ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ДЕКРЕТ
от 27 июля 1923 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОДРЯДАХ И ПОСТАВКАХ
В отмену Положения
о государственных подрядах и поставках от 30 сентября 1921 года (Собр. Узак., 1921, N 69, ст. 549) с изменениями от 4 июля 1922
года (прилож. 5-ое к Гражданскому Кодексу Р.С.Ф.С.Р.), и декрета Совета
Народных Комиссаров от 4 октября 1921 г. о порядке привлечения подрядчиков и
поставщиков к выполнению заданий, возлагаемых на них государственными органами (Собр. Узак., 1921, N 68, ст.
529), Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров
постановляют:
Раздел I
1. Сдача подрядов и поставок
государственными учреждениями и предприятиями, в том числе и действующими на
началах коммерческого расчета, на сумму свыше десяти тысяч рублей золотом,
производится обязательно путем публичных торгов, о дне и условиях коих
заблаговременно публикуется во всеобщее сведение. Порядок публичных торгов
определяется особой инструкцией Совета Народных Комиссаров.
Примечание 1. В случае стихийных бедствий
государственные органы, сдающие подряды и поставки, для борьбы с означенными
бедствиями могут заключать соответствующие договоры и без производства торгов.
Примечание 2. Сдача подрядов и поставок
без публичных торгов для государственных органов, не находящихся на
государственном бюджете, допускается исключительно в тех случаях, если операция
подряда и поставки входит в круг их оперативной производственной или
коммерческой деятельности.
Примечание 3. Подряды и поставки между
государственными органами заключаются без производства торгов.
2. Договоры на сумму в сто тысяч рублей в
золотом исчислении подлежат утверждению соответствующего народного комиссара, а
договоры, заключаемые органами, состоящими на местном бюджете, - утверждению
президиума соответствующего губернского исполнительного комитета.
Примечание 1. Народным комиссарам
предоставляется право устанавливать в инструкционном порядке обязательность
представления подведомственными им органами договоров на сумму ста тысяч рублей
золотом и ниже на утверждение тех или иных органов данного ведомства. Такое же
право в отношении органов, состоящих на местном бюджете, предоставляется
губернским исполнительным комитетам.
Примечание 2. Правило настоящей статьи не
распространяется на государственные тресты и синдикаты, правления железных
дорог и пароходств, поскольку иное не предусмотрено их уставами или инструкциями
подлежащего народного комиссариата.
3. В договоры, подлежащие утверждению, согласно предыдущей статьи, обязательно должно быть
включаемо указание срока, необходимого для получения утверждения, в течение
какового срока подрядчик (поставщик) не вправе отказаться от принятых им
условий договора или требовать их изменения. В случае неполучения уведомления
об утверждении или неутверждении договора в указанный
срок, договор считается вступившим в силу.
Раздел II.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНОМ,
СДАЮЩИМ ПОДРЯД (ПОСТАВКУ), И ПОДРЯДЧИКОМ
(ПОСТАВЩИКОМ)
4. По договору подряда подрядчик
обязуется на свой страх и риск выполнить определенные задания государственного
учреждения или предприятия (возведение, ремонт сооружений, заготовка дров,
перевозка и т.д.), последнее же обязуется дать определенное вознаграждение за
выполненные задания.
5. По договору поставки поставщик
(продавец) обязуется доставить государству к определенному сроку известное
количество вещей (товаров), определенных родовыми признаками, а государство
обязуется уплатить условленную цену в деньгах или натуре.
Примечание. На сделки купли-продажи, не
подходящие под понятие поставки, данное в настоящей статье, правила сего
Положения не распространяются.
6. Отношения между государственным
органом, сдающим подряд (поставку), и подрядчиком (поставщиком) регулируются
общими постановлениями Гражданского Кодекса Р.С.Ф.С.Р., в частности главой VII
раздела об обязательственном праве (подряд) и соответствующими статьями главы
IV того же раздела (купля-продажа) с нижеуказанными отступлениями.
7. В случае неуплаты в срок рабочим
заработанного ими вознаграждения со стороны подрядчика, орган, сдающий подряд,
вправе удовлетворить рабочих, при бесспорности их требования, из сумм,
причитающихся к выдаче подрядчику.
8. Предупреждение, предусмотренное ст.
223 Гражданского Кодекса, должно быть заявлено подрядчиком в письменной форме
органу, сдавшему подряд, который обязан назначить комиссию для проверки
заявления.
9. Определение вознаграждения,
причитающегося подрядчику, в форме процентного начисления на расходы,
понесенные подрядчиком по выполнению работы, воспрещается под страхом
недействительности договора.
10. С неисправного подрядчика или
поставщика орган государства взыскивает одновременно убытки и условленную
неустойку.
11. Учреждение или предприятие, сдавшее
подряд (поставку), может авансировать подрядчика (поставщика) условленными в
договоре суммами в соответствии с организационными подготовительными расходами,
действительно потребными для выполнения договора подряда (поставки), но не
свыше двадцати пяти процентов цены договора.
Примечание. Когда подрядчиками
(поставщиками) являются государственные учреждения или предприятия, смешанные
акционерные общества, а равно всероссийские и областные кооперативные
объединения, государственный орган, сдающий подряд (поставку), вправе
увеличивать сумму выдаваемого аванса за предел двадцати пяти процентов
договора, с тем, чтобы сумма аванса, превышающая двадцать
пять процентов, была полностью обеспечена залогом.
Раздел III. ПОРЯДОК
ПРИЕМКИ ИСПОЛНЕНИЯ
ПО ДОГОВОРАМ ПОДРЯДОВ И ПОСТАВОК
12. При приеме исполнения по договорам
подрядов (поставок), государственные учреждения и предприятия обязаны
составлять подробный приемочный акт. Последний датируется днем окончания
приемки (исполнение по договору), и копия его немедленно передается подрядчику
(поставщику).
Раздел IV.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА
ПОДРЯДЧИКОМ (ПОСТАВЩИКОМ)
13. В обеспечение подрядов и поставок,
подрядчики и поставщики должны вносить залог в размере не менее десяти
процентов цены договора. Залог может быть представлен как самим контрагентом по
договору подряда или поставки, так и другими лицами.
Примечание. От представления залога могут
быть освобождаемы, за исключением случая, предусмотренного примечанием к статье
11, государственные учреждения или предприятия, смешанные акционерные общества,
а также всероссийские и областные кооперативные объединения, выступающие в
качестве подрядчиков (поставщиков).
14. Претензии государства, вытекающие из
договоров, удовлетворяются из имущества подрядчика (поставщика) преимущественно
перед всеми долгами его, за исключением недоимок по государственным налогам и
сборам и задолженности по заработной плате рабочим и служащим.
15. В договор государственного подряда
(поставки), под страхом недействительности его, должно включаться условие о неустойке как на случай просрочки, так и на случай
неисполнения договора подрядчиком (поставщиком). Размер неустойки за
неисполнение договора не может быть ниже десяти процентов суммы договора.
Предложить Народному Комиссару Путей
Сообщения все имеющиеся у него поправки и дополнения к данному Положению внести
в Совет Народных Комиссаров Союза С.С.Р. для обсуждения по существу.
Председатель Центрального
Исполнительного Комитета
Н.НАРИМАНОВ
Заместитель Председателя
Совета Народных Комиссаров
Л.КАМЕНЕВ
Секретарь Центрального
Исполнительного Комитета
А.ЕНУКИДЗЕ