ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
КОМИТЕТ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 1923 года
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УРАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
(с изм. и доп., внесенными декретом ВЦИК
от 16.03.1925 - СУ РСФСР, 1925, N 19, ст. 129;
декретами ВЦИК, СНК РСФСР
от 27.04.1925 - СУ РСФСР, 1925, N 28, ст. 195;
от 27.04.1925 - СУ РСФСР, 1925, N 28, ст. 196;
Постановлением ВЦИК
от 05.05.1925 - СУ РСФСР, 1925, N 38, ст. 264;
декретом ВЦИК, СНК РСФСР
от 20.07.1925 - СУ РСФСР, 1925, N 54, ст. 406;
Постановлением Президиума ВЦИК
от 28.02.1927 - СУ РСФСР, 1927, N 23, ст. 149;
Постановлениями ВЦИК, СНК РСФСР
от 28.03.1927 - СУ РСФСР, 1927, N 35, ст. 234;
от 06.06.1927 - СУ РСФСР, 1927, N 58, ст. 404)
1. Образовать из губерний: Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской
Уральскую область с центром в городе Екатеринбурге.
Примечание. Территория, относимая к
образуемым Тобольскому и Ишимскому округам, остается в
составе Уральской области впредь до разрешения общего вопроса о районировании
Сибири.
2. Положение об Уральской области
утвердить: введение его в действие происходит порядком и в сроки, определяемые
постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
3. Президиуму Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета поручается издание постановлений об изменении
действующих законоположений в части, касающейся прав и обязанностей местных
органов власти, в целях согласования их с
потребностями обслуживания интересов вновь образуемых
территориально-экономических единиц (области, округов и районов).
Примечание. Разрешение вопроса о
целесообразности организации при областном исполнительном комитете областного
экономического совещания предоставляется Уральскому областному исполнительному
комитету.
4. Народному Комиссариату Юстиции
поручается в срочном порядке разработать и внести на рассмотрение
законодательных учреждений проект реорганизации органов юстиции в Уральской
области применительно к вводимому настоящим Постановлением Положению.
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УРАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
(с изм. и доп., внесенными декретом ВЦИК
от 16.03.1925 - СУ РСФСР, 1925, N 19, ст. 129;
декретами ВЦИК, СНК РСФСР
от 27.04.1925 - СУ РСФСР, 1925, N 28, ст. 195;
от 27.04.1925 - СУ РСФСР, 1925, N 28, ст. 196;
Постановлением ВЦИК
от 05.05.1925 - СУ РСФСР, 1925, N 38, ст. 264;
декретом ВЦИК, СНК РСФСР
от 20.07.1925 - СУ РСФСР, 1925, N 54, ст. 406;
Постановлением Президиума ВЦИК
от 28.02.1927 - СУ РСФСР, 1927, N 23, ст. 149;
Постановлениями ВЦИК, СНК РСФСР
от 28.03.1927 - СУ РСФСР, 1927, N 35, ст. 234;
от 06.06.1927 - СУ РСФСР, 1927, N 58, ст. 404)
Глава I. СОСТАВ
УРАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Уральская область в
административно-экономическом отношении разделяется на 15 округов: Верхкамский, Пермский, Сарапульский, Кунгурский, Верхотурский,
Туринский, Тюменский, Екатеринбургский, Шадринский, Курганский, Челябинский,
Троицкий, Златоустовский, Тобольский и Ишимский.
Установление границ перечисленных округов
поручается Президиуму Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета;
изменение их в будущем допускается с разрешения последнего.
2. Каждый округ Уральской области в
административно-экономическом отношении разделяется на районы.
Количество районов и их границы
устанавливаются областным съездом советов Уральской области и утверждаются
Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
Глава II. О ПРАВАХ
И ОБЯЗАННОСТЯХ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ, ОКРУГОВ И РАЙОНОВ
3. Высшими органами власти на территории
области, округов и районов являются соответствующие съезды советов, а в период
между съездами советов - избираемые ими исполнительные комитеты и президиумы
последних.
А. О съездах
советов
4. В пределах своего
ведения съезд советов есть высшая на территории (области, округа или района)
власть, подчиненная: областной съезд советов - Всероссийскому Съезду Советов,
Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету и его Президиуму; окружной
съезд советов - областному съезду советов, областному исполнительному комитету
и его президиуму; районный съезд советов - окружному съезду советов, окружному
исполнительному комитету и его президиуму.
5. Организация, права и обязанности
городских и поселковых советов определяются законоположениями о них (Собр. Узак.,
1922, N 10, ст. 90).
6. Управление населенными пунктами в
сельских местностях осуществляется сельскими советами, действующими на
основании особого положения.
7. Ведению съездов советов подлежат:
а) обсуждение вопросов, имеющих
общегосударственное значение;
б) рассмотрение и решение всех местных
вопросов в пределах области, округа или района и принятие мер к поднятию их в
культурном и хозяйственном отношении;
в) утверждение местного бюджета, а также
отчета исполнительного комитета по его исполнению;
г) рассмотрение и утверждение отчетов о
деятельности подведомственных съезду органов власти;
д) выборы соответствующих исполнительных
комитетов и выборы делегатов на вышестоящие съезды советов.
8. Съезды советов бывают очередные и
чрезвычайные.
9. Очередные съезды советов созываются
один раз в год в следующем порядке: сначала созываются районные съезды, затем
окружные и, наконец, областной съезд советов с таким расчетом, чтобы областной
съезд мог своевременно послать делегатов на Всероссийский Съезд Советов.
10. Чрезвычайные съезды советов
созываются согласно с правилами, изложенными в ст. ст. 40, 75 и 105 настоящего
Положения.
11. О дне предстоящего съезда советов и о
предварительной повестке дня президиумы соответствующих исполнительных
комитетов заблаговременно оповещают нижестоящие исполнительные комитеты и
городские советы и опубликовывают во всеобщее сведение.
12. Съезды советов могут для рассмотрения
подлежащих их ведению вопросов образовывать комиссии и секции.
13. Все вопросы на съездах советов
решаются открытым голосованием и простым большинством голосов.
14. Съезд советов избирает мандатную
комиссию для проверки полномочий своих членов и для проверки правильности
произведенных выборов.
Примечание. Порядок выборов на съезды
советов определяется ст. 70 Конституции РСФСР и инструкцией Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета по выборам.
Б. Об
исполнительных комитетах, их президиумах,
председателе и секретариате
15. К предметам ведения исполнительных
комитетов относятся:
а) вопросы текущей деятельности их
президиумов и отделов;
б) проведение в жизнь декретов,
постановлений и распоряжений центральных и вышестоящих органов власти;
в) борьба с контрреволюцией и охрана
революционного порядка, спокойствия и безопасности в пределах области, округа
или района;
г) руководство, направление и объединение
деятельности всех находящихся в пределах области, округов или районов советских
учреждений.
16. В период между съездами советов
исполнительные комитеты пользуются всеми правами съездов, за исключением права
выборов делегатов на вышестоящие съезды советов и утверждения областного и
окружных бюджетов и отчетов по их исполнению.
Примечание. Расширенным (сессионным)
заседаниям областного и окружных исполнительных комитетов в период между
съездами советов предоставляется по принадлежности право утверждения: а)
областного и окружных бюджетов, а также свода бюджетов области и округов и б)
отчетов по исполнению областного и окружных бюджетов и свода отчетов по
исполнению местных бюджетов области и округов.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
ВЦИК, СНК РСФСР от 06.06.1927)
17. Для осуществления возложенных на них
задач исполнительные комитеты имеют право:
а) непосредственных сношений в
установленном порядке с вышестоящими учреждениями по вопросам о мерах,
предпринимаемых ими по отношению к области, округу или району;
б) командировать на заседания
вышестоящего исполнительного комитета и других вышестоящих органов власти докладчиков
по делам области, округа или района;
в) представлять через вышестоящий
исполнительный комитет об отмене или изменении постановлений вышестоящих
органов власти, которые по местным условиям признаются нецелесообразными;
г) отменять постановления и распоряжения
учреждений, подведомственных исполнительным комитетам;
д) давать заключения и объяснения по всем
представлениям, обращаемым к вышестоящей власти непосредственно или через
посредство соответствующего исполнительного комитета;
е) пользоваться правами юридического
лица.
18. Заседания исполнительных комитетов
бывают очередные и расширенные (сессионные).
19. В заседаниях исполнительных
комитетов, кроме их членов, участвуют с правом совещательного голоса
должностные и особо приглашаемые лица, согласно правилам, устанавливаемым
настоящим Положением.
20. Очередные заседания исполнительных
комитетов происходят: областного - не реже одного раза в месяц, окружных - не
реже одного раза в две недели и районных - не реже одного раза в неделю.
21. Расширенные (сессионные) заседания
исполнительных комитетов происходят в сроки, устанавливаемые соответствующими
исполнительными комитетами.
22. Для проведения в жизнь
непосредственного руководства деятельностью всех подведомственных
исполнительным комитетам учреждений исполнительными комитетами избираются
президиумы в составе, определяемом статьями 42, 77 и 106 настоящего Положения.
23. Между заседаниями исполнительного
комитета президиум его является высшим органом власти на подведомственной ему
территории.
24. Исполнительные комитеты избирают из
числа членов президиума председателя, заместителя председателя и секретаря.
Примечание. В районном исполнительном
комитете секретарь может быть и не из числа членов районного исполнительного
комитета.
25. Председатель исполнительного комитета
в пределах предоставленных ему прав действует от имени президиума
исполнительного комитета и проводит от его имени мероприятия, доводя о таковых
до сведения президиума на ближайшем заседании.
26. Секретари исполнительных комитетов
руководят канцелярией и другим техническим аппаратом исполнительных комитетов и
скрепляют акты, исходящие от имени последних.
27. Члены президиумов исполнительных
комитетов немедленно пропускаются во все без исключения советские учреждения на
территории, подведомственной данному исполнительному комитету, по предъявлении
своего удостоверения без каких-либо особых пропусков, установленных для данного
учреждения.
В. Об отделах
исполнительных комитетов
28. Для выполнения работы по отдельным отраслям
управления и хозяйства при областном и окружных исполнительных комитетах образуются отделы, согласно правилам, изложенным в
настоящем Положении.
Г. О членах
исполнительных комитетов
29. Члены исполнительного комитета
обязаны посещать заседания исполнительного комитета и
не могут отказываться от выполнения возлагаемых на них исполнительным комитетом
обязанностей.
30. Члены исполнительного комитета имеют
право входить в президиум исполнительного комитета с представлениями,
относящимися к предметам ведения данного исполнительного комитета и всех
действующих на данной территории учреждений.
31. Члены исполнительного комитета имеют
право участвовать в собраниях, заседаниях и совещаниях всех государственных
учреждений на подведомственной исполнительному комитету территории с правом
совещательного голоса.
32. Члены исполнительного комитета могут
выступать от имени исполнительного комитета только в случаях, когда они
уполномочены на то исполнительным комитетом или его президиумом.
33. Члены исполнительного комитета в
пределах территории, на которую распространяется власть этого комитета, не
подлежат задержанию и преданию суду без предварительного уведомления этого
президиума или председателя этого исполнительного комитета.
34. За троекратное без уважительных причин
непосещение заседаний исполнительного комитета члены его могут быть подвергнуты
исполнительным комитетом дисциплинарному взысканию на основании действующих
положений.
Глава III. ОБ
ОБЛАСТНЫХ СЪЕЗДАХ СОВЕТОВ И ОБЛАСТНОМ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ КОМИТЕТЕ
А. Об областных
съездах советов
35. Областной съезд советов составляется
из представителей городских советов и советов поселков городского типа, фабрик
и заводов, расположенных вне городских поселений, и
окружных съездов советов по расчету: от окружных съездов - один депутат на
25000 жителей, и от советов городов, поселков, фабрик и заводов - один депутат
на 5000 избирателей.
36. Областной съезд советов созывается
областным исполнительным комитетом в соответствии со ст. 9 настоящего
Положения.
37. Выборы на областной съезд советов
производятся окружными съездами советов.
Примечание. В случае,
если областному съезду советов почему-либо не предшествуют окружные съезды
советов, депутаты на областной съезд советов могут выбираться на районных
съездах советов и на заседаниях городских советов области.
38. Для руководства работами областного
съезда советов последний избирает из своей среды президиум в составе не более
одиннадцати человек.
39. К предметам ведения областного съезда
советов относятся:
а) рассмотрение и решение вопросов,
указанных в ст. 7 настоящего Положения;
б) рассмотрение законодательных
предположений, касающихся области, и внесение их на утверждение соответствующих
органов РСФСР;
в) предварительное рассмотрение
областного бюджета в части государственных доходов и расходов, согласно с
общими указаниями, даваемыми Советом Народных Комиссаров;
г) утверждение областного местного
бюджета, а также свода местных бюджетов области;
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
ВЦИК, СНК РСФСР от 06.06.1927)
д) рассмотрение и утверждение отчета по
исполнению областного бюджета.
40. Чрезвычайные областные съезды советов
созываются областным исполнительным комитетом по инициативе последнего, а также
по предложению Президиума Всероссийского центрального исполнительного Комитета
и по требованию окружных исполнительных комитентов и городских советов,
объединяющих не менее одной третьей части всего населения области.
Б. Об областном
исполнительном комитете и его президиуме
41. Областной исполнительный комитет
избирается в составе не более ста членов и кандидатов к ним в количестве не
более одной третьей части числа членов областного Исполнительного комитета.
(с изм. и доп., внесенными декретом ВЦИК от
16.03.1925; Постановлением ВЦИК от 05.05.1925)
42. Президиум областного исполнительного
комитета избирается в составе семи членов (в том числе председателя, его
заместителя и секретаря) и трех кандидатов к ним.
43. В заседаниях областного
исполнительного комитета могут участвовать с правом совещательного голоса
заведующие отделами областного исполнительного комитета и уполномоченные
народных комиссариатов (ст. 61), если они не являются членами областного
исполнительного комитета, и особо приглашенные лица.
44. Для разрешения
наиболее важных для области вопросов, для обсуждения законодательных
предположений, вносимых в центральные органы, для обсуждения вопросов
государственного значения, а также для заслушивания докладов и отчетов о
деятельности областного исполнительного комитета созываются расширенные (сессионные)
заседания областного исполнительного комитета в составе: членов областного
исполнительного комитета, председателей окружных исполнительных комитетов и
председателей советов окружных городов.
45. На расширенные (сессионные) заседания
областного исполнительного комитета могут приглашаться с правом совещательного
голоса представители профессиональных объединений области, а также
представители от красноармейских частей и от промышленных объединений.
46. Областной исполнительный комитет
делегирует своего представителя с правом совещательного голоса на расширенные
(сессионные) заседания окружных исполнительных комитетов.
47. В соответствии со ст. 15 настоящего
Положения к предметам ведения областного исполнительного комитета относятся:
а) наблюдение за своевременным и законным
производством выборов городских, поселковых и сельских советов, за выборами и
созывом районных и окружных съездов советов на территории области;
б) руководство и инструктирование
нижестоящих исполнительных комитетов по всем вопросам советского строительства
и организации нижестоящих органов власти, а также по упрощению и улучшению
советского аппарата;
в) общее руководство всеми действиями
окружных исполнительных комитетов;
г) непосредственное сношение с высшими
учреждениями РСФСР по вопросам, касающимся области, и командирование на
заседания Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров докладчиков по делам области;
д) разработка законодательных
предположений, касающихся жизни области, и вхождение в Президиум Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета с ходатайством об изменении существующих
законоположений в целях приспособления их к бытовым и культурно-национальным
условиям области;
е) издание обязательных постановлений для
области и наложение административных взысканий, согласно существующим
положениям;
ж) отмена постановлений и распоряжений
всех подведомственных ему на территории области учреждений;
з) рассмотрение и разрешение конфликтных
вопросов, возникающих между окружными исполнительными комитетами и отделами
областного исполнительного комитета;
и) мотивированный отвод работников,
назначаемых в область центральными учреждениями;
к) контроль и
ревизия, в согласии с действующими законами, деятельности всех
правительственных учреждений и предприятий (как временного, так и постоянного
характера), непосредственно подведомственных центру и не входящих в состав
отделов областного исполнительного комитета (за исключением учреждений
действующей армии и Народного Комиссариата по Иностранным Делам), с доведением
об этом до сведения соответствующего центрального учреждения и без
вмешательства в административно-хозяйственную деятельность учреждений и предприятий; согласование деятельности уполномоченных различных
центральных правительственных учреждений, действующих в пределах области, и
направление ее в соответствии с местными условиями с правом приостановления
распоряжений означенных уполномоченных и с немедленным доведением об этом до
сведения соответствующего народного комиссариата;
(с изм. и доп., внесенными декретом ВЦИК, СНК
РСФСР от 27.04.1925; Постановлением ВЦИК от 05.05.1925)
л) в экстренных случаях, в зависимости от
хода ревизии, отстранение уполномоченных центральных учреждений от должности
под коллективной судебной ответственностью президиума областного
исполнительного комитета и с немедленным телеграфным донесением об этом
соответствующему центральному учреждению;
м) наложение дисциплинарных взысканий и предание
суду членов и служащих областного исполнительного комитета, его отделов и
подведомственных ему учреждений; наложение дисциплинарных взысканий на членов
нижестоящих исполнительных комитетов и их президиумов.
Примечание. Наложение дисциплинарных взысканий
по требованиям областного исполнительного комитета на лиц, находящихся на
действительной военной службе, и в отношении лиц, подлежащих действию
военно-дисциплинарного устава, осуществляется по правилам, установленным для
военного ведомства;
н) принятие, рассмотрение и направление
всех жалоб и протестов на подведомственные областному исполнительному комитету
учреждения и лица и на уполномоченных центральных ведомств.
48. В деле управления и охраны
революционного порядка областной исполнительный комитет:
а) для предупреждения и борьбы с
контрреволюционными выступлениями, бандитизмом, контрабандой и уголовными
преступлениями действует всеми способами, имеющимися в его распоряжении,
прибегая в необходимых случаях к содействию милиции и частей войск, расположенных
в пределах области, согласно существующим на этот предмет законоположениям;
б) предает суду и производит в законном
порядке через соответствующие органы обыски, выемки, аресты и принимает меры
пресечения в отношении лиц, совершивших преступные деяния;
в) принимает все меры для охраны
железнодорожных и водных путей сообщения и учреждений государственной важности;
г) возбуждает ходатайства об объявлении и
снятии военного и исключительного положения и принимает все меры,
предоставленные законом губернским исполнительным комитетам в местностях,
объявленных на военном или исключительном положении;
д) объявляет в исключительных случаях,
при невозможности немедленно снестись с центром, область или ее часть состоящей
на военном или исключительном положении с доведением о том до сведения
Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР в установленном порядке;
е) осуществляет мероприятия, необходимые
для скорейшего устранения обстоятельств, вызвавших объявление данной местности
на военном или исключительном положении;
ж) возбуждает ходатайства о высылке лиц в
административном порядке и осуществляет надзор за высланными
в административном и судебном порядке;
з) через соответствующие органы
способствует проведению начал карательной политики, заведует местами
заключения, наблюдает за содержанием под стражей;
и) наблюдает за проведением декрета об
отделении церкви от государства;
к) организует борьбу с эксплоатацией
населения на почве невежества и суеверия;
л) разрешает в установленном законом
порядке областные съезды, разрешает к деятельности и наблюдает за обществами и
их объединениями - союзами, за печатными изданиями, публичными собраниями и
зрелищами;
м) организует борьбу со стихийными
бедствиями;
н) принимает и направляет, согласно
существующим узаконениям, ходатайства о принятии в гражданство и о выезде за
границу.
49. В области военной областной
исполнительный комитет проводит в жизнь все распоряжения и приказы
Революционного Военного Совета Республики и военного округа, а также заботится
об улучшении материального, политического и культурного состояния воинских
частей и руководит:
а) проведением призывов, как очередных,
так и по военным мобилизациям в пределах области;
б) учетом военнообязанных, согласно
действующим узаконениям;
в) учетом конского состава на территории
области;
г) проведением в жизнь распоряжений по
военной подготовке трудящихся;
д) мероприятиями по предоставлению
квартир для воинских частей и учреждений, для красноармейцев и их семей.
50. Областному исполнительному комитету
предоставляется по проведению финансовой и налоговой работы:
а) общее руководство и наблюдение за
проведением на территории области установленных центральной властью
государственных налогов и сборов как денежных, так и натуральных; общее
руководство делом взимания местных налогов и сборов и установление правил
взимания их; распределение по округам и не входящим в состав округов городам
налоговых заданий как государственных (в пределах, указанных центром для области),
так и по областному местному бюджету, установление местных налогов и сборов и
ставок по ним; принятие мер к поступлению государственных и местных налогов и
сборов; сложение недоимок и освобождение отдельных групп малоимущих
плательщиков от налогов в пределах прав, предоставленных постановлениями
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета
Народных Комиссаров РСФСР;
б) составление общеобластной сводки
государственных доходов и расходов; предварительное составление и рассмотрение
областных смет по государственным доходам и расходам по всем учреждениям,
подведомственным областному исполнительному комитету; дача заключений по сметам
учреждений, не подведомственных областному исполнительному комитету; рассмотрение бюджета по местным доходам и расходам окружных
исполнительных комитетов, отчетов по исполнению их и областного свода по ним и
представление его на утверждение областного съезда советов; приведение в
действие и наблюдение за исполнением государственного бюджета по области и
областного свода местных бюджетов;
в) представление областному съезду
советов годового отчета по исполнению государственного бюджета по области;
представление на утверждение областного съезда советов отчета по исполнению
местного бюджета;
г) возбуждение
ходатайств об отпуске из государственных средств дотаций, субвенций, пособий,
ссуд и т.д. и разассигнование по окружным исполнительным комитетам и по
подведомственным областному исполнительному комитету учреждениям и предприятиям
отпускаемых по общегосударственному бюджету кредитов, а равно и дотаций -
денежных и материальных;
д) передвижение кредитов, отпущенных по
государственному бюджету, в пределах, установленных для автономных советских
социалистических республик, а также, в исключительных случаях, кредитов в местном
бюджете из раздела в раздел (из одной сметы в другую) в размере не свыше
двадцати пяти процентов данного раздела.
(с изм. и доп., внесенными декретом ВЦИК, СНК
РСФСР от 27.04.1925; Постановлением ВЦИК от 05.05.1925; Постановлением ВЦИК,
СНК РСФСР от 06.06.1927)
Примечание. О производимых передвижениях
кредитов по государственному бюджету областной исполнительный комитет обязан
немедленно ставить в известность подлежащие народные комиссариаты и Народный
Комиссариат Финансов;
е) заключение, согласно специальным о том
положениям, займов у государственных кооперативных и кредитных учреждений
(банковских и иных) РСФСР, других союзных республик и за границей
как в облигационной форме, так и под векселя и иные обязательства;
ж) распределение
доходов и расходов на областные и окружные для представления на утверждение
областного съезда советов;
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
ВЦИК, СНК РСФСР от 06.06.1927)
з) возбуждение ходатайств в установленном
порядке о введении в пределах области или ее части не
предусмотренных перечнем местных налогов и сборов;
и) установление предельных для области
норм надбавок к государственным налогам и сборам, не выше установленных в
законодательном порядке;
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
ВЦИК, СНК РСФСР от 06.06.1927)
к) принятие мер к организации и развитию
кредитных учреждений на основании существующих правил;
л) организация сельскохозяйственного
кредита.
51. В области сельского и лесного
хозяйства областной исполнительный комитет:
а) принимает меры к развитию и обеспечению
материальными ресурсами сельскохозяйственного опытного дела, агрономических
организаций и сельскохозяйственного образования всех видов; к устройству
выставок, организации племенных и семенных хозяйств и созданию областных фондов
с целью улучшения различных отраслей сельского хозяйства;
б) принимает необходимые меры для охраны,
восстановления и развития животноводства и организации ветеринарного надзора и
ветеринарной помощи населению;
в) руководит делом охраны, культуры и
эксплоатации лесов области;
г) организует работы по мелиорации,
водному хозяйству, торфяному делу и т.п. и руководит этими работами;
д) наблюдает за наделением городов и
промышленных центров землей, согласно специальным узаконениям, и всесторонне
содействует рабочим советским хозяйствам и коллективам;
е) руководит в областном масштабе
сельскохозяйственными кампаниями и борьбой с вредителями сельского хозяйства;
ж) утверждает областную земельную
комиссию.
52. В отношении промышленности, торговли
и кооперации областной исполнительный комитет имеет предметом ведения:
а) управление местной промышленностью и
торговлей; осуществление руководства и наблюдения за государственной
общесоюзной промышленностью и торговлей на территории области, согласно
действующим законоположениям;
б) рассмотрение и утверждение окружных
производственных планов и смет, составление областного производственного плана
и представление его в центр на утверждение, а также распределение плановых
производственных заданий в области с последующим уведомлением соответствующих
центральных органов;
в) надзор за деятельностью частных,
кооперативных, арендных, концессионных и прочих предприятий;
г) принятие мер к охране государственных
предприятий;
д) заведывание и сдача в аренду
предприятий областного значения;
е) перевод предприятий на начала
хозяйственного расчета; разрешение вопросов концентрации и тестирования
промышленных предприятий, находящихся в ведении областного исполнительного
комитета;
ж) рассмотрение вопросов о концессиях и
организации смешанных обществ и направление их в порядке Положения о Главном
Концессионном Комитете;
з) организация изучения и обследования
природных хозяйств, руководство и содействие в их разработке;
и) содействие организации и деятельности бирж,
ярмарок и т.п. учреждений;
к) оказание всемерной поддержки всем
видам кооперации;
л) участие в установлении сроков выборов
и перевыборов постоянных органов кооперации.
53. В деле внешней торговли на областной
исполнительный комитет возлагаются:
а) общий надзор за деятельностью органов
Народного Комиссариата Внешней Торговли на территории области;
б) содействие развитию экспортных
возможностей области;
в) участие в выработке
экспортно-импортного плана области.
54. В деле транспорта областной
исполнительный комитет:
а) разрабатывает проект
транспортно-производственного плана как часть областного общехозяйственного
плана;
б) наблюдает за деятельностью органов
путей сообщения областного значения и принимает участие в урегулировании
железнодорожных и водных перевозок местными регулирующими органами Народного
Комиссариата Путей Сообщения Союза ССР.
Примечание. Перечень
железнодорожных и водных путей сообщения областного значения устанавливается
Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР; в отношении же шоссейных и
грунтовых путей сообщений путями областного значения признаются все шоссейные и
грунтовые дороги, не вошедшие в утверждаемый в установленном порядке перечень
шоссейных и грунтовых дорог общесоюзного и стратегического значения,
находящихся в ведении органов Народного Комиссариата Путей Сообщения;
в) направляет и регулирует деятельность
окружных исполнительных комитетов в области содержания и эксплоатации сплавных
водных путей области;
г) получает информацию о состоянии и
работе не находящихся в заведовании исполнительного комитета путей сообщения
области от состоящего при областном исполнительном комитете уполномоченного
Народного Комиссариата Путей Сообщения Союза ССР.
(с изм. и доп., внесенными декретом ВЦИК, СНК
РСФСР от 27.04.1925; Постановлением ВЦИК от 05.05.1925)
55. В деле местного хозяйства и
благоустройства на областной исполнительный комитет возлагаются:
а) руководство, надзор и направление
деятельности нижестоящих исполнительных комитетов в деле учета, управления и
эксплоатации местного коммунального имущества и предприятий;
б) руководство организацией пожарного
дела;
в) руководство и регулирование
строительного дела;
г) руководство жилищным делом в области.
56. В деле связи областной исполнительный
комитет:
а) рассматривает и согласует с Народным
Комиссариатом Почт и Телеграфов эксплоатационный производственный план округа
связи в области;
б) имеет право контроля и ревизии всех
почтово-телеграфных учреждений;
в) оказывает содействие округу связи в
его работе по улучшению и приближению аппарата связи к нуждам населения
области.
57. В деле регулирования и охраны труда
на областной исполнительный комитет возлагаются:
а) надзор за исполнением
государственными, общественными и частными предприятиями законов и правил о
наемном труде и принятие мер принуждения к исполнению их;
б) проведение законов о социальном
страховании и надзор за исполнением правил о социальном страховании в пределах
области государственными, общественными и частными учреждениями и
предприятиями;
в) регулирование рынка труда, общее
руководство деятельностью бирж труда и организация мер по борьбе с
безработицей;
г) надзор за исполнением действующих
положений по вопросу об оплате труда;
д) надзор за исполнением во всех
предприятиях в пределах области коллективных договоров;
е) содействие разрешению конфликтов,
возникающих на почве применения наемного труда;
ж) наблюдение за проведением санитарных и
технических мероприятий в промышленных, торговых и кустарных предприятиях.
58. В деле культурно-просветительном,
национальной политики, народного здравия и социального обеспечения областной
исполнительный комитет:
а) заведует, согласно существующим
узаконениям, учреждениями культурно-просветительного характера, по народному здравию
и социальному обеспечению, находящимся в непосредственном управлении областной
власти;
б) наблюдает и руководит всеми
мероприятиями в этих областях, осуществляемыми непосредственно окружными
исполнительными комитетами;
в) организует в областном масштабе
мероприятия по борьбе с безграмотностью и принимает все меры к поднятию
культурного и политического уровня населения области;
г) принимает меры в областном масштабе к
поднятию политического, экономического и культурного уровня национальных
меньшинств;
д) организует в областном масштабе
врачебное, санитарное и курортное дело;
е) организует в областном масштабе
мероприятия по развитию комитетов взаимопомощи, а также проводит в жизнь
законодательство о льготах и помощи семьям красноармейцев, инвалидам и семьям
погибших при исполнении революционного долга.
59. В деле судоустройства и
судопроизводства областной исполнительный комитет:
а) организует, согласно существующим
узаконениям, судебные и следственные учреждения в области и наблюдает за их
деятельностью;
б) утверждает и отзывает народных судей и
следователей;
в) утверждает членов коллегии защитников
в области и пользуется правом отвода и отзыва таковых, согласно существующим
узаконениям;
г) осуществляет права, предоставленные
ему по исполнению приговоров Уголовным и Уголовно-Процессуальным Кодексами и
Положением о Судоустройстве;
д) наблюдает за организацией юридической
помощи населению.
60. В отношении статистики и архивного
дела областной исполнительный комитет руководит деятельностью соответствующих
учреждений в области, согласно существующим законоположениям.
В. Об отделах
областного исполнительного комитета
61. Для осуществления деятельности по
отдельным отраслям управления при областном исполнительном комитете образуются
следующие отделы:
1. военный,
2. финансовый,
3. земельный,
4. народного хозяйства,
5. коммунальный,
6. труда,
7. народного образования,
8. здравоохранения,
9. социального обеспечения,
10. государственного политического
управления,
11. рабоче-крестьянской инспекции,
12. административный,
13. статистическое бюро и
14. торговли.
(с изм. и доп., внесенными декретом ВЦИК, СНК
РСФСР от 20.07.1925; Постановлением ВЦИК, СНК РСФСР от 28.03.1927)
Кроме того, при областном исполнительном
комитете состоят уполномоченные Народных Комиссариатов: Внешней Торговли, Путей
Сообщения, Почт и Телеграфов и Продовольствия.
Примечание. Функции военного отдела
осуществляются управлением территориального округа дивизий.
(с изм. и доп., внесенными декретом ВЦИК, СНК
РСФСР от 20.07.1925)
62. При президиуме областного
исполнительного комитета организуется областная плановая комиссия.
63. Положение и штаты каждого из отделов,
управлений и инспектур областного исполнительного комитета разрабатываются
областным исполнительным комитетом и утверждаются в установленном порядке.
64. Заведующие отделами областного
исполнительного комитета избираются последним сроком на один год.
Примечание. Заведующий отделом областного
исполнительного комитета может и не быть членом областного исполнительного
комитета.
65. Соответствующий народный комиссариат
имеет право отвода заведующего отделом областного исполнительного комитета. В случае
разногласия между областным исполнительным комитетом и соответствующим народным
комиссариатом дело разрешается Президиумом Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета.
66. Заведующие отделами и управлениями
областного исполнительного комитета несут ответственность за ход работы отдела
и всех подведомственных отделу учреждений как перед
областным исполнительным комитетом, так и перед соответствующим народным
комиссариатом.
67. Областной исполнительный комитет или
его президиум могут приостанавливать проведение в жизнь распоряжений народных
комиссариатов в исключительных случаях при явном несоответствии данного
распоряжения законам и постановлениям центральной власти под его коллективной
судебной ответственностью с доведением о том до сведения Президиума
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и соответствующего
народного комиссариата.
68. В случае разногласия с решением
областного исполнительного комитета или его президиума заведующий отделом может
входить с соответствующими представлениями в народный комиссариат, что не
приостанавливает решения областного исполнительного комитета или его
президиума.
69. Смещение или временное отстранение от
должности заведующего отделом до истечения срока может быть проведено по
постановлению областного исполнительного комитета или его президиума с
немедленным доведением об этом до сведения соответствующего народного
комиссариата.
Глава IV. ОБ
ОКРУЖНЫХ СЪЕЗДАХ СОВЕТОВ И ОБ ОКРУЖНЫХ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТАХ
А. Об окружных
съездах советов
70. Окружной съезд
советов составляется из представителей советов городов и фабрично-заводских
поселков, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений и сельских
советов, по расчету: от советов городов и фабрично-заводских поселков, фабрик и
заводов, расположенных вне городских поселений, - один делегат на тысячу
избирателей; от районных съездов советов - один делегат на пять тысяч человек
населения.
Примечание. Для Тобольского,
Коми-Пермяцкого, Верхкамского и Златоустовского округов нормы представительства
на окружной съезд советов повышаются вдвое, т.е. устанавливаются по расчету: от
советов городов и фабрично-заводских поселков, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, - один делегат на пятьсот
избирателей, от районных съездов советов - один делегат на две тысячи пятьсот
человек населения.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Президиума ВЦИК от 28.02.1927)
71. Выборы на окружной съезд советов
производятся районными съездами советов. От городов, не входящих в районные
объединения, выборы производятся на заседаниях городских советов.
Примечание. В случае,
если окружному съезду советов почему-либо не предшествуют районные съезды
советов, депутаты на окружной съезд могут выбираться непосредственно сельскими,
поселковыми и городскими советами округа.
72. Время созыва окружных съездов советов
устанавливается областным исполнительным комитетом в соответствии со ст. 9
настоящего Положения.
73. Для руководства работами окружного
съезда советов последний избирает из своей среды президиум в составе от пяти до
семи человек.
74. К предметам ведения окружного съезда
советов, кроме предусмотренных ст. 7, относятся:
а) обсуждение вопросов
общегосударственного и областного значения как по
собственной инициативе, так и по предложениям областного исполнительного
комитета;
б) утверждение
предположенного окружным исполнительным комитетом распределения доходов и
расходов между окружным, городским и районными бюджетами;
в) распределение доходных источников
между окружным, районными и городскими бюджетами;
г) рассмотрение и утверждение окружного
бюджета и свода местных бюджетов округа, а равно отчета по исполнению окружного
бюджета и свода отчетов по исполнению бюджетов на территории округа.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
ВЦИК, СНК РСФСР от 06.06.1927)
75. Чрезвычайные окружные съезды советов
созываются по предложению областного исполнительного комитета, по постановлению
окружного исполнительного комитета или по требованию районных исполнительных
комитетов и городских советов, объединяющих не менее одной третьей части
населения округа.
Б. Об окружном
исполнительном комитете
76. Окружной исполнительный комитет
избирается в составе: в округах Свердловском, Пермском и Шадринском до сорока
человек; в округах Челябинском, Тюменском, Сарапульском, Кунгурском,
Курганском, Тагильском, Троицком, Верхкамском, Златоустовском - до тридцати
пяти человек; в округах Тобольском, Ишимском, Ирбитском - до тридцати человек;
в Коми-Пермяцком округе - до двадцати семи человек.
Кандидаты в члены окружного исполнительного
комитета избираются в количестве не более одной трети числа членов окружного
исполнительного комитета.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
ВЦИК от 05.05.1925; Постановлением Президиума ВЦИК от 28.02.1927)
77. Окружной исполнительный комитет избирает
из своей среды президиум в составе пяти членов, в том числе председателя, его
заместителя и секретаря.
78. В заседаниях окружного
исполнительного комитета могут участвовать с правом совещательного голоса
заведующие отделами окружного исполнительного комитета (если они и не являются
членами исполнительного комитета), а также особо приглашенные лица.
79. Для разрешения
наиболее важных для округа вопросов, для выслушивания докладов и отчетов
окружного исполнительного комитета, а равно для обсуждения вопросов
государственного и областного значения окружным исполнительным комитетом
созываются расширенные (сессионные) заседания окружного исполнительного
комитета в составе членов окружного исполнительного комитета и, с правом
совещательного голоса, председателей районных исполнительных комитетов и
городских советов, действующих на территории округа.
80. Окружной исполнительный комитет
делегирует своего представителя с правом совещательного голоса на расширенные
(сессионные) заседания районных исполнительных комитетов.
81. На расширенные (сессионные) заседания
окружных исполнительных комитетов приглашаются с правом совещательного голоса
представители профессиональных объединений, находящихся в пределах округа, а
также представители красноармейских частей и промышленных объединений.
82. В соответствии со ст. 15 настоящего
Положения к предметам ведения окружного исполнительного комитета относятся:
а) наблюдение за своевременным и законным
производством выборов городских, поселковых и сельских советов и за созывом
съездов советов на территории округа;
б) отмена и
изменение постановлений и распоряжений всех подведомственных ему на территории
округа учреждений;
в) ревизия, согласно действующим
положениям, и контроль над деятельностью государственных учреждений и
предприятий, не подведомственных окружному исполнительному комитету (за
исключением учреждений действующей армии) с немедленным доведением о
производстве ревизии до сведения соответствующего отдела областного
исполнительного комитета или представителя центрального учреждения при
областном исполнительном комитете.
Примечание. Контроль не должен
сопровождаться вмешательством в деятельность контролируемых учреждений и
предприятий;
г) издание на основании существующих
законоположений обязательных постановлений и наложение административных
взысканий;
д) назначение, устранение, смещение и
отвод должностных лиц и наложение на них
дисциплинарных взысканий в пределах округа в соответствии с пунктом
"м" ст. 47 настоящего Положения.
83. В области управления и охраны
революционного порядка окружные исполнительные комитеты принимают в окружном
масштабе меры, указанные в ст. 48 настоящего Положения, за исключением
мероприятий, изложенных в пункте "д" ст. 48.
84. На окружной исполнительный комитет
возлагается в области финансово-налоговой:
а) составление окружного бюджета,
представление означенного бюджета на утверждение окружного съезда советов и, по
утверждении его, областному исполнительному комитету;
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
ВЦИК, СНК РСФСР от 06.06.1927)
б) отменен. - Постановление
ВЦИК, СНК РСФСР от 06.06.1927;
в) исполнение
окружного бюджета; предварительное распределение переданных окружному
исполнительному комитету источников доходов и расходов на окружные, городские и
районные в пределах законоположений; представление на утверждение окружного
съезда советов отчета по исполнению окружного бюджета, а также свода отчетов по
исполнению бюджетов на территории округа;
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
ВЦИК, СНК РСФСР от 06.06.1927)
г) надзор по взиманию государственных и
местных налогов и сборов, согласно установленным правилам;
д) возбуждение ходатайств перед областным
исполнительным комитетом об отпуске дотаций, субвенций, пособий, ссуд и т.п.;
е) раскладка между районами
государственных, областных и местных налогов и наблюдение за правильным
обложением плательщиков налогов, а также установление разрядов урожайности
внутри округа;
ж) возбуждение ходатайств перед областным
исполнительным комитетом о введении в пределах округа или его части не предусмотренных перечнем новых местных налогов и
сборов;
з) заключение в установленном порядке
займов у государственных, кооперативных и частных учреждений (банковских и
иных) РСФСР;
и) распоряжение, согласно утвержденной
смете, доходами, поступающими в его пользование от промышленных предприятий,
находящихся в ведении окружного исполнительного комитета, от коммунальных предприятий
общего пользования и от арендной платы за предприятия;
к) использование для удовлетворения
потребностей местного значения установленных в законодательном порядке надбавок
к прямым государственным налогам;
л) предварительное составление и
рассмотрение окружной сметы доходов и расходов государственного значения по
всем подведомственным окружному исполнительному комитету учреждениям и
направление таковой в областной исполнительный комитет для включения в областную
смету порядком, установленным законом;
м) освобождение от обложения и уплаты
налогов и сборов отдельных лиц в установленном порядке по представлениям
районных и городских исполнительных комитетов и возбуждение ходатайств перед
областным исполнительным комитетом об освобождении от налогов и сборов или о
сложении их с отдельных селений или районов;
н) общее руководство выполнением всех
постановлений и распоряжений вышестоящих органов власти в отношении финансовой
и налоговой деятельности в пределах округа.
85. На окружной исполнительный комитет
возлагается в области промышленности и торговли:
а) руководство предприятиями
государственной промышленности и торговли окружного значения, а также надзор в
пределах округа за государственной промышленностью и торговлей, не находящейся
в непосредственном ведении окружного исполнительного комитета;
б) участие в регулировании частной
торговли и промышленности в пределах действующих узаконений;
в) разрешение вопросов о сдаче в аренду
промышленных предприятий окружного значения, а также о переброске их
оборудования;
г) разрешение вопросов о переводе
промышленных предприятий окружного значения на хозяйственный расчет; об
учреждении промышленных объединений окружного значения; предоставление им
необходимого уставного капитала и представление уставов организуемых
объединений на утверждение областного исполнительного комитета в порядке,
установленном законом.
Примечание. Ликвидация и реорганизация
объединений производится окружным исполнительным комитетом с утверждения областного
исполнительного комитета;
д) охрана государственного имущества и
предприятия;
е) надзор за состоянием и работой сданных
в аренду предприятий и принятие мер к точному выполнению договоров;
ж) содействие организации и деятельности
торговых учреждений;
з) содействие развитию кустарной
промышленности и ее кооперированию.
86. В области сельского хозяйства
окружной исполнительный комитет:
а) осуществляет в пределах округа права и
обязанности, предоставленные в этой отрасли деятельности областному исполнительному
комитету;
б) принимает необходимые меры для
поддержки коллективных хозяйств, а также переходящих к более совершенным
способам ведения сельского хозяйства;
в) организует агрономическую помощь
населению, склады сельскохозяйственных машин и орудий выставки, случные пункты
и т.п.;
г) организует мероприятия по
землеустройству и поднятию всех видов сельского хозяйства;
д) ведет лесное хозяйство и принимает
меры борьбы с лесными пожарами;
е) наблюдает за соблюдением правил и
сроков охоты и рыболовства.
87. В области труда окружной
исполнительный комитет:
а) осуществляет надзор за исполнением
государственными, общественными и частными предприятиями законов и правил о
наемном труде и принимает меры принуждения к исполнению их;
б) организует посредничество по найму и
мероприятия по борьбе с безработицей;
в) наблюдает за исполнением во всех
предприятиях в пределах округа коллективных договоров;
г) содействует разрешению конфликтов,
возникающих на почве применения наемного труда;
д) наблюдает за проведением санитарных и
технических мероприятий в промышленных, торговых и кустарных предприятиях.
88. В области культурно-просветительной,
национальной политики, народного здравия и социального обеспечения окружной
исполнительный комитет ведает:
а) принятием в пределах округа мер,
предоставленных в этой отрасли областному исполнительному комитету;
б) принятием мер к поднятию округа в
культурном и политическом отношении;
в) организацией и содержанием общих и
специальных учебных заведений, а также устройством библиотек, музеев, театров,
культурно-просветительных клубов и охраной памятников старины и искусства;
г) наблюдением за правильностью
постановки преподавания во всех учебных заведениях округа;
д) организацией охраны интересов
несовершеннолетних и детей;
е) организацией санитарного надзора в
округе и мероприятий по борьбе с эпидемиями;
ж) организацией и содержанием
медицинских, санитарных и курортных учреждений, а также учреждений по охране
материнства и младенчества;
з) организацией в окружном масштабе
мероприятий по развитию комитетов взаимопомощи, а также проведением в жизнь
законодательства о льготах и помощи семьям красноармейцев, инвалидам и семьям
погибших при исполнении революционного долга.
89. В деле судебно-следственном окружной
исполнительный комитет:
а) составляет план распределения судебных
и следственных участков по округу;
б) утверждает народных заседателей и
представляет в областной исполнительный комитет кандидатуры на должности
народных судей и следователей;
в) наблюдает за деятельностью судебных
учреждений в округе.
90. В остальных отраслях управления и
хозяйственной деятельности окружной исполнительный комитет осуществляет в
окружном масштабе права и обязанности, указанные в соответствующих частях
настоящего Положения, в отношении областного исполнительного комитета.
В. Об отделах
окружного исполнительного комитета
91. Для осуществления деятельности по
отдельным отраслям управления при окружном исполнительном комитете образуются
следующие отделы:
1) общий,
2) финансовый,
3) земельный,
4) военный (окружной военный
комиссариат),
5) местного хозяйства и
6) административный.
Кроме того, при окружном исполнительном
комитете образуются:
а) орган Государственного Политического
Управления;
б) камера инспекции труда;
в) статистическое бюро.
Примечание 1. В округах с развитыми промышленностью или коммунальным хозяйством
образуются с разрешения областного исполнительного комитета самостоятельные
отделы народного хозяйства и коммунальный.
Примечание 2. Областному исполнительному
комитету предоставляется право в зависимости от местных условий и по соглашению
с соответственными народными комиссариатами выделять из состава общего отдела
самостоятельные отделы.
92. Общий отдел окружного исполнительного
комитета состоит из отделений: а) канцелярии; б) финансово-материального,
обслуживающего весь отдел; в) народного образования; г) здравоохранения и д)
социального обеспечения.
93. Положения и штаты отделов и инспектур
окружного исполнительного комитета, а также отделений общего отдела
разрабатываются окружным исполнительным комитетом и утверждаются в общем
порядке.
94. Заведующие отделами окружного
исполнительного комитета избираются окружным исполнительным комитетом сроком на
один год.
Примечание. Заведующий отделом окружного
исполнительного комитета может и не быть членом окружного исполнительного
комитета.
95. Соответствующий заведующий отделом
областного исполнительного комитета имеет право отвода заведующего отделом или
управлением окружного исполнительного комитета; в случае разногласия между
окружным исполнительным комитетом и соответствующим заведующим областным
отделом дело разрешается президиумом областного исполнительного комитета.
96. Заведующие отделами и управлениями
окружного исполнительного комитета несут ответственность за ход работы отделов
и всех подведомственных отделам учреждений как перед
окружным исполнительным комитетом, так и перед соответствующим отделом
областного исполнительного комитета.
97. Разногласия между окружным
исполнительным комитетом и отделами областного исполнительного комитета
разрешаются президиумом областного исполнительного комитета.
98. Окружной
исполнительный комитет или его президиум могут под их коллективной судебной
ответственностью приостанавливать проведение в жизнь распоряжения отделов
областного исполнительного комитета в исключительных случаях при явном
несоответствии данного распоряжения постановлениям центральной власти или
областного исполнительного комитета с доведением о том до сведения областного
исполнительного комитета и заведующего соответствующим отделом областного
исполнительного комитета.
99. Отделы областного исполнительного
комитета могут обжаловать решения окружного исполнительного комитета или его
президиума в областной исполнительный комитет, причем обжалование это не
приостанавливает решения окружного исполнительного комитета или его президиума.
100. Смещение или временное отстранение
до истечения срока от должности заведующего отделом
может быть произведено по постановлению окружного исполнительного комитета или
его президиума с немедленным доведением об этом до сведения президиума
областного исполнительного комитета и соответствующего областного отдела.
Глава V. О РАЙОННЫХ
СЪЕЗДАХ СОВЕТОВ И РАЙОННЫХ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТАХ
А. О районных
съездах
101. Районный съезд советов составляется
из представителей всех советов района по расчету: от сельских советов по одному
депутату на 1000 жителей и от советов входящих в район поселков и города по
одному депутату на 100 избирателей.
Примечание. Советы областного и окружных
городов, а также городов, особо определяемых в порядке, указанном в ст. 2
настоящего Положения, не избирают своих представителей на съезд советов района,
среди территории которого они находятся.
102. Районный съезд советов созывается
согласно ст. 9 настоящего Положения; время созыва устанавливается окружным
исполнительным комитетом.
103. Для руководства работами районного
съезда советов последний избирает из своей среды президиум в составе от трех до
пяти членов.
104. К предметам ведения районного съезда
советов, кроме указанных в ст. 7, относится также сложение недоимок и пени по
местным районным и сельским сборам.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
ВЦИК, СНК РСФСР от 06.06.1927)
105. Чрезвычайные районные съезды советов
созываются районным исполнительным комитетом, а также по предложению окружного
исполнительного комитета или по требованию сельских советов, объединяющих не
менее одной третьей части населения района.
Б. О районных
исполнительных комитетах
106. Районный исполнительный комитет
состоит из пятнадцати членов и трех кандидатов к ним.
Примечание. В зависимости от величины и
характера района окружному исполнительному комитету с утверждения областного
исполнительного комитета предоставляется право увеличить число членов районного
исполнительного комитета до двадцати одного человека.
(с изм. и доп., внесенными декретом ВЦИК, СНК
РСФСР от 27.04.1925; Постановлением ВЦИК от 05.05.1925)
106а. Районный исполнительный комитет
избирает из своей среды президиум в составе пяти членов, в том числе
председателя, его заместителя и секретаря.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
ВЦИК от 05.05.1925)
107. Для заслушивания и утверждения
предложений, имеющих особо важное значение для района,
а также для докладов и отчетов районного исполнительного комитета последним
созываются расширенные (сессионные) заседания районного исполнительного
комитета в составе членов районного исполнительного комитета и председателей
сельских, поселковых и городских советов, действующих на территории района.
108. На расширенные (сессионные)
заседания районных исполнительных комитетов должны приглашаться представители
профессиональных организаций, фабрик и заводов.
109. Все указанные в ст. ст. 107 и 108
настоящего Положения лица, не члены районного исполнительного комитета,
участвуют в расширенных (сессионных) заседаниях с правом совещательного голоса.
110. В соответствии со ст. 15 настоящего
Положения к предметам ведения районного исполнительного комитета относятся:
а) руководство выборами в сельские и
поселковые советы и на районный съезд советов;
б) созыв совещаний председателей сельских
советов;
в) издание обязательных постановлений в
пределах, устанавливаемых законом, и наложение административных взысканий за
нарушение обязательных постановлений;
г) руководство и направление деятельности
милиции района, а также деятельности агрономического, ветеринарного и
врачебного участков в пределах района и согласование деятельности
представителей отделов окружного исполнительного комитета, работающих в пределах
района, согласно существующим узаконениям;
д) назначение должностных лиц района и
мотивированный отвод работников, назначаемых в район отделами окружного
исполнительного комитета;
е) руководство и контроль над
деятельностью сельских советов района.
111. В области управления и охраны
революционного порядка в пределах района на районные исполнительные комитеты
возлагается:
а) предупреждение и борьба с
контрреволюционными выступлениями и уголовными преступлениями;
б) объявление и разъяснение сельским
советам и населению декретов и распоряжений правительства;
в) руководство регистрацией актов
гражданского состояния в районе;
г) утверждение опекунов над сиротами и
над имуществом;
д) проведение в жизнь и наблюдение за
выполнением декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви;
е) засвидетельствование сделок, договоров
и документов в пределах и порядке, установленных законом;
ж) учет населения и лиц, регистрация
переселенцев, а также регистрация лиц, лишенных избирательных и других
гражданских прав, и иностранных подданных;
з) производство в пределах района
административных расследований и дознаний, согласно существующим положениям;
и) наблюдение за производством почтовых
операций и передвижений в районе;
к) надзор и контроль за
деятельностью всех должностных лиц, находящихся в районе;
л) надзор за соблюдением установленных
правил об обществах, союзах, собраниях, публичных зрелищах и о печати;
м) надзор за соблюдением правил о
торговле;
н) организация мер борьбы со всякого рода
притонами и с азартными играми;
о) охрана железнодорожных и водных путей
сообщения, телеграфной и телефонной сети;
п) организация и проведение общественной
борьбы со стихийными бедствиями;
р) сбор статистических и информационных
материалов, касающихся положения района.
112. В области военной на районный
исполнительный комитет возлагается:
а) проведение призывов как очередных, так
и по военным мобилизациям по указаниям военного ведомства;
б) учет военнообязанных и выдача
соответствующих удостоверений согласно существующим законоположениям;
в) учет конского состава и все поверочные
операции, связанные с этими работами;
г) проведение в жизнь мероприятий по
всеобщему военному обучению трудящихся;
д) расквартирование проходящих воинских
частей и отвод помещений для воинских учреждений.
113. В области финансово-налоговой
ведению районного исполнительного комитета подлежит:
а) составление районного бюджета;
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
ВЦИК, СНК РСФСР от 06.06.1927)
б) исполнение утвержденного районного
бюджета и представление районному съезду Советов отчета в исполнении этого
бюджета, а равно наблюдение за исполнением бюджетов сельских советов на
территории района;
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
ВЦИК, СНК РСФСР от 06.06.1927)
в) руководство сбором государственных и
местных налогов в пределах района;
г) изыскание местных средств в пределах, предоставленных законом, путем обложения,
отчислений, эксплоатации имущества и предприятий и путем кредитных операций;
д) распоряжение дотациями, ссудами и
проч., полученными от окружного исполнительного комитета;
е) инструктирование сельских советов по
вопросам финансовой и налоговой работы в пределах района;
ж) наложение пени и штрафа на
неплательщиков налогов, согласно положению о взимании налогов.
114. В области сельского и лесного
хозяйства районный исполнительный комитет:
а) руководит работой участкового
агрономического персонала и производящимися в районе землеустроительными
работами, согласно Земельному Кодексу;
б) организует борьбу с вредителями
сельскохозяйственных культур в районном масштабе;
в) принимает меры к улучшению
животноводства, организации случных пунктов и по оказанию ветеринарной помощи
населению;
г) вырабатывает мероприятия в области
улучшения и усиления коллективных хозяйств;
д) производит учет урожая, посевов и
продовольственных и семенных запасов в районе;
е) организует районные семенные фонды,
ведает их распределением, организует хлебозапасные магазины и наблюдает за
проведением сельскохозяйственных кампаний;
ж) наблюдает за правильным ведением
государственного и местного лесного хозяйства и за отпуском лесных материалов
населению, согласно Лесному Кодексу;
з) наблюдает за выполнением правил и
сроков охоты и рыбной ловли;
и) организует и содействует развитию
сельскохозяйственной кооперации и кредита.
115. В области промышленности, торговли и
кооперации районный исполнительный комитет:
а) наблюдает за выполнением правил о
разработке недр земли;
б) руководит предприятиями, находящимися
в ведении районного исполнительного комитета;
в) содействует заготовкам государственных
органов;
г) оказывает содействие всем видам
кооперации;
д) организует мелкий кредит, согласно
законоположениям и указаниям окружного исполнительного комитета.
116. В области благоустройства районный
исполнительный комитет ведает:
а) надзором за соблюдением строительных
правил;
б) исправным состоянием дорог, мостов и
гатей;
в) выполнением необходимых
противопожарных мер и организацией пожарной охраны;
г) устройством различного рода
предприятий и учреждений общественного пользования (электрического освещения,
телефонов, бань и т.п.);
д) разрешением жилищных вопросов и
распоряжением жилищным фондом, находящимся в ведении районного исполнительного
комитета.
117. В области труда районный
исполнительный комитет:
а) наблюдает за своевременным и точным
исполнением в пределах района существующего законодательства о труде;
б) инспектирует предприятия и учреждения
и осуществляет контроль за ними в деле трудового посредничества,
охраны труда, конфликтов, норм заработной платы и социального страхования.
118. В области культурно-просветительной,
здравоохранения и социального обеспечения районный исполнительный комитет:
а) принимает все необходимые меры к
уничтожению безграмотности и к повышению культурного уровня населения;
б) наблюдает за исправным содержанием
сети школ;
в) содействует организации внешкольного
образования в районе, образцовых и показательных школ;
г) организует и помогает содержанию
детских домов;
д) заботится о распространении среди
населения изданий советской печати;
е) наблюдает за всеми медико-санитарными
учреждениями (больницами, амбулаториями, врачебными и фельдшерскими пунктами,
яслями и т.п.) и содержит их, за исключением находящихся в ведении окружного
исполнительного комитета;
ж) принимает меры по борьбе с эпидемиями;
з) не допускает промышлять знахарством и
другими способами лечения, основанными на народном суеверии;
и) неуклонно проводит в жизнь
установленные законом меры помощи семьям красноармейцев и погибших при
исполнении революционного долга, а также инвалидам;
к) организует и принимает меры к развитию
комитетов взаимопомощи.
119. В области судебно-следственной
районный исполнительный комитет:
а) оказывает содействие
судебно-следственным органам в деле проведения возложенных на них задач;
б) наблюдает за деятельностью участкового
народного судьи, участкового следователя и представляет о замеченных нарушениях
в окружной исполнительный комитет;
в) организует юридическую помощь
населению;
г) представляет в окружной исполнительный
комитет на утверждение списки кандидатов народных судей, следователей и
народных заседателей.
120. При районном исполнительном комитете
отделы не образуются, но организуется общая канцелярия, в которой
сосредоточивается делопроизводство по всем делам, входящим в круг ведения
районного исполнительного комитета. Работой канцелярии районного
исполнительного комитета ведает секретарь, назначаемый районным исполнительным
комитетом.
Примечание. В случае организации в районном
центре городского совета районный исполнительный комитет является
исполнительным комитетом городского совета. Вся техническая работа по городу
проводится через канцелярию районного исполнительного комитета.
121. Административным и военным делом в
районе непосредственно ведает председатель районного исполнительного комитета;
под его же руководством работает канцелярия. Остальная текущая работа районного
исполнительного комитета распределяется между другими членами исполнительного
комитета.
122. Штаты районного исполнительного
комитета утверждаются окружным исполнительским комитетом.
123. Порядок делопроизводства районных
исполнительных комитетов определяется особой инструкцией областного
исполнительного комитета.