ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
N 58
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
N 50
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 1933 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗЕМЛЯХ,
ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ТРАНСПОРТУ
Центральный исполнительный комитет и
Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют:
1. Утвердить в новой редакции Положение о
землях, предоставленных транспорту.
2. Отменить Положение о землях,
предоставленных транспорту от 28 августа 1925 г. (С.З. СССР, 1925, N 65, ст.
ст. 477 и 478; 1927, N 22, ст. 244, п. 4, лит. "е", N 60, ст. 603, п. 8; 1929, N 39, ст. 338; 1932, N
15, ст. 85, п. 4).
Председатель ЦИК Союза ССР
М.КАЛИНИН
Заместитель Председателя
СНК Союза ССР
Я.РУДЗУТАК
Секретарь ЦИК Союза ССР
А.ЕНУКИДЗЕ
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЗЕМЛЯХ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ТРАНСПОРТУ
I. Общие положения
1. Землями, предоставленными транспорту,
признаются перечисленные в ст. ст. 4 - 8 настоящего Положения земли,
находящиеся в исключительном ведении народных комиссариатов путей сообщения и
водного транспорта, Всесоюзного центрального управления шоссейных и грунтовых
дорог и автомобильного транспорта, Главного управления гражданского воздушного
флота и их органов.
2. В соответствии с задачами,
возложенными на народные комиссариаты путей сообщения и водного транспорта,
Всесоюзное центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного
транспорта, Главное управление гражданского воздушного флота и их органы,
указанные в ст. 1, земли обслуживают: а) техническо - эксплоатационные,
б) коммерческо - эксплоатационные, в) хозяйственные и
г) жилищно - строительные нужды соответствующих видов
транспорта, связанные с содержанием, реконструкцией, развитием и
усовершенствованием путей сообщения.
Примечание. В тех случаях, когда земельные
участки, находящиеся в исключительном ведении органов транспорта, в основном
застроены рабочими жилищами, они могут быть на основе соглашения органа
транспорта с местным исполнительным комитетом или советом выделены из состава
земель, предоставленных транспорту, с передачей в ведение поселкового или
городского совета.
Такое выделение допускается при том
условии, если оно возможно без ущерба для работы транспорта или для охраны
путей сооружений и предприятий транспорта. Разногласия по этим вопросам
разрешаются в порядке ст. 11.
3. По миновании
надобности в этих землях для указанных в ст. 2 специальных целей они поступают
в ведение соответствующих земельных или городских органов по принадлежности.
II. Состав земель,
предоставленных транспорту
4. К железнодорожным
транспортным землям относятся земли, занятые железнодорожными путями, в том
числе подъездными, а также непосредственно примыкающими к ним - резервами,
карьерами, кавальерами, станционными и путевыми сооружениями, складочными
помещениями, площадями под склады грузов, заводами, мастерскими, депо,
паровозными и вагонными сараями, служебными, жилыми и культурно -
просветительными помещениями, питомниками снегозащитных насаждений,
снегозащитными и пескоукрепительными полосами, а равно и другими
непосредственно примыкающими к железнодорожным путям сооружениями и
площадями, имеющими специальное назначение по обслуживанию железнодорожного
транспорта.
5. К морским транспортным землям
относятся земли, занятые морскими торговыми портами, со всеми находящимися на
них техническими и гражданскими сооружениями, площадями, набережными,
пристанями, служебными, жилыми и культурно - бытовыми помещениями, а также
земли под судостроительными и судоремонтными заводами, судоремонтными базами и
маяками с обслуживающими их площадями.
6. К землям внутреннего
водного (речного и озерного) транспорта относятся земли, занятые речными
портами, искусственными сооружениями внутреннего водного транспорта, как-то:
гаванями, затонами, каналами с необходимыми для них земельными резервами,
непосредственно примыкающие к водным путям земли под судостроительными и
судоремонтными заводами и мастерскими, верфями, доками, служебными, жилыми и
культурно - бытовыми помещениями, а также пристанские территории, обслуживающие
нужды судоходства и пескоукрепительные полосы.
7. К землям шоссейного
и грунтового транспорта относятся земли, занятые автогужевыми дорогами вне
городской черты (в том числе подъездными и тракторными путями) и отдельными
дорожными сооружениями и устройствами с непосредственно примыкающими к ним
резервами (обочины, обрезы), карьерами, гаражами, базами, бензино
- раздаточными колонками, складочными помещениями, площадями под складывание
грузов, заводами, мастерскими и иными сооружениями и устройствами, имеющими
специальное назначение по обслуживанию шоссейных и грунтовых дорог и
автомобильного транспорта общего пользования, служебными, жилыми и культурно -
бытовыми помещениями, а также складами общего пользования, состоящими в ведении
органов Цудортранса, включенных в прямое сообщение,
если склады эти не находятся на землях железнодорожного и водного транспорта.
Примечание. Ширина полосы шоссейных и
грунтовых дорог общесоюзного значения определяется Цудортрансом,
но не может превышать 65 метров. Ширина полосы дорог оборонного значения
устанавливается Цудортрансом по согласованию с
Народным комиссариатом по военным и морским делам.
Минимальная ширина полосы остальных
шоссейных и грунтовых дорог устанавливается Цудортрансом
по согласованию с правительствами союзных республик.
8. К землям воздушного
транспорта относятся земли, занятые аэропортами (в том числе гидроаэропортами),
аэродромами (в том числе гидроаэродромами) с относящимися к ним техническими
сооружениями и непосредственно примыкающими к ним заводами, мастерскими, верфями,
доками, летными школами, служебными, жилыми и культурно - бытовыми помещениями,
земли под эллингами, аэромаяками, вышками, причальными точками, подъездными
путями к воздушным линиям, летным школам и строительствам, а также другие
площади, имеющие специальное назначение по
обслуживанию нужд гражданской авиации и гражданского воздухоплавания.
III. Отвод и
изъятие земель, предоставленных транспорту
9. Все земли, находящиеся ко времени
издания настоящего Постановления фактически в исключительном ведении органов,
указанных в ст. 1, считаются закрепленными за ними и, при отсутствии их
согласия, могут быть изъяты из их ведения лишь в порядке ст. 11.
10. Оформление прав народных
комиссариатов путей сообщения и водного транспорта, Всесоюзного центрального управления
шоссейных и грунтовых дорог, Главного управления гражданского воздушного флота
и их органов на земли, закрепленные за ними, и отвод новых земель производится
в порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик.
Отвод для нужд транспорта участков,
состоящих в концессионном пользовании, производится на основании специальных
постановлений Совета народных комиссаров Союза ССР.
11. Разногласия между
органами транспорта и другими органами по поводу отвода земель транспорту, по
поводу изъятия у органов транспорта земель вследствие минования в них
надобности для нужд транспорта либо в целях их использования для других
первоочередных государственных нужд, а также по поводу ограничения прав органов
транспорта на закрепленные за ними земли в пользу других органов - разрешаются
следующим образом:
а) разногласия между общесоюзными
органами транспорта, с одной стороны, республиканскими ведомствами и местными
советами и исполнительными комитетами, с другой стороны, разрешаются
экономическими советами (совещаниями) союзных республик, причем народные
комиссариаты путей сообщения, водного транспорта, Цудортранс
и ГУГВФ могут перенести свои разногласия с ЭКОСО союзных республик на
разрешение СТО;
б) разногласия органов транспорта с
другими органами Союза ССР, при недостижении
соглашения между руководителями соответствующих ведомств, разрешаются Советом
труда и обороны;
в) разногласия между республиканскими и
местными органами шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта с
другими республиканскими и местными органами разрешаются в порядке,
устанавливаемом законодательством союзных республик.
IV. Порядок
пользования землями,
предоставленными транспорту
12. Земли, предоставленные транспорту,
используются подлежащими органами транспорта или непосредственно в целях,
указанных в ст. 2, или же путем предоставления участков земли другим ведомствам
и организациям на договорных началах: а) для устройства подъездных путей,
трубопроводов, проездов и других подсобных сооружений, б) под склады грузов и
устройство складочных помещений, в) для удовлетворения жилищно
- строительных, хозяйственных и культурных нужд рабочих и служащих
транспорта, г) для обслуживания нужд пассажирского движения, д) для других
связанных с транспортом нужд ведомств и организаций.
Примечание. Порядок сдачи в долгосрочную
аренду земельных участков территории морских торговых портов для возведения на
них строений, сооружений и механических приспособлений определяется особым
законом.
13. В договорах о предоставлении участков
в пользование другим ведомствам и организациям может быть предусмотрено
взимание арендной платы.
Арендная плата не взимается в случаях
предоставления транспортных земель на договорных началах:
а) учреждениям и предприятиям, состоящим
на общегосударственном или местном бюджете;
б) коммунальным предприятиям общего
пользования, эксплоатируемым непосредственно, без
сдачи в наем;
в) органам одного из ведомств, указанных
в ст. 1, нуждающимся в использовании участков из состава земель другого
транспортного органа, причем на транспортно - экспедиционные предприятия, не
относящиеся к тому ведомству, которому предоставлен данный участок, это правило
распространяется лишь в отношении сооружений, предусмотренных п. "д";
г) мелиоративным товариществам,
занимающим участки под оросительные каналы;
д) под подъездные
пути, трубопроводы, элеваторы, зерносклады, пункты по заготовке сена, соломы,
конопли, льна, пеньки и хлопка, мельницы и крупорушки, нефтесклады, а также под
товарные склады общего пользования, состоящие в ведении органов транспорта,
включенных в прямое сообщение;
е) для удовлетворения жилищно
- строительных, хозяйственных и культурных нужд рабочих и служащих
транспорта.
В этих случаях подлежащим органам
транспорта возмещаются лишь их расходы по содержанию и обслуживанию участка, на
основании специальных соглашений, в соответствии со средними расходами по
однородным участкам.
В случае недостижения
соглашения о размере указанных расходов спорный вопрос разрешается по заявлению
одной из сторон соответствующим органом государственного арбитража.
14. Вопросы
общегородского благоустройства, связанные с землями, предоставленными
транспорту, в пределах городской или поселковой черты, согласовываются
органами, указанными в ст. 1, с подлежащими местными советами, причем всякого
рода строительство на землях, предоставленных транспорту в пределах городской
черты (постройка жилых домов, административных зданий, фабрик, мастерских,
технических сооружений и пр.), должно производиться в соответствии с
существующей планировкой города или имеющимися предположениями относительно
городского строительства и может осуществляться не иначе, как по
соглашению с городскими органами коммунального хозяйства.
Председатель ЦИК Союза ССР
М.КАЛИНИН
Заместитель Председателя
СНК Союза ССР
Я.РУДЗУТАК
Секретарь ЦИК Союза ССР
А.ЕНУКИДЗЕ