НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЮСТИЦИИ РСФСР
ЦИРКУЛЯР
от 11 октября 1923 г. N 212
О ПРОВЕДЕНИИ В ЖИЗНЬ ЗАКОНОВ
ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИЗДАНИЯ К НИМ ИНСТРУКЦИЙ
Народным Комиссариатом Юстиции за
последнее время наблюдается на практике следующее явление. Как
только издается какой-либо законодательный акт, имеющий отношение к
деятельности судебных органов, от последних почти всегда начинают поступать в
НКЮ запросы о высылке инструкций по проведению в жизнь этого законодательного
акта, когда не только сам этот законодательный акт не возлагает на НКЮ
обязанности издать таковую инструкцию, но когда, вообще, в издании ее нет
никакой надобности. При этом нередко сообщается о том, что до получения
инструкции из НКЮ указанный законодательный акт не проводится в жизнь. В
частности, например, такие запросы поступали за
последнее время в связи с Гр. Проц. Кодексом, актом амнистии ЦИК СССР от 17
августа с.г. и проч.
В виду изложенного, НКЮ обращает внимание
всех судебных органов РСФСР на то, что проведение в жизнь и применение
какого-либо закона, поскольку противное прямо не оговорено в его тексте, должно
начинаться с момента получения на местах "Изв.
ЦИК СССР и ВЦИК" или "Собрания Узаконений", где опубликован
закон. Приостановка проведения в жизнь закона под предлогом ожидания инструкций
от НКЮ совершенно недопустима. Местные судебные органы должны сами разрешать
все возникающие при проведении в жизнь закона вопросы. В тех случаях, когда НКЮ
признает необходимым или целесообразным, он выработает и издаст инструкцию, но
до получения таковой на местах закон, в развитие которого издастся эта
инструкция, должен применяться на общих основаниях. Если же у
судебных органов явятся серьезные затруднения при проведении в жизнь
законодательного акта, они должны, отнюдь не приостанавливая действия закона,
об этих затруднениях сообщать в НКЮ, который или ограничится дачей указаний
этому судебному органу или издаст общую инструкцию для руководства всех
подведомственных органов, причем следует избегать того, чтобы такие запросы
сводились к простому требованию о высылке инструкции, как это в
большинстве случаев наблюдалось до сих пор. Желательно, чтобы в этих запросах
содержались ясные указания на те затруднения, которые
встретились при проведении в жизнь данного закона, и чтобы орган, обращающийся
с подобного рода запросом в НКЮ, по возможности, указывал свои соображения по
поводу тех мер, которые, по его мнению, надлежало бы принять, чтобы устранить
встретившиеся затруднения.