СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 1935 г. N 232
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ СОЮЗА ССР
Совет Народных Комиссаров Союза ССР
постановляет:
1. Устав железных дорог Союза ССР
утвердить и ввести в действие с 15 марта 1935 года (см. Приложение).
2. Установить, что воинские и почтовые
перевозки по железным дорогам общего пользования и по железнодорожным путям
необщего пользования производятся на основании особых положений, утверждаемых
Советом Народных Комиссаров Союза ССР.
3. Предложить Народному Комиссариату
Путей Сообщения все изменения, дополнения и разъяснения Устава и издаваемых в
его развитие правил публиковать в "Сборнике правил перевозок и тарифов
железнодорожного транспорта Союза ССР".
Изменение и разъяснение предусмотренных
Уставом правил путем распоряжений и приказов, не публикуемых в указанном
"Сборнике", запретить.
4. Предложить Народному Комиссару Путей
Сообщения не позднее 10 марта 1935 года утвердить предусмотренные настоящим
Уставом правила.
5. С введением в действие Устава железных
дорог Союза ССР отменить:
а) Устав железных
дорог Союза ССР от 24 мая 1927 года (С.З. СССР, 1927, N 30, ст. 307 и 308;
1928, N 8, ст. 70; 1929, N 18, ст. 151; 1930, N 5, ст. 55, N 32, ст. 349, п. 9,
N 34, ст. 373, п. 1, N 42, ст. 443; 1931, N 1,
ст. 8, п. 4, лит. "а",
N 2, ст. 25; 1932, N 13, ст. 71, п. 6, N 20, ст. 121, разд. I, N 29, ст. 187;
1933, N 9, ст. 49, N 54, ст. 322);
б) Постановление СТО от 25 ноября 1929 г.
"О планировании массовых перевозок" (С.З. СССР, 1929, N 74, ст. 715);
в) Постановление СНК Союза ССР от 28
марта 1930 г. "О порядке приема крупных грузов частных лиц" (С.З.
СССР, 1930, N 21, ст. 236);
г) Постановление СТО от 7 октября 1930 г.
"О местных погрузочно-разгрузочных комиссиях" (С.З. СССР, 1930, N 51,
ст. 542, N 58, ст. 621; 1931, N 1, ст. 14; 1932, N 24, ст. 149, п. 22);
д) Постановление СНК Союза ССР от 2
декабря 1931 г. "О порядке производства погрузочно-разгрузочных работ на
железных дорогах" (С.З. СССР, 1931, N 69, ст. 462);
е) Постановление СНК Союза ССР от 15 мая
1932 г. "О расчетах клиентуры с железными дорогами за перевозки
грузов" (С.З. СССР, 1932, N 37, ст. 226);
ж) Постановление СНК Союза ССР от 25
сентября 1932 г. "О воспрещении органам обобществленного сектора
предъявления мелких претензий по железнодорожным перевозкам" (С.З. СССР,
1932, N 70, ст. 427);
з) Постановление СТО от 28 октября 1932
года "Об ускорении продвижения по железным дорогам и водным путям товаров
широкого потребления" (С.З. СССР, 1932, N 76, ст. 467; 1933, N 4, ст. 29);
и) Постановление СНК Союза ССР от 11
октября 1933 года "О штрафах за простой вагонов" (С.З. СССР, 1933, N
63, ст. 383);
к) Постановление СНК Союза ССР от 15
февраля 1934 г. N 272 "О полном использовании подъемной силы и вместимости
подвижного состава железных дорог при перевозке
грузов";
л) утвержденное СНК Союза ССР 28 апреля
1934 года "Положение об ответственности железных дорог и клиентуры за
несвоевременное выполнение государственного плана погрузки и разгрузки"
(С.З. СССР, 1934, N 24, ст. 188).
Председатель СНК Союза ССР
В.МОЛОТОВ
Управляющий Делами
СНК Союза ССР
И.МИРОШНИКОВ
Утвержден
Советом Народных Комиссаров
Союза ССР
УСТАВ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ СОЮЗА ССР
I. Общие положения
1. Основной обязанностью железных дорог
является выполнение государственного плана грузовых и пассажирских перевозок.
2. Органы железнодорожного транспорта и
клиентура обязаны организовать плановые перевозки с наименьшей затратой
материальных средств транспорта, обеспечить
сохранность грузов.
3. Порядок выполнения государственного
плана перевозок, права, обязанности и ответственность железных дорог,
выполняющих перевозки, а также организаций и лиц, пользующихся железнодорожным
транспортом, - определяются настоящим Уставом.
4. Настоящий Устав распространяется на
перевозки грузов, пассажиров и багажа по железным дорогам Союза ССР, открытым
для общего пользования.
Перевозка грузов, пассажиров и багажа по
железнодорожным путям необщего пользования производится на основании положения
об этих путях.
Перевозки грузов, пассажиров и багажа по
строящимся железным дорогам до окончательной сдачи этих дорог в эксплоатацию
производятся на основании особых правил, утверждаемых Народным Комиссаром Путей
Сообщения.
5. Железные дороги принимают к перевозке
грузы, пассажиров и багаж на тех станциях и до тех станций, которые открыты для
производства соответствующих операций. Перечень таких станций публикуется в
"Сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта Союза
ССР". Порядок открытия и закрытия станции для этих операций, а также
порядок определения объема и времени совершения операций устанавливаются
Народным Комиссаром Путей Сообщения.
6. В смешанном сообщении с участием
других видов транспорта грузы, пассажиры и багаж перевозятся по правилам,
утверждаемым Советом Труда и Обороны.
7. Железным дорогам предоставляется право
организовать доставку грузов и багажа до склада получателя.
Железные дороги имеют право производить
транспортно-экспедиционные операции и открывать для этой цели транспортные
конторы. Положение о транспортных конторах и правила производства железными
дорогами транспортно-экспедиционных операций утверждаются Народным Комиссаром
Путей Сообщения.
Народный Комиссар Путей Сообщения может
установить особый порядок приема грузов железными дорогами от
транспортно-экспедиционных предприятий других ведомств и передачи грузов этим
предприятиям.
8. Размеры платы за перевозку грузов,
пассажиров и багажа по железным дорогам, а также размеры сборов за
дополнительные операции устанавливаются в порядке, предусмотренном положением о
Тарифном Комитете при Народном Комиссариате Путей Сообщения. В этом же порядке
устанавливаются правила исчисления тарифных расстояний.
II. Перевозки
грузов
9. Грузы принимаются железными дорогами к
перевозке по плану.
Годовые, квартальные и месячные планы
перевозок по всей железнодорожной сети составляются Народным Комиссариатом
Путей Сообщения и утверждаются Советом Труда и Обороны.
При Народном Комиссариате Путей Сообщения
и при начальниках железных дорог, в качестве совещательных органов, состоят
постоянные совещания по перевозкам: в Народном Комиссариате Путей Сообщения -
из представителей народных комиссариатов, и на дорогах - из представителей
местных исполнительных комитетов и хозяйственных органов.
Правила составления планов перевозок
утверждаются Советом Народных Комиссаров Союза ССР.
10. План перевозок разделяется на две
категории; к первой категории относятся грузы общегосударственного значения,
планируемые Народным Комиссариатом Путей Сообщения в централизованном порядке;
ко второй категории относятся грузы местного значения, планируемые начальниками
железных дорог.
Номенклатура планируемых грузов первой
категории утверждается Советом Народных Комиссаров Союза ССР.
11. В плане предусматривается норма
перевозок в количестве вагонов для каждой группы грузов по утвержденной
номенклатуре. Для металла, угля, кокса, руды, флюсов и соли норма перевозок
предусматривается планом в тоннах.
12. На основании месячного плана
перевозок каждому отдельному отправителю предоставляется месячная плановая
норма перевозок. При этом главной задачей Народного Комиссариата Путей
Сообщения и его местных органов является безусловное и стопроцентное выполнение
плана перевозок грузов первой категории.
По грузам первой категории плановая
месячная норма предоставляется начальником дороги на основании утвержденного
плана перевозок, по указаниям народных комиссариатов и центральных учреждений
Союза ССР, на которые правительством возложено распределение норм перевозок
данного груза.
По грузам второй категории плановая
месячная норма распределяется между отдельными отправителями начальником дороги
после предварительного обсуждения в организованном при нем постоянном совещании
по перевозкам.
Станции отправления, назначения и
получатели грузов первой и второй категории
устанавливаются непосредственно отправителями.
13. Народному Комиссариату Путей
Сообщения предоставляется право исключать из представляемых отправителями
планов перевозки, вызывающие нерациональное использование перевозочных средств
железных дорог (встречные, излишне дальние и на коротких - до 30 километров -
расстояниях), с немедленным уведомлением заинтересованных народных
комиссариатов и центральных учреждений. Предельная дальность перевозки
отдельных видов грузов устанавливается в необходимых случаях Советом Труда и
Обороны.
Виновные в нерациональном использовании
транспорта подлежат уголовной или дисциплинарной ответственности.
14. Прием к перевозке грузов мелкими
отправками производится в пределах особых суточных норм, выделяемых начальником
дороги в плане грузов второй категории. За счет этих норм обеспечивается и
погрузка мелких отправок в сборно-раздаточные вагоны.
Для отправителей, регулярно предъявляющих
к перевозке мелкие отправки, адресованные в разные пункты, начальником дороги
может устанавливаться на крупных станциях отдельная норма.
15. Прием к перевозке грузов мелкими
отправками производится по предварительным заявкам отправителей личным
распоряжением начальника станции.
Предварительные заявки на мелкие отправки
подаются не ранее чем за 5 суток и не позднее чем
накануне дня ввоза груза. Порядок приема этих заявок устанавливается
начальником дороги, который ежемесячно определяет также и род грузов (по мелким
отправкам), принимаемых к перевозке в первую очередь.
16. Отправитель имеет право использовать
предоставленную ему по грузам первой и второй категории норму (ст. 12) для
перевозки этих грузов мелкими отправками, со
включением этих мелких отправок в месячный план.
В этом случае допускается погрузка
отправителем в один вагон отправок, адресованных на разные станции назначения,
при условии пробега вагона не менее 300 километров до первой станции отгрузки.
Начальник дороги имеет право уменьшить указанное предельное расстояние пробега.
17. В месячных планах перевозок по
железнодорожным и водным путям, утверждаемых в установленном порядке, для каждой
железной дороги и каждого пароходства особо выделяются плановые нормы перевалки
грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.
Перевалка всех без исключения грузов
прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения, в том числе грузов, принимаемых
к перевалке мелкими партиями, производится в пределах этих норм.
Плановые нормы перевалки грузов,
выделенные в месячных планах перевозок, распределяются начальниками
соответствующих железных дорог и пароходств между перевалочными станциями, пристанями
и портами.
По грузам, следующим с воды на железную
дорогу, месячная норма перевалки, в пределах утвержденного для пароходства
плана, предоставляется каждой пристани или порту начальником железной дороги по
согласованию с начальником пароходства.
По грузам, следующим с железной дороги на
воду, месячная норма перевалки, в пределах утвержденного для дороги плана,
предоставляется каждой станции начальником пароходства по согласованию с
начальником железной дороги.
В пределах норм перевалки железные дороги
и пароходства обязаны обеспечить первоочередную подачу вагонов и тоннажа для
следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении грузов первой
категории (по номенклатуре, установленной для железных дорог).
Порядок перевалки грузов, подачи и использования
вагонов и тоннажа, а также использования складских помещений и открытых
площадок устанавливается по каждому перевалочному пункту особым узловым
соглашением между пристанью или портом и станцией.
18. Перевозка грузов в принадлежащих
клиентуре или арендованных ею вагонах как со своим
локомотивом, так и с локомотивом дороги в план не включается.
Такая перевозка разрешается начальником
дороги в зависимости от наличия пропускной и провозной способности.
Предоставление клиентуре в аренду вагонов
из парка, выделенного дороге для выполнения плана перевозок, воспрещается.
19. Выполнение погрузки по месячному
плану производится или в порядке, указанном в самом плане, или в порядке,
устанавливаемом на основе плана специальными договорами между начальником дороги
и отправителями грузов.
В целях большей согласованности в работе
станций и предприятий по выполнению плана погрузки грузоотправитель обязан
подавать начальнику станции за три дня до наступления каждой
пятидневки заявку о погрузке с календарным расписанием по дням погрузки
в течение пятидневки.
В соответствии с месячным планом
начальник отделения эксплоатации дает станциям на каждую пятидневку приказ -
задание на погрузку. Начальник станции указывает каждому отправителю день
погрузки. Для мелких отправок день погрузки указывается начальником станции при
ввозе груза (ст. 15).
20. Запрещение погрузки грузов в
определенных направлениях может производиться распоряжением начальника дороги в
случаях стихийных явлений или нарушений и аварий, вызвавших перерыв движения, с
немедленным уведомлением Народного Комиссариата Путей Сообщения, который и
устанавливает срок действия запрещения. Во всех остальных случаях запрещение
погрузки может производиться только распоряжениями Народного Комиссара Путей
Сообщения с немедленным извещением об этом заинтересованных народных
комиссариатов и центральных учреждений Союза ССР. В случае необходимости
запретить погрузку на срок свыше трех дней Народный Комиссар Путей Сообщения
должен получить на это согласие Председателя Совета Народных Комиссаров Союза
ССР.
21. Изменение пункта отправления груза
допускается в пределах отделения эксплоатации с согласия начальника отделения
по заявлению отправителя, которое должно быть получено начальником отделения не
позднее чем за два дня до наступления пятидневки.
22. Увеличение или уменьшение
предусмотренной месячным планом нормы погрузки воспрещается. Замена одного рода
груза другим допускается начальником дороги лишь в пределах отдельных групп
грузов, предусмотренных номенклатурой плана перевозок, утвержденного Советом
Труда и Обороны. Замена предусмотренного планом рода подвижного состава
допускается начальником дороги при погрузке груза в порожнем направлении; при
этом замена крытого подвижного состава открытым допускается лишь в отношении грузов,
для которых такой род перевозки предусмотрен соответствующими правилами.
Виновные в представлении заведомо
преувеличенных заявок или в последующем отказе от погрузки вследствие таких
заявок привлекаются к уголовной ответственности.
23. Дорога имеет право, при наличии груза
у отправителя, производить, в пределах установленного общего плана, сгущение
погрузки для создания маршрутов и укрупненных перевозок, а также восполнять
недогрузы по плану.
При предоставлении месячной плановой
нормы начальник дороги устанавливает обязательное для отправителя количество
маршрутов. План маршрутизации по направлениям устанавливается начальником
дороги по согласованию с отправителем.
Сгущение погрузки для создания
укрупненных перевозок и для восполнения недогрузов производится начальником
дороги с обязательным учетом максимальной перерабатывающей технической
способности погрузочных пунктов отправителя. Сгущение погрузки производится при
средне-суточной плановой норме до 50 вагонов - в
пределах двойного размера нормы, во всех остальных случаях - в пределах
полуторного размера средне-суточной нормы.
Сгущение погрузки, превышающее указанные
выше пределы, может производиться лишь с предварительного согласия отправителя.
О намеченном на предстоящую пятидневку
сгущении погрузки дорога предупреждает отправителя за сутки до наступления
пятидневки.
О подаче вагонов сверх установленной
планом суточной нормы станция предупреждает отправителя не позднее 14 часов
кануна дня подачи.
Недодача вагонов по плану, восполненная
дорогой, зачитывается в счет выполнения дорогой месячного плана данного
отправителя.
Вагоны, поданные сверх плановой нормы без
предупреждения отправителя и последним не загруженные, не зачитываются в счет
выполнения плана подачи вагонов.
24. Начальник станции может разрешить
ввоз груза ранее наступления назначенного дня погрузки (ст. 19).
Такие грузы принимаются в пределах
вместимости складочных помещений, предназначенных для хранения отправляемых
грузов.
25. Железная дорога по требованию
грузоотправителя может предоставить ему во временное пользование для
складывания грузов свободные участки станционных земель. Помещенные на этих
участках грузы не считаются принятыми железной дорогой к перевозке и охраняются
грузоотправителем.
Порядок предоставления земельных участков
определяется "Положением о землях, предоставленных транспорту",
утвержденным ЦИК и СНК Союза ССР 7 февраля 1933 г. (С.З. СССР, 1933, N 12, ст.
66-б).
26. Складочные помещения, принадлежащие
клиентуре железных дорог, могут быть по соглашению с
последними приписаны к станциям. Из приписанных складов грузы предъявляются к
отправке по особым правилам, утверждаемым Народным Комиссаром Путей Сообщения.
27. В случаях, когда погрузка в определенных
направлениях или в определенные пункты запрещена в порядке ст. 20 и п.
"б" ст. 49, начальники дороги дают распоряжение станциям о
прекращении приема к перевозке грузов, адресованных в этих направлениях и в эти
пункты.
Объявления об этом вывешиваются на
станциях у товарных касс немедленно по получении распоряжения начальника
дороги, но во всяком случае не позднее чем за 6 часов
до прекращения приема грузов.
Все такие объявления заносятся станцией в
особую книгу.
28. Принятые к перевозке грузы перевозятся
по кратчайшему направлению.
При наличии затруднений в продвижении
грузов по кратчайшим направлениям, а также для наиболее целесообразного
использования транспортных средств могут устанавливаться обязательные кружные
направления в порядке, определяемом Народным Комиссаром Путей Сообщения.
Провозная плата и прочие железнодорожные
сборы при перевозке грузов в установленных кружных направлениях взимаются за
расстояние, действительно пройденное грузом, если кружное направление указано
станцией отправления в накладной.
Случаи и порядок обязательного
направления грузов не железнодорожным, а водным путем устанавливаются Советом
Труда и Обороны.
29. Одновременно с предъявлением груза к
перевозке отправитель вручает дороге накладную, которая сопровождает груз на всем
пути его следования. Груз считается принятым к перевозке с того момента, когда
он принят станцией отправления вместе с накладной и отправителем внесены
платежи, подлежащие уплате при отправлении груза.
Время приема груза к перевозке
удостоверяется наложением станционного штемпеля на накладной.
Правила пользования накладной, а также
документами, ее заменяющими, утверждаются Народным Комиссаром Путей Сообщения.
30. Накладная составляется и
подписывается отправителем. При отправке грузов учреждениями, предприятиями и
организациями на накладной, кроме наименования, печати или штемпеля
отправителя, указывается фамилия агента отправителя, подписывающего накладную.
Накладная должна быть составлена на имя
определенного получателя груза (адресата).
За верность внесенных в накладную
сведений отправитель отвечает по ст. ст. 76 и 77 настоящего Устава.
Железная дорога может проверять
правильность этих сведений.
По требованию отправителя ему выдается
квитанция в приеме груза к перевозке.
31. Грузы, нуждающиеся в таре для
предохранения при перевозке от утраты и порчи, должны предъявляться к перевозке
в исправной таре, обеспечивающей полную сохранность груза.
При предъявлении к перевозке такого груза
без тары, а также в неисправной или не соответствующей свойствам груза таре
железная дорога должна отказать в приеме груза. Об отказе в приеме груза
составляется, по требованию отправителя, акт.
При предъявлении груза к перевозке в
таре, имеющей такие недостатки, которые не вызывают опасения порчи или утраты
груза в пути, железная дорога может принять груз к перевозке лишь при условии
отметки в накладной и квитанции о недостатках тары.
Отметка в накладной о недостатках тары
обязательно подписывается отправителем.
В таком же порядке удостоверяется
обнаруженное при приеме неисправное состояние груза, допускаемого к перевозке
без тары.
Народный Комиссариат Путей Сообщения
может устанавливать случаи, когда, кроме отметки в накладной, требуется
обязательное составление акта.
32. Клиентура сдает груз железной дороге
по весу или поштучно, в зависимости от рода груза. При отсутствии весов вес
может определяться по обмеру. Железная дорога принимает грузы от клиентуры по
весу или поштучно.
Груз, погружаемый
со складов и путей железнодорожных станций, взвешивается железной дорогой и за
ее ответственностью; груз, отправляемый с подъездных путей, складов и
погрузочных пунктов необщего пользования, взвешивается отправителем или железной
дорогой по соглашению с отправителем.
Железная дорога указывает вес груза в
накладной в тех случаях, когда определение веса груза возложено на дорогу; в
остальных случаях вес груза указывает отправитель и ему предоставляется скидка
с провозной платы, установленная в тарифном порядке.
Железная дорога имеет право проверять
указанный отправителем вес груза.
Народный Комиссар Путей Сообщения может
устанавливать список грузов и пункты, где грузы принимаются к перевозке
исключительно по весу, указанному отправителем в накладной.
33. Погрузка и выгрузка грузов средствами
дороги производятся в следующих случаях:
а) на складах и иных грузохранилищах
общего пользования, состоящих в ведении железной дороги;
б) на складах и иных грузохранилищах, не
состоящих в ведении железных дорог (места необщего пользования), в пределах
грузового двора станции - в количестве, в среднем, не свыше 10 вагонов в сутки,
отправляемых одним отправителем или прибывающих в адрес одного получателя.
Указанное количество определяется из расчета месячного отправления или
прибытия.
Сбор за погрузку и выгрузку в случаях,
указанных в п. "а", устанавливается Тарифным Комитетом. Условия
погрузки и выгрузки и размер оплаты в случаях, указанных в п. "б",
устанавливаются особыми соглашениями дорог с отправителями и получателями.
34. Средствами отправителя и получателя
погрузка и выгрузка производятся в следующих случаях:
а) на местах необщего пользования за
пределами грузового двора станции;
б) на местах необщего пользования в
пределах грузового двора в количестве, в среднем, свыше 10 вагонов в сутки,
отправляемых одним отправителем или прибывающих в адрес одного получателя;
в) на местах общего
и необщего пользования - погрузка и выгрузка следующих грузов: 1) грузов
опасных, 2) грузов, перевозимых в навалку и насыпью и перевозимых наливом в
вагонах-цистернах, 3) грузов, перевозимых отправительскими маршрутами, 4)
грузов тяжеловесных (свыше 0,5 тонны в одном месте), 5) грузов, требующих для
погрузки и выгрузки специальных приспособлений, которых не имеется у железных
дорог, 6) грузов, перевозимых в
специальном подвижном составе отправителя или
получателя, 7) грузов, перевозимых при проводниках, и других грузов,
перевозимых по особым правилам.
Железным дорогам предоставляется право
принимать на себя погрузку и выгрузку, по особым соглашениям с отправителями и
получателями, в тех случаях, когда погрузка и выгрузка лежат на обязанности
отправителя и получателя.
Правила по применению ст. ст. 33 и 34, а
также сроки погрузки и выгрузки средствами отправителя и получателя для
различных категорий грузов устанавливаются Народным Комиссаром Путей Сообщения.
35. Во всех случаях, когда погрузка или
выгрузка производятся средствами отправителя и получателя, о времени подачи
вагонов под погрузку и выгрузку отправитель и получатель должны быть уведомлены
по телефону или иным способом (по правилам, устанавливаемым Народным Комиссаром
Путей Сообщения), а также путем вывешивания на станции у товарной кассы
объявления.
По истечении установленных сроков
погрузки или выгрузки железная дорога может освободить вагоны за счет
отправителя или получателя.
Учет простоя вагонов, подаваемых как на
станциях железных дорог, так и на подъездных путях под погрузку или выгрузку
средствами отправителя и получателя, ведется по номерам вагонов. Исключения из
этого правила устанавливаются Народным Комиссаром Путей Сообщения.
36. Сроки доставки грузов и порядок
исчисления сроков и их удлинения устанавливаются
Советом Труда и Обороны.
Течение срока доставки грузов начинается
с первой полуночи после приема груза к перевозке.
Если груз принят к перевозке от
отправителя ранее наступления дня погрузки, назначенного начальником станции,
то срок доставки его исчисляется с полуночи, следующей за днем, в который этот
груз должен быть погружен, о чем делается отметка в накладной.
Срок доставки считается выполненным, если
на станции назначения груз выгружен средствами железной дороги или вагон подан
под выгрузку средствами получателя до истечения установленного срока доставки.
37. Изменение станции назначения до
предъявления груза к перевозке допускается с разрешения начальника отделения
эксплоатации в пределах предусмотренной планом дороги назначения, в том же
направлении и не далее первоначального пункта назначения.
Изменение станции назначения в других
исключительных случаях может допускаться с личного каждый раз разрешения
начальника дороги, на которой груз получает другое назначение.
Изменение станции назначения груза,
принятого к перевозке или находящегося в пути, производится после взимания с
организации, потребовавшей такого хранения, штрафа в размере 300 рублей с
вагона. Эта организация обязана также урегулировать расчеты между отправителем,
первоначальным адресатом и фактическим получателем груза.
38. Отправителю груза предоставляется
право изменить указанного в накладной получателя груза. Заявления о таком
изменении подаются начальнику станции отправления.
Адресат груза, указанный в накладной,
может по прибытии груза на станцию назначения передать право на получение груза
другому получателю (ст. 44).
Кроме отправителя и адресата заменять
адресата другим получателем могут только организации, которым предоставлено
право такой замены на определенных станциях постановлением Совета Труда и
Обороны. Организация, потребовавшая изменения адресата, обязана урегулировать
расчеты между отправителем, первоначальным адресатом и фактическим получателем
груза.
Изменение первоначального адресата не
допускается, если оно связано с перенесением груза из первой категории во
вторую.
39. Отправитель может объявить ценность
предъявленного к перевозке груза. Объявленная ценность не должна превышать
действительной стоимости груза. В случае спора между отправителем и станцией
отправления стоимость груза определяется экспертизой, о чем составляется акт.
Народный Комиссар Путей Сообщения
определяет, какие грузы не принимаются к перевозке с объявленной ценностью, а
также какие грузы, в каких случаях и при каком способе перевозки принимаются не
иначе, как с объявленной ценностью.
За объявление ценности взимается особый
сбор, устанавливаемый Тарифным Комитетом.
40. На перевозимый груз отправитель может
налагать платеж. За отправление груза с наложенным платежом взимается особая
плата, устанавливаемая Тарифным Комитетом.
Правила о порядке производства операций
по наложенным платежам и о расчетах по этим платежам устанавливаются Народным
Комиссаром Путей Сообщения.
41. О прибывших грузах станция назначения
обязана немедленно вывесить у товарной кассы объявление или составить
справочный перечень.
В тех случаях, когда в накладной указан
адрес получателя, а также в случаях, когда получателем подано станции
назначения заявление с указанием адреса и способа посылки уведомления о
прибытии груза, станция назначения обязана послать такое уведомление в самый
день прибытия груза и, во всяком случае, не позднее 12 часов следующего дня.
За посылку уведомлений железная дорога
взимает сбор, устанавливаемый Тарифным Комитетом.
Если в указанных в настоящей статье
случаях железная дорога не уведомит получателя о прибытии груза, дорога
лишается права получить штраф за простой вагонов (ст. 78) и плату за хранение в
течение просроченных ею до посылки уведомления дней.
42. Прибывшие грузы хранятся на станции
назначения бесплатно в течение 24 часов.
Срок этот исчисляется с ближайшей
полуночи после выгрузки средствами железной дороги или с ближайшей полуночи
после подачи вагона под выгрузку средствами получателя. За хранение груза сверх
указанного срока взыскивается плата, устанавливаемая Тарифным Комитетом.
43. Провоз грузов оплачивается наличными
деньгами или чеками Государственного Банка при предъявлении груза к перевозке.
Порядок расплаты чеками устанавливается Народным Комиссариатом Путей Сообщения
по согласованию с Государственным Банком.
В случае невнесения отправителем провозных
платежей при сдаче груза к перевозке с отправителя взыскивается штраф в
размере, установленном Тарифным Комитетом, и отправление груза задерживается до
внесения платежей. Течение срока доставки в этом случае начинается с полуночи
после уплаты провозных платежей. По прошествии срока,
установленного Народным Комиссаром Путей Сообщения, не оплаченный при
предъявлении к перевозке груз подлежит ликвидации по правилам, установленным
для невостребованных грузов (ст. 46).
Причитающиеся железным дорогам платежи по
перевозке в части, не взысканной при отправлении, взыскиваются железной дорогой
с получателя при выдаче груза.
При перевозке экспортных грузов, а также
при перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении
допускается оплата провоза груза в порядке централизованных расчетов через
Государственный Банк.
Правила централизованных расчетов за
перевозку грузов устанавливаются Народным Комиссаром Путей Сообщения по
соглашению с Государственным Банком.
В случае невнесения в установленный срок
провозных платежей в порядке централизованных расчетов на задержанную сумму
начисляется пеня в размере 0,5% в день, а по истечении 10 дней просрочки в
уплате провозных платежей железная дорога вправе прекратить прием грузов к
перевозке от неисправного плательщика или в адрес неисправного плательщика.
44. Грузы выдаются на станции назначения
адресату, указанному в накладной (ст. 30). Переход права на получение груза к
другому получателю (ст. 38) должен быть удостоверен надлежащими документами.
Если Государственный Банк, согласно
кредитным правилам, воспретит выдачу груза получателю или его правопреемнику,
то передача груза на ответственное хранение получателю или на склады других
организаций, а также ликвидация груза производятся на основании соответствующих
законов и издаваемых Народным Комиссаром Путей Сообщения, по согласованию с
Государственным Банком Союза ССР, правил.
Вместе с грузом получателю выдается
накладная. Если расчеты за перевозки производятся в централизованном порядке,
то получателю, по его требованию, вместо накладной выдается копия накладной.
45. Получатель может требовать, чтобы на
станции назначения были проверены вес и состояние груза.
За проверку веса и состояния груза
железная дорога взыскивает сбор в размере, установленном Тарифным Комитетом, в
случае, если при перевеске не окажется недостачи веса, превышающей норму
естественной убыли.
Изъятия из настоящей статьи могут
устанавливаться Народным Комиссаром Путей Сообщения.
Дорога обязана проверить на станции
назначения вес груза, прибывшего в неисправном вагоне или в вагоне с
неисправными пломбами.
46. Груз, не востребованный в течение 5
суток после выгрузки средствами дороги или после подачи вагона под выгрузку
средствами получателя, подлежит ликвидации.
Порядок оценки и ликвидации
невостребованных и бездокументных грузов устанавливается особым постановлением
Совета Народных Комиссаров Союза ССР.
Передача грузов хозяйственным и общественным
организациям железнодорожного транспорта воспрещается, кроме предметов верхнего
строения пути и железнодорожного оборудования. Виновные в такой передаче
привлекаются к уголовной ответственности.
Для отдельных категорий грузов и
получателей срок хранения может удлиняться или сокращаться распоряжением
Народного Комиссара Путей Сообщения.
47. Из вырученных от ликвидации груза денег причитающиеся железной дороге по данному грузу платежи
удерживаются преимущественно перед всеми другими взысканиями, обращенными на
груз. Остающаяся часть этих денег выдается:
а) получателю - в случае представления им
справки об оплате стоимости груза;
б) отправителю - во всех остальных
случаях.
Не востребованные в течение 6 месяцев со
дня ликвидации груза деньги поступают в доход казны по смете Народного
Комиссариата Путей Сообщения.
Железная дорога может взыскивать с
отправителя в установленном порядке причитающуюся ей провозную плату и плату за
хранение не более чем за 20 дней в части, недовырученной при ликвидации груза.
48. Народный Комиссар Путей Сообщения
устанавливает особые сроки обязательного вывоза со станции нижеследующих
грузов:
а) подверженных скорой порче;
б) грузов, для хранения которых требуется
устройство специальных помещений или отвод значительных площадей земли;
в) грузов, продолжительное хранение
которых в отношении пожарном или санитарном либо по громоздкости их будет
признано недопустимым;
г) грузов, выкупленных, но не вывезенных
со станции.
По истечении установленных сроков грузы
считаются невостребованными и подлежат ликвидации (ст. 46).
49. В случаях чрезмерного накопления
грузов на станции назначения начальник железной дороги может:
а) увеличивать плату за хранение грузов
до пятикратного, а с разрешения Народного Комиссара Путей Сообщения, до
десятикратного размера и увеличивать штрафы за простой вагонов, задержанных
свыше 48 часов сверх установленных сроков, до двукратного, а с разрешения
Народного Комиссара Путей Сообщения - до трехкратного размера;
б) запрещать на срок не более двух суток
погрузку в адрес данной станции (кроме внеклассных станций) всех или некоторых
грузов, с обязательным уведомлением Народного Комиссара Путей Сообщения и с
опубликованием в печати по месту нахождения станции; запрещение погрузки в
адрес станции на срок более двух, но не более пяти суток, а также всякое
запрещение погрузки в адрес внеклассных станций (в пределах пяти суток) может
производиться лишь с разрешения Народного Комиссара Путей Сообщения;
в) устанавливать обязательный для
клиентуры порядок вывоза прибывших грузов средствами транспортных предприятий,
причем привлечение средств транспортных предприятий
осуществляется по соглашению с ними либо по постановлению в каждом отдельном
случае краевого или областного исполнительного комитета или совета народных
комиссаров соответствующей республики.
Начальник станции в случаях чрезмерного
накопления прибывающих грузов имеет право:
1) передавать прибывшие грузы в склады
общего пользования для хранения за счет отправителя или получателя, а в
случаях, предусмотренных законом, передавать их на ответственное хранение
получателям;
2) использовать для разгрузки прибывающих
вагонов свободные склады других владельцев, расположенные на станционной
территории. Использование этих складов производится по соглашению с владельцами
либо по постановлению краевого или областного исполнительного комитета или
совета народных комиссаров соответствующей республики.
Указанные меры приводятся в исполнение не
ранее суток после того, как будет вывешено об этом объявление на станции или
сделана публикация в местной газете.
Объявления о принятых мерах и сроках их
действия заносятся станцией в особую книгу.
50. За грузы, реквизированные или
конфискованные во время перевозки, провозную плату железной дороге уплачивают
учреждения, производящие реквизицию или конфискацию, однако при конфискации - в
размере не свыше той суммы, которая будет выручена при ликвидации этих грузов в
установленном порядке.
51. Народный Комиссар Путей Сообщения
может устанавливать дополнительные условия для
перевозки следующих грузов:
а) грузов опасных;
б) грузов, обладающих специальными
свойствами (навалочных, насыпных, скоропортящихся, внегабаритных и т.п.);
в) мелких отправок, подлежащих
объединению в более крупные партии в интересах рационального использования
подвижного состава;
г) грузов, перевозимых отправительскими
маршрутами;
д) грузов, перевозимых пассажирскими
поездами и товарными экспрессами;
е) грузов, перевозимых в контейнерах, в
специальном подвижном составе, а также в большегрузных вагонах.
52. Перечень грузов, прием которых к
перевозке от всех или некоторых отправителей воспрещен, устанавливается:
а) Народным Комиссаром Путей Сообщения -
по несоответствию груза техническим устройствам железных дорог;
б) Советом Труда и Обороны - во всех остальных
случаях.
III. Перевозка
пассажиров и багажа
53. Пассажирское движение производится
согласно расписанию.
54. Каждый пассажир обязан иметь
проездной билет. Сроки действительности проездных билетов и порядок продажи их,
правила проезда пассажиров, провоза ручной клади и перевозки багажа, а также
порядок наложения взысканий за нарушение этих правил - устанавливаются Народным
Комиссаром Путей Сообщения.
55. Пассажир при проезде имеет право:
а) получить место в вагоне в соответствии
с приобретенным билетом;
б) провозить вместе с собой бесплатно
одного ребенка в возрасте не свыше 5 лет, если он не занимает отдельного места;
в) провозить бесплатно ручную кладь в
пределах норм, установленных Народным Комиссаром Путей Сообщения.
Забота о целости и сохранности ручной
клади лежит на самих пассажирах.
Если пассажиру не предоставлено место, он
может отказаться от поездки и потребовать возврата уплаченных за билет денег,
кроме случаев проезда в пригородных поездах.
Железная дорога обязана принять меры,
обеспечивающие необходимые удобства для пассажиров и культурное обслуживание их
во время пребывания на станции и в пути.
За нарушение правил перевозки, посадки и
высадки пассажиров агенты железных дорог подлежат ответственности в
дисциплинарном, а в подлежащих случаях - в уголовном порядке.
56. Багаж перевозится в том же поезде, в
котором едет пассажир, согласно билету, предъявленному при сдаче багажа. Багаж,
сданный к перевозке в пригородных поездах, должен быть отправлен с ближайшим
поездом, с которым установлена перевозка багажа.
Пассажир может при сдаче багажа объявить
его ценность. За объявление ценности багажа взимается особый сбор, размер
которого устанавливается Тарифным Комитетом.
На станции назначения багаж хранится
бесплатно в течение суток, считая с ближайшей полуночи после прибытия. Если
пассажир не востребует багажа в течение 30 суток, багаж подлежит ликвидации.
Указанный срок хранения может сокращаться распоряжением Народного Комиссара
Путей Сообщения для отдельных станций при загруженности складских помещений. В
этих случаях распоряжением Народного Комиссара Путей Сообщения может также
повышаться не более чем в два раза плата за хранение багажа.
Перечень предметов, перевозка которых
багажом не допускается по техническим условиям погрузки и перевозки в багажных
вагонах или же по опасности их для пассажирского движения, устанавливается
Народным Комиссаром Путей Сообщения. Им же утверждаются правила приема,
хранения и выдачи багажа.
В крупных пунктах железные дороги
организуют при пассажирских вокзалах камеры для хранения ручной клади и багажа.
57. Невостребованный багаж, а также
предметы, забытые или утерянные на станциях железных дорог, в вагонах и на
путях, не взятые в течение 30 дней утратившими их лицами, подлежат ликвидации в
порядке, установленном для невостребованных грузов (ст. 46).
58. Железной дороге предоставляется право
взимать с лиц, не имеющих проездных пассажирских билетов, особый сбор за вход
на пассажирскую платформу (перронный сбор). Размер сбора устанавливается
Тарифным Комитетом.
IV. Ответственность
железной дороги, грузоотправителей,
грузополучателей и пассажиров
59. Железная дорога несет имущественную
ответственность перед грузополучателями, грузоотправителями и пассажирами, а
грузополучатели, грузоотправители и пассажиры - перед железной дорогой на
основании настоящего Устава и изданных в развитие его правил.
60. Всякие предварительные соглашения
железной дороги с пассажирами, отправителями или получателями грузов, имеющие
целью изменение или устранение ответственности, возложенной на железную дорогу,
пассажиров, отправителей или получателей грузов, считаются недействительными, и
всякие отметки об этом в накладной, не предусмотренные правилами, не имеют
силы.
61. Работники транспорта, а также
работники учреждений, предприятий и организаций и отдельные граждане за
нарушение настоящего Устава и изданных в его развитие правил несут уголовную,
административную и дисциплинарную ответственность в случаях, когда такого рода
ответственность предусмотрена законом.
62. За невыполнение установленных
месячным планом перевозок норм погрузки отправитель и железная дорога несут
денежную ответственность (помимо дисциплинарной и уголовной ответственности,
которой в соответствующих случаях подвергаются лица, виновные в невыполнении
плана).
Штраф за неподачу вагонов дорогой по
плану перевозок, а также за непогрузку клиентурой поданных вагонов или отказ от
назначенных по плану вагонов устанавливается в следующем размере:
а) за крытый двухосный вагон и за
двухосную платформу - по 25 рублей с вагона или платформы;
б) за двухосную цистерну, изотермический
вагон и прочий двухосный специальный подвижной состав - 50 рублей с вагона или
цистерны.
Четырехосный вагон (платформа, цистерна)
любого типа грузоподъемностью менее 50 тонн считается за два двухосных вагона.
Четырехосный вагон (платформа, цистерна)
любого типа грузоподъемностью в 50 тонн и выше при расчете по штрафам за
невыполнение плана считается за три двухосных вагона.
Штраф за недогруз по вине дороги, а также
за недогруз или отказ клиента от погрузки металла, угля, флюсов, кокса, руды и
соли взимается в размере 1,5 рубля с каждой тонны.
При неподаче вагонов под маршруты и
недогрузе маршрутов, кроме штрафа за невыполнение плана, взыскивается штраф с
виновной стороны в пользу другой стороны за срыв маршрута в размере 300 рублей.
63. Отправитель освобождается от уплаты
предусмотренного ст. 62 штрафа в тех случаях, когда погрузка грузов не могла
быть осуществлена:
а) по причине явлений стихийного
характера: пожара, заносов на подъездных железнодорожных путях, наводнений, а
также аварий на предприятиях, вызвавших прекращение производства на срок не
менее трех суток;
б) при прекращении погрузки грузов и
подачи вагонов под погрузку в порядке, указанном в ст. 20 и п. "б"
ст. 49;
в) при неиспользовании вагонов, поданных
отправителю сверх плановой нормы в порядке сгущения погрузки без
предварительного предупреждения или без согласия отправителя, когда такое
согласие требуется (ст. 23).
Штраф, уплачиваемый отправителем,
уменьшается на одну треть в тех случаях, когда отправитель предупредит дорогу о
неиспользовании вагонов за двое суток до дня погрузки.
64. Железная дорога освобождается от
уплаты предусмотренного в ст. 62 штрафа в следующих случаях:
а) при наличии явлений стихийного характера:
пожара, заносов, наводнений;
б) при прекращении погрузки и подачи
вагонов под погрузку в порядке, указанном в ст. 20 и п. "б" ст. 49;
в) при задержке отправителем вагонов под
выгрузкой; в этом случае железная дорога освобождается от штрафа за неподачу
того количества вагонов, которое было задержано под выгрузкой или не могло быть
подано под погрузку по этой причине;
г) при восполнении дорогой в течение
планового месяца недодач за отдельные дни (ст. 23).
65. Наличие обстоятельств, освобождающих
отправителя и железную дорогу от штрафа, отмечается в учетном по выполнению
плана документе, который подписывается начальником станции и отправителем
каждый день. При отказе или уклонении от подписания учетного документа
составляется акт.
66. По окончании месяца начальник станции
не позднее 10 числа составляет и сообщает отправителю расчет по причитающимся
железной дороге и отправителю суммам штрафа.
Для отправителей, производящих массовую
погрузку на разных станциях дороги, распоряжением начальника дороги может
устанавливаться централизованный порядок расчета по штрафам через Управление
дороги. В этих случаях дорога обязана сообщить месячный итог расчета
отправителю и станции не позднее 25 числа следующего месяца.
Причитающиеся железной дороге или
отправителю, согласно расчету, суммы подлежат уплате в пятидневный срок.
67. Железная дорога несет полную
ответственность за сохранность принятого к перевозке груза с
момента принятия груза к перевозке до выдачи его получателю или до
передачи его, согласно установленным правилам, другому предприятию или
учреждению.
68. Железная дорога не отвечает за утрату
или повреждение принятого к перевозке груза, если утрата или повреждение
произошли:
а) вследствие явлений стихийного
характера;
б) вследствие особых естественных свойств
перевозимого груза, вызвавших его поломку, ржавчину, внутреннюю порчу и т.п.
последствия;
в) по вине или неосторожности отправителя
или получателя;
г) по причинам, связанным с погрузкой или
выгрузкой груза, если погрузка или выгрузка производились средствами
отправителя или получателя;
д) вследствие перевозки на открытом
подвижном составе груза, допускаемого по правилам к такой перевозке, если
утрата или повреждение произошли по причинам, связанным с этим способом
перевозки;
е) вследствие того, что проводник
отправителя, сопровождающий груз, не принял необходимых для сохранения груза
мер;
ж) вследствие недостатков тары, если груз
в такой таре был принят к перевозке по требованию отправителя с отметкой в
накладной согласно ст. 31;
з) вследствие естественной убыли веса
груза при его перевозке по железной дороге в пределах норм, устанавливаемых
Советом Труда и Обороны.
Железная дорога обязана доказать, что
утрата или повреждение груза произошли по причинам, указанным в пунктах
"а", "б", "в" и "д". Предъявитель
претензии или иска обязан доказать, что утрата или повреждение груза не связаны
с обстоятельствами, указанными в пунктах "г", "е",
"ж" и "з".
Железная дорога может быть освобождена от
ответственности за недостачу веса, если докажет, что недостача веса не явилась
результатом утраты или повреждения груза железной
дорогой.
Если груз был погружен средствами
отправителя и прибыл в исправном вагоне за исправными пломбами станции
отправления, клиент обязан доказать, что недостача веса явилась результатом
утраты или повреждения груза железной дорогой.
69. За ущерб, причиненный при перевозке
груза, железная дорога уплачивает возмещение в следующих размерах:
а) за утрату груза - по действительной
стоимости утраченного груза;
б) за повреждение
груза - в сумме, на которую понизилась его стоимость;
в) за утрату груза, сданного к перевозке
с объявленной ценностью, - в размере объявленной ценности, а в случае, если
железная дорога докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость,
- в размере действительной стоимости.
При полной или частичной утрате груза
внесенные железной дороге платежи за перевозку возвращаются соразмерно
утраченной части груза.
В тех случаях, когда возмещаемая
стоимость груза определена по ценам места назначения или по
ценами, установленным для реализации груза (ст. 70), внесенная провозная плата
не возвращается.
Получатель и отправитель могут отказаться
от принятия поврежденного груза только в том случае, когда качество груза
вследствие его повреждения изменилось настолько, что он не может быть
использован соответственно своему первоначальному назначению.
Если получатель груза не уплатил
наложенного платежа, то из причитающегося ему вознаграждения за утрату груза
удерживается сумма наложенного платежа, которая уплачивается отправителю.
В случае использования железной дорогой
для своих нужд каких-либо грузов, принятых к перевозке и принадлежащих
клиентуре, виновные привлекаются к уголовной ответственности, а железная дорога
возмещает стоимость груза в двойном размере.
За утраченный
железной дорогой подвижной состав, принадлежащий клиенту, дорога по требованию
последнего обязана предоставить ему соответствующий подвижной состав во
временное бесплатное пользование впредь до розыска утраченного вагона или дать
взамен другой соответствующий вагон.
70. Стоимость груза, подлежащая
возмещению, удостоверяется акцептованным счетом, в котором должны быть указаны
номера накладных, относящихся к утраченному грузу. При отсутствии такого счета
стоимость определяется исходя из следующих элементов:
а) отпускной цены промышленности или
заготовительной организации;
б) стоимости тары по прейскурантным
ценам;
в) бюджетной наценки - в тех случаях,
когда такая наценка установлена по данной группе товаров и фактически уплачена;
г) суммы действительных расходов по
доставке груза к станции железной дороги, по экспедиции и погрузке или 10%
стоимости груза, если указанные расходы не могут быть подтверждены документами.
Стоимость импортных грузов определяется
по их цене, установленной для реализации соответствующих импортных товаров в
пределах Союза ССР.
Стоимость экспортных грузов определяется
по их отпускной цене, устанавливаемой на основании соответствующих справок
Народного Комиссариата Внешней Торговли или его местных органов.
Стоимость грузов, принадлежащих отдельным
гражданам, определяется по продажным розничным ценам государственных и
кооперативных предприятий в том месте и в то время, где и когда груз подлежал
выдаче.
При невозможности определить
действительную стоимость груза способами, указанными в настоящей статье,
стоимость устанавливается экспертизой.
71. Перебор всякого рода платежей за
перевозку подлежит возврату, а недобор - уплате.
Распоряжением железной дороги недобор
может быть покрыт за счет перевода и других платежей, причитающихся тому же
клиенту.
После выдачи груза получателю недобор
взыскивается только с грузополучателя.
72. За просрочку в
доставке груза железная дорога уплачивает грузополучателю штраф в размере: 10%
провозной платы за просрочку не свыше одной десятой срока доставки, 20%
провозной платы за просрочку более одной десятой, но не свыше двух десятых
срока доставки, 30% провозной платы за просрочку более двух десятых, но не
свыше трех десятых срока доставки, 40% провозной платы за просрочку более трех
десятых, но не свыше четырех десятых срока доставки, 50% провозной платы за
просрочку, превышающую четыре десятых срока доставки.
Если срок доставки груза менее пяти
суток, железная дорога уплачивает по <...>% за просрочку каждых суток, но не более 50% провозной платы.
Если грузополучатель понес убытки от
просрочки в доставке груза, то вместо штрафа железная дорога уплачивает по его
требованию вознаграждение в размере доказанных убытков. Однако это
вознаграждение не может превышать сумму провозной платы, указанной в тарифных
расчетных таблицах.
Если доставка груза просрочена более чем
на 30 суток, а для грузов скоропортящихся - свыше срока, устанавливаемого
Народным Комиссаром Путей Сообщения, то грузополучатель вправе считать груз
утраченным и потребовать возмещения за пропажу груза.
Перерыв движения по пути следования груза
или другие обстоятельства, освобождающие железную дорогу от ответственности за
срочность доставки груза, удлиняют этот срок, но не более чем до 90 суток.
Грузополучатель
лишается права на получение штрафа или вознаграждения за убытки в результате
просрочки в доставке груза, если он не вывезет прибывшего с просрочкой груза в
течение трех суток после объявления или посылки уведомления дорогой о прибытии
груза (ст. 41), а в случаях, когда железная дорога не обязана уведомлять
получателя, - в течение трех суток после выгрузки груза железной дорогой или
после подачи вагона под выгрузку средствами
получателя.
Лишение права взыскания штрафа за
просрочку не применяется, если уведомление о прибытии груза не послано по вине
железной дороги.
73. За нарушение объявленного станцией
срока или расписания подачи вагонов под погрузку или выгрузку (ст. 35) железная
дорога уплачивает штраф в размере, устанавливаемом Тарифным Комитетом.
74. За задержку выдачи выгруженного или
поданного для выгрузки груза свыше 4 часов по предъявлении требования о выдаче
груза железная дорога уплачивает грузополучателю штраф в таком же размере,
какой установлен за простой вагонов (ст. 78). Этот штраф уплачивается только за
то время, в течение которого задержана выдача груза с момента предъявления
требования получателем.
В случае предъявления требования о выдаче
груза менее чем за 4 часа до закрытия станции указанный 4-часовой срок
удлиняется на время перерыва в работе станции.
Задержка выдачи груза удостоверяется
актом, в котором должна быть указана продолжительность задержки.
75. Перед отправителем, не получившим
наложенного платежа, дорога несет ответственность:
а) в случае выдачи груза получателю, не
внесшему наложенного платежа, - в сумме наложенного платежа;
б) в случае утраты груза в пути - в
размере наложенного платежа, но не свыше стоимости утраченного груза.
76. За предъявление груза, запрещенного к
перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с
неправильным указанием наименования или свойств груза,
взыскивается штраф в размере, устанавливаемом Тарифным Комитетом, а также все
причиненные железной дороге убытки. Независимо от взыскания штрафа, виновные в
незаконном предъявлении к перевозке запрещенных грузов привлекаются к уголовной
ответственности.
77. За неправильное указание
грузоотправителем в накладной сведений, вызывающих уменьшение провозной платы,
взыскивается, независимо от дополнительной оплаты, штраф в размере, устанавливаемом
Тарифным Комитетом.
78. За задержку вагонов под погрузкой и
выгрузкой средствами отправителя и получателя свыше
установленных сроков взыскивается штраф.
В тех случаях, когда вагоны задержаны под
выгрузкой на складе и подъездном пути получателя сверх установленного срока,
штраф взыскивается как за вагоны, находящиеся под выгрузкой, так и за вагоны,
задержанные на путях станции назначения в ожидании подачи под выгрузку.
При простое нормальных крытых двухосных
вагонов и платформ сверх нормы штраф уплачивается в следующем размере:
от 1 до 12 часов - по 1 рублю за
вагоно-час,
от 13 до 24 часов - по 2 рубля за
вагоно-час,
от 25 до 36 часов - по 4 рубля за
вагоно-час,
свыше 36 часов - по 6 рублей за
вагоно-час, считая неполный час простоя за полный.
Отправитель и получатель получают премию
за досрочно освобожденный и фактически переданный дороге подвижной состав по 1
рублю за вагоно-час.
Сумма штрафа за простои цистерн и
изотермических вагонов повышается в два раза.
Четырехосный вагон (платформа, цистерна)
грузоподъемностью менее 50 тонн считается за два двухосных, а грузоподъемностью
в 50 тонн и выше - за три двухосных.
Штраф не взыскивается за простой вагонов,
поданных дорогой в количестве, превышающем максимальную перерабатывающую
техническую способность погрузочных и выгрузочных пунктов отправителя.
Излишек вагонов, образовавшийся в течение
суток вследствие такой подачи, для исчисления штрафных сумм зачисляется на
следующие сутки.
Штраф за простой вагонов взыскивается
независимо от штрафа за невыполнение плана погрузки.
Виновные в задержке вагонов под погрузкой
и выгрузкой привлекаются к дисциплинарной, а в подлежащих случаях - к уголовной
ответственности.
79. За недогруз вагона до технической
нормы погрузки с отправителя взыскивается штраф в размере, устанавливаемом
Тарифным Комитетом.
Технические нормы погрузки для разных
грузов и типов подвижного состава устанавливаются Народным Комиссариатом Путей
Сообщения.
В тех случаях, когда технические нормы не
установлены, штраф взыскивается за недогруз до полной вместимости или до полной
подъемной силы, указанной на вагоне.
За перегруз сверх подъемной силы,
указанной на вагоне, при погрузке средствами отправителя, с последнего
взыскивается штраф в размере, устанавливаемом Тарифным Комитетом.
Отправитель обязан по требованию железной
дороги выгрузить весь излишек груза из вагона. Железная дорога может произвести
выгрузку своими средствами за счет отправителя.
Железная дорога не имеет права требовать
выгрузки излишка, если перегруз превышает 0,5 тонны для вагонов с подъемной
силой до 18 тонн и 1 тонны - для вагонов с подъемной силой свыше 18 тонн. В
таких случаях штраф не взыскивается.
80. Взимание с клиентуры штрафов,
предусмотренных ст. ст. 78 и 79, производится через кредитные учреждения в бесспорном
порядке (без предварительного акцепта).
81. За повреждение частей вагона при
погрузке или выгрузке средствами отправителя или получателя отправитель или
получатель уплачивает штраф в размере пятикратной стоимости поврежденных
частей, которая определяется по расценочной ведомости, утвержденной Народным
Комиссаром Путей Сообщения. Независимо от этого в подлежащих случаях виновные
привлекаются к уголовной ответственности.
В случае, если
повреждение подвижного состава произошло вследствие аварий или нарушений,
связанных с движением поездов на подъездных путях, стоимость поврежденных
частей возмещается в двойном размере.
82. Помимо штрафов, отправитель обязан
возместить железной дороге убытки, происшедшие вследствие перегруза,
повреждения подвижного состава или вследствие неправильной погрузки или
упаковки груза.
83. За неочистку вагонов после выгрузки,
произведенной средствами получателя, последний уплачивает штраф в пользу дороги
в размере 10 рублей с вагона. При подаче под погрузку неочищенного вагона дорога
уплачивает штраф в размере 10 рублей с вагона в пользу отправителя, который
обязан очистить и загрузить вагон в установленный срок.
84. Железная дорога не принимает от
получателей недослитых и неочищенных цистерн, причем получатель уплачивает
штраф в размере 50 рублей с цистерны за каждый час простоя с момента
обнаружения недослива или неочистки до полного слива или очистки цистерн.
Недослитые и неочищенные цистерны,
поданные дорогой отправителю, не зачитываются в счет выполнения дорогой плана
перевозок. Равным образом не зачитываются в счет выполнения дорогой плана
перевозок в прямом сообщении поданные отправителю вагоны, негодные для
следования в прямом сообщении.
85. За неприложение к накладной
документов, необходимых для исполнения административных и таможенных правил,
возмещаются понесенные вследствие этого дорогой расходы
и взыскивается штраф за простой вагонов.
86. Если груз не был востребован, то всю
ответственность, предусмотренную в предыдущих статьях, перед железной дорогой
несет отправитель.
Если груз был востребован получателем в
порядке, установленном законом, то перед железной дорогой отвечает получатель.
При этом получатель может взыскать на
общем основании с отправителя все уплаченные им железной дороге, вследствие
неправильных действий отправителя, штрафы и сборы, а также расходы и убытки.
87. За непредоставление пассажиру,
имеющему плацкарту, места в указанном в плацкарте поезде железная дорога,
помимо возврата уплаченных за билет денег (ст. 55), уплачивает пассажиру штраф
в размере, устанавливаемом Тарифным Комитетом.
88. За неправильное удаление пассажира из
поезда железная дорога обязана уплатить пассажиру стоимость билета в
соответствующем поезде и вагоне за неиспользованное расстояние, а также штраф в
размере, устанавливаемом Тарифным Комитетом.
Железная дорога не отвечает перед
пассажиром за последствия несвоевременного отхода или прихода поезда, но
обязана продлить действие проездного билета на соответствующий срок.
89. За сохранность багажа, принятого к
перевозке, железная дорога несет ответственность согласно ст. ст. 67, 68 и 69 с
тем, однако, что за утрату багажа железная дорога уплачивает возмещение по
нормам, устанавливаемым Советом Народных Комиссаров Союза ССР.
За опоздание в доставке багажа железная
дорога уплачивает штраф в размере, устанавливаемом Тарифным Комитетом.
90. За предъявление к перевозке багажом
предметов, перевозка которых багажом запрещена (ст. 56), отправитель уплачивает
штраф в размере, устанавливаемом Тарифным Комитетом, а в подлежащих случаях
привлекается к уголовной ответственности.
V. Акты, претензии
и иски
91. Обстоятельства, могущие служить
основанием для материальной ответственности железной дороги и клиентуры при
железнодорожной перевозке, как правило, удостоверяются актами. Порядок
составления актов и порядок удостоверения обстоятельств, не требующих
составления актов, устанавливается Народным Комиссариатом Путей Сообщения.
Указанные обстоятельства не могут служить
основанием для предъявления претензии, если они не удостоверены указанным выше
способом.
92. Право на предъявление к железной
дороге претензий и исков имеют:
а) в случае полной утраты груза:
отправитель или получатель груза - при
условии представления квитанции,
получатель - при условии представления
справки об оплате стоимости груза и справки железной дороги об отправке груза;
б) в случае частичной утраты или
повреждения груза, просрочки в доставке или задержки к выдаче груза -
получатель, при условии представления накладной или, при оплате перевозки в
порядке централизованного расчета, копии накладной;
в) в случае утраты или повреждения
багажа:
при полной утрате багажа - предъявитель
багажной квитанции,
во всех остальных случаях - предъявитель
акта о частичной утрате или повреждении багажа;
г) в случае перебора - отправитель или
получатель, в зависимости от того, кто представит накладную, а при оплате
перевозки в порядке централизованного расчета - организация, оплатившая
перевозку;
д) в случае выдачи груза без оплаты
наложенного платежа - отправитель.
За выдачу справок об отправлении грузов
железная дорога взимает сбор в размере, устанавливаемом Тарифным Комитетом.
93. Не допускается предъявление претензий
по недоборам, переборам и просрочкам на сумму менее 10 рублей по каждой
накладной.
Не допускается предъявление претензий об
уплате недобора по тем грузовым перевозочным документам, по которым общая сумма
причитающихся, согласно тарифам, платежей и сборов не превышает 50 рублей, а
также предъявление претензий по переборам и просрочкам в тех случаях, когда
общая сумма взымаемых по документам платежей не превышает 50 рублей.
Если переборы или недоборы имели
систематический характер, то указанные выше ограничения права предъявления
мелких претензий не применяются.
94. Передача права на
предъявление претензий и исков другим организациям или лицам не допускается, за
исключением случаев передачи такого права отправителем получателю или
получателем отправителю, а также случаев передачи права на предъявление
претензий и исков учреждениям, предприятиям и организациям, входящим в систему
того же ведомства, к которому принадлежит получатель или отправитель груза.
Переуступочной надписи на документах не требуется.
95. Заявления о претензиях, вытекающих из
перевозки грузов, пассажиров и багажа, адресуются в Управление дороги
назначения.
В заявлении о претензии указываются
содержание и сумма требования. К заявлению прилагаются документы,
подтверждающие претензию.
Порядок рассмотрения претензий
устанавливается Народным Комиссаром Путей Сообщения.
96. Претензии к железным дорогам могут
быть заявлены в течение шестимесячного срока, за исключением претензий,
вытекающих из смешанных железнодорожно-водных и железнодорожно-водно-воздушных
перевозок, которые могут быть предъявлены в течение года.
В течение этих же сроков могут быть
предъявлены требования железных дорог к грузоотправителям, грузополучателям и
пассажирам об уплате штрафов и о возмещении убытков.
Указанные сроки исчисляются:
а) по вознаграждению за повреждение или
частичную утрату груза или багажа - со дня выдачи груза или багажа;
б) по вознаграждению за полную утрату
груза - со дня истечения сроков, указанных в ст. 72;
в) по вознаграждению за полную утрату
багажа - со дня истечения десяти суток после того дня, в который багаж должен
был прибыть на станцию назначения;
г) по переборам и недоборам: за отправки,
оплаченные в порядке централизованного расчета, - со дня получения от железной
дороги расчета по перевозке и накладной, а в остальных случаях - со дня выдачи
груза;
д) по просрочке в доставке груза - со дня
прибытия груза;
е) по взысканию штрафа за нарушение
перевозочных планов - по окончании пятидневного срока, установленного для
уплаты штрафных сумм;
ж) по взысканию штрафов за нарушение
установленных правил во время перевозки груза (с момента предъявления груза к
перевозке до его выдачи на станции назначения) - со дня выдачи груза;
з) во всех остальных случаях - со дня
наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.
Если претензия отклонена или оставлена
без ответа, заявителю предоставляется на предъявление иска 2 месяца со дня
получения ответа железной дороги или со дня истечения срока, установленного для
ответа железной дороги.
97. Железная дорога обязана рассмотреть
заявленную претензию и уведомить заявителя об ее удовлетворении или отклонении
в следующие сроки со дня получения претензии:
а) в течение двух месяцев - по всяким
претензиям, возникшим из перевозок местного сообщения;
б) в течение трех месяцев - по всяким
претензиям, возникшим из перевозок прямого сообщения;
в) в течение шести месяцев - по всяким
претензиям, возникшим из перевозок прямого смешанного железнодорожно-водного
сообщения;
г) в течение 45 дней - по претензиям о
переборах провозных платежей.
В случае полного или частичного
отклонения претензии дорога обязана в своем уведомлении указать причины
отклонения претензии и возвратить приложенные к заявлению документы.
В случае невозвращения этих документов
железная дорога уплачивает заявителю штраф в размере, устанавливаемом Тарифным
Комитетом.
98. На признанную сумму претензии или на
присужденную сумму иска железная дорога уплачивает проценты в размере,
устанавливаемом Советом Труда и Обороны.
Проценты начисляются по день перечисления
или уплаты денег, начиная со следующих сроков:
а) по претензиям за переборы провозных
платежей - со дня взыскания этих платежей;
б) по претензиям о возврате сумм,
вырученных от ликвидации груза или багажа, - со дня ликвидации груза или
багажа;
в) по всем остальным претензиям - со дня
предъявления претензии.
В таком же размере уплачивают проценты
грузоотправители, грузополучатели и пассажиры по предъявленным к ним железной
дорогой требованиям, возникшим из перевозки груза и багажа. В этих случаях
проценты начисляются со дня предъявления железной дорогой письменных требований
об уплате соответствующих сумм по день уплаты.
При возврате железной дорогой перебора в
течение месячного срока со дня выдачи груза, а также при оплате
грузоотправителем или грузополучателем недобора в течение того же срока со дня
получения извещения о недоборе проценты на выплаченные суммы не начисляются.
99. Иск к железной дороге может быть
предъявлен только в случае полного или частичного отказа железной дороги
удовлетворить претензию или же в случае неполучения от железной дороги ответа в
течение указанных в ст. 97 сроков.
Претензии о возврате переборов провозной
платы, а также об уплате премий за маршрутизацию, укрупнение отправок и
досрочное освобождение подвижного состава не подлежат судебному рассмотрению и
разрешаются Управлением железной дороги.
По претензиям о переборах и премиях на
сумму до 300 рублей решение начальника железной дороги является окончательным и
не может быть обжаловано. По претензиям о переборах и премиях на сумму более
300 рублей решение начальника железной дороги может быть обжаловано Народному
Комиссару Путей Сообщения. На решение последнего могут быть переданы также все
претензии о переборах и премиях, независимо от суммы, по которым железная
дорога не дала ответа заявителю в сроки, установленные ст. 97.
Решение Народного Комиссара Путей
Сообщения не может быть обжаловано. Однако, по требованиям заинтересованных
народных комиссаров и руководителей центральных управлений Союза ССР или
союзных республик, заявленным в течение шестимесячного срока, вопрос может быть
перенесен на окончательное разрешение Тарифного Комитета.
100. По всем спорам, вытекающим из
настоящего Устава, иски предъявляются исключительно в судебные учреждения по
месту нахождения Управления дороги назначения.
Однако, по соглашению председателя
Верховного Суда Союза ССР с Народным Комиссаром Путей Сообщения, может быть
установлена подсудность исков, предъявляемых к железным дорогам, не только суду
по месту нахождения Управления дороги назначения, но и другим судам. Перечень
таких судов публикуется во всеобщее сведение в "Сборнике правил перевозок
и тарифов железнодорожного транспорта Союза ССР".
Споры, вытекающие из договоров,
заключаемых железными дорогами с владельцами железнодорожных путей необщего
пользования, разрешаются Государственным Арбитражем при Совете Народных
Комиссаров Союза ССР.