СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 1936 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОМИССИИ СОВЕТСКОГО КОНТРОЛЯ
ПРИ СНК СОЮЗА ССР О РАССМОТРЕНИИ ЖАЛОБ ТРУДЯЩИХСЯ
Успехи социалистического строительства и
рост общественной активности трудящихся ставят с особой остротой вопрос об
усилении борьбы с недостатками и бюрократическими извращениями в советском
аппарате, а также с фактами нарушения революционной законности. Это требует
действительно внимательного и чуткого отношения со стороны всех советских и
хозяйственных организаций к заявлениям и жалобам трудящихся, указывающих на эти
недостатки и извращения, устранение которых поможет дальнейшему росту наших
успехов.
Между тем многие жалобы и заявления
трудящихся, поступающие в Комиссию Советского Контроля и в другие советские
органы, вскрывают многочисленные факты невнимательного, а нередко и бездушно -
бюрократического отношения к этим заявлениям. Все еще нередки также случаи
забвения руководителями советских и хозяйственных учреждений неоднократных
указаний т. Сталина о том, "чтобы наши руководители проявляли самое
заботливое отношение к нашим работникам, к "малым" и
"большим", в какой бы области они ни работали".
Проверка работы по разбору жалоб в
народных комиссариатах, советских, профсоюзных и других организациях (в
Народном Комиссариате Финансов Союза ССР, Народном Комиссариате Земледелия
Союза ССР, Сталинградском краевом исполнительном комитете, Западном областном исполнительном
комитете, Центральном Совете профессиональных союзов Белоруссии и др.)
показывает, что нередко руководители учреждений сами не занимаются разбором
жалоб; жалобы, даже заслуживающие большого внимания, механически пересылаются в
местные организации без контроля за ходом их разбора,
иногда жалобы передаются на разрешение тех учреждений и лиц, на которых подана
жалоба. Имеет место совершенно небрежное хранение, а подчас и утеря жалоб;
отсутствует проверка исполнения принятых по жалобам решений, а также проверка
постановки разбора жалоб в подведомственных организациях.
Комиссия Советского Контроля особо
указывает на недопустимость волокиты и формально - бюрократического отношения к
заявлениям и жалобам рабочих, красноармейцев и колхозников, причем в отношении
колхозников необходимо усилить борьбу с неправильными исключениями из колхозов,
так как эти исключения допускаются уставом сельско -
хозяйственной артели только как крайняя мера после проведения мер
воспитательного и предупредительного характера.
Комиссия Советского Контроля считает
также недопустимым:
когда некоторые руководители советских и
хозяйственных организаций меры воспитания в отношении отдельных провинившихся
работников подменяют мерами административного воздействия, иногда заочно налагаемыми,
что на деле не способствует укреплению государственной дисциплины и создает
безразлично - привычное отношение к этим взысканиям;
неправильное увольнение работника или
отказ в приеме на работу исключительно по формальным мотивам, например, из-за
социального происхождения, наличия административно - судебных взысканий в
прошлом или осуждения родственников увольняемого, применяемое некоторыми
руководителями учреждений в целях фальшивой самостраховки. Особенно недопустимо лишение молодежи учебы
(неприем или исключение) по этим признакам;
самовольные чистки или кампанейские
проверки аппарата, проводимые в большинстве случаев исключительно формально, на
деле не укрепляющие советский аппарат;
посылка в некоторых случаях
"секретных характеристик" при переводе работника на другую работу,
иногда незаслуженно опорочивающих работника и лишающих его в этих случаях
возможности оправдаться, так как он не знает, что ему ставится в вину;
выдача сельскими советами, районными
исполнительными комитетами и городскими советами справок о социальном
происхождении, основывающихся не на документах, а на устных, зачастую
неправильных заявлениях.
Комиссия Советского Контроля отмечает,
что в работе Бюро жалоб и уполномоченных Комиссии Советского Контроля имеются
следующие недочеты:
а) вместо выполнения основной своей
задачи - контроля за правильным разбором жалоб в
ведомствах и учреждениях органы Комиссии Советского Контроля пытаются подменить
собою эти организации в разборе поступающих к ним жалоб;
б) при проверке разбора жалоб в ведомствах
и организациях не уделяется должного внимания устранению недостатков данного
аппарата, а ограничиваются лишь устранением отдельных недочетов по поступившим
жалобам;
в) плохо осуществляется контроль за работой учреждений и организаций, в которые поступает
наибольшее количество жалоб, и проверка того, какие меры эти учреждения
проводят для улучшения работы в подведомственных им органах;
г) недостаточное привлечение актива к
своей работе, а также недостаточная мобилизация актива общественных организаций
проверяемых учреждений на борьбу с недостатками по рассмотрению жалоб.
В соответствии с указаниями т. Сталина и
мероприятиями правительства и партии по усилению революционной законности, а
также в соответствии со специальным Постановлением Центрального Исполнительного
Комитета Союза ССР от 14 декабря 1935 г. "О положении дел с разбором жалоб
трудящихся" (СЗ, 1936, N 31, ст. 274) Комиссия Советского Контроля считает
необходимым:
1. Прекратить увольнения и отказ в приеме
на работу советскими, хозяйственными и другими организациями по таким мотивам,
как социальное происхождение, судимость в прошлом, осуждение родителей или
родственников и т.п., поскольку это не предусмотрено специальными законами.
2. Произвести пересмотр взысканий,
наложенных на работников советского аппарата бывшими органами Рабоче -
Крестьянской Инспекции при чистках советского аппарата, поскольку значительная
часть их утратила, в настоящих условиях, свое значение.
Снятие указанных взысканий, в каждом
отдельном случае, производить по решениям руководителей учреждений, в которых
работает данный работник, на основании отзывов общественных организаций.
3. Запретить, без разрешения Комиссии
Советского Контроля при СНК Союза ССР, проведение каких бы то ни было чисток
аппарата, как по отдельным областям, краям и республикам, так и по отдельным
ведомствам.
4. Не допускать посылки "секретных
характеристик" при переводе работника из одного учреждения в другое, а
давать лишь открытые характеристики.
5. Привлекать к строгой
ответственности, вплоть до судебной, руководителей советских, хозяйственных и
других организаций (сельские советы, районные исполнительные комитеты,
учреждения, предприятия) за выдачу неправильных фактических справок о
трудящихся.
6. Не допускать наложения взысканий
заочно, без вызова и заслушивания объяснений провинившегося работника.
Наложение административных взысканий и их снятие проводить, обеспечивая
воспитательное воздействие и поднятие дисциплины во всем коллективе работников
данного учреждения.
7. Указать, что взыскания, в виде лишения
права занимать ответственные должности или запрещения работать в той или иной
местности, могут налагаться только по решению высших правительственных органов.
Указать также на то, что запрещение работы в системе данного ведомства на
определенный срок может применяться только по решению соответствующего
народного комиссара Союза ССР и союзной республики, в случаях, предусмотренных законом.
8. Прекратить передачу дел по наложению
взысканий за служебные проступки на провинившихся работников в общественные
организации. Особенно нетерпимым считать факты передачи судебно - прокурорским
органам дел о служебных проступках, не содержащих никаких признаков уголовного
преступления, а равно считать недопустимым разрешение в дисциплинарном порядке
дел явно уголовного характера (растраты, использование служебного положения и
др.).
9. Уполномоченным Комиссии Советского
Контроля и органам прокуратуры усилить борьбу с нарушением устава сельско - хозяйственной артели и, в частности, пункта 17
этого устава о неправильном исключении колхозников из колхоза, привлекая к
суровой ответственности всех нарушителей этого устава.
10. Обращая внимание руководителей
организаций и учреждений на наличие массовых фактов нарушений
сроков рассмотрения жалоб трудящихся, установленных Постановлением
Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 14 декабря 1935 года,
Комиссия Советского Контроля предлагает руководителям учреждений и организаций:
а) установить точную регистрацию всех
поступающих жалоб, а также контроль за рассмотрением и
прохождением этих жалоб и за исполнением решений, принятых по этим жалобам;
привлекать к строгой ответственности работников учреждений, виновных в утере
жалоб трудящихся;
б) при получении жалоб точно
устанавливать срок их рассмотрения, в соответствии с Постановлением
Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, а в тех случаях, когда жалоба
требует длительного расследования, своевременно ставить об этом в известность
жалобщика;
в) систематически проверять постановку
работы по жалобам в низовых звеньях своей системы.
11. Обязать Бюро жалоб и уполномоченных
Комиссии Советского Контроля:
а) решительно перестроить свою работу,
сосредоточив основное свое внимание на контроле за
правильной организацией разбора жалоб ведомствами, учреждениями,
профессиональными союзами, путем проведения систематических, а не от случая к
случаю, проверок правильности расследования жалоб по существу и своевременного
устранения имеющихся недостатков;
б) ввести в практику работы обсуждение
результатов расследований жалоб, имеющих общественное значение, на собраниях
рабочих, колхозников и проч.;
в) привлекать к работе по разбору жалоб и
к проведению массовых проверок хорошо проверенный актив рабочих, колхозников,
рабкоров и специалистов, тщательно инструктируя их и помогая им в работе.