СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
ДЕКРЕТ
от 13 декабря 1923 года
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЕДИНОГО СЕЛЬСКО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА
I. Общие положения
§ 1. Единый сельско-хозяйственный налог
взимается с населения, занимающегося сельский хозяйством как на своей земле,
так и на арендованной, и исчисляется с каждого отдельного хозяйства -
единоличного, советского и коллективного.
Примечание. Обложение и взимание налога с
советских хозяйств, коллективных хозяйств и артелей производится на основаниях,
изложенных в § 38 - 42.
II. Общие основания
исчисления налога
§ 2. Размер налога, причитающегося с
каждого отдельного хозяйства, исчисляется:
а) по количеству пахотной и сенокосной
земли в хозяйстве с переводом сенокосов в пашню в казенных десятинах (по
расчету на одного едока девять групп хозяйств по количеству пахотно-сенокосной
земли на едока в хозяйстве),
б) по количеству скота в хозяйстве в
переводе на крупный рогатый скот (четыре группы хозяйств по количеству голов
крупного рогатого скота) и
в) по высоте урожайности, установленной
для данной волости или селения (одиннадцать разрядов урожайности).
1. Облагаемые
площади
§ 3. В состав площади, подлежащей обложению,
включаются причитающиеся на долю данного хозяйства площади пашни, усадебной
земли, кроме занятой под постройками, и сенокоса.
§ 4. В состав облагаемой пашни
включаются:
а) площади озимого, ярового и парового
полей, независимо от того, засеваются они или нет;
б) из площади, отводимой в целях отдыха
земли и под выпас скота более чем на один год (толока), в состав облагаемой
пашни включается площадь, обрабатываемая в текущем году под озимый и яровой
посевы урожая будущего года. Часть толоки, включаемая в состав пашни, не должна
быть менее посевной площади урожая текущего года по толоке. Толока, служащая
местом постоянного выпаса скота и не распахиваемая (выгон), в состав облагаемой
пашни не включается;
в) площади одвориц, приусадебных и
усадебных земель, как свободные от посева, так и занятые полевой культурой, -
картофелем, бахчами, коноплей, травами, зерновыми хлебами, а также плодовыми
деревьями и ягодными кустами, за исключением площади, занятой под постройками и
двором.
Примечание. В общую площадь облагаемой
усадебной земли включается только площадь, занятая садом и огородом
потребительского типа. Промышленные сады и огороды облагаются в порядке правил
о местном налоге от 5 января 1923 года (Собр. Узак., 1923, N 2, ст. 33), и в
площадь земли, облагаемой единым сельско-хозяйственным налогом, не включаются.
§ 5. В районах залежного и переложного
хозяйства в состав облагаемой земли включается вся засеянная площадь, а из
залежей и перелогов - площадь, равная посевной площади текущего года, но не
более всей площади залежей и перелогов, причитающихся на данное хозяйство. В
этом случае сенокосы отдельно не учитываются.
§ 6. В состав облагаемых сенокосов
включаются все ежегодно косимые площади, а именно: заливные и незаливные
сенокосы, низменные, суходольные и лесные сенокосы.
Примечание 1. Лесные сенокосы, не
входящие в площадь землепользования данного сельского общества, а равно все без
исключения болотные сенокосы в состав облагаемой площади не включаются. К
болотным относятся сенокосы с почвой, пропитанной водой, богатой растительными
остатками, нередко переходящей в торф, вязкой, с растительностью, состоящей
исключительно или преимущественно из жестких кислых злаков, осок, хвощей, мхов.
Примечание 2. К заливным сенокосам
следует относить лишь те из расположенных по берегам рек и озер, которые
ежегодно затопляются полой весенней водой, застаивающейся на них более или
менее продолжительное время. Расположение сенокоса на берегу реки или озера
само по себе не должно служить основанием для отнесения его к заливным.
Примечание 3. Полевые и приусадебные
площади, занятые посевами трав, облагаются как пашни.
Примечание 4. Луговые площади, поднятые
под посев трав, до получения первого укоса, обложению не подлежат. В дальнейшем
они облагаются как сенокосы, поднятые же под пашню включаются в пашню.
§ 7. В зависимости от доходности
сенокосов в сравнении с пашней устанавливается четыре района с соответствующими
коэффициентами перевода в пашню заливных и незаливных сенокосов. Коэффициенты
эти являются средними для губернии.
ТАБЛИЦА КОЭФФИЦИЕНТОВ ПЕРЕВОДА СЕНОКОСОВ В ПАШНЮ
┌─────────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
│ Губернии │
Коэффициенты │
│
├──────────┬────────┤
│
│незаливные│заливные│
├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┼────────┤
│Архангельская │1/4 │1/3 │
│Вологодская │
" │ " │
│Карелия │
" │ " │
│Коми-область │
" │ " │
│Северо-Двинская │
" │ " │
│Екатеринбургская │
" │ " │
│Костромская │ " │ " │
│Новгородская │
" │ " │
│Пермская │
" │ " │
│Петроградская │
" │ " │
│Псковская │
" │ " │
│Тверская │
" │ " │
│Тюменская │
" │ " │
│Ярославская │
" │ " │
│Череповецкая │
" │ " │
│Чеченская
область
│ " │
" │
│Горская
Республика │ " │ " │
│Витебская
губерния
│1/3 │1/2 │
│Вятская │
" │ " │
│Вотская │
" │ " │
│Владимирская │
" │ " │
│Гомельская │
" │ " │
│Иваново-Вознесенская │
" │ " │
│Московская │
" │ " │
│Нижегородская │
" │ " │
│Смоленская │
" │ " │
│Астраханская │ " │ " │
│Башкирия │
" │ " │
│Марийская
область
│ " │
" │
│Трудовая
коммуна немцев Поволжья
│ " │
" │
│Самарская │
" │ " │
│Саратовская │
" │ " │
│Симбирская │
" │ " │
│Татарская
Республика
│ " │
" │
│Чувашская
область
│ " │
" │
│Царицынская
губерния │
" │ " │
│Северный
Кавказ (кроме Горской Республики и Чеченской│ " │ " │
│области) │ │ │
│Брянская
губерния
│1/2 │3/4 │
│Белоруссия │
" │ " │
│Воронежская
губерния │
" │ " │
│Калужская " │
" │ " │
│Пензенская " │
" │ " │
│Курская
" │3/4 │1 │
│Орловская " │
" │" │
│Рязанская " │
" │" │
│Тамбовская " │ " │" │
│Тульская " │
" │" │
└─────────────────────────────────────────────────────┴──────────┴────────┘
§ 8. Губернские исполнительные комитеты
по представлениям губернских налоговых комиссий могут устанавливать для
отдельных частей губернии свои коэффициенты перевода, с таким, однако,
расчетом, чтобы общая площадь сенокосов в переводе на пашню по губернии, при
установлении собственных коэффициентов, была не ниже той, которая должна
получаться при средних для губернии коэффициентах, установленных § 7
инструкции.
§ 9. При установлении местных
коэффициентов перевода сенокосов в пашню необходимо руководствоваться средним
за ряд лет урожаем хлебов и трав на отдельных видах сенокоса и соотношением
местных цен на хлеба и сено.
2. Едоки
§ 10. В числе едоков каждого хозяйства
включаются:
а) все граждане, получившие земельный
надел по данному хозяйству и постоянно проживающие в нем; к постоянно
проживающим относятся все граждане, не утратившие связи с земельным наделом и
обрабатывающие его;
б) из не получивших надела включаются
вновь родившиеся и вошедшие в хозяйство на основании новых семейных связей,
возникших после наделения, при условии их наличия в хозяйстве до составления
списков и постоянного проживания;
в) лица, состоящие на действительной
службе в красной армии и флоте, в войсках Объединенного Государственного
Политического Управления и милиционеры, а также находящиеся в плену
красноармейцы по представлении удостоверений от волостных исполнительных
комитетов или по месту своей службы;
г) курсанты военно-учебных заведений и
командный состав красной армии до командира батальона включительно зачисляются
за двух едоков каждый по представлении соответствующих удостоверений от уездных
военных комиссариатов или с места своей службы.
§ 11. В число едоков не включаются:
а) умершие, хотя бы за ними и числился
надел, и ушедшие из данного хозяйства в другое на основании вновь возникших
семейных связей;
б) по другим причинам вовсе оставившие
сельское хозяйство после наделения, хотя бы за ними числился земельный надел;
в) наемные рабочие.
3. Скот
§ 12. Из состава стада в хозяйстве при
обложении учитываются:
а) крупный рогатый скот в возрасте от
полутора лет и старше;
б) рабочий скот (лошади, волы, мулы и
ослы) в возрасте от трех лет и старше, верблюды в возрасте от четырех лет и
старше.
Примечание 1. Освобождаются от учета: а)
быки-производители, при условии обслуживания ими общественного стада числом не
менее пятнадцати коров; б) племенной скот, занесенный в государственную книгу,
а также производители, одобренные в установленном порядке до 1-го апреля 1923
года.
Примечание 2. Наличность скота,
подлежащего учету, а равно возраст его устанавливаются ко времени выпуска его
на пастбище, но не позже начала составления поселенного списка в губернии.
§ 13. За единицу учета при обложении
принимается одна голова крупного рогатого скота, к которой приравнивается: одна
голова лошади, верблюда, две головы ослов, две головы мулов и пара волов.
4. Урожайность
§ 14. По получении установленных Советом
Народных Комиссаров погубернских разрядов урожайности в течение пяти дней
губернская налоговая комиссия устанавливает, а губернский исполнительный
комитет утверждает разряды урожайности для уездов согласно ст. 14 декрета. В
такой же срок, по получении уездных разрядов урожайности, уездная налоговая
комиссия устанавливает, а уездный исполнительный комитет утверждает разряды
урожайности для волостей.
Примечание. В исключительных случаях, при
особой пестроте урожая в пределах волости, уездным налоговым комиссиям предоставляется
право устанавливать различные разряды урожайности для отдельных селений.
§ 15. Разряды по урожайности для уездов и
волостей устанавливаются с таким расчетом, чтобы общая сумма налога,
приходящегося с губернии или уезда, была не меньше той, что получалась бы при
сохранении для всех уездов в губернии разряда урожайности, установленного
Советом Народных Комиссаров для губернии, а губернским исполнительным комитетом
- для уездов.
§ 16. Разряды по урожайности для уездов
публикуются губернскими исполнительными комитетами, а для волостей - уездными
исполнительными комитетами обязательными постановлениями. Обязательные
постановления уездных исполнительных комитетов о разрядах урожайности волостей
публикуются не позднее чем в пятидневный срок с момента получения
установленного губернским исполнительным комитетов разряда урожайности на уезд.
Примечание. Немедленно по опубликовании
уездные разряды по урожайности должны быть сообщены губернскими исполнительными
комитетами или губернскими финансовыми отделами Народному Комиссариату
Продовольствия или Народному Комиссариату Финансов по принадлежности <1>.
--------------------------------
<1> При указании в дальнейшем
изложении о том, что те или другие обязанности возлагаются на финансовые органы
или продовольственные органы, следует иметь в виду, что в губерниях, где
взимание налога производится финансовыми органами, обязанности старшего
налогового инспектора исполняют финансовые инспектора, а обязанности волостного
инспектора исполняют финансовые агенты. То же относится и к губернским или
уездный финансовым отделам и губернским или уездным продовольственным
комитетам.
§ 17. Основанием для установления
губернскими и уездными налоговыми комиссиями разрядов урожайности служат
сведения, собираемые губернским статистическим бюро и уездным статистическим
бюро относительно видов на урожай главнейших хлебов и трав и о состоянии
посевной площади, а также соответствующие материалы губернских земельных
управлений и уездных земельных управлений.
Примечание. При переводе балловых оценок
урожая в пуды необходимо обращать особое внимание на различие средних
поволостных урожаев в связи с различными качествами почв.
§ 18. В целях расширения
корреспондентской сети губернские статистические бюро для получения более
точных материалов о видах на урожай, весь местный аппарат губернских
продовольственных комитетов и губернских финансовых отделов, заведующие
заготовительными конторами, подсобными пунктами, инспектура и агентура обязуются
принять участие в работе по учету урожая, давая необходимые сведения местным
органам Центрального Статистического Управления по установленным последним
формам.
Корреспондентские сведения аппаратов
продовольственных органов и финансовых органов в копиях поступают в губернские
продовольственные комитеты или губернские финансовые отделы в целях наблюдения
за выполнением возложенного обязательства.
§ 19. Разряд урожайности, установленный
для волости, если не устанавливается особых разрядов для селений, является
одинаковым для всех хозяйств, находящихся в пределах волости, и обязателен для
них вне зависимости от возможной разницы урожая в отдельных хозяйствах. Ставка
налога при этом колеблется по хозяйствам только в зависимости от количества
пахотно-сенокосной земли на едока и количества скота в хозяйстве.
5. Выражение и
исчисление налога
§ 20. Налог выражается и исчисляется в
пудах пшеницы (пшеничной единице) в губерниях, областях и автономных
республиках: Астраханской, Калмыцкой, Крыму, Трудовой коммуне немцев Поволжья,
в Дергачевском и Новоузенском уездах Саратовской губернии, Ишимском и
Ялуторовском уездах Тюменской губернии, в Царицынской, Челябинской, Алтайской,
Омской губерниях, в Каменском уезде Ново-Николаевской губернии и в губерниях
Северного Кавказа и Киргизии. В остальных районах выражение и исчисление налога
производится в ржаных единицах.
III. Порядок
ведения обложения и исчисления налога
1. Составление
поселенных списков
§ 21. Губернские продовольственные
комитеты и уездные продовольственные комитеты или губернские финансовые отделы
и уездные финансовые отделы обязаны через волостные исполнительные комитеты и
сельские советы не позднее 1-го мая приступить к составлению списков
плательщиков, со включением в них основных объектов обложения, подлежащих
учету, для исчисления размера налога, с таким расчетом, чтобы составление
поселенных списков было закончено не позднее 1-го июня для районов, облагаемых
по пахотно-сенокосной земле, и 15-го июня - для залежных районов.
§ 22. Перед началом составления
поселенных списков уездные продовольственные комитеты или уездные финансовые
отделы, в целях контроля обложения, устанавливают по волостям итоги пашни и
сенокоса, руководствуясь цифрами, сообщенными губернскими продовольственными
комитетами и губернскими финансовыми отделами, согласно окончательно
утвержденных поволостных сводок по обложению прошлого 1922 года, а также
исправлений, произведенных в них при проверке налоговыми инспекторами по
окончании прошлой налоговой кампании. Эти итоги сообщаются для руководства
волостным исполнительным комитетам и старшему налоговому инспектору или
финансовому инспектору.
§ 23. По получении приказа от волостного
исполнительного комитета сельские советы немедленно приступают к составлению
поселенных списков плательщиков, в которые заносятся:
а) все домохозяева данного селения, при
чем не имеющие облагаемых земель вносятся в конце списка;
б) количество пашни и сенокоса,
находящихся во владении каждого хозяйства, с переводом сенокоса в пашню,
согласно § 7 настоящей инструкции.
Примечание. В районах залежно-переложного
хозяйства учет пашни и сенокосов не производится, а учитывается количество
фактического посева озимых 1922 года и яровых 1923 года.
в) количество едоков, согласно § 10 и 11
настоящей инструкции;
г) количество пахотно-сенокосной земли, а
в районах залежно-переложного хозяйства количество удвоенного посева,
приходящегося на едока в хозяйстве;
д) количество голов облагаемого скота,
согласно § 12 настоящей инструкции.
§ 24. В городах, пригородах и
фабрично-заводских поселениях участки, занятые объединениями рабочих и служащих
под огороды потребительского типа, от учета и обложения освобождаются.
§ 25. Налог на землю, не обрабатываемую
владельцем, временно выбывшим, и неиспользуемую сельским обществом,
взыскивается с владельца; фондовые земли, а также земли, оставленные в
пользовании общества лицами, выбывшими из сельского общества, облагаются в
случае их использования как арендованные.
§ 26. Земля, находящаяся в аренде,
учитывается по месту нахождения арендатора, и налог уплачивается последним. Для
отнесения хозяйства, имеющего, помимо надельной земли, еще и арендованную, к
той или другой группе по землеобеспеченности, следует к надельной земле
прибавить арендованную и полученную сумму разделить на число едоков в
хозяйстве. Группа по скоту определяется в обычном порядке.
§ 27. Для установления размера
пахотно-сенокосной земли, числа едоков и количества скота в каждом отдельном
хозяйстве, основным материалом служат поселенные списки по обложению
натуральным налогом 1922 года, проверенные в течение зимы 1922 года и весны
1923 года налоговой инспектурой. Исправления и дополнения содержащихся в них
сведений, согласно происшедшим изменениям в хозяйстве и в связи с введением в
учет рабочего скота и исключением некоторых категорий сенокосов (примечания к §
6 настоящей инструкции), производятся на основании:
а) показания самого домохозяина, б) показаний
других односельчан, в) записей в документальных данных сельского совета и
волостного исполнительного комитета.
Примечание. В поселенных списках учет
земли и посевов ведется обязательно в казенных десятинах (2,400 квадратных
сажен). Должно быть обращено особое внимание на правильность перевода в
казенные десятины разного рода местных земельных мер. Части десятины
исчисляются в десятичных дробях с округлением с точностью до одной сотой.
§ 28. При установлении посевных площадей
необходимо иметь в виду, что в некоторых районах население определяет площадь
не в земельных мерах, а размером высева, т.е. количеством высеянных пудов или
мер зерна. В таких случаях продовольственные органы и финансовые органы должны
перед составлением поселенных списков дать сельским советам соответствующие
сведения о средних размерах высева отдельных культур в пудах или мерах на
казенную десятину и разъяснить способ и порядок исчисления площади посева на
основании показаний о количестве высеянных пудов или мер. В поселенные списки
заносятся данные о посевах обязательно в казенных десятинах.
§ 29. Для установления размеров площади
пахотно-сенокосной земли, приходящейся на каждого едока в хозяйстве, при
отнесении хозяйства к той или иной земельной группе плательщиков, с целью определения
подесятинной ставки налога, количество десятин пахотно-сенокосной земли,
полученной от сложения количества пашни и сенокосов, переведенных в пашню,
делится на количество едоков, числящихся в хозяйстве согласно § 10 и 11, при
чем деление производится с точностью до одной сотой десятины.
§ 30. Для отнесения хозяйства в ту или
иную группу плательщиков по количеству скота, весь скот в хозяйстве переводится
в крупный, и сумма проставляется в соответствующей графе поселенного списка; в
зависимости от полученных цифр устанавливается группа, к которой данное
хозяйство должно быть отнесено.
§ 31. На основании этих данных против
каждого хозяйства в графах поселенного списка делается отметка цифрой о
принадлежности хозяйства к той или иной группе по количеству пахотно-сенокосной
земли на едока и по количеству скота в хозяйстве.
§ 32. Хозяйства, заносимые в списки,
обязательно номеруются, и порядковый номер хозяйства по списку вносится в
окладной лист и остается в силе на весь налоговый год.
§ 33. Хозяйства, освобождаемые полностью
или частично от внесения налога вследствие предоставления им льгот, заносятся в
поселенные списки наравне с другими хозяйствами данного селения, и их едоки,
площади и скот показываются полностью.
§ 34. По окончании составления списков
плательщиков, сельские советы производят подбивку итогов, при чем хозяйства, не
подлежащие обложению в виду совершенного отсутствия у них облагаемой земли, в
общий итог не включаются, а количество необлагаемых хозяйств, а также едоков и
скота у них подсчитывается отдельными итогами.
В залежных районах даются, кроме общего
итога по всем облагаемым хозяйствам, еще два отдельных итога по хозяйствам, не
вошедшим в обложение:
а) не имеющим земельного надела и
арендованной земли и
б) имеющим наделы или арендованную землю,
но беспосевным.
§ 35. Получившиеся итоги объектов
обложения по селению сверяются:
а) с количеством пахотно-сенокосной
земли, которая находится в общинном владении села (пахотно-сенокосная земля
определяется обязательно в казенных десятинах);
б) с общим количеством скота, имевшимся в
селении ко времени выпуска его на пастбище;
в) с количеством едоков, числящихся В
селении, с прибавлением состоящих на службе и в плену красноармейцев и
милиционеров;
г) с данными обложения натуральным
налогом в 1922 году.
§ 36. Поселенный список составляется в
четырех экземплярах за соответствующими подписями сельского исполнительного
комитета; два экземпляра отправляются в волостной исполнительный комитет,
третий экземпляр остается в сельском совете, а четвертый направляется в уездный
продовольственный комитет или в уездный финансовый отдел.
§ 37. Результаты учета объектов обложения
по каждому отдельному хозяйству после утверждения поселенного списка (§ 50)
волостным исполнительным комитетом объявляются каждому домохозяину под расписку
на поселенном списке.
2. Обложение
советских хозяйств, коллективных хозяйств,
коммун и артелей
§ 38. Учет советских и приписных к
учреждениям и предприятиям хозяйств производится непосредственно уездными
продовольственными комитетами или уездными финансовыми отделами. Сведения об
объектах обложения представляются заведующими советскими хозяйствами или
представителями объединений советских хозяйств непосредственно в уездные
продовольственные комитеты или в уездные финансовые отделы в сроки,
установленные для составления поселенных списков. Данные о них в поселенные
списки не включаются, а учитываются особо. За представление неверных сведений
заведующие советскими хозяйствами привлекаются к уголовной ответственности.
§ 39. Налог с советских хозяйств
исчисляется в ржаных единицах по средней поуездной группе по земле и по скоту
для крестьянских хозяйств. Для этой цели уездный продовольственный комитет или
уездный финансовый отдел, после составления поуездной сводки объектов обложения
по единоличным хозяйствам, определяют средние поуездные группы по земле и по
скоту и исчисляют размер налога по разряду урожайности того района, в котором
расположено советское хозяйство.
§ 41. Для коллективных хозяйств (коммуны,
артели, товарищества по непосредственно волостными исполнительными комитетами
совместно с налоговым инспектором или финансовым агентом на одинаковых с
единоличными хозяйствами основаниях. Учтенные объекты заносятся отдельно в
конце волостного списка.
§ 41. Для коллективных хозяйств (коммуны,
артели, товарищества по обработке земли) группа по пашне определяется путем
деления всей учтенной в коллективном хозяйстве облагаемой площади на количество
едоков, входящих в коллективное хозяйство.
§ 42. Группа по скоту, к которой
относится при обложении коллективное хозяйство, определяется путем деления
всего учтенного в коллективном хозяйстве количества скота, в переводе на
крупный, на число семейств, вошедших в коллектив.
3. Поволостные,
поуездные и погубернские сводки
объектов обложения
§ 43. Поволостные списки (сводки
объектов) составляются волостными исполнительными комитетами на основании
поселенных списков, при обязательном участии волостного налогового инспектора
или финансового агента. Поволостные сводки составляются уездными
продовольственными комитетами или уездными финансовыми отделами.
§ 44. Волостной список является сводкой
поселенных списков, куда заносятся тщательно проверенные итоги поселенных
списков. Каждое селение по волостному списку должно иметь обязательно свой
постоянный порядковый номер.
§ 45. По окончании составления
поволостного списка волостной исполнительный комитет производит подбивку итогов
- отдельно для крестьянских хозяйств и отдельно для коллективных хозяйств,
коммун и артелей, а также и общий итог по волости. Поволостная сводка за
подписями волостного исполнительного комитета и волостного налогового
инспектора или финансового агента составляется в двух экземплярах: первый
экземпляр направляется в уездный продовольственный комитет или в уездный
финансовый отдел через старшего налогового или финансового инспектора, а второй
остается в волостном исполнительном комитете.
§ 46. Не подлежащие обложению хозяйства и
учтенные в них объекты (§ 34) показываются отдельным итогом и в общий волостной
итог не включаются.
§ 47. Поволостные сводки с поселенными
итогами, а также уездные сводки объектов обложения, составляются на основании
тщательно проверенных поселенных списков и поволостных сводок уездными
продовольственными комитетами или уездными финансовыми отделами и не позднее 15
июня 1923 года один экземпляр поуездных сводок направляется в губернский
продовольственный комитет или губернский финансовый отдел.
§ 48. Губернская сводка составляется на
основании проверенных уездных сводок.
§ 49. В губернских сводках должны быть
приведены отдельные итоги по: 1) облагаемым крестьянским хозяйствам, 2)
крестьянским хозяйствам, не подлежащим обложению, 3) по коллективным
хозяйствам, коммунам и артелям, 4) по советским хозяйствам, 5) общие итоги по
каждому уезду в губернии.
В районах, облагаемых по удвоенному
посеву, должны быть сверх того, в сводке приведены отдельные итоги по
беспосевным хозяйствам, не подлежащим обложению.
§ 50. Губернский продовольственный
комитет или губернский финансовый отдел, после тщательной проверки, утверждает
уездные сводки объектов обложения и сообщает их уездным продовольственным
комитетам или уездным финансовым отделам, после чего последние утвержденные ими
поволостные сводки сообщают волостным исполнительным комитетам, а последние
утвержденные ими поселенные списки сообщают сельским советам для объявления
утвержденных объектов каждому плательщику под расписку. Утверждение сводок
должно быть закончено к 15-му июля. К этому сроку каждый сельский совет должен
иметь утвержденный список.
§ 51. Губернские сводки не позже 15-го
июля направляются в Народный Комиссариат Продовольствия или Народный
Комиссариат Финансов.
4. Проверка списков
и сводок
§ 52. Составленные сельскими советами
поселенные списки проверяются волостными исполнительными комитетами совместно с
налоговой инспекцией. Проверка обложения в волостном исполнительном комитете
ведется в отношении: а) количества облагаемой в каждом хозяйстве пахотно-сенокосной
земли или посева, б) количества едоков, в) количества скота и г) отнесения
хозяйства к той или иной группе плательщиков.
§ 53. Проверка ведется:
а) путем сопоставления с документальными
данными, имеющимися в волостях в отношении площадей, количества скота и едоков
по каждому селению;
б) путем сопоставления с данными
продовольственных налоговых списков прошлого 1922 года;
в) выездам налоговой инспектуры или
финансовой агентуры на места для проверки хозяйств подряд или на выборку.
Материалами для проверки служат записи
волостного исполнительного комитета о землепользовании, приговоры о разделе
земли, подворные земельные списки и прочие данные. В случае обнаруженного
разногласия материалов с поселенными списками, представитель соответствующего сельского
совета немедленно вызывается в волостной исполнительный комитет и совместно с
налоговым инспектором или финансовым агентом устраняет допущенные в списке
ошибки. После утверждения поселенного списка волостной исполнительный комитет
об этом немедленно сообщает сельскому совету для объявления населению.
§ 54. Уездный продовольственный комитет
или уездный финансовый отдел проверяет полученные поволостные сводки на
основании имеющихся у него, а также в уездном земельном управлении или уездном
статистическом бюро всякого рода статистических и плановых материалов о
землепользовании, количестве населения, посевном плане, количестве скота и, в
случае несоответствия этих данных со сводками, немедленно назначает фактическую
проверку и, обнаружив ошибку или злоупотребление, производит исправление в
списках.
§ 55. Губернский продовольственный
комитет или губернский финансовый отдел по получении уездных сводок проверяет
их на основании имеющихся у него, а также в губернском статистическом бюро и
губернском земельном управлении всякого рода статистических материалов о
землепользовании, количестве скота и населения и, в случае несоответствия этих
данных со сводками, немедленно назначает фактическую проверку для обнаружения
ошибок. При обнаружении злоупотреблений дело передается в судебные органы на
предмет привлечения виновных в злоупотреблении к суду.
§ 56. Граждане за неправильную дачу
показаний о подлежащих обложению объектах подлежат взысканию в административном
и судебном порядке, согласно положению об ответственности за нарушение декрета
о едином сельско-хозяйственном налоге.
5. Исчисление
налога и заполнение окладных листов
§ 57. По получении на местах для каждого
уезда, волости и селения разрядов урожайности, размеров натуральной и денежной
частей налога, твердых процентных соотношений продуктов (если таковые будут
установлены), подлежащих сдаче натурой, эквивалентов перевода пуда ржи или
пшеницы в другие продукты и деньги, а также размера отчисления на местные
нужды, производится исчисление налога для каждого отдельного хозяйства.
§ 58. Все перечисленные в предыдущем
пункте основания и порядок исчисления налога публикуются обязательным
постановлением губернского исполнительного комитета ко всеобщему сведению и
немедленно по опубликовании сообщаются в волостные исполнительные комитеты для
проведения обложения, а инспектуре - для наблюдения за таковым.
§ 59. Волостные исполнительные комитеты,
по получении из уезда распоряжений уездного исполнительного комитета с
перечисленными в § 57 данными, в недельный срок исчисляют на основании
поселенных списков для каждого отдельного хозяйства в ржаных или пшеничных
единицах сумму налога. Затем определяются размеры денежной и натуральной частей
налога и количества продуктов, ограниченных в приеме (в ржаных единицах), разрешенных
к сдаче каждому хозяйству, и на основании этих данных заполняются поселенные
списки.
§ 60. После исчисления налога по всем
хозяйствам, селениям и подбитии итогов поселенного списка, проверки и
утверждения его, сумма налога и прочие необходимые сведения по каждому
отдельному хозяйству разносятся по окладным листам, врученным
налогоплательщиками через сельские советы под расписку на корешке не позже чем
в двухнедельный срок после получения поволостным исполнительным комитетом
распоряжения, упомянутого в § 59. Корешки окладных листов направляются в
заготовительные конторы или уездные финансовые отделы.
§ 61. Сведения о льготах, данных во время
составления поселенного списка, вносятся в графу "примечание", а
также в окладной лист одновременно с исчислением налога, а последующие - по
мере их представления (также в графу "примечание" поселенного
списка). В поселенном списке отмечается документ, на основании которого сделана
льгота.
6. Поволостные,
поуездные и погубернские сводки
исчисления налога
§ 62. Поселенные итоги исчисления налога
вносятся в поволостные сводки объектов обложения и поволостная сводка с общими
поселенными итогами по всем графам представляется в уездный продовольственный
комитет или уездный финансовый отдел не позже чем через три недели после
получения в волости распоряжения, упомянутого в § 59. В губерниях, где налог
проводится губернскими продовольственными комитетами, второй экземпляр
поволостной сводки отсылается в заготовительную контору, а в районах, где налог
взимается исключительно деньгами - старшему налоговому инспектору. В губерниях,
где налог проводится губернскими финансовыми отделами, второй экземпляр
отсылается финансовому инспектору.
§ 63. Уездный продовольственный комитет
или уездный финансовый отдел, по опубликовании уездным исполнительным комитетом
поволостных разрядов урожайности, исчисляет на основании имеющихся поволостных
списков сумму налога, причитающуюся с каждой волости, каковая является
контрольной для проверки подсчетов волостных исполнительных комитетов,
представленных в порядке предыдущего параграфа.
§ 64. По получении поволостных сводок
исчисления налога и проверки их уездный продовольственный комитет или уездный
финансовый отдел составляет:
а) уездную сводку исчисления налога,
производя расчет по каждой волости,
б) выясняет причины обнаруженных
расхождений между исчислениями волостных исполнительных комитетов и своими
расчетами и
в) представляет копии сводок исчисления
налога в губернский продовольственный комитет или губернский финансовый отдел.
§ 65. Произведя тщательную проверку
поуездных сводок исчисления налога, губернский продовольственный комитет или
губернский финансовый отдел составляет погубернскую сводку. (Льготы
показываются отдельно и из итога обложения не исключаются).
§ 66. Губернский продовольственный
комитет или губернский финансовый отдел по проверке поуездных сводок сообщает
об утверждении их уездным продовольственным комитетам и уездным финансовым
отделам, последние об утверждении поволостных сводок сообщают волостным
исполнительным комитетам, а волостные исполнительные комитеты сообщают об
утверждении поселенных списков сельским советам для объявления плательщикам
суммы налога, подлежащей уплате.
§ 67. Окончательные сводки с заполнением
как граф, относящихся к исчислению налога, так и всех данных об объектах
обложения, представляются в Народный Комиссариат Продовольствия или Народный
Комиссариат Финансов не позже 1-го октября 1923 года.
IV. Форма взимания
и порядок уплаты налога
§ 68. В губерниях, где налог проводится
губернским продовольственным комитетом, ответственность за выполнение налога,
как в натуральной, так и в денежной части, возлагается на губернский
продовольственный комитет.
1. Уплата натурой
§ 69. В уплату натуральной части налога
принимаются зерновые продукты: пшеница и рожь без ограничения, овес, ячмень и
гречиха в пределах не свыше твердого задания, устанавливаемого центром.
Примечание. Мясо и маслосемена могут
приниматься в уплату натуральной части налога (примечание к ст. 10 декрета) в
порядке добровольной замены в пределах, не превышающих местной текущей
потребности, в размере по указанию центра.
§ 70. Уплата натуральной части налога
производится сдачей продуктов на государственные приемные пункты
(заготовительные конторы). Сдаваемые в уплату налога продукты никакой оплате не
подлежат, точно так же не подлежит оплате и доставка их плательщиками до
приемного пункта, вне зависимости от расстояния подвоза.
§ 71. Сдаваемые продукты должны
удовлетворять определенным кондициям, которые будут установлены на основании
обследования качества урожая данного года. Весь материал по обследованию урожая
должен быть разработан в губернском продовольственном комитете или губернском
финансовом отделе и рассмотрен совместно с губернским земельным управлением,
после чего весь материал по обследованию урожая, с заключением совещания,
должен быть представлен на утверждение в Народный Комиссариат Продовольствия
или Народный Комиссариат Финансов. Кондиции проводятся в жизнь только после
утверждения таковых Народным Комиссариатом Продовольствия или Народным
Комиссариатом Финансов. При невозможности установления на основании данных об
урожае текущего года новых кондиций к 1 сентября для приема натуральной части
налога, остаются прошлогодние нижеследующие кондиции:
а) хлеба (рожь, пшеница, ячмень и проч.)
должны иметь сорность не свыше 3%, из коих куколь и спорынья в общей сложности
для пшеницы, ржи и овса не более 1/10%, и влажность - не свыше 15% (ведренная
сушка), обязательно здоровые, не затхлые, не зараженные насекомыми, при средней
натуре, устанавливаемой на основании среднего количества хлебов урожая данного
года губернскими продовольственными комитетами на основании особой инструкции
Народного Комиссариата Продовольствия;
б) масличные семена - влажностью в 11%,
здоровые, не подмоченные, не затхлые, не зараженные насекомыми; подсолнух
масличный - натура 72, сорность 2%.
Продукты качеством ниже указанных
кондиций в счет налога вовсе не принимаются.
2. Уплата деньгами
§ 72. В губерниях, где налог собирает
губернский продовольственный комитет, прием денег в уплату денежной части
налога производится в кассах уездных финансовых отделов, а также в приписных
кассах Народного Комиссариата Финансов, открываемых в случае надобности
губернскими финансовыми отделами по соглашению с губернскими продовольственными
комитетами при заготовительных конторах.
§ 73. Порядок учета выполнения налога в
заготовительных конторах устанавливается особой инструкцией, издаваемой
Народным Комиссариатом Продовольствия.
§ 74. В губерниях, где налог собирает
губернский финансовый отдел, прием денег в уплату налога с единоличных хозяйств
производится волостными исполнительными комитетами, а с советских хозяйств и коллективных
хозяйств - уездными финансовыми отделами.
Примечание 1. В тех случаях, когда в
волостях имеются приходо-расходные кассы Народного Комиссариата Финансов, прием
денег возлагается на них.
Примечание 2. Губернским финансовым
отделам предоставляется право открывать в наиболее населенных волостях кассы
для приема налога.
§ 75. Плательщикам при уплате ими
причитающихся с них платежей выдаются квитанции.
§ 76. При взносе налога плательщиком
предъявляется окладной лист, возвращаемый ему обратно одновременно с выдачей
квитанции.
§ 77. Все поступающие в волостные
исполнительные комитеты в счет налога суммы сдаются в уездный финансовый отдел
не реже одного раза в неделю при особой ведомости, одновременно с которыми
пересылаются в уездный финансовый отдел и талоны квитанции. Вторые экземпляры
этих ведомостей передаются волостному финансовому агенту для наблюдения за
ходом поступления налога.
§ 78. Уездные финансовые отделы и
дополнительные кассы губерний, где налог проводится губернским
продовольственным комитетом, еженедельно составляют по каждой волости ведомость
с данными о поступлении налога по каждому отдельному селению и отправляют один
экземпляр в соответствующий волостной исполнительный комитет, а другой -
старшему налоговому инспектору для наблюдения за ходом поступления налога.
§ 79. Дополнительные кассы посылают сверх
того в те же сроки ведомость о поступлении налога с данными по волостям в
уездный финансовый отдел.
§ 80. На основании поволостных ведомостей
и ведомостей дополнительных касс, уездные финансовые отделы еженедельно
составляют по той же форме уездную ведомость о поступлении налога с данными по
волости, вносят в конце ее сведения о поступлении по советским и коллективным
хозяйствам (по каждому отдельно) и направляют эту ведомость в губернский
продовольственный комитет или губернский финансовый отдел по принадлежности.
3. Соотношение
между натуральной частью и денежной
§ 81. Соотношение между натуральной и
денежной частями налога устанавливается для каждой губернии Советом Народных
Комиссаров, при чем губернским исполнительным комитетам и уездным
исполнительным комитетам предоставляется право изменять по заключениям
соответствующих налоговых комиссий это соотношение по отдельным уездам и
волостям с таким, однако, расчетом, чтобы это не изменило общего соотношения
натуральной и денежной частей налога в губернии.
§ 82. При определении соотношений
натуральной и денежной частей налога по отдельным районам губернии или уезда
налоговые комитеты и губернские исполнительные комитеты должны руководствоваться
степенью развития в них денежного обращения в связи с распространением
промысловых заработков и возможностью продажи на рынке продуктов сельского
хозяйства, а также стоимостью взимания налога натурой.
§ 83. Каждому налогоплательщику
предоставляется право уплачивать причитающуюся с него натуральную часть налога
деньгами, полностью или частично, в сроки, установленные для сдачи
причитающейся натуральной части налога.
4. Продукты,
принимаемые в уплату натуральной части налога
§ 84. Рожь и пшеница принимаются от
каждого плательщика в уплату натуральной части налога без всяких ограничений, а
овес, ячмень и гречиха - в случаях, предусмотренных примечанием к § 69
инструкции, и масличные семена - в размере по указаниям центра. Мясо может
приниматься лишь в порядке добровольной сдачи его в количестве, не превышающем
местной текущей потребности военных частей, при условии сдачи скота военным
частям в живом виде и при условии принятия расходов по прокорму скота на счет
этих военных частей, о чем губернский продовольственный комитет предварительно
входит в соответствующее соглашение. В Сибири и в Восточной Киргизии прием мяса
производится по особым указаниям Народного Комиссариата Продовольствия.
§ 85. Губернские продовольственные
комитеты или губернские финансовые отделы, по получении установленного Народным
Комиссариатом Продовольствия или Народным Комиссариатом Финансов задания в
отношении продуктов, ограниченных в приеме, в недельный срок, исходя из
сельско-хозяйственных особенностей отдельных районов губернии, задания
Народного Комиссариата Продовольствия или Народного Комиссариата Финансов,
условий транспорта и т.п., устанавливают и представляют на рассмотрение
налоговой комиссии ограничения для этих продуктов для уездов и районов, при чем
в отдельном районе тот или иной продукт может не приниматься, в другом -
приниматься без всяких ограничений, но с тем, однако, расчетом, чтобы общий
сбор по губернии продуктов, ограниченных процентом, не превышал задания на
губернию.
5. Эквиваленты
§ 86. Эквиваленты оплаты ржаной или
пшеничной единицы деньгами устанавливаются Народным Комиссариатом Финансов и
Народным Комиссариатом Продовольствия по соглашению с Народным Комиссариатом
Земледелия и Центральным Статистическим Управлением для каждой губернии, а
затем ими же изменяются, о чем необходимо при выдаче окладных листов широко
оповестить население во избежание возможных недоразумений со стороны
плательщиков.
§ 87. Эквиваленты замены одних продуктов
другими устанавливаются для каждой губернии Народным Комиссариатом Финансов и
Народным Комиссариатом Продовольствия по соглашению с Народным Комиссариатом
Земледелия и Центральным Статистическим Управлением на всю кампанию и изменению
не подлежат.
Примечание. Изменение местными органами
установленных Народным Комиссариатом Финансов и Народным Комиссариатом
Продовольствия эквивалентов не допускается.
6. Сроки уплаты
§ 88. Предельным сроком окончания
взимания натуральной части налога устанавливается 1-го января. Сроки сдачи
денежной части устанавливаются в порядке ст. 26 декрета.
Примечание. При уплате натуральной части
налога деньгами взносы производятся в сроки, установленные для натуральной
части.
§ 89. Для натуральной части налога, в
зависимости от работоспособности приемочного аппарата, губернские
исполнительные комитеты по представлению губернских продовольственных комитетов
или губернских финансовых отделов устанавливают сроки сдачи для отдельных
районов губерний.
При установлении сроков надлежит
учитывать пропускную способность технического аппарата и наличных элеваторов,
которые, помимо операций с продовольственным налоговым зерном, должны также
обслуживать потребности хлебной торговли, почему определенную долю их емкости и
производительности необходимо учитывать, как отведенную для надобности торговых
органов.
Пропускную способность аппарата следует
оценивать не с одной какой-либо стороны, а в ее целом. Так, при достаточном
количестве персонала одновременно должны быть налицо помещения необходимой
емкости, определенное количество весов, зерноочистительных машин и проч.
§ 90. На неуплаченные в установленные
сроки как натуральную, так и денежную части налога начисляются пени в размере
двух процентов за каждый просроченный месяц.
7. Местный налог
§ 91. В порядке ст. 20 и 21 декрета о
едином сельско-хозяйственном налоге губернские исполнительные комитеты не
позднее 1-го июля представляют в Народный Комиссариат Финансов мотивированные
соображения о размерах отчисления на местные нужды, исчисляя его в ржаных или
пшеничных единицах.
§ 92. В представлении этом должны быть
указаны соображения о том, в какой форме желательно отчисление (соотношение
денежной и натуральной частей).
§ 93. На основании представлений
губернских исполнительных комитетов, Народный Комиссариат Финансов, совместно с
Народным Комиссариатом Продовольствия и Народным Комиссариатом Внутренних Дел,
составляет предположения о размере погубернских отчислений на местные нужды,
натуральной или денежной их форме и вносит их в Совет Народных Комиссаров на
утверждение.
§ 94. Передача в распоряжение губернских
исполнительных комитетов отчисления производятся по мере поступления налога:
10% отчисления по выполнении 25% налога, 20% отчисления по выполнении 50%
налога, 35% отчисления по выполнении 75% и остальные 35% по выполнении 100%
налога по губернии.
Натуральная часть отчисления передается
за вычетом нормальной утраты продуктов и расходов по хранению в порядке особой
инструкции Народного Комиссариата Продовольствия, согласованной с Народным
Комиссариатом Финансов.
V. Порядок обжалования
§ 95. Отдельные жалобы могут быть: а) на
неправильное исчисление облагаемой площади земельных угодий, количества скота и
едоков, б) на неправильное исчисление ставки и суммы налога, в) на неправильное
отнесение к тому или иному разряду по урожайности, г) на неправильное
применение льгот.
§ 96. Жалобы на неправильное внесение в
поселенный список объектов обложения, т.е. пашни, сенокоса, скота и едоков, с
приложением соответствующих удостоверений сельского совета и волостного
исполнительного комитета, подаются в течение двух недель после объявления
объектов обложения плательщикам.
§ 97. К жалобам о неправильном исчислении
количества десятин пахотно-сенокосной площади должны быть приложены необходимые
документы, засвидетельствованные волостным исполнительным комитетом. В случае
надобности, уездная налоговая комиссия может назначать, с согласия
налогоплательщика, проверочный обмер спорных площадей, который производится за
счет жалобщика.
§ 98. В случае удовлетворения жалобы
уездной или (в порядке обжалования) губернской налоговой комиссией, волостной
исполнительный комитет делает соответствующие исправления в поселенных списках
и окладных листах.
§ 99. Жалобы на неправильное исчисление
налога, т.е. неправильность отнесения хозяйства к группам по земле и скоту и на
определение в соответствии с этим размера подесятинной ставки налога при
умножении ставки на число десятин облагаемой площади и на иные неправильности в
исчислении налога, как в поселенном списке, так и в окладном листе, подаются в
течение двух недель после вручения окладного листа.
§ 100. Жалобы на неправильное отнесение к
тому или иному разряду урожайности от отдельных граждан и селений, для которых
не установлено особых разрядов урожайности, к рассмотрению вовсе не
принимаются.
§ 101. Жалобы волостей или селений, для
которых в порядке применения к ст. 14 декрета были установлены отдельные
разряды урожайности, должны быть поданы в двухнедельный срок со дня объявления
ставки налога.
§ 102. Жалобы на неправильное применение
льгот подаются в двухнедельный срок с момента вручения налогоплательщику
окладного листа.
§ 103. Все заявления и жалобы
налогоплательщиков, как на неправильное обложение, так и на действия сельских и
волостных лиц по налогу, подаются волостному налоговому инспектору или финансовому
агенту, который проверяет правильность приложенных документов и, в случае
надобности, дает недельный срок для представления недостающих документов и в
пятидневный срок дает заключение и направляет дело старшему налоговому
инспектору или финансовому инспектору, а этот последний в трехдневный срок со
своим заключением через уездный продовольственный комитет или уездный
финансовый отдел представляет в уездную налоговую комиссию.
§ 104. Постановления уездной налоговой
комиссии могут быть обжалованы через уездные финансовые отделы или уездные
продовольственные комитеты в двухнедельный срок в губернскую комиссию,
постановления которой являются окончательными.
§ 105. Не рассматриваются по существу
жалобы:
а) не имеющие заключения соответствующих
низших органов;
б) поступающие после установленных сроков
обжалования.
§ 106. Все поданные в срок жалобы должны
быть рассмотрены уездной или губернской комиссией в семидневный срок.
Постановления комиссии объявляются просителю в письменной форме с изложением
мотивов решения.
§ 107. Подача жалоб не приостанавливает
внесения налога.
§ 108. Неправильно взысканный налог
возвращается налогоплательщику только по специальному постановлению губернской
налоговой комиссии.
VI. Обязанности
сельских советов, волостных
исполнительных комитетов, налоговой инспектуры,
финансовой
агентуры, уездных продовольственных комитетов и
губернских
продовольственных комитетов, уездных финансовых
отделов
и губернских финансовых отделов по составлению
списков
плательщиков, исчислению и взиманию налога
§ 109. Вся ответственность за
правильность и своевременность составления списков плательщиков и окладных
листов, а также за своевременное и точное исчисление налога и его взимание
возлагается на сельские советы и волостные исполнительные комитеты.
§ 110. Сельский совет обязан:
1) по получению приказа от волостного
исполнительного комитета немедленно приступить к составлению списка
плательщиков, в порядке § 23 - 35 настоящей инструкции;
2) по окончании составления поселенного
списка после подведения итогов, в порядке § 36 настоящей инструкции, -
представить его в волостной исполнительный комитет;
3) по получении от волостного
исполнительного комитета распоряжений уездного исполнительного комитета о
разряде урожайности, размерах отчисления на местные нужды, размеров натуральной
и денежной частей налога, соотношении эквивалента продуктов, принимаемых в
уплату натуральной части налога, - объявить эти распоряжении
налогоплательщикам;
4) по получении от волостного
исполнительного комитета окладных листов - вручить их налогоплательщикам под
расписку на корешках;
5) по получении от волостного
исполнительного комитета нормы замены пуда ржи или пшеницы деньгами - объявлять
эти нормы плательщикам с предупреждением о предстоящем их изменении;
6) разъяснить налогоплательщикам о
сроках, порядке и месте сдачи налога как продуктами, так и деньгами,
предупреждая об ответственности в случае невыполнения налога;
7) обязывать плательщиков предъявлять
квитанции, полученные от заготовительной конторы или кассы уездного финансового
отдела или волостного исполнительного комитета для отметки в поселенном списке;
8) следить за своевременным взносом
налога;
9) назначить своих представителей
(понятых) для присутствия при описи имущества неплательщиков и для розыска
скрытого ими имущества;
10) исполнять поручении волостного
исполнительного комитета и налоговой инспектуры или финансовой агентуры по
выполнению налога и принимать меры для понуждения плательщиков к выполнению ими
налоговых обязанностей в установленные сроки.
§ 111. Волостной исполнительный комитет
обязан:
1) по получении приказа от уездного
продовольственного комитета или уездного финансового отдела предложить сельским
советам составить поселенные списки налогоплательщиков и следить за правильным
и своевременным их составлением;
2) по получении от сельских советов
поселенных списков, совместно с волостным инспектором или финансовым агентом,
произвести их проверку, составить поволостную сводку, внести в нее коллективные
хозяйства, коммуны и артели и направить один экземпляр сводки через старшего
налогового инспектора или финансового инспектора в уездный продовольственный
комитет или уездный финансовый отдел;
3) по получении распоряжения уездного
исполнительного комитета об основаниях исчисления налога (§ 59 инструкции)
разослать его по сельским советам для объявления плательщикам;
4) произвести исчисление налога по
поселенным спискам, составить окладные листы и разослать их по сельским советам
для раздачи плательщикам, одновременно возвратив сельским советам один экземпляр
поселенных списков с исчислением налога;
5) по окончании исчисления налога
составить волостную сводку исчисления налога и представить ее в уездный
продовольственный комитет или уездный финансовый отдел через налогового
инспектора или финансового инспектора;
6) следить за своевременным выполнением
налога плательщиками и руководить работой сельских советов в этой области,
неуклонно соблюдая установленные сроки налога;
7) исполнять все распоряжения уездного
продовольственного комитета или уездного финансового отдела и налоговой
инспектуры или финансовой агентуры по проведению налога;
8) устанавливать сроки сдачи отдельных
продуктов для селений по указанию старших налоговых инспекторов или финансовых
инспекторов;
9) принимать все меры понуждения к
своевременной сдаче населением налога.
Обязанности
волостного налогового инспектора
или финансового агента
§ 112. Волостной налоговый инспектор или
финансовый агент обязан принимать непосредственное участие в работе волостного
исполнительного комитета по проведению обложения, исчисления и взимания налога
и отвечает наравне с волостным исполнительным комитетом за своевременность и
правильность этой работы.
Волостной инспектор непосредственно
подчинен старшему налоговому инспектору и его помощнику, а финансовый агент -
финансовому инспектору.
§ 113. Волостной инспектор или финансовый
агент обязан:
1) давать разъяснения о порядке обложения
сельско-хозяйственным налогом на сходах и отдельным лицам;
2) следить за своевременным оповещением
населения о всех распоряжениях, касающихся сельско-хозяйственного налога;
3) следить за точным соблюдением
сельскими советами и волостными исполнительными комитетами установленных сроков
составления и дальнейшего представления поселенных списков;
4) руководить работой по заполнению
поселенных списков по всей волости и по возможности присутствовать при
заполнении их в сельских советах;
5) руководить и участвовать
непосредственно в проверке в волостных исполнительных комитетах поселенных
списков, объектов обложения и исчисления налога по ним, а также в составлении
поволостных сводок;
6) скреплять своей подписью поселенные и
поволостные сводки по обложению, неся ответственность за их правильность
наравне с волостными исполнительными комитетами;
7) следить за своевременным составлением
окладных листов, рассылкой их и вручением налогоплательщикам;
8) производить местные обследования по
жалобам и заявлениям плательщиков налога и на неправильное обложение или на
действие сельских и волостных лиц по сбору налога, а также и по ходатайствам о
сложении налога по стихийным бедствиям и давать по ним заключения старшему
налоговому инспектору или финансовому инспектору;
9) наблюдать за ходом поступления налога,
выясняя причины невзноса налога в срок, и составлять протоколы для привлечения
неплательщиков к ответственности;
10) следить за своевременным приведением
в исполнение административных и судебных взысканий, наложенных на плательщиков
налога, сообщая старшему налоговому инспектору или финансовому инспектору о
всех недочетах в работе;
11) контролировать и ревизовать ведение
налогового делопроизводства и хранение списков в сельских советах и волостных
исполнительных комитетах.
Обязанности
старшего налогового инспектора
или финансового инспектора
§ 114. Старший налоговый инспектор
подчиняется непосредственно уездному продовольственному комитету, финансовый
инспектор - уездному финансовому отделу. Старший налоговый или финансовый
инспектор обязан:
а) руководить работой волостных налоговых
инспекторов или финансовых агентов, инструктируя их по всем вопросам обложения
и сбора налога, вести учет их работы, неся ответственность за соблюдение
налоговой инспектурой и финансовой агентурой своего района декретов, инструкций
и распоряжений по проведению налоговой кампании;
б) проверять и контролировать
делопроизводство волостных исполнительных комитетов и сельских советов по всем
вопросам, связанным с проведением налога;
в) давать на волостных сельских собраниях
и сходах, а также отдельным лицам разъяснения по вопросам, связанным с
проведением сельско-хозяйственного налога;
г) принимать жалобы налогоплательщиков и
ходатайства о предоставлении льгот, давать заключения по ним и направлять в
уездный продовольственный комитет или уездный финансовый отдел;
д) иметь ближайший надзор за
правильностью и своевременностью составления поселенных списков, окладных
листов и волостных сводок;
е) следить как за ходом поступления
налога, предупреждая уклонившихся от уплаты в срок о последующих взысканиях,
так и за своевременным поступлением волостных списков недоимщиков. Производить
через волостных налоговых инспекторов или финансовых агентов расследования и
доследования по делам о налоговых правонарушениях, согласно Уголовного Кодекса
и инструкции, рассматривать эти дела и направлять со своими заключениями по
подсудности;
ж) следить за прохождением
административных и судебных дел о неплательщиках налога, за порядком их
возбуждения, сообщая уездному продовольственному комитету или уездному
финансовому отделу о тех мерах воздействия, немедленное применение которых
наиболее целесообразно;
з) следить за правильностью исполнения
уже наложенных административных и судебных взысканий (личных и имущественных)
как на неплательщиков налога, так и на должностных лиц;
и) принимать жалобы и заявления на
действия сельских и волостных должностных лиц и налоговой инспектуры или
финансовой агентуры, производить по ним расследования и давать им дальнейшее
направление;
к) вести точный учет по всем делам о
правонарушениях и взысканиях, жалобах и ходатайствах.
Обязанности
уездного продовольственного комитета
или уездного финансового отдела
§ 115. На обязанности уездного
продовольственного комитета в губерниях со смешанной формой и уездного
финансового отдела в денежных - лежит проведение в жизнь сельско-хозяйственного
налога по волостям и селениям уезда.
Эту задачу уездный продовольственный
комитет или уездный финансовый отдел осуществляет через волостные
исполнительные комитеты, сельские советы, налоговую инспектуру или финансовую
инспектуру и финансовую агентуру.
§ 116. Для этой цели уездный
продовольственный комитеты или уездный финансовый отдел обязан:
1) немедленно, по получении приказа
губернского продовольственного комитета или губернского финансового отдела о
проведении налога, дать через волостные исполнительные комитета распоряжение
сельским советам о составлении поселенных списков плательщиков налога, назначая
сроки для составления этих списков, а также указать самый порядок составления
их;
2) наблюдать за правильностью составления
списков и представлением их в волостные исполнительные комитеты и за
составлением сводок волостными исполнительными комитетами;
3) проверять полученные от волостных
исполнительных комитетов поволостные сводки объектов обложения как с формальной
стороны, так и по существу, и вносить необходимые исправления;
4) составлять поволостные сводки
обложения;
5) составить и направить в губернский
продовольственный комитет или губернский финансовый отдел поуездные сводки
объектов обложения;
6) немедленно, по издании уездным
исполнительным комитетом обязательного постановления об основаниях исчисления
налога за 1923 год (§ 57 инструкции), предложить волостным исполнительным
комитетам приступить к исчислению налога и составлению окладных листов;
7) следить за работой налоговых
инспекторов или финансовых агентов и волостных исполнительных комитетов по
своевременному и правильному исчислению налога, принимая необходимые меры
воздействия;
8) по мере поступления из волостных
исполнительных комитетов сводок по исчислению налогов производить их проверку
(§ 64 инструкции);
9) составить и направить в губернский
продовольственный комитет или губернский финансовый отдел поуездную сводку
исчисления налога;
10) следить за работой инспекторов,
финансовых агентов, волостных исполнительных комитетов и сельских советов по
своевременному выполнению налога, принимая необходимые меры воздействия и
требуя своевременного представления сведений о неисправных плательщиках,
уклонившихся от сдачи налога по установленному уездным исполнительным комитетом
календарному плану сдачи;
11) принимать необходимые меры
воздействия на плательщиков налога в порядке Постановления Совета Народных
Комиссаров от 21 июля 1922 года и инструкции Народного Комиссариата
Продовольствия и Народного Комиссариата Юстиции;
12) рассматривать и разрешать или
направлять со своими заключениями в установленном порядке все ходатайства и
жалобы.
Обязанности
губернского продовольственного комитета
или губернского финансового отдела
§ 117. На обязанности губернского
продовольственного комитета в губерниях со смешанной формой взимания налога и
губернского финансового отдела в губерниях с денежной формой лежит проведение
налоговой кампания по губернии под общим наблюдением губернского
исполнительного комитета. Эту задачу губернский продовольственный комитет
осуществляет через уездные продовольственные комитеты, налоговую инспектуру и
заготовительные конторы, а губернский финансовый отдел через уездные финансовые
отделы, финансовых инспекторов и финансовых агентов.
§ 118. Для этой цели губернский
продовольственный комитет или губернский финансовый отдел обязан:
1) принять меры к широкому и
своевременному ознакомлению населения с декретом о едином сельско-хозяйственном
налоге;
2) руководить через уездные
продовольственные комитеты или уездные финансовые отделы и налоговую инспектуру
или финансовую агентуру работой по составлению поселенных списков и исчислению
налога;
3) проверять и утверждать поуездные
сводки объектов обложения и исчисления налога и сообщать утвержденные цифры
уездным продовольственным комитетам для дальнейшего проведения обложения;
4) составить и направить в Народный
Комиссариат Продовольствия и Народный Комиссариат Финансов губернские сводки
объектов обложения не позже 15-го июля и сводки исчисления налога не позже 1-го
октября;
5) давать задания уездным
продовольственным комитетам и заготовительным конторам или финансовым
инспекторам и уездным финансовым отделам о сроках сдачи продуктов и денег и
следить за выполнением установленного плана поступления налога в соответствии с
обязательным постановлением губернского исполнительного комитета (§ 88 - 89
настоящей инструкции);
6) рассматривать и разрешать или
направлять со своим заключением в установленном порядке все ходатайства и
жалобы;
7) наблюдать за работой всего налогового
аппарата волостных исполнительных комитетов и сельских советов по проведению
единого сельско-хозяйственного налога;
8) применять необходимые меры к
неисправным плательщикам в административном порядке или посредством направления
в судебные органы.
VII. Налоговые
комиссии при губернских исполнительных
комитетах и уездных исполнительных комитетах
§ 119. Для предварительного рассмотрения,
разработки и согласования всех перечисленных ниже вопросов (§ 120 и 121),
связанных с проведением налога, при губернских исполнительных комитетах и
уездных исполнительных комитетах учреждаются губернские и уездные налоговые
комиссии в составе представителей губернского продовольственного комитета,
губернского финансового отдела, губернского статистического бюро и губернского
земельного управления, а при уездных исполнительных комитетах - представителей
тех же уездных органов.
§ 120. На уездную налоговую комиссию
возлагается:
1) рассмотрение и представление на
утверждение уездных исполнительных комитетов проектов: а) установления разрядов
урожайности для волостей, а в случае надобности и для отдельных селений, б)
установления размеров денежной и натуральной частей налога для волостей;
2) рассмотрение жалоб и ходатайств о
предоставлении льгот и полном сложении налога для отдельных граждан и селений.
§ 121. На губернскую комиссию
возлагается:
1) рассмотрение и представление на
утверждение губернского исполнительного комитета: а) проекта порайонных
эквивалентов, б) уездных разрядов урожайности, в) размеров денежной и
натуральной частей налога для уездов;
2) рассмотрение вопросов о применении
льгот, жалоб на постановления уездных налоговых комиссий, а также рассмотрение
ходатайств о льготах целых волостей.
§ 122. Все делопроизводство уездных и
губернских налоговых комиссий ведется губернскими продовольственными комитетами
и уездными продовольственными комитетами или губернскими финансовыми отделами и
уездными финансовыми отделами по принадлежности.
VIII. Льготы по
сельско-хозяйственному налогу
А. Для семенников,
опытных и показательных
посевов и хозяйств
§ 123. Освобождаются от налога площади,
занятые: а) посевами хлопка, б) посевами на семена: посевных трав, корнеплодов
и улучшенных пород других растений.
Примечание 1. В том случае, когда вопрос
касается растений, имеющих двухлетний период развития, к площадям, занятым
культурой на семена, следует относить не только площадь, занятую выгонкой семян
из семенников, но и ту, на которой выращиваются самые семенники.
Примечание 2. К площадям, занятым
культурой семян улучшенных пород растений, следует относить как площади,
занятые селекционными посевами, так и полями размножения.
§ 124. Регистрация земельных площадей,
упомянутых в § 123, и выдача удостоверений, дающих право на льготу,
производится уездными земельными управлениями, представляющими в уездную
налоговую комиссию списки хозяйств, имеющих право на льготы, с указанием площадей,
подлежащих освобождению по каждому хозяйству.
§ 125. Земельные участки, принадлежащие
опытным полям и станциям, не сданные в аренду площади советских хозяйств,
занятые посевами, имеющими опытный или показательный характер, а также площади
пара, входящие в опыт- и опытно-показательные хозяйства сельско-хозяйственных
учебных и научных заведений и учреждений, а равно опытно-показательные посевы
правительственной агрономической организации освобождаются от налога, согласно
особого списка, устанавливаемого по соглашению Народного Комиссариата
Земледелия, Народного Комиссариата Продовольствия и Народного Комиссариата
Финансов.
Примечание. С введением в действие
настоящей инструкции постановление Народного Комиссариата Земледелия и
Народного Комиссариата Продовольствия о льготах по семеноводству отменяется.
§ 126. Порядок применения льготы в
порядке ст. 16 декрета о едином сельско-хозяйственном налоге будет указан
дополнительно особой инструкцией.
Б. Для
мелиорированных площадей
§ 127. Скидка в размере 10% налога,
причитающегося с мелиорированных площадей, предоставляется только тем сельским
обществам и отдельным хозяйствам, которые произвели коренные земельные
улучшения в течение 1920, 1921 и 1922 годов, и лишь в том случае, если
улучшения эти зарегистрированы земельными органами. Выдача свидетельств,
удостоверяющих право на льготу, возлагается на уездные земельные управления.
§ 128. Неудобные земли, не входившие в
1922 году в облагаемую площадь и подвергшиеся улучшению, сделавшему их
пригодными для сельско-хозяйственной культуры, не включаются в состав
облагаемой площади в течение трех первых лет сельско-хозяйственного пользования.
§ 129. Десятипроцентная скидка с налога
применяется к площадям, на которых производятся следующие мелиоративные работы:
а) осушка мокрых и заболоченных лугов
прорытием канав и приведением в культурный вид кочковатых лугов;
б) орошение огородов, пашни и сенокоса с
устройством запруд или водоемных оборудований и сети обводнительных канав,
отвечающих минимальным техническим требованиям для данной местности;
в) коренные улучшения глинистых и
песчаных почв путем наваживания на них песка, глины, торфа и мергеля в
количествах, отвечающих минимальному требованию коренного улучшения этих почв.
§ 130. Полное освобождение от налога
применяется для площадей, на которых производятся следующие мелиоративные
работы:
а) осушка ранее неиспользовавшихся болот
и заболоченных мест под луга или пашни с устройством сети канав и дренажа с
соблюдением минимальных для данной местности технических условий;
б) засев лупином песчаных площадей
негодных под возделывание хлебных и кормовых растений;
в) корчевание вырубленных ранее сплошных
лесных площадей под посев и сенокос.
В. Для переселенцев
и расселенцев
§ 131. Во исполнение декрета
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных
Комиссаров от 20 июля 1922 года (Собр. Узак., 1922, N 46, ст. 567), устанавливается
следующий порядок предоставления льгот на 1923 год переселенцам и расселенцам.
§ 132. Переселенцы и расселенцы,
водворяющиеся в порядке правил о землеустройстве и переселении на новых местах
и в лесных районах, где устройство хозяйств требует со стороны земледельцев
производства раскорчевки и других простейших мелиораций по подготовке
культурных земель, освобождаются от налога в течение первых пяти лет водворения
на новых местах.
§ 133. Переселенцы и расселенцы,
водворяющиеся на новых местах в лесо-степных и степных районах, где устройство
хозяйств требует разработки целинных земель, освобождаются от налога в течение
первых трех лет по водворении.
§ 134. Льготы распространяются на
хозяйства, фактически водворившиеся на новых земельных участках, с надлежащего
разрешения губернских или уездных органов, в порядке правил о землеустройстве и
переселении, не ранее 1-го января 1922 года. Переселенцы и расселенцы,
водворившиеся ранее этого срока, льготами по этому декрету не пользуются.
§ 135. Под словом "водворение"
следует понимать не одно только возведение построек, но и подготовку в то же
время земли для сельско-хозяйственных культур на месте нового поселения.
§ 136. Под понятие цельных земель (не
обжитых) надлежит относить также и твердую залежь (брошенную пашню), не
подвергавшуюся обработке не менее чем десять лет. Все прочие земли считаются
обжитыми.
§ 137. Земельный надел, находящийся в
пользовании переселенцев и расселенцев по прежнему местожительству, облагается
налогом на общих основаниях.
§ 138. Разделение губернии на лесные и
степные местности, устанавливающие ту или иную категорию льгот для переселенцев
и расселенцев согласно § 132 - 133 настоящей инструкции, утверждается
губернскими исполнительными комитетами по представлению губернской налоговой
комиссии.
§ 139. Распределение водворяемых
переселенцев и расселенцев по категориям, указанным в § 132 - 134, точный
поименный учет их по селениям и волостям и выдача переселенцам и расселенцам
особых свидетельств, удостоверяющих их право на льготы по выполнению налога, с
точным обозначением в этих свидетельствах начала и продолжительности льготных
споров, возлагаются на уездное земельное управление.
Примечание. Постановления уездного
земельного управления по вопросам о распределении водворяемых переселенцев по
категориям, указанным в настоящем разделе, могут быть обжалованы
заинтересованными переселенцами и расселенцами в уездные налоговые комиссии.
§ 140. В голодающих районах домохозяева,
возвратившиеся после 1-го августа 1922 года к брошенному ими хозяйству,
освобождаются от налога на 1923 год.
Г. Для общественных
запашек
§ 141. Общественные запашки из волостного
фонда, используемые крестьянскими комитетами общества взаимопомощи для нужд
социального обеспечения или народного образования, освобождаются от налога по
удостоверениям органов Народного Комиссариата Социального Обеспечения и
Народного Комиссариата Просвещения по принадлежности.
Д. Для школ,
детских упреждений и трудовых колоний
§ 142. Земельные участки, принадлежащие
школам и детским учреждениям, а также трудовые колонии для лишенных свободы,
фермы, огороды и другие виды хозяйств общих мест заключения, находятся в
ведении исправительных трудовых подотделов - освобождаются от налога.
Е. Для членов
обществ сельско-хозяйственного кредита
§ 143. Владельцы крестьянских паев
обществ сельско-хозяйственного кредита, если они фактически ведут сельское
хозяйство, пользуются правом отсрочки при внесении налога на срок до шести
месяцев на сумму и под обеспечение принадлежащих им паев.
Ж. Для пострадавших
от стихийных бедствий
§ 144. Хозяйствам, пострадавшим от
стихийных бедствий, предоставляются льготы в виде полного или частичного
сложения исчисленного налога в соответствии с размерами бедствия.
§ 145. Под стихийным бедствием
разумеется: градобитие, засуха, наводнение, массовое уничтожение посевов
вредителями, падеж и кража скота, пожар.
Примечание. Пожар, имевший место до
уборки урожая 1922 года, основанием к предоставлению льгот служить не может.
Падеж и кража рабочего скота, происшедшие до составления списков, не служат
основанием для предоставления льгот, так как количество скота, принятого к
обложению, уже включает убыль. Комиссия, устанавливая размер льготы, принимает
во внимание как размер убытка от пожара, так и льготу, предоставленную в
прошлом году данному плательщику.
§ 146. При подаче ходатайств о
предоставлении льгот обязательно прилагаются:
а) для индивидуальных хозяйств - акты,
составляемые председателем сельского совета при участии двух граждан,
подтвержденные волостным исполнительным комитетом и имеющие заключение
налогового инспектора или финансового агента;
б) для сел и волостей - акты, составляемые
волостными исполнительными комитетами с заключением старшего налогового
инспектора или финансового инспектора.
§ 147. В актах обязательно должны быть
сведения о размерах имущества в хозяйстве, земли, скота, а также и той части
имущества, которая захвачена бедствием, и о размерах причиненного бедствием
убытка.
§ 148. Уездные налоговые комиссии
проверяют акты и выносят соответствующие постановления. В случае надобности
проверка производится путем выезда на места. При обнаружении в актах заведомо ложных
сведений виновные предаются суду.
§ 149. При разборе ходатайств комиссия
руководствуется следующим:
а) при гибели всего урожая хлебов - налог
слагается полностью;
б) при гибели части посева, когда убыток
от этого хозяйству превышает четвертую часть всего валового сбора хозяйства,
слагается часть налога, определяемая помножением ставки данного хозяйства на
число десятин погибшего посева;
в) при падеже или краже единственной в
хозяйстве лошади и полном отсутствии продуктивного скота - слагаются две трети
налога, а при наличии, кроме погибшей единственной лошади, не более одной
головы продуктивного скота в переводе на крупный скот, слагается половина
налога;
г) указанная в предшествующем пункте
скидка является предельной, дальше которой льгота заходить не может; во всех
прочих случаях падежа рабочего или продуктивного скота, размер льготы
определяется налоговой комиссией в зависимости от мощности хозяйства и влияния
падежа на хозяйство плательщика в целом;
д) в случае гибели усадьбы и
хозяйственного имущества, размер льготы устанавливается налоговыми комиссиями в
зависимости от степени разорения хозяйства.
§ 150. Если при установлении разряда
урожайности на селение или волость уездными и губернскими комиссиями
принимались во внимание происходившие там стихийные бедствия, то заявления
отдельных хозяев о гибели посевов или недороде из таких сел и волостей подлежат
удовлетворению только в случае полной гибели посевов.
З. Порядок
предоставления льгот
§ 151. Ходатайство о применении льгот,
кроме льгот по стихийным бедствиям, со всеми необходимыми документами подаются
волостному налоговому инспектору или финансовому агенту не позже чем в
недельный срок после окончания составления поселенного списка и объявления
плательщику объектов обложения, инспектор или финансовый агент, в случае
надобности, проверяет правильность приложенных документов, дает недельный срок
для представления необходимых документов, если таковых не было или были даны не
все, которые нужны, составляет свое заключение и в трехдневный срок направляет
дело старшему налоговому инспектору или финансовому инспектору, а последний - в
уездную налоговую комиссию со своим заключением.
§ 152. Ходатайства о льготах по причине
стихийных бедствий, происшедших до вручения плательщикам окладного листа,
должны подаваться не позднее истечения недели после вручения. Ходатайства о
льготах по стихийным бедствиям, происшедшим после вручения окладного листа,
подаются в течение недели после наступления бедствия. Заявления, поданные после
указанных сроков, комиссией не рассматриваются.
§ 153. Ходатайства о льготах отдельных
плательщиков, а также селения разрешаются уездной комиссией. Обжалование может
быть произведено в губернскую налоговую комиссию, но не иначе как через уездную
комиссию, с обязательным заключением последней. Решение губернской комиссии
окончательное и обжалованию не подлежит.
§ 154. Ходатайства волостей и советских
хозяйств подаются через уездные комиссии в губернские и разрешаются последними.
По утверждении решения губернской комиссии губернскими исполнительными
комитетами, они считаются окончательными.