СОВЕТ ТРУДА И ОБОРОНЫ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 1924 года
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕТЕ РЕНТЫ С ЗАСТРОЕННЫХ
И НЕЗАСТРОЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ
ДОХОДНОСТИ ЗЕМЕЛЬ И СТРОЕНИЙ
(Издано на основании лит. "а" ст. 2 Положения об
оценочных комиссиях от 12 ноября 1923 года.)
I. Об исчислении и
порядке утверждения ставок
основной ренты
1. Для установления
основной ренты губернские и соответствующие им оценочные комиссии собирают через
уездные (и соответствующие им) оценочные комиссии сведения о современных
средних размерах арендной платы за земли, расположенные как в черте городов,
так и вне городов и сданные под застройку, огородные и садовые культуры и под
сельско-хозяйственные посевы, и об их доходности, а в случае невозможности
собрать таковые сведения или их неполноты, также сведения о размерах
арендной платы, доходности и стоимости земель за прежние годы.
2. Сведения о современной арендной плате
и доходности земель собираются по данным отделов коммунального или местного
хозяйства и по материалам статистических бюро.
Сведения об арендных платах, доходности и
стоимости земель за прежние годы извлекаются из материалов земских и городских
статистических работ и бывших земельных банков, кредитных обществ, казенных
палат и т.п.
3. При собирании указанных в ст. 1
сведений об арендной плате, доходности и стоимости внегородских земель,
оценочные комиссии ограничиваются данными, относящимися к волостям,
непосредственно примыкающим к городам и к землям, предоставленным транспорту.
В губерниях же и уездах с расширенной
сетью путей сообщения собирание указанных сведений производится по данным,
относящимся к уездам в целом.
4. Сведения об арендных платах,
доходности и стоимости земель за прежние годы (ст. 1) извлекаются из материалов
за период 1911 - 1916 гг.
5. В случае необходимости установить
современную доходность земли или ее доходность за прежние годы, доходность эта
выводится на основании следующих элементов:
а) средней урожайности (за вычетом семян)
преобладающих для данного уезда сельско-хозяйственных
культур на землях, прилегающих к городам и землям, предоставленным транспорту;
б) средних цен на продукты этих культур;
в) средних расходов, падающих на одну
десятину тех же культур, на посев, сбор урожая и доставку продуктов на рынок;
г) обычной пропорции главных культур;
д) распределении
пашни на посевную и паровую площадь и
е) средних расходов, падающих на одну
десятину пашни по амортизации капитала, вложенного в постройку и инвентарь.
6. На основании собранных сведений
губернские и соответствующие им оценочные комиссии устанавливают нормы чистой
доходности земель, подлежащих обложению, в отдельности для каждого города и для
каждого уезда, причем во всех своих исчислениях оценочные комиссии отдают
преимущественное значение данным, относящимся к последнему времени.
Примечание. При использовании сведений за
прежние годы обязательно введение поправочного коэффициента на современные
экономические условия.
7. На основании установленных норм чистой
доходности (ст. 6), губернские и соответствующие им оценочные комиссии
проектируют ставки основной ренты для каждого города, а в отношении земель,
предоставленных транспорту, для каждого уезда.
8. Установленный (ст. 7) проект ставок
основной ренты с земель городских и предоставленных транспорту со всеми
материалами, послужившими основанием для выработки этих ставок, препровождается
в центральную оценочную комиссию подлежащей Союзной Республики.
Центральная оценочная комиссия Союзной
Республики направляет проект вместе со своими замечаниями в центральную
оценочную комиссию Союза ССР, которая вносит его в переработанном ею виде на
утверждение законодательных органов Союза ССР (п. "в" ст. 2 Положения
об оценочных комиссиях).
9. В изъятие из порядка
утверждения ставок основной ренты, указанного в предыдущей статье, проекты
ставок основной ренты для государственных предприятий, находящихся в ведении
центральных хозяйственных органов Союза ССР, установленные губернскими и
соответствующими им оценочными комиссиями, препровождаются ими непосредственно
в центральную оценочную комиссию Союза ССР, которая представляет их в
переработанном ею виде на утверждение Совета Труда и Обороны.
Проекты же ставок основной ренты для
государственных предприятий, находящихся в ведении центральных хозяйственных
органов Союзных Республик, установленные губернскими и соответствующими им
оценочными комиссиями, направляются ими в оценочную комиссию соответствующей
Союзной Республики, которая вносит их в переработанном ею виде на утверждение
экономического совещания этой Республики.
II. Об установлении
и порядке утверждения
ставок дополнительной ренты
10. Общесоюзные пределы
ставок дополнительной ренты с городских земель устанавливаются на каждый год
особыми постановлениями Совета Народных Комиссаров Союза ССР (ст. 7
Постановления Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР о взимании ренты
с земель городских и предоставленных транспорту от 12 ноября 1923 г.), для чего
центральная оценочная комиссия Союза ССР входит в Совет Народных Комиссаров
Союза ССР с соответствующим представлением.
Центральные оценочные комиссии Союзных
Республик в свою очередь устанавливают, придерживаясь общесоюзных пределов,
пределы ставок дополнительной ренты по Республикам (лит.
"в" ст. 5 Положения об оценочных комиссиях
от 12 ноября 1923 г.).
Примечание. Предусмотренные настоящей
статьей пределы ставок не относятся к предприятиям, упомянутым в ст. 8
Постановления Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР о взимании ренты
с земель городских и предоставленных транспорту от 12 ноября 1923 г.
11. Для установления ставок
дополнительной ренты с городских земель, губернские и соответствующие им
оценочные комиссии делят каждый город по доходности земель на районы.
В этих целях они определяют среднюю
плотность населения по каждому кварталу города и соседние кварталы, более или
менее близкие по размеру плотности населения, объединяют в районы.
Установленные таким образом районы проверяются и, в случае надобности,
изменяются в зависимости от степени насыщенности отдельных частей города
промышленными и торговыми заведениями, от удобства путей сообщения и от других
факторов, влияющих на доходность земель.
12. По установленным районам губернские и
соответствующие им оценочные комиссии определяют коэффициент возрастания
доходности земель от наименее доходных к наиболее
доходным.
13. Внутри каждого района, в свою
очередь, устанавливается коэффициент возрастания доходности земельного участка
от наименее доходных к наиболее доходным, в
зависимости:
а) от способов использования (участки
застроенные, незастроенные, огороды, сады, складочные помещения, рыночные
площади);
б) от устройства и назначения возведенных
на них зданий (фабрично-заводские помещения, торговые заведения, дома различной
этажности);
в) от имеющихся на участке сооружений
(водопровод, канализация и т.д.).
14. На основании
установленных коэффициентов (ст. 12 и 13) губернские и соответствующие им
оценочные комиссии проектируют ставки дополнительной ренты по районам каждого
города и затем передают проекты в уездные оценочные комиссии на отзыв для
внесения в них необходимых изменений и детализации проектируемых ставок в
зависимости от способов использования земель и других признаков.
15. Установленный
губернской или соответствующей ей оценочной комиссией проект ставок
дополнительной ренты с городских земель со всеми материалами, послужившими
основанием для выработки этих ставок, препровождается, вместе с заключением
уездных оценочных комиссий и по внесении в проект соответствующих изменений, в
губернский исполнительный комитет (или соответствующее ему учреждение), который
утверждает его в пределах общих норм, установленных оценочной комиссией
соответствующей Союзной Республики (п. "в" ст. 5 Положения об
оценочных комиссиях от 12 ноября 1923 года).
16. В изъятие из
порядка утверждения ставок дополнительной ренты с городских земель, указанного
в предыдущей статье настоящего Постановления, проекты ставок дополнительной
ренты с городских земель для государственных предприятий, находящихся в ведении
центральных хозяйственных органов Союза ССР, установленные губернскими или
соответствующими им оценочными комиссиями, препровождаются ими непосредственно
в центральную оценочную комиссию Союза ССР, которая по внесении в проект
необходимых исправлений, представляет его на утверждение Совета Труда и
Обороны.
Проекты же ставок
дополнительной ренты с городских земель для государственных предприятий,
находящихся в ведении центральных хозяйственных органов Союзных Республик,
установленные губернскими или соответствующими им оценочными комиссиями,
направляются ими непосредственно в центральную оценочную комиссию
соответствующей Союзной Республики, которая, по внесении в проект необходимых
исправлений, представляет его на утверждение экономического совещания данной
Республики.
17. Проекты ставок
дополнительной ренты с земель, предоставленных транспорту, устанавливаются с
изъятием, указанным в ст. 8 Постановления Центрального Исполнительного Комитета
Союза ССР о взимании ренты с земель городских и предоставленных транспорту,
Народным Комиссариатом Путей Сообщения и препровождаются им на утверждение
центральной оценочной комиссии Союза ССР (п. "г" ст. 2 Положения об
оценочных комиссиях).
18. На постановления уездных, губернских
и соответствующих им оценочных комиссий по проектам ставок дополнительной ренты
с городских земель представленные в этих комиссиях государственные учреждения и
ведомства в праве подавать возражения в течение 7 дней
со времени принятия соответствующего постановления.
Возражения, поданные по истечении
указанного срока, оставляются без рассмотрения.
Указанные возражения подаются в ту
оценочную комиссию, на постановление которой они приносятся. Означенная
оценочная комиссия рассматривает поступившие возражения в течение 3-дневного
срока со времени их поступления, и в случае, если она не найдет
возможным согласиться с возражениями, она направляет их вместе со своим
заключением в оценочную комиссию, которой она непосредственно подчинена.