СОВЕТ ТРУДА И ОБОРОНЫ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 1926 года
О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
С ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИЕЙ
В дополнение к подлежащим неуклонному
исполнению Постановлениям своим от 29 июля и 28 октября 1925 года о
взаимоотношениях государственной промышленности с кооперацией Совет Труда и
Обороны постановляет:
1. Задача снижения уровня розничных цен
на промышленные товары и уменьшения расхождения между оптовыми и розничными
ценами требует, прежде всего, упорядочения товаропроводящей сети в стране и
оздоровления методов ее работы.
2. Роль основного распределителя
промышленных товаров среди потребителей принадлежит системе потребительской
кооперации. Необходимо усилить хозяйственные и организационные связи между
отдельными звеньями этой системы, в особенности в виду решительной борьбы с
проявляющимися в отдельных кооперативных объединениях тенденциями использования
товарного голода в целях накопления.
3. Снабжение системы потребительской
кооперации промышленными товарами со стороны органов государственной
промышленности надлежит систематически увеличивать в соответствии с
организационно-техническими и финансовыми возможностями кооперации.
Недопустима продажа государственными
органами товаров частным лицам и предприятиям за счет уменьшения доли
кооперации.
4. Продажа кооперативной системы
промышленных товаров должна проходить в организованной форме. Одной из таких
форм, оправданных опытом, являются генеральные договоры между государственной
промышленностью и кооперативными центрами, предусматривающие точные условия
расчета, количество, сроки, общий ассортимент, порядок и место сдачи и приема
товаров. Генеральные договоры, как общее правило, должны предусматривать
непосредственную отправку товаров с фабричных складов или оптовых синдикатских
баз на склады райсоюзов, а также, где это возможно,
крупных потребительских обществ. Завоз товаров на склады Центрального Союза
Потребительских Обществ, его секций и республиканских, областных (краевых)
кооперативных союзов может иметь место только в исключительных случаях. Доля
продукции государственной промышленности, передаваемая кооперации в порядке
генеральных договоров, должна увеличиваться в меру финансового и
организационно-технического укрепления кооперативной системы.
5. Практика заключения генеральных договоров ни в какой мере не может
истолковываться в смысле недопущения или стеснения установления
непосредственной торговой связи государственных органов с низовой кооперацией.
Эти непосредственные коммерческие
взаимоотношения между филиалами центральных торгующих организаций
государственной промышленности на местах и периферийными кооперативными
объединениями регулируются договорами, заключаемыми на основе типовых
соглашений между центральными правлениями соответствующих организаций
государственной промышленности и кооперативными центрами.
6. При запродаже будущей продукции
органами государственной промышленности последние обязаны резервировать
определенное количество товаров, обеспечивающее осуществление генеральных
договоров между кооперацией и государственной промышленностью.
7. Условия продажи товаров кооперации
должны быть во всех случаях более льготными, чем в отношении других
контрагентов, всякие новые льготы, устанавливаемые по
условиям рыночной конъюнктуры для кого бы то ни было, распространяются
на соответствующие договоры и сделки с кооперацией.
8. Работу кооперативных центров
(Центрального Союза Потребительских Обществ, областных союзов, райсоюзов) в деле борьбы за снижение цен и жестокого
проведения нормальных накидок на товары признать недостаточной и обязать их
принять более решительные меры в этом направлении.
9. Во все генеральные и типовые договоры
должно быть включено условие о строгом соблюдении кооперацией устанавливаемых
Народным Комиссариатом Внешней и Внутренней Торговли Союза ССР и его местными
органами предельных накидок для отдельных районов и отдельных звеньев
кооперативной системы.
В случае невыполнения тем или другим
звеном кооперативной системы установленных предельных накидок на товары
ближайшие высшие кооперативные объединения обязаны немедленно ставить перед
участниками объединения, допустившего повышение цен, вопрос о перевыборе органов управления, виновных в этом повышении.
Независимо от этого ближайшие высшие кооперативные объединения обязаны принять
другие меры, обеспечивающие соблюдение установленных предельных накидок, вплоть
до временного прекращения снабжения товарами соответствующих организаций. О
причинах, вызвавших применение указанных мероприятий, доводится до сведения
населения, обслуживаемого данной кооперативной организацией, а руководители
последней привлекаются к законной ответственности за нарушение взятых на себя
обязательств и правил торговли.
10. Признать необходимым проведение ряда
решительных мер по борьбе с перепродажей кооперативными союзами и
потребительскими обществами товаров в узко коммерческих целях сторонним лицам и
организациям, в частности, привлечение органов управления этих объединений к
судебной ответственности.
Разработку практических мероприятий,
обеспечивающих успешную борьбу с этими перепродажами, поручить Народному
Комиссариату Внешней и Внутренней Торговли Союза ССР и Центральному Союзу
Потребительских Обществ.
11. В целях устранения параллелизма в
работе государственной и кооперативной торговли и нездоровой конкуренции между
ними подлежит пересмотру в сторону сокращения сеть низших звеньев
государственных торговых органов, поскольку налицо имеется соответствующая
торговая сеть кооперативной системы. Однако такое сокращение и закрытие
отдельных низших звеньев государственной торговой сети допустимо только в том
случае, если существующие в данном пункте кооперативные организации работают
достаточно дешево и экономно. В тех местах, где кооперация слабо развита
(например, в Средней Азии, Казакской Автономной
Советской Социалистической Республике и др.), признать желательным расширение и
укрепление системы государственной торговли.
12. Признать, что основной задачей торгов
является снабжение местной промышленности сырьем и сбыт ее продукции. Что
касается товаров промышленности союзного и республиканского значения, торги,
как правило, снабжают лишь государственную и частную торговлю.
Обязать Народный Комиссариат Внешней и
Внутренней Торговли Союза ССР и Высший Совет Народного Хозяйства Союза ССР
осуществлять действительный контроль над деятельностью торгов.
13. Считать необходимым, как правило,
сокращение всех видов государственной розницы, а также розничной торговли кооперативных
союзов.
14. Признать необходимым укрупнение райсоюзов потребительских обществ и сокращение личного
состава их торгового аппарата.
Поручить Центральному Союзу
Потребительских Обществ и Народному Комиссариату Внешней и Внутренней Торговли
Союза ССР в двухмесячный срок представить доклад о плане укрупнения райсоюзов потребительских обществ и сокращения их розничной
торговли.
15. Все вытекающие из настоящего
Постановления мероприятия и вопросы подлежат разрешению путем дополнительных
соглашений между Высшим Советом Народного Хозяйства Союза ССР и Центральным
Союзом Потребительских Обществ.
16. Проведение в жизнь указанных
мероприятий, направленных к упорядочению товаропроводящего аппарата и к
оздоровлению и удешевлению его работы, возлагается на Народный Комиссариат
Внешней и Внутренней Торговли Союза ССР, Высший Совет Народного Хозяйства Союза
ССР и Центральный Союз Потребительских Обществ по принадлежности.
17. Отдельные
разногласия, могущие возникнуть на почве проведения в жизнь указанных в
настоящем Постановлении мероприятий, между государственной промышленностью и
кооперацией, а также в связи с заключением и осуществлением генеральных и
типовых договоров рассматриваются коллегией Народного Комиссариата Внешней и
Внутренней Торговли Союза ССР и в случае несогласия какой-либо из сторон с
решением Народного Комиссариата Внешней и Внутренней Торговли Союза ССР вопрос
разрешается Советом Труда и Обороны.