ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 1923 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ФИНАНСОВ СОЮЗА ССР
Глава первая. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1. На основании ст. ст. 49 и 52 Основного
Закона (Конституции) Союза ССР образуется Народный Комиссариат Финансов Союза
ССР, на который возлагается руководство финансовым делом Союза и объединение
финансовой политики на всей территории Союза ССР.
Глава вторая.
ЗАДАЧИ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ФИНАНСОВ
2. К предметам ведения Народного
Комиссариата Финансов Союза ССР относятся:
а) общее руководство деятельностью
народных комиссариатов финансов Союзных Республик;
б) руководство финансовых учреждений и
финансовых представительств за границей;
в) распоряжение согласно постановлениям
высших законодательных органов Союза ССР металлическим и валютным фондом;
г) проведение мероприятий по составлению
и исполнению бюджета Союза ССР, составление этого бюджета и представление его
через Совет Народных Комиссаров Союза ССР на утверждение Центрального
Исполнительного Комитета Союза ССР;
д) организация и последующий контроль
отчетности по исполнению общесоюзного бюджета, составление по Союзу ССР
отчетности по исполнению местного бюджета на основании сводной отчетности
народных комиссариатов финансов Союзных Республик;
е) организация и регулирование системы
денежного обращения, разработка и регулирование вопросов государственного,
коммунального и частного кредита и государственного страхования на всей
территории Союза; производство расчетов по международным договорам;
ж) разработка законопроектов по
установлению проведения системы общегосударственных налогов; выработка общих
мероприятий по регулированию местных налогов; учет государственных капиталов,
вложенных в государственные и смешанные промышленные, торговые и кредитные
предприятия (тресты, акционерные общества и т.п.), учет государственных
имуществ и получение доходов с них; надзор за публичной отчетностью
предприятий, обязанных к таковой, и участие в разработке и рассмотрении
финансовых планов государственных предприятий и учреждений;
з) заключение с иностранными обществами
общих договоров о перестраховании согласно социальным правилам, установленным
законодательными органами Союза ССР, и перестрахование страховых рисков Союза.
Глава третья.
СТРУКТУРА НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ФИНАНСОВ
3. В состав Народного Комиссариата
Финансов Союза ССР входят:
а) Народный Комиссар и коллегия при нем;
б) общее управление;
в) бюджетное управление;
г) валютное управление;
д) управление государственными налогами;
е) управление государственными доходами;
ж) финансово-экономическое бюро;
з) финансово-контрольное управление;
и) управление местными финансами;
к) главное управление государственными
трудовыми сберегательными кассами;
л) главное правление государственного
страхования;
м) Государственный Банк;
н) управление фабриками заготовления
государственных знаков.
Глава четвертая.
ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ФИНАНСОВ
4. Народный Комиссариат Финансов по
общему управлению ведает разработкой общих вопросов, не входящих в компетенцию
других управлений; вопросами общей организации финансовых учреждений; делами по
учету финансовых учреждений и личного состава; общей перепиской по делам
Народного Комиссариата Финансов; денежным довольствием; хозяйственной частью;
охраной учреждений Народного Комиссариата Финансов Союза ССР.
5. Народный Комиссариат Финансов по
бюджетному управлению ведает разработкой всех вопросов и законодательных
предположений, касающихся бюджета Союза ССР; общим руководством
сметно-бюджетным делом в Союзных Республиках; рассмотрением вопросов и проектов
постановлений, касающихся бюджета или требующих для своего осуществления
ассигнований из общесоюзных средств; составлением бюджета Союза ССР и разассигнованием кредитов.
6. Народный Комиссариат
Финансов по валютному управлению ведает вопросами денежной политики и
установлением монетной системы; эмиссией денежных знаков и регулированием кассовой
наличности в центральных кассовых учреждениях народных комиссариатов финансов
Союзных Республик; заведыванием финансовыми базами Народного Комиссариата
Финансов Союза ССР; вопросами государственного кредита внутреннего и внешнего;
регулированием деятельности кредитных учреждений; вопросами финансовых расчетов
с иностранными государствами; учетом и инкассированием валютных доходов;
отпуском валюты для покрытия валютной сметы; чеканкой монеты; золотосплавочным
и пробирным делом; приобретением благородных металлов; хранением
государственного металлического фонда и государственных ценностей; реализацией
государственных ценностей.
Примечание. Контроль и регулирование
деятельности коммунальных, общественных, сельскохозяйственных и частных
кредитных учреждений, а также сберегательных касс производится народными
комиссариатами финансов Союзных Республик по системе, утвержденной Центральным
Исполнительным Комитетом Союза ССР, и в порядке, определяемом законодательными
органами Союзных Республик.
7. Народный Комиссариат Финансов по
управлению государственными налогами ведает: руководством налоговым делом на
всей территории Союза ССР; разработкой всех вопросов и законодательных
предположений в области налогов и сборов, в частности, системы общих принципов
и предельных норм местного обложения; надзором за правильным поступлением
налогов и их взиманием; разрешением налоговых льгот по косвенным налогам и
сепаратных льгот и изъятий из общего порядка по прочим налогам; организацией,
инструктированием и ревизией местного налогового аппарата, статистическим
учетом налоговых поступлений по Союзу ССР и руководством, совместно с Народным
Комиссариатом по Продовольствию, взиманием единого сельскохозяйственного
налога.
8. Народный Комиссариат Финансов по
управлению государственными доходами ведает: учетом государственных средств
(финансовых и материальных), переданных государственным хозяйственным
предприятиям, а также капиталов, вложенных в кредитные и другие акционерные
(смешанные) общества; учетом государственного имущества; участием в
рассмотрении финансовых планов государственной промышленности, торговли и
прочих предприятий, в кои вложены государственные капиталы; учетом
и реализацией государственных фондов, состоящих в ведении комиссии Совета Труда
и Обороны по учету и реализации государственных фондов; разработкой
законопроектов, правил и инструкций, регулирующих поступления государственных
доходов и прибылей от государственных предприятий и других имуществ, концессий,
акционерных (смешанных) обществ и всех доходов неналогового характера;
разработкой мероприятий для усиления поступления государственных доходов;
рассмотрением балансов отчетности и проверкой результатов
деятельности государственных предприятий в пределах, указанных законами о
трестах и о предприятиях, обязанных публичной отчетностью; наблюдением за
возвратом ссуд, выданных из казны, и за получением платежей и процентов по ним;
надзором за выполнением правил о публичной отчетности; руководством через
народные комиссариаты финансов Союзных Республик местными аппаратами по
взиманию государственных доходов; участием в наблюдении за эксплоатацией государственного имущества, в частности,
лесного и земельного имущества (через народные комиссариаты финансов Союзных
Республик и совместно с народными комиссариатами земледелия упомянутых
Республик).
9. Народный Комиссариат Финансов по
финансово-экономическому бюро ведает разработкой вопросов
финансово-экономического положения Союза ССР и, в частности, изучением движения
цен и разработкой финансовой статистики; редакционно-издательской деятельностью
Народного Комиссариата Финансов Союза ССР; составлением периодических отчетов
по Народному Комиссариату Финансов Союза ССР; подготовкой финансовых работников.
10. Народный Комиссариат Финансов по
финансово-контрольному управлению ведает: установлением по соглашению с
Народным Комиссариатом Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза ССР единообразных
обязательных для всех распорядителей кредитов как по
государственному, так и по местным бюджетам, форм финансового счетоводства и
отчетности; составлением в общесоюзном масштабе отчетов по
исполнению росписи государственных доходов и расходов, по исполнению местных
бюджетов, а также кассового отчета о поступивших в финансовые органы Союза
доходах и произведенных расходах с последующей документальной проверкой
финансовой отчетности ведомств Союза ССР и принятием мер к устранению нарушений
закона и к возмещению убытков Союза ССР с привлечением в подлежащих случаях
виновных лиц к материальной и уголовной ответственности; наблюдением за
правильной постановкой финансово-счетных частей всех ведомств Союза ССР.
11. Народный
Комиссариат Финансов по управлению местными финансами ведает: разработкой
проектов законодательных актов по местным финансам; разработкой
административных актов по местным финансам в союзном масштабе; сводкой
ориентировочных местных бюджетов и исполнительных смет и учетом последних в
союзном масштабе; подготовкой и разработкой материалов по вопросу о распределении
между Союзными Республиками средств для вспомоществования местным бюджетам.
12. Народный
Комиссариат Финансов по главному управлению государственными трудовыми
сберегательными кассами в целях предоставления трудовому населению возможности
безопасного и выгодного хранения денежных сбережений и свободных средств ведает
надзором и руководством, организацией и направлением деятельности
сберегательных касс на территории Союза ССР и учетом всех денежных средств
сберегательных касс; распоряжается по указаниям Народного Комиссариата Финансов
Союза ССР свободными средствами сберегательных касс; главное управление
государственными трудовыми сберегательными кассами действует на основании
особого положения, утверждаемого Советом Народных Комиссаров Союза ССР.
13. Главное правление государственного
страхования в качестве состоящего на хозяйственном расчете органа Народного
Комиссариата Финансов Союза ССР в лице правления государственного страхования
Союзных Республик осуществляет государственную страховую монополию на
территории Союза ССР и руководит делом государственного страхования в Союзных
Республиках на основании особого положения, утверждаемого Советом Народных
Комиссаров Союза ССР.
14. Государственный Банк способствует
развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота кредитом и прочими
банковскими операциями; ведает выпуском банковских билетов, обеспеченных
золотом, иностранной валютой, легко реализуемыми товарами и прочими активами
Государственного Банка, регулирует денежное обращение путем концентрации
денежных оборотов и других мероприятий. Государственный Банк действует на
основании особого положения, утверждаемого Президиумом Центрального
Исполнительного Комитета Союза ССР.
15. Управление фабриками заготовления
государственных знаков ведает изготовлением на организуемых им фабриках
денежных знаков, облигаций государственных займов, акций, гербовых знаков и
всякого рода ценных бланков, а равно выполнением иных печатных работ.