СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 1928 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КОММУНАЛЬНЫХ ТРЕСТАХ
Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о
коммунальных трестах.
2. Все существующие коммунальные тресты
должны в течение трех месяцев со дня опубликования указанного в статье 1
Положения внести в свои уставы в установленном Положением о коммунальных
трестах порядке соответствующие изменения.
Все коммунальные предприятия,
переведенные на хозяйственный расчет, но не оформленные в установленном
порядке, должны быть переведены соответствующими городскими советами или
исполнительными комитетами на уставные начала, в соответствии с Положением о
коммунальных трестах.
3. Не позднее шести месяцев со дня
введения в действие Положения о коммунальных трестах состоящие на местном
бюджете и финансируемые в сметном порядке коммунальные предприятия губернских и
окружных городов, а также главных городов автономных республик и областей
должны быть переведены на уставные начала в соответствии с указанным
Положением.
Те городские советы, которые признают
нецелесообразным распространение на находящиеся в их ведении коммунальные
предприятия Положения о коммунальных трестах, входят, не позднее двух месяцев
со дня опубликования настоящего Постановления, в установленном порядке в
Экономический Совет Р.С.Ф.С.Р. с ходатайством об оставлении этих предприятий на
местном бюджете.
4. Размер амортизационных
отчислений, производившихся коммунальными предприятиями, по балансам на 1
октября 1928 года на основании Постановления Совета Народных Комиссаров
Р.С.Ф.С.Р. от 6 сентября 1926 года об основных положениях по амортизации
имуществ коммунальных предприятий (Собр. Узак., 1926,
N 66, ст. 523), не подлежит уменьшению в связи с изданием упомянутого в ст. 1
Положения о коммунальных трестах.
5. С введением в действие Положения о
коммунальных трестах признать утратившими силу следующие Постановления Совета
Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.:
а) от 20 декабря
1924 года "О коммунальных предприятиях, действующих на началах
хозяйственного расчета (трестах), находящихся в ведении исполнительных
комитетов" (Собр. Узак., 1925, N 2, ст. 14);
б) от 15 октября 1925 года "Об
изменении декрета от 20 декабря 1924 года о коммунальных трестах" (Собр. Узак., 1925, N 73, ст. 579).
Поручить Народному
Комиссариату Юстиции Р.С.Ф.С.Р. по согласованию с Народным Комиссариатом
Внутренних Дел и Народным Комиссариатом Финансов Р.С.Ф.С.Р. представить на
утверждение Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. проект постановления об
изменениях в действующем законодательстве, вытекающих из указанного в ст. 1
Положения о коммунальных трестах.
6. Советам народных комиссаров автономных
республик предоставляется право в течение трехмесячного срока по введении в
действие Положения о коммунальных трестах представить в Совет Народных
Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. необходимые изменения этого закона, вызываемые местными
особенностями данной автономной республики.
7. Поручить Народному Комиссариату
Внутренних Дел РСФСР в двухмесячный срок издать, по соглашению с Народным
Комиссариатом Финансов Р.С.Ф.С.Р., нормальный устав коммунальных трестов.
Заместитель Председателя
Совета Народных Комиссаров
А.ЛЕЖАВА
За Управляющего Делами
Совета Народных Комиссаров
М.БОЛДЫРЕВ
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОММУНАЛЬНЫХ ТРЕСТАХ
I. Общие положения
1. Коммунальными трестами признаются
подведомственные городским советам или, в подлежащих случаях, местным
исполнительным комитетам коммунальные предприятия, организованные в виде
самостоятельных хозяйственных единиц, имеющие права юридического лица, с
неделимым на паи капиталом, и действующие на началах хозяйственного расчета на основе утвержденных для них уставов.
2. Коммунальные тресты учреждаются
постановлениями городских советов, а в случаях принадлежности трестируемых
коммунальных предприятий исполнительным комитетам - постановлениями последних и
находятся в непосредственном ведении соответствующих отделов коммунального
хозяйства.
3. Коммунальным трестам предоставляется,
согласно настоящему Положению и их уставов, самостоятельность в оперативной
деятельности.
4. Коммунальные тресты по своим
обязательствам отвечают лишь тем принадлежащим им имуществом, на которое, согласно действующего законодательства, может быть обращено
взыскание. Государство и местные советы по обязательствам трестов не отвечают.
Тресты не отвечают за долги государства и местных советов.
5. Коммунальные тресты приобретают права
юридического лица со дня их регистрации.
6. Коммунальные тресты владеют,
пользуются и распоряжаются предоставленным им имуществом, а равно производят
свои операции на основании общих законов, с теми изъятиями, которые установлены
в особых законах.
II. Учреждение и
регистрация
7. При учреждении коммунального треста
(ст. 2) соответствующий отдел коммунального хозяйства составляет инвентарную
опись и инвентарный баланс имущества, предоставляемого тресту, а также устав
треста, в котором обязательно обозначается:
а) наименование учреждения, в ведении
которого состоит трест;
б) наименование (фирма) треста,
местонахождение его правления, а равно перечень и местонахождение входящих в
состав треста производственных предприятий;
в) предмет деятельности треста;
г) размер предоставляемого тресту
уставного капитала;
д) численный состав и полномочия
правления.
Размер уставного капитала определяется в
сумме оценки предоставляемого тресту имущества, в том числе безвозвратных
ассигнований по местному бюджету.
К уставу прилагается инвентарный баланс.
Предоставленные тресту земельные участки, месторождения ископаемых, леса и воды
в уставный капитал треста не включаются и по балансу не проводятся, однако их
площадь указывается в уставе треста, его отчетах и балансах.
Порядок составления инвентарных описей и
оценки имущества определяется, в соответствии со специальными законами об
инвентаризации имуществ местных советов, особой инструкцией Народного
Комиссариата Внутренних Дел Р.С.Ф.С.Р. по инвентаризации.
В случае невозможности ко дню утверждения
устава треста составить инвентарный баланс и точно определить размер уставного
капитала, разрешается указать таковой в уставе ориентировочной суммой без
представления инвентарного баланса. Точный размер уставного капитала должен
быть в таком случае определен и включен в устав не позднее двухмесячного срока
после утверждения баланса за первый операционный период.
8. Уставы коммунальных трестов
утверждаются городскими советами, а в подлежащих случаях - исполнительными
комитетами, по представлению соответствующих коммунальных отделов.
9. После утверждения устава коммунальные
тресты регистрируются по заявлениям соответствующих коммунальных отделов в
подлежащих органах, согласно Положению о торговой регистрации. Одновременно
устав треста и инвентарный баланс имущества представляется в соответствующий
вышестоящий отдел коммунального хозяйства.
10. После регистрации треста
соответствующий отдел коммунального хозяйства назначает правление треста или
единоличного управляющего и передает ему по особому акту все имущество треста
согласно инвентарной описи (ст. 7). Правление или управляющий проверяет опись и
оценку имущества и составляет вступительный баланс, который проверяется
соответствующим отделом коммунального хозяйства и утверждается, по
принадлежности, подлежащим городским советом или местным исполнительным
комитетом.
11. Учреждение, производящее регистрацию,
после совершения таковой, производит за счет треста публикацию в установленном
порядке о состоявшейся регистрации треста. В публикации обозначаются: а)
название треста и местонахождение его правления; б) функции треста, указанные в
его уставе, и в) вступительный баланс.
Учреждение, производящее регистрацию,
посылает один экземпляр устава в Народный Комиссариат Внутренних Дел Р.С.Ф.С.Р.
или в народный комиссариат внутренних дел автономной республики, по
принадлежности.
12. Последующие изменения в уставе треста
утверждаются, регистрируются и публикуются тем же порядком.
III. Имущество
коммунальных трестов
13. Имущество, передаваемое тресту при
его учреждении соответствующим городским советом или исполнительным комитетом,
оценивается в порядке, предусмотренном статьей 7 настоящего Положения, и
включается в устав треста в качестве его уставного капитала.
14. Тресту не может быть предписано производить отпуск его продукции бесплатно или по
уменьшенной против установленных тарифами расценке, равным образом не
допускается изъятие средств и имущества у треста в течение операционного года,
а также списывание в течение операционного года задолженности тресту
государственных учреждений, государственных предприятий и кооперативных
организаций.
15. Изъятие местным городским советом или
исполнительным комитетом части имущества треста может производиться не иначе,
как с перенесением на местный совет части задолженности треста, падающей
пропорционально на изъятую часть имущества.
16. Изъятие местным городским советом или
исполнительным комитетом денежных средств у коммунального треста или списание
задолженности коммунальному тресту государственных учреждений, государственных
предприятий, кооперативных и общественных организаций по заключительному
балансу треста допускается лишь при условии, что после означенного изъятия или
списания оборотные средства треста не будут меньше одной трети его уставного
капитала.
IV. Управление
трестом
17. Органом управления коммунального
треста является правление или единоличный управляющий.
18. Правление коммунального треста в
количестве трех членов, либо единоличный управляющий, назначается подлежащим
отделом коммунального хозяйства сроком не менее чем на два года и им же
смещается.
19. Председатель и члены правления, а
также единоличный управляющий обязаны принимать все меры к осуществлению целей,
указанных в уставе треста, проявляя необходимую заботливость и
предусмотрительность, и несут ответственность как за целость вверенного им
имущества, так и за хозяйственное ведение дела, согласно действующим законам.
20. Для действительности постановлений
правления в заседании его должно присутствовать не менее двух членов.
В случае разногласия между председателем
и остальными членами правления председатель имеет право проводить свое решение
в жизнь с немедленным доведением о существе разногласия и принятых мерах до
сведения соответствующего отдела коммунального хозяйства, который может
отменить решение председателя.
21. Заседаниями правления ведутся
журналы, которые подписываются председателем правления и утверждаются
правлением.
22. Обязанности правления или
единоличного управляющего и пределы их прав должны быть точно установлены в
уставе треста. В своей деятельности правление или единоличный управляющий
руководствуются общими заданиями соответствующего отдела коммунального
хозяйства.
23. Правление или
единоличный управляющий под общим надзором отдела коммунального хозяйства, в
ведении которого находится трест, и в пределах утвержденных
промышленно-финансовых планов самостоятельно ведет всю оперативную и
административную работу треста, управляя его делами и находящимся в его
распоряжении имуществом, заключая коллективные договоры, совершая все сделки и
операции, входящие в круг ведения треста, испрашивая разрешение у
соответствующего отдела коммунального хозяйства лишь в следующих случаях:
а) приобретения строений, сооружений и
оборудования;
б) отчуждения строений, сооружений и
оборудования, утративших свое производственное значение, за исключением
пришедших в ветхость или негодность отчуждаемых правлением самостоятельно;
в) сдачи и взятия в аренду строений,
сооружений и предприятий, независимо от срока аренды, кроме взятия и сдачи в
аренду на срок не свыше шести лет предприятий, имеющих для треста подсобное
значение;
г) назначения и увольнения
директора-распорядителя, если таковая должность будет установлена, а равно
назначения и увольнения главного бухгалтера;
д) участия в учреждении или приобретения
акций и паев акционерных обществ (паевых товариществ) и других
торгово-промышленных объединений.
24. Утверждение
производственно-финансовой программы (планов), утверждение баланса и счета
прибылей и убытков, распределение прибыли и установление способов покрытия убытков
за истекший год, установление тарифов на коммунальные услуги, образование
специальных капиталов, разрешение на заключение долгосрочных займов и
ликвидация коммунальных трестов в случаях, предусмотренных статьей 39
настоящего Положения, относится к компетенции подлежащего городского совета
или, в подлежащих случаях, исполнительного комитета и осуществляется через
соответствующий отдел коммунального хозяйства.
25. Правление коммунального треста, в
порядке и в сроки, установленные правилами составления и исполнения местного
бюджета, представляет в соответствующий отдел коммунального хозяйства свои
финансовые и производственные планы на предстоящий бюджетный год, а равно и
балансы за истекший год. Отделы коммунального хозяйства представляют
перечисленные материалы со своими заключениями на рассмотрение и утверждение
соответствующего городского совета или подлежащего исполнительного комитета.
26. В уставе треста указывается, кем
совершаются сделки, а также кем подписываются доверенности, векселя, чеки и
другие документы, выдаваемые от имени треста.
Распределение работ между членами
правления производится постановлениями правления.
27. В случаях, не терпящих
отлагательства, правление или единоличный управляющий могут производить расходы
сверх сметного назначения (не предусмотренные производственно-финансовым
планом) под своей ответственностью перед отделом коммунального хозяйства за
необходимость и последствия такого расхода. О каждом этого рода расходе должно
быть одновременно сообщено отделу коммунального хозяйства, который, в свою
очередь, доводит об этом до сведения подлежащего городского совета или
исполнительного комитета.
28. Управление
отдельными предприятиями, входящими в состав треста, поручается директорам или заведывающим, назначаемым и увольняемым правлением треста
или единоличным управляющим и действующим на началах единоличия
в пределах предоставленных им правлением или единоличным управляющим
полномочий, обязательный минимум которых предусматривается постановлениями
соответствующих городских советов или исполнительных комитетов при утверждении
уставов и издаваемой Народным Комиссариатом Внутренних Дел Р.С.Ф.С.Р., в
развитие настоящей статьи, инструкцией.
V. Ревизия
29. Ревизия коммунальных трестов
осуществляется соответствующими отделами коммунального хозяйства.
VI. Кредитование
30. Коммунальные тресты могут получать
краткосрочные ссуды как от государственных, так и иных
кредитных учреждений.
Долгосрочные ссуды трест может получать
лишь с разрешения соответствующего городского совета или подлежащего
исполнительного комитета по представлению отдела коммунального хозяйства.
VII. Специальные
капиталы и распределение прибылей
31. Кроме уставного капитала образуются:
а) амортизационный капитал, б) резервный капитал, в) фонд улучшения быта
рабочих и служащих. Образование других специальных капиталов может
производиться постановлениями соответствующих городских советов или подлежащих
исполнительных комитетов.
32. В каждом
коммунальном тресте производится согласно действующему законодательству
амортизация имущества, заключающегося в зданиях, строениях, оборудовании,
инструментах, инвентаре, сооружениях и т.п., путем определенного процентного
отчисления в амортизационный капитал треста с инвентарной оценкой указанного
имущества, установленной согласно Положению об инвентаризации имуществ местных
советов, утвержденному Экономическим Совещанием Р.С.Ф.С.Р. 21 мая 1927 года
(Собр. Узак., 1927, N 55, ст. 379).
Амортизация имущества включается в
себестоимость продукции треста.
33. Ежегодно при утверждении
соответствующим городским советом или местным исполнительным комитетом балансов
коммунальных трестов определяется размер прибыли или убытка его за истекший
операционный год; при наличии на балансе треста убытка прошлых лет из
утвержденной прибыли прежде всего производится
погашение означенного убытка.
Оставшаяся после этого часть прибыли
подлежит распределению следующим образом: а) 5% отчисляются в резервный капитал
треста, пока последний не достигнет половины уставного капитала; б) 10%
отчисляются в фонд улучшения быта рабочих и служащих, и в) не менее 30% - в
коммунальный фонд соответственных городских советов или местных исполнительных
комитетов.
Остальная часть прибыли, за исключением
отчислений, идущих по постановлениям городских советов или местных
исполнительных комитетов на образование специальных капиталов, упомянутых в
статье 31 настоящего Положения, поступает в соответствующий местный бюджет.
34. Резервный капитал служит для покрытия
убытков треста по годовому балансу и расходуется в порядке, устанавливаемом
инструкцией, издаваемой Народным Комиссариатом Внутренних Дел Р.С.Ф.С.Р. по
соглашению с Народным Комиссариатом Финансов Р.С.Ф.С.Р.
35. Коммунальный фонд образуется в
составе подлежащих местных бюджетов для целей финансирования коммунальных
предприятий соответствующей административно-территориальной единицы.
Порядок образования, хранения и
расходования коммунального фонда определяется инструкцией, издаваемой Народным
Комиссариатом Внутренних Дел Р.С.Ф.С.Р. по соглашению с Народным Комиссариатом
Финансов Р.С.Ф.С.Р.
36. Фонд улучшения быта рабочих и
служащих расходуется правлением треста по соглашению с соответствующим
профессиональным союзом на основании особого закона и инструкции по его
применению, издаваемой Народным Комиссариатом Внутренних Дел по соглашению с
Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов.
VIII. Отчетность
треста
37. Операционный год коммунальных трестов
устанавливается в соответствии с государственным бюджетным годом. Если трест
образован ранее трех месяцев до начала операционного года, то первый отчет и
баланс составляется за период времени со дня возникновения треста до конца
следующего операционного года.
Отчет и баланс коммунального треста не
позднее трех месяцев по окончании операционного года представляются на
рассмотрение соответствующего отдела коммунального хозяйства. Не позднее месяца
по получении баланса отдел коммунального хозяйства направляет его со своими
исправлениями на окончательное утверждение президиума городского совета или
подлежащего исполнительного комитета.
Баланс, не
утвержденный городским советом или подлежащим исполнительным комитетом в
течение шести месяцев по истечении операционного года, считается принятым в
исправленном отделом коммунального хозяйстве виде.
IX. Тарифы на
коммунальные услуги
38. Тарифы на оплату коммунальных услуг,
оказываемых трестом, устанавливаются в порядке статьи 24 настоящего Положения и
публикуются во всеобщее сведение.
X. Ликвидация
39. Коммунальные тресты обращаются к
ликвидации в следующих случаях:
а) признания треста в установленном
порядке несостоятельным;
б) признания нецелесообразности
дальнейшего существования треста;
в) уменьшения имущества треста в размере,
превышающем две пятых уставного капитала, если притом в установленном порядке
не будет произведено уменьшения уставного капитала, либо пополнения последнего
не менее чем до трех пятых его первоначального размера.
Ликвидация, в случае, предусмотренном
пунктом "а" настоящей статьи, производится согласно особому закону; в
остальных случаях ликвидация производится на основании постановления городских
советов или подлежащих исполнительных комитетов по представлениям
соответствующих отделов коммунального хозяйства.
Ликвидация производится назначаемой
соответствующим отделом коммунального хозяйства ликвидационной комиссией с
участием представителя подлежащего финансового органа. Постановления о
ликвидации публикуются в установленном порядке.
Оставшееся после ликвидации имущество поступает
в распоряжение соответствующего коммунального отдела и на учет подлежащего
финансового органа.
Заместитель Председателя
Совета Народных Комиссаров
А.ЛЕЖАВА
За Управляющего Делами
Совета Народных Комиссаров
М.БОЛДЫРЕВ