ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
N 109
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
N 2413
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 1934 года
О ПЕРЕДАЧЕ ЛОЦМАНСКОЙ СЛУЖБЫ
В ВЕДЕНИЕ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Центральный Исполнительный Комитет и
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:
I.
1. Сосредоточить в ведении Народного
комиссариата водного транспорта лоцманскую службу как
в пределах морских торговых портов, так и на подходах к этим портам.
2. В соответствии с этим обязать Народный
комиссариат обороны Союза ССР передать Народному комиссариату водного
транспорта в порядке и в сроки, установленные по соглашению между ними:
а) весь личный состав государственных
морских лоцманов и обслуживающий их персонал;
б) имущество и плавучие средства,
принадлежащие лоцманской службе;
в) специальные средства Народного
комиссариата обороны Союза ССР от поступлений лоцманского сбора, включая и
аварийный фонд, со всем активом и пассивом;
г) продовольственные фонды, отпущенные
для лоцманской организации до конца 1934 года.
3. Обязать Народный комиссариат обороны
Союза ССР обеспечить по мере надобности, на условиях, устанавливаемых по
соглашению с Народным комиссариатом водного транспорта, размещение лоцманов на
приемных маяках и в других помещениях Народного комиссариата обороны Союза ССР,
не передаваемых Народному комиссариату водного транспорта.
II.
4. Внести нижеследующие изменения в
законодательство Союза ССР:
А. Дополнить п. "е" ст. 2
"Положения о Народном комиссариате водного транспорта" (С.З. СССР,
1934, N 29, ст. 221-б) следующими словами:
"организует и осуществляет
лоцманскую службу на подходах к морским торговым портам Союза ССР и в пределах
вод этих портов;"
Б. Изложить часть 1 ст. 10 и ст. ст. 11,
12, 13 "Положения о портовых сборах и плате за услуги, оказываемые в
портах Союза ССР" от 19 февраля 1926 г. (С.З. СССР, 1926, N 12, ст. 85;
1929, N 69, ст. 645, п. 4; 1931, N 36, ст. 264, п. 3, лит.
"б"; 1932, N 24, ст. 149, п. 8) в следующей
редакции:
"10. Ставки корабельного и
лоцманского сборов устанавливаются Народным комиссариатом водного транспорта по
соглашению с народными комиссариатами внешней торговли, финансов Союза ССР и
иностранных дел, а ставки грузового сбора - Народным комиссариатом водного
транспорта по соглашению с народными комиссариатами внешней торговли и финансов
Союза ССР".
"11. Корабельный, грузовой и
лоцманский сборы взимаются управлениями морских торговых портов. В тех
погрузочных пунктах, где управление порта не имеет своих органов, взимание этих
сборов возлагается на таможенные учреждения".
"12. Корабельный, грузовой и
лоцманский сборы поступают в распоряжение управлений морских торговых
портов".
"13. 10% поступлений лоцманского
сбора зачисляются в аварийный фонд данного порта для возмещения убытков по
авариям, происшедшим по вине лоцманов данного порта".
В. Изложить Приложение V к Кодексу
торгового мореплавания Союза ССР (С.З. СССР, 1929, N 41, ст. 366; 1931, N 36,
ст. 264, п. 3 лит. "в")
в прилагаемой редакции.
Г. Отменить приложение VI к Кодексу
торгового мореплавания Союза ССР (С.З. СССР, 1929, N 41, ст. 366).
Д. Отменить ст. 1 Постановления СНК Союза
ССР от 31 мая 1931 г. "О специальных средствах Народного комиссариата по
военным и морским делам по "конскому фонду" и по фонду лоцманской
службы" (С.З. СССР, 1931, N 36, ст. 264). В заголовке того же
Постановления исключить слова "и по фонду лоцманской службы".
Председатель ЦИК Союза ССР
М.КАЛИНИН
Заместитель Председателя
СНК Союза ССР
В.КУЙБЫШЕВ
Секретарь ЦИК Союза ССР
А.ЕНУКИДЗЕ
Приложение
к Постановлению
ЦИК и СНК Союза ССР
от 17 октября 1934 г. N 109/2413
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ МОРСКИХ ЛОЦМАНАХ
(Приложение V к Кодексу торгового мореплавания
Союза ССР)
I. Организация
лоцманской службы
1. Проводка судов на подходах к морским
торговым портам Союза ССР и в пределах вод этих портов осуществляется
исключительно государственными морскими лоцманами.
Районы лоцманской проводки как
обязательной, так и необязательной, устанавливаются Народным комиссариатом
водного транспорта и публикуются в "Извещениях мореплавателям".
2. В государственные морские лоцманы
зачисляются лица, обладающие судоводительским званием не ниже капитана малого
плавания и выдержавшие, притом, испытание в знании лоцманского дела в
определенном районе.
Правила и порядок испытания
устанавливаются Народным комиссариатом водного транспорта.
3. Государственные морские лоцманы
подчинены начальникам соответствующих портов.
4. Лоцманская служба содержится по сметам
управлений соответствующих портов. Поступления лоцманского сбора, штрафов и
платы, предусмотренных ст. ст. 24 - 28, обращаются в доход управлений портов.
5. Помимо заработной платы лоцманы могут
получать премиальное вознаграждение за успешную проводку судов в порядке,
устанавливаемом Народным комиссариатом водного транспорта.
6. Внутренний распорядок службы
государственных морских лоцманов устанавливается начальником порта.
7. За аварии, причиненные по вине
государственных морских лоцманов, отвечает государство с тем, однако, что эта
ответственность ограничивается размерами аварийного фонда по данному порту,
образуемого из 10% отчислений от сумм лоцманского сбора.
Иск о возмещении убытков в таких случаях
может быть предъявлен исключительно в судебных и арбитражных органах Союза ССР
и союзных республик, по принадлежности, к начальнику порта, которому подчинен
лоцман.
II. Обязанности
государственных морских лоцманов
8. Государственные морские лоцманы
выполняют следующие обязанности:
а) осуществляют проводку судов (ст. 1);
б) участвуют в производстве промеров;
в) наблюдают за состоянием и
правильностью ограждения фарватеров;
г) наблюдают во время проводки судов за
тем, чтобы не производились фотографические съемки проходимой местности и
промеры фарватера иными снарядами, кроме ручного лота;
д) наблюдают во время проводки судов за
тем, чтобы балласт и угольный мусор не выбрасывались на фарватерах, рейдах и в
гаванях.
9. В случае несчастия с судном в районе
лоцманской службы, лоцманы данного района обязаны оказывать судну посильную
помощь.
10. Лоцманы осуществляют проводку судов
днем и ночью, кроме тех случаев, когда вследствие темноты, тумана, снежной
метели и неблагоприятной погоды невозможно вести судно.
11. Лоцманам воспрещается без ведома таможни и органов пограничной охраны перевозить с
судна или на судно людей, грузы и всякого рода иные предметы.
12. Лоцманы обязаны немедленно сообщать
капитану порта о всяких переменах на фарватерах, о
всех замеченных ими нарушениях правил судоходства, а также о всех случаях
аварий с проводимым судном.
13. Лоцманам воспрещается сообщать
посторонним лицам о знаках, приметах и особенностях фарватера.
14. Лоцманы должны быть при исполнении
служебных обязанностей в форменной одежде установленного Народным комиссариатом
водного транспорта образца.
III.
Взаимоотношения государственных морских лоцманов
с капитанами судов
15. Лоцман обязан являться на судно
немедленно по вызову капитана.
Капитан обязан принимать все необходимые
меры к скорейшему и безопасному приему лоцмана на судно и к сохранению в
целости его шлюпки.
16. При входе на судно лоцман предъявляет
капитану особый бланк установленной Народным комиссариатом водного транспорта
формы.
На этом бланке капитан за своей подписью
записывает: название судна, его флаг, осадку и чистую регистровую вместимость,
состояние компаса, главной судовой машины (машин) и механизмов по управлению
судном, а также точное время и место принятия лоцмана.
При спуске лоцмана капитан, указав на
этом бланке время и место спуска, свидетельствует за своей подписью о
благополучной проводке лоцманом судна и указывает сумму, внесенную им лоцману
или причитающуюся к уплате за проводку, а также заносит, если сочтет нужным,
свои замечания относительно обстоятельств, касающихся проводки лоцманом судна.
17. Лоцману воспрещается, без согласия
капитана, оставлять судно ранее, чем он поставит его на якорь, или ошвартует в
безопасном месте, или выведет в море, или будет сменен другим лоцманом.
18. Присутствие лоцмана на судне не
снимает с капитана ответственности по управлению судном.
19. В случае отлучки капитана с
командного мостика, он обязан указать лоцману лицо, ответственное за управление
судном во время его отсутствия.
20. В случае требования капитана вывести
судно в море, несмотря на заявление лоцмана о невозможности идти в море, спор
разрешается начальником порта.
21. В случае,
если капитан, приняв на судно лоцмана, не будет следовать его указаниям или
потребует вести судно, когда лоцман находит к тому препятствия, последний имеет
право в присутствии третьего лица отказаться от ответственности за последствия.
22. При обнаружении лоцманом со стороны
капитана судна намерения нарушить какое-либо из правил плавания в районе
проводки судна, лоцман обязан предупредить капитана о неправильности его
действий.
В случае нарушения капитаном означенных
правил, лоцман при первой возможности должен сообщить об этом портовому
надзору.
23. Капитан обязан безвозмездно снабжать
находящегося на судне лоцмана и сопровождающего его лоцманского ученика пищей
наравне с командным составом судна, а также отвести им отдельное помещение.
24. Капитан, неверно объявивший осадку
судна или его чистую регистровую вместимость, подвергается штрафу в размере
двукратной ставки причитающегося с него лоцманского сбора, независимо от общей
по закону ответственности за последствия, которые могут произойти из-за его
неверных показаний.
25. Капитан идущего с моря судна,
вызвавший лоцмана и по прибытии последнего отказавшийся от его услуг, обязан
уплатить полностью сумму лоцманского сбора, причитающуюся за проводку, для
которой лоцман был вызван.
26. Капитан судна обязан уплатить особое
вознаграждение, размеры которого устанавливаются в порядке ст. 10
"Положения о портовых сборах и плате за услуги, оказываемые в портах Союза
ССР", в случаях:
а) когда лоцман будет вызван на стоящее в
порту судно, которое затем не снимается с якоря или швартовов в назначенное
время, и
б) когда лоцман задерживается во время
проводки свыше 2 часов вследствие необходимости догрузки, отгрузки или выгрузки
судна, неисправности судовых механизмов, ожидания полной воды и т.п.
обстоятельств, не имеющих характера действия непреодолимой силы.
27. В случае увоза лоцмана за пределы его
района, капитан обязан возместить ему стоимость обратного проезда и, сверх
того, уплатить за каждые сутки пребывания вне пределов района (считая со дня
оставления района по день предполагаемого возвращения лоцмана в пределы его
района) вознаграждение, указанное в предыдущей статье.
28. В случае, когда судно, приведенное
лоцманом, становится в карантин, капитан обязан уплатить лоцману за каждые
сутки задержания его в карантине вознаграждение, указанное в ст. 26.