| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЮСТИЦИИ РСФСР

 

ЦИРКУЛЯР

от 15 апреля 1924 г. N 52

 

О ПРОВЕРКЕ И УЛУЧШЕНИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА НАРСУДЕЙ

И РАБОТЫ НАРСУДОВ

 

НКЮ предлагает немедленно приступить к проведению в жизнь мероприятий, касающихся согласно резолюции V Всероссийского съезда деятелей юстиции усовершенствования аппарата народного суда, для чего разработать и внести на обсуждение пленума губсуда подробный план этой работы.

Указанные мероприятия должны сводиться к выполнению нижеследующих заданий:

 

А. Проверка и улучшение личного состава нарсудей

 

1. Губсудам надлежит установить порядок обревизования всех подведомственных нарсудов с тем, чтобы в течение ближайшего полугодия ни один из участков нарсуда не остался необревизованным. В первую очередь ревизии должны быть направлены в те уезды, где, по сведениям губсуда, личный состав нарсудей и качество их работы представляются наименее удовлетворительными, а также, где до сих пор ревизии еще не производились. К производству ревизий должны быть привлечены как запасные судьи, так равно и некоторые уполномоченные губсуда путем предоставления последним соответствующих полномочий специальными постановлениями пленума губсуда. Помимо этого, к участию в ревизиях должны быть привлечены члены губсуда. При производстве ревизии необходимо, с одной стороны, ознакомление с делопроизводством и технической постановкой работы в нарсуде, с тем, как работает нарсудья и его сотрудники и как нарсудья ведет судебные заседания. С другой стороны, ревизующий нарсуд член губсуда должен обратить внимание на существо выносимых этим нарсудом приговоров и решений как с точки зрения усвоения нарсудьей материальных и процессуальных норм, так и с точки зрения проведения правильной классовой политики. С этой целью член губсуда должен оставаться в течение нескольких дней при камере нарсудьи и его сотрудников.

2. Губсуды должны установить календарную программу личных докладов нарсудей председателю губсуда о своей работе в целом и каждому из заместителей председателя о работе, подлежащей их ведению. Это даст возможность последним лично ознакомиться с каждым из нарсудей и выяснить их способности, знания, уменье подходить к разрешению возникающих в их деятельности вопросов и т.п. Пленумы губсудов должны разработать вопросы о том, какие именно сведения должны представляться при этих докладах, и сообщить об этом для сведения и руководства нарсудей.

3. Помимо личных докладов, губсуды должны требовать от нарсудей представления кратких периодических отчетов об их деятельности по форме, прилагаемой к настоящему циркуляру, причем пленумам губсудов предоставляется право в зависимости от местных условий вносить необходимые дополнения и изменения в перечень вопросов, указанных в этой форме. Отчеты нарсудов, поступающие в инструкторско-ревизионные отделения губсудов, должны быть использованы не только как материал для выяснения качества и характера работы нарсудов, но и на основании их, вместе со статистическими материалами, должен быть составлен сводный отчет о работе нарсудов по всей губернии, заключающий в себе, кроме сведений о движении дел, изложение условий и направление работы нарсудов. Сводный отчет о деятельности нарсудов должен представляться совместно с общим отчетом губсуда в НКЮ.

4. Деятельное участие в этой работе должны принять кассационные отделения губсудов, опыт которых по наблюдению за деятельностью нарсудов при рассмотрении дел в кассационном порядке, в особенности путем ревизионного осмотра дел (который должен стать основной задачей этих отделений), даст возможность губсуду ознакомиться с существом работы нарсудов. Кассационные отделения должны приступить к составлению, на основании поступающих к ним дел нарсудов, характеристик нарсудей. В тех случаях, когда кассационные отделения усмотрят из поступивших к ним материалов необходимость назначения ревизии какого-либо участка нарсуда или привлечения того или иного нарсудьи к дисциплинарной ответственности, в частности, на основании п. "б" ст. 112 Пол. о судоустр., они должны немедленно входить с соответствующими представлениями в пленум губсуда.

5. Поступающие в губсуд материалы, характеризующие деятельность нарсудов и лично самих нарсудей, должны поступать на рассмотрение пленума. Результаты ревизий и ревизионные доклады должны обсуждаться в пленуме губсуда с вызовом самого обревизованного, причем пленум должен выносить исчерпывающие мотивированные определения, дающие полную картину обревизованного участка.

6. На основании разработки указанных материалов и личного ознакомления с нарсудьями председателя губсуда и его заместителей (п. 2 наст. цирк.) губсуды должны производить пересмотр личного состава нарсудей, возбуждая в установленном порядке (ст. 13 Пол. о судоустр.) вопрос об отозвании тех из них, которые по своему общеполитическому уровню и судебной подготовке не удовлетворяют минимальным требованиям. В случае надобности губсуды могут при этом производить поверочные испытания, руководствуясь циркуляром НКЮ N 233 - 1923 г. Губсуды, однако, не должны упускать из виду, что удалению в первую очередь подлежат лишь те нарсудьи, которые проявили в своей деятельности неспособность к проведению правильной классовой политики, почему указанная мера, по общему правилу, не должна применяться к тем нарсудьям, которые принадлежат к рабочему классу и обнаруживают при разрешении дел правильный классовый подход, хотя бы они в данный момент еще недостаточно усвоили нормы действующего законодательства.

7. Одновременно с этим губсудам надлежит принять меры в установленном порядке (ст. 12 Пол. о нарсуде) к привлечению на работу в нарсудах новых сил из среды пролетарских масс, стремясь к тому, чтобы местные профессиональные и партийные организации выделили необходимые кадры таких работников и чтобы при этом были использованы лица, прошедшие курс специальной подготовки к судебной деятельности, а также выдержавшие испытание в специальных комиссиях при губсуде.

8. Наконец, в качестве меры к укреплению нарсуда губсудам рекомендуется перебрасывать на должности нарсудей лиц, занимающих ныне должности членов губсуда и запасных судей.

 

Б. Улучшение работы нарсудов

 

9. Качественной улучшение состава народных судей должно быть связано с мероприятиями по улучшению работы нарсудей и с точки зрения организационной, и с точки зрения существа этой работы. Инструктирование народных судов, производимое одновременно с ревизией (п. 1 инструкции), является недостаточным. Необходимо, чтобы губсуд установил непрерывную живую связь с нарсудами, используя при этом уездных уполномоченных с тем, чтобы последние давали указания нарсудьям по возникающим в практике вопросам административно-организационного характера.

10. К работе по инструктированию нарсудов должны быть привлечены кассационные отделения губсудов, имеющие возможность в своей деятельности установить, какие именно вопросы судебной практики представляют наибольшие затруднения и требуют разъяснения. Кассационные отделения должны широко использовать возможность как дачи отдельных указаний в определениях по конкретным делам, так и составления проектов соответствующих циркуляров для внесения их на утверждение пленума.

11. Усовершенствование деятельности нарсуда требует еще большего приближения его к населению. В виду этого на очередь должен быть поставлен вопрос об организации выездных сессий нарсуда для разбора дел на фабриках и заводах и особенно в селах и деревнях, отдаленных от места нахождения камер нарсуда, где по тому или иному делу проживает большое количество участвующих в деле лиц. Это будет способствовать росту авторитета нарсуда в глазах широких слоев трудящихся масс, тем более, что эти выездные сессии значительно облегчат явку в суд привлекаемых к участию в деле лиц. Однако, эти сессии не должны затруднять функционирование камеры нарсуда, и потому во время отсутствия нарсудьи из камеры для выезда на места, что не должно превышать 7 - 10 дней в месяц, обязанности его по камере должен исполнять запасной судья.

12. Во всех крупных губернских центрах должны быть организованы дежурные камеры нарсуда (ст. ст. 360 - 365 УПК). Организация этих камер значительно упростит и ускорит работу нарсуда. В менее крупных центрах, где количество дел, могущих поступить для рассмотрения в эту камеру, является незначительным, рассмотрение дел в порядке дежурной камеры должно быть возложено на одну или на несколько (поочередно) камер нарсуда, находящихся в городе. Во всяком случае рассмотрение дел в порядке дежурной камеры должно быть организовано в определенные дни в местах большого скопления народа во время ярмарок, базаров и т.п. Крайне желательно, чтобы означенные камеры работали также в вечернее время и в праздничные дни. Губсуды должны согласовать с местными органами милиции и порядок направления дел в дежурные камеры.

13. Народные судьи должны широко использовать порядок судебного приказа. При этом надлежит иметь в виду, что заявления осужденного судебным приказом о судебном рассмотрении дела само по себе не приостанавливает приведения в исполнение судебного приказа и что такая приостановка должна допускаться судами лишь в самых исключительных случаях и то лишь при условии представления осужденным соответствующего обеспечения исполнения приказа на случай, если таковой будет утвержден в судебном порядке (цирк. НКЮ N 51 - 1922 г.).

14. О всех мероприятиях во исполнение настоящего циркуляра губсуды должны представить подробные сведения в НКЮ не позднее 1-го июня с.г.

 

 

 

 

 

Приложение

к п. 3 циркуляра N 52

 

Отчет нарсуда _________ участка о работе за время _________

 

1. Число поступивших дел: а) уголовных, б) гражданских.

2. Число решенных дел: а) уголовных, б) гражданских.

3. Число обжалованных приговоров и решений.

4. Число отмененных приговоров и решений.

5. Число судебных заседаний.

6. Были ли организованы выездные сессии для рассмотрения дел на фабриках, заводах, селах и деревнях, где и сколько.

7. Наблюдается ли медленность в рассмотрении дел и чем это вызывается.

8. Возникали ли какие-либо затруднения при приведении в исполнение приговоров и решений.

9. Сведения о работе земельных комиссий.

10. Сведения об организации юридической помощи населению и работе местных членов коллегии защитников.

11. Сведения о явке нарзаседателей и их работе.

12. Взаимоотношения с местными органами советской власти.

13. Сведения, которые нарсудья признает необходимым сообщить в отчете, сверх вышеуказанных.

 

_______________________ (Подпись народного судьи).

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024