НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЮСТИЦИИ РСФСР
ЦИРКУЛЯР
от 11 мая 1925 г. N 98
О РАБОТЕ ТРУДОВОЙ ПРОКУРАТУРЫ
В процессе годичной работы трудовой
прокуратуры, наряду с общим улучшением, выявились также и слабые стороны как в
области производства инспекторами труда дознаний по трудовым делам, так и
надзора со стороны прокуратуры за прохождением трудовых дел, а равно и участия
последней в трудовых судах.
В целях устранения этих слабых сторон и
улучшения всей постановки дела надзора предлагается.
I. В области
надзора за производством дознаний
инспекцией труда
При осуществлении
надзора за дознаниями не ограничиваться только формальным просмотром
поступающих дел по дознаниям и дачей только письменных указаний об устранении
замеченных дефектов, а вступать в самую живую связь с трудинспекцией
путем: а) заслушания докладов инспекторов труда, б) периодических посещений
камер инспекторов труда в целях просмотра на месте и ознакомления с
находящимися у них в производстве дознаниями и дачи соответствующих указаний и разъяснений, в) устройства периодических совместных
инструктивных бесед, совещаний и курсов для инспекторов труда, г) усиления
особого надзора за производством дознаний уездной инспекции труда.
По наиболее серьезным и сложным трудовым
делам нарследователи свои постановления о предании
суду и заключения о прекращении преследования, по возможности, согласовывают с помпрокурора по трудовым делам.
II. О батрачестве и
кустарной промышленности
Особое внимание должно быть обращено на
положение батрачества и трудовые конфликты в деревне.
В этой области предлагается: а)
производить систематические и планомерные обследования условий найма батраков
через инспекцию труда (там же, где есть внеучастковая
сел.-хоз. инспекция, то через нее) по согласованию с
органами охраны труда и органами всерабземлеса, б)
привлекать виновных в нарушении трудового законодательства к уголовной
ответственности с полным и всесторонним учетом трудовой основы крестьянского
хозяйства, в) усилить судебную защиту батраков путем, по
возможности, непосредственного участия трудовой инспекции и трудовой
прокуратуры в судебных органах, г) наблюдать за скорейшим (в первую очередь)
прохождением и разбором трудовых дел батраков и незамедлительным приведением в
исполнение приговоров и решений, согласно УПК и ГПК (циркуляр НКЮ N 47 - 1925
г. - "Е.С.Ю." N 9 - 25 г.), д) усилить наблюдение за тем, чтобы
наемный труд оберегался от злостной эксплоатации
в мелкой кустарной и ремесленной промышленности, на что до сих пор мало
обращалось инспекцией труда и трудовой прокуратурой внимания, считаясь в то же
время с здоровыми интересами этого вида
промышленности.
III. В области
надзора за работой трудсессий и губсудов
Усилить связь с трудсессиями путем: а) участия в их распорядительных
заседаниях при обсуждении вопросов о направлении дел, поступивших в порядке ст.
105, ч. II, б) участия в судебных заседаниях в качество органа обвинения по
делам наиболее серьезным, в) участия инспекторов труда на суде в качестве
органов обвинения, а равно привлечения общественных обвинителей, г) участия в трудсессиях и по гражданским делам (цирк. НКЮ N 212 - 24 г. - "Е.С.Ю." N 47
- 24 г.) и установления более полного надзора за скорейшим прохождением дел и
приведением в исполнение приговоров и решений трудсессий
органами милиции и судебными исполнителями. В виду
того, что большинство дел проходит в трудсессиях и в губсудах без участия прокурорского надзора, вследствие чего
при решении трудовых дел допускаются серьезные ошибки, влекущие отмену
приговоров и решений в порядке надзора, предлагается шире использовать свое
право принесения кассационных протестов, согласно циркуляру НКЮ за N 222
("Е.С.Ю." N 50 - 1924 год), и опротестования определений губсудов в порядке ст. 429, п. "б" УПК. В
целях охвата работ по надзору за трудовыми делами, рассматриваемыми в общих
нарсудах уездов, установить самую тесную связь с участковыми помпрокурора путем информирования участковых помпрокурора о всех мероприятиях в
области трудового законодательства, с одной стороны, и получения от них
соответствующей отчетности, с другой.
IV. О взаимоотношениях
с губотделами труда
и профессиональными организациями
В целях укрепления
и углубления связи с губернскими отделами труда и профессиональными
организациями представляется необходимым усилить выступление лиц прокурорского
надзора (в первую очередь, помпрокурора по трудовым
делам, где таковые имеются) на заседаниях коллегии губернских отделов труда, губпрофсоюзов и губпрофконференций,
на общих собраниях фабрично-заводских комитетов с докладами о деятельности,
целях и задачах прокуратуры в области надзора за соблюдением законов о труде. Вместе с тем предлагается установить тесный контакт
как с профсоюзами, так и со страхкассами при осуществлении надзора за
своевременностью уплаты нанимателями страховых взносов, обеспечив получение
прокурорским надзором соответствующих сведений от профсоюзов и страхкасс. О
наиболее важных и злостных случаях этого рода сообщать в Отдел Прокуратуры.
Равным образом, усилить участие в
обследовании совместно с инспекторами труда состояния промышленных предприятий,
имеющих особо важное значение, и условий работ рабочих
и служащих, а также в изучении причин, вызывающих несчастные случаи, в целях их
устранения путем, если это вызывается обстоятельствами дела, привлечения
виновных к уголовной ответственности.
V. О карательной
политике
В виду того, что в
карательной политике как трудсессий, так и общих
нарсудов наблюдались значительные уклоны в сторону репрессий даже при
нарушениях формального характера (наем без биржи труда, невыдача расчетной
книжки, неимение книг установленного образца и проч.), не связанных со злостным
невниманием или особым пренебрежением к интересам трудящихся, причем судом
иногда не учитывалось действительное социальное и имущественное положение
обвиняемого (например, в делах личного
найма домашней прислуги трудящимися), впредь предлагается, руководствуясь
директивным письмом УКК Верхсуда N 1 (Ежен. Сов. Юстиции N 5 - 1925 г.), при
разрешении трудовых дел проводить строго классовую политику и при определении
меры наказания производить полный учет социального и имущественного положения
обвиняемого, наблюдая за тем, чтобы определяемая судом мера наказания не вела к
разорению трудового хозяйства обвиняемого и, с другой стороны, носила реальный
характер и являлась вполне целесообразной.