СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 1934 года
О ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ СССР
Совет народных комиссаров Союза ССР и
Центральный комитет ВКП(б) устанавливают, что
преподавание географии в начальной и средней школе страдает существенными
недостатками, крупнейшими из которых являются отвлеченность и сухость
изложения, недостаточность физико-географического материала, слабая
ориентировка по карте, перегрузка преподавания и учебников по географии
статистико-экономическим материалом и общими схемами, вследствие чего учащиеся
выходят из школы, не обладая зачастую элементарными географическими познаниями.
Для устранения указанных недостатков СНК
Союза СССР и ЦК ВКП(б) считают необходимым
пересмотреть программы и учебники по географии для начальной и средней школы,
предложив наркомпросам союзных республик
руководствоваться следующими положениями:
1. В преподавании географии в начальной
школе (3 и 4 классы) обеспечить закрепление в памяти учащихся основных
географических названий (стран, рек, морей, гор, городов и т.п.) и прочное
знание графической карты в пределах, установленных программой, добившись
большей наглядности, доступности, популярности и занимательности изложения.
2. В преподавание географии в средней
школе внести следующие изменения:
а) в программе 5 класса ограничиться
физической географией и сохранить установленный объем программы, но упростить
содержание, приспособив его к возрасту учащихся 5 класса;
б) в программе 6 класса сосредоточиться
на физико-географическом обзоре частей света (Европа, Азия, Америка, Африка,
Австралия), с добавлением основных сведений о важнейших государствах по каждой
части света (политический строй, народное хозяйство и т.д.), сократив и
упростив учебный материал применительно к возрасту учащихся этого класса;
в) в программе 7
класса оставить общий физико-географический обзор СССР, значительно увеличив
его объем, а также обзор СССР по республикам, краям и областям с тем, чтобы
решительно упростить и разгрузить учебный материал программы от экономических и
статистических подробностей и одновременно расширить в этих обзорах
географическую характеристику каждой из республик, краев и областей (описание
рек, озер, морей, климата, флоры и фауны,
характеристики населения крупнейших городов, железнодорожных и шоссейных дорог
и т.д.);
г) по программе 8 класса экономическую
географию СССР преподавать таким образом, чтобы, предпослав в начале обзор
размещения производительных сил СССР и состояния народного хозяйства, дать
затем подробную экономико-географическую характеристику каждого района;
д) в программу 9 класса ввести
экономическую географию капиталистических стран.
3. Подготовить новые учебники по
географии к июню 1935 года, для чего утвердить следующих авторов:
а) Терехов П.Г. и Эрдели В.Г. - учебник
по элементарной географии для 3 и 4 классов начальной школы (в 2 частях);
б) профессор Барков А.С. и профессор Половинкин А.А. - учебник по физической географии для 5
класса;
в) Варжанский
С.Л. - учебник по географии частей света и важнейших стран (без СССР) для 6
класса;
г) профессор Баранский
Н.Н. - учебник по физической географии СССР для 7 класса;
д) профессор Баранский
Н.Н. - учебник по экономической географии СССР для 8 класса;
е) Витвер И.А.
- учебник по экономической географии капиталистических стран для 9 класса.
4. Предложить Наркомпросу
РСФСР и ОГИЗу издать в помощь учителям географии
хрестоматию по географии, методику преподавания географии, библиографический
указатель книг и географический журнал для учителей.
5. Предложить наркомпросам
союзных республик, начиная с 1934 года, издать небольшую серию книг для
занимательного чтения учащихся по географии (биографии великих
путешественников, рассказы из жизни отдельных стран и народов, популярные
описания важнейших путешествий и т.п.).
6. Предложить ОГИЗу
и картотресту обеспечить издание по заявкам наркомпросов географических карт, атласов, картин, таблиц и
других учебных пособий по географии.
Председатель СНК СССР
В.МОЛОТОВ
Секретарь ЦК ВКП(б)
И.СТАЛИН