| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 1923 года

 

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О НАРОДНЫХ КОМИССАРИАТАХ СОЮЗА ССР

 

(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦИК СССР

от 24.10.1924 - СЗ СССР, 1924, N 19, ст. 184)

 

Глава первая.

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ НАРОДНЫХ КОМИССАРИАТОВ СОЮЗА ССР

 

1. На основании ст. 37 Основного Закона (Конституции) Союза ССР при Центральном Исполнительном Комитете Союза ССР образуются народные комиссариаты, которые делятся на:

а) общесоюзные народные комиссариаты - единые для всего Союза ССР;

б) объединенные народные комиссариаты Союза ССР.

2. Общесоюзными народными комиссариатами Союза ССР являются народные комиссариаты:

Иностранных Дел;

по Военным и Морским Делам;

Внешней Торговли;

Путей Сообщения;

Почт и Телеграфов.

3. Объединенными народными комиссариатами Союза ССР являются народные комиссариаты:

Высшего Совета Народного Хозяйства;

Внутренней Торговли;

Труда;

Финансов;

Рабоче-Крестьянской Инспекции.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦИК СССР от 24.10.1924)

 

4. Народные комиссариаты Союза ССР проводят в жизнь постановления Съезда Советов, Центрального Исполнительного Комитета, его Президиума, Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Совета Труда и Обороны, относящиеся к предметам их ведения.

5. Все народные комиссариаты Союза ССР, действуя на основании настоящего Положения, осуществляют свои задачи на основании особых положений о них, утверждаемых Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР, а также постановлений Президиума Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР.

6. На народные комиссариаты Союза ССР возлагается:

а) общее руководство деятельностью всех подведомственных им учреждений; надзор за ними в области исполнения законов и распоряжений высших органов Союза ССР; принятие в установленном порядке надлежащих мер к немедленному устранению неправильных действий;

б) разработка в пределах своей компетенции по заданиям высших органов Союза ССР, а равно и по собственной инициативе проектов декретов и постановлений, внесение их в Совет Народных Комиссаров Союза ССР или в Совет Труда и Обороны по принадлежности;

в) издание в пределах своей компетенции постановлений, распоряжений и инструкций, циркуляров, приказов и т.п.;

г) разработка смет и штатов народного комиссариата, внесение их на утверждение в установленном порядке;

д) разрешение жалоб, приносимых на действия и распоряжения подведомственных им учреждений и лиц; направление указанных жалоб по принадлежности, если они касаются предметов, выходящих за пределы компетенции народного комиссариата.

7. Распоряжения народных комиссариатов Союза ССР могут быть приостанавливаемы или отменяемы Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР, его Президиумом или Советом Народных Комиссаров Союза ССР. Председателю Совета Народных Комиссаров Союза ССР и его заместителю принадлежит право приостанавливать распоряжения народных комиссариатов с последующим докладом в Совет Народных Комиссаров Союза ССР.

8. Распоряжения народных комиссариатов Союза ССР могут быть приостанавливаемы центральными исполнительными комитетами или президиумами центральных исполнительных комитетов Союзных Республик при явном несоответствии данного распоряжения Конституции Союза ССР, законодательству Союза или законодательству Союзной Республики. О приостановке распоряжения центральные исполнительные комитеты или президиумы центральных исполнительных комитетов Союзных Республик немедленно сообщают Совету Народных Комиссаров Союза ССР или соответствующему народному комиссариату Союза ССР.

 

Глава вторая. ОБ ОБЩЕСОЮЗНЫХ НАРОДНЫХ КОМИССАРИАТАХ

СОЮЗА ССР

 

9. Общесоюзные народные комиссариаты (ст. 2 настоящего Положения) ведают порученной им отраслью государственного управления на всей территории Союза ССР.

10. Общесоюзные народные комиссариаты Союза ССР имеют при Союзных Республиках своих уполномоченных, непосредственно им подчиненных.

11. Уполномоченные народного комиссариата выдвигаются народным комиссариатом Союза ССР непосредственно или по предложению центрального исполнительного комитета Союзной Республики и утверждаются Советом Народных Комиссаров Союза ССР. По всем выдвигаемым кандидатурам обязателен отзыв центрального исполнительного комитета Союзной Республики, который имеет право отвода назначаемого уполномоченного.

Примечание. В случае назначения заместителей уполномоченных общесоюзных народных комиссариатов они утверждаются в том же порядке, как и уполномоченные.

 

12. Уполномоченные общесоюзных народных комиссариатов входят в совет народных комиссаров Союзных Республик с совещательным или решающим голосом по решению центрального исполнительного комитета Союзной Республики или его президиума. Уполномоченные народных комиссариатов информируют центральные исполнительные комитеты, их президиумы и советы народных комиссаров Союзных Республик о деятельности общесоюзного народного комиссариата и отчитываются в своей деятельности как перед соответствующим народным комиссариатом Союза ССР, так и перед советами народных комиссаров и центральными исполнительными комитетами соответствующих Союзных Республик.

13. Распоряжения общесоюзных народных комиссариатов обязательны для непосредственного исполнения на всей территории Союза ССР и, как общее правило, проводятся через соответствующих уполномоченных при совете народных комиссаров Союзных Республик. В случае непосредственного распоряжения общесоюзного народного комиссариата местным органам обязательно одновременное об этом уведомление уполномоченного данного народного комиссариата при совете народных комиссаров данной Союзной Республики.

Примечание. В случае получения уполномоченным общесоюзного народного комиссариата распоряжения, противоречащего законодательству Союза ССР или Союзной Республики, уполномоченный обязан немедленно сделать о том представление соответствующему Народному Комиссару Союза ССР и одновременно сделать доклад о полученном распоряжении совету народных комиссаров Союзной Республики.

 

14. Постановления центральных исполнительных комитетов, их президиумов, советов народных комиссаров и экономических совещаний Союзных Республик, не противоречащие общесоюзному законодательству, в пределах их компетенции, обязательны для уполномоченных общесоюзных народных комиссариатов Союза ССР.

 

Глава третья. ОБ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАРОДНЫХ КОМИССАРИАТАХ

СОЮЗА ССР

 

15. Органами объединенных народных комиссариатов, осуществляющими на территории Союзных Республик их задания, являются одноименные народные комиссариаты этих Республик.

Одноименные народные комиссариаты Союзных Республик, подчиняясь центральным исполнительным комитетам и советам народных комиссаров Союзных Республик, осуществляют в своей деятельности директивы и задания соответственных народных комиссариатов Союза ССР.

16. Объединенные народные комиссариаты Союза ССР проводят все свои задания и директивы через одноименные народные комиссариаты Союзных Республик.

17. Во главе народных комиссариатов Союзных Республик, одноименных с объединенными народными комиссариатами Союза ССР, стоят народные комиссары, назначаемые и отзываемые центральными исполнительными комитетами Союзных Республик.

18. Кроме функций, выполняемых согласно ст. 4 настоящего Положения, объединенные народные комиссариаты:

а) дают директивы и задания одноименным народным комиссариатам Союзных Республик и наблюдают за выполнением их;

б) приостанавливают и отменяют постановления одноименных народных комиссариатов Союзных Республик, противоречащие данным им директивам или общесоюзному законодательству, с одновременным доведением об этом до сведения советов народных комиссаров соответствующих Союзных Республик.

Примечание. Право это не распространяется на случаи, когда распоряжение народного комиссариата Республики основывается на точном предписании совета народных комиссаров данной Республики. В последнем случае соответствующий Народный Комиссар Союза ССР входит в Совет Народных Комиссаров Союза ССР с опротестованием;

 

в) устанавливают обязательные для одноименных народных комиссариатов Союзных Республик порядок и форму отчетности;

г) согласовывают в установленном порядке основы организации одноименных народных комиссариатов и их местных органов;

д) разрабатывают планы хозяйственной деятельности подведомственных им органов Союзных Республик, выполняющих задания Совета Народных Комиссаров Союза ССР;

е) ведают в установленном порядке общесоюзными фондами по данному народному комиссариату.

 

Глава четвертая. О НАРОДНЫХ КОМИССАРАХ СОЮЗА ССР

 

19. Во главе каждого народного комиссариата Союза ССР стоит избираемый и отзываемый Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР (ст. 37 Конституции) Народный Комиссар, которому принадлежит руководство и управление народным комиссариатом Союза ССР, а равно контроль и надзор за подчиненными народному комиссариату учреждениями и лицами.

20. Народный Комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению народного комиссариата, доводя о них до сведения коллегии.

В частности Народному Комиссару принадлежит единоличное право:

а) определения круга дел, подлежащих ведению каждого из его заместителей и членов коллегии;

б) назначения, перемещения и увольнения в соответствии с существующими положениями личного состава народного комиссариата;

в) надзора за деятельностью подчиненных народному комиссариату установлений и лиц;

г) распоряжения кредитами народного комиссариата Союза ССР и утверждения проектов смет с соблюдением установленных правил;

д) опротестования в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР постановлений Совета Народных Комиссаров Союза ССР, центральных исполнительных комитетов и президиумов центральных исполнительных комитетов Союзных Республик, а равно опротестования в Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановлений советов народных комиссаров Союзных Республик, причем опротестование не приостанавливает исполнения постановлений.

21. Все постановления, исходящие от имени народного комиссариата Союза ССР, все представления в Совет Народных Комиссаров Союза ССР, а также все сношения с высшими государственными органами подписываются Народным Комиссаром.

22. Народные Комиссары Союза ССР ответственны перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР, его Президиумом и Советом Народных Комиссаров Союза ССР.

 

Глава пятая. О ЗАМЕСТИТЕЛЯХ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР

 

23. Заместители Народных Комиссаров являются ближайшими помощниками Народного Комиссара по управлению народных комиссариатов.

24. В случае отъезда или болезни Народного Комиссара его обязанности исполняет заместитель.

25. Заместитель Народного Комиссара участвует в заседаниях Совета Народных Комиссаров с совещательным голосом. В случае отсутствия Народного Комиссара заместитель его участвует с правом решающего голоса.

 

Глава шестая. О КОЛЛЕГИИ ПРИ НАРОДНОМ КОМИССАРЕ СОЮЗА ССР

 

26. При каждом Народном Комиссаре под его председательством образуется коллегия, члены которой назначаются Советом Народных Комиссаров Союза ССР. Число членов коллегии по каждому народному комиссариату определяется Советом Народных Комиссаров Союза ССР.

27. В случае несогласия коллегии с тем или иным решением, принятым Народным Комиссаром, коллегия может, не приостанавливая исполнения решения, обжаловать его в Совет Народных Комиссаров. Такое же право принадлежит отдельным членам коллегии.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024