Утверждена
Президиумом
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
7 июля 1924 года
НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ИНСТРУКЦИЯ ОБ УЧЕТЕ И ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА,
СТАРИНЫ, БЫТА И ПРИРОДЫ
Издается на основании п. 9 Постановления
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета
Народных Комиссаров от 7 января 1924 года.
В целях действительного и всестороннего
осуществления учета и охраны памятников искусства, старины, быта и природы,
согласно Постановлению Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 7 января 1924 года (Собр. Узак., 1924, N 18, ст. 179), на исполнительные комитеты
автономных республик и областей, областные и губернские исполнительные комитеты
возлагается обязанность проведения в жизнь нижеуказанных мероприятий.
По отношению
памятников зодчества (п. 1 Постановления)
1. На исполнительные
комитеты автономных республик и областей, губернские и областные исполнительные
комитеты Р.С.Ф.С.Р. и подведомственные им местные органы (уездные
исполнительные комитеты, волостные исполнительные комитеты и городские и
сельские советы) возлагается обязанность принимать действительные меры к охране
памятников зодчества (сооружений гражданских, крепостных, религиозного культа и
т.п.) по особым спискам, сообщаемым им Отделом по делам музеев и охране
памятников искусства и старины Главного Управления научных и
научно-художественных учреждений Народного Комиссариата Просвещения.
Примечание. В случаях изменения или
пополнения вышеуказанных списков новыми памятниками, Отдел по делам музеев
уведомляет об этом соответствующие исполнительные комитеты.
2. В отношении
упомянутых памятников зодчества, без письменного разрешения Отдела по делам
музеев или губернских подотделов по делам музеев (губмузеев)
не могут быть допускаемы: а) сломка, б) переделка или приспособления,
изменяющие внутренний или наружный вид их, в) ремонт (кроме
эксплуатационно-хозяйственного), е) пристройки или возведение новых сооружений,
заграждающих памятники.
Примечание. Групповые памятники (кремли,
монастыри, усадьбы и т.п.) подлежат охране в целом на всей занимаемой ими
территории, включая под охрану и защитную зону, если таковая установлена.
3. Всякого рода реставрационные работы
(восстановление прежнего вида памятника или его частей) могут производиться
лишь по специально утвержденным Отделом по делам музеев планам и лицами, особо
на то уполномоченными Отделом.
4. В отношении использования памятники
зодчества разделяются на:
а) памятники научно-художественного и
археологического значения, являющиеся музейно-показательными, но не могущими
быть использованными в практических целях (древние крепостные стены,
триумфальные арки, монументы, художественные ограды, мосты, фонтаны, надгробные
памятники и проч.);
б) памятники, могущие быть
использованными без особого ущерба для их сохранности и без нарушения их
историко-художественной ценности, путем размещения в них музейных коллекций или
путем предоставления этих памятников в пользование учреждениям, общественным
организациям и лицам по соглашениям с ними;
в) памятники, по их характеру использоваемые исключительно с целями научными и
музейно-показательными, с сохранением их художественно-исторического внешнего
облика, обстановки и внутреннего убранства (музеи, дворцы, музеи-церкви,
музеи-монастыри, дома и помещения, связанные с историческими лицами, и т.д.).
5. Право отнесения памятников зодчества к
той или другой категории их из указанных в п. 4 принадлежит Отделу по делам
музеев Народного Комиссариата Просвещения.
6. Договоры на предоставление
исполнительными комитетами учреждениям, общественным организациям и лицам права
использования памятников зодчества, включенных в специальные списки Отдела по
делам музеев, заключаются исполнительными комитетами с обязательным участием и
с согласия вышеназванного Отдела. По всем остальным памятникам договоры
заключаются при участии губернских подотделов по делам музеев.
7. При заключении договоров на сдачу в
аренду памятников зодчества на арендаторов возлагаются обязанности по
содержанию, охране и ремонту этих памятников, согласно соответствующим статьям
настоящей Инструкции. Памятники зодчества, находящиеся в непосредственном
ведении местных исполнительных комитетов, охраняются и ремонтируются за счет
местного бюджета. Охрана и ремонт памятников зодчества,
состоящих в непосредственном распоряжении Отдела по делам музеев, производится
этим последним по своим сметам, в порядке государственного снабжения или в
порядке Постановления Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. от 19 апреля 1923
года о специальных средствах Народного Комиссариата Просвещения по Отделу по
делам музеев (Собр. Узак., 1923, N 37, ст. 386).
По отношению
памятников археологии
(п. п. 2 и 3 Постановления)
8. На исполнительные комитеты
автономных республик и областей, областные и губернские исполнительные комитеты
Р.С.Ф.С.Р. и подведомственные им местные органы (уездные исполнительные
комитеты, волостные исполнительные комитеты, городские и сельские советы и
проч.) возлагается обязанность принимать действительные меры к охранению
археологических памятников: древних курганов, городищ, плотинных жилищ,
стоянок, остатков древних городов, стен, земляных валов, рвов, отдельных
древних могил, древних могильников и намогильных
сооружений (дольмены, менгиры, кромлехи, каменные бабы и проч.), древних
рисунков и надписей, высеченных на камне, мест находок костей ископаемых
животных (мамонтов, носорогов) и проч.
Примечание. Определение значения остатков
стен, валов, рвов и т.д. как памятников археологии, производится при участии
представителей губернских подотделов по делам музеев и представителей
государственных музеев, включенных в сеть государственных учреждений Народного
Комиссариата Просвещения (Собр. Узак., 1923, N 73,
ст. 711).
9. В отношении упомянутых археологических
памятников исполнительные комитеты, в целях охраны их, обязываются:
а) следить за тем,
чтобы полевые археологические памятники: остатки стен, древних городов,
намогильные сооружения и пр. - не использовались в качестве строительного
материала, городища, курганы, могильники и проч. не распахивались, не
раскапывались в каких-либо хозяйственных целях, а в окружности памятников
оставалась бы неприкосновенной охранная полоса шириною от одной сажени и более
в зависимости от размера и значения памятника. Охранная полоса устанавливается исполнительными комитетами по
соглашению с Отделом по делам музеев или губернскими его подотделами;
б) вменять в обязанность руководителям
земляных и строительных работ иметь наблюдение за тем, чтобы при производстве
этих работ случайно обнаруженные археологические памятники не подвергались
разрушению;
в) извещать уездные и волостные
исполнительные комитеты о предстоящих раскопках археологических памятников,
согласно выданным Отделом по делам музеев разрешениям (открытым листам). О
произведенных раскопках исполнительные комитеты извещают Отдел по делам музеев;
г) следить за тем, чтобы археологические
разведки и раскопки производились исключительно лицами, имеющими на то право на
основании разрешений (открытых листов), выдаваемых Отделом по делам музеев;
д) оказывать возможное содействие
исследователям в деле организации раскопок предоставлением транспортных
средств, помещения и проч.;
е) принимать все необходимые меры к
прекращению самовольных раскопок и других действий, предусмотренных в п.
"а" настоящей ст. 9, ведущих к разрушению археологических памятников.
10. В целях сохранения
случайных находок, имеющих археологическое значение (п. 3 Постановления
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета), исполнительные комитеты
издают соответствующие постановления, обязывающие производителей строительных и
земельных работ, а также всех граждан: а) немедленно сообщать губернским
подотделам по делам музеев о всяком обнаружении ими предметов археологического
значения для выяснения их научного значения и установления условий дальнейшего
производства работ, обеспечивающих сохранность обнаруженных археологических
памятников; б) следить за тем, чтобы все находки, клады и
отдельные предметы археологического значения, включая и кости ископаемых
животных, случайно обнаруживаемые при земельных работах или на поверхности земли,
или осыпях, размывах и пр., обязательно сдавались находчиками в ближайшие
государственные музеи, а в случае укрывательства вышеуказанных находок, кладов
и предметов, изымать таковые у находчиков, с привлечением последних к
ответственности в установленном порядке; в) сообщать местным органам
Отдела по делам музеев о всех случаях находок, имеющих
археологическое значение, с указанием, по возможности, места и времени находок,
а также имени и местожительства находчиков, в целях обеспечения возможности определения
научного значения этих находок.
11. Охрана и содержание памятников
археологии, находящихся в непосредственном распоряжении Отдела по делам музеев,
производится этим последним по своим сметам (ст. 7).
По отношению
музейного имущества
(п. п. 4 и 5 Постановления)
12. В виду наличия
научных коллекций и отдельных предметов искусства старины и народного быта в
музеях, не состоящих непосредственно в ведении Народного Комиссариата
Просвещения, т.е. не включенных в сеть государственных учреждений Народного
Комиссариата Просвещения, согласно декрету Совета Народных Комиссаров от 20
августа 1923 года (Собр. Узак., 1923, N 73, ст. 711),
местные музеи, как находящиеся в ведении губернских отделов народного
образования (научные, краеведческие, педагогические), так и подведомственные
другим учреждениям (здравоохранения, сельскохозяйственные, кооперативные и
другие), обязываются иметь специальные описи находящегося в вышеуказанных
музеях имущества, имеющего музейное значение. Таковые описи
составляются по распоряжению и под наблюдением исполнительных комитетов
автономных республик и областей, областных и губернских исполнительных
комитетов по форме, установленной Отделом по делам музеев, при участии
представителей губернских подотделов по делам музеев и государственных музеев,
включенных в сеть государственных учреждений Народного Комиссариата
Просвещения.
В описи должны быть внесены:
а) картины,
рисунки, гравюры, скульптура, мебель, фарфор, бронза, изделия из благородных
металлов и предметы художественного, бытового и коммеморативного
значения (принадлежащие каким-либо историческим личностям);
б) коллекции и отдельные предметы
археологии (каменные орудия, остатки древней керамики,
древние бронзовые, железные, костяные предметы и проч.);
в) коллекции и предметы народного быта и
искусства этнографического значения;
г) коллекции биологические, геологические
и другие, в том случае, если эти коллекции собраны специалистами с научными
целями.
13. В случае ликвидации
того или другого музейного учреждения, имеющего музейное имущество, или в
случае установления Отделом по делам музеев или губернскими его подотделами
наличия вредных условий хранения этого имущества, исполнительные комитеты
обязываются следить за тем, чтобы таковое имущество немедленно было передано по
указанию представителей губернских подотделов по делам музеев в одно из
музейных учреждений губернии или области, причем до получения прямых
указаний со стороны представителей губернских подотделов по делам музеев о
направлении этого музейного имущества последнее может быть сдано на временное
хранение какому-либо учреждению.
14. Исполнительные
комитеты обязывают все учреждения, общественные и хозяйственные организации
(клубы, советские хозяйства и друг.) и отдельных лиц, владеющих предметами
искусства и старины, указанными в ст. 12 настоящей Инструкции, в порядке
какого-либо соглашения, как имуществом государственным или в порядке
использования этих предметов как бесхозяйных, произвести регистрацию
вышеназванных предметов в губернских подотделах по делам музеев применительно к
требованиям декрета Совета Народных Комиссаров от 5 октября 1918 года
(Собр. Узак., 1918, N 73, ст. 794) и Постановления
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета
Народных Комиссаров от 8 марта 1923 года (Собр. Узак.,
1923, N 20, ст. 245).
15. Исполнительные комитеты обязываются
оказывать содействие представителям Отдела по делам музеев, губернских его
подотделов и сотрудникам государственных музеев в производстве осмотра и регистрации указанных в ст. ст. 13 и 14 настоящей Инструкции
предметов искусства, старины и народного быта.
16. Если музейное
имущество, предусмотренное ст. ст. 13 и 14 настоящей Инструкции, имеет, по
заключению представителей губернских подотделов по делам музеев большое
музейное значение или же находится в условиях, угрожающих его сохранности, то
исполнительные комитеты обязываются немедленно передать это имущество, по
указанию представителей губернских подотделов по делам музеев, в один из
ближайших государственных музеев, включенных в сеть государственных учреждений
Народного Комиссариата Просвещения, причем оказывают всяческое
содействие к перевозке такового имущества.
17. Если имущество, указанное в ст. ст.
13 и 14 настоящей Инструкции, имеет большое музейное значение и находится в
условиях, вредно отражающихся на его целости и сохранности, то оно получает
назначение, согласно указанию Отдела по делам музеев или губернских его
подотделов.
18. В случае
обнаружения, при каких бы то ни было обстоятельствах, всякого рода предметов
искусства, старины и быта, являющихся, по своему положению, имуществом
бесхозяйным, таковые предметы, прежде чем они будут предоставлены в чье-либо
использование, должны быть осмотрены представителями Отдела по делам музеев или
губернских его подотделов в целях выяснения их музейного значения, причем
предметы, в отношении которых таковое значение будет установлено,
получают направление в порядке ст. 16 настоящей Инструкции.
Примечание. Требования настоящей
Инструкции, установленные в соответствии с п. 5 Постановления Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров
от 7 января 1924 года, не могут иметь применения к предметам искусства и
старины, находящимся во владении лиц, организаций и учреждений, обязанных
регистрировать таковые предметы в порядке Постановления Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 8 марта
1923 года (Собр. Узак., 1923, N 20, ст. 245).
По отношению парков
и садов (лит. "а"
п. 6 Постановления)
19. На исполнительные
комитеты автономных республик и областей, губернские и областные исполнительные
комитеты Р.С.Ф.С.Р. и подведомственные им местные органы (уездные, волостные
исполнительные комитеты, сельские и городские советы и друг.) возлагается
обязанность принимать действительные меры к сохранению парков и садов, имеющих
историко-художественное значение, существующих при каких-либо зданиях и
сооружениях или самостоятельно, и внесенных в особый список, сообщенный
исполнительным комитетам Отделом по делам музеев и охране памятников
искусства и старины Главного Управления научных и научно-художественных
учреждений Народного Комиссариата Просвещения.
Примечание. В случае изменения или
дополнения вышеуказанных списков новыми садами или парками, Отдел по делам
музеев уведомляет об этом исполнительные комитеты.
20. В отношении вышеупомянутых садов и
парков, в целях охраны их, исполнительные комитеты обязываются принимать
следующие меры:
а) производство
каких бы то ни было действий, выражающихся в ремонте садово-парковых
сооружений, рубке, прочистке, подсадке деревьев и растений, в строительных,
мелиорационных, осушительных, оросительных работах и проч., могущих нарушить
или изменить садово-парковые сооружения, планы, историко-художественные
пейзажи, ансамбли садов и парков, а также формы отдельных деревьев, - допускать
не иначе, как с предварительного письменного разрешения Отдела по делам музеев
или губернских его подотделов;
б) устройство всякого рода увеселений,
концертов, гуляний в садах и парках допускать только с особого разрешения
Отдела по делам музеев или губернских его подотделов;
в) всякого рода хозяйственное
использование садов и парков, а также имеющихся в них доходных статей производить
по согласованию с Отделом по делам музеев или с губернскими его подотделами.
21. В отношении садов и
парков общественного пользования, имеющих историко-художественное значение и
находящихся в ведении местных исполнительных комитетов, на последние
возлагается обязанность, за счет местного бюджета, сохранять их надлежащим
образом и содержать в полном порядке.
22. Охрана и содержание садов и парков,
состоящих в непосредственном распоряжении Отдела по делам музеев, производится
этим последним по своим сметам.
23. Если сады и парки, подлежащие
охранению в порядке Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного
Комитета и Совета Народных Комиссаров от 7 января 1924
года, состоят при каких-либо сооружениях и зданиях, обязанность охраны, содержания
их в порядке и ремонта, установленная ст. 21 настоящей Инструкции, возлагается
на учреждения, общественные организации и лиц, в пользовании коих состоят
вышеуказанные сооружения и здания.
24. В договорах и соглашениях о
предоставлении в пользование учреждениям, общественным организациям и лицам
зданий и сооружений с имеющимися при них садами и парками, подлежащими охране в
порядке Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 7 января 1924 года, непременно
должно быть установлено для этих пользователей обязательство охраны, содержания
в исправности садов и парков, а также ремонта находящихся в них строений и
сооружений, предусмотренное ст. ст. 21 и 23 настоящей
Инструкции.
В этой части договоры или соглашения на
пользование зданиями и сооружениями, вместе с парками и садами при них, должны
быть заключаемы при непременном участии и согласии Отдела по делам музеев или
губернских его подотделов.
25. В случае
установления при пользовании садами и парками историко-художественного значения
условий, вредно отражающихся на сохранности этих садов и парков, или угрожающих
их целости, исполнительные комитеты обязываются, при участии представителей
Отдела по делам музеев или губернских его подотделов, немедленно принять все
необходимые меры к действительному устранению установленных выше условий, с
привлечением к суду лиц, ответственных за сохранность таковых садов и парков.
26. Все вопросы,
касающиеся восстановления в прежний вид садов и парков, а также имеющихся в них
строений и сооружений (т.е. реставрационные работы), направляются
предварительно на рассмотрение и утверждение Отдела по делам музеев через
губернские его подотделы и таковые работы должны производиться под наблюдением
лиц, специально на то уполномоченных Отделом по делам музеев или губернскими
его подотделами.
По отношению
памятников природы
(лит. "б" п. 6 Постановления)
27. На исполнительные комитеты автономных
республик и областей, губернские и областные исполнительные комитеты и
подведомственные им органы (уездные исполнительные комитеты, волостные
исполнительные комитеты и сельские и городские советы) возлагается обязанность
принимать действительные меры к охране памятников природы:
а) заповедников,
т.е. определенных участков земли, навсегда подлежащих полной охране и изъемлемых из какого бы то ни было хозяйственного
использования;
б) отдельных видов
растений, а также животных, добывание которых запрещено, каковыми в настоящее
время являются по всей территории Республики: зубры, крымские, кавказские и
пятнистые олени, сайгаки, камчатские бобры, речные бобры, выхухоли; в пределах
европейской России, кроме вышеперечисленных животных, - лоси, дикие козы,
соболя, а западнее Енисея - маралы.
28. Список местностей (заповедников) и
отдельных видов растений и животных, подлежащих охране, сообщается
исполнительным комитетам Отделом охраны природы Главного Управления научных и
научно-художественных учреждений Народного Комиссариата Просвещения.
Примечание. В случае изменения или
добавления вышеуказанных списков новыми сведениями, Отдел охраны природы
уведомляет об этом исполнительные комитеты.
29. В отношении упомянутых выше
заповедников, растений и животных, в целях охраны их, исполнительные комитеты
обязываются принимать следующие меры:
а) широко осведомлять население об
имеющихся в данном районе заповедниках, отдельных растениях и животных,
подлежащих охране;
б) следить за тем,
чтобы в заповедниках не происходила самочинная рубка леса и истребление
насаждений, а также охота на зверей и птиц, рыбная ловля, разорение гнезд,
эксплуатация недр земли и мелиорационные работы;
в) привлекать к ответственности в уголовном,
дисциплинарном и административном порядках нарушителей постановлений,
касающихся заповедников, отдельных видов растений и животных;
г) при обнаружении на месте случаев
нарушения целости заповедников, а также ловли и убоя запретных видов животных
немедленно задерживать нарушителей для составления протокола и направления дела
в установленном порядке, с отобранием обнаруженных у
них вещественных доказательств, сообщая о таковых случаях и о задержании
местным представителям Отдела охраны природы.
Мероприятия общего
характера
30. Во всех случаях
значительного повреждения и разрушения памятников зодчества и археологии,
музейного имущества, садов, парков, памятников природы (заповедников),
происшедших как от стихийных явлений (ураганы, пожары, землетрясения, вредители
и т.д.), так и от незаконных и неправильных действий должностных и частных лиц
(непринятие надлежащих мер охраны, неправильное использование, разрушение
памятников, самостоятельные раскопки, истребление заповедных растений и
животных и т.д.), соответствующие органы местных исполнительных
комитетов доводят в срочном порядке до сведения губернских подотделов по делам
музеев и местных представителей Отдела охраны природы.
31. Исполнительные комитеты обязываются
всячески содействовать выяснению наличия архитектурных сооружений,
археологических памятников, садов, парков, по своему художественному,
историческому и бытовому значениям заслуживающих быть признанными подлежащими
охране. Равным образом исполнительные комитеты обязываются всячески содействовать
также выяснению наличия местностей, подлежащих объявлению заповедниками, и
видов растений и животных, долженствующих быть огражденными от истребления и
вымирания. Все учреждения, организации и лица должны под наблюдением
исполнительных комитетов сообщать губернским подотделам по делам музеев и
местным органам Отдела охраны природы сведения о вышеуказанных сооружениях,
садах, парках, местностях, растениях и животных, подлежащих охране.
32. Для проведения в
жизнь мероприятий по учету и охране памятников искусства, старины, быта и
природы, установленных настоящей Инструкцией, исполнительные комитеты
автономных республик и областей, областные и губернские исполнительные комитеты
Р.С.Ф.С.Р. издают соответствующие распоряжения, привлекая к разработке таковых
представителей губернских подотделов по делам музеев или органов, их
заменяющих.
33. В случае привлечения частных и
должностных лиц к ответственности по ст. ст. 99, 102, 107 Уголовного Кодекса за
нарушения декретов Совета Народных Комиссаров от 5 октября 1918 года (Собр. Узак., 1918, N 73, ст. 794), от 16 сентября 1921 года
(Собр. Узак., 1921, N 65, ст. 492) и Постановления
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета
Народных Комиссаров от 7 января 1924 года (Собр. Узак.,
1924, N 18, ст. 179), все органы местных исполнительных комитетов, возбудившие
преследование, обязаны немедленно уведомлять об этом губернские подотделы по
делам музеев и местные органы Отделов охраны природы, дабы для них имелась
возможность принять законное участие в возбужденном деле.
34. Все мероприятия по охране памятников
искусства, старины, народного быта и природы исполнительные комитеты обязуются
осуществлять при непременном участии губернских подотделов по делам музеев и
местных органов Отдела охраны природы.
В случае отсутствия
в какой-либо местности губернских подотделов по делам музеев и местных органов
Отдела охраны природы, все обязанности, возложенные на них настоящей
Инструкцией, выполняются местными отделами народного образования или лицами,
специально на то уполномоченными упомянутыми выше Отделами: по делам музеев и
охране природы Главного Управления научных и научно-художественных учреждений
Народного Комиссариата Просвещения.
Заместитель Народного
Комиссара Просвещения
В.ЯКОВЛЕВА
Заместитель заведующего
Главного Управления научных
и научно-художественных
учреждений Народного
Комиссариата Просвещения
А.ПИНКЕВИЧ
Заведующий Отделом
по делам музеев и охране
памятников искусства и старины
Н.ТРОЦКАЯ