НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЮСТИЦИИ РСФСР
ЦИРКУЛЯР
от 4 декабря 1925 г. N 240
ДОПОЛНЕНИЕ К ИНСТРУКЦИИ НКЮ О ПОРЯДКЕ ПРОИЗВОДСТВА РЕВИЗИИ
НАРСУДОВ ГУБЕРНСКИМИ И ОБЛАСТНЫМИ СУДАМИ
При просмотре актов ревизий нарсудов,
произведенных губернскими и областными судами, установлено, что при
производстве ревизий нарсудов некоторыми губсудами не
соблюдаются требования, изложенные в инструкции о порядке производства ревизий
нарсудов (циркуляр НКЮ N 68 1924 г., "ЕСЮ" N 19 - 20 1924 г.).
В виду изложенного,
а также принимая во внимание, что после издания упомянутой инструкции на нарсудей возложен ряд новых обязанностей, в том числе во
исполнение Постановления III Всесоюзного Съезда Советов об укреплении
революционной законности и по приближению суда к населению, Народный
Комиссариат Юстиции, подтверждая к неуклонному руководству требования,
изложенные в циркуляре от 9 мая 1924 г. за N 68, одновременно предлагает всем губернским и областным судам при производстве ревизий нарсудов
обращать внимание также на следующую сторону деятельности последних:
1. Кроме проверки соблюдения судом
законов и циркуляров центра, надлежит исследовать вопрос, насколько работа
данного участка народного суда удовлетворяет нуждам населения, в частности:
а) насколько суд приближен к населению в
территориальном отношении, существует ли план выездных сессий и насколько
осуществляется циркуляр НКЮ N 37 1925 г.;
б) принимаются ли устные заявления в
порядке ст. 77 ГПК и ст. 92 УПК;
в) не наблюдается ли волокиты в делах и в
чем она выражается (п. 6 цирк. НКЮ N 37 1925 г.);
г) в достаточной ли степени нарсудами
проявляется инициатива при разрешении крестьянских дел, в особенности при
разрешении тех из них, в которых в качестве стороны выступает беднейшее
крестьянство, а также в тех, где затрагиваются интересы крестьянки
как матери или хозяйки (п. 8 цирк. НКЮ N 50 1925 г.);
д) какое участие судьи принимают в
организации и работе справочных столов или юридических
бюро при избах-читальнях и какова работа последних (п.
10 цирк. N 37 1925 г.).
2. Проверять, насколько
правильны имеющиеся в губсуде данные о
политико-просветительной деятельности нарсудей, в
частности о характере докладов на крестьянских собраниях, среди нарзаседателей и т.п. (цирк. НКЮ N
37 и N 68).
3. Выяснить, встречают
ли нарсудьи надлежащую поддержку в своей работе у
местных органов власти, в частности, делают ли они отчетные доклады о своей
работе и каков характер этих докладов и выносимых по докладам постановлений
(цирк. НКЮ N 37).
4. Выяснить, имеет ли нарсудья
надлежащий авторитет в массах обслуживаемого населения.
5. Получение ревизорами
указанных в предыдущих пунктах сведений, помимо просмотра дел и прочих
способов, указанных в циркуляре N 68 1924 г., должно производиться путем бесед
с представителями местных советских, партийных и профессиональных учреждений и
Организаций, бесед с нарзаседателями, участвовавшими
в заседаниях суда, ознакомления с работой справочного стола при избе-читальне
или другой организации по оказанию юридической помощи и т.п.
6. В целях выяснения вопроса, насколько
усвоены и приняты к руководству нарсудами циркуляры НКЮ и Верхсуда,
а также директивные письма Верховного Суда, ревизирующему
надлежит, помимо поверки соблюдения норм, изложенных в Кодексах, произвести
поверку деятельности нарсуда с точки зрения выполнения требований, изложенных в
указанных распоряжениях.
7. При поверке канцелярской работы,
помимо выполнения требований, указанных в циркуляре N 68 1924 г., желательно
производить поверку наличия дел, поступивших за известный период, каковую
производить по настольному реестру.
8. Ревизоры должны строго соблюдать
требование ст. 25 инструкции НКЮ от 9 мая 1924 г. и составлять по окончании ревизии как акт, так и заключение (доклад), в котором дается
характеристика состояния, обревизованного органа и другие сведения, указанные в
п. "а" ст. 25 инструкции, в частности предположения о мероприятиях,
которые надлежит принять для улучшения работы этого органа. Копия акта и
заключения (доклада) должна быть оставлена лицу, возглавляющему обревизованный
орган, чтобы дать ему возможность представить в губсуд
свои объяснения и возражения.
9. Обратить особое внимание на способ
изложения добытых при ревизии данных в акте ревизии. Последний должен
удовлетворять двум целям; с одной стороны, содержащиеся в нем данные
инструкционного характера должны служить руководством для дальнейшей
деятельности обревизованного органа, с другой стороны, акт ревизии должен дать
полную картину деятельности обревизованного органа губсуду
(облсуду). Поэтому необходимо, чтобы из содержания акта ревизии было ясно
видно, в чем именно заключаются обнаруженные ревизией неправильности.