НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЮСТИЦИИ РСФСР
ЦИРКУЛЯР
от 8 декабря 1925 г. N 248
О ПОРЯДКЕ, ФОРМАХ И СРОКАХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ
ОТЧЕТНОСТИ В СТАТИСТИЧЕСКИЙ П/ОТДЕЛ НКЮ
И О ФОРМЕ И СРОКАХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКЛАДОВ ГУБ. (ОБЛ.) СУДОВ ОТДЕЛУ
СУД. УПРАВЛЕНИЯ НКЮ
С опубликованием в настоящем циркуляре
"Положения о статистической отчетности в органах юстиции РСФСР", форм
отчетности (не приводятся), "Инструкции по заполнению судебными органами
отчетных ведомостей" (не приводится) и примерной формы периодических
отчетных докладов губ. (обл.) судов о деятельности последних (не приводится),
губернские и областные суды обязаны представлять ведомости по установленным
формам и в указанные в инструкции сроки в стат. п/отдел
НКЮ.
Подробные
периодические отчеты о деятельности губернских и областных судов представляются
в Отдел Судебного Управления НКЮ по форме, указанной в приложении N 4 к
настоящему циркуляру, два раза в год: за период январь - июнь первого отчетного
полугодия не позднее 15 июля и за период июль - декабрь второго полугодия не
позднее 15 января следующего отчетного полугодия.
Первый отчет по новой форме, указанной в
настоящем циркуляре, надлежит представить за полугодие январь - июнь 1926 г. не
позднее 15 июля 1926 года. Отчет за квартал октябрь - декабрь 1925 г.
представляется по старой форме.
В целях своевременной проверки
правильности изданных губ. (обл.)
судами циркуляров, наказов и распоряжений, повседневного и своевременного учета
работы губ. (обл.) судов в этом направлении, в целях своевременного
ознакомления с судебно-административной деятельностью пленума и в целях
надлежащего руководства со стороны Отдела Судебного Управления работой губ.
(обл.) судов, НКЮ предлагает, помимо отчета, препровождать в Отдел Судебного
Управления копии протоколов пленума, президиумов краевых судов, постановлений
дисциплинарной коллегии, копии утвержденных пленумом циркуляров и инструкций и
данных губ. (обл.) судами
разъяснений по вопросам судоустройства и судопроизводства, директивных писем,
равно и копии планов работы, копии протоколов съездов и совещаний судработников, а также совещаний и собраний,
характеризующих работу суда по приближению последнего к населению,
популяризации права, работу среди нарзаседателей по
ознакомлению с основами советского права.
С момента опубликования настоящего
циркуляра отменяются: циркуляры НКЮ 1923 г. N 55, N 108 (замен. цирк. N 231 - 1925 г.), N 131,
циркуляры НКЮ 1924 г. N 6, N 17, N 44 (замен. цирк. N 231 - 1925 г.), N 72, N 97, N 117, N 130, N 161, N
171, N 203, N 229, циркуляры НКЮ 1925 г. N 8 (замен. цирк. НКЮ N 231 - 1925 г.), N 66, N 74, N
211.
При настоящем циркуляре объявляется: 1)
"Положение о статистической отчетности в органах юстиции РСФСР"; 2)
"Инструкция по заполнению судорганами
ведомостей"; 3) "Примерная схема полугодовых отчетов о работе губ. (обл.) суда"; 4) формы
отчетных ведомостей за N 1 - 13 <1>.
--------------------------------
<1> В
редакции цирк. N 56 и 59 1926 года.
Приложение N 1
к циркуляру
от 8 декабря 1925 г. N 248
ПОЛОЖЕНИЕ
О СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ОРГАНАХ ЮСТИЦИИ РСФСР
I. Общие задачи
§ 1. В целях
обеспечения Народному Комиссариату Юстиции непрерывного, систематического,
полного и достаточно точного учета работы местных органов юстиции в
количественном и качественном отношении, позволяющего своевременно и правильно
осуществлять руководство этой работой, и в целях своевременного информирования
судебных органов о судимости граждан РСФСР, необходима строгая централизация
разработки цифрового материала, поступающего от всех органов юстиции РСФСР в
виде статистической отчетности, централизация руководства и планомерное
направление работы этих органов по собиранию первичного статистического
материала и опубликованию справок о судимости.
II. Структура
статистического аппарата в центре и на местах
§ 2. Осуществление этих задач возложено
на статистический п/отдел НКЮ, а в составе губернских
и областных (краевых) органов юстиции - на специальные статистические ячейки,
ведущие свою работу исключительно на основе указаний статистического п/отдела
НКЮ.
§ 3. Во главе статистического п/отдела стоит заведующий, назначаемый коллегией НКЮ по
представлению члена коллегии, наблюдающего за работой статистического п/отдела.
§ 4. Календарный ориентировочный план
работы статистического п/отдела НКЮ разрабатывается
заведующим п/отделом в порядке, указанном в п. "д" ст. 13 настоящего
Положения, под наблюдением заведующего общим управлением НКЮ. Наиболее важные и
принципиальные вопросы, встречающиеся при разработке этого плана,
согласовываются с упомянутым § 3 членом коллегии НКЮ.
§ 5. На местах первичными органами
отчетности являются низовые органы юстиции, как-то: народные суды, народные
следователи, судебные исполнители, помощники прокуроров, соответствующие
судебные и кассационные отделения губсудов и т.д.
§ 6. Все первичные статистические
сведения по установленным статистическим п/отделом НКЮ
формам и в определенные им сроки поступают: от пом. прокуроров - в секретариаты
губпрокуратуры, а от остальных органов - в
инструкторско-ревизионные отделения губернских и областных (краевых) судов.
§ 7. Ответственность за постановку
статистической работы и руководство последней в губернских и областных
(краевых) судах возлагается на заведующих инструкторско-ревизионными
отделениями, а в губпрокуратурах - на секретарей
последних.
§ 8. Инструктирование работников,
ведающих сводкой и обработкой статистического материала, может производиться губстатбюро с ведома предгубсуда и губпрокурора по
принадлежности.
III. Основные
принципы работы статаппарата
в центре и на местах
§ 9. В виду исключительной важности
правильной постановки статистической отчетности устанавливается строгая
дисциплина в области собирания, сводки и обработки статистического материала
путем полного и непосредственного подчинения местных органов юстиции в этих
отношениях статистическому п/отделу НКЮ.
§ 10. В силу этого, формы и сроки
статистической отчетности, представляемой инструкторско-ревизионными
отделениями губсудов и секретариатами губпрокуратуры непосредственно и исключительно в
статистический п/отдел НКЮ, устанавливаются последним
путем инструкций, циркуляров и специальных распоряжений. Никаких изменений,
отступлений и дополнений со стороны подотчетных органов в порядке, сроках и
формах статотчетности не допускается.
Примечание. Часть сводных ведомостей, по
указанию центральной прокуратуры, представляемых инструкторско-ревизионными
отделениями губ. и облсудов в стат. п/отдел НКЮ, в
копиях сообщается губпрокуратуре.
§ 11. Вышеизложенное не исключает
возможности собирания и разработки губернскими и областными (краевыми) судами и
прокуратурой, как и подведомственными им органами, иных статистических данных и
по другим формам, на основании запросов местных советских и партийных органов
или на основании выявившейся в процессе работы необходимости, однако, с тем
условием, чтобы выполнение этих заданий не нарушало выполнения задания
статистического п/отдела НКЮ и осуществлялось по
возможности с наименьшей загрузкой судорганов и без
ущерба для их основной работы.
§ 12. В случае возникновения на местах
соображений о необходимости каких-либо изменений методов или форм этой работы,
позволяющих, путем учета местных особенностей, полнее выявить задания центра в
той или иной области, эти соображения, обоснованные и подкрепленные фактически
материалом, должны быть представляемы в статистический п/отдел
НКЮ одновременно с текущей отчетностью.
§ 13. Осуществляя указанные в § 1
настоящего Положения задания, статистический п/отдел
НКЮ ведет работу в следующих основных направлениях:
а) разрабатывает формы отчетности для
подведомственных ему органов;
б) составляет общие сводки цифровых
данных в масштабе РСФСР по установленным периодам;
в) разрабатывает соответствующие основные
выводы и соображения по отдельным отраслям работы органов юстиции, иллюстрируя
их картограммами и диаграммами. Эта разработка производится на основе
установленных настоящим Положением принципов и ориентировочного плана работы,
периодически составляемого по заданиям отделов Наркомата;
г) разрабатывает статистический материал
по срочным внеплановым заданиям отделов НКЮ, а также по специальным запросам и
предложениям центральных органов Республики.
Примечание. Выполнение этих внеплановых
заданий, а равно установление срока и очереди их выполнения, должно быть
санкционировано членом коллегии НКЮ, наблюдающим за работой п/отдела;
получение же материалов текущей разработки п/отдела производится путем
непосредственного распоряжения заведующего статистическим п/отделом по
требованию руководителя соответствующего отдела НКЮ;
д) составляет и разрабатывает план работы
п/отдела, учитывая при этом как свой опыт, так и
представления других отделов о необходимости того или иного видоизменения
принципов, методов или форм статотчетности,
выявившейся в процессе их непосредственной работы, или представления местных
органов, в порядке, указанном в § 12 настоящего Положения;
е) на основе вышеуказанных планов дает
местам директивы и указания путем разработки необходимых инструкций и
циркуляров, а также путем производства специального инструкторско-ревизионного
обследования их как силами инструкторско-ревизионного аппарата отделов НКЮ,
так, в исключительных случаях, и силами самого стат. п/отдела
и
ж) разрабатывает справки об осужденных и
периодически издает сборники "Справок о судимости", а равно
"Справок об условно-осужденных", рассылая их
по соответствующим органам.
IV. Основные
принципы построения отчетности и роды ее
§ 14. Главной задачей статистической
отчетности, наряду с учетом личного состава судработников,
является выяснение состояния деятельности органов юстиции на территории РСФСР в
следующих отношениях:
а) состояние и движение сети органов
юстиции на территории РСФСР в отношении территории, количества и социального
состава населения и расстояние камер судебно-следственных учреждений от границ
участка;
б) движение уголовных дел, следственных и
судебных, с подразделением их по родам и видам уголовных правонарушений и
социальным категориям правонарушителей;
в) движение гражданских дел с
подразделением их по родам и видам правоотношений, а равно социальным и иным
категориям истцов и ответчиков;
г) движение дел у исполняющих решения
органов в отношении быстроты и полноты исполнения решений, в частности, в
пользу госорганов и трудящихся;
д) движение жалоб, подаваемых в
прокуратуру;
е) движение протестов, подаваемых
прокурорским надзором на постановления исполкомов и других местных органов.
§ 15. Классовая характеристика работы
органов юстиции путем учета:
а) социальных категорий лиц, осужденных
народными, губернскими и областными судами по отдельным видам и родам
преступлений, в связи с примененными мерами социальной защиты;
б) социальных категорий лиц, привлеченных
к следствию по отдельным родам и видам преступлений в связи с принятыми в
отношении их мерами пресечения;
в) социальных категорий истцов и
ответчиков по отдельным родам и видам гражданских правоотношений в связи с
удовлетворением или отказом им в иске, в частности отдельно учитывая в этом
отношении юридические лица как государственные, так и частные;
г) количество случаев использования
судами своих прав по ст. ст. 4 и 12 ГПК в смысле участия в деле прокурора, ст.
172 ГПК, а равно ст. ст. 1, 30, 33, 142 и 406 ГК, а прокуратурой, кроме того,
по ст. 254 и 2 ГПК;
д) социальных категорий лиц, отбывающих
наказание в исправительно-трудовых учреждениях, а равно освобождаемых в порядке
условно-досрочного освобождения, по следующим основным категориям: 1) рабочие;
2) крестьяне с выделением "кулаков"; 3) служащие с выделением по
должностным преступлениям "ответственных и технических"; 4) лица
свободных профессий; 5) нетрудовой элемент (источником дохода коих является
эксплуатация чужого труда) и 6) "прочие", т.е. лица невыясненные или
не могущие быть отнесенными ни к одной из указанных категорий.
§ 16. В соответствии с вышеуказанными
принципами на ближайший период устанавливаются следующие роды и виды
отчетности:
А. Сеть
судебно-следственных органов
Движение сети судебно-следственных
участков в связи с охватываемой ими территорией, количеством населения и
средним поступлением дел.
Б. Движение
судебно-следственных дел
а) По судебно-следственным органам:
1. О движении уголовных дел в народных
судах.
2. О движении гражданских дел в народных
судах.
3. О движении уголовных дел в
кассационных уголовных отделениях губ. и обл. судов.
4. О движении гражданских дел в
кассационных гражданских отделениях губ. и обл. судов.
5. О движении уголовных дел в уголовных
отделениях губ. и обл. судов.
6. О движении гражданских дел в
гражданских отделениях губ. и
обл. судов.
7. О движении следственных дел у народных
следователей.
8. О движении следственных дел у старших
следователей при судах и следователей по важнейшим делам при НКЮ автономных
республик и НКЮ РСФСР.
9. О движении дел у органов, исполняющих
судебные решения (судисполнитель, милиция и
волисполком);
б) по государственной прокуратуре:
1. О движении следственных дел, а равно судебных
дел в порядке надзора, с учетом вытекающих из них надзорных действий.
2. Об осуществлении надзора за
деятельностью административных органов власти, обществ, частных учреждений и
организаций.
3. О движении дознаний в органах
уголовного розыска, милиции и разнородных инспекциях.
4. О надзорных действиях за местами
заключения, распределительными комиссиями и исправительно-трудовыми
учреждениями.
В. Классовая
характеристика судебно-следственных дел
а) По судебно-следственным органам:
1. Об осужденных народными судами,
отдельно по каждой из вышеуказанных социальных категорий.
2. О числе удовлетворенных и отказанных
исков, отдельно в губсудах и нарсудах, по родам
гражданских правоотношений, отдельно по категориям истцов и ответчиков,
физических лиц (по социальным категориям) и юридических лиц (госорганов,
кооперативов и частных).
3. Об использовании судами своих прав по
ст. ст. 4, 5, 8, 12 и 172 ГПК и ст. ст. 1, 30, 33, 142, 406 ГК;
б) по Государственной Прокуратуре:
об использовании
Прокуратурой своих прав по ст. ст. 2 ГК и 254 ГПК, а равно об участии их в
гражданской процессе в порядке ст. 12 ГПК.
Г. Учет личного
состава нарзаседателей
О составе нарзаседателей
для губернских, областных и народных судов, с подразделением их: а) по полу; б)
партийной принадлежности; в) профессии; г) соц. положению; д) образованию; е)
возрасту.