных действий, действуют
нижеследующие правила:
а) Вместо исполнительных комитетов
учреждаются революционные военные комитеты, действующие на основании особого о
них Положения.
б) Губернские революционные военные
комитеты назначаются Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом по
представлению Совета Народных Комиссаров; уездные и городские революционные
военные комитеты учреждаются губернским исполнительным комитетом или губернским
революционным комитетом и представляются на утверждение Президиума Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета через Совет Народных Комиссаров.
Примечание 1. Президиуму Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета по представлению Совета Народных
Комиссаров принадлежит право, в случаях исключительной необходимости, вводить
полностью или частично в состав губернских революционных военных комитетов лиц,
не входящих в состав местных исполнительных комитетов. Такое-же
право принадлежит президиумам губернских исполнительных комитетов в отношении
уездных и городских революционных военных комитетов.
Примечание 2. В состав революционного
военного комитета, на правах его члена, входит командующий всеми вооруженными
силами в районе действия военного положения.
в) В губерниях, объявленных на военном
положении, на все время такового положения могут быть учреждаемы, наряду с
нормальными судами, революционные трибуналы с правами военных, действующих в
боевой обстановке (ст. 434 Уголовно - Процессуального
Кодекса) <*>.
--------------------------------
<*> Ст. 407 Уголовно
- Процессуального Кодекса издания 1923 года.
г) Указанные революционные военные
трибуналы могут быть учреждаемы и для отдельных уездов в случаях объявления на
военном положении лишь упомянутых уездов.
16. В местностях, объявленных на военном
положении, революционным военным комитетам, кроме прав, перечисленных в ст. ст.
12 и 14 настоящего Положения, предоставляется право:
а) устанавливать за
нарушение обязательных постановлений взыскания в административном порядке в
виде: 1) лишения свободы на срок до 6-ти месяцев или принудительных работ без
лишения свободы на срок до 12-ти месяцев, 2) штрафа до 50000 рублей золотом, 3)
конфискации всего или части имущества и 4) административной высылки на все
время действия военного положения;
б) передавать на рассмотрение революционного
трибунала отдельные уголовные дела, а также изымать из общей подсудности с
передачей революционному трибуналу определенные категории дел, о чем
предварительно должно быть объявлено во всеобщее сведение;
в) предавать суду революционного трибунала
виновных в нарушении обязательных постановлений, хотя-бы соответствующие деяния
не были предусмотрены Уголовным Кодексом. О подсудности означенных деяний
революционному трибуналу должно быть упомянуто в обязательном постановлении;
г) воспрещать въезд и выезд
как отдельным лицам, так и отдельным категориям населения;
д) производить реквизицию имущества с
последующим донесением Совету Труда и Обороны;
е) воспрещать ввоз и вывоз тех или иных
предметов;
ж) в исключительных случаях при наличии
перерыва связи с центром, объявлять мобилизацию и устанавливать иные военные
повинности с обязательством, немедленно по восстановлении связи,
ходатайствовать перед центром об утверждении принятых мер, с объяснением, чем
введение таковых было вызвано.
Глава IV
17. Местности, входящие в состав театра
военных действий, объявляются на военном положении в порядке, указанном в
примечании к ст. 4 настоящего Положения. Военное положение проводится
командованием всеми вооруженными силами соответствующих армий и фронтов. Этому
командованию в отношении административного управления территорией подчиняются
все местные революционные военные комитеты, через каковые военное командование
действует в сфере гражданского управления.
18. Командованию вооруженными силами в
местностях театра военных действий принадлежат права, как указанные в ст. ст.
14 и 16 настоящего Положения, так и предусмотренные особым Положением о
революционных военных советах.
19. По прекращении военных действий автоматически
устанавливается, на пути к нормальному строю управления, порядок управления
через революционные военные комитеты, согласно главы 3
настоящего Положения.
Председатель
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
М.КАЛИНИН
Заместитель Председателя
Совета Народных Комиссаров
Л.КАМЕНЕВ
Секретарь
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
Т.САПРОНОВ
Приложение
СПИСОК ДЕКРЕТОВ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ,
ОТМЕНЯЕМЫХ С ИЗДАНИЕМ ПОЛОЖЕНИЯ О
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ МЕРАХ
ОХРАНЫ РЕВОЛЮЦИОННОГО ПОРЯДКА
Всероссийский Центральный Исполнительный
Комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:
С введением в действие Положения о
чрезвычайных мерах охраны революционного порядка от 8 марта 1923 года, считать
отмененными нижеследующие декреты и постановления Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны:
1. Декрет Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета и Совета Труда и Обороны о местностях, объявленных на
военном положении от 4 ноября 1920 года (Собр. Узак.,
1920, N 89, ст. 454).
2. Декрет Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета о точном смысле ст. 10 Правил о местностях,
объявленных на военном положении от 18 ноября 1920 года (Собр. Узак., 1920, N 91, ст. 480).
3. Декрет Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета о мерах борьбы с польским наступлением от 11 мая 1920
года (Собр. Узак., 1920, N 43, ст. 190).
4. Постановление Совета Труда и Обороны о
введении военного положения на водных путях Советской Республики от 12 мая 1920
года (Собр. Узак., 1920, N 44, ст. 198).
5. Постановление Совета Труда и Обороны о
правах комиссаров и лиц технической администрации водного транспорта в
отношении наложения дисциплинарных взысканий в административном порядке на
время военного положения от 12 мая 1920 года (Собр. Узак.,
1920, N 44, ст. 199).
6. Постановление Совета Труда и Обороны
об объявлении Казанской губернии на военном положении от 28 мая 1920 года
(Собр. Узак., 1920, N 52, ст. 230).
7. Декрет Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета об образовании коллегии по проведению военного
положения и о предоставлении Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и некоторым ее
органам прав революционных военных трибуналов в отношении преступлений,
направленных против военной безопасности Республики от 28 мая 1920 года (Собр. Узак., 1920, N 78, ст. 370).
8. Декрет Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета об изъятиях из общей подсудности в местностях,
объявленных на военном положении от 20 июня 1919 года (Собр. Узак., 1919, N 27, ст. 301).
9. Постановление Совета Рабочей и
Крестьянской Обороны о проведении в жизнь военного положения на железных
дорогах и о мерах содействия по снабжению железных дорог топливом от 12 ноября
1919 года (Собр. Узак., 1919, N 56, ст. 535).