НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ФИНАНСОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 1923 года
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВРЕМЕННЫХ ПРАВИЛ ОБЛОЖЕНИЯ
УРАВНИТЕЛЬНЫМ СБОРОМ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ТРЕСТОВ, СИНДИКАТОВ И КОМБИНАТОВ, АКЦИОНЕРНЫХ
И СМЕШАННЫХ ОБЩЕСТВ, ОБЩЕСТВ ВЗАИМНОГО КРЕДИТА,
БАНКОВ И СОЮЗОВ КООПЕРАТИВОВ
§ 1. Действие Временных правил (Собр. Узак., 1923, N 5, ст. 89, приложение 7-ое) и настоящей
Инструкции распространяется на государственные тресты, синдикаты и комбинаты,
акционерные и смешанные общества, общества взаимного кредита, банки и союзы
кооперативов. Первичные кооперативы, артели, всякого рода товарищества, а равно
единичные государственные предприятия, не составляющие треста, действию
Временных правил не подлежат.
Примечание. Действие
Временных правил и настоящей Инструкции распространяется на все те объединения
государственных предприятий, которые, хотя и не носят наименования трестов,
синдикатов и комбинатов, но по своей организации близко к ним подходят, состоя
в ведении одного из народных комиссариатов или их местных органов, находясь на
хозяйственном расчете и имея централизованные управления с общим для всего
объединения капиталом и счетоводством.
§ 2. Представители губернского
экономического совещания, губернского отдела Рабоче - Крестьянской Инспекции и
губернского совета профессиональных союзов в комитете по обложению
вышеуказанных объединений (ст. 2 Временных правил) назначаются этими
учреждениями на сроки по их усмотрению. Представители плательщиков назначаются
губернским исполнительным комитетом на один год по кандидатскому списку,
составляемому губернским советом народного хозяйства по соглашению с комиссией
по внутренней торговле, где таковая существует. К представителям назначаются
два заместителя по тому-же списку.
§ 3. В заседании комитета приглашается с
правом решающего голоса финансовый инспектор того участка, в котором находится
правление организации, если оно находится в одном городе с губернским
финансовым отделом, в противном-же случае - один из
финансовых инспекторов губернского города по назначению губернского финансового
отдела.
§ 4. Губернский финансовый отдел обязан
вести точную регистрацию организаций, правления которых находятся в районе его
действия, и входящих в эти организации предприятий, торговых и промышленных. Для этого, помимо данных, которые имеются в распоряжении
губернского финансового отдела и представляются правлениями на основании ст. 3
Временных правил, губернские финансовые отделы тех губерний, в которых
расположены предприятия, обязаны к началу каждого окладного полугодия
доставлять в губернские финансовые отделы, по месту нахождения правлений
организаций, сведения о каждом предприятии за предшествующее окладному
полугодие.
§ 5. В сведениях, упомянутых в
предшествующей статье, должно быть указано: название предприятия, его
местонахождение, с какого времени предприятие открыто и с какого входит в
состав объединения; производились-ли или продавались в
предприятии в предшествующем полугодии предметы роскоши, и какой группы;
относительно промышленных предприятий, сбывавших свою продукцию или часть ее на
рынок непосредственно, помимо организации (ст. 6 Временных правил), это в
представляемых сведениях должно быть отмечено. К сведениям должны быть
приложены копии отрезков заявлений на все выбранные предприятием патенты
(приложение 6 к ст. 25 Правил взимания промыслового налога).
§ 6. В свою очередь каждый губернский
финансовый отдел, в районе которого находится правление организации, сообщает
всем губернским финансовым отделам, по месту нахождения всех предприятий этой
организации, о принятии их на учет для обложения в порядке Временных правил.
§ 7. Перед наступлением окладного
полугодия губернский финансовый отдел путем публикации напоминает правлениям
организаций о представлении указанных в ст. 3 Временных правил отчетов и
списков за предшествующее полугодие.
§ 8. Представление отчетов не освобождает
предприятия организаций от подачи в участковые налоговые комиссии, по месту
нахождения предприятий, заявлений, требуемых Инструкцией о порядке взимания
промыслового налога, с отметкою против опросного
пункта о размере оборота, что предприятие подлежит обложению уравнительным
сбором в порядке Временных правил.
§ 9. Впредь до
установления Народным Комиссариатом Финансов предусмотренной ст. 3 Временных
правил формы отчетов, организации, облагаемые по этим Правилам, должны
представлять в подлежащие губернские финансовые отделы правильно и ясно
составленные ведомости, заключающие следующие сведения по каждому из
предприятий, входящих в состав организации в суммах, выраженных в денежных
знаках выпуска 1923 года: 1) наличность товаров или продукции к началу и к
концу отчетного периода, 2) покупка товаров или
выработка изделий за отчетный период, 3) получение товаров или изделий из
других предприятий той-же организации, 4) получение товаров на комиссию и
изделий для переработки, 5) продажа товаров и изделий с разделением оборота на
части соответственно различным процентам начисления уравнительного сбора
(предметы роскоши и т.п.), 6) передача товаров и изделий в другие предприятия
той-же организации, 7) сдача из на комиссию или для переработки, 8) полученные и уплаченные
комиссионные вознаграждения, 9) полученные проценты и другие валовые прибыли,
10) полученная плата за обработку чужих материалов и изделий.
К этой ведомости должен быть приложен
свод оборотов по всем предприятиям организации с выделением сумм, подлежащих
обложению, согласно ст. 4 Временных правил, а также расчет причитающегося
уравнительного сбора.
§ 10. В списке предприятий,
представляемом одновременно с отчетными данными, показываются все без
исключения предприятия организации, существовавшие в предшествующем полугодии.
По промышленным предприятиям, выпускавшим в предшествующем полугодии свою продукцию
или часть ее на рынок непосредственно, помимо организации, и потому подлежащим
обложению отдельно (ст. 6 Временных правил), об этом в списке должны быть
сделаны отметки.
§ 11. Список должен быть представлен втечение первого месяца окладного полугодия, во всяком
случае, независимо от того, представлен отчет или нет.
§ 12. Промышленные предприятия указанных
в § 1 организаций, выпускавшие свою продукцию на рынок непосредственно,
полностью или частью (ст. 6 Временных правил), облагаются в участковых налоговых
комиссиях общим порядком, согласно Инструкции о порядке взимания промыслового
налога, по полному обороту, если продукция непосредственно сбывалась полностью,
или в противном случае, по соответствующей его части.
Примечание. Предприятия, сбывающие продукцию
непосредственно с проведением оборота по общей отчетности всего объединения,
облагаются в порядке Временных правил.
§ 13. Предприятия, вошедшие в
объединение, облагаются впервые в порядке Временных правил в следующем за
включением их в объединение полугодии, а до этого времени облагаются в общем
порядке.
§ 14. Рассмотрев
отчетные данные, доставленные объяснения, доказательства и книги, если таковые
были затребованы в силу ст. 7 Временных правил, комитет определяет совокупный
оборот объединения (ст. ст. 4 и 8 Временных правил), не включая в эту сумму
оборотов промышленных предприятий, сбывающих свою продукцию на рынок
непосредственно, полностью, или часть, если таким образом реализовалась часть
продукции (ст. 6 Временных правил).
§ 15. Затем комитет исчисляет оклад
уравнительного сбора с определенного совокупного оборота, с зачетом стоимости
взятых на все предприятия на окладное полугодие
патентов, в том числе и на промышленные предприятия, сбывавшие продукцию на
рынок непосредственно (ст. 6 Временных правил).
Примечание. Стоимость патентов по
предприятиям, сбывающим непосредственно свою продукцию (ст. 6 Временных
правил), при обложении их на местах в уравнительный сбор не зачитывается.
§ 16. Уравнительный сбор исчисляется из
процента, установленного Инструкцией о порядке взимания промыслового налога, за
следующими исключениями:
а) для промышленных предприятий, для
которых Постановлением коллегии Народного Комиссариата Финансов от 2 октября
1922 года установлены пониженные или повышенные проценты обложения (циркуляр
Управления налогами и государственными доходами от 14 ноября 1922 г. N
8053/735, п. п. 1, 14), применяются эти проценты;
б) для предприятий, производящих или
продающих предметы, указанные в Правилах о промысловом обложении производства
предметов роскоши и торговли ими (приложение 6-ое к утвержденному 18 января
1923 года Положению о промысловом налоге), применяются проценты, означенные в
сих Правилах.
Примечание 1. Установленные Народным
Комиссариатом Финансов для промышленных предприятий проценты обложения (п.
"а" § 16) применяются только в том случае, если продукция выпускается
на рынок непосредственно из промышленных заведений или через правления и их
складочные помещения; если-же выпускается из
специальных помещений для торговли (как оптовой, так и розничной), то
применяются общеустановленные проценты.
Примечание 2. Для
предприятий, производящих или продающих наряду с предметами, упомянутыми в п.
п. "а" и "б" настоящего параграфа, и другие предметы,
особые проценты обложения применяются лишь к той части совокупного оборота,
которая касается первых, т.-е. предметов, означенных в п. п. "а" и
"б", если по документальным данным возможно выделение этой части из
общей суммы совокупного оборота; в противном случае, повышенные проценты
применяются ко всему обороту.
§ 17. Установленная надбавка в доход
местных исполнительных комитетов (ст. 9 Временных правил) исчисляется в размере
100% основного оклада. В тех случаях, когда некоторые предприятия облагаемой
организации находятся в других губерниях, местная надбавка распределяется между
губерниями пропорционально стоимости патентов, взятых на предприятия
организации, находящиеся в каждой губернии, не считая предприятий, сбывавших
свою продукцию, полностью или частью, на рынок непосредственно и предприятий, возникших
в окладном полугодии.
Примечание. В виду обращения в местные
средства установленных отчислений от промыслового налога, таким-же
порядком распределяются и эти отчисления.
§ 18. При взносе в кассу губернского
финансового отдела указанного в примечании к ст. 10 Временных правил аванса
одновременно вносится и надбавка к нему в доход местных исполнительных
комитетов, в размере 100% аванса. Эта надбавка и установленное отчисление в
местные средства немедленно распределяются между губерниями в порядке § 17 и
примечания к нему.
§ 19. Определив оборот и оклад
уравнительного сбора по получении отчета в случае, указанном в примечании к ст.
10 Временных правил, комитет одновременно постановляет о начислении пени на
разницу между внесенным авансом и исчисленным окладом с 1-го числа второго
месяца окладного полугодия, если исчисленный оклад превышает сумму аванса.
Пеня, падающая на местную надбавку и отчисления от основного оклада,
распределяется между губерниями в порядке § 17.
§ 20. Если сумма внесенного аванса
окажется превышающей оклад уравнительного сбора, то излишек аванса
засчитывается в счет будущих платежей.
§ 21. Если аванс,
указанный в примечании к ст. 10 Временных правил в срок не внесен, а отчетные
данные представлены втечение второго или третьего месяца
окладного полугодия, то комитет назначает штраф за несвоевременное
представление отчета или затребованных в дополнение к нему книг и сведений, а
по получении отчета устанавливает оклад и постановляет о начислении пени на
установленный оклад с 1-го числа второго месяца окладного полугодия по
день платежа.
§ 22. Исчисление оклада уравнительного
сбора в порядке Временных правил должно быть произведено в двухмесячный срок по
получении отчета.
§ 23. Об исчисленном окладе, а также
штрафе и начислении пени губернский финансовый отдел посылает правлению
организации извещение, которое должно быть вручено под расписку.
§ 24. Требуемые извещением суммы должны
быть уплачены в десятидневный срок; подача в порядке ст. 11 Временных правил
возражения не приостанавливает уплаты.
§ 25. О произведенном, согласно ст. 9
Временных правил, распределении надбавок и отчислений в местные средства
губернский финансовый отдел сообщает тем губернским финансовым отделам, в
районе которых находятся предприятия облагаемых объединений. Уплачиваемые
правлением суммы немедленно переводятся в губернские финансовые отделы,
согласно произведенному распределению.
§ 26. Если до конца третьего месяца
требуемые ст. 3 Временных правил отчеты представлены
не будут, или не будут представлены необходимые сведения для определения
оборота (§ 9), то обложение предприятий объединения должно быть произведено в
общем порядке в налоговых комиссиях.
§ 27. Постановление об обложении
предприятий подотчетных организаций в общем порядке в налоговых комиссиях
губернский финансовый отдел немедленно сообщает финансовым инспекторам
участков, в которых находятся предприятия, сообщая при этом и сведения для
обложения, если таковые имеются, в распоряжении губернского финансового отдела.
§ 28. По получении указанного сообщения
губернского финансового отдела, соответствующие налоговые комиссии в
двухнедельный срок привлекают находящиеся в их районах предприятия организаций
к уравнительному сбору, согласно Инструкции о порядке взимания промыслового
налога.
§ 29. Исчислив оклад уравнительного сбора
в порядке предыдущего параграфа, налоговая комиссия постановляет о начислении
на него с 1-го числа второго месяца окладного полугодия по день платежа пени в
размерах, указанных в Положении о взимании налогов и сборов.
§ 30. За неподачу заявлений, требуемых
Инструкцией о порядке взимания промыслового налога, предприятия подвергаются
штрафу в порядке той-же Инструкции.
§ 31. Об исчисленном окладе
уравнительного сбора с начислением пени налоговая комиссия посылает извещение с
требованием уплаты в десятидневный срок.
§ 32. По привлечении
предприятий подотчетных организаций к уравнительному сбору в налоговых
комиссиях, финансовые инспектора немедленно сообщают об этом тому губернскому
финансовому отделу, в районе которого находится правление организации.
§ 33. Подача жалоб по ст. 11 Временных
правил не приостанавливает обложения предприятия в налоговых комиссиях по § 27
Инструкции, равно как и уплату исчисленного в налоговых комиссиях
уравнительного сбора. Если обложение, в результате удовлетворения жалобы, будет
произведено губернским финансовым отделом в порядке Временных правил, излишне
уплаченная по исчислению налоговой комиссии сумма уравнительного сбора
зачитывается в будущие платежи.
Заместитель Народного
Комиссара Финансов
М.ВЛАДИМИРОВ