ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 1929 года
ОБ ИЗМЕНЕНИИ И ДОПОЛНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ВОЕННЫХ ТРИБУНАЛАХ И ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЕ
Центральный Исполнительный Комитет и
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:
I
Внести следующие
изменения и дополнения в Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре
от 20 августа 1926 г. (Собр. Зак. Союза ССР, 1926, N 57, ст. 413):
1. Изложить ст. 5 в следующей редакции:
"5. При каждом военном трибунале
состоит секретариат, а при военных трибуналах округов (фронтов, отдельных
армий) состоят кроме того инспектора, согласно штатам, устанавливаемым военной
коллегией Верховного Суда Союза ССР по соглашению с Народным Комиссариатом по
Военным и Морским Делам".
2. Ст. 6 изложить в следующей редакции:
"6. Назначение, увольнение и
перемещение председателей военных трибуналов, их заместителей и членов военных
трибуналов производится с соблюдением порядка, установленного п. "б"
ст. 16 Положения о Верховном Суде Союза ССР (Вестник ЦИК, СНК и СТО Союза ССР,
1923, N 10, ст. 311).
Назначение, увольнение и перемещение
инспекторов, секретарей, а равно обслуживающего персонала, производится
председателем соответствующего военного трибунала".
3. Изложить ст. 10 в следующей редакции:
"10. Предусмотренные
в п. п. "а", "б" и "в" ст. 8 дела подсудны:
а) военному трибуналу дивизии - в
отношении лиц до командиров неотдельных батальонов
включительно и приравненных к ним по служебному положению лиц;
б) военному трибуналу корпуса - в
отношении лиц до командиров полков включительно и приравненных к ним по
служебному положению лиц;
в) военному трибуналу округа (фронта,
отдельной армии, морских сил моря) - в отношении всех лиц, за исключением лиц,
персонально подсудных военной коллегии Верховного Суда Союза ССР, согласно ст.
56 наказа Верховному Суду Союза ССР (Собр. Зак. Союза ССР, 1926, N 61, ст. 465).
Предусмотренные в п. п. "в.1",
"г" и "д" ст. 8 дела подсудны тем военным трибуналам, в
пределах территориальной подсудности которых совершены соответствующие
преступления".
4. Дополнить названное Положение ст. 14.1
следующего содержания:
"14.1. При военных прокурорах
состоят военные следователи, согласно штатам, устанавливаемым прокурором
Верховного Суда Союза ССР по соглашению с Народным Комиссариатом по Военным и
Морским Делам.
Назначение, увольнение и перемещение
военных следователей производится в следующем порядке:
а) назначение на должности военных
следователей при военных прокурорах корпусов и дивизий производится военным
прокурором соответствующего округа (фронта, отдельной армии) с последующим
утверждением прокурора Верховного Суда Союза ССР или старшего помощника
прокурора Верховного Суда Союза ССР по военной коллегии и военной прокуратуре;
б) назначение на должности военных
следователей при военных прокурорах округов (фронтов, отдельных армий, морских
сил морей) производится прокурором Верховного Суда Союза ССР или старшим
помощником прокурора Верховного Суда Союза ССР по военной коллегии и военной
прокуратуре;
в) увольнение всех военных следователей
производится прокурором Верховного Суда Союза ССР или старшим помощником
прокурора Верховного Суда Союза ССР по военной коллегии и военной прокуратуре;
г) перемещение военных следователей при
военных прокурорах корпусов и дивизий в пределах одного округа (фронта,
отдельной армии) производится военным прокурором соответствующего округа
(фронта, отдельной армии);
д) перемещение всех военных следователей
из одного округа (фронта, отдельной армии, морских сил моря) в другой округ
(фронт, отдельную армию, морские силы моря) производится прокурором Верховного
Суда Союза ССР или старшим помощником прокурора Верховного Суда Союза ССР по
военной коллегии и военной прокуратуре".
5. Ст. 15 изложить в следующей редакции:
"15. Военные прокуроры и их
помощники, военные следователи и обслуживающий военную прокуратуру и военных
следователей технический персонал получают все виды довольствия от Народного
Комиссариата по Военным и Морским Делам.
Военные прокуроры и их помощники, военные
следователи и обслуживающий военную прокуратуру и военных следователей
технический персонал, за исключением лиц, работающих по вольному найму, состоят
на действительной военной службе, со всеми вытекающими отсюда последствиями, за
изъятиями, установленными ст. ст. 12, 14, 14.1 и 38 настоящего Положения".
6. Изложить ст. 16 в следующей редакции:
"16. На военную прокуратуру
возлагается:
а) осуществление общего надзора за
законностью действий всех должностных лиц Рабоче-Крестьянской Красной Армии,
охраны путей сообщения Народного Комиссариата Путей Сообщения
и военизированной охраны предприятий и сооружений, имеющих особое
государственное значение;
б) опротествование
нарушающих закон приказов, циркуляров, постановлений и иных распоряжений,
издаваемых указанными в п. "а" лицами, за исключением оперативных;
в) возбуждение уголовного преследования и
осуществление всех иных функций прокурорского надзора по делам, подсудным
военным трибуналам;
г) возбуждение в подлежащих случаях
дисциплинарного преследования в отношении военнослужащих и военнообязанных
Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а также лиц военизированного состава охраны путей сообщения Народного Комиссариата Путей
Сообщения и военизированной охраны предприятий и сооружений, имеющих
особое государственное значение;
д) осуществление надзора за производством
следствия военными следователями и дознаний всеми указанными в ст. 20 органами
с тем, что этот надзор в отношении органов особого и транспортного отделов
Объединенного Государственного Политического Управления Союза ССР
осуществляется в порядке, предусмотренном Положением об Объединенном
Государственном Политическом Управлении Союза ССР;
е) осуществление надзора за правильностью
содержания под стражей:
1) лиц, числящихся за военными
трибуналами и за указанными в п. "д" органами следствия и дознания;
2) отбывающих дисциплинарный арест
военнослужащих и военнообязанных, состоящих в рядах Рабоче-Крестьянской Красной
Армии (ст. 13 Закона об обязательной военной службе от 8 августа 1928 г. -
Собр. Зак. Союза ССР, 1928, N 51,
ст. 449), а также лиц военизированного состава охраны путей сообщения Народного
Комиссариата Путей Сообщения и военизированной охраны предприятий и сооружений,
имеющих особое государственное значение;
3) военнослужащих,
состоящих в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии, лиц военизированного
состава охраны путей сообщения Народного Комиссариата Путей Сообщения и
военизированной охраны предприятий и сооружений, имеющих особое государственное
значение, которые числятся за общими органами следствия и дознания и за общими
судебными учреждениями, с тем, что об обнаруженных неправильностях в содержании
под стражей перечисленных лиц уведомляется соответствующий прокурор;
ж) осуществление надзора за исполнением
приговоров военных трибуналов".
7. Изложить ст. 17 в следующей редакции:
"17. Военные прокуроры имеют право:
а) требовать от всех должностных лиц
Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам, охраны путей
сообщения Народного Комиссариата Путей Сообщения и военизированной
охраны предприятий и сооружений, имеющих особое государственное значение, для
просмотра копии их приказов, циркуляров, постановлений и иных распоряжений, за
исключением оперативных;
б) присутствовать с правом совещательного
голоса на всех заседаниях органов Народного Комиссариата по Военным и Морским
Делам, охраны путей сообщения Народного Комиссариата Путей
Сообщения и военизированной охраны предприятий и сооружений, имеющих
особое государственное значение, кроме заседаний по оперативным вопросам;
в) истребовать в порядке судебного
надзора от военных трибуналов рассмотренные последними
дела;
г) требовать сообщения необходимых
сведений от всех должностных лиц, приводящих в исполнение приговоры военных
трибуналов;
д) непосредственно принимать жалобы на
незаконные действия всех должностных лиц Народного Комиссариата по Военным и
Морским Делам, охраны путей сообщения Народного Комиссариата
Путей Сообщения и военизированной охраны предприятий и сооружений,
имеющих особое государственное значение".
8. Изложить ст. 20 в следующей редакции:
"20. По подсудным
общим судебным учреждениям делам о преступлениях, совершенных в расположении
воинской части (учреждения, заведения) лицами, состоящими в рядах
Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а также по подсудным военным трибуналам
делам о преступлениях, совершенных теми же лицами, независимо от места
совершения преступления, - органами дознания являются командиры (начальники) и
комиссары отдельных воинских частей (заведений, учреждений), а также командиры
и комиссары войсковых соединений.
По делам о тех же преступлениях,
совершенных лицами военизированного состава охраны путей
сообщения Народного Комиссариата Путей Сообщения и военизированной
охраны предприятий и сооружений, имеющих особое государственное значение,
органами дознания являются командиры (начальники) отдельных частей (учреждений)
названных охран.
Пределы компетенции отдельных командиров
(начальников), как органов производства дознания, устанавливаются инструкциями,
издаваемыми Народным Комиссариатом по Военным и Морским Делам, а в отношении
названных выше охран - подлежащими народными комиссариатами Союза ССР.
Во всех остальных случаях дознания по
делам о преступлениях, совершенных военнослужащими и военнообязанными,
производятся общими органами дознания.
Примечание 1. Права
органов Объединенного Государственного Политического Управления Союза ССР по производству
предварительного расследования дел о преступлениях, совершенных военнослужащими
и военнообязанными Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а также лицами
военизированного состава охраны путей сообщения Народного Комиссариата Путей
Сообщения и военизированной охраны предприятий и сооружений, имеющих особое
государственное значение, определяются Положением об Объединенном
Государственном Политическом Управлении Союза ССР.
Примечание 2. По
подсудным военным трибуналам делам о преступлениях, совершенных лицами,
состоящими в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а также лицами
военизированного состава охраны путей сообщения Народного Комиссариата Путей
Сообщения и военизированной охраны предприятий и сооружений, имеющих особое
государственное значение, если эти преступления совершены вне расположения
воинской части (учреждений, заведений Народного Комиссариата по Военным и
Морским Делам) либо части (учреждения) охраны, общие органы дознания,
впредь до вступления в дело подлежащего органа дознания, производят, в случае
необходимости, предварительное расследование дела".
9. Изложить ст. 21 в следующей редакции:
"21. Производство дознания не может
продолжаться долее двух недель. В исключительных случаях, с разрешения
соответствующего военного прокурора, срок производства дознания может быть
продлен до одного месяца.
В случаях, когда
дознанием добыты данные о преступлении, по которому предварительное следствие
является обязательным, органы дознания (ст. 20) ограничиваются производством
только тех действий, которые необходимы в целях немедленного расследования дела
и воспрепятствования уклонению подозреваемых от следствия и суда, а равно
уничтожению и сокрытию следов преступления, после чего немедленно направляют
дознание следователю".
10. Изложить ст. 22 в следующей редакции:
"22. Если дознанием не установлено
наличия признаков преступления, дознание прекращается самим органом дознания
(ст. 20).
Во всех остальных случаях материалы
дознания направляются:
а) по делам, подсудным военным
трибуналам, - военному следователю, в участке которого находится данный орган
дознания;
б) по делам, подсудным общим судам, - в
порядке, установленном уголовно-процессуальным кодексом соответствующей союзной
республики.
Примечание. Органам военной прокуратуры и
военному следователю в пределах его участка предоставляется право истребования
от органов дознания (ст. 20) прекращенных последними
дознаний и дачи этим делам надлежащего направления в случае наличия в них
признаков преступления".
11. Изложить ст. 23 в следующей редакции:
"23. Аресты лиц, не принадлежащих к
составу Рабоче-Крестьянской Красной Армии, охраны путей
сообщения Народного Комиссариата Путей Сообщения и военизированной
охраны предприятий и сооружений, имеющих особое государственное значение, а
также обыски и выемки у означенных лиц, производятся через общие органы
дознания".
12. Изложить ст. 27 в следующей редакции:
"27. Предложения военного прокурора,
наблюдающего за производством следствия, обязательны для военного
следователя".
13. Изложить абзац
первый п. "а" ст. 38 (Собр. Зак. Союза ССР, 1928, N 52, ст. 460) в следующей редакции:
"а) председатели, заместители
председателей, члены, инспектора и секретари военных трибуналов, а также
военные прокуроры, помощники военных прокуроров, состоящие при военных
прокурорах следователи и секретари военных прокуратур, несут ответственность по
правилам дисциплинарного устава Рабоче-Крестьянской Красной Армии, с тем,
однако, что правом наложения на них дисциплинарных взысканий пользуются только:"
14. Во всех статьях Положения о военных
трибуналах и военной прокуратуре, содержащих упоминания о военных трибуналах и
прокурорах флотов, слова: "флотов" заменить словами: "морских
сил морей".
II
15. Изложить часть
вторую ст. 1 Положения о воинских преступлениях от 27 июля 1927 г. (Собр. Зак. Союза ССР, 1928, N 3, ст. 22)
в следующей редакции:
"Воинскими преступлениями признаются
также направленные против установленного порядка несения
службы преступления лиц военизированного состава охраны путей сообщения
Народного Комиссариата Путей Сообщения и военизированной охраны
предприятий и сооружений, имеющих особое государственное значение".
Председатель ЦИК Союза ССР
М.КАЛИНИН
Заместитель Председателя
СНК Союза ССР
В.ШМИДТ
И.о. Секретаря
ЦИК Союза ССР
А.ТОЛОКОНЦЕВ