Утверждены
Постановлением ЦИК СССР
от 15 декабря 1928 года
ОБЩИЕ НАЧАЛА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
I. ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1. Основой земельного строя Союза ССР,
обеспечивающей возможность социалистического строительства в сельском
хозяйстве, а также проведение землеустройства и организацию землепользования в
интересах основной массы крестьянства - бедняков и середняков, является
национализация земли, т.е. отмена навсегда частной собственности на землю и
установление на нее исключительной государственной собственности Союза ССР.
Всякого рода сделки, нарушающие в прямой или скрытой форме начало
национализации земли (купля - продажа, залог, дарение, завещание земли,
самовольный противозаконный обмен землей и т.п.), недействительны и влекут за
собою уголовную ответственность участников этих сделок, вплоть до лишения их по
суду права пользования землей.
2. Союз ССР непосредственно осуществляет:
а) общее наблюдение за проведением в
жизнь настоящих общих начал;
б) распоряжение землями, отводимыми, в
порядке особых общесоюзных законов, учреждениям Союза ССР, предприятиям и
организациям общесоюзного значения;
в) выделение земель в общесоюзный
переселенческий фонд и распоряжение этим фондом;
г) сдачу земли в концессию;
д) контроль за
действиями соответствующих союзных республик по отводу указанных в настоящей
статье земель.
3. Союзным республикам принадлежит право:
а) общего распоряжения землей, за
изъятиями, указанными в ст. 2;
б) регулирования землепользования и
землеустройства в соответствии с настоящими общими началами;
в) наблюдения за использованием по
назначению земель, предоставленных различным категориям землепользователей;
г) определения в пределах, установленных
настоящей статьей, прав республик, входящих в их состав.
4. При проведении землеустройства,
организации землепользования основной задачей является развитие
производительных сил сельского хозяйства, с обеспечением все большего усиления
в нем социалистического строительства.
Средствами осуществления указанной основной
задачи и связанного с этим поднятия благосостояния широких бедняцких и
середняцких масс крестьянства являются: повышение технического уровня сельского
хозяйства, кооперирование широких слоев трудового крестьянства, укрепление и
развитие сети коллективных и советских хозяйств, а также принятие
действительных мер к защите интересов маломощных слоев деревни и сельско - хозяйственных рабочих и к преодолению кулачества.
5. Земля
предоставляется в пользование: земельным обществам и другим объединениям с единоличными
и смешанными формами землепользования, дворам, коллективным хозяйствам,
советским хозяйствам и другим, государственным (в том числе городским)
учреждениям и предприятиям и общественным организациям (крестьянским обществам
взаимопомощи, комитетам незаможных селян и друг.), а также прочим,
предусмотренным действующим законодательством союзных республик, категориям
землепользователей.
6. На соответствующие органы союзных
республик и республик, входящих в их состав, возлагается ведение
государственной записи землепользований (земельная регистрация) по единой
системе, основы которой устанавливаются особым общесоюзным законом.
II. ПРАВА
ТРУДЯЩИХСЯ НА ЗЕМЛЮ
7. Все желающие
обрабатывать землю своим трудом граждане Союза ССР, без различия пола,
вероисповедания и национальности, а также проживающие в пределах Союза ССР
трудящиеся иностранцы, пользующиеся политическими правами, имеют право в
порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик, получить землю в
трудовое пользование путем вступления в одно из существующих объединений
землепользователей или образования новых землепользований.
8. Преимущественное право на получение
земли в трудовое пользование имеют сельско - хозяйственные
коллективы, а также бедняцкое и середняцкое безземельное и малоземельное
население.
Такими же преимуществами указанные группы
населения пользуются в отношении качества и расположения
предоставляемых им земель (право на лучшие и более удобно расположенные земли).
Примечание. Льготы по землепользованию и
землеустройству для военнослужащих Рабоче - Крестьянской Красной Армии и их
семейств определяются специальными законами Союза ССР и союзных республик.
9. Лицам, лишенным права избирать в
советы, земля предоставляется в трудовое пользование лишь в последнюю очередь.
Воспрещается предоставлять бывшим
помещикам и другим землевладельцам, выселенным из принадлежащих им хозяйств, в
случае желания их вести трудовое хозяйство, землю в тех губерниях и округах
(или соответствующих им административно - территориальных единицах), где они
раньше владели землей.
10. Земля предоставляется в трудовое
пользование без установления наперед определенного срока.
Трудовое пользование землей прекращается
в случаях:
а) добровольного отказа от земли всех
членов земельного общества, двора или сельско -
хозяйственного коллектива;
б) неиспользования земли земельным
обществом, двором или коллективом без уважительных причин в течение срока,
устанавливаемого законодательством союзных республик;
в) выморочности двора;
г) переселения в другое место с прекращением
в прежнем месте самостоятельного хозяйства - по истечении срока,
устанавливаемого законодательством союзных республик;
д) совершения сделок, нарушающих начало
национализации земли (ст. 1);
е) незаконной сдачи земли в аренду;
ж) занятия земли в установленном порядке
для государственных или общественных надобностей (пути сообщения, разработка
ценных ископаемых и т.п.);
з) в иных случаях, устанавливаемых
законодательством союзных республик.
11. В объединениях, которым предоставлены
земли в трудовое пользование (земельных обществах, коллективах и проч.), а
также во дворах не допускается установление какого-либо неравенства в правах, в
зависимости от пола, национальности, вероисповедания и гражданства. В
частности, воспрещается устанавливать различие в нормах земельного наделения
членов одного и того же объединения и ограничивать право участия лиц, не
лишенных избирательных прав, в общих собраниях членов земельного общества или
коллектива.
12. Землепользователи обязаны правильно и
целесообразно использовать предоставленную им землю.
Порядок надзора за правильностью и
целесообразностью пользования землей и меры против нарушений этой обязанности
определяются законодательством союзных республик.
13. Законодательством союзных республик
должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие необходимую устойчивость
трудового землепользования и создающие благоприятные условия для усиленного
вложения труда и средств в сельскохозяйственное
производство в целях его улучшения. К числу таких мер относятся:
а) предупреждение чрезмерного дробления
трудового хозяйства путем экономических мероприятий, в частности, путем
организации кредитования крестьянских хозяйств для
выплаты возмещения выделяющимся членам двора за их долю в неделимом имуществе
двора, а также путем установления норм недробимости;
б) преимущественное сохранение при
землеустройстве и перераспределении земли участков, на которых произведены
коренные улучшения, за произведшими их пользователями;
в) возмещение убытков и неиспользованных
затрат при изъятии земли для государственных и общественных надобностей, а
также при землеустройстве, перераспределении земли, переселении и расселении;
г) кредитование маломощных хозяйств,
уплачивающих возмещение неиспользованных затрат, вложенных в переходящие к ним
улучшенные участки;
д) ограничение частых перераспределений
земли, не связанных с проведением хозяйственных улучшений или борьбой с
кулачеством.
14. Перераспределение земли между
землепользователями, устанавливаемое законодательством союзных республик,
допускается на следующих основаниях.
В обществах с общинным порядком
землепользования могут производиться переделы земли в сроки и в порядке,
которые устанавливаются законодательством союзных республик.
Перераспределение земли в отношении
хозяйств, входящих в общества с иным порядком землепользования, и в отношении
хозяйств, не входящих в земельные общества, а также досрочные переделы земли в
обществах с общинным порядком землепользования допускаются лишь в случаях:
1) землеустройства;
2) перехода к улучшенным формам
хозяйства;
3) необходимости борьбы с кулачеством;
4) изъятия земли для государственных и
общественных надобностей.
Законодательством союзных республик может
быть допущено частичное перераспределение земли (изъятие земли сверх
установленных норм, скидки - накидки и проч.).
III.
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
15. Землеустройство, организуя земельную
площадь с соблюдением права населения на свободный выбор форм землепользования,
должно способствовать общему подъему сельского хозяйства, кооперированию и
коллективизации его.
В частности, землеустройство должно
способствовать борьбе с чересполосицей, дальноземельем и другими недостатками
землепользования, переходу к улучшенным севооборотам, коренному улучшению
земельных угодий, хозяйственному освоению земли путем расселения и переселения
и другим улучшениям хозяйства.
16. Землеустройство производится по почину как землепользователей, так и сельских советов,
волостных, районных и соответствующих им съездов советов и исполнительных
комитетов и земельных органов.
Обязательное землеустройство допускается
в порядке, определяемом законодательством союзных республик, для ограничения
захватнических стремлений кулаков, для прекращения особо острых и запутанных
земельно - хозяйственных отношений, для выделения переселенческого фонда и т.п.
17. Порядок и нормы предоставления земли
при землеустройстве устанавливаются законодательством союзных республик.
18. Землеустройство для надобностей
государственных учреждений и предприятий, а также для организации земельной
площади коллективных хозяйств, производится вне очереди. По заявкам прочих
землепользователей землеустройство в первую очередь выполняется для тех из них,
которые переходят к формам землепользования, наиболее благоприятствующим
кооперированию, коллективизации и поднятию технического уровня сельского
хозяйства.
Землеустройство по заявкам, направленным
на образование хуторских и отрубных хозяйств, производится в последнюю очередь,
вплоть до полного оставления этих заявок без исполнения в тех случаях, когда
образование хуторов ведет к росту и укреплению кулачества.
19. Коллективным хозяйствам, а также
маломощным крестьянским хозяйствам при землеустройстве предоставляются,
преимущественно перед другими трудовыми землепользователями, земли более удобно
расположенные, допускающие облегченную обработку и обеспеченные необходимыми
для ведения правильного хозяйства земельными угодьями, водою и дорогами.
20. Землеустройство всех бедняцких,
маломощных - середняцких и всех коллективных хозяйств принимается
на государственный счет. За исполнение землеустроительных действий для других
землепользователей может быть устанавливаема плата, в порядке законодательства
союзных республик.
Примечание. Законодательством союзных
республик могут быть предусмотрены натуральные повинности населения,
необходимые для проведения землеустроительных работ.
21. Хозяйства трудовых
землепользователей и их объединений, расселяющиеся в порядке правил о
землеустройстве на новые места, где устройство хозяйства требует со стороны
земледельцев производства коренных улучшений земельных угодий (раскорчевок,
оросительных и осушительных работ и других мелиораций по подготовке культурных
земель), либо разработки целинных земель, или сопровождается возведением на
участках, отведенных по землеустройству, построек, необходимых для постоянного
ведения хозяйства, - освобождаются от единого сельско
- хозяйственного налога на сроки, предусмотренные положением о нем, а
также пользуются другими льготами, устанавливаемыми законодательством союзных
республик.
22. Землеустройство выполняется, под
общим руководством и контролем народных комиссариатов земледелия, местными
земельными органами через уполномоченных ими на то землеустроителей. Ближайшее
наблюдение за выполнением землеустроительных действий и участием в них
возлагается на сельские советы, районные и волостные исполнительные комитеты и
соответствующие им органы.
IV. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ
23. Переселение производится в целях
планового освоения необжитых и малообжитых районов и использования их природных
богатств для увеличения сельско - хозяйственной и
промышленной продукции, а также в целях ослабления перенаселенности отдельных
местностей Союза ССР и улучшения хозяйств остающегося в них населения.
24. Все органы, участвующие в проведении
переселенческих мероприятий, обязаны плановым образом увязывать интересы
развития общегосударственного и местного хозяйства и при установлении норм
земельного наделения и проведения землеустройства учитывать земельные
потребности местного населения в заселяемых районах. Вместе с тем надлежит
принимать меры к тому, чтобы переселяющиеся направлялись в заселяемые районы с
более привычными для них природными условиями, обеспечивались социально -
культурной помощью и чтобы переселенцы одной и той же национальности поселялись
по преимуществу совместно в одних и тех же районах.
25. Правительства союзных и автономных
республик обязаны выявить находящиеся в их пределах необжитые и малообжитые
районы и составить планы как внутриреспубликанского, так и общесоюзного их
использования, утверждаемые в установленном порядке.
26. Все учреждения и организации,
участвующие в проведении переселения, обязаны проводить мероприятия,
направленные к образованию и поддержке переселенческих товариществ в местах
выхода и образованию коллективов в местах поселения, путем предоставления им в
первую очередь льгот и кредита, а также помощи при ликвидации оставляемого ими
имущества.
27. В целях скорейшего укрепления и
развития хозяйств переселенцев, им предоставляются льготы (удешевленный тариф
по перевозкам вплоть до полного освобождения бедноты и демобилизуемых
красноармейцев и командного состава, организующих коллективные хозяйства,
освобождение на определенный срок от уплаты единого сельско -
хозяйственного налога, льготное кредитование и снабжение и проч.),
предусматриваемые в особых законах об этих льготах, с преимущественным
предоставлением их маломощным группам переселяющихся. При переселении этих
групп им должны быть предоставляемы, предпочтительно перед более зажиточными
группами, земли переселенческого фонда, наиболее подготовленные к освоению,
лучшие по качеству и положению.
28. Организация переселения и порядок
выхода, передвижения и хозяйственного устройства переселенцев определяются
законодательством Союза ССР и союзных республик, по принадлежности.
В частности, законодательством союзных
республик устанавливаются порядок и нормы предоставления земли переселенцам.
V. МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ
КОЛЛЕКТИВНЫХ И ДРУГИХ ТОВАРИЩЕСКИХ
ФОРМ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ
29. Ввиду того, что кооперирование
крестьянства является основным путем социалистического
преобразования сельского хозяйства и что для значительных слоев маломощного
крестьянства нет возможности поднять свое хозяйство иначе, как путем
перехода к товарищеским формам землепользования, - государство оказывает особое
содействие и поощрение образованию и деятельности коллективных хозяйств
(коммун, артелей, товариществ).
При этом сохраняется добровольность
перехода к коллективным (и другим товарищеским) формам ведения хозяйства.
30. В целях содействия и поощрения
коллективных хозяйств, для них устанавливаются следующие льготы и преимущества:
а) льготы по единому сельско
- хозяйственному налогу, согласно положению о нем;
б) преимущественное перед единоличными
хозяйствами льготное кредитование их, с усилением для этого фонда долгосрочного
кредитования коллективных хозяйств;
в) преимущественное перед единоличными
хозяйствами наделение землей (ст. 8);
г) передача коллективным хозяйствам в
трудовое пользование земли, полученной ими до издания настоящих общих начал в
аренду из состава государственных земельных имуществ;
д) передача в безвозмездное пользование и
распоряжение коллективных хозяйств полученных ими до издания настоящих общих
начал от государственных органов промышленных и подсобных предприятий,
построек, инвентаря и т.п.;
е) обеспечение коллективных хозяйств сельско - хозяйственными машинами и орудиями, минеральными
удобрениями, семенами, племенным скотом и проч. преимущественно перед
единоличными хозяйствами и на льготных условиях;
ж) внеочередное землеустройство за счет
государства.
В законодательстве союзных республик
должно быть предусмотрено предоставление землепользователям, переходящим к
коллективным формам ведения хозяйства, выгод и льгот по всем линиям
экономических мероприятий.
Примечание. В случае ликвидации
коллективного хозяйства указанная в п. "г" земля возвращается в
государственный земельный фонд, а предусмотренное п. "д" имущество
или стоимость его передается подлежащим государственным органам.
31. Количество земли, состоящее в
общественной обработке, сохраняется при переделах и землеустройстве за
соответствующими землепользователями, хотя бы оно и превышало количество земли,
приходящееся на их долю по разверсточным единицам.
32. Законодательством союзных республик
должны быть предусмотрены меры против нарушения севооборота коллектива при
выходе из него отдельных членов.
33. В земельных обществах, по
постановлению большинства голосов законного собрания их, могут быть приняты
обязательные для меньшинства постановления о проведении агрикультурных
улучшений: перехода на многополье, улучшенной обработки земли, борьбы с
сорняками и других мероприятий, перечень которых устанавливается
законодательством союзных республик.
34. Меньшинству членов земельного
общества предоставляется право выхода из земельного общества с землей для
организации коллективного ведения хозяйства. Порядок выхода и, в частности,
минимум числа хозяев и земельной площади, необходимый для такого выхода,
устанавливается законодательством союзных республик, сообразно местным условиям
и роду хозяйств.
VI. СОВЕТСКИЕ
ХОЗЯЙСТВА
35. Советские хозяйства, являясь крупными
государственными сельскохозяйственными предприятиями, представляют одну из
основ социалистического развития в сельском хозяйстве и должны помогать примером
лучшего ведения хозяйства, руководством и своими техническими и культурными
средствами окружающему крестьянству, способствуя тем самым росту сельского
хозяйства, его кооперированию и коллективизации.
36. Для обеспечения выполнения советскими
хозяйствами своих задач земельные и другие органы, от которых это зависит,
должны принять особые меры содействия советским хозяйствам, к числу которых
относятся:
а) внеочередное земельно - хозяйственное
устройство советских хозяйств за счет бюджетных и иных средств;
б) безвозмездная передача советским
хозяйствам хозяйственно - связанных с ними технических предприятий, обеспечение
и расширение имеющихся у советских хозяйств предприятий
и организация новых по мере укрепления их производственной деятельности;
в) освобождение советских хозяйств от
арендной платы за используемую ими землю;
г) обращение поступлений по единому сельско - хозяйственному налогу с трестированных советских
хозяйств в порядке, устанавливаемом Советом Народных Комиссаров Союза ССР, на
образование особых фондов кредитования советских хозяйств;
д) плановое
расширение сети советских хозяйств, обслуживание их путем агрономических
мероприятий, усиление основных и оборотных средств советских хозяйств, улучшение
условий кредитования, в особенности в целях приобретения советскими хозяйствами
усовершенствованных машин, орудий и удобрений, а также внеочередное
предоставление земли из государственного запаса как для образования новых, так
и для укрепления существующих советских хозяйств;
е) возмещение земельными органами, на
основе особых договоров, расходов, произведенных советскими хозяйствами по
агрокультурному обслуживанию крестьянских хозяйств;
ж) применение к советским хозяйствам и их
подсобным предприятиям, за исключением торговых предприятий сельско
- хозяйственных трестов, льготного тарифа по социальному страхованию,
установленного для учреждений, состоящих на государственном бюджете;
з) предоставление льготного кредитования
для строительства жилищ сельско - хозяйственных
рабочих советских хозяйств, неуклонное и строгое проведение в жизнь мероприятий
по охране труда сельско - хозяйственных рабочих, повышение их материального и
культурного уровня;
и) иные меры, обеспечивающие укрепление,
развитие и расширение сети советских хозяйств, предусматриваемые
законодательством союзных республик.
VII. АРЕНДА ЗЕМЛИ
ТРУДОВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
37. Для трудовых
хозяйств, ослабленных стихийными бедствиями (неурожаем, пожаром, падежом скота
и т.п.) либо недостатком инвентаря или убылью рабочей силы (в частности,
вследствие смерти, призыва по мобилизации, советской и общественной службы,
временного отхода от хозяйства на трудовые заработки, переселения и проч.),
допускается сдача всей земли или части ее в аренду за плату - денежную или
натуральную - в порядке, устанавливаемом законодательством союзных
республик.
Примечание. В тех случаях, когда земля
сдается в аренду кулацкими хозяйствами, такая земля постановлением земельно -
судебных органов должна изыматься. Порядок использования этих земель
определяется законодательством союзных республик.
38. Сдача земли трудового пользования в
аренду допускается на срок не свыше шести лет. Волостные и районные
исполнительные комитеты могут уменьшать указанный предельный срок аренды до трех
лет для тех хозяйств, которые, несмотря на оказываемую им помощь со стороны
государства, обществ крестьянской взаимопомощи и
кооперации, не обрабатывают сами предоставленной им земли, а сдают ее из года в
год в аренду. Если по истечении установленного предельного срока аренды
хозяйство не приступит к самостоятельному использованию земли, оно лишается
права пользования той частью земли, которую оно сдает в аренду. Земля в этом
случае поступает в распоряжение земельного общества, если сдатчик принадлежит к
его составу, и в государственный запасный фонд - в прочих случаях.
Примечание 1. Указанное лишение земли
производится постановлением земельно - судебных органов.
Примечание 2. Хозяйствами, не имеющими в
своем составе трудоспособных членов двора (несовершеннолетние, инвалиды,
престарелые и т.п.), договор на аренду может быть возобновлен на сроки и в
порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик.
39. Переселенцам разрешается сдавать
землю в месте выхода в аренду на срок до шести лет со времени
переселения в порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик.
40. Сдача земли трудового пользования в
аренду считается законной только при условии регистрации договора об аренде в
сельском совете.
Сельский совет отказывает в регистрации,
если земля сдается в аренду с нарушением законов, в частности:
а) если условия аренды являются
кабальными для маломощного крестьянства;
б) если земля сдается в аренду кулацким
хозяйствам;
в) если на сдачу земли двора в аренду не
имеется согласия большинства полноправных членов двора.
41. Передача арендованной земли трудового
пользования арендатором от себя другому лицу (субаренда) безусловно
воспрещается под страхом уголовной ответственности участников сделки с лишением
их права пользоваться землей.
42. Арендаторы земель трудового
пользования обязаны вести на них хозяйство, не истощающее земли и стоящее не
ниже среднего уровня хозяйств местных землепользователей.
43. Условия и порядок сдачи земли в
аренду земельными обществами устанавливаются законодательством союзных
республик на основании вышеуказанных правил.
44. На сельские советы, волостные и
районные исполнительные комитеты и земельные органы возлагается ближайший
надзор за точным исполнением действующих законов и правил об аренде земли и
привлечение к ответственности нарушителей этих законов и правил.
VIII. О НАЕМНОМ
ТРУДЕ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
45. Наемный труд в крестьянском хозяйстве
допускается, как правило, при непременном сохранении применяющим его хозяйством
своего трудового строя, т.е. при условии, что трудоспособные члены хозяйства
принимают участие в работе хозяйства, а наемный труд имеет лишь подсобное
значение.
При этом применение
подсобного наемного труда в крестьянском хозяйстве должно быть связано с
соблюдением специальных законов (временные правила об условиях применения
подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах от 18 апреля 1925 г. -
Собр. Зак. Союза ССР, 1925, N 26, ст. 183).
Во всех остальных случаях, и в том числе
в отношении всех кулацких хозяйств, применение наемного труда регулируется
кодексом законов о труде и распоряжениями об охране и
нормировке труда в сельском хозяйстве.
46. Ближайший надзор за соблюдением
законов о наемном труде в сельском хозяйстве возлагается на инспекцию труда, а
в отношении крестьянских хозяйств - также на сельские советы и соответствующие
им органы.
IX. ЗЕМЕЛЬНОЕ
ОБЩЕСТВО И СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
(ИЛИ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ОРГАНЫ)
47. Земельное общество, на основе
действующих законов, распоряжений и своего устава, устанавливает для входящих в
общество дворов правила земельно - хозяйственного распорядка, осуществляет
надзор за пользованием землей его членами, может проводить мероприятия по
производственному кооперированию и коллективизации и несет ответственность
перед государством за правильное и целесообразное использование предоставленных
ему земельных угодий.
Точное установление прав и обязанностей
земельного общества, порядка вступления и выхода из него, на основе настоящих
общих начал, относится к законодательству союзных республик.
48. Членами земельного общества
считаются: а) все, независимо от пола и возраста, вероисповедания и
национальности, лица, входящие в состав дворов, образующих общество; б) лица,
не входящие в состав дворов, но участвующие своим трудом в сельском хозяйстве
данного земельного общества или входящих в него дворов, либо обслуживающие их,
если эти лица имеют право избирать в советы (батраки, пастухи, кузнецы и т.п.).
Примечание. Предоставление лицам, упомянутым
в п. "б" настоящей статьи, усадебной и полевой земли производится в
порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик.
49. Правом решающего голоса на общих
собраниях земельного общества, а также правом быть избранными в выборные органы
земельного общества пользуются лишь те из членов земельного общества, которые
имеют право избирать в советы.
Примечание. Члены земельного общества, не
достигшие совершеннолетия, но являющиеся самостоятельными домохозяевами,
признаются полноправными членами общества, если их хозяйства не являются
кулацкими.
50. Делами земельного общества ведают:
общее собрание его членов, а также его выборные органы (уполномоченные по
земельным делам, правление и т.п.).
Примечание. В тех случаях, когда район
деятельности сельского совета совпадает с районом деятельности земельного
общества, ведение дел земельного общества возлагается на сельский совет. В
других случаях земельное общество либо выбирает особого уполномоченного или
правление, либо эти функции по решению земельного общества возлагаются на
членов сельского совета.
51. В области регулирования
землепользования и землеустройства на сельские советы возлагается:
а) руководство работой земельных обществ;
б) утверждение постановлений земельных
обществ по вопросам землепользования и землеустройства (о выборе форм
землепользования, о принятии землеустроительного проекта);
в) установление списков землепользователей,
пользующихся, согласно закону, льготами по землеустройству и кредитом на оплату
землеустроительных работ.
Если постановление общего собрания членов
земельного общества нарушает законы и распоряжения высших органов, противоречит
задачам кооперирования или нарушает интересы бедноты, сельский совет имеет
право приостановить постановление общего собрания членов земельного общества и
внести на ближайшее собрание предложение о пересмотре постановления. В случае
несогласия сельского совета с новым постановлением земельного общества по этому
вопросу сельский совет имеет право его отменить; земельному же обществу
предоставляется право обжаловать отмену в волостной, районный или
соответствующий им исполнительный комитет, по принадлежности, в двухнедельный
срок.
52. Права и обязанности сельских советов
в отношении находящихся в их непосредственном пользовании земельных (а также
лесных и водных) угодий и установление угодий, подлежащих передаче в
непосредственное пользование сельских советов, определяются законодательством
союзных республик.
53. Взаимоотношения сельско
- хозяйственных коллективов с сельскими советами (или соответствующими
им органами) определяются особыми правилами, предусматриваемыми
законодательством союзных республик.
X. ЗЕМЛИ
СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
54. Землями специального назначения
признаются земли, предоставленные в непосредственное пользование
государственных учреждений и предприятий и общественных организаций для их
специальных целей, не сельскохозяйственного характера (для надобностей транспорта,
военных нужд, горных разработок, фабрик и заводов, школ, курортов и т.п.).
55. Земли специального назначения
предоставляются в порядке законодательства Союза ССР (п. "б" ст. 2) и
союзных республик, по принадлежности, находятся в ближайшем управлении
соответствующих учреждений, предприятий и организаций и используются на
основании особых положений об этих землях.
56. По миновании
надобности, для которой земли специального назначения были предоставлены, они
поступают в распоряжение соответствующих земельных или городских органов, по
принадлежности.
XI. ГОРОДСКИЕ ЗЕМЛИ
57. Городскими землями признаются земли,
находящиеся внутри городской черты, за исключением земель специального
назначения.
58. Порядок установления городской черты
и ее изменения, а равно земельные распорядки внутри городской черты
устанавливаются законодательством союзных республик.
59. Городские земли находятся в ведении
городских советов.
XII. ЗЕМЛИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАПАСА
60. Все земли государственного запаса
находятся в ведении земельных органов и используются ими в порядке
непосредственного ведения хозяйства или путем предоставления земель запаса
различным категориям землепользователей на договорных началах, либо в трудовое
пользование.
61. Земли государственного запаса в
первую очередь предоставляются для организации крупных государственных сельско - хозяйственных предприятий (советских хозяйств), а
также коллективных хозяйств (сельско - хозяйственных коммун, артелей,
товариществ) и лишь затем могут быть предоставлены единоличным хозяйствам
трудового типа.
62. Передача земли государственного
запаса, арендованной единоличным хозяйством, от себя другому лицу (субаренда) безусловно воспрещается и влечет за собой лишение участников
сделки права пользования землей и привлечение их к уголовной ответственности.
XIII. РАЗРЕШЕНИЕ
СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ
ПРИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ
63. Споры, возникающие при
землеустройстве, а также споры о правах на землепользование и просьбы о
восстановлении нарушенного владения разрешаются по месту нахождения земель, в
отношении которых возникли соответствующие споры, в порядке, устанавливаемом
законодательством союзных республик.
Председатель ЦИК Союза ССР
А.ЧЕРВЯКОВ
Секретарь ЦИК Союза ССР
А.ЕНУКИДЗЕ