НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЮСТИЦИИ РСФСР
ЦИРКУЛЯР
от 15 апреля 1924 г. N 52
О ПРОВЕРКЕ И УЛУЧШЕНИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА НАРСУДЕЙ
И РАБОТЫ НАРСУДОВ
НКЮ предлагает немедленно приступить к
проведению в жизнь мероприятий, касающихся согласно резолюции V Всероссийского
съезда деятелей юстиции усовершенствования аппарата народного суда, для чего
разработать и внести на обсуждение пленума губсуда
подробный план этой работы.
Указанные мероприятия должны сводиться к
выполнению нижеследующих заданий:
А. Проверка и
улучшение личного состава нарсудей
1. Губсудам
надлежит установить порядок обревизования всех
подведомственных нарсудов с тем, чтобы в течение ближайшего полугодия ни один
из участков нарсуда не остался необревизованным. В
первую очередь ревизии должны быть направлены в те уезды, где, по сведениям губсуда, личный состав нарсудей и
качество их работы представляются наименее удовлетворительными, а также, где до
сих пор ревизии еще не производились. К производству ревизий должны быть
привлечены как запасные судьи, так равно и некоторые уполномоченные губсуда путем предоставления последним соответствующих
полномочий специальными постановлениями пленума губсуда.
Помимо этого, к участию в ревизиях должны быть привлечены члены губсуда. При производстве ревизии необходимо, с одной
стороны, ознакомление с делопроизводством и технической постановкой работы в
нарсуде, с тем, как работает нарсудья и его
сотрудники и как нарсудья ведет судебные заседания. С
другой стороны, ревизующий нарсуд член губсуда должен
обратить внимание на существо выносимых этим нарсудом приговоров и решений как
с точки зрения усвоения нарсудьей материальных и
процессуальных норм, так и с точки зрения проведения правильной классовой
политики. С этой целью член губсуда должен оставаться
в течение нескольких дней при камере нарсудьи и его
сотрудников.
2. Губсуды
должны установить календарную программу личных докладов нарсудей
председателю губсуда о своей работе в целом и каждому
из заместителей председателя о работе, подлежащей их ведению. Это даст
возможность последним лично ознакомиться с каждым из нарсудей
и выяснить их способности, знания, уменье подходить к разрешению возникающих в
их деятельности вопросов и т.п. Пленумы губсудов
должны разработать вопросы о том, какие именно сведения должны представляться
при этих докладах, и сообщить об этом для сведения и руководства нарсудей.
3. Помимо личных докладов, губсуды должны требовать от нарсудей
представления кратких периодических отчетов об их деятельности по форме,
прилагаемой к настоящему циркуляру, причем пленумам губсудов
предоставляется право в зависимости от местных условий вносить необходимые
дополнения и изменения в перечень вопросов, указанных в этой форме. Отчеты нарсудов, поступающие в инструкторско-ревизионные отделения губсудов, должны быть использованы не только как материал
для выяснения качества и характера работы нарсудов, но и на основании их,
вместе со статистическими материалами, должен быть составлен сводный отчет о
работе нарсудов по всей губернии, заключающий в себе, кроме сведений о движении
дел, изложение условий и направление работы нарсудов. Сводный отчет о
деятельности нарсудов должен представляться совместно с общим отчетом губсуда в НКЮ.
4. Деятельное участие в этой работе
должны принять кассационные отделения губсудов, опыт
которых по наблюдению за деятельностью нарсудов при рассмотрении дел в
кассационном порядке, в особенности путем ревизионного осмотра дел (который
должен стать основной задачей этих отделений), даст возможность губсуду ознакомиться с существом работы нарсудов.
Кассационные отделения должны приступить к составлению, на основании
поступающих к ним дел нарсудов, характеристик нарсудей.
В тех случаях, когда кассационные отделения усмотрят из поступивших к ним
материалов необходимость назначения ревизии какого-либо участка нарсуда или
привлечения того или иного нарсудьи к дисциплинарной
ответственности, в частности, на основании п. "б" ст. 112 Пол. о судоустр.,
они должны немедленно входить с соответствующими представлениями в пленум губсуда.
5. Поступающие в губсуд
материалы, характеризующие деятельность нарсудов и лично самих нарсудей, должны поступать на рассмотрение пленума.
Результаты ревизий и ревизионные доклады должны обсуждаться в пленуме губсуда с вызовом самого обревизованного, причем пленум
должен выносить исчерпывающие мотивированные определения, дающие полную картину
обревизованного участка.
6. На основании разработки указанных
материалов и личного ознакомления с нарсудьями
председателя губсуда и его заместителей (п. 2 наст. цирк.) губсуды
должны производить пересмотр личного состава нарсудей,
возбуждая в установленном порядке (ст. 13 Пол. о судоустр.)
вопрос об отозвании тех из них, которые по своему общеполитическому уровню и
судебной подготовке не удовлетворяют минимальным требованиям. В случае надобности губсуды могут при
этом производить поверочные испытания, руководствуясь циркуляром НКЮ N 233 -
1923 г. Губсуды, однако, не должны упускать из виду,
что удалению в первую очередь подлежат лишь те нарсудьи,
которые проявили в своей деятельности неспособность к проведению правильной
классовой политики, почему указанная мера, по общему правилу, не должна
применяться к тем нарсудьям, которые принадлежат к
рабочему классу и обнаруживают при разрешении дел правильный классовый
подход, хотя бы они в данный момент еще недостаточно усвоили нормы действующего
законодательства.
7. Одновременно с этим губсудам надлежит принять меры в установленном порядке (ст.
12 Пол. о нарсуде) к
привлечению на работу в нарсудах новых сил из среды пролетарских масс, стремясь
к тому, чтобы местные профессиональные и партийные организации выделили
необходимые кадры таких работников и чтобы при этом были использованы лица, прошедшие
курс специальной подготовки к судебной деятельности, а также выдержавшие
испытание в специальных комиссиях при губсуде.
8. Наконец, в качестве меры к укреплению
нарсуда губсудам рекомендуется перебрасывать на
должности нарсудей лиц, занимающих ныне должности
членов губсуда и запасных судей.
Б. Улучшение работы
нарсудов
9. Качественной улучшение состава
народных судей должно быть связано с мероприятиями по улучшению работы нарсудей и с точки зрения организационной, и с точки зрения
существа этой работы. Инструктирование народных судов, производимое
одновременно с ревизией (п. 1 инструкции), является недостаточным. Необходимо,
чтобы губсуд установил непрерывную живую связь с
нарсудами, используя при этом уездных уполномоченных с тем, чтобы последние
давали указания нарсудьям по возникающим в практике
вопросам административно-организационного характера.
10. К работе по инструктированию нарсудов
должны быть привлечены кассационные отделения губсудов,
имеющие возможность в своей деятельности установить, какие именно вопросы
судебной практики представляют наибольшие затруднения и требуют разъяснения.
Кассационные отделения должны широко использовать возможность как дачи
отдельных указаний в определениях по конкретным делам, так и составления
проектов соответствующих циркуляров для внесения их на утверждение пленума.
11. Усовершенствование деятельности
нарсуда требует еще большего приближения его к населению. В виду этого на
очередь должен быть поставлен вопрос об организации выездных сессий нарсуда для
разбора дел на фабриках и заводах и особенно в селах и
деревнях, отдаленных от места нахождения камер нарсуда, где по тому или иному
делу проживает большое количество участвующих в деле лиц. Это будет
способствовать росту авторитета нарсуда в глазах широких слоев трудящихся масс,
тем более, что эти выездные сессии значительно облегчат
явку в суд привлекаемых к участию в деле лиц. Однако,
эти сессии не должны затруднять функционирование камеры нарсуда, и потому во
время отсутствия нарсудьи из камеры для выезда на
места, что не должно превышать 7 - 10 дней в месяц, обязанности его по камере
должен исполнять запасной судья.
12. Во всех крупных губернских центрах
должны быть организованы дежурные камеры нарсуда (ст. ст. 360 - 365 УПК).
Организация этих камер значительно упростит и ускорит работу нарсуда. В менее
крупных центрах, где количество дел, могущих поступить для рассмотрения в эту
камеру, является незначительным, рассмотрение дел в порядке дежурной камеры
должно быть возложено на одну или на несколько (поочередно) камер нарсуда,
находящихся в городе. Во всяком случае рассмотрение дел
в порядке дежурной камеры должно быть организовано в определенные дни в местах
большого скопления народа во время ярмарок, базаров и т.п. Крайне желательно,
чтобы означенные камеры работали также в вечернее время и в праздничные дни. Губсуды должны согласовать с местными органами милиции и
порядок направления дел в дежурные камеры.
13. Народные судьи должны широко
использовать порядок судебного приказа. При этом надлежит
иметь в виду, что заявления осужденного судебным приказом о судебном
рассмотрении дела само по себе не приостанавливает приведения в исполнение
судебного приказа и что такая приостановка должна допускаться судами лишь в
самых исключительных случаях и то лишь при условии представления осужденным
соответствующего обеспечения исполнения приказа на случай, если таковой будет
утвержден в судебном порядке (цирк. НКЮ N 51 - 1922
г.).
14. О всех
мероприятиях во исполнение настоящего циркуляра губсуды
должны представить подробные сведения в НКЮ не позднее 1-го июня с.г.
Приложение
к п. 3 циркуляра N 52
Отчет нарсуда _________ участка о работе за время
_________
1. Число поступивших дел: а) уголовных,
б) гражданских.
2. Число решенных дел: а) уголовных, б)
гражданских.
3. Число обжалованных приговоров и
решений.
4. Число отмененных приговоров и решений.
5. Число судебных заседаний.
6. Были ли организованы выездные сессии
для рассмотрения дел на фабриках, заводах, селах и деревнях, где и сколько.
7. Наблюдается ли медленность в
рассмотрении дел и чем это вызывается.
8. Возникали ли какие-либо затруднения
при приведении в исполнение приговоров и решений.
9. Сведения о работе земельных комиссий.
10. Сведения об организации юридической
помощи населению и работе местных членов коллегии защитников.
11. Сведения о явке нарзаседателей
и их работе.
12. Взаимоотношения с местными органами
советской власти.
13. Сведения, которые нарсудья
признает необходимым сообщить в отчете, сверх вышеуказанных.
_______________________ (Подпись народного
судьи).