СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 1935 г. N 1435
О ГЕНЕРАЛЬНОМ ПЛАНЕ РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДА МОСКВЫ
Стихийно развивавшаяся на протяжении
многих веков Москва отражала даже в лучшие годы своего развития характер
варварского российского капитализма. Узкие и кривые улицы,
изрезанность кварталов множеством переулков и тупиков, неравномерная застройка
центра и периферии, загроможденность центра складами
и мелкими предприятиями, низкая этажность и ветхость домов при крайней их
скученности, беспорядочное размещение промышленных предприятий,
железнодорожного транспорта и других отраслей хозяйства и быта - мешают нормальной
жизни бурно развивающегося города, в особенности городскому движению, и требуют
коренного и планомерного переустройства.
ЦК ВКП(б) и СНК
СССР устанавливают, что на основе решений июньского пленума ЦК ВКП(б) 1931 года
широко развернуты работы по реконструкции городского хозяйства Москвы,
благодаря чему жизненные условия трудящихся города значительно улучшены -
строительство метрополитена и канала Москва - Волга, расширение важнейших
центральных улиц и площадей, сооружение гранитных набережных и усовершенствованных
мостовых, общественных, жилых домов и школ, фабрик-кухонь и столовых
общественного питания, заводов механизированного хлебопечения и холодильников,
развитие теплофикации и упорядочение снабжения населения топливом, рост
водоснабжения, улучшение дела очистки города и т.д.
Огромные работы по реконструкции
городского хозяйства Москвы, производимые в настоящее время, еще больший размах
этих работ в ближайшем будущем придают твердому плану застройки
города исключительное значение, ибо широкое развертывание строительства
Москвы без единого плана может в дальнейшем чрезвычайно осложнить жизнь и
переустройство города.
ЦК ВКП(б) и СНК
СССР отвергают проекты сохранения существующего города, как законсервированного
музейного города старины, с созданием нового города за пределами существующего.
ЦК ВКП(б) и СНК СССР отвергают также предложения о
сломке сложившегося города и постройке на его месте города по совершенно новому
плану. ЦК ВКП(б) и СНК СССР считают, что при
определении плана Москвы необходимо исходить из сохранения основ исторически
сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путем решительного
упорядочения сети городских улиц и площадей. Важнейшими условиями этой
перепланировки являются: правильное размещение жилых домов, промышленности,
железнодорожного транспорта и складского хозяйства, обводнение города,
разуплотнение и правильная организация жилых кварталов с созданием нормальных,
здоровых условий жизни населения города.
ЦК ВКП(б) и СНК
СССР считают, что во всей работе по перепланировке города должно быть
достигнуто целостное архитектурное оформление площадей, магистралей,
набережных, парков с использованием при строительстве жилых и общественных
зданий лучших образцов классической и новой архитектуры, а также всех
достижений архитектурно-строительной техники. Холмистый рельеф Москвы,
Москва-река и Яуза, разрезающие город в разных направлениях, богатейшие парки
города - Ленинские горы, парк им. Сталина, Сокольнический парк, Останкинский, Покровско-Стрешневский с Химкинским водохранилищем - все
это позволяет объединить все разнообразие отдельных частей города, создать
подлинно социалистический город.
Исходя из этого, ЦК ВКП(б)
и СНК СССР постановляют:
Утвердить следующий генеральный план
реконструкции города Москвы на 10 лет и на ближайшие 3
года, представленный московскими организациями.
I. Планировка
города Москвы
1. При определении размеров и планировке
территории города Москвы исходить из Постановления июньского Пленума ЦК ВКП(б) 1931 года о нецелесообразности создания городов-гигантов
с нагромождением большого количества предприятий в сложившихся крупных
городских центрах и недопустимости строить в дальнейшем новые промышленные
предприятия в г. Москве.
В соответствии с этим ограничить пределы
роста г. Москвы и принять в основу расчетов роста территории города численность
городского населения примерно в 5 миллионов человек, с полным обслуживанием
бытовых и культурных потребностей этого населения (жилища, городской транспорт,
водоснабжение и канализация, школы, больницы, торговая сеть, столовые и т.д.).
2. Ввиду того, что территория г. Москвы в
современных границах (28,5 тыс. гектаров) переуплотнена застройками в отдельных
частях города, перенаселена и не обеспечивает нормального размещения растущего
населения города, признать необходимым постепенное расширение территории города
до 60 тыс. га.
Расширение
территории города Москвы произвести в первую очередь за счет прилегающих к
городу с юго-западной стороны земельных площадей, расположенных за Ленинскими
горами вдоль Москва-реки, от Кунцево до Ленино (б.
Царицыно), площадью в 16 тыс. га, как наиболее здоровой для жилья, высокой и
удобной по расположению пригородной территории.
Приступить к постепенной застройке нового
юго-западного района с проведением водопровода, канализации и других
коммунальных предприятий по обслуживанию населения. Построить к концу
десятилетия в этом районе новых жилых домов площадью в 1 миллион кв. метров.
Кроме того, расширение территории г.
Москвы производить также за счет земельных площадей, расположенных:
а) в восточной части города, в
направлении:
Измайлово, площадью около 2445 га,
Перово - Кусково 2400 га;
б) в юго-восточной части города, в
направлении:
Текстильщики, расположенные между
Рязанским шоссе и городом Люблино, площадью около 2730 га,
Люблино - площадью около 1635 га,
Новинки - Ногатино
площадью около 815 га;
в) в западной части города в направлении
с. Терехово, Мневники, Хорошево,
Щукино площадью 1700 га;
г) в северо-западной и северной частях города в направлении Тушино, Захарково,
Авиагородок, Ховрино, Лихоборы,
Медведково и др. площадью около 3100 га.
3. Закрепить за г. Москвой все намеченные
по генеральному плану для городской застройки пригородные территории, как
резервные земли города, подлежащие включению в городскую черту по мере их освоения
застройкой. Подчинить в административном отношении все населенные пункты,
находящиеся на этих территориях, Моссовету и обязать Моссовет ввести немедленно
те же правила отвода земельных участков для застройки этих территорий, какие
установлены для Москвы, а также принять практические меры к охране зеленых
насаждений и санитарному надзору на этих территориях.
Поручить Моссовету и Мособлисполкому
совместно с Наркомземом в трехмесячный срок
определить точные границы и порядок присоединения к городу резервируемых за гор. Москвой территорий, и предложения по этому вопросу
внести на утверждение СНК СССР.
За пределами этой территории создать лесо-парковый
защитный пояс в радиусе до 10 км, состоящий из равномерно расположенных крупных
лесных массивов, берущих свое начало в загородных лесах и служащих резервуаром
чистого воздуха для города и местом отдыха для населения. Приступить
к соединению этих зеленых массивов зелеными полосами с центром города по
следующим направлениям: а) от Сокольнического и Измайловского зеленых массивов
- по берегам Яузы; б) от Ленинских гор и парка им. Горького - вдоль набережной
Москва-реки; в) от Останкинского зеленого массива - по Самотеке и Неглинной. Помимо крупных массивов зелени на
территории города, приступить к образованию новых районных парков и бульваров.
Привести в полный порядок, с планировкой
и благоустройством, городские бульвары Садового и Бульварного кольца, парк
Ленинских гор, Измайловский парк им. Сталина, Сокольнический парк им. Бубнова, Красно-Пресненский, Останкинский парк и парк
Покровское-Стрешнево с расширением его и включением в
его состав Химкинского водохранилища.
4. Для обводнения
города максимально использовать волжскую воду, поступающую в результате
сооружения канала Волга - Москва, для чего создать два водных кольца: одно от Клязьминского водохранилища по Восточному каналу через
Измайловский парк, Текстильщики, Южный порт у Кожухово
по Москва-реке к Химкинскому водохранилищу, другое - внутригородское,
получаемое в результате сооружения Северного внутригородского канала,
соединяющего Химкинское водохранилище с рекой Яузой,
до Москва-реки.
5. Превратить набережные Москва-реки в основную магистраль города, с облицовкой
берегов реки гранитом и устройством вдоль набережных широких проездов-улиц со
сквозным на всем их протяжении движением.
Закончить постройкой к концу 1938 г.
гранитные набережные вдоль берегов реки Москвы в черте города от Шелепихи до Кожухово (46 км, не
считая 18 км уже построенных и строящихся в 1935 году) и устроить
асфальтированные проезды-улицы вдоль этих набережных с доведением их ширины до
40 - 50 метров.
Покрыть в течение трех лет гранитными
набережными берега Водоотводного канала на протяжении 8 км (включая строящиеся
набережные в 1935 году) с устройством асфальтированных проездов-улиц с доведением
их ширины до 25 - 30 метров.
Построить в течение трех лет набережные
вдоль берегов реки Яузы на протяжении 20 км и устроить вдоль набережных
асфальтированные проезды-улицы шириною 25 - 30 метров.
Развернуть
застройку в ближайшие 3 года домами и архитектурно оформить Красно-Пресненскую,
Смоленскую, Дорогомиловскую, Бережковскую,
Причальную, Котельническую, Ново-Спасскую и
Ростовскую набережные и в течение последующих лет десятилетия все остальные
набережные Москва-реки, Водоотводного канала и часть набережных реки Яузы от ее
устья до Садового кольца.
Спланировать и очистить от мелких
построек к 1937 г. территорию Лужников.
Снести к 1938 г. мелкие строения на
стрелке Водоотводного канала для постройки на этом месте монумента спасения
челюскинцев с соответствующим оформлением участка.
Провести работу по дренажу, укреплению
берегов и распланировке территории Ленинских гор.
Ввиду того, что набережные Москвы-реки и
Яузы после обводнения и облицовки их берегов гранитом, а также проведения
асфальтированных проездов станут лучшей по удобству для жизни частью города,
застройку их производить только жилыми и общественными зданиями.
6. Принимая в основу планировки города
исторически сложившуюся радиально-кольцевую систему улиц, дополнить ее системой
новых улиц, разгружающих центр от движения и позволяющих установить прямую
транспортную связь районов города между собой без обязательного проезда через
центр города.
Исходя из этого, параллельно набережным
создать новый проспект, идущий от площади им. Дзержинского к Дворцу Советов и
Лужникам и далее, по специально сооружаемому мосту с эстакадным подъездом к
нему, через Москва-реку и Ленинские горы в новый
юго-западный район.
Для продолжения начатых работ по пробивке
проспекта по направлению к Дворцу Советов расширить в 1936 году улицу Волхонку
на отрезке между улицей им. Фрунзе и Антипьевским
переулком и к 1937 г. снести жилой квартал, выходящий на фасад заканчиваемой к
этому времени строительством гостиницы Моссовета. Снести к моменту сооружения
Дворца Советов все промежуточные здания между Моховой и Манежной улицами, а
также между Волхонкой и Б. Каменным мостом. Предопределить застройку проспекта
зданиями правительственных учреждений, а также зданиями общественного и
научного характера.
7. Красную площадь расширить вдвое, а
центральные площади - им. Ногина, им. Дзержинского, им. Свердлова и Революции -
в 3-летний срок реконструировать и архитектурно оформить.
Территорию Китай-города освободить от
существующей мелкой застройки, за исключением отдельных крупных сооружений, и
вместо них построить несколько монументальных зданий государственного значения.
Высокий холмистый берег (Зарядье)
освободить от мелких построек с сооружением на этом участке монументального
здания Дома промышленности с оформлением сходов к реке.
8. В целях облегчения передвижения
как транспорта, так и пешеходов приступить к выпрямлению и расширению
существующих основных радиальных и кольцевых магистралей с доведением их ширины
не менее чем до 30 - 40 метров. Расширение улиц произвести за счет сноса
некоторых зданий и немедленной ликвидации клумб и газонов на улицах, а на
некоторых улицах также и деревьев, насаженных вдоль улиц, сужающих проезжую
ширину улиц и мешающих движению (например, на
Мещанской, Каляевской, Дорогомиловской,
Тульской и др.).
На всех пересечениях колец с радиальными
магистралями произвести сломку торцевых зданий,
закрывающих выходы бульваров, и образуемые площади архитектурно оформить.
Развернуть в течение десятилетия работы
по созданию трех сквозных пересекающих весь город широких улиц путем
соединения, спрямления и расширения ряда улиц и небольших проездов по следующим
направлениям:
Первое - от Измайловского парка до Ленинских
гор на новую юго-западную территорию с образованием на Ленинских горах
центрального городского парка и с использованием по этой трассе Б. Черкизовской
ул., Преображенской, Стромынки, Русаковской, Краснопрудной, Каланчевской, Кировской, Театрального проезда,
Охотного ряда, Моховой, Волхонки, Остоженки, Чудовки,
Хамовнического плаца, ул. Б. Кочек и Лужников.
Второе - от Всехсвятского
по Ленинградскому шоссе к заводу им. Сталина с использованием по этой трассе
Ленинградского шоссе, ул. им. Горького, Кузнецкого моста, Пушечной ул., Новой и
Старой площади, улиц: Солянки, Яузской,
Интернациональной, Радищевской, Б. Каменщиков, Крутицкого
вала, Симоновского вала, Велозаводской
ул. и Тюфелевого бульвара.
Третье - от Останкинского парка через
Марьину рощу, Рождественку, Китай-город, Балчуг, Б. и М. Ордынки, Люсиновскую, Земляную, Б. Тульскую на Серпуховское шоссе.
9. Реконструировать
следующие, помимо центральных, городские площади с первоочередной их застройкой
хорошими по архитектуре зданиями: привокзальные площади и подъезды к ним -
Комсомольская, Киевская, Курского и Саратовского вокзалов, Савеловская,
Белорусско-Балтийского вокзала, Крестовская застава, Арбатскую, Смоленскую,
Советскую, Пушкинскую, Триумфальную, Сокольнического круга, Коммуны, Крымскую,
Красных ворот, Таганскую, Крестьянскую, имени 1905 года, Преображенскую,
Октябрьскую, Добрынинскую и Калужскую заставы. При планировке и
оформлении площадей обеспечить широкий проезд и предусмотреть выделение на
площадях закрытых для проезда мест со стоянками для автомашин.
10. Одобрить в основном представленные МК
ВКП(б) и Моссоветом регулятивные красные линии
основных уличных магистралей, предусматривающие также в порядке регулятивном:
а) пробивку новых
радиальных улиц в восточной и юго-восточной частях города: улицу от площади им.
Ногина к Проломной заставе, улицу от Яузских ворот к
заводу им. Сталина и улицу от Покровских ворот к Курскому вокзалу;
б) пробивку параллельных улиц к старым радиальным, плотно застроенным и перегруженным
движением: Ново-Кировской и Ново-Арбатской.
11. Провести следующие новые кольцевые
магистрали:
а) Центрального полукольца по линии: Спасо-Глинищевского пер. - Б. Комсомольского пер. - Фуркасовского пер. - Кузнецкого моста - проезда
Художественного театра - ул. им. Огарева с выходом на Кропоткинскую площадь;
б) продолжения Бульварного кольца в Замоскворечьи;
в) нового бульварного кольца с
использованием в основном трассы Камер-Коллежского вала;
г) нового паркового кольца, связывающего
парковые массивы города: Останкино, Сокольники, Измайлово,
Введенские горы, Ленинские горы, Лужники, Красно-Пресненский парк, Петровский и
Тимирязевский парки.
12. Предусмотреть в перспективе в порядке
регулятивном пробивку для разгрузки центра города от транзитного движения
следующих улиц, связывающих по прямым направлениям узловые пункты и районы
города между собой:
а) магистрали, связывающей по прямой
линии площадь Белорусско-Балтийского вокзала с Комсомольской площадью;
б) магистрали, связывающей по прямой
линии площадь Белорусско-Балтийского вокзала с площадью Киевского вокзала;
в) магистрали, связывающей по прямой
линии Комсомольскую площадь с Абельмановской заставой
в Пролетарском районе, и
г) магистрали, связывающей по прямой
линии Фрунзенский, Ленинский, Кировский и
Пролетарский районы по линии Шелепиха - Октябрьская
площадь - завод им. Сталина.
Поручить Моссовету в течение года, на
основе утвержденных красных линий, разработать и утвердить детальные планы
застройки улиц и площадей города, оформляемых в течение ближайших десяти лет.
13. Для нормального размещения
пятимиллионного населения города и правильной организации жилого квартала
установить следующие основные принципы застройки и заселения города:
а) при планировке и застройке новых, а
также при перепланировке нынешних московских кварталов, вместо мелких кварталов
в 1 1/2 - 2 га, плотно застроенных (на 50 - 60 проц.) мелкими домами,
изрезанных при этом большим количеством пересекающих магистрали переулков, -
строить крупные кварталы в 9 - 15 га;
б) застройку кварталов производить
небольшим количеством крупных домов, расположенных друг от друга на некотором
небольшом расстоянии для лучшего освещения и проветривания квартала;
в) застройку
территории города осуществлять из расчета постепенного снижения плотности
заселения, которая, несмотря на среднюю плотность в 350 человек на га жилого
квартала, достигает в настоящее время в пределах Садового кольца 1000 и более
человек на 1 га жилого квартала, с доведением плотности в перспективе
равномерно для всего города до 400 человек на 1 га жилого квартала. В отдельных, наиболее удобных и ценных для жилых зданий районах
(например, на набережных) плотность заселения может быть допущена до 500
человек на 1 га жилого квартала за счет повышения этажности домов;
г) к постройке в Москве допускать жилые
дома, высотой не ниже шести этажей, а на широких магистралях и в пунктах
города, требующих наиболее выразительного и парадного оформления (на
набережных, площадях и широких улицах), более высокие дома в 7 - 10 - 14 этажей.
14. Для лучшего обслуживания населения
города культурно-бытовыми учреждениями развернуть строительство сети школ,
амбулаторий, столовых, детских садов, детских яслей, магазинов, физкультурных
площадок и т.п. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР считают
неправильным стремление к замкнутому размещению всех этих учреждений в каждом
большом доме только для жильцов этого дома. ЦК ВКП(б)
и Совнарком СССР считают, что школы, амбулатории, столовые, детские сады,
детские ясли, театры, кино, клубы, больницы, стадионы и другие виды учреждений
культурно-бытового обслуживания населения должны размещаться в центре ряда
кварталов в расчете на обслуживание населения, проживающего не в одном, а в
десятках домов.
15. В интересах правильной организации
территории г. Москвы и обеспечения здоровых условий для жизни населения вывести
постепенно из г. Москвы все опасные в пожарном отношении и вредные в
санитарно-гигиеническом отношении предприятия, а также отдельные, большей
частью, мелкие предприятия, расположение которых мешает планировке улиц и
площадей города.
16. Разгрузить город от сортировочных и
технических железнодорожных станций с постепенным выводом их, а также
внутригородских прирельсовых складов за пределы города.
Соединить сходящиеся к Москве линии
железных дорог тоннелями, построив в первую очередь тоннель, соединяющий линию
Курской железной дороги с линией Октябрьской железной дороги.
Перенести часть
линий Окружной железной дороги в направлении к юго-западу и юго-востоку от
нынешней ее трассы, предусмотрев в будущем сооружение второй Окружной железной
дороги за пределами города для полной разгрузки города от всех грузовых
транзитных железнодорожных потоков.
Электрифицировать все движение в
Московском железнодорожном узле и, в первую очередь, пригородное.
Поручить НКПС разработать в соответствии с этим план реконструктивных работ по Московскому
железнодорожному узлу.
II. Строительство и
реконструкция городского
хозяйства Москвы
Осуществление установленного плана
расширения, перепланировки и архитектурного оформления города Москвы требует
громадного строительства и реконструкции ее городского хозяйства, радикально
улучшающего бытовые и культурные условия жизни населения города.
Утвердить следующую, представленную МК ВКП(б) и Моссоветом, программу строительства и реконструкции
городского хозяйства города Москвы на десятилетний период (1936 - 1945 гг.) и
на ближайшие три года (1936 - 1937 - 1938 гг.):
1. Жилищное строительство в Москве в
течение десятилетия определить в объеме 15 млн. кв. метров (около 2500 домов),
из них в течение ближайшего трехлетия в объеме 3 млн. кв. метров (около 500
домов), в том числе:
в
1936 г. - 800 тыс. кв. метров;
-"- 1937 г. - 1000 -"-;
-"- 1938 г. - 1200 -"-.
Установить, что не менее 25% этой
программы жилищного строительства должно быть осуществлено силами и средствами
Московского Совета.
2. Построить 6 новых гостиниц на 4000
номеров и, кроме того, в ближайшие 3 года закончить строительство гостиницы
Моссовета в Охотном ряду с надстройкой Гранд-Отеля и
достроить вторую очередь гостиницы на площади Киевского вокзала.
3. Увеличить к концу 1938 года, наряду с
дальнейшим развитием строительства Метрополитена, московский внутригородской
пассажирский транспорт в следующих размерах:
Количество вагонов трамвая до 2650 шт.
Количество троллейбусов 1000 -"-
Количество автобусов 1500 -"-
Количество такси 2500 -"-.
Построить новые пассажирские трамвайные
линии в течение десятилетки на протяжении 400 километров, в том числе за
трехлетие - 100 км.
В связи с развитием метро, автобусного и
троллейбусного движения в центре города считать необходимым
снять с наиболее напряженных улиц трамвайное движением с перенесением
его на окраинные улицы города.
4. Ликвидировать разнотипность замощений
на проездах-улицах и между линиями трамвая, применяя сплошное асфальтирование
улиц, за исключением подъемов, где допускать замощение брусчаткой небольших
размеров и клинкером. Уложить все трамвайные пути в черте города на прочные
основания: бетонные и щебеночные. Замостить в течение 10 лет 10 млн. кв. метров
улиц и площадей города Москвы усовершенствованными мостовыми, с тем, чтобы
полностью все улицы и площади города покрыть асфальтом. В течение ближайших 3
лет замостить усовершенствованными покрытиями 2,5 млн. кв. метров улиц и
площадей Москвы.
Установить, что замощению улиц г. Москвы
усовершенствованными покрытиями должно, как правило, предшествовать
строительство водостоков.
5. Для улучшения связи
между районами, расположенными по обеим сторонам Москва-реки, и для обеспечения
возможности сквозного прохождения по Москва-реке больших волжских судов
построить в течение десятилетия 11 новых мостов на высоте уровня Бородинского
моста (до 8,6 метра над уровнем воды при отметке 120) и 3 моста
реконструировать путем подъема на тот же уровень.
Из указанных мостов построить к началу
1938 года взамен ныне существующих 4 новых места через Москва-реку:
1) Большой Каменный, 2) Крымский, 3) Москворецкий и 4) Краснохолмский и три
моста через Водоотводный канал: 1) М. Каменный, 2) Чугунный и 3) М.
Краснохолмский мосты. К этому же сроку поднять существующие на Москва-реке мосты: 1) Устьинский,
2) Ново-Спасский и 3) мост МББ ж.д.
На новых местах
построить следующие мосты: 1) мост от Лужников на Ленинские горы с эстакадным
подходом для соединения нынешней территории города через Лужники с новой
юго-западной территорией, 2) два моста через Москва-реку и Водоотводный канал
для продолжения Бульварного кольца от Дворца Советов в Замоскворечье, 3) мост
через Москва-реку для соединения Пролетарского района с Кировским, 4) мост
взамен существующего Даниловского деревянного у завода им. Сталина.
Построить Крестовский, Остаповский, Митьковский и
Ленинградский путепроводы. Строительство Крестовского путепровода закончить в
1938 году.
6. Для обводнения реки Яузы и других
водоемов города осуществить следующие работы:
а) построить к 1939 году в северной части
города канал для соединения Химкинского водохранилища с рекой Яузой, который
вместе с Яузой создаст внутригородское водное кольцо;
б) расширить русло реки Яузы до 20 - 25
метров;
в) очистить, привести в порядок и
обводнить все имеющиеся на территории города пруды.
7. Для своевременной подготовки
московского водопровода к приему волжской воды и подачи ее населению немедленно
развернуть строительство Сталинской водопроводной станции на волжской воде с
доведением ее мощности в 1937 году до 25 млн. ведер в сутки, а в 1938 году - до
50 млн. ведер. В последующие годы построить северную станцию на волжской воде
мощностью в 50 млн. ведер в сутки и Пролетарскую станцию на юго-востоке города
мощностью в 25 млн. ведер в сутки. Общую мощность московского водопровода к
1945 году увеличить до 180 млн. ведер воды в сутки, а к 1939 году - до 106 млн.
ведер.
8. Для ликвидации имеющегося в настоящее
время отставания московской канализации от достигнутого уровня водоснабжения, а
также для развития канализации, в соответствии с установленным ростом
водоснабжения - осуществить следующие работы:
а) мощность
канализационных каналов, отводящих канализационные воды на очистные сооружения,
увеличить к 1945 году до 120 млн. ведер в сутки, а к 1939 году - до 90 млн.
ведер;
б) увеличить общую мощность очистных
сооружений к 1945 году до 100 млн. ведер, а в течение ближайших 3 лет - до 62
млн. в сутки.
9. Важнейшей задачей реконструкции
городского хозяйства Москвы является ее теплофикация - основное средство для
высвобождения города от дальнепривозного топлива, для рационализации ее
теплового хозяйства и дальнейшего повышения электроснабжения города.
ЦК ВКП(б) и СНК
СССР устанавливают необходимость увеличения мощности теплофикационных станций к
1945 году до 675 тыс. кВт, вместо существующих 89 тыс. кВт.
К началу 1939 года
теплофикационную мощность московских станций увеличить до 275 тыс. кВт за счет
строительства к этому сроку Сталинской ТЭЦ в 100 тыс. киловатт, Фрунзенской ТЭЦ - до 50 тыс. кВт, ТЭЦ завода им. Сталина -
до 25 тыс. кВт, ТЭЦ ВТИ - в 1936 году - до 64 тыс. кВт и 1-й МГЭС в 1937 году -
до 24 тыс. кВт.
10. Учитывая недостаточность мощности
существующего в Москве газового завода для удовлетворения самых неотложных нужд
города, обязать НКТП, путем развития дальнего газоснабжения Москвы, обеспечить
подачу газа в город к 1945 году до 600 млн. куб. метров в год. Впредь до
кардинального разрешения вопроса газоснабжения Москвы считать необходимым,
наряду с увеличением мощности существующего газового завода, построить около
Москвы и ввести в эксплоатацию к началу 1938 года коксо-газовый
завод мощностью не менее 200 млн. куб. метров газа в год, с одновременной
выработкой кокса для нужд промышленности Москвы и Московской области.
11. Приступить с 1936 г. к реконструкции
подземных устройств города Москвы, путем укладки телефонного, телеграфного,
осветительного, силового кабелей, газовых и водопроводных труб в единый
коллектор, позволяющий без раскрытия мостовых контролировать, регулировать и
ремонтировать эти сооружения.
12. Построить в Москве за десятилетие 530
школьных зданий и в ближайшие три года - 390 школьных зданий.
Построить за десять лет не менее 17
больниц и 27 диспансеров, в том числе в течение ближайших трех лет - 6 больниц
и 3 диспансера.
13. Построить в Москве в течение десяти
лет для культурного обслуживания населения:
а) 50 кинотеатров, в том числе 5
кинотеатров в ближайшие три года;
б) 3 дома культуры, детский дом культуры
и 7 клубов.
14. Имея в виду неуклонный рост советской
торговли, общественного питания и материального положения трудящихся,
установить необходимость строительства:
а) 9 крупных универсальных магазинов, из
них 2 в течение ближайших трех лет;
б) 5 холодильников емкостью всего на 50
тыс. тонн, из них 2 холодильника в течение ближайших трех лет;
в) капитальных овощехранилищ под землей
емкостью на 600 тыс. тонн хранения картофеля и овощей, из них на 150 тыс. тонн
в ближайшие три года;
г) 3 элеваторов емкостью 175 тыс. тонн,
из них один элеватор в 1937 г.;
д) 6 хлебозаводов, из них один к 1937
году;
е) 5 крупных фабрик для заготовки
полуфабрикатов столовым общественного питания, в том числе 3 в течение
ближайших трех лет.
15. Для разгрузки центра города от
грузового движения вывести базисные склады из пределов Китай-города и
Бульварного кольца.
16. Для выполнения принятой программы
реконструктивных работ по г. Москве, связанных со сносом домов и переселением
живущих в них, обязать Моссовет создать специальный маневренный жилой фонд в
100 тыс. кв. метров.
17. Для обеспечения в строительстве и
планировке Москвы твердой дисциплины и полного соответствия застройки
территории утвержденному генеральному плану города установить:
а) строительство на территории г. Москвы
и резервированной за городом территории, вне зависимости от ведомственной
подчиненности, может производиться лишь с разрешения президиума Московского
Совета, под его контролем и с точным выполнением требований Моссовета;
б) всякого рода строительство на
территории г. Москвы может допускаться лишь при условии утверждения или
согласования с Моссоветом планов застройки и архитектурных
проектов этого строительства.
18. Одобрить в основном представленный МК
ВКП(б) и Моссоветом проект постановления о правилах и
порядке застройки г. Москвы, поручив Совету Труда и Обороны уточнить его и
внести соответствующие изменения в действующее законодательство по этим
вопросам.
19. Все предусмотренные
генеральным планом Москвы реконструктивные работы на десять лет (1936 - 1945
гг.) и на ближайшие три года (1936 - 1937 - 1938 гг.) внести в соответствующие
годовые и пятилетний планы.
20. Поручить Госплану СССР совместно с МК
ВКП(б) и Моссоветом определить размеры ассигнований,
сроки и очередность выдачи денежных средств и материальных фондов, необходимых
для осуществления плана работ, предусмотренных настоящим Постановлением, и
внести на утверждение ЦК и СНК.
* * *
СНК СССР и ЦК ВКП(б)
подчеркивают, что задача партийных и советских организаций Москвы состоит не
только в том, чтобы выполнить формально план реконструкции города Москвы, но
прежде всего в том, чтобы строить и создавать высококачественные сооружения для
трудящихся, чтобы строительство в столице СССР и архитектурное оформление столицы
полностью отражали величие и красоту социалистической эпохи.
СНК СССР и ЦК ВКП(б)
уверены, что московские большевики, советские организации, инженеры,
архитекторы и рабочие-строители, показавшие уже немало образцов
высококачественной работы, сумеют с честью выполнить возложенные на них задачи.
Председатель СНК СССР
В.МОЛОТОВ
Секретарь ЦК ВКП(б)
И.СТАЛИН