ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ДЕКРЕТ
от 16 октября 1918 года
ОБ ЕДИНОЙ ТРУДОВОЙ ШКОЛЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ
ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ПОЛОЖЕНИЕ)
I. Общие положения об Единой Трудовой Школе
Статья 1-я. Всем школам Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики, состоящим в ведении
Народного Комиссариата Просвещения, за исключением высших учебных заведений,
присваивается наименование: "Единая Трудовая Школа".
Примечание 1-е. Отдельные школы
обозначаются сокращенным названием: "Советская", с указанием
местности, номера школы и ступени, - напр.: "3-я Советская школа 1-й
ступени Нарвского района гор. Петрограда".
Примечание 2-е. Разделение школ на
начальные, высшие начальные училища, гимназии, реальные училища, ремесленные,
технические, коммерческие училища и все другие виды низших и средних школ
упраздняется.
Примечание 3-е. С 1
октября 1918 года все учебные заведения всех ведомств переходят в ведение
Народного Комиссариата Просвещения (Собр. Узакон. и Расп. Раб. и Кр.
Прав., 1918, N 39, ст. 507).
Статья 2-я. Единая Школа разделяется на 2
ступени: 1-я для детей от 8-ми до 13-ти лет (5-летний курс) и 2-я - от 13-ти до
17-ти лет (4-летний курс).
Примечание 1-е. К Единой Школе присоединяется
детский сад для детей от 6-ти до 8-летнего возраста.
Примечание 2-е. Органы школьного
самоуправления могут отступать на год в сторону понижения возрастной нормы с
утверждения Губернского Отдела Народного Образования.
Примечание 3-е. Пребывание в школе
учащихся дольше установленной нормы, а также прием детей возраста, превышающего
нормальный, допускаются по постановлению Школьного Совета.
Статья 3-я. Обучение в школе 1-й и 2-й
ступеней бесплатное.
Статья 4-я. Посещение школы 1-й и 2-й
ступеней обязательно для всех детей школьного возраста.
Примечание. Для
практического проведения этой меры в жизнь Отделы Народного Образования должны
немедленно приступить к разработке плана школьной сети, учету всех детей
школьного возраста от 6-ти до 17-ти лет, а также к составлению смет на
постройку и оборудование школ, содержание личного состава, смет и организации
питания детей и снабжения их обувью, одеждой и учебными пособиями.
Обязательное обучение вводится немедленно всюду, где количество школ достаточно
для обслуживания всего детского населения и где условия общедоступности
образования имеются налицо. Для детей неграмотных, но по своим годам не могущих
быть принятыми в школы общего типа, должны быть организованы или особые занятия
при Единой Школе, или особые внешкольные занятия.
Статья 5-я. В школе 1-й и 2-й ступеней
вводится совместное обучение (Собр. Узакон., 1918, N
38, ст. 499).
Статья 6-я. Преподавание в стенах школы
какого бы то ни было вероучения и исполнение в школе
обрядов культа не допускается (Собр. Узакон., 1918, N
18, ст. 263).
Статья 7-я. Разделение преподавателей на
категории уничтожается. Все школьные работники (ст. 8-я) получают
вознаграждение по ставкам 1-й категории декрета Совета Народных Комиссаров
"О нормах оплаты учительского труда" (Собр. Узакон.,
1918, N 47, ст. 552).
Примечание 1-е. Оплата учительского труда
производится не поурочно, а помесячно.
Примечание 2-е. Особая оплата должностных
лиц из числа школьных работников свыше установленной нормы не допускается.
Статья 8-я. Все школьные работники, т.-е.
преподаватели, школьные врачи и инструктора физического труда, избираются в
соответствии с Постановлением о выборности всех педагогических и
административно-педагогических должностей от 27 февраля 1918 г. и инструкциями
Народного Комиссариата Просвещения.
Примечание 1-е. Заместители школьных
работников допускаются к работе в школе Отделами Народного Образования и во
время исполнения своих обязанностей пользуются всеми правами школьных
работников.
Примечание 2-е. В случае невозможности
удовлетворить хозяйственные нужды школы силами школьного коллектива (ст. 26)
допускается приглашение технических служащих по найму, которые не участвуют в
учебно-воспитательной работе, но могут быть привлекаемы к обсуждению
хозяйственных вопросов.
Примечание 3-е. Участие школьных
работников в работе других школ допускается с разрешения соответствующих
местных Отделов Народного Образования.
Статья 9-я. При Народном Комиссариате
Просвещения и Отделах Народного Образования учреждаются должности инструкторов.
На обязанности инструкторов лежит периодическое посещение школ для поддержания
живой связи их с соответствующими Отделами Народного Образования и в целях
оказания помощи преподавателям в их педагогической работе.
Статья 10-я. Число учащихся на одного
школьного работника не должно превышать 25-ти; таким образом, общее количество
школьных работников в каждом учебном заведении следует определять исходя из
этой нормы.
Примечание. Отступления от указанных норм
могут производиться по постановлению Отдела Народного Образования.
Статья 11-я. Настоящее Положение (ст. 1 -
32) распространяется и на все школы, возникающие по частной инициативе. Этим
последним может быть оказана государственная поддержка при условии признания
ценности данной школы местными Отделами Народного Образования.
II. Основные начала
школьной работы
Статья 12-я. Основой школьной жизни
должен служить производительный труд, не как средство оплаты издержек на
содержание детей и не только как метод преподавания, но, именно, как
производительный общественно-необходимый труд. Он должен быть тесно,
органически связан с обучением, освещающим светом знания всю окружающую жизнь. Постоянно
усложняясь и выходя за пределы непосредственной обстановки детской жизни,
производительный труд должен знакомить детей с самыми разнообразными формами
производства, вплоть до самых высших.
Примечание 1-е. Трудовое начало станет
мощным педагогическим средством в том случае, если труд в школе будет творчески
радостным, свободным от приемов насилия над личностью учащегося и при всем этом
планомерно и социально организованным. В этом последнем смысле школа является
школьной коммуной, тесно и органически связанной по своим трудовым процессам с
окружающей жизнью.
Примечание 2-е. Старая форма дисциплины,
сковывавшая всю жизнь школы и свободное развитие личности ребенка, не может
иметь места в школе труда. Но сами трудовые процессы будут воспитывать в детях ту
внутреннюю дисциплину, без которой немыслим рационально поставленный
коллективный труд. Дети принимают живое участие во всех трудовых процессах
школьной жизни, в числе которых организационные моменты, вытекающие из принципа
разделения труда, должны сыграть весьма существенную воспитательную роль. При
этом учащиеся научатся оценивать способы планомерного расходования трудовой
человеческой энергии и воспитают в себе чувство ответственности как за ту часть
работы, которая выпадает на долю каждого из них в данном рабочем коллективе,
так и за успех всей работы в целом. Короче говоря, коллективный
производственный труд и организация всей школьной жизни должны воспитывать
будущих граждан Социалистической Республики.
Статья 13-я. Обучение в трудовой школе
носит общеобразовательный политехнический характер на обеих ступенях, причем
физическому и эстетическому образованию отводится видное место.
Примечание 1-е. Инструкции, примерные
программы и объяснительные записки будут изданы дополнительно.
Примечание 2-е. Учебный план как на 1-й,
так и на 2-й ступени должен отличаться значительной гибкостью в применении к
местным условиям. Кроме того, введение тех или иных предметов для отдельных
групп учащихся является возможным при условии соблюдения целостности курса.
III. Порядок и
условия школьной работы
Статья 14-я. Школьные занятия в течение
года распадаются на 3 категории: 1) обычные школьные занятия, примерно с 1-го
сентября по 1-е июня; 2) школьные занятия под открытым небом, примерно с 1-го
июня по 1-е июля: площадки, летние колонии, экскурсии для знакомства детей с
природой и жизнью; 3) полные вакации, примерно с 1-го июля по 1-е сентября, с
23-го декабря по 7-е января и с 1-го по 14-е апреля. В
школе празднуются установленные Рабоче-Крестьянским Правительством гражданские
праздники.
Примечание. Губернским Отделам Народного
Образования предоставляется право как сокращать время
полных вакаций, так и видоизменять распределение занятий в течение года.
Статья 15-я. Школы открыты для учащихся в
течение 7-ми дней.
Примечание 1-е. Два дня в неделю, но не
под ряд, выделяются из общего числа учебных дней, при этом один день является
совершенно свободным от обычных занятий и должен быть использован для чтения,
экскурсий, спектаклей и других самостоятельных детских занятий, для чего
привлекаются новые педагогические силы. Другой день является полурабочим днем с
обычным педагогическим персоналом и используется для клубных и лабораторных
занятий, рефератов, экскурсий, ученических собраний.
Примечание 2-е. Каждый школьный работник
имеет один свободный день в неделю.
Статья 16-я. Какие бы то ни было
программные учебные занятия для учащихся в школе 1-й ступени не должны
превышать в первые три года 4-х часов и в остальные два года - 5-ти часов, а на
2-й ступени - 6-ти часов.
Статья 17-я. Задавание обязательных
уроков и работ на дом не допускается.
Статья 18-я. Никакие наказания в школе не
допускаются.
Статья 19-я. Все экзамены -
вступительные, переходные и выпускные - отменяются.
Статья 20-я. Деление на классы по мере
возможности должно быть заменено делением на группы по степени подготовленности
учащихся к соответствующему роду занятий.
Примечание. Переход в несоответствующую
возрасту высшую группу допускается лишь по выслушании
заключения школьного врача.
Статья 21-я. Во всех школах всех типов
вводятся обязательные горячие завтраки бесплатно, согласно раскладкам
гигиенических норм для детей соответствующего возраста.
Статья 22-я. Все школы, как 1-й, так и 2-й
ступени, должны состоять под регулярным наблюдением врачей.
Статья 23-я. При поступлении ребенка в
школу необходим тщательный медицинский осмотр для определения состояния его
физического и психического здоровья.
Статья 24-я. При недостатке вакансий в Единой
Школе порядок замещения свободных мест определяется соответственными Отделами
Народного Образования.
Статья 25-я. Каждой школе должен быть
отведен свободный от построек земельный участок, не менее одной десятины в
сельских местностях, а в городах - по мере возможности, не менее 500 кв. саж.
Примечание. Земельный участок, отведенный
вновь открывающимся школам, должен приближаться к нормам сельских местностей.
IV. Основные
принципы самоуправления Единой Трудовой Школы
Статья 26-я. Школьный Коллектив состоит
из всех учащихся данной школы и всех школьных работников.
Статья 27-я. Ответственным органом
школьного самоуправления является Школьный Совет, состоящий: а) из всех
школьных работников, б) из представителей трудового населения данного школьного
района в количестве 1/4 числа школьных работников, в) в таком же соотношении от
учащихся старших возрастных групп, с 12-летнего возраста, и г) одного
представителя от Отдела Народного Образования.
Статья 28-я. Внутренняя жизнь Школьного
Коллектива в рамках постановлений Центральных и местных органов Народного
Комиссариата Просвещения и Школьного Совета регулируется общими и групповыми
собраниями Школьного Коллектива.
Статья 29-я. Исполнительным органом
Школьного Совета является Президиум, который объединяет работу Исполнительных
Комиссий, организуемых Школьным Советом и Школьным Коллективом.
Статья 30-я. Решения Школьного Совета,
принимаемые им по всем вопросам школьной жизни, не должны нарушать общих
положений об Единой Школе и постановлений Отдела
Народного Образования Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов и могут быть
опротестованы представителем Отдела.
Примечание. Протест не останавливает
решения Школьного Совета, но вопрос вносится на рассмотрение Отдела Народного
Образования.
Статья 31-я. В компетенцию Школьного
Совета входят рассмотрение и решение следующих вопросов:
а) распределение учащихся по группам и
выпуск из школы;
б) представление в местный Отдел
Народного Образования об освобождении учащихся от занятий в данной школе;
в) утверждение планов и программ занятий
групп в пределах директив Народного Комиссариата
Просвещения и местных Отделов Народного Образования;
г) утверждение порядка и плана
образовательных, производительных и хозяйственных работ школы;
д) составление годовых смет и отчетов о
педагогической и административно-хозяйственной работе Школьного Коллектива;
е) рассмотрение и утверждение проекта
школьной инструкции (о внутреннем строе жизни школьной коммуны).
Статья 32-я. Внутренняя жизнь школьной
коммуны должна строиться на началах полной свободы объединения всех членов
коллектива в группы и кружки, преследующие образовательные и воспитательные
цели, - напр., союзы преподавателей, союзы молодежи и т.п.
V. Меры к
проведению плана преобразования школ в жизнь
Для проведения указанного плана в жизнь
предлагается 3-классные и 4-классные начальные училища превратить в 5-летние
школы 1-й ступени, для чего с начала учебного года ко всем начальным училищам
добавить дополнительный год обучения. В дополнительную старшую возрастную
группу привлекаются дети, окончившие в текущем году начальные училища. Так
называемые 2-классные училища с 5-летним курсом в полном составе относятся к
школам 1-й ступени.
Все средние учебные заведения, а также
школы, приближающиеся к ним по типу, правительственные, общественные и частные,
разделяются применительно к следующему плану разделения мужских гимназий:
первые три нормальные класса с приготовительными
превращаются в самостоятельные школы 1-й ступени и перестраиваются на общих для
указанной ступени основаниях. В текущем году к ним прибавляется первый год
обучения, а если встретится надобность, то и 2-й (до 5-летнего состава).
4, 5, 6 и 7-й классы образуют школы 2-й
ступени; 8-й класс упраздняется.
Высшие начальные
училища и приближающиеся к ним по типу, - напр., торговые школы, -
преобразуются в школы 2-й ступени, для чего от них отсекается 1-й год обучения
и добавляется старшая возрастная группа для окончивших учебные заведения в
текущем году.
Этот план преобразования бывших начальных
и средних учебных заведений является примерным и может быть видоизменяем
соответственными Отделами Народного Образования.
Председатель Всероссийского
Центрального Исполнительного
Комитета Советов
Я.СВЕРДЛОВ
Заместитель Народного
Комиссара Просвещения
М.ПОКРОВСКИЙ
Секретарь Всероссийского
Центрального Исполнительного
Комитета Советов
В.АВАНЕСОВ