НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ТРУДА Р.С.Ф.С.Р.
ВСЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
ГЛАВНЫЙ КОМИТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА Р.С.Ф.С.Р.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 1925 года
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА НАРОДНЫХ
КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р. ОТ 22 МАЯ 1923 ГОДА
О ПРАКТИКАНТСТВЕ СТУДЕНТОВ
(В отмену
Инструкции Народного Комиссариата Труда Р.С.Ф.С.Р., Народного Комиссариата
Просвещения Р.С.Ф.С.Р. и Всероссийского Центрального Совета Профессиональных
Союзов от 19 апреля 1924 г. N 45/807 о порядке проведения Постановления Совета
Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. от 22 мая 1923 года о практикантстве
студентов.)
1. Производственная практика студентов
высших учебных заведений имеет целью:
а) практическое обучение студентов
процессам производства (как с технической, организационной, так и с
экономической стороны) путем личного их участия в производстве и
б) вовлечение студентов в практическую
работу профессиональных органов и предприятий в отношении вопросов
рационального использования рабочей силы, организации, нормирования, системы
оплаты труда, охраны труда, улучшения социальных и бытовых условий и
деятельности производственных совещаний и комиссий.
2. Практика предоставляется студентам
следующих высших учебных заведений: индустриально-технических, сельско-хозяйственных, институтов народного хозяйства,
экономических, правовых и статистических отделений факультетов общественных
наук, физико-математических факультетов университетов, педагогических
факультетов и педагогических институтов с индустриальным и сельскохозяйственным
уклоном и без указанных уклонов, высших художественных школ с индустриальным
уклоном и медицинских высших учебных заведений.
3. Практика является производственной,
составляет органическую часть учебной программы и протекает в течение всего
года в соответствии со ст. 5 настоящей Инструкции.
4. Продолжительность практики для
студентов по отдельным специальностям и отдельным типам высших учебных
заведений определяется Главным Комитету профессионально-технического
образования по соглашению с заинтересованными ведомствами и организациями.
5. Места для практики студентов
предоставляются высшим учебным заведениям через Главный Комитет профессионально-технического
образования. Высшее учебное заведение по соглашению с каждым
отдельным предприятием или учреждением, в котором ему отведены Главным
Комитетом профессионально-технического образования места для практики,
устанавливает на каждый данный год: а) время посылки, б) продолжительность
практики, в) количество лиц, направляемых им на практику, и г) прочие условия,
связанные с практикой студентов данного высшего учебного заведения.
Фактическое количество
студентов-практикантов данного высшего учебного заведения, подлежащих
направлению в данное предприятие, устанавливается по соглашению высшего
учебного заведения с предприятием или учреждением в пределах предоставленного
высшему учебному заведению общего количества человеко-месяцев для практики в
данном предприятии.
6. Командировка на практику производится
непосредственно высшими учебными заведениями по специальным удостоверениям за
подписью члена правления высшего учебного заведения и с приложением печати
высшего учебного заведения. В каждом командировочном удостоверении должны быть
точно указаны - на основании упомянутого в ст. 5 предварительного соглашения с
соответствующими учреждениями и предприятиями - специальность, начальный срок и
продолжительность практики данного студента.
Вместе с командировочным удостоверением
каждому студенту-практиканту выдается особая карточка с точным указанием
факультета, отделения, цикла, подотдела, специальности, курса, предварительного
практического стажа, задачи данной практики, периода года и срока
продолжительности последней.
Отказы предприятия и учреждений в приеме
практикантов, основанные на отсутствии виз соответствующих хозяйственных
органов, не могут иметь места.
Примечание. В некоторых случаях
командировки на практику могут быть выданы непосредственно Народным
Комиссариатом Труда, но в счет нормы мест практики для данного учреждения или
предприятия.
7. Норма обязательного приема студентов
на практику определяется для предприятий и учреждений на основании ст. 2
Постановления Совета Народных Комиссаров от 22 мая 1923 года и выражается
количеством человеко-месяцев. Количество человеко-месяцев практики для каждого
учреждения и предприятия исчисляется, исходя из положенного ему количества лиц
(один процент от предприятий и два процента от учреждений) из расчета
максимального нормального срока пребывания студентов на практике, а именно,
четырех месяцев.
8. Упомянутая в ст. 7 норма может быть
использована высшими учебными заведениями в зависимости от соотношения
количества студентов, которых необходимо послать на практику, и количества
фактически предоставленных им мест. Высшие учебные заведения
вправе в случае необходимости изменить число студентов, направляемых ими на
практику, за счет соответствующего изменения срока пребывания каждого
отдельного из них на практике, поскольку это не противоречит изложенному в ст.
5 настоящей Инструкции.
9. Народные
комиссариаты, хозяйственные, производственные органы и управления, а равно
общественные, кооперативные и частные предприятия, учреждения и организации с
числом занятых лиц в предприятиях более пятидесяти, а в учреждениях и
организациях более двадцати пяти человек обязуются не позднее 1 февраля каждого
года представлять в Народный Комиссариат Труда через свои центральные органы
сведения на 1 января по прилагаемой форме о количестве занятых у них рабочих и служащих и числе мест практики по подведомственным
и объединяемым ими предприятиям или учреждениям, исходя из установленных
Постановлением Совета Народных Комиссаров от 22 мая 1923 года норм (Собр. Узак., 1923, N 49, ст. 484) с указанием специальности
практикантов, желательных для каждого предприятия в предстоящий период
практики. Каждый центральный орган должен своевременно озаботиться
получением и составлением сведений по всем подведомственным ему или объединяемым
им предприятиям или учреждениям.
Примечание 1. При исчислении мест
практики для предприятий (1%) и учреждений (2%), получаемые дроби менее 0,5
отбрасываются, а дроби больше 0,5 принимаются за целую единицу.
Примечание 2. В отношении советских хозяйств
и прочих хозяйственных предприятий и учреждений, подведомственных управлениям и
хозяйственным органам Народного Комиссариата Земледелия и его органов, в виду
малочисленности количества работающих в каждой производственной единице -
количество мест практики исчисляется от общего числа рабочих и служащих всех
упомянутых хозяйств, объединенных в вышеуказанных управлениях в хозяйственных
органах.
Примечание 3. В отношении предприятий
сезонного характера (в особенности в строительной промышленности) количество
мест практики исчисляется от общего числа рабочих и служащих, имеющих быть
занятыми в соответствующем сезоне (по данным производственной программы).
10. Народный Комиссариат Труда совместно
с Всесоюзным Советом Профессиональных Союзов и Главным Комитетом
профессионально-технического образования при участии заинтересованных
центральных, хозяйственных и производственных органов и учреждений и
профессиональных организаций производит распределение всех мест практики по
специальностям в каждом из хозяйственных и производственных предприятий и
учреждений. О результатах этого распределения делается соответствующее
уведомление Главному Комитету профессионально-технического образования и
местным предприятиям и учреждениям вышеуказанных центральных органов.
Главный Комитет
профессионально-технического образования, исходя из произведенного таким
образом распределения мест практики по специальностям в предприятиях,
производит разверстку мест практики по высшим учебным заведениям, о чем
сообщает в правления высших учебных заведений для исполнения.
Примечание. Наряд Народного Комиссариата
Труда на места практики может даваться и не сразу на все количество мест
практики, предусматриваемое нормами, а только лишь на часть их. За Народным
Комиссариатом Труда остается право использовать в дальнейшем все места
практики, предусматриваемые нормой, по дополнительным его нарядам.
11. Народный
Комиссариат Труда совместно с Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных
Союзов и Главным Комитетом профессионально-технического образования при участии
заинтересованных центральных хозяйственных и производственных органов и
учреждений устанавливает определенное количество мест бесплатной практики сверх
нормы платных мест (согласно ст. 3 Постановления Совета Народных Комиссаров от
22 мая 1923 года) по отдельным отраслям промышленности и хозяйства с тем, чтобы
общее количество бесплатных мест практики не превышало 25% общего числа
государственных стипендиатов высших учебных заведений. Места эти не
оплачиваются предприятиями и разверстываются по хозяйственным и
производственным предприятиям и учреждениям пропорционально числу платных мест.
Примечание 1. Число бесплатных мест
практики не должно превышать половины числа платных мест практики в данном
предприятии или учреждении.
Примечание 2. Установленное в настоящей
статье процентное соотношение между количеством мест для бесплатной и платной
практики не распространяется на учреждения Народного Комиссариата
Здравоохранения, для которых количество мест бесплатной практики
устанавливается Народным Комиссариатом Труда по соглашению с Народным
Комиссариатом Здравоохранения особо.
12. В тех случаях, когда наряд Народного
Комиссариата Труда выдается не непосредственно предприятиям, а объединяющему
или возглавляющему их органу, последний обязан заблаговременно уведомить
предприятия об обязательности приема ими установленного количества
практикантов.
13. Неполучение предприятиями
своевременно распоряжений от главков, трестов и т.д. не может служить
основанием к отказу от приема практикантов, командированных в порядке настоящей
Инструкции.
14. Для проведения работы по
персональному определению студентов на практику при высших учебных заведениях
организуются факультетские и межфакультетские комиссии по практике.
15. Факультетские и межфакультетские комиссии
по практике организуются правлениями и президиумами факультетов высших учебных
заведений согласно особого Положения Главного Комитета
профессионально-технического образования.
16. Распределение полученных мест
практики в высших учебных заведениях производится указанными в ст. 10
комиссиями в порядке старшинства курсов и академической успешности. В первую
очередь направляются студенты оканчивающие, затем в порядке очередности -
студенты четвертого, третьего и второго курсов. Студенты первого курса на производственную
практику не направляются. При равных академических данных в первую очередь
места практики предоставляются стипендиатам, во вторую очередь - членам
профессиональных секций нестипендиатам и в третью -
остальным.
Примечание 1. Окончательное разрешение
вопроса о посылке того или иного студента на платное или бесплатное место
принадлежит межфакультетским комиссиям по практике данного высшего учебного
заведения.
Примечание 2. Высшие учебные заведения
имеют право посылать в счет установленной для них нормы практики также и лиц из
числа оканчивающих у них курс в текущем году.
17. Методологические инструкции по
отдельным специальностям издаются Народным Комиссариатом Просвещения и
согласуются с заинтересованными профессиональными и хозяйственными органами.
18. Все отправляемые на практику студенты
должны быть предварительно подробно инструктированы в своих высших учебных
заведениях. Инструктирование должно выражаться в специальных докладах и
составлении подробных программ практики как по общей,
так и по всем видам специальностей.
19. Предприятия должны назначить из среды
своего административно-технического персонала лиц для руководства занятиями
практикантов.
20. Местные коллективы и секции
инженерно-технических работников на предприятиях также должны выделить из своей
среды лиц для руководства занятиями практикантов.
21. Главный Комитет
профессионально-технического образования и высшие учебные заведения в свою
очередь должны выделить педагогический персонал для наблюдения за практикой
студентов в предприятиях и учреждениях.
22. В тех случаях, когда число
отправляемых на практику студентов превышает количество трех лиц на одно
предприятие или учреждение, межфакультетская комиссия высшего учебного
заведения по соглашению с исполнительными бюро профессиональной секции
назначает одно лицо из числа отправляемых практикантов в качестве старосты
данной группы. Кандидаты в старосты групп практикантов намечаются
факультетскими комиссиями по соглашению с соответствующими студенческими
профессиональными организациями высшего учебного заведения. Староста является
полномочным представителем всей группы в переговорах с администрацией
предприятий и в других вопросах, касающихся студентов-практикантов.
23. Оплата студентов,
посылаемых на практику, производится по исполняемой ими работе, но не ниже
ставки шестого разряда действующей тарифной сетки в данном предприятии или
учреждении (Постановление Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. от 6 октября
1924 года об изменении ст. 6 Постановления Совета Народных Комиссаров о практикантстве студентов от 22 мая 1923 года (Собр. Узак., 1924, N 81, ст. 823).
24. Студенты-стипендиаты за время работы
на практике оплачиваются наравне с остальными студентами-практикантами,
независимо от получаемой ими стипендии.
25. Предприятия,
учреждения и лица, выплачивающие стипендию студентам высших учебных заведений,
перечисленных в ст. 2 настоящей Инструкции, сообщают в Народный Комиссариат
Труда не позднее 1 февраля каждого года о количестве имеющихся у них
стипендиатов, с указанием высших учебных заведений, факультетов и фамилий
стипендиатов по каждому высшему учебному заведению и факультету в отдельности,
а равно и специальностей, по которым имеется в виду предоставление
практики этим стипендиатам. Соответствующее уведомление должно быть сделано
одновременно со стороны предприятий или учреждений в высшие учебные заведения
по месту нахождения стипендиатов.
По получении вышеуказанных сведений
Народный Комиссариат Труда уменьшает норму мест по данным учреждениям или
предприятиям соответственно количеству стипендиатов, предполагаемых к
использованию в качестве практикантов. Прием на практику своих стипендиатов
учредителями стипендий производится самостоятельно, без особых командировок со
стороны высших учебных заведений.
Предприятия и
учреждения, не представившие к указанному сроку установленных сведений,
лишаются права требовать уменьшения установленной для них на основании
Постановления Совета Народных Комиссаров от 22 мая 1923 года о практикантстве студентов высших учебных заведений нормы
мест практики и могут принимать своих стипендиатов на практику лишь сверх
нормы.
26. Комиссии высших
учебных заведений (факультетские и межфакультетские) при учете студентов,
подлежащих распределению на практику, не учитывают тех из них, которые получают
хозяйственные стипендии, так как последние получают практику на основании ст.
25 настоящей Инструкции непосредственно в тех предприятиях и учреждениях,
которые выплачивают им стипендии, при чем практика, проделанная стипендиатами,
засчитывается высшим учебным заведением на общих основаниях по представляемым
отчетам. В случае несоответствия специальности стипендиата характеру
производства предприятия, подчиненного органу - учредителю стипендии,
студент-стипендиат может проходить практику в других предприятиях, обращаясь
для этого в свое высшее учебное заведение, с разрешения которого и может быть предоставлена
в таком случае практика.
27. Во время практики практиканты
подчиняются правилам внутреннего распорядка предприятий.
28. Места студентов-практикантов,
принятых на практику предприятиями и учреждениями вне порядка, установленного
настоящей Инструкцией, не засчитываются в норму мест практики для данного
предприятия или учреждения.
29. Студенты-практиканты обязаны вести
дневники исполняемых ими работ.
30. Рабочие дневники практикантов должны
по окончании практики просматриваться и подписываться непосредственными
руководителями практикантов в предприятиях и учреждениях (мастером, инженером и
т.п.). В рабочих дневниках должны быть указаны кроме того следующие сведения,
заверенные администрацией предприятия: а) сколько времени пробыл студент на
практике; б) какую работу выполнял; в) степень самостоятельности в работе.
Примечание. Желательна также оценка
работы практиканта местной профессиональной организацией и секцией
инженерно-технических работников по принадлежности.
31. На основании записей в дневнике,
собранных материалов и действующих программ соответствующего высшего учебного
заведения, каждый студент-практикант должен составить отчет о своей практике.
Свои отчеты о практике с дневником и всеми материалами практиканты обязаны по
прибытии в высшее учебное заведение представить в президиум соответствующего
факультета.
32. Правления высших учебных заведений
обязаны по окончании практики представить в Главный Комитет
профессионально-технического образования отчет о проведении практики их
студентами по форме, выработанной Главным Комитетом
профессионально-технического образования и своевременно сообщенной правлениям
высших учебных заведений.
33. Настоящей Инструкцией отменяется
Инструкция Народного Комиссариата Просвещения, Всероссийского Центрального Совета
Профессиональных Союзов и Народного Комиссариата Труда от 19 апреля 1924 года
("Известия Народного Комиссариата Труда Союза С.С.Р.", 1924, N 19 -
20).
34. Настоящая Инструкция вступает в силу
со дня ее опубликования и обязательна для всех хозяйственных органов,
предприятий, учреждений и высших учебных заведений и является руководством в
работе местных комиссий при высших учебных заведениях.
35. Порядок применения законодательства о
труде в отношении студентов-практикантов определяется Постановлением от 3 мая
1924 года ("Известия Народного Комиссариата Труда Союза С.С.Р.",
1924, N 19 - 20).
36. На 1925 год сохраняются сроки,
указанные в Инструкции Народного Комиссариата Труда, Народного Комиссариата
Просвещения и Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов от 19
апреля 1924 года.
37. Действие настоящей Инструкции
распространяется на 1925 год.
Народный Комиссар
Труда Р.С.Ф.С.Р.
БАХУТОВ
Секретарь
Всесоюзного Центрального Совета
Профессиональных Союзов
ДОГАДОВ
Заместитель
Председателя Высшего
Совета Народного Хозяйства
РАДЧЕНКО
Заместитель Заведующего
Главным Комитетом
профессионально-технического
образования
КАСАТКИН
Согласовано
с Высшим Советом Народного
Хозяйства Союза С.С.Р.
ДОЛГОВ
Приложение
Составляется по каждому предприятию и
учреждению (государственное, общественное и частное), с числом рабочих и
служащих: в учреждениях - более 25 человек, в предприятиях - более 50 человек.
Сведения представляются учреждениями и
народными комиссариатами в Народный Комиссариат Труда ежегодно не позднее 15
февраля. Тресты, синдикаты и т.д. представляют сведения через Высший Совет
Народного Хозяйства.
СВЕДЕНИЯ
о числе имеющихся мест для практики
студентов высших
учебных заведений на 1925
год
Наименование и точный адрес центрального государственного
или хозяйственного органа или
общественной организации
(по Р.С.Ф.С.Р.)
___________________________________________________________________________
Наиме-
нование
централь-
ного гос.
или хоз-
органа и
т.д.
и его
местных
органов
|
Точное
место-
нахожде-
ние ука-
занных в
предыду-
щей гра-
фе уч-
реждений
и пред-
приятий
(город,
станция
железной
дор.
и т.д.)
|
Общее
колич.
занятых
рабоч. и
служащ. в
учрежд. и
предпр.,
указанных
в гр. 1-й
на
1 января
|
Колич.
платн.,
практикан-
тов, пола-
гающихся
для данно-
го учреж-
ден.,
предпр. и
т.д.,
согласно
норм,
предусм.
Пост. СНК
от 22 мая
1923 г.
<1>
|
Коли-
чество
мест
плат-
ной
прак-
тики
<2>
|
Каких спе-
циальностей
требуются
для данного
учрежден.,
предприятия
и т.д.
платные
практиканты
и в каком
количестве
по каждой
из них?
|
Колич. имею-
щихся у данно-
го учрежд.,
предпр. и т.д.
стипендиатов с
приложен. по-
именного спис-
ка стипендиа-
тов, с разбив-
кой по ВУЗам и
факультетам и
с указанием
тех специаль-
ностей, по
которым пред-
полагается их
использовать
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(м.п.)
Подпись директора
"__"
числа ________________ месяца 1925 года или заведывающего
предприятием
или учреждением:
--------------------------------
<1> 2% по отношению к числу
служащих и рабочих, занятых в учреждениях, и 1% по отношению к числу служащих и
рабочих, занятых в предприятиях (исчисляются и проставляются самими
учреждениями, предприятиями и т.д.).
<2> Количество мест бесплатной
практики в каждом учреждении и предприятии не может превышать половины числа
платных мест практики.