| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

 

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р.

 

ДЕКРЕТ

от 13 апреля 1925 года

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ЗЕМЕЛЬНЫХ РАСПОРЯДКАХ В ГОРОДАХ

 

На основании ст. 147 Земельного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. и в отмену ранее изданных постановлений, касающихся земельных отношений внутри городской черты, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют утвердить настоящие правила о земельных распорядках в городах.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Все земли, в пределах городской черты с лесами и зелеными насаждениями, на них находящимися, недра городских земель, береговая полоса и водные пространства в пределах этой черты, в чьем бы пользовании они не находились, за исключением земель, изъятых в порядке ст. ст. 2, 4 и 35 настоящего Положения, находятся в непосредственном ведении исполнительных комитетов в лице их органов местного хозяйства.

2. Признаются изъятыми из непосредственного ведения органов исполнительных комитетов, ведающих местным хозяйством, расположенные в пределах городской черты и фактически находящиеся в непосредственном ведении соответствующих народных комиссариатов:

а) земли, занятые железнодорожными путями и станционными сооружениями, а также непосредственно территориально-связанными с этими путями складочными помещениями, мастерскими, жилыми помещениями и т.п.;

б) территории морских торговых портов, если изъятие таковых произведено на основании специальных на сей предмет узаконений, а также земли под искусственными сооружениями морского транспорта, как-то: верфями, маяками и т.п.;

в) земли, занятые пристанями, обслуживающими речное судоходство, находящиеся в непосредственном ведении Народного Комиссариата Путей Сообщения Союза С.С.Р. в пределах и на основаниях, определяемых специальными законами о пользовании береговой полосой внутренних водных путей сообщений;

г) земли под постоянными сооружениями водного междугородского транспорта, как-то: каналами, шлюзами, затонами, плотинами и другими гидротехническими сооружениями;

д) земли, занятые разработками недр, имеющими общегосударственное значение и производимыми соответственными органами Высшего Совета Народного Хозяйства по горной промышленности;

е) судоходные водные пространства (речные, морские и озерные), в отношении нужд транзитного транспорта;

ж) все земли, занятые сооружениями, непосредственно связанными с задачами военной и военно-морской обороны по списку, устанавливаемому по соглашению Народного Комиссариата Внутренних Дел Р.С.Ф.С.Р. с уполномоченным Революционного Военного Совета Союза С.С.Р. при Совете Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.

Примечание 1. Условия пользования городскими землями, занятыми оборонительными сооружениями, а также примыкающими к последним, устанавливаются особыми правилами.

Примечание 2. Управление землями, закрепленными за курортами общегосударственного и местного значения, регулируется особыми правилами.

Примечание 3. Вопросы общегосударственного благоустройства, связанные с изъятыми из ведения органов местного хозяйства землями и водными пространствами (противопожарные, санитарные мероприятия, вопросы планирования, устройства подъездных путей и т.п.), согласовываются органами, в ведении коих состоят земельные пространства, поименованные в настоящей статье, с органами исполнительных комитетов, ведающими местным хозяйством.

 

3. Разногласия между органами исполнительных комитетов, ведающими местным хозяйством с одной стороны, и поименованными в ст. 2 заинтересованными учреждениями с другой, о составе и границах земель, закрепленных за ведомствами на основании ст. 2 настоящего Положения, разрешаются по соглашению Народного Комиссариата Внутренних Дел Р.С.Ф.С.Р. с заинтересованными народными комиссариатами.

4. Изъятие новых участков городской земли из ведения органов исполнительных комитетов, ведающих местным хозяйством, может производиться только по соображениям государственной необходимости особыми постановлениями Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров в порядке, указанном в ст. 35 настоящего Положения.

5. Все городские земли и водные пространства, в пределах городской черты, не подвергавшиеся изъятию (ст. ст. 2, 4 и 35), или:

а) используются органами местного городского хозяйства непосредственно, или

б) предоставляются учреждениям, предприятиям и организациям государственным и общественным, кооперативным и частным, а также отдельным лицам, или

в) предоставляются в бесплатное общественное пользование.

6. Городские земельные участки предоставляются в пользование (ст. 5 "б") не иначе, как на основании действующих законов и особых постановлений Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р., или постановлений местных исполнительных комитетов, или на основании арендных договоров, заключаемых органами исполнительных комитетов по местному хозяйству с землепользователями.

Примечание. Порядок использования указанных в ст. 5 земель, в случае вхождения их в округ горно-санитарной охраны курортов общегосударственного значения, согласуется с нормами и положениями по горно-санитарной охране.

 

7. Все земли и водные пространства в пределах городской черты, в чьем бы ведении они ни находились, подлежат земельной регистрации, согласно ст. 8 настоящего Положения.

8. Регистрация земель в пределах городской черты возлагается на органы исполнительных комитетов, ведающие местным хозяйством.

Порядок регистрации и перечень тех сведений о земельных участках, которые должны быть отмечены при регистрации, определяются инструкцией, разрабатываемой Народным Комиссариатом Внутренних Дел Р.С.Ф.С.Р. совместно с Народным Комиссариатом Земледелия Р.С.Ф.С.Р. в соответствии с правилами 2-го раздела 3-й части Земельного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. и утверждаемой Экономическим Совещанием Р.С.Ф.С.Р.

 

Глава II. ЗЕМЛИ СЕЛИТЕБНЫЕ

 

9. Городская селитебная площадь состоит из фактически застроенных участков и тех площадей, которые обращаются вновь под застройку и разбиваются на отдельные участки на следующих основаниях:

а) застроенные участки, состоящие из земель под самыми постройками и земель, предназначенных для их обслуживания, закрепляются в пределах их фактических границ;

б) земли, находящиеся под разрушенными постройками или обращаемые вновь под застройку, разбиваются на участки, на основании утвержденного проекта распланирования.

10. В тех же случаях, когда фактически застроенные участки (вместе с землями, необходимыми для обслуживания находящихся на таковых построек) по своим размерам превышают не менее, чем на пятьдесят процентов установленную для данного городского поселения и района норму (ст. 13) (при чем земельная площадь эта может быть фактически использована под застройку или в целях расширения площади земель общего пользования); эти излишки по распоряжению соответствующего исполнительного комитета могут быть изъяты из ведения лиц и учреждений, в распоряжении которых находятся постройки, расположенные на данном участке, в порядке ст. ст. 38 и 39 настоящего Положения.

Примечание. В отношении участков, занятых государственными предприятиями и приравниваемыми к таковым учреждениями, изъятие излишков допускается лишь при условии, что такое изъятие не нарушает обслуживания специальных целей и производственных интересов этих учреждений и предприятий.

 

11. Расширение и исправление расположения в профилях улиц, площадей и иных мест общественного пользования, а также проложение новых проездов производится в порядке распланирования.

12. Органам исполнительных комитетов, ведающим местным хозяйством, предоставляется, в порядке распланирования, исправлять границы застроенных участков или проездов, если эти границы искривлены, изломаны или представляют иные неудобства в строительном или санитарном отношении и если таковые исправления охватывают не свыше десяти процентов площади участка и не сопряжены со сносом или переносом построек. Споры, возникающие по поводу изменения границ, подлежат разрешению местного губернского исполнительного комитета.

13. Подробные технические правила распланирования, порядок его проведения, а также основания для определения норм селитебно-строительных участков и порядок изъятия излишков (ст. 10) устанавливаются особыми инструкциями, издаваемыми Народным Комиссариатом Внутренних Дел Р.С.Ф.С.Р. по предварительном согласовании с заинтересованными ведомствами.

14. При установлении исполнительным комитетом нормальных размеров городских селитебно-строительных участков (ст. 13) принимаются во внимание:

а) плотность населения, б) экономический характер городского поселения, в) характер типичных для данного городского поселения построек, г) особенности городского района, для которого устанавливаются нормы, д) наличие зеленых насаждений, а также другие особенности городских поселений в целом и отдельных районов, е) санитарные условия поселения.

15. Земельные участки, обслуживающие находящиеся на них муниципализированные постройки, эксплоатируются или непосредственно органами исполнительных комитетов, ведающими местным хозяйством, в тех случаях, когда в их непосредственном пользовании находятся самые постройки, или представляются на арендных началах фактическим пользователям этих построек (учреждениям, жилищным товариществам, обществам и отдельным гражданам), или сдаются в установленном порядке в застройку.

Земельные участки, обслуживающие находящиеся на них национализированные и частновладельческие строения, предоставляются соответствующим государственным органам и собственникам строений в пользование с соблюдением законов о земельной ренте и правил городского благоустройства.

Примечание 1. Земельные участки, указанные во 2 части настоящей статьи, могут сдаваться арендаторами в пользование учреждениям, обществам и отдельным гражданам в порядке поднайма (субаренды) не иначе, как с предварительного согласия органов местного городского хозяйства и под условием внесения договора в реестр, ведущийся на основании ст. ст. 7 и 8 настоящего Положения, без чего договор поднайма (субаренды) считается недействительным.

Примечание 2. При переходе в законном порядке от одних лиц к другим арендных прав (перенаем и т.п.) на муниципализированные строения или права собственности на строения частновладельческие, все права и обязанности по земельным участкам, обслуживающим эти строения, тем самым переходят к новым арендаторам и владельцам.

Примечание 3. Если селитебные участки, за невозможностью использовать их по прямому назначению, сдаются в аренду для сельско-хозяйственной или иной эксплоатации, аренда должна быть краткосрочной и условия ее должны обеспечивать, чтобы эти участки по окончании срока аренды не утрачивали своего селитебного назначения и чтобы такая эксплоатация не имела вредного влияния на здоровье окружающего населения и не ухудшала бы санитарного состояния данной местности.

 

16. В случае разрушения построек от пожара или других стихийных бедствий, за владельцами этих построек сохраняется право пользования земельными участками, при условии восстановления постройки в трехлетний срок.

 

Глава III. ЗЕМЛИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

 

17. К землям общего пользования в городах относятся: а) земли, используемые, как пути сообщения (площади, дороги, проезды, набережные); б) земельные участки, предоставляемые городскому населению для использования в целях отдыха, развлечения, общения и удовлетворения других гигиенических и культурных потребностей (сады, парки, скверы, бульвары); в) кладбища; г) свалочные места для вывоза снега, мусора и нечистот.

18. Расположенные в городской черте реки, озера и прибрежные морские воды предоставляются также в общее пользование, как пути сообщения, источники водоснабжения и на другие надобности, поскольку такое пользование не ограничено местными обязательными постановлениями.

19. Земли, указанные в п. п. "а" и "б" ст. 17, находятся в непосредственном управлении органов исполнительных комитетов, ведающих местным хозяйством, и предоставляются в бесплатное пользование всех граждан, при чем допускается хозяйственная эксплоатация таковых земель путем сдачи особо выделенных из них пространств в краткосрочную аренду под торговые палатки, киоски, буфеты, рекламы и т.п., или для охоты и рыбной ловли с тем, что таковая сдача в аренду должна происходить без ущерба для общего пользования и с установлением гарантий соблюдения санитарных правил.

 

Глава IV. ГОРОДСКИЕ УГОДЬЯ

 

20. Все земли, расположенные в пределах городской черты и не относящиеся к вышеуказанным (гл. II и III) категориям городских земель: леса, торфяники, каменоломни, земли сельско-хозяйственного назначения (выгоны, луга, пашни, огороды, фруктовые сады), составляют городские угодья.

21. Городские угодья используются исполнительными комитетами через органы, ведающие местным хозяйством непосредственно, или путем предоставления в арендное или бесплатное пользование другим учреждениям и отдельным лицам на условиях, устанавливаемых исполнительными комитетами.

22. Городские земельные угодья, состоящие в фактическом пользовании учреждений, обслуживающих непосредственно и исключительно надобности народного просвещения, народного здравия, социального обеспечения и опытно-показательного дела, остаются в ведении соответствующих учреждений на все время использования их для указанных целей.

23. Эксплоатация городских лесов и порядок ведения лесного хозяйства определяется инструкциями, издаваемыми народными комиссариатами внутренних дел по соглашению с народными комиссариатами земледелия соответствующих республик (ст. 52 Лесного Кодекса).

24. Эксплоатация недр в угодиях допускается с соблюдением правил, предусмотренных Положением о недрах земли. Без разрешения органов Высшего Совета Народного Хозяйства по горной промышленности могут быть осуществлены лишь разработки, указанные в п. п. "в" и "г" ст. 20 означенного Положения.

25. Городские земли сельско-хозяйственного значения разбиваются на участки, размер и формы которых определяются: а) качеством почвы и родом угодия; б) общими размерами земельной площади сельско-хозяйственного назначения, находящейся в распоряжении данного города; в) расположением водных пространств, необходимых для орошения; д) системами хозяйств, наиболее целесообразными для данной местности и другими особенностями как городского поселения в целом, так и земель, отводимых на сельско-хозяйственную обработку.

Примечание. Разбивка на участки земель, фактически состоящих в сельско-хозяйственной эксплуатации частных лиц и учреждений, не подведомственных органам исполнительных комитетов, ведающим местным городским хозяйством, производится по правилам распланирования земель. В том же порядке органами местного городского хозяйства может быть предпринято изменение разбивки земель в целях разверстывания чрезполосности, округления участков, улучшения дорожной сети и мелиорации земель.

 

26. При сдаче в аренду земель сельско-хозяйственного назначения органы исполнительных комитетов, ведающие местным хозяйством, должны руководствоваться как соображениями хозяйственного характера (извлечение наибольшего дохода, мелиорация сдаваемых участков, интенсивность хозяйства и т.д.), так и интересами городского рабочего населения, предоставляя последнему возможность путем самостоятельной обработки земельных участков улучшать свое материальное положение.

27. Порядок сдачи в аренду земель сельско-хозяйственного назначения, предельные сроки аренды, способы установления размеров арендной платы, контроля над сдачей в аренду, определяются инструкциями, издаваемыми на основе действующих законов Народным Комиссариатом Внутренних Дел по соглашению с Народным Комиссариатом Земледелия.

28. На органы исполнительных комитетов, ведающие местным хозяйством, возлагается обязанность общего регулирования и наблюдения за наиболее хозяйственным и целесообразным использованием земель сельско-хозяйственного назначения.

29. Органам исполнительных комитетов, ведающим местным хозяйством, вменяется усиленное содействие развитию культур высокой интенсивности, как-то: огородов, садов, молочных хозяйств, рассадников, скота и т.п.

Для достижения означенной цели должны быть, в частности, особо выделены земельные участки, в почвенном и других отношениях пригодные для разведения указанных культур, выработаны условия (понижение арендной платы, более продолжительные сроки аренды и т.д.) для арендаторов этих участков, а также приняты меры к поддержанию и развитию высоко-интенсивных культур, уже имеющихся на городских землях.

30. Фруктовые сады, находящиеся на городских землях, не могут быть сведены без предварительного согласия органов местного городского хозяйства и подлежат отчуждению не иначе, как вместе с арендными правами на земельные участки, ими занимаемые.

 

Глава V. ОБ ОТВОДЕ ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ

ДЛЯ НУЖД ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА

 

31. Городские земли, находящиеся под казармами, бараками и иными сооружениями специального назначения, равно как и земли, обслуживающие их, если они не подпадают под действие п. "ж" ст. 2 настоящего Положения, предоставляются военному ведомству в лице его местных органов в бесплатное пользование на все время нахождения в таковых воинских частей, учреждений и заведений военного ведомства.

32. В таком же порядке местные исполнительные комитеты предоставляют военному ведомству отдельные участки городских земель для специального использования под временное стрельбище, военное обучение и т.п. временные надобности на сроки, устанавливаемые в зависимости от фактической потребности в таких участках.

33. По миновании надобности, или по окончательном уходе воинских частей, земельные участки, предусмотренные в ст. ст. 31 и 32, поступают в распоряжение исполнительных комитетов в лице их органов, ведающих местным хозяйством.

34. При предоставлении военному ведомству земельных участков селитебно-строительного характера и городских угодий не для надобностей, указанных в ст. ст. 31 и 32, а для хозяйственной эксплоатации, местные органы военного ведомства в отношении предоставленных им земель пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и другие государственные учреждения, пользующиеся городскими землями.

 

Глава VI. ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ

 

35. Необходимость и возможность изъятия отдельных участков городской земли из ведения органов исполнительных комитетов (ст. 4) по соображениям государственной необходимости, а также местоположение, размеры и условия изъятия устанавливаются в порядке предварительного соглашения между заинтересованными ведомствами и губернским исполнительным комитетом, подлежащего представлению Народному Комиссариату Внутренних Дел Р.С.Ф.С.Р. и утверждению Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.

36. При изъятии городских земельных участков из ведения органов исполнительных комитетов, эти последние получают от подлежащих ведомств возмещение вызванных изъятием убытков и неиспользованных затрат. Характер и размер такого возмещения определяется ст. 35 настоящего Положения.

37. Городские земли, изъятые из ведения органов исполнительных комитетов в порядке ст. ст. 4 и 35 настоящего Положения, по миновании надобности, для которой они были изъяты, возвращаются органам исполнительного комитета и поступают в состав городских земель.

38. Изъятие городских земельных участков у законных пользователей участков, коим они предоставлены (ст. 5), может производиться исполнительными комитетами не иначе, как с утверждения Народного Комиссариата Внутренних Дел. Изъятие допускается: а) в интересах городского благоустройства, б) в связи с изъятием у города земель, производимым высшими государственными органами (ст. ст. 4 и 35).

Примечание. В случаях, когда изъятие касается земель, состоящих в пользовании государственных учреждений или предприятий, таковое изъятие производится в порядке согласования с заинтересованными ведомствами.

 

39. При изъятии городских земель, законные пользователи этих земель получают от местных исполнительных комитетов возмещение вызванных изъятием убытков и неиспользованных затрат. Характер и размеры возмещения устанавливаются путем соглашения между органами местного хозяйства и землепользователем; при отсутствии такого соглашения - определяются в судебном порядке.

Примечание. В развитие ст. ст. 38 и 39 настоящего Положения Народный Комиссариат Внутренних Дел, по соглашению с Народным Комиссариатом Юстиции, издает инструкцию о порядке изъятия городских земель у землепользователей.

 

40. Изменения в Положении о земельных распорядках в городах, необходимые в целях приспособления его к особым условиям автономных республик, производятся в порядке, установленном ст. 147 Земельного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. и примечанием к ней, утвержденным Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. от 29 марта 1923 года "Об изменениях Земельного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. для автономных социалистических советских республик и автономных областей" (Собр. Узак., 1923, N 26, ст. 305).

 

Председатель

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

М.КАЛИНИН

 

Заместитель Председателя

Совета Народных Комиссаров

А.ЛЕЖАВА

 

Секретарь

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

А.КИСЕЛЕВ

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024