СОВЕТ ТРУДА И ОБОРОНЫ Р.С.Ф.С.Р.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 1923 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОЛОНИЗАЦИИ КАРЕЛЬСКО-МУРМАНСКОГО КРАЯ
Раздел
первый
1. В целях колонизации и экономического
развития Карельско-Мурманского края, Мурманской
железной дороге предоставляется в районе от Петрозаводска до Мурманска
территория в три миллиона десятин в составе лесных дач, переименованных в
Приложении к сему.
2. Отводимая Мурманской железной дороге
территория передается ей в пользование на срок в десять лет, с возможностью
продления его постановлением Совета Труда и Обороны по представлению
Северо-Западного экономического совещания.
3. В отводимую Мурманской железной дороге
территорию не включаются:
а) земли существующего трудового
пользования (Земельный Кодекс, ст. 141) и местного запасного земельного фонда.
б) те рыболовные угодия,
которые не признаны в установленном порядке имеющими промысловое значение, и
должны по действующим законоположениям оставаться в свободном пользовании всех
граждан Р.С.Ф.С.Р. (ст. 10 Постановления Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров
от 25 сентября 1922 года об организации управления рыбным хозяйством Р.С.Ф.С.Р.
- Собр. Узак., 1922, N 61, ст. 780);
в) участки, на которых к моменту
опубликования настоящего Положения органами Карельской трудовой коммуны будет
начата фактическая эксплоатация ископаемых богатств
или произведены разведки на таковые.
Границы земель трудового пользования
могут быть устанавливаемы в порядке землеустройства (Земельный Кодекс, часть
III, раздел 1), или в порядке специального вымежевания
целых районов расположения этих земель.
4. Земельные и лесные площади, которые
будут необходимы для отвода местному трудовому населению по Земельному Кодексу,
и имеющему быть изданному Лесному Кодексу, впоследствии могут быть исключаемы
из предоставляемой Мурманской железной дороге территории в порядке,
устанавливаемом упомянутыми узаконениями.
При отводе земельных и лесных площадей
местному трудовому населению, население Карельской трудовой коммуны имеет
преимущество.
5. В пределах
отведенной Мурманской железной дороге территории, дороге предоставляется право эксплоатации лесов, недр, воды и других природных сил и
богатств и привлечения для этого третьих лиц (государственных, общественных,
смешанных и частных предприятий), каковое привлечение производится Мурманской
железной дорогой не иначе, как с разрешения Северо-Западного экономического совещания,
в соответствии с существующими и имеющими быть изданными законоположениями и
при непременном согласовании соответствующих проектов: в отношении лесоэксплоатации - с Северолесом,
Петролесом, а также Центральным Управлением Лесами, и
под контролем последнего; в отношении использования других природных богатств -
с органами Высшего Совета Народного Хозяйства, в отношении рыболовных вод - с
Главным Управлением по Рыболовству и рыбопромышленности в пределах Карельской
трудовой коммуны по согласованию с Карельским исполнительным комитетом.
Примечание. Предоставляемое настоящей
статьей Мурманской железной дороге право эксплоатации
лесов не распространяется на те площади, которые,
согласно ст. 8 настоящего Положения, остаются в пользовании Северолеса
и Петролеса.
6. Леса, находящиеся в пределах
предоставленной Мурманской железной дороге территории, используются в порядке и
с ограничениями, указанными в ст. 5 и 8 Положения: а) под расчистку и сельско-хозяйственную обработку на участках, отводимых под
заселение (ст. 11 Положения); б) в целях заготовки и переработки лесных
материалов для надобности дороги и на продажу. Это использование осуществляется
согласно планам лесного хозяйства по действующим законам и правилам под
контролем местных органов Центрального Управления Лесами.
7. Все платежи, причитающиеся к уплате за право использования предоставленной Мурманской
железной дороге территории и находящиеся в ее пределах природные богатства, не
исключая корневой стоимости леса, в размерах, законом установленных, поступают
в кассу Правления Мурманской железной дороги для расходования, согласно ст. 10.
Примечание. Впредь до
издания Лесного Кодекса, Мурманская железная дорога на отводимых участках
обязана исполнять постановления Карельского исполнительного комитета о
бесплатном отпуске лесных материалов трудовому земледельческому населению, а по
издании Лесного Кодекса - выделять в распоряжение местных органов земельные и
лесные площади на тех же основаниях, на коих будут отводиться таковые и на
остальной территории Карельской трудовой коммуны.
8. Предоставлением
Мурманской железной дороге означенной в предшествующих статьях территории не
нарушаются права Северолеса и Петролеса
на распоряжение и эксплоатацию лесных площадей
хотя-бы вошедших в список дач, отводимых Мурманской железной дороге, но
предоставленных Северолесу и Петролесу,
согласно положения о них, с тем, однако, чтобы платежи, причитающиеся с этих
организаций за право использования природных богатств, в пределах отведенной
Мурманской железной дороге территории, не исключая корневой стоимости
леса, поступили в кассу Правления дороги, согласно ст. 7 Положения, причем на
эти организации распространяются все льготы, установленные при платежах за
пользование лесами Центральному Управлению Лесами.
9. В случае, если-бы Северолесу, Петролесу и другим
государственным учреждениям, на основании положений о них в порядке,
установленном законами, разрешено было участие в концессионном предприятии, для
организации которого оказалось бы необходимым эксплоатировать
лесные площади, входящие в состав территории, отводимой Мурманской железной
дороге, эти площади могут быть включены в район концессионного предприятия с
тем, чтобы причитающиеся с этого предприятия платежи, предусмотренные ст.
7 Положения, поступали в кассу Правления Мурманской железной дороги на срок,
установленный ст. 2 Положения.
10. Все платежи, поступающие
в кассу Правления Мурманской железной дороги по ст. ст. 7, 8 и 9 Положения, а
также чистые прибыли от эксплоатации лесов и других
предприятий по использованию природных богатств на предоставленной дороге
территории, зачисляются в специальный колонизационный фонд и расходуются,
главным образом, на колонизационные нужды и в долях, определенных
Северо-Западным экономическим совещанием, на укрепление дороги и на организацию
и развитие промышленных предприятий дороги в названном крае.
11. В пределах отведенной ей территории,
Мурманская железная дорога обязана производить отвод участков для водворения
устройства на ней рабочих и служащих дороги, а также пришлого населения по
правилам, представленным Северо-Западным экономическим совещанием на утверждение
Народного Комиссариата Земледелия, согласно ст. 224 Земельного Кодекса.
12. Общее направление
всего дела заселения отведенной дороге территории и надзора за тем, чтобы
слагающиеся в районе земельные отношения были согласованы с основами,
установленными началами землеустройства и землепользования, а равно и
утверждение планов переселения и заселения и наблюдение за правильностью их
выполнения возлагается на Народный Комиссариат Земледелия, согласно ст. 224
Земельного Кодекса.
13. Вся отведенная Мурманской железной
дороге территория в административном отношении подчиняется тем административным
органам, к районам ведения которых относятся отдельные
части означенной территории.
14. На средства,
назначаемые по ст. 10 на колонизационные нужды, Мурманская железная дорога
производит, кроме землеотводных работ (ст. 11) также
следующие работы: а) обследование представленной ей территории с
лесоустройством всех дач, в которых оно потребуется; б) расчистку, раскорчевку
и другие мелиоративные работы на участках, отводимых под заселение; в)
постройку грунтовых дорог и изыскание на постройку таковых; г)
устройство и оборудование опытно-показательных ферм, полей и огородов; д)
устройство товаро-продовольственных лавок и складов
для снабжения засельщиков-колонистов инвентарем,
продовольствием и другими необходимыми предметами. Объем всех этих предприятий
устанавливается Северо-Западным экономическим совещанием в соответствии с
размерами средств, назначаемых на колонизационные нужды (ст. 10).
15. Все платежи, предусмотренные разделом
первым, вносимые в кассу Мурманской железной дороги, вносятся в кассу ее с 1-го
октября 1923 года.
Раздел второй
16. В целях привлечения
населения как на предоставленную Мурманской железной дороге территорию, так и в
другие, определенные планом колонизации Карельско-Мурманского
края, районы и для облегчения его хозяйственного устройства и укрепления,
устанавливаются для переселенцев в Карельско-Мурманский
край, следующие льготы:
а) Переселенцы, не принадлежащие к числу
жителей Карельско-Мурманского края, водворяющиеся в
тех районах этого края, которые по плану его колонизации предназначены к
заселению, а равно поселившиеся вместе с ними члены их семей мужского пола,
достигшие призывного возраста, втечение десяти лет с
момента водворения здесь освобождаются от призыва в войска. На такой-же срок
освобождаются от мобилизации водворяющиеся в
означенных районах непринадлежащие к числу жителей Карельско-Мурманского края переселенцы, состоящие в запасе
армии и флота. Для всех переселенцев, водворяющихся на Мурманском побережье,
устанавливаются такие-же льготы, хотя-бы эти
переселенцы и принадлежали к числу жителей Карельско-Мурманского
края.
Примечание. Льготы, перечисленные в п.
"а", остаются за указанными лицами, также после снятия с Мурманской
железной дороги обязанностей по колонизации Карельско-Мурманского
края.
б) Все переселенцы, для коих
устанавливаются льготы, означенные в предшествующем пункте, а равно и живущие с
ними члены их семей, освобождаются на срок десяти лет с момента водворения в
край от всяких налогов.
в) Все переселенцы,
не принадлежащие к числу жителей Карельско-Мурманского
края и желающие водвориться в его пределы, как в районы, предназначенные к
заселению по плану колонизации края, так и в других местностях, доставляются
бесплатно за счет колонизационного фонда Мурманской железной дороги к месту
водворения с их семьями, живым и мертвым инвентарем и имуществом. Эта льгота распространяется также и на жителей Карельско-Мурманского
края, заявивших желание переселиться в район заселения на
Мурманском побережьи и заняться рыболовством.
г) Переселенцам, водворяющимся в районах,
предназначенных по плану колонизации к заселению, предоставляются бесплатно для
их строительных и топливных нужд лес из годичной лесосеки по нормам и на срок,
установленные Северо-Западным экономическим совещанием, причем для
переселенцев, водворяющихся на предоставленной Мурманской железной дороге
территории, лес отпускается в этом порядке дорогой.
Примечание. Пользующийся этими льготами
каждый переселенческий двор обязывается построить себе в течение первых двух
лет жилье на отведенном ему участке земли.
17. Для облегчения продовольствования
и хозяйственного устройства переселенцев, водворяющихся в районах лесных
разработок и промыслов вне территории, предоставленной Мурманской железной
дороге, каждому переселенческому двору отводится площадь земли под огород и
иные сельско-хозяйственные угодья, а также оказывается
содействие по приобретению семян и организации подсобных отраслей хозяйства.
Примечание. Проведение указанных в
настоящей статье мер лежит на обязанности Мурманской железной дороги по
соглашению с хозяйственными органами (Северолес и Петролес).
Раздел
третий
18. Предоставляется
Мурманской железной дороге и другим государственным органам, действующим на
территории Карельско-Мурманского края, право
льготного ввоза через Мурманск, Кандалакшу и Кемь иностранных товаров в
контингентах, определяемых ежегодно постановлением Совета Труда и Обороны по
согласованным с Народным Комиссариатом Внешней Торговли представлениям
Северо-Западного экономического совещания.
Раздел
четвертый
19. Руководство
колонизацией Карельско-Мурманского края, а равно
объединение и согласование деятельности различных ведомств и предприятий по
колонизации края возлагается на Северо-Западное экономическое совещание, причем
ему предоставляется выделить для этой цели из своего состава постоянную
комиссию при непременном участии в ней представителей Народного Комиссариата
Земледелия, Народного Комиссариата Финансов, Высшего Совета Народного
Хозяйства, Народного Комиссариата Путей Сообщения и Карельской трудовой
коммуны.
Примечание. Все расходы, связанные с
выполнением работ, согласно настоящей статьи,
относятся за счет колонизационного фонда.
20. В круг деятельности Северо-Западного
экономического совещания по колонизации Карельско-Мурманского
края входит:
а) рассмотрение и утверждение годовых
операционных планов колонизационных работ;
б) рассмотрение и представление на
утверждение Совета Труда и Обороны годовых приходо-расходных смет по
колонизационному фонду;
в) рассмотрение и представление на
утверждение Народного Комиссариата Земледелия правил и инструкций по отводу
участков и устройству на них переселенцев (ст. 11);
г) распределение денежного
колонизационного фонда для расходования на нужды колонизации, на укрепление
дороги и на развитие промышленных предприятий (ст. 10);
д) установление объема и характера
необходимых землеустроительных, мелиоративных, дорожных, строительных и других
работ по подготовке земельного колонизационного фонда (ст. 14);
е) разрешение, в соответствии с
существующими узаконениями, на привлечение различных предприятий для эксплоатации предоставленной Мурманской железной дороге
территории и находящихся на ней богатств (ст. 5);
ж) предварительное рассмотрение, по
поручению Главного Концессионного Комитета, условий отвода площадей для
концессий (ст. 9);
з) составление, по соглашению с органами
Народного Комиссариата Внешней Торговли, контингентов иностранных товаров,
подлежащих льготному и беспошлинному ввозу (ст. 18);
и) наблюдение за исполнением планов
колонизации Карельско-Мурманского края и контроль над
расходованием средств.
Заместитель Председателя
Совета Труда и Обороны
А.ЦЮРУПА
Секретарь
Совета Труда и Обороны
Л.ФОТИЕВА
Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ
ЛЕСНЫХ ДАЧ, ПРЕДПОЛОЖЕННЫХ К ВКЛЮЧЕНИЮ В
ТЕРРИТОРИЮ,
ПРЕДОСТАВЛЯЕМУЮ МУРМАНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
ДЛЯ ЭКСПЛОАТАЦИИ И КОЛОНИЗАЦИИ
В пределах Карельской трудовой коммуны:
1. Лумборецкая
дача Лумборецкого лесничества 45000 десятин
2. Морсхо-Масельгская
и Телегинская хозяйственные
части Повенецкого лесничества 231550 "
3. Сумско-Выгозерская
дача Выгозерского лесничества 388498
"
4. Лесной массив из частей дач Берензовской,
Надвоицкой, Сорокской и Шуерецкой Сорокского
лесничества 250000 "
5. Каретская дача
Каретского лесничества 240664 "
6. Кандалакшская дача Ковдского
лесничества 240032 "
Итого на территории Карельской трудовой
коммуны 1395744 десятин
В пределах Мурманской губернии:
1. Экостровская
дача Имандрского лесничества 563438 десятин
2. Бабинская дача
того-же лесничества 447707 "
3. Часть Нотозерской
дачи Нотозерского лесничества 373111
"
4. 20-верстная полоса вдоль линии на Кольском
полуострове Кольского лесничества 220000 "
-------------------------------------------------------------------------
Итого по Мурманской губернии 1604256 десятин
Всего десятин
3000000