СОВЕТ ТРУДА И ОБОРОНЫ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 1923 года
ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА О ПЕРЕВОДЕ НА КОММЕРЧЕСКИЙ РАСЧЕТ
ПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕЧНЫХ ПАРОХОДСТВ
Совет Труда и Обороны постановляет:
1. Временно, впредь до установления
нового положения о государственных речных пароходствах, утвердить нижеследующие
Правила.
2. Все правления государственных речных
пароходств, за исключением Средне-Азиатского, снять с государственного бюджета
и перевести на полный коммерческий расчет применительно к декрету
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета
Народных Комиссаров от 10 апреля 1923 г. о государственных промышленных
предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (Собр. Узак. РСФСР, 1923, N 29, ст. 336).
Сроком перехода пароходств на коммерческий расчет считать 1 июля 1923 г.
3. Правления государственных пароходств,
переведенные на коммерческий расчет, принимают в свое ведение:
а) как основной
капитал - речное транспортное имущество, обслуживающее в настоящее время речное
транспортное хозяйство и находящиеся в ведении правлений государственных
пароходств, как то: паровые и непаровые суда, дебаркадеры, доки и др. плавучие
средства вспомогательного характера, ремонтные заводы и мастерские, стапели и
эллинги, пристанские сооружения, склады, жилые помещения и т.п. имущество;
б) как оборотный капитал - все материалы,
находящиеся на складах государственных пароходств, за исключением материалов,
находящихся на временном хранении и принадлежащих другим организациям. К
оборотному капиталу относятся также все полученные в виде выручки данного
государственного пароходства денежные средства.
Окончательный состав имущества отдельных
государственных пароходств устанавливается Советом Труда и Обороны по
представлению Народного Комиссариата Путей Сообщения.
Все вышеозначенное имущество по оценке,
произведенной в зависимости от технического состояния и работоспособности
транспортных средств, записывается во вступительный баланс правлений. Правления
обязаны составить баланс и полную инвентарную опись с оценкой на 1 июля 1923 г.
4. Имущество, принятое правлениями
государственных пароходств и записанное в их баланс, может быть передано в
ведение других государственных учреждений и кооперативных организаций не иначе
как в порядке вышеназванного декрета от 10 апреля 1923 г.
Примечание. Сдача судов в аренду
производится распоряжением правлений государственных пароходств.
5. Все имущество, перешедшее в ведение
правлений государственных пароходств, эксплоатируется
ими самостоятельно, но на основе устава, утверждаемого для каждого пароходства
в отдельности.
6. Все перевозки государственные
пароходства производят или по установленным ими тарифам или в порядке
договорных соглашений, за исключением случаев прямого железнодорожно-водного
сообщения, которые регулируются в общем тарифном порядке.
7. Правления государственных пароходств
обязуются поддерживать почтовые и пассажирские линии, а равно совершать
воинские перевозки в размере и направлениях, указываемых Правительством. В
случае убыточности этих линий и перевозок и установления Советом Труда и
Обороны обязательства их поддержания, средства на покрытие дефицита отпускаются
Правительством по смете Народного Комиссариата Путей Сообщения (по
соответствующим подразделениям сметы).
8. Правлениям государственных пароходств предоставляется право развития подсобных и
вспомогательных транспорту предприятий.
9. Правления государственных пароходств,
кроме транспортных операций, имеют право принимать на себя комиссионно-торговые
операции, производить операции по складскому хозяйству, производить страхование
грузов, выдачу ссуд на перевозимые товары, обязываться векселями, кредитоваться
в кредитных, учреждениях и кредитовать своих клиентов, а также заключать
договоры на поставки и подряды в пределах средств оборотного капитала.
Примечание. Порядок ведения ссудных и
страховых операций согласуется с Государственным Банком и главным правлением
государственного страхования по принадлежности.
10. Правления государственных пароходств
обязаны публичной отчетностью в своих действиях и представлением бухгалтерских
отчетов и балансов в Народный Комиссариат Путей Сообщения согласно декрету от
10 апреля 1923 г. и в порядке, указанном в уставе данного пароходства.
11. В целях координирования действий всех
правлений государственных пароходств при Народном
Комиссариате Путей Сообщения организуется бюро правлений государственных пароходств
с местом пребывания в г. Москве, непосредственно подчиненное Народному
Комиссару Путей Сообщения.
12. С переходом речного транспорта на
коммерческий расчет все речные и озерные пути сообщения объявляются путями
общего пользования, причем порядок пользования водными путями определяется
особым уставом водных путей сообщения, каковой должен быть разработан Народным
Комиссариатом Путей Сообщения и представлен на утверждение Совета Народных
Комиссаров.
13. Государственным пароходствам
предоставляется при равных условиях преимущественное перед другими
пароходствами право на речные перевозки грузов всех государственных учреждений
и объединений.
14. Общее регулирование судостроения
производится Народным Комиссариатом Путей Сообщения путем издания соответственных
правил и распоряжений.
15. Ввиду затруднительности начальных
операций государственных пароходств и неблагоприятного их финансового положения
в виде льготы для них устанавливается:
а) предоставление в их распоряжение
поступлений по задолженности грузоотправителей по перевозкам за настоящую
навигацию, каковые поступления предназначаются на увеличение оборотного
капитала;
б) до 1 апреля 1924 года отпуск топлива
по плановым ценам в пределах потребности, предусмотренной топливным планом.
16. Все суммы, израсходованные
государственными пароходствами на содержание водных путей после 1 июля 1923 г.,
подлежат возврату государственным пароходствам из средств казны.