ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 1925 года
ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННО - СУДОВОЙ ПОВИННОСТИ
Центральный Исполнительный Комитет и
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют: утвердить нижеследующее
Положение о военно - судовой повинности.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВОЕННО - СУДОВОЙ ПОВИННОСТИ
Глава I
1. Военно - судовая повинность состоит:
а) в обязанности
всех владельцев (государственных учреждений и предприятий, смешанных обществ,
кооперативных организаций, а равно частных организаций и лиц) судов и иных
плавучих перевозочных средств и береговых приспособлений, поименованных в ст. 2
настоящего Положения, предоставить их на удовлетворение потребностей Народного
Комиссариата по Военным и Морским Делам в местностях, определяемых
соответствующими постановлениями Совета Труда и Обороны, и в сроки,
устанавливаемые теми же
постановлениями;
б) в обязанности служащих судов и иных
плавучих перевозочных средств и береговых приспособлений (ст. 2) оставаться на
службе в порядке ст. ст. 5, 6 и 7 настоящего Положения.
2. Действие военно - судовой повинности
распространяется:
а) на суда, приводимые в движение
механическими двигателями, парусные и гребные суда, баржи и всякие плавучие
перевозочные средства, плавающие под флагом Союза ССР, вместе с инвентарем и
запасами топлива, смазочных материалов и проч., имеющимися в наличности в
момент опубликования постановления о привлечении к военно - судовой повинности;
б) на пристани и другие приспособления
для погрузки и выгрузки со всеми вспомогательными судами и принадлежностями,
имеющимися в наличности в передаваемом имуществе.
3. Лица, специально командируемые Народным
Комиссариатом по Военным и Морским Делам, а также местные заведующие
передвижением войск имеют право производить осмотры судов и иного имущества,
указанного в ст. 2, с целью определения пригодности их для надобностей
Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам. Осмотр производится в
местах, где судно или иное имущество (ст. 2) находится, и при том без нанесения
ущерба эксплоатации. О произведенных осмотрах
указанные выше командируемые лица делают отметки в военном свидетельстве (ст.
26).
4. В местностях, указанных в
соответствующем постановлении Совета Труда и Обороны (ст. 1), к выполнению
военно - судовой повинности могут быть привлекаемы все суда, плавающие под
флагом Союза ССР, как находящиеся в портах этих местностей, так и приписанные к
портам этих местностей, где бы эти суда в этот момент ни находились.
5. С момента объявления
мобилизации с применением военно - судовой повинности все служащие призываемых
возрастов на морских и речных судах и на иных средствах водного транспорта
Союза ССР, с момента перехода этих последних в порядке военно - судовой
повинности в распоряжение Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам,
автоматически считаются мобилизованными и приравниваются к военнослужащим
Рабоче - Крестьянской Красной Армии и Рабоче - Крестьянского Красного
Флота со всеми вытекающими отсюда последствиями.
6. Военно - обязанные
служащие, поименованные в Приложении 1 к настоящему Положению, непризванных
возрастов, обязаны остаться на своих местах и поступают в распоряжение
Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам.
7. Увольнение от исполнения служебных
обязанностей и во временный отпуск лиц, перечисленных в Приложении 1 к
настоящему Положению и привлеченных к исполнению военно - судовой повинности в
порядке ст. 6, допускается лишь с разрешения местного заведующего передвижением
войск или соответствующего штаба морских сил или штаба флотилии, по
принадлежности.
8. Служащие, привлеченные к военно -
судовой повинности в порядке ст. 5, получают все виды довольствия на общих для
военнослужащих основаниях.
Служащие,
привлеченные к военно - судовой повинности в порядке ст. 6, получают содержание
на условиях, вырабатываемых Народным Комиссариатом по Военным и Морским Делам,
по соглашению с Народным Комиссариатом Труда Союза ССР и Всесоюзным Центральным
Советом Профессиональных Союзов.
9. Все без исключения
служащие на судах и иных перевозочных средствах (ст. 2), передаваемых в порядке
военно - судовой повинности в распоряжение Народного Комиссариата по Военным и
Морским Делам, считаются уволенными от их прежней службы с момента передачи с
получением всех компенсаций, предусмотренных кодексом законов о труде, в том
числе и выходного пособия, от владельцев этих судов и перевозочных средств.
10. Требование о
выполнении военно - судовой повинности составляется штабами подлежащего
сухопутного командования или морских сил или флотилий, по принадлежности, и
предъявляется через заведующих передвижением войск владельцу судна или иного
имущества, указанного в ст. 2, а за отсутствием их - судоводителю либо иному
лицу, в ведении которого находится судно или имущество, при чем военное или
морское командование, предъявившее требование о выполнении военно - судовой
повинности, обязано сообщить в течение 24 часов по предъявлении требования:
а) на кого возложен прием,
б) время и место фактической передачи.
11. В назначенное,
согласно ст. 10, место фактической передачи судно или иное имущество должно
быть доставлено самим владельцем, при чем действительно расходы по доставке, а
также убытки владельца судна или иного имущества (ст. 2) от аварии или захвата
неприятелем, во время перехода, происшедшие по причинам от него независящим и
при отсутствии с его стороны злого умысла, возмещаются Народным Комиссариатом
по Военным и Морским Делам.
12. В случае уклонения от исполнения
означенного в ст. ст. 10 и 11 требования, военное или морское командование
вправе непосредственно распорядиться подлежащим военно - судовой повинности
имуществом по своему усмотрению.
13. Груз, находящийся на судах и иных
плавучих перевозочных средствах, а также на пристанях и других приспособлениях
для погрузки и выгрузки (ст. 2) в момент объявления военно - судовой
повинности, остается в распоряжении владельцев или их представителей.
Ко дню фактической
передачи подлежащего военно - судовой повинности имущества в распоряжение
Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам (ст. 10) означенный груз
должен быть выгружен самим владельцем или его представителем и судоводителем за
счет Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам, в противном случае
военное или морское командование вправе удалить груз по своему усмотрению.
В случае крайней необходимости срок для
выгрузки груза может быть продлен, по распоряжению местного заведующего
передвижением войск.
14. Прием судов и иного имущества,
подлежащего действию военно - судовой повинности (ст. 2), производится особой
приемочной комиссией по назначению местного военного или морского командования.
О времени приемки уведомляется владелец имущества или его представитель,
которые имеют право присутствовать при приемке. О приемке составляется акт в двух экземплярах, из которых один остается в
распоряжении Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам, другой
передается владельцу имущества или его представителю.
15. При приемке имущества по военно -
судовой повинности военным или морским командованием определяется
действительная его стоимость к моменту передачи, при чем
владельцу имущества, в случае его несогласия, предоставляется право требовать
осмотра и оценки имущества в порядке ст. 16.
16. Для определения
стоимости морских и речных судов и иного имущества (ст. 2) образуются оценочные
комиссии под председательством представителя Народного Комиссариата Путей
Сообщения и в составе представителей по одному от Народного Комиссариата по
Военным и Морским Делам, Народного Комиссариата Финансов Союза ССР, Народного
Комиссариата Рабоче - Крестьянской Инспекции Союза ССР, Регистра Союза ССР,
Главного Правления Государственного Страхования Союза ССР, а также от
Высшего Совета Народного Хозяйства Союза ССР при определении стоимости судов и
имущества подведомственных ему предприятий.
Район и порядок деятельности этих
комиссий определяется особой инструкцией, издаваемой Народным Комиссариатом
Путей Сообщения по соглашению с Народным Комиссариатом по Военным и Морским
Делам и Народным Комиссариатом Финансов Союза ССР.
Постановления оценочных комиссий могут
быть обжалованы в недельный срок в Арбитражную Комиссию при Совете Труда и
Обороны.
Правила рассмотрения этих жалоб в
Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны утверждаются Советом Труда и
Обороны.
Споры об оценке имущества и обжалование
постановлений оценочных комиссий не приостанавливают использования судов и
иного имущества в порядке военно - судовой повинности.
17. На судах и иных плавучих перевозочных
средствах, а также на пристанях и других приспособлениях для погрузки и
выгрузки, принимаемых Народным Комиссариатом по Военным и Морским Делам в
порядке военно - судовой повинности, могут быть производимы переустройства и
изменения по усмотрению Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам и за
его счет.
18. При возвращении взятого в порядке
военно - судовой повинности имущества Народный Комиссариат по Военным и Морским
Делам обязан:
а) пополнить недостающие по акту предметы
или возместить их стоимость,
б) привести сдаваемое имущество в прежний
вид, или же возместить стоимость расходов по приведению его в прежний вид, но
лишь при условии, если произведенные изменения препятствуют нормальной эксплоатации судна или иного имущества для тех целей, для
которых оно употреблялось до момента его передачи Народному Комиссариату по
Военным и Морским Делам.
В случаях, указанных в пп. "а" и "б" настоящей статьи,
исключается стоимость нормального износа.
19. Со времени передачи
имущества в порядке военно - судовой повинности в распоряжение Народного
Комиссариата по Военным и Морским Делам, владельцы и собственники его
освобождаются от ответственности по договорам, заключенным ими в отношении взятого
у них имущества до момента передачи, но лишь настолько, насколько отправление
военно - судовой повинности действительно воспрепятствовало исполнению
означенных договоров. В отношении обязательств, вытекающих из трудовых
договоров, надлежит руководствоваться ст. 9 настоящего Положения.
20. За пользование
взятыми в порядке военно - судовой повинности судами Народный Комиссариат по
Военным и Морским Делам уплачивает владельцам этих судов вознаграждение в
размере 10% в год действительной стоимости металлических и 15% стоимости
деревянных судов за все время с момента перехода этих судов в распоряжение
Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам по день фактической передачи
их обратно владельцам.
21. Размер ежемесячного вознаграждения за
пользование иным имуществом, передаваемым в порядке военно - судовой повинности
Народному Комиссариату по Военным и Морским Делам, кроме
указанного в ст. 20, определяется оценочными комиссиями, предусмотренными ст.
16.
22. В случае гибели
судна или имущества, взятого по военно - судовой повинности, либо такого его
повреждения, исправление которого будет признано нецелесообразным, владельцы
его удовлетворяются по действительной стоимости погибшего или поврежденного
имущества, определенной в порядке ст. ст. 15 и 16, с удержанием из этой
стоимости суммы, уплаченной за время пользования имуществом, при чем право
собственности на остатки погибшего или поврежденного имущества переходит
к Народному Комиссариату по Военным и Морским Делам.
23. По постановлению
Совета Труда и Обороны о прекращении применения закона о военно - судовой
повинности и в других случаях минования надобности в данном имуществе, Народный
Комиссариат по Военным и Морским Делам возвращает взятые в порядке военно -
судовой повинности суда и иное имущество их владельцам по плану и в сроки,
которые устанавливаются Народным Комиссариатом по Военным и Морским Делам по
соглашению с Народным Комиссариатом Путей Сообщения.
24. В случае возобновления эксплоатации судна или иного имущества (ст. 2) после
возвращения его Народным Комиссариатом по Военным и Морским Делам
прежним его владельцем, лица, служившие на нем до передачи Народному
Комиссариату по Военным и Морским Делам и продолжающие служить в момент его
обратной передачи, имеют преимущественное право на занятие должностей.
Глава II
25. Из всего имущества, подлежащего
действию военно - судовой повинности (ст. 2), обязательному учету подлежат:
а) морские суда в
двадцать и более регистровых тонн полной вместимости, приводимые в движение
механическими двигателями;
б) те морские, речные и озерные суда и
прочие перевозочные средства, а равно приспособления для погрузки и выгрузки,
которые будут особо указаны Народным Комиссариатом Путей Сообщения по
соглашению с Народным Комиссариатом по Военным и Морским Делам.
Ведение означенного учета возлагается на
органы Народного Комиссариата Путей Сообщения.
26. Органами Народного Комиссариата Путей
Сообщения (ст. 25) выдаются владельцам взятых на учет судов и иного имущества
соответствующие военные свидетельства, составленные по форме, установленной
Народным Комиссариатом Путей Сообщения по соглашению с Народным Комиссариатом
по Военным и Морским Делам.
Военное свидетельство причисляется к
судовым документам.
27. Сведения, необходимые для учета
(Приложение 2), представляются владельцами подлежащих учету судов и иного
имущества, согласно инструкции Народного Комиссариата Путей Сообщения.
Сведения о судах и
иных водных транспортных средствах (ст. 25), вновь приобретенных или
построенных в пределах Союза ССР, сообщаются органам Народного Комиссариата
Путей Сообщения в трехмесячный срок со дня приобретения или окончания
постройки; сведения о судах и иных водных транспортных средствах, прибывающих
из-за границы, сообщаются в трехмесячный срок со дня прибытия их в порт
приписки Союза ССР.
28. В случае перехода состоящего на учете
судна или иного имущества (ст. 25) от одного владельца к другому, новый
владелец обязан в месячный срок сообщить об этом подлежащим органам Народного
Комиссариата Путей Сообщения.
О всех последующих изменениях в сообщенных сведениях, а равно о случаях
уничтожения или частичного повреждения судна или иного имущества, состоящего на
учете, владельцы их обязаны в месячный срок сообщить подлежащим органам
Народного Комиссариата Путей Сообщения.
29. С момента
опубликования постановления о привлечении к выполнению военно - судовой
повинности указанные в предыдущей статье сведения сообщаются немедленно по
телеграфу и, в случае желания владельца в этот момент прекратить эксплоатацию судна или иного имущества, к роспуску команды
и выводу из действия судна ему разрешается приступить лишь по получении на то
телеграфного разрешения штаба морских сил или штаба флотилии, по принадлежности.
Если в течение недели со дня подачи
телеграммы от соответствующего штаба морских сил или штаба флотилии, по
принадлежности, не последует уведомления о задержании и приеме на их счет
содержания команды, владелец вправе последнюю уволить.
Председатель ЦИК Союза ССР
Н.НАРИМАНОВ
Председатель СНК Союза ССР
А.РЫКОВ
За Секретаря ЦИК Союза ССР
С.ТЕР - ГАБРИЕЛЯН
Приложение 1
к Положению
о военно - судовой повинности
СПИСОК
СУДОВЫХ И БЕРЕГОВЫХ СЛУЖАЩИХ, ПОДЛЕЖАЩИХ ДЕЙСТВИЮ
СТ. 6
ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННО - СУДОВОЙ ПОВИННОСТИ
1. Судовые служащие
1. Капитаны.
2. Помощники капитанов.
3. Штурманские ученики.
4. Боцманы и водоливы.
5. Лоцманы на речных и озерных судах.
6. Рулевые и штурвальные.
7. Матросы всех разрядов.
8. Юнги.
9. Механики.
10. Помощники механиков.
11. Машинисты всех разрядов.
12. Мотористы.
13. Мастеровые и кладовщики.
14. Кочегары всех разрядов.
15. Масленщики.
16. Электротехники.
17. Электроосветители.
18. Плотники.
19. Коки и повара.
20. Врачи и фельдшера.
21. Радиотелеграфисты.
22. Водолазы.
23. Буфетчики.
2. Береговые служащие
1. Агенты портов, пристаней и затонов и
их помощники.
2. Заведующие конторами в портах и на
пристанях и их помощники.
3. Бухгалтеры агентств и контор и их
помощники.
4. Заведующие материальными складами в
портах и на пристанях.
5. Делопроизводители.
6. Счетоводы.
7. Приемщики.
8. Заведующие пакгаузами и складочными
помещениями.
9. Заведующие доками, как плавучими, так
и сухими, и их помощники.
10. Боцманы доков.
11. Механики доков.
12. Машинисты доков.
13. Кочегары доков.
14. Матросы доков.
Председатель ЦИК Союза ССР
Н.НАРИМАНОВ
Председатель СНК Союза ССР
А.РЫКОВ
За Секретаря ЦИК Союза ССР
С.ТЕР - ГАБРИЕЛЯН
Приложение 2
к Положению
о военно - судовой повинности
ПЕРЕЧЕНЬ
СВЕДЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В СУДОВУЮ ВЕДОМОСТЬ О СУДАХ,
ПОДЛЕЖАЩИХ
ДЕЙСТВИЮ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННО - СУДОВОЙ ПОВИННОСТИ
1. Наименование судна (настоящее,
бывшее).
2. Тип судна (назначение).
3. Род двигателя и движителя.
4. Кому принадлежит судно.
5. Основной материал корпуса.
6. Основной материал палубы.
7. Длина судна.
8. Ширина по миделю, для колесных - ширина с кожухами.
9. Высота борта.
10. Высота рангоута, для речных - высота с трубой.
11. Осадка без груза с полным запасом
топлива.
12. Осадка при полной нагрузке.
13. Нагрузка на 1 дюйм.
14. Средняя скорость <*>.
--------------------------------
<*> Для морских судов надлежит
показывать экономический ход числителем, а полный - знаменателем.
15. Средняя скорость судна с буксиром
<*>.
--------------------------------
<*> Для речных судов надлежит
показывать скорость судна по течению числителем, а против течения -
знаменателем.
16. Тяговая сила буксира.
17. Пассажирские помещения: число кают I
класса и количество мест, число кают II класса и количество мест, число мест
III класса, число мест IV класса.
18. Помещение личного состава судна,
число кают и количество мест.
19. Грузоподъемность в тоннах.
20. Годность для перевозок: лошадей,
орудий, повозок, автомобилей.
21. Приспособления для погрузки: людей,
лошадей, тяжестей.
22. Род освещения.
23. Число машин и мощность их в
индикаторных силах.
24. Число котлов и система их.
25. Вместимость запасов топлива (в сутках
хода).
26. Вид топлива.
27. Расход топлива (в сутки) при полном
ходе.
28. Вместимость запасов смазки.
29. Расход смазки (в сутки) при полном
ходе: машинного масла, штайфора, цилиндрового масла,
мазута и проч.
30. Данные о радиотелеграфе (система,
мощность).
31. Год и место постройки судна.
32. Первоначальная стоимость судна с
инвентарем.
33. Для речных судов номерной знак
Народного Комиссариата Путей Сообщения, а для морских - порт и N приписки.
Председатель ЦИК Союза ССР
Н.НАРИМАНОВ
Председатель СНК Союза ССР
А.РЫКОВ
За Секретаря ЦИК Союза ССР
С.ТЕР - ГАБРИЕЛЯН