ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
КОМИТЕТ
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 1929 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ЮСТИЦИИ РСФСР
Всероссийский центральный исполнительный
комитет и Совет народных комиссаров РСФСР постановляют:
В отмену действующего Положения о
Народном комиссариате юстиции РСФСР (Собр. узак.,
1923, N 10, ст. 120) утвердить нижеследующее Положение о Народном комиссариате
юстиции РСФСР.
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ЮСТИЦИИ РСФСР
1. Народный комиссариат юстиции действует
на основании статей 30 и 37 Конституции РСФСР и Общего положения о народных
комиссариатах РСФСР (Собр. узак., 1925, N 70, ст.
553).
2. Народный комиссариат юстиции
подчиняется Всероссийскому центральному исполнительному комитету, его
Президиуму и Совету народных комиссаров РСФСР и осуществляет в своей
деятельности их постановления, директивы и задания.
3. Взаимоотношения Народного комиссариата
юстиции РСФСР и его центральных органов с народными комиссариатами юстиции и
судебными органами автономных республик определяются Положением о
судоустройстве РСФСР.
4. На Народный комиссариат юстиции
возлагается:
а) проведение единой судебной политики на
территории РСФСР;
б) надзор за законностью действий органов
власти, хозяйственных органов и общественных организаций;
в) общее руководство деятельностью
органов юстиции, а также разработка мероприятий по упрощению и улучшению их
организации;
г) наблюдение и руководство деятельностью
всех органов расследования в области борьбы с преступностью;
д) совместная с Народным комиссариатом
внутренних дел РСФСР разработка мероприятий в области исправительно-трудового
дела и осуществления надзора за исправительно-трудовыми учреждениями;
е) надзор за органами Объединенного
государственного политического управления и за специальными судебными
учреждениями (Особая коллегия высшего контроля по земельным спорам, земельные и
арбитражные комиссии, комиссии по делам о несовершеннолетних и т.п.) в порядке
и пределах, определяемых особыми узаконениями;
ж) предварительное рассмотрение и дача
заключений по всем вносимым в законодательные органы проектам постановлений,
носящих по своему содержанию законодательный характер;
з) разъяснение
действующих законов по запросам как центральных ведомств и организаций, так и
местных исполнительных комитетов по предметам, в отношении которых разъяснение
законов не возложено постановлениями законодательных органов на другие народные
комиссариаты, а также истолкование действующих законов по поручению
Всероссийского центрального исполнительного комитета, Совета народных
комиссаров и Экономического совета РСФСР с опубликованием соответствующих
разъяснений или сообщением их всем заинтересованным органам;
и) систематизация, кодификация и
опубликование законов, а также участие в законодательной кодификации,
производимой другими ведомствами;
к) участие в разработке программ и
учебных планов правовых факультетов высших учебных заведений и в организации
юридических курсов;
л) организация юридической помощи
населению и наблюдение в соответствии с действующими законами за деятельностью
юрисконсультов и коллегий защитников;
м) ведение в установленном порядке
сношений по делам судебных и прокурорских органов с иностранными учреждениями.
5. Во главе Народного комиссариата
юстиции стоит Народный комиссар юстиции. Заместителями Народного комиссара
юстиции являются: Прокурор Республики и Председатель Верховного суда. При Народном
комиссаре юстиции состоит коллегия Народного комиссариата юстиции.
6. В состав Народного комиссариата
юстиции входят: а) Верховный суд РСФСР; б) управление Прокуратуры Республики;
в) Организационно-инструкторское управление; г) Отдел законодательных предположений
и кодификации; д) Административно-финансовое управление; е) секретариат
коллегии с учетно-плановым бюро.
7. Верховный суд действует на основе
Положения о судоустройстве РСФСР.
8. Верховный суд проводит свою судебную
работу самостоятельно, руководствуясь действующими законами и общими
директивами Всероссийского центрального исполнительного комитета, Совета
народных комиссаров РСФСР и Народного комиссара юстиции.
9. К ведению управления Прокуратуры
Республики относится:
а) управление и руководство оперативной
работой местных органов прокуратуры;
б) надзор за законностью действий
центральных органов власти хозяйственных органов и общественных организаций;
в) опротестование в Совет народных
комиссаров РСФСР и в Президиум Всероссийского центрального исполнительного
комитета незакономерных постановлений и распоряжений центральных учреждений, а
также постановлений местных исполнительных комитетов и иных органов и
учреждений;
г) руководство деятельностью органов
расследования, как входящих в состав органов юстиции, так и являющихся органами
других ведомств;
д) организация совещаний по борьбе с
преступностью и общее руководство их деятельностью;
е) участие в заседаниях судебных коллегий
Верховного суда и дача заключений по делам, рассматриваемым его кассационными
коллегиями;
ж) истребование в порядке надзора дел,
рассмотренных как общими, так и специальными судебными учреждениями;
з) участие в заседаниях пленума и
президиума Верховного суда;
и) надзор за местами заключения и участие
в работе центральной распределительной комиссии;
к) надзор за деятельностью Объединенного
государственного политического управления и его местных органов;
л) надзор по трудовым делам;
м) наблюдение за деятельностью
юрисконсультов.
10. К ведению
Организационно-инструкторского управления относится:
а) разработка вопросов упрощения и
улучшения деятельности органов юстиции;
б) организация ревизий и обследований
местных органов юстиции, организация ревизионных совещаний и общее инструктирование
местных органов;
в) организация и инструктирование
товарищеских судов на фабрично-заводских предприятиях и в государственных
учреждениях, а также примирительных камер при сельских советах;
г) пропаганда советского права;
д) учет и подбор лиц ответственного
состава местных органов юстиции, а также руководство подготовкой кадров
ответственных работников юстиции;
е) разработка системы статистической
отчетности, инструктирование местных органов юстиции по вопросам отчетности,
сводка и обработка статистических и отчетных материалов;
ж) участие в установленном порядке в
руководстве работой административно-правовых секций советов.
11. К ведению Отдела законодательных
предположений и кодификации относится:
а) разработка законопроектов об изменении
кодексов, а также разработка других законопроектов как
по предложениям законодательных органов, так и по инициативе Народного
комиссариата юстиции;
б) предварительное согласование и
рассмотрение всех вносимых другими ведомствами в законодательные органы
проектов постановлений, носящих по своему содержанию законодательных характер,
и дача по ним заключений;
в) кодификация и систематизация
действующих законов, участие в кодификации, производимой другими ведомствами, а
также разработка мероприятий по упрощению действующего законодательства;
г) предварительное согласование в части
правовых вопросов по поручению законодательных органов и по запросам ведомств
постановлений, циркуляров и инструкций других ведомств, участие в рассмотрении
уставов юридических лиц, кроме тех случаев, когда законом это возложено на
другие ведомства;
д) дача разъяснений
и толкование законов по предложениям Всероссийского центрального
исполнительного комитета, Совета народных комиссаров и Экономического совета
РСФСР, а также по запросам других центральных ведомств и организаций,
центральных исполнительных комитетов, советов народных комиссаров и народных
комиссариатов юстиции автономных республик, краевых, областных и губернских
исполнительных комитетов, за исключением вопросов, возбуждаемых в связи с
отдельными судебными делами, и тех случаев, когда по закону это возложено на другое ведомство;
е) опубликование в
издаваемом Народным комиссариатом юстиции "Собрании узаконений" и в
других официальных органах печати законов и уставов трестов, акционерных
обществ и других юридических лиц, а также важнейших даваемых отделом
разъяснений и толкований законов.
12. К ведению Административно-финансового
управления относится:
а) проведение всех административных
распоряжений по центральному аппарату Народного комиссариата юстиции и контроль за их исполнением;
б) составление, проведение и исполнение
сметы Народного комиссариата юстиции;
в) разработка штатов центрального
аппарата Народного комиссариата юстиции, оформление приема и увольнения
сотрудников последнего.
Председатель
Всероссийского центрального
исполнительного комитета
М.КАЛИНИН
Заместитель председателя
Совета народных комиссаров
А.СМИРНОВ
И.о. секретаря
Всероссийского центрального
исполнительного комитета
И.МОРОЗОВ