ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ С.С.С.Р.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 1923 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Глава I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
На основании главы VIII Основного Закона
(Конституции) Союза С.С.Р. образуется Народный Комиссариат Рабоче-Крестьянской
Инспекции Союза С.С.Р.
Народный Комиссариат Рабоче-Крестьянской
Инспекции является основным органом советской власти по проведению в жизнь
мероприятий к усовершенствованию государственного аппарата, полному овладению
им и приспособлению его к задачам социалистического строительства.
В соответствии с этим на Народный
Комиссариат Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р. возлагаются следующие
задачи:
Глава II. ЗАДАЧИ
РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ
1. Практическое и теоретическое изучение
дела управления; выявление недостатков и достоинств действующих органов
управления; устранение первых и закрепление последних; постановка опытов и
проведение в жизнь практических мероприятий по рационализации техники
управления, делопроизводства и отчетности; выработка наиболее совершенных форм
счетоводства, калькуляции и составления балансов; выработка планов изменения
структуры государственных органов как в целях улучшения их работы, так и в
целях создания нормальных условий, облегчающих возможность наблюдения со
стороны государства.
2. Всемерное побуждение государственных,
административных и хозяйственных органов к улучшению их аппаратов, оказание им
содействия в этом отношении, учет их опыта, согласование и объединение
принимаемых ими мер.
3. Общее руководство и объединение
деятельности всех учреждений, занятых изучением научной организации труда,
производства и техники управления через их представительный орган при
Рабоче-Крестьянской Инспекции, действующий на основе особого положения;
организация, в отдельных случаях, имеющих государственное значение опытных
станций, показательных учреждений и ячеек содействия по улучшению
государственного аппарата.
Примечание. Ячейки содействия по
улучшению государственного аппарата существуют на основе особого о них
положения, разрабатываемого Народным Комиссариатом Рабоче-Крестьянской
Инспекции Союза С.С.Р. и утверждаемого Советом Народных Комиссаров Союза С.С.Р.
4. Тщательное изучение бюджета Союза
С.С.Р., союзных республик и местных, квартального и годового ориентировочного и
учет опыта его исполнения с точки зрения его финансовой реальности и
хозяйственной целесообразности; дача заключений по отчетам исполнения росписи
государственных расходов и доходов, составляемым Народным Комиссариатом
Финансов Союза С.С.Р. и союзных республик; обследование и изучение
производственных планов и их выполнения хозяйственными
органами, а равно выполнения плановых заданий административных и
культурно-просветительных органов; проверка деятельности всех государственных и
других указанных в ст. 12 настоящего Положения органов с точки зрения
достигнутых на деле результатов и систематическое инспектирование их на основе
материалов обследования и научных данных.
5. Оценка и проверка по существу работы
руководителей и сотрудников административных и
хозяйственных органов Союза С.С.Р., оказание им содействия в подборе личного
состава; принятие необходимых мер к практической подготовке рабочих и крестьян
на ответственные руководящие должности и оказание поддержки наиболее преданным
делу работникам.
6. Обследование и изучение причин
преступлений и бесхозяйственности руководителей и сотрудников государственных
органов, борьба с системой подкупов и взяточничеством путем установления общих
с соответствующими судебными и административными органами директив.
7. Особо тщательное
усовершенствование государственных аппаратов и хозяйственных органов в части
непосредственного соприкосновения их с населением; систематическое и планомерное
использование советской, партийной и профессиональной печати в целях
беспощадной борьбы со всеми сотрудниками государственных органов, проявляющими
пренебрежительное отношение к нуждам и запросам рабочих и крестьян, особенно
неграмотных и малограмотных, а также к трудящимся других национальностей;
борьба со всякого рода должностными и хозяйственными преступлениями, разгильдяйством, бюрократизмом и т.п.
8. Изучение постановки счетоводства и
отчетности в государственных и общественных органах Союза С.С.Р. и руководство
работниками в этой области. Установление методов работ по бухгалтерии,
составлению и проверке балансов и калькуляции и проведению в жизнь
единообразных счетных единиц. Образование при Народном Комиссариате
Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р. кадра специальных государственных
бухгалтеров-экспертов.
9. Выполнение отдельных специальных
заданий и поручений высших законодательных органов Союза С.С.Р., а также
контроль и наблюдение за планомерным проведением в жизнь постановлений и решений
этих органов, в первую очередь направленных к усовершенствованию
государственного аппарата.
10. Широкая постановка
издательско-информационного дела, освещающего вопросы научной организации
труда, производства и управления, а также революционно-инспекционных
достижений.
11. Руководство работами народных
комиссариатов рабоче-крестьянской инспекции союзных республик по проведению в
жизнь возложенных на них заданий.
Глава III. ПРАВА
РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ
Для осуществления этих задач
Рабоче-Крестьянской Инспекции предоставляются следующее права:
12. Производство полных
и частичных ревизионно-инспекционных обследований
всех центральных, областных и местных государственных и общественных учреждений
и предприятий и их объединений, в том числе кооперативных и профессиональных
органов Союза С.С.Р., а равно акционерных компаний, смешанных обществ,
концессионных предприятий и всяких общественных организаций, которые
субсидируются государством или оперируют при участии государственного капитала
или общественных сборов и поступлений.
Примечание. Государственные предприятия,
находящиеся в аренде у частных лиц и организаций, а равно и предприятия,
находящиеся во владении частных лиц, а также сданные в концессии обследуются
Рабоче-Крестьянской Инспекцией в пределах существующих
между ними и государством обязательственных отношений.
13. Требование от всех государственных
учреждений и общественных организаций Союза С.С.Р. сведений, материалов,
документов, актов, объяснений, отчетов и иных справок, характеризующих состояние
и деятельность учреждений, предприятий и организаций, а равно вызов
руководителей и сотрудников обследуемых органов как
для дачи личных объяснений, так и на совместные совещания, заседания и в
подкомиссии для обсуждения вопросов, возникающих в процессе этих обследований.
14. Предложение всем ревизуемым
государственным учреждениям, предприятиям и организациям: а) об устранении
установленных недостатков; б) о проведении соответствующих мероприятий по
рационализации их аппаратов; в) об устранении и увольнении должностных лиц за
серьезные упущения и бесхозяйственность; г) о наложении дисциплинарных
взысканий в порядке и пределах, указанных в законе.
Примечание. В случае несогласия с
предложениями Рабоче-Крестьянской Инспекции руководители учреждений и предприятий,
указанных в ст. 12, обязаны немедленно сообщить Рабоче-Крестьянской Инспекции
свои возражения.
15. Представление на
рассмотрение центральных и местных органов Союза С.С.Р., а также центральных
органов союзных республик конкретных предложений, выработанных на основании
ревизионных опытов, об упрощении аппаратов управления, устранении параллелизма
и бесхозяйственности, о формах согласования деятельности отдельных
комиссариатов и их органов на местах, а также о преобразовании всей системы
ведения дела в тех или иных учреждениях или отдельных частях.
16. Организация и утверждение
непосредственно или через народные комиссариаты рабоче-крестьянской инспекции
союзных республик положений об органах рационализации ведомственного аппарата
(плановые и организационные бюро, опытные станции, ячейки содействия по
улучшению государственного аппарата); утверждение форм постоянной публичной
отчетности этих органов о работе и состоянии учреждения, а также отвод
руководящего состава этих органов.
17. Закрытие и полная ликвидация как
ведомственных органов рационализации государственного аппарата Союза С.С.Р.,
так и отдельных научно-исследовательских институтов труда и управления, а также
контрольных и инспекционных организаций и групп в случаях
неудовлетворительности их работы или их состава.
18. Созыв совещаний,
конференций и съездов по рассмотрению вопросов научной организации труда,
производства и техники управления, по установлению методов хозяйствования и
управления, порядка учета и отчетности и т.п.; разработка планов и программ и
проведение совместно с органами просвещения и профессиональными союзами
подготовки и переподготовки работников различной квалификации по научной
организации труда, производства и управленческой техники.
19. Право участия с
совещательным голосом в комиссиях и совещаниях, организуемых высшими органами в
центре и на местах, в заседаниях коллегий народных комиссариатов,
исполнительных комитетов и их президиумов, на всяких иных ведомственных и
междуведомственных совещаниях, а равно и на всяких съездах, конференциях,
совещаниях, распорядительных заседаниях государственных учреждений, предприятий
и их объединений, общественных и кооперативных организаций и т.д.
20. Приостановление явно незаконных
распоряжений и действий ревизуемых учреждений и должностных лиц.
Примечание 1. Право приостановления тех
или других распоряжений и действий принадлежит Народному Комиссару
Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р., народным комиссарам
рабоче-крестьянской инспекции союзных республик и заведующим областными и
губернскими (окружными) органами рабоче-крестьянской инспекции по
принадлежности.
Примечание 2. Приостановления действий и
распоряжений учреждений органами Рабоче-Крестьянской Инспекции могут быть
аннулированы только высшей инстанцией Рабоче-Крестьянской Инспекции.
Приостановления действий и распоряжений учреждений, подтвержденные Народным
Комиссариатом Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р., могут аннулироваться
только Центральным Исполнительным Комитетом, Советом Народных Комиссаров и
Советом Труда и Обороны Союза С.С.Р.
Примечание 3. Означенное
право Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р. не
распространяется на постановления и распоряжения центральных исполнительных
комитетов и советов народных комиссаров союзных республик, народных комиссаров
Союза С.С.Р. и союзных республик, за исключением народных комиссаров
рабоче-крестьянской инспекции союзных республик, местных исполнительных
комитетов и их президиумов, а также на приговоры и решения судебных органов и
распоряжения следственных властей и прокуратуры в пределах их ведения.
21. Возбуждение в административном и
судебном порядке преследований против лиц за преступления и проступки,
обнаруженные в процессе работ Рабоче-Крестьянской Инспекции, с предложением
судебно-следственным и розыскным органам и прокуратуре о производстве
необходимых действий по дальнейшему раскрытию этих преступлений.
22. Предложение (непосредственное или
через комиссариаты рабоче-крестьянской инспекции союзных республик) учреждениям
и предприятиям о предъявлении гражданских исков об убытках, понесенных
государством, а также предъявление этих исков самостоятельно.
23. Объявление в прессе Народным
Комиссаром или коллегией Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции
Союза С.С.Р. списков должностных лиц, уличенных при ревизии в преступлениях,
проступках, бесхозяйственности и пренебрежении к интересам трудящихся, в тех
случаях, когда наличие этих обстоятельств не отрицается руководителями ведомств
и учреждений.
Глава IV. СТРУКТУРА
НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА
РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ СОЮЗА С.С.Р.
24. Народный Комиссариат Рабоче-Крестьянской
Инспекции Союза С.С.Р. состоит из:
А. Народного Комиссара и коллегии при
нем.
Б. Четырех центральных управлений:
а) Оперативного Управления;
б) Управления по улучшению
государственного аппарата;
в) Управления по счетоводству и
отчетности и
г) Общего Управления.
В. Из трех самостоятельных отделов:
а) Информационно-издательского отдела;
б) Юридического отдела и
в) Центрального бюро жалоб и заявлений.
25. Центральное управление состоит из
нижеследующих инспекций, секций и отделов:
А. Оперативное Управление состоит из
девяти инспекций:
а) промышленной;
б) торговой;
в) сельско-хозяйственной;
г) финансовой;
д) транспортной и связи;
е) военно-морской;
ж) административной;
з) культурно-просветительной и
и) труда, здравоохранения и социального
обеспечения.
Б. Управление по улучшению
государственного аппарата состоит из двух секций:
а) труда и производства;
б) управленческой техники.
В. Управление по счетоводству и
отчетности состоит из двух секций:
а) бухгалтерии;
б) отчетности.
Г. Общее Управление состоит из трех
отделов:
а) общего отдела с секретариатом;
б) организационно-инструкторского;
в) хозяйственно-финансового.
Глава V. ПРЕДМЕТЫ
ВЕДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ
ИНСПЕКЦИИ
СОЮЗА С.С.Р.
26. На Народный Комиссариат
Рабоче-Крестьянской Инспекции по Оперативному Управлению возлагается
обязанность руководства всей инспекционно-ревизионной работой входящих в его
состав инспекций. Центральные инспекции проводят свою ревизионно-инспекционную
работу по своему функциональному делению, имея главным объектом своей
деятельности работы соответствующих народных комиссариатов. Точное
разграничение компетенции отдельных центральных инспекций определяется Народным
Комиссариатом Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р.
27. На Управление по улучшению
государственного аппарата возлагается:
По секции труда и производства: а)
выработка рациональных приемов трудовых процессов; б) выработка вопросов,
связанных с рационализацией техники производства, стандартизацией, повышением
производительности труда; в) установление норм выработки и разработка вопросов
охраны труда.
По секции управленческой техники: а)
выработка рациональных приемов работы администрирующих аппаратов
государственных, хозяйственных и общественных учреждений и предприятий; б)
установление структуры государственных аппаратов, штатов, делопроизводства и
т.п. и выработка рациональных методов администрирования.
28. На Управление по счетоводству и
отчетности возлагается выработка и установление в советских учреждениях
наиболее совершенных форм счетоводства и отчетности, калькуляции, балансов и
т.п.
29. На Общее Управление возлагается:
По общему отделу и
секретариату: а) ведение делопроизводства коллегии Народного Комиссариата
Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р.; б) подготовка материалов по делам,
вносимым Народным Комиссариатом в высшие законодательные органы; в) выполнение
специальных поручений и заданий (не предусмотренных настоящим Положением); г)
переписка, общая регистратура, экспедиция и заведывание общим архивом и
библиотекой Народного Комиссариата.
По
организационно-инструкторскому отделу: а) наблюдение за исполнением всеми
органами Рабоче-Крестьянской Инспекции распоряжений и заданий Народного
Комиссариата; сводка и обработка материалов по вопросам о структуре, формах и
методах работы органов Рабоче-Крестьянской Инспекции; б) составление общих
отчетов и статистических данных по учреждениям Рабоче-Крестьянской Инспекции;
з) установление штатов и учет личного состава Народного Комиссариата
Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р.
По хозяйственно-финансовому отделу: а)
составление смет, финансирование центральных и местных учреждений Народного
Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р.; б) контроль над
правильным расходованием ими денежных и материальных средств; в) обслуживание
центральных учреждений Народного Комиссариата в хозяйственном и техническом
отношении.
30. На Информационно-издательский отдел
возлагается задача редактирования, издания и распространения периодических
органов, а равно всякого рода печатных произведений, книг, журналов, брошюр,
листовок, плакатов, и т.п. и информирование периодической печати о деятельности
органов Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р.
31. На Юридический отдел возлагается: а)
изучение по материалам органов Рабоче-Крестьянской Инспекции, а также
судебно-следственных и розыскных органов причин роста и развития
государственных, должностных и хозяйственных преступлений, выработка мер борьбы
с ними и в связи с этим выработка соответствующих мероприятий; б) дача
юридических заключений по разного
рода вопросам, возбуждение в судебно-административном порядке через коллегию
Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р. преследований
по обнаруживаемым Рабоче-Крестьянской Инспекцией в процессе ее деятельности
злоупотреблениям.
32. На бюро жалоб и
заявлений возлагается: а) прием жалоб и заявлений, содержащих указания на
несовершенство государственного аппарата, на пренебрежительное отношение к
нуждам трудящихся, на бюрократизм, волокиту и т.д.; б) производство
расследований по этим вопросам и разрешение их, согласно особому положению о
Центральном Бюро жалоб и местных его органах, утверждаемому Центральным
Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров Союза С.С.Р.
Глава VI. О
НАРОДНЫХ КОМИССАРИАТАХ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ
ИНСПЕКЦИИ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК И МЕСТНЫХ ОРГАНАХ НАРОДНОГО
КОМИССАРИАТА РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ СОЮЗА
С.С.Р.
33. Положения о народных комиссариатах и
местных органах рабоче-крестьянской инспекции союзных республик вырабатываются
подлежащими народными комиссариатами рабоче-крестьянской инспекции на основе
настоящего Положения и по одобрению Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской
Инспекции Союза С.С.Р. вносятся на утверждение центральных исполнительных
комитетов и советов народных комиссаров союзных республик.
34. Местными органами Народного
Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р. являются:
а) управления уполномоченных Народного
Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р.;
б) инспекции Союза С.С.Р.:
военно-морская, транспортная и связи, действующие на основании особых
положений, издаваемых Народным Комиссариатом Рабоче-Крестьянской Инспекции
Союза С.С.Р.
Председатель Центрального
Исполнительного Комитета
А.ЧЕРВЯКОВ
Секретарь Центрального
Исполнительного Комитета
А.ЕНУКИДЗЕ