СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 1927 года
О СОСТОЯНИИ ШКОЛ ПОВЫШЕННОГО ТИПА
Заслушав доклад Народного Комиссариата
Просвещения Р.С.Ф.С.Р. о состоянии школ повышенного типа, Совет Народных
Комиссаров констатирует, что целевая установка, принятая Народным Комиссариатом
Просвещения для этих школ, соответствует принципам трудовой политехнической
школы и задачам хозяйственного и культурного роста страны.
Совет Народных Комиссаров отмечает, что в
основном эта целевая установка, как и новые методы школьной работы, преподанные
Народным Комиссариатом Просвещения, дают уже свои положительные результаты. Это
особенно видно на практике работы школы крестьянской молодежи, которая
становится в деревне школой, готовящей общественников, кооператоров - будущих
руководителей и организаторов новой деревни. Однако ряд условий, в которых
протекает еще и поныне работа школы повышенного типа, затрудняет полное
осуществление намеченной системы повышенного образования.
К условиям, задерживающим развитие школы
повышенного типа, относятся в первую очередь:
а) крайняя недостаточность учебного и
хозяйственного оборудования школы и изношенность школьных зданий;
б) недостаточное руководство повышенным
образованием со стороны как центральных, так и местных органов Народного
Комиссариата Просвещения;
в) еще недостаточная оплата труда учителя
и, как результат этого, недостаточный уровень подготовки значительной части
школьных работников, слабый приток новых педагогических сил и убыль старых
квалифицированных кадров;
г) отсутствие твердо установленных
программ, учебной сетки и учебников, а также и твердых правил, регулирующих
жизнь и работу школы;
д) слабый интерес к повышенному
образованию со стороны местных, хозяйственных и советских органов и
общественных организаций, затрудняющий, в частности, профессионализацию школ
второй ступени;
е) невысокий процент обслуживания школой
детей рабочих и крестьян, в особенности детей низко
оплачиваемых категорий рабочих, батраков и бедноты.
В целях устранения причин, препятствующих
делу развития повышенного образования и для создания условий, содействующих
успешному развитию этого вида образования в стране, Совет Народных Комиссаров
Р.С.Ф.С.Р. постановляет:
1. Установленную Народным Комиссариатом
Просвещения систему повышенного образования проводить повсеместно.
2. Поручить Народному Комиссариату
Просвещения Р.С.Ф.С.Р. закончить к началу 1927 - 1928 учебного года работу по
пересмотру и составлению учебных планов и программ по всем типам школ
повышенного общего образования, при чем по
профессионализированным школам второй ступени провести эту работу согласованно
с заинтересованными ведомствами и организациями. Для обеспечения проведения
этих программ в жизнь предложить всем краевым, областным и губернским
исполнительным комитетам строго держаться учебных сеток, установленных Народным
Комиссариатом Просвещения.
3. Поручить Народному Комиссариату
Просвещения Р.С.Ф.С.Р. обеспечить составление в течение 1927 - 1928 учебного
года основных учебников и учебных пособий по всем дисциплинам школ повышенного
типа. Признать необходимым как учебные планы и программы, так и основные
комплекты учебников закрепить на срок не менее чем три-четыре года.
4. В работе по составлению программ и
учебников особое внимание обратить на постановку преподавания в школах
обществоведения и, вместе с этим, общественно-политического воспитания
учащихся, обеспечив участие в работе над этими программами и учебниками
наиболее квалифицированных педагогов.
5. В целях качественного усиления
педагогического персонала школ повышенного типа признать необходимым:
а) увеличить заработную плату учителей
школ повышенного типа, в соответствии с Постановлениями Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета и Совета
Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. от 11 июля 1927 года об установлении
периодических прибавок учителям начальных школ и всех школ социального
воспитания повышенного типа и о минимальных ставках заработной платы для
некоторых групп работников, состоящих на местном бюджете (Собр. Узак., 1927, N 66, ст. 450 и 451);
б) распространить льготы, установленные
декретом Совета Народных Комиссаров от 21 апреля 1926 года о мерах по улучшению
положения сельского учительства (Собр. Узак., 1926, N
26, ст. 207), и на учителей школ повышенного типа в фабрично-заводских
поселках;
в) поручить Народному Комиссариату
Просвещения в планах по повышению квалификации учительства особенное внимание
уделить курсовой и самообразовательной работе педагогического персонала школ
повышенного типа, в частности обществоведов, и обеспечить издание периодических
методических журналов для учителей-специалистов по основным школьным
дисциплинам;
г) для усиления педагогического персонала
деревенских и заводских школ поручить Народному Комиссариату Просвещения
основную массу стипендиатов, оканчивающих высшие педагогические учебные
заведения, направлять для работы в сельских и заводских школах повышенного
типа;
д) обратить особенное внимание на
развитие и рост школ повышенного типа национальных меньшинств, имея в виду,
прежде всего, обеспечение школ с педагогическим уклоном.
6. В целях создания
условий действительной общедоступности школ повышенного типа для детей
трудящихся обратить внимание краевых, областных и губернских исполнительных
комитетов на необходимость расширения практики стипендиального обеспечения для
беднейших учащихся школ крестьянской молодежи, фабрично-заводских семилеток и
старших групп девятилеток по местным бюджетам и
усилить отпуск стипендий для этих категорий учащихся по государственному
бюджету. Признать необходимым организацию, при помощи местных бюджетов и в особенности в порядке общественной инициативы, общежитий
при школах повышенного типа.
7. Признать необходимым с 1927 - 1928
бюджетного года в центральных и местных школьно-строительных фондах выделять
средства на строительство и капитальный ремонт школ повышенного типа в районах,
где удовлетворение потребности в повышенном образовании особенно отстает.
8. Поручить краевым, областным и
губернским исполнительным комитетам увеличить нормы учебно-хозяйственных
расходов по школам второй ступени.
9. Поручить Народному Комиссариату
Просвещения к началу нового учебного года издать общие правила о работе школ
повышенного типа, о правах и обязанностях административного и педагогического
персонала. Соответственно измененный устав единой трудовой школы представить на
утверждение Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.
10. В отношении специальных нужд
отдельных типов школ повышенного образования признать необходимым: по школам
крестьянской молодежи - обеспечить их агрономами с нормой оплаты участковых
агрономов.
11. Совет Народных
Комиссаров предлагает всем государственным и хозяйственным органам оказать
всемерное содействие Народному Комиссариату Просвещения в его работе по
укреплению общего повышенного образования в стране и, в частности, поручает
Народному Комиссариату Земледелия Р.С.Ф.С.Р. принять меры к
максимально-возможному обеспечению деревенской школьной сети земельными
участками, мертвым и живым сельско-хозяйственным инвентарем, семенами и
агрономической помощью, а Высшему Совету Народного Хозяйства Р.С.Ф.С.Р.
- оказать содействие в оборудовании мастерских для школ повышенного типа, в
особенности для фабрично-заводских семилеток, и в строительстве и капитальном
ремонте этих школ в рабочих районах.
Заместитель Председателя
Совета Народных Комиссаров
А.СМИРНОВ
Управляющий Делами
Совета Народных Комиссаров
В.СМОЛЬЯНИНОВ